- Мужская мода Польши в Средние века. Средства гигиены в средневековой Польше
- Гигиена в Польше в Средние века
- Славянские бани
- Мужские причёски в средневековой Польше
- Какую обувь носили поляки в Средние века
- Что носили в Польше в Средние века
- Польская коса — Polish plait
- Содержание
- Как состояние здоровья
- Как прическа
- История
- В фольклоре
- Смотрите также
- Рекомендации
- дальнейшее чтение
- внешняя ссылка
Мужская мода Польши в Средние века. Средства гигиены в средневековой Польше
Как выглядели жители средневековой Польши XII-XIII веков? Во что они были одеты, какие прически были в моде и какие средства личной гигиены они использовали?
Ещё сравнительно недавно достаточно широко было распространено мнение, что жители средневековой Европы были грязными и неухоженными. Мылись они редко, либо же не мылись вовсе, и дурно пахли. Но, как показывают исследования, всё было не совсем так, и Польша – не исключение.
Историки заключают, что в основу внешнего вида была заложена забота о гигиене и сохранении чистоты.
Гигиена в Польше в Средние века
Никому не хотелось иметь князя-неряху. И хоть простой люд не имел возможности ежедневно принимать ванну, как мы делаем это в наше время, то поляки с более высоким социальным статусом весьма ценили водные процедуры.
Предки современных поляков любили купания и делали это иногда даже слишком часто. Купальни находились во всех более или менее крупных поселениях, не говоря уже о крупных городах и, разумеется, при резиденциях правителей.
В Польше в одном только Кракове к XIV веку насчитывалось 12 общественных бань, в которых, по некоторым данным, бывал сам король.
Оказывается, что любовь к чистоте была общей для большинства славянских народов Европы. Схожие черты забота о чистоте тела принимала и у поляков, и у чехов, и у русских. С разницей разве что в способе мытья и приспособлениях, использовавшихся для очистки тела от грязи. Для русских свойственно было использовать в бане веник. При движении от Руси на Запад обнаруживается постепенное вытеснение веника стригилем – специальным скребком для тела, известным еще со времен Древнего Рима.
Славянские бани
Сам тип помещения для принятия водных процедур изначально был схож. Археологами открыты остатки построек, объединенных ими под названием «славянской бани» – в Чехии, на Руси и в Польше. Самые древние располагались в землянках. Печи в них устраивались из глины. В городе Гнезно ученым удалось обнаружить остатки бани времен Болеслава Храброго. Баня была схожа с современной так называемой русской баней: сложенная из бревен, с полом, выстеленным плоским камнем. В углу – место для разведения огня. В Гданьске были обнаружены пучки березовых веток, связанные в веник, служивший для хлестания им тела. Бань в Польше становилось всё больше и со временем их строили уже из камня.
Противоречие в использовании стригеля и веника, как и укоренившийся миф о том, что Европа не мылась вообще, может быть объяснено чисто практическим фактором. Во время эпидемии чумы, действительно, некоторые врачи предположили, что в открытые после бани поры может проникать зараза, вызывающая черную смерть. Естественно, это быстро связали и с общественными банями, что способствовало сокращению их числа или полному закрытию на период более 100 лет.
Потребность людей в мытье тела не отпала, как и не отпала нужда в стирке одежды. Просто процесс усложнился. Мыться нужно было дома, находя место для достаточно большой кадки, да еще куда-то нужно было деть воду после мытья. Это доставляло достаточно много хлопот. Веник вытеснился более удобным в домашних условиях скребком или приспособлениями вроде всем знакомой мочалки. Процесс мытья стал труднее, но не исчез вовсе.
Для мытья тела и головы использовали золу или глину с отварами трав. И хотя по современным меркам это были архаичные средства гигиены, справлялись с грязью они весьма неплохо.
Спустя какое-то время общественные бани начали восстанавливать и забота о гигиене вновь приобрела размах – параллельно происходило осознание взаимосвязи чистого тела и состояния здоровья человека.
Но всё это – эпидемия чумы, запреты общественных купален – будет только через полтора столетия, а пока что на дворе XII век и поляки с удовольствием идут мыться в баню.
В Гданьске, в археологическом музее, есть экспозиция, показывающая процесс парения в бане. Находится он на улице Chmielna 53. Место интересно еще и тем, что фигуры, включённые в экспозицию, восстановлены в результате многолетней работы по изучению скелетов именно XI-XII веков, найденных при раскопках в Гданьске. А потому есть шанс посмотреть, как выглядели жители этих мест того времени.
