Подвинул бороду ко мне

Псалтирь 132 глава 2 стих

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 1-2

Песнь степеней. Содержание: Четырнадцатая песнь возвещает благо, какое людям даруется Спасителем, по воссиянии Его, и говорит: Ст. 1. Се что добро, или что красно. Ст. 2. Яко миро на главе, сходящее на браду. Когда собрана будет Церковь и составит как бы единую некую стройность; тогда, и только тогда, подастся помазание Святого Духа и священство, первоначально на главу Церкви, которая есть Христос, потом же и на браду, которая есть благолепие лица Церкви, то есть, Апостолов; а напоследок снизойдет и на целое тело, т. е. на всех, которые в Церкви облеклись во Христа.

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

Ст. 2. Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Братскую любовь и единодушное согласие в жизни израильтян пророк объясняет здесь сравнением с миром, которым, по повелению Божию, помазан был первосвященник Аарон, при его посвящении на служение Богу. Он помазан был миром, т.е. благовонным (ароматическим) маслом (unguentum, елей), чрез возлияние его на главу посвящаемого. Так хорошо и так приятно, говорит он, согласное – в мире и братской любви – сожитие братьев, как хорошо и приятно святое и благовонное миро, возливаемое на главу первосвященника или священников, при посвящении их. Это миро, которое возливалось на главу первосвященника, стекало прежде всего на браду его, а с брады – на ометы, то есть на края, или обшивки, одежды его. Отсюда само собою вытекает такое сравнение, что как глава не сообщает мира, как только тем частям, которые ближайшим образом соединяются с нею, как борода, находящаяся на нижней части головы, а также, если бы одежда не соединялась с телом, то не могла бы тоже напояться миром, – так равно и братия, если не будут жить вкупе, т.е. не будут иметь общения и союза взаимной братской любви, то и милость Божия, сходящая свыше, не будет изливаться на них. По словам блж. Феодорита, «этот архиерейский елей (миро) составлялся из различных благовонных веществ, смирны, киннамона (корицы), тростника и играни (благовонного корня), но ни одно из них не дает само по себе такового благоухания, а соединение и смешение всех производит самый благовонный состав. И так прилично ему уподобить братское согласие. Ибо совокупность многих правых действий производит благоухание совершенной добродетели. Так, говорит, хорошо единодушие, как (хорошо) оное подзаконное миро, которым помазывали священников и которое изливалось на главу священника» [7, с. 1050-1051].

