Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?
1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.
Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.
Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.
2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.
Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.
3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.
С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.
Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!
Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831
Этот день в истории: 1722 год — Петр I ввел единый налог на ношение бороды
17 апреля 1722 года царь Петр I ввёл в Российской империи подать на ношение бороды в размере 50 рублей в год.
Эпоха правления Петра Великого была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.
Даже сама страна, которую царь-реформатор получил по наследству, фактически перестала существовать. На месте Русского (Московского) царства к концу правления Петра на глазах у изумленной Европы образовалась Российская империя, ставшая активным игроком в мировой политике.
Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра, — это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.
Первые законодательные меры против бород были предприняты царем после его возвращения из поездки в Европу. В августе 1699 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) ношение бород стало налогооблагаемым.
Вводя эту меру, 26-летний царь решил сопроводить ее громким эффектом. Он собрал бояр, потребовал принести ножницы и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.
Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о достойном мужском образе. Поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Но зато пополнило казну: с носящих бороду мужчин взималась пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.
Борьба с ношением бород усилила конфронтацию власти с церковью. Старообрядцы и вовсе объявили деяния царя подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Петр по своему обыкновению решал эти проблемы радикально.
Когда церковь стала совсем уже явно мешать его реформам, император просто превратил ее в госучреждение, упразднив Патриаршество и учредив Синод. А на старообрядцев была обрушена волна репрессий, которая окончательно загнала их в самые отдаленные «медвежьи углы» гигантской страны.
К 1722 году, кроме раскольников, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди. На этом фоне 17 апреля царь ввел единый налог, который превращал ношение бороды в настоящую роскошь. 50 рублей, которые полагалось платить за эту привилегию каждый год, были в те времена очень значительной суммой.
Справедливости ради стоит отметить, что Петр I не был «пионером» по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.
Пошлина на бороды была отменена в России лишь в 1772 году при Екатерине II. К этому моменту в ней уже просто не было смысла — поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.
Источник статьи: http://eadaily.com/ru/news/2019/04/17/etot-den-v-istorii-1722-god-petr-i-vvel-edinyy-nalog-na-noshenie-borody
Пожалуйте бриться! Как Петр I ввел налог на бороду
Сегодня многие молодые люди носят усы или бороду. Кто-то — следуя моде, кто-то — считая такое украшение на лице частью своего имиджа. Современный мужчина вправе сам выбирать, быть ему усатым-бородатым или нет. В петровские времена это ему вряд ли бы удалось: тогда бородачам объявили самую настоящую войну.
Фото: Public Domain
Указ от 16 января 1705 года гласил: «. чтоб впредь с сего Его Великого Государя указа, бороды и усы брили». Исключение было сделано только для «попов и дьяконов». Новшества шли в разрез с указами отца Петра царя Алексея Михайловича, гласившими, чтобы «волосов у себя на голове не подстригали. ». Однако то, что еще вчера было запрещено, теперь становилось обязанностью.
Для тех, кто не желал расстаться с бородой, вводилась годовая плата от 30 до 100 рублей в зависимости от должности и положения. Заплатившему за ношение бороды полагался знак, который надлежало «носить на себе». Крестьяне при входе и выходе из города должны были платить одну копейку с бороды («без пошлин не пропускать»). Понятно, что государственная казна тем самым существенно пополнялась.
В последующие годы «цена на бороду» несколько упала: В соответствии с указом от 6 апреля 1722 года особая плата за нее составляла 50 рублей в год.
Однако бородачей стали дискриминировать по одежде. Им, а также раскольникам (старообрядцам) полагалось носить старое платье: «зипун (крестьянский кафтан из толстого сермяжного сукна. — М. Г.) с стоячим клееным козырем (воротником. — М. Г.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — М. Г.) и однорядку с лежачим ожерельем». Указом определялся красный цвет воротника, а вот платья красных цветов бородачам носить запрещалось.
Закон не дозволял даже принимать челобитные письма в суде от бородачей «не в том платье» (исключение составляли крестьяне «подлинные пашенные»). Даже если годовой налог за бороду был заплачен, но одет человек не по указу, с него полагалось брать его заново: «. кто увидит кого с бородою без такого платья, чтоб приводили к Комендантам или Воеводам и приказным, и там оной штраф на них правили, из чего половина в казну, а другая приводчику, да сверх того его платье».
Тех, у кого не было денег на уплату штрафа за ношение бороды, государство, по сенатскому указу от 28 июня того же года, отправляло в Рогервик (гавань, строившаяся каторжанами, ныне эстонский город Палдиски на берегу Финского залива). «А буде они бороды выбреют и впредь брить станут, и в том утвердят себя письменно, таковых. освобождать без штрафов».
Правительствующий Сенат делал некоторые послабления для бородачей из купечества и непашенного крестьянства, занимающегося торговлей или ремеслом. В указе от 14 июня 1723 года говорилось: «. если им платить нечем, брить и отпускать из-под караула на поруки и под росписки, . а которые. бороды брили, а потом, за каким ни есть случаем, недели 2, или 3 запустили, и в том покажут свидетельство, и впредь о бритье не отрекаются: таким велеть выбрив и освобождать без штрафов».
13 ноября 1724 года Петр I велел «раскольщикам и бородачам, кроме крестьян, давать знаки медные, чтоб нашивали на верхнем платье старинном, какое им велено носить». Надпись на знаке гласила: «Борода лишняя тягота, с бороды пошлина взята». Каждый год знак следовало переменять, «дабы знать было мочно, платил ли тот год он с бороды или нет».
Война с бородачами продолжилась и после смерти Петра. Екатерина I, например, издала особый указ, касавшийся отставных офицеров и рядовых. Она повелела им «носить немецкое платье и шпаги, и бороды брить; а ежели где в деревнях таких людей, которые брить умеют, при них не случится, то подстригать ножницами до плоти в каждую неделю по дважды, и каждому содержать себя в чистоте, так как в полках служили».
Ослушников из бывших урядников и рядовых государыня велела наказывать батогами, с офицеров брать штраф на госпиталь и присылать его в Военную коллегию. В указе оговаривались «законные причины» для тех, кто «бороду запустил»: болезнь или арест.
Во времена Анны Иоанновны иностранцы отмечали «длинные неопрятные бороды и волосы» русского духовенства. Англичанка Элизабет Джастис, несколько лет жившая в Петербурге, свидетельствовала, что священники «носят длинную бороду и оценивают друг друга в значительной степени по ее виду».
В елизаветинское правление петровские требования были подтверждены. Сенатский указ от 19 февраля 1743 года вновь напоминал о необходимости бриться и носить немецкое платье.
Воевали с бородой не только государевы люди. Известен такой случай: белгородские купцы Василий Ворожейкин и Андрей Курчанинов написали в Сенат, отмечая, что «многие разных чинов люди. упрямством своим ходят в неуказном платье и носят бороды. и поныне при портах и в других знатных городах. а иные таковым платьем и торгуют и определенными указами штрафов не слушают. ».
Бдительные купцы предлагали свои услуги в уличении нарушителей «и взысканием с них за ослушание в ношении бород и русского платья, по силе указа штрафов. ». Они брались прирастить в казну ее императорского величества в 1748 году более чем на 50 тысяч рублей. Правда, Сенат инициативу не поддержал, объяснив, что за «смотрение и взыскания» отвечают губернаторы и воеводы, а для сбора с раскольников