Мужские причёски в средневековой Польше
Немало внимания поляки уделяли прическам. Как заметил Станислав Тварковски в книге «Культура Польши средневековой XII-XIII века»: «Содержание волос в чистоте и их укладка были в раннепястовской эпохе делом насущным.»
В XIII веке в Польше было в моде ношение очень коротких стрижек. На базе этого веяния даже родилась легенда, будто обычай такой был привит князем Казимиром I Восстановителем. Якобы в молодости он был монахом и в подражание ему брить голову «под ноль» сначала стали его сподвижники, а затем явление распространилось на все земли Польши. Но специалисты относятся к легенде скептически. Скорее всего, во времена, когда блох и вшей было значительно больше, чем возможностей помыться с шампунем, короткие волосы были попросту удобной, а главное – практичной прической.
То же касалось и бороды, которая в средние века постепенно выходила из моды по всей Европе. Польские мужчины тоже сбривали густые бороды, отдавая предпочтение короткой щетине или совсем гладким щекам. Рыцари, власть имущие и духовенство брили растительность на лице полностью. Исключением были бороды, носимые в качестве послушания. Но и тут не было вольностей. Борода в таком случае рекомендовалась «скромная по размерам и аккуратно уложенная умеренным стрижением волос».
Какую обувь носили поляки в Средние века
Большую роль во внешнем облике играла и обувь, в особенности сам факт обладания ею. Именно эта деталь одежды уже в Средние века отличала панов от деревенщины. Бывали случаи нападения на группы людей в красивой обуви по принципу, что её обладатели считались богатыми и злодеи рассчитывали на легкую наживу.
Что носили в Польше в Средние века
Кроме обуви на статус своего владельца красноречиво указывала кольчуга. Но этот вид доспехов был настолько дорог, что в XII-XIII веке в Польше являлся довольно большой редкостью. Ничего необычного в этом не было. Изготовление кольчуги было делом очень трудоемким, заключавшимся в соединении тысяч металлических колечек. Такая кропотливая работа стоила больших денег и позволить себе кольчугу могли лишь богатые и знатные. Остальным приходилось довольствоваться кожаными кафтанами, украшенными разнообразным рисунком.
В достаточно холодном по сравнению с другими европейскими странами польском климате зимой повсеместно носили меха. Само по себе облачение из меха не говорило ничего о статусе своего обладателя. Потому аристократы следили за тем, чтобы наряд был не только из лучшего меха, но и включал в себя отделку из шелка и бархата и золотые украшения. Именно такие детали отличали дворянскую шубу или иные меховые элементы костюма. Рыцари, даже те, что побогаче, шёлк и бархат позволить себе не могли, а потому довольствовались отделкой из хлопковой ткани. Кроме того уже тогда в богатых домах озаботились переделкой очага из состояния открытого в состояние, близкое по сути к камину. Это позволяло сохранить драгоценные меха от осаждения копоти, а также от запаха дыма и жареного мяса.
Для официальных мероприятий меха не считались подходящим нарядом. На Рождество, Пасху или для княжеских аудиенций нужно было выглядеть более торжественно. По таким случаям надевали – в соответствии с обычаем, проистекавшим еще из времен Древнего Рима, – длинные одежды, походящие на мужские платья. Назывались они по-польски – хустами, что, по-видимому, являлось неофициальным названием, но было распространено.
Особам духовным предписывалось платье длинное – до самых щиколоток. Представители правящих элит и богатые мещане имели платья покороче, но ненамного – до середины голени. Иногда они имели разрез до пояса, что упрощало езду верхом. Длинные полы одежды символизировали высокое положение, носить их могли только взрослые. Как объясняет в своем труде «Одежда и забота о теле» ( «Ubiór i pielęgnacja ciała» Państwowy instytut wydawniczy 1985) Станислав Травковски: «Молодежь из аристократического общества до достижения самостоятельности носила всегда одеяния короткие, как бы для проявления своего зависимого от родителей положения.»
Кроме того одним из главных критериев была чистота одежды. Грязь на одежде считалась делом неприличным и всячески порицалась. Даже простой люд и крестьяне содержали свои повседневные одежды в чистоте, не говоря уже о выходном платье.
Даже сравнительно неглубокий анализ показывает: несмотря на то, что открытий на тему жизни и быта средневекового европейца в последнее время появилось довольно много, за средневековой Европой до сих пор закреплен образ немытой. Хотя, возможно, где-то в Европе и пренебрегали водными процедурами, в Польше же, если верить ученым, с чистотой и модой всегда было весьма недурно.