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Столь, говорит, хорошо и столь приятно жить братьям совокупно и иметь между собою согласие, как и приятно законное миро, которым помазывали священников чрез возлияние на главу их. Ибо как миро оное было хорошо, как святое, и приятно, как благовонное: так хорошо и свято и приятно и благовонно сожительство и единомыслие братьев в добром. Оно хорошо потому, что сего требует и природа и закон Божий, а оно же прекрасно, как полезное для жизни и души. Поелику же оное миро, которое изливалось на главу священника, скатывалось на браду его, то посему он и говорит здесь: сходящее на браду его; на браду, т. е. браду Аарона; поколику он первый помазан законным помазанием. Или Аароном называет каждого священника, как происходившего от Аарона. А как означенное миро с бороды Аарона спускалось на край одежды, т. е. на край священнической одежды, то посему он говорит: сходящее на ометы одежды его. Другиe вместо ометы переводят отверстие одежды, на которое опускалось миро. Слова Феодорита: Этот архиерейский елей (миро) составлялся из различных благовонных веществ: смирны, киннамона (корицы), тростника и ирани (благовон. корня); но ни одно из них не дает само по себе такового благоухания, а соединение и смешениe всех производит самый благовонный состав. Итак, прилично ему уподобил братское согласие. Ибо совокупность многих правых действий производит благоухание совершенной добродетели. Так, говорит, хорошо единодушие, как (хорошо) оное подзаконное миро, которым помазывали священников и которое изливалось на главу священника. Григория Богослова: Есть у меня и миpo, но такое, которым помазуются только священники и цари, миро многосоставное и многоценное и за нас истощенное. Но оно составлено искусством великого мироварца. О если бы и я сподобился принесть Богу благовоние сего мира! (2-е на Юлиана). Другой говорит: Ометом назвал то, что мы называем украшение одежды около шеи, около уст, или быть может бахромы, в конце риз нашиваемые и опушки. Итак, как священное миро, стекавшее с головы чрез бороду на край одежды, исполняло, по словам Феодорита, священника благовонием: так и польза от согласия объемлет всех, простираясь от начальника до подчиненных. Оригена: Дух Святой, о котором написано: Дух Господень на мне; ибо Он помазал Меня, во-первых, исполнял главу всего тела, которая есть Христос; после нее снисходил на лик апостолов, который есть украшение лица Христова, впрочем и на них не остановился; но и одеждам — внешним собраниям, украшающим святое тело, сообщил благовоние; почему и Павел говорит: Христово благоухание мы. От него получается помазание новорожденных для Христа (т. е. крещенных); и о семь также предсказал Исаия: испиют вино, помажутся миром; предай вое сие народам. Ибо это совет на все народы ( 6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; Ис. 25:6, 7). Божественного Максима: Миро есть Дух Святой; глава — ум, а брада Аарона — слово, убивающее страсти и приносящее Богу священнодействие добродетелей. Далее благодать Духа нисходит на омет одежды, т. е. чрез деятельное любомудрие распространяется и на нравственное. Ибо омет одежды есть конец ее.

Читайте также:  Померанский шпиц стрижки виды

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

Какие же сравнения? Посмотри: «(это) то же, что миро на голове, стекающее на бороду, на бороду Аарона, стекающее на края одежды его». Аарон, будучи первосвященником, помазывался миром, которое источалось со всех сторон, и от этого помазания он был весьма вожделенен, приятен и любезен для взиравших на него. Как он, — говорит пророк, — будучи помазан миром, блистал видом, был светел лицом, исполнен великого благоухания, и доставлял приятность взиравшим на него очам, так прекрасно и это; и как то зрелище не только было хорошо, но и приятно для зрения, так и это доставляет душе удовольствие.

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-3

Пророк объясняет здесь приятность и пользу живущих вкупе двумя подобиями: и во первых приятность сравнивает с драгоценным миром, которым помазуема была глава великаго первосвященника, и которое имело наиприятнейший запах, как явствует из 30 главы Исхода. Сие мѵро, излиянное на главу первосвященника, стекало прежде на браду, а с брады на ометы, то есть, на края одежды его. Отсюду делает следующее сравнение, что как глава не сообщает мѵра, разве токмо частям соединенным с нею: (ибо ежели бы брада не соединялася с главою, то без сомнения не имела бы участия в мире); и паки, ежели бы одежда не соединялася с телом, то не могла бы также напаяться мѵром: так равно и братия, ежели не будут жить вкупе, и иметь между собою взаимнаго любви союза, то и милость Божия, сходящая свыше, не будет на них изливаться. Потом сравнивает пользу тех же братий, живущих вкупе, с росою сходящею на горы, которыя, хотя от росы никакой приятности не чувствуют, однако приобретают великую пользу: ибо будучи напояемы росою, делаются плодоносными. Откуда выводит следующее сравнение, что как роса Аермонская, сходящая на горы Сионския, делает их плодоносными: тако милость Божия, сходящая на людей живущих вкупе, творит их благополучными. За сим присовокупляет: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Сими словами ясно подтверждает, что истинный союз братий имеет начало от Бога; и что главный конец онаго есть тот, чтоб все чтили Бога и единодушно призывали Его. Чего бо ради Пророк заимствует подобие от священнаго помазания первосвященника, ежели не для того, чтоб благочестие всегда занимало первое место, и что мир будет безполезен, ежели не будет издавать вони Богопочитания? Наконец заключает, что Бог там только благословение Свое заповедает, то есть, свидетельствует изобилием всех благ, ниспосылаемых свыше, где хранится взаимное согласие и мир. Сию мысль другими словами выразил апостол Павел тако: мир имейте, и Бог любве и мира будет с вами ( 11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами. 2 Кор. 13:11).

