- Почему бог с бородой?
- Бог создал мужчину с бородой, не оскорбляем ли мы Бога, когда бреем бороды ?
- А знаете ли вы? Значение бороды в религиях мира.
- Борода и православие: значение бороды в православии
- Борода в исламе: что означает борода у мусульман
- Борода в буддизме: почему буддисты бреются
- Борода в иудаизме: почему евреи не бреются
- ________________________
Почему бог с бородой?
В современной религиозной трактовке бог единый, а также его человеческие сподвижники представлены в образе благообразных старцев с нимбом на голове.
Почему так никто не знает. Старцами ведь не рождаются. Чего бы богу ни быть здоровым и молодым атлетом, спрашивается? Тем более, всемогущему? Ан нет. А нимб, вообще, имеет массу толкований на шизоидном уровне: это и шлем космических пришельцев, и показатель недюжинного ума и святости, излучение «знаний» для темного аборигенного люда, аура. И свидетельство нашего с вами неземного, возможно, божественного, происхождения.
Ничего против собственного божественного происхождения не имею, но не следует ли поискать более простого, прозаического смысла названным атрибутам божественности? Полагаю, дело как раз в неимоверной скаредности и умственной недоразвитости наших предков.
Наши далекие предки — охотники и собиратели диких плодов жили трудно и голодно. Добыча пищи была делом малоэффективным и трудоемким, зачастую связанным с большим риском для жизни. Таким людям не так уж легко накормить детей, но те, хоть с 4 — 5 летнего возраста могут начинать участвовать в общем трудовом процессе и тем оправдать свое изначальное дармоедство. И с годами это участие будет нарастать. Другое дело — старики, не способные уже трудиться и охотиться наравне со всеми. Эти изводили понапрасну добытую с таким трудом пищу, занимали место у костра, изнашивали одежду.
В сказках и преданиях разных народов до нас доходят бесцеремонные способы «утилизации» состарившихся родителей. Завезти в лес или на гору и там оставить на растерзание хищникам, голодную смерть или замерзание. Ритуально умертвить и, даже, с ритуальными почестями, съесть. И т.п. Короче, чтобы уцелеть среди единокровных деток, надо было пожилым людям оставаться полезными, отрабатывать получаемые тяжким трудом пищу и кров.
Легко представить, что пожилые женщины, не способные уже к деторождению и тяжелому физическому труду, старались проявить себя на вспомогательных работах, требующих не столько физических данных, сколько жизненного опыта. Это прием родов, лечение раненых и больных, уход за малыми детьми, приготовление пищи и напитков. То, что в последствии приобрело налет колдовства и чародейства, а, возможно, специально, для «имиджа» внушалось молодому поколению. Такая «колдунья», даже снятая с довольствия племенем и отселенная в малопригодное жилье — лесную избушку или пещерку, могла зарабатывать на жизнь вышеупомянутым чародейством. Проблемы, ведь, есть у всех.
Что же касается старцев, они могли оказаться полезными только на «оргработах».
Принятие правильного, эффективного решения невозможно без знания местности, обстановки, грамотных и безопасных технологических приемов. А в глубокой, доисторической древности это достигалось личным многолетним опытом. Поэтому старец, не желавший, чтобы его отвели в лес и привязали к дереву, при прогрессирующей немощи организма, мог оправдать свое существование только «умственной работой». И часть старцев, действительно, могла быть полезной умением правильно вооружить, расставить охотников, подсказать где выкопать волчьи ямы и организовать загон дичи. Или указать что, где и когда собирать, как добывать и хранить. При вооруженных конфликтах соседствующих племен роль знатока тактики боя или переговорного процесса вообще была неоценима. Так что «культ умного старца» должен был начать складываться очень давно. Молодые и здоровые часто неспособны к «принятию решений», либо не хотят отвечать за промахи, поэтому легко прибегают к помощи авторитетов.
Следы культа «пожилого мудреца» существуют не только на Востоке, но и в наиболее продвинутых, «демократических» странах. Сенат — не что иное, как совет родовых старейшин. Древний индоевропейский корень «сен» означает не что иное как «стар» (литовское «сянас»- старый). Того же происхождения и слова «сениор», «сэр». Пожалуй, и латинское «сан», т.е. святой того же корня.
Чтобы изобразить на скале охотника, надо было нарисовать бегущего человека с копьем в руке. А как обозначить, что инструментом для добывания хлеба насущного является голова? Проще всего отметить ее каким-нибудь знаком, например, кружком. Вот вам и старец и нимб.