Что качается польского костюма, то ему, в отличие от банных процедур, повезло больше. Ян Матейко оставил после себя не только прекрасные картины из истории Польши, но и уникальный памятник истории польской моды. В 1860 году был опубликован написанный им альбом под названием «Одежды в Польше 1200-1795» (Ubiory w Polsce 1200-1795). Альбом содержит литографии с изображением одежд, характерных для всех слоев польского общества, и охватывает период без малого 600 лет. Во многом именно Яну Матейко должен быть благодарен любитель исторического кино о Польше, ведь к этому источнику обращались и будут обращаться многие художники по костюмам и режиссеры.
Источник статьи: http://polomedia.ru/news/tradicii/muzhskaya-moda-polshi-v-srednie-veka-sredstva-gigieny-v-srednevekovoy-polshe
Польская коса — Polish plait
Польская коса ( лат . Plica polonica , польская : Kołtun polski или plika ), Koltun в польском значении спутанная, менее известная на английском языке как plica или трихома , представляет собой образование волос . Этот термин может относиться как к прическе, так и к заболеванию. Это также относится к системе верований в европейском фольклоре и лечебным практикам в традиционной медицине в средневековом Речи Посполитой, которые поддерживали запущенные, спутанные волосы в качестве амулета или укрытия от болезней, покидающих тело.
Содержание
Как состояние здоровья
Plica Polonica (синоним plica neuropathica ; обычное название «польская коса») — это необычное заболевание, при котором стержень волоса необратимо запутывается, образуя спутанную массу, которая иногда может быть липкой и влажной.
В этом состоянии повреждается защитный слой волос (кутикула) и обнажается кора волоса. Кора является более влажной и липкой частью волос, чем внешний слой, и пораженные волосы слипаются друг с другом и с другими непораженными волосами. Этому состоянию могут способствовать несколько факторов: химическое воздействие, волосы с естественными изгибами, наращивание волос, качество воды и шампуня или отсутствие ухода за волосами и плохие методы ухода за волосами. Это также может быть вызвано или сопровождаться вшей инвазии ( вшивость ) , что приводит к воспалению в коже головы , или масса может стать зловонной.
Как прическа
Ларри Вольф в своей книге « Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании просвещения» упоминает, что в Польше около тысячи лет некоторые люди носили прическу скифов . Зигмунт Глогер в своей « Старопольской энциклопедии» упоминает, что польская коса использовалась в качестве прически некоторыми людьми, независимо от пола, в Пинском и Мазовецком регионах в начале XIX века. Он использовал термин «kołtun zapuszczony», который обозначает искусственное формирование польской косы. Согласно современным фольклорным исследованиям, этот стиль был сформирован с использованием жидкостей или воска . Среди жидкостей использовалась смесь вина и сахара или ежедневное мытье волос водой, в которой варились травы. Чаще всего использовались травы барвинка ( Vinca major ), за которыми следуют Lycopodium clavatum и мох , вызывающие матовость волос. Аналогичный эффект можно получить, натерев волосы воском или вставив кусок свечи на кончики волос. В более новых польских словарях плика упоминается как болезнь, но в старых также упоминается искусственно созданная плика.
Польские косички могут быть разного размера, от больших бобровых хвостов до маленьких косичек, похожих на дреды .
История
Польская коса была довольно распространена в Европе в прошлые века, когда уходу за волосами в значительной степени пренебрегали. Это коснулось в основном крестьян , но не было чем-то необычным для высших социальных слоев.
Из-за суеверных верований, польская коса была особенно распространена в Речи Посполитой , отсюда ее английское и латинское название. Точно так же на немецком языке это называется Weichselzopf , или коса Вислы , zopf — коса, а Висла — река в Польше. Первоначально коса считалась амулетом, защищающим тело от болезней, так как считалось, что, когда болезнь проходит, она оставляет тело, чтобы жить в волосах, что приводит к уменьшению страданий. По этой причине люди не только позволяли ему развиваться, но даже поощряли его. По словам М. Марчевской, которая исследовала этот предмет с точки зрения фольклористики, анимистические верования и давние языческие верования, связанные с болезнью, рассматривали болезнь как вызванную вторжением злого духа, который после выздоровления покинул тело и был менее проблематичным при жизни. в образовании волос, которые затем выпадают естественным путем или стригутся и ритуально удаляются людьми, специализирующимися на народной медицине или практикующими народную магию . Поскольку люди считали, что образование складок является признаком исчезновения болезни, они также создавались искусственно, как прическа, путем мытья смесями трав, подслащенного вина, восковой эпиляции и т. Д.