Читайте также:  Коллизия инфинити золотой ус вариегата

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

Елей на голове. Гостям на пирах в Древнем мире щедрые хозяева часто умащали лбы елеем. Так, например, в ассирийском тексте времен правления Асархаддона сообщается, что царь «смочил головы» своих гостей на пиру «отборными маслами» (елеем). Елей предохранял кожу лица от высыхания в жарком климате Среднего Востока. В египетской «Песне арфиста» и в месопотамском эпосе о Гильгамеше изображены люди, облаченные в тонкие льняные одежды и с помазанными миром головами. При помазании священников использовалось самое лучшее масло, и это символизировало дары Бога Своему народу и ту ответственность, которая возлагалась на его вождей с помощью этого ритуала. В практике израильтян помазание было знаком избрания и часто связывалось с наделением Духом. См. коммент. к 1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 возьми Аарона и сынов его с ним, и одежды и елей помазания, и тельца для жертвы за грех и двух овнов, и корзину опресноков, 3 и собери все общество ко входу скинии собрания. 4 Моисей сделал так, как повелел ему Господь, и собралось общество ко входу скинии собрания. 5 И сказал Моисей к обществу: вот что повелел Господь сделать. 6 И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; 7 и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и прикрепил им ефод на нем, 8 и возложил на него наперсник, и на наперсник положил урим и туммим, 9 и возложил на голову его кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь Моисею. Лев. 8:1—9.

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

Как миро на голове, стекающее на бороду, на бороду Ааронову, стекающее на край одежды его ( 2 [Это] — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; Пс. 132:2: LXX) 1 . Миро — это Святой Дух, голова — ум, а борода — слово, ибо слово объемлет сердце. Борода же Ааронова — это слово, умерщвляющее страсти и приносящее добродетели в жертву Богу. Благодать Духа стекает и на край одежды, то есть посредством делания передается и нравственной философии, ибо край одежды есть предел.

  • 1 Текст этого и следующего толкования почти дословно совпадает с текстом толкования, приписываемым Оригену (Orig. (?) selecta in Ps.: PG 12,1652. 2—10), однако, в авторстве данного места Оригена уверенности нет, скорее всего, это Евагрий; факт тот, что толкование предыдущего стиха данного псалма в Selecta in Psalmos — отсутствует. Между тем, в авторстве прп. Максима заставляет усомниться то, что в толковании мы не встречаем обычной вопросоответной формы, что, как правило, свидетельствует о том, что текст изначально прп. Максиму не принадлежал. Кем именно он мог быть введен в Qu. dub., самим ли прп. Максимом или более поздними переписчиками, сказать трудно.

«Вопросы и недоумения.» Ч.3. Из писаний преподобного отца нашего Максима Исповедника. II, 7. .

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

как драгоценный елей. Речь идет о помазании Аарона на первосвященство специально составленным маслом, называемым миро (Исх. 30,22-33). Единство народа Божиего — драгоценное благовоние, которое делает служение Господу угодным Ему.

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

Сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Афанас. разумеет главу Церкви; под брадою – св. апостолов, а под ометами – все тело Церкви.