Можно представить, также, что смерть толкового старца была потерей для племени. Спрашивается, что именно племя теряло? Тело старца и раньше не представляло ценности в силу его немощи. Однако, перестав дышать, или «испустив дух» старец прекращал давать мудрые советы и превращался в разлагающийся прах. Легко, даже очень недалекому человеку увязать умственную деятельность с дыханием, «духом». Так появляется некое абстрактное представление- «ДУША». Есть душа в теле, то есть тело дышит — идет умственная работа, перестало дышать — душа из тела улетучилась, а с ней и вся содержавшаяся в этом теле полезность, информация. Индоевропейское слово «Бог» созвучно с санскритским Бха, — что означает Дыхание.
Племя и далее хотело бы пользоваться знаниями и опытом старца. Однако реально этот старец уже не существовал. Но, ведь племени нужно было не его тело, а содержавшийся в нем «виртуальный продукт» — совокупность знаний и побудительных мотивов для принятия правильного решения. В силу виртуальной природы этого продукта, легко предположить, что он не исчез, а существует где-то в «тонких» материях — воздухе, свете, тумане и т.п. Есть соблазн «выделить» этот продукт, осадить его, подсунув «душе» суррогат тела мудреца — идола и произведя с ним действа, похожие на общение с реальным мудрецом. Покормить его, попросить о помощи, поблагодарить за прошлые и будущие советы, дать подарок. Так возникает идолопоклонничество. Можно тело старца попытаться сохранить в наиболее полноценном виде — засушить, забальзамировать, захоронить в саркофаге на видном месте. С той же целью — улавливания отлетевшей души и посмертному ее привлечения к решению проблем племени.
Как правило, такие действия оказывались небесполезными. Представив себе, что в принятии решения участвует умерший старец, то есть, попытавшись поступить так, как сделал бы он, можно было найти наиболее правильный выход из ситуации.
По смерти мудреца возникала вакансия, за которую, надо полагать, боролся не один кандидат на досрочную утилизацию. Для победы «на выборах» помимо собственного авторитета неплохо было иметь репутацию проводника идей и методов предыдущего, преставившегося мудреца. Лучшей из репутаций могла быть прямая родственная связь отец-сын. В порядке создания системы преемственности «отцовские сапоги» такой потомок еще при жизни мог и должен был привлекаться к сотрудничеству с мудрым старцем в качестве глашатая, бригадира исполнителей воли старца, кормильца и т.п. С уходом старца в нереальный мир последователь, для поддержки собственного авторитета, должен был продолжать все эти действия. Однако, ввиду отсутствия реального объекта, действия эти носили имитационный, магический характер. Так начинают складываться религиозные традиции. Часть функций по мнимому обслуживанию божества со временем стала перекладываться на дополнительный штат — специально выделенных жрецов, которые, с той же целью повышения собственной конкурентоспособности стали усложнять ритуалы, дабы их не могли воспроизвести не посвященные.
Со временем религиозная система, сформировавшаяся на рациональной базе сохранения и передачи знаний и опыта, стала включать в себя помимо обрядовых компонент некоторые укоренившиеся знания и представления — космогоническую систему, систему моральных ценностей, нормы бытового поведения и т.д. Зафиксированные принципы решения дел, без сомнения, были удобны правителю, и, в случае принятия неправильного решения, позволяли сослаться на неукоснительное выполнение заветов. Чтобы списать отрицательные последствия недальновидного решения на «божий гнев», божество наделялось, помимо «совещательных» способностей, способностью непосредственного вмешательства. С той же целью бого — человекам приписывались функции бывших тотемических богов, олицетворявших стихию — такой бог (скажем, бог ветра) мог всерьез разгневаться и наделать беды, его полагалось молить о пощаде. Подобные «переходные» полулюди — полузвери существовали, например, в пантеоне Египетских богов.
Количество богов изначально было не менее количества «объектов управления», т.е. племен, родов, поселений. Помимо «родоначальников — старцев» система божеств содержала тотемических богов — зверей, деревья или другие природные объекты, чей патронаж признавало племя.
По мере осознания собственного могущества племена понижали в статусе тотемических богов до уровня суеверных обычаев или, вообще, переставали их признавать. В процессе укрупнения структур человеческого общежития понижался авторитет семейных, родовых, племенных «богов» и укреплялся авторитет более крупных — общегородских, общегосударственных. И так вплоть до идеи единобожия, которая означает осознание идеи единства человечества, вне зависимости от того, чьим семейным или родовым богом был изначально единый бог. А для «ускорения» процесса внедрения идеи, монотеистические религии начинают в той или иной мере преследовать идолопоклонничество ( «не сотвори себе кумира. »).
Из рассмотренной модели развития религии можно понять причину жизнеспособности одних религиозных течений и деградации других.
Развитие религии с человекоподобными божествами, в отличии от тотемических, отражавших страх перед сложностью и непредсказуемостью среды обитания, непосредственно связано с развитием и закреплением знаний и является мифологической и мистической формой отражения этого развития. Такой рациональный и прагматичный базис — стремление закрепить имеющиеся знания и опыт, нормы взаимоотношений, со своей стороны, обеспечивает живучесть подобных религий.