В начале 17 века люди начали считать, что косы — это внешний симптом внутреннего заболевания. Растущая коса должна была вывести болезнь «из тела», и поэтому ее редко срезали; кроме того, вера в то, что отрезанная коса может отомстить за себя и вызвать еще большую болезнь, отговаривала некоторых от нападения на нее. Также считалось, что наложение магического заклинания на кого-либо могло заставить этого человека развить польскую косу, поэтому название «эльфлок» использовалось на английском языке , а также на немецком языке — Hexenzopf ( ведьмовская коса).
Эти убеждения были настолько распространены и сильны, что некоторые люди всю жизнь жили с польской косой. Иногда коса могла вырастать очень длинной — даже до 80 см (31,5 дюйма). Польские косы могли принимать различные формы, от пучка волос до длинного хвоста. Косы даже подразделялись на категории: косы были «мужские» и «женские», «внутренний» и «внешний», «благородный» и «фальшивый», «правильный» и «паразитический».
Британский дневник и подруга Сэмюэля Джонсона , Хестер Трал , в своей книге « Наблюдения и размышления, сделанные во время путешествия по Франции, Италии и Германии» описала польскую косу, которую она увидела в 1786 году в коллекции курфюрста Саксонии в Дрезден : «Размер и вес он был огромен, его длина составляла четыре с половиной ярда [около 4,1 м]; человек, который был убит его ростом, была знатной польской дамой, хорошо известной при дворе короля Августа ».
В эпоху Просвещения , когда стали распространяться идеи расового и этнического превосходства западной цивилизации << Требуется цитата >>, стало обычным использование терминов Plica Polonica (польская коса) и Plica Judiaica (еврейская коса). как термин «польский стригущий лишай» на английском языке. Помимо антисемитизма , существовали также предубеждения против восточноевропейцев. Согласно книге Ларри Вольфа « Изобретение Восточной Европы» , поляки считались «полуазиатами», потомками татар и варваров. Морис Фишберг в своей книге «Евреи: исследование расы и окружающей среды» упоминает оба термина. Было распространено мнение, что plica — заразная болезнь, которая возникла в Польше после нашествия монголов и позже распространилась на другие страны. Дидро написал в своей энциклопедической статье из-за неправильного понимания текста польского летописца Мартина Кромера , что татарское вторжение в Польшу было источником plica. Примером веры в распространение plica как заразного заболевания среди иностранных носителей была вера британцев викторианской эпохи в то, что plica распространялась как болезнь польскими торговцами искусственными волосами, а не из-за пренебрежения пострадавшими британцами. Джордж Лефевр в своей книге «Апология нервов» упоминает термины plica Polonica и plica Judiaca, а также дает информацию о вере в то, что ношение польского национального костюма может вызвать образование складок у носителя. Он описывает случай с женщиной из Берлина, которая не носила польского национального костюма, но страдала от plica. Он заключил: «Следовательно, ни чужие не свободны от этого, ни порождаются только одеждой».
Зигмунт Глогер в Encyklopedia Staropolska утверждал, что, согласно исследованиям, проведенным братьями Гримм и Розенбаумом, plica polonica и идея о том, что она распространилась из Польши, была ошибкой, поскольку она также была обнаружена среди германского населения Баварии и района реки Рейн. Он сказал , что слово weichselzopf (Висла косе) был позже изменение названия wichtelzopf (жгуте Wight ); wichtel средства Wight на немецком языке , существо или чувствующей вещи.
Во второй половине XIX века некоторые медицинские работники вели войну с суевериями и отсутствием гигиены среди крестьян, а также с традиционной народной медициной. Многие косы, часто к ужасу их владельцев, были отрезаны. В Западной Галиции профессор Юзеф Дитль приложил особые усилия для изучения и обработки польских косичек. Он также был политическим деятелем, и его методы обращения с людьми с plicas сегодня вызывают споры: он организовал официальную перепись людей, страдающих этим заболеванием, им не разрешали получать помощь от благотворительных организаций, запрещали вход в некоторые здания, такие как школ и офисов, и он также предложил штрафы, которые породили слухи, что косы будут обложены налогом. Утверждается, что эти методы помогли искоренить польскую косу в регионе. Огромную сохранившуюся плиту длиной 1,5 метра можно увидеть в Музее медицинского факультета (Медицинский колледж, Ягеллонский университет ) в Кракове . На территориях Речи Посполитой, которые были оккупированы Российской империей , молодые люди с пликой освобождались от службы в царской армии. Неизвестно, сколько складок было натуральным, а сколько — искусственными дредами. Польское слово для Колтуна, Колтун , в настоящее время используется в переносном смысле в Польше для обозначения необразованного человека с старомодным мышлением.