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-3

«. желаю, чтобы ты знал, каким образом при всем том надлежит христианам праздновать праздники свои. И вот я изъясню тебе таинство празднества христианского. Что же это за таинство? – То, что образно представляет делаемое тобою в праздники. Возжигаемые тобою лампады представляют мысленный свет, чтобы напоминать тебе, что как церковь вся в свете от множества лампад, так и дом твоей души (который тоже Божий есть), честнейший паче рукотворенного храма, должен быть весь в духовном свете, то есть в нем должны светить все духовные добродетели, быв возжжены божественным огнем благодати, и освещать всего тебя так, чтобы в душе твоей не оставалось ни одного местечка неосвещенного. Множество возжженных свечей означают светлые помыслы, которые должны светить в тебе, подобно свечам, так, чтобы не было ни одного мрачного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и блистали светом Духа Святого, и в тебе не было недостатка ни в одном из светоносных помыслов рассуждения. Благоуханные масти, разливающие благовоние, указывают тебе на духовное миро, то есть на благодать Святого Духа, и тем, что они составлены из разных специй, научают, что сие духовное миро надлежит стяжать и тебе так, чтоб оно было разнообразно, то есть было составлено из различных даров Святого Духа. Сие духовное миро предызображая, пророк называет его в псалмах то росою, сходящею на горы Сионские, то миром, сходящим на браду Аароню и на ометы одежды его ( 2 [Это] — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; Пс. 132:2, 3). Таков есть Дух Святой, Который сходит от Отца светов на достойных духовных мужей, а от них передается и другим, и освежает всех, как роса. Фимиам кадильный, который, воскуряясь, издает дым благовонный, указывает тебе на ту же благодать Святого Духа, но в том уже отношении, как она извнутрь восходит горе, или как она из того, кто восприял действо Святого Духа, исторгается, как источник воды, текущий в живот вечный. Тут она и освещает светозарно, и в то же время облагоухавает чувства духовным благоуханием: освещает, яко свет, видимый теми, кои чисты сердцем; облагоухавает, как древо жизни, которое, умерщвляя пожелания плотские, разливает всюду благоухание духовных стремлений и чувств и радостию чистою возвеселяет сердца всех верных. – И не это только означает бывающее на праздниках, но и ко многим другим духовным помышлениям подает оно повод. Так, если Бог так украсил и прославил благоуханием это бездушное миро, то не украсит ли Он и тебя, которого создал по образу и подобию Своему (конечно, если захочешь), разными видами добродетелей и не прославит ли благоуханием Святого Духа? Эти масти, составляемые руками человеческими и благоуханием своим услаждающие чувства твои, мудрым образом представляют создание тебя самого, ибо как эти масти, сложенные из разных ароматов, приготовляют руки миротворцев, из разных специй делая едино благоуханное вещество, так и тебя создали руки Божии и премудро сгармонировали с духовными видами мира духовного, то есть с дарами Животворящего Духа.»

Читайте также:  Прическа для женщины с крупными чертам

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

При посвящении Аарона в первосвященники на его голову было излито миро в таком количестве ( 12 и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его. Лев. 8:12), что оно стекало на края одежд. Под последними разумеются, вероятно, нижние полы, что отвечает смыслу образа: как миро, излитое на Аарона, стекая с его головы дошло до нижнего края одежд, так и Иерусалим объединяет между собою самые разъединенные и удаленные части народа еврейского.

Толкование на группу стихов: Пс: 132: 2-2

Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню. Первосвященнический елей составлялся из различных благовоний. Однако же ни одно из них само по себе не издавало такого благоухания, какое производило смешение и срастворение всех сих благоуханий. Сему-то елею справедливо уподобил Пророк братское согласие; потому что совокупление во едино многих добрых дел производит благоухание совершенной добродетели. Сходящее на ометы одежды его. Дарование любви, говорит Пророк, уподобляется оному миру, которое изливалось на главу Ааронову, и не только сходило на браду, но и освещало часть одежды, покрывавшую грудь. Ометом 1 назвал Пророк, чтó мы называем нарамником. Это же Акила назвал устием одежды. Поэтому, как священное миро, с главы по браде стекавшее до одежды, иерея исполняло благоухания, так польза, происходящая от согласия, от начальства простирается и на подчиненных.

Источник статьи: http://ekzeget.ru/bible/psaltir/glava-132/stih-2/

Оцените статью
Adblock
detector