Живучести способствовала и наука, развивавшаяся не без успеха долгие столетия в стенах монастырей: астрономия, генетика, металлургия, химия.
Структуризация отношений в человеческом сообществе неизбежно вела к появлению вождей и знатоков. Последние имея при жизни более низкий, чем вожди, статус, но после смерти превращаются в святыни нации, ибо, по большому счету вожди, не являющиеся одновременно и «мудрецами» лишь проводники чужих идей, хоть и с огромными полномочиями.
Современная христианская религия, практически, отмежевавшись от познания и решения прикладных, социально значимых задач, имея в качестве «заветов» догматы, давно потерявшие практическое значение и, по сути, превратившись в «обрядоверие» не жизнеспособна и не может конкурировать даже с полуавантюрными или авантюрными сектами, предлагающими некую реальную помощь членам общины. Возможно, живучесть иудаизма, мусульманства и буддизма объясняется более глубоким их участием в «светской» жизни.
Религия -отражение традиций авторитаризма. Демократия или структура отношений, когда все равны в принятии решений или временно доверяют это платному чиновнику, ориентируясь на его обещания, не имеет глубоких исторических корней, в отличии от авторитарного правления, базирующегося на укладе и опыте предков. Верующий демократ, например, член христианско- демократического движения, скорее всего осознанный или неосознанный лицемер, пытающийся соединить в своем сознании и своих действиях уважение к патриархальному авторитаризму и демократическому, гражданскому укладу, когда все члены общества, включая домохозяек, безработных и заключенных имеют равные с уважаемыми членами общества права по принятию решений общегосударственного или международного масштаба.
Источник статьи: http://proza.ru/2008/01/03/320
Бог создал мужчину с бородой, не оскорбляем ли мы Бога, когда бреем бороды ?
спасибо за вопрос) ) очень прикольные комменты
«100-главый Собор ХV1 в. «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться
Священники, когда надевают епатрахиль, так-то молитву произносят: «Благословен Бог, изливая благодать Свою на священники Своя, яко миро сходяще на главу, браду, браду Аароню, сходяще на ометы одежды его». Как же читать эту молитву, если бороды нет? Господь дал мужчине бороду не случайно. Есть такое дерево — лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии.. . Почему же бреют бороды? Было время, когда язычники, чтобы продлить свою молодость, брились.. . Но они не знали Истинного Бога. Как-то к нам в монастырь приехал один мой знакомый. Пока жил у нас, отрастил бороду. А когда приехал домой, его маленькая внучка увидела деда с бородой. Ее потом спрашивают: «Как дедушке — хорошо с бородой? » Она говорит: «Очень хорошо! » — «А без бороды на кого он похож? » — «На бабушку». «(с)
взято из гугла) )
___
Мое мнение — это традиция которая существовала у разных народов, времена меняются и мода на бороду тоже. Насчет того что волосы это связь с космосом я верю, думаю это больше все таки относится к женщинам. Насчет мужчин то те умные и интересные мужчины обладающие интуицией которых, я знаю не носили бороды и им это никак не мешало быть такими, какими они являются, так что думаю важнее иметь волосы на голове, а не на лице в виде увесистой бородищи.
Ну и думаю, что греховность не определяется тем, что носит человек бороду или нет.) Вот если священник не носит бороду то это как то не привычно возможно он нарушает традицию, простой из народа же мужчина не несет никакой ответственности ..
а зубы тоже не будем чистить? -))
ЗЫ если есть бог, то бритьё бороды, так же, как и ношение её, это его промысел. или он не всесилен и не вездесущ? -)
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/88386601
А знаете ли вы? Значение бороды в религиях мира.
Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?».
И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.
Борода и православие: значение бороды в православии
В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом.
Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего.
Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.
Борода в исламе: что означает борода у мусульман
Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей. Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они следят и облагораживают ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной.
Борода в буддизме: почему буддисты бреются
Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни». В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.
Борода в иудаизме: почему евреи не бреются
Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.
Сбривать или не сбривать бороду, конечно же выбор каждого. Но то, что она придает шарма, мужественности и солидности ее обладателю – вне всякий сомнений. Уважаемые мужчины, вне зависимости от религиозных убеждений, будьте мужественными, и посещайте барбершопы.
________________________
Подробнее о том как начать отращивать и ухаживать за вашей бородой, а также быть всегда ухоженным и красивым вы сможете подписавшись на наш канал НИЖЕ.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и мы поймем насколько наш канал интересен и требует дальнейшего развития.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moyaboroda_cosmetics/a-znaete-li-vy-znachenie-borody-v-religiiah-mira-5e7fccafc52d023d8c95434a