В фольклоре
Считалось, что Плика был вызван сверхъестественными существами. Имена часто описывают предполагаемую причину спутанных волос. В Британии считалось, что это заболевание было вызвано эльфами , отсюда и название « эльфлок » (упоминается в шекспировских стихах и народных сказках), хотя этот термин мог относиться к более мягким путям, чем польская коса. Народная вера в Германии ассоциировала его с ведьмами или существами (Hexen или Wichtel), давая plica названия Hexenzopf или Wichtelzopf; в Польше причиной был нечистый дух. Одно из названий plica на польском языке было wieszczyca, «wieszcz» означает бард , в частности, народный поэт с даром пророчества или живой человек, похожий на вампира. В немецком фольклоре плика появляется в одной из сказок братьев Гримм , в которой девушка не расчесывает волосы в течение года и находит в своей плике золотые монеты.
Многие болезни были связаны с plica и были синонимами народного названия этого состояния. По словам Марчевской, в польском фольклоре с plica связано около тридцати болезней. В немецких и богемских заклинаниях насчитывается до семидесяти болезней. Поляки боялись расстроить нечистый дух и, чтобы успокоить его, вставляли подношения, такие как монеты, в плику. Колтун (или гостец , его польское народное название) не обязательно описывал только образование волос, он также описывал телесные заболевания без наличия спутанных волос. Боль (особенно в суставах), ревматизм и т. Д. Были синонимами этого. Если plica присутствовала, ее обвиняли в прихотях и пристрастиях, которые необходимо было немедленно удовлетворить; людям, окружающим человека с plica, необходимо помочь пациенту удовлетворить тягу. Марчевска отмечает, что в одном старом польском словаре говорилось, что колтун вызывает сильную тягу, особенно к вину (которое было импортным и дорогим).
Смотрите также
Рекомендации
- Гросс, Сэмюэл. (1857). Элементы патологической анатомии. Филадельфия. п. 335. в книгах Google . Ссылка на «Польскую косу» и описание.
- Marczewska, Marzena. (2011), Университет Яна Кохановского в Кельце, работа по фольклористике и лингвистике, на польском языке.
- Колледж врачей Филадельфии и короткометражный фильм Музей Муттера
- Фишеберг, Морис. Евреи: исследование расы и окружающей среды, с. 317 гугл книга
- Лефевр, Георг, Апология нервов (1844), стр. 355-356 гугл книга
- Вольф, Ларри. Изобретение Восточной Европы: карта цивилизации в сознании просвещения, (1994) ссылка на книгу
- Хикс Дж., Метри Д.В., Барриш Дж., Леви М. (2001). «Синдром нерасчесываемых волос (cheveux incoiffables, pili trianguli et canaliculi ): краткий обзор и роль сканирующей электронной микроскопии в диагностике». Ультраструктурная патология . 25 (2): 99–103. DOI : 10.1080 / 01913120117514 . PMID11407534 .
- Стивенс, B. Plica Polonica (син. Plica Neuropathica), Трихологическое общество, Колледж трихологии, Лондон, (2004) научное определение состояния здоровья
- Gurazda, Magdalena, Zycie Pabianic, (2011) статья, цитирующая методы Дитля, на польском языке
- Далее, Кристофер Э. и Крозье, Иван. Части тела: Культурные исследования в телесности, стр. 111 и стр. 116 описание книги
дальнейшее чтение
- Гнанарадж П., Венугопал В., Пандуранган С. Н. (февраль 2007 г.). «Plica polonica в связи с педикулезом головы и чесоткой — клинический случай». Международный журнал дерматологии . 46 (2): 151–2. DOI : 10.1111 / j.1365-4632.2006.02933.x . PMID17269965 .
- Фридли А., Пьерриар-Вольфенсбергер Дж., Хармс М. (март 2000 г.). «Die Plica Polonica im 21. Jahrhundert» [Plica polonica в 21 веке]. Der Hautarzt; Zeitschrift für Dermatologie, Venerologie, und verwandte Gebiete (на немецком языке). 51 (3): 201–2. DOI : 10.1007 / s001050051106 . PMID10789085 .
- Агнес С. Волосы и кожа головы. В: Клиническое исследование (с главой о hirsuites), 4-е изд. Лондон: Эдвард Арнольд и компания, 1952: 244.
- Моревиц Х., «Краткая история Plica Polonica», (2008) http://nuvoforheadlice.com/Plica.htm
- Джоши Р., Сингх С. (июль 2010 г.). «Plica Neuropathica (Plica polonica) после индуцированной азатиоприном панцитопении» . Международный журнал трихологии . 2 (2): 110–2. DOI : 10.4103 / 0974-7753.77523 . PMC3107955 . PMID21712900 .
внешняя ссылка
СМИ, связанные с Plica polonica на Викискладе?
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Polish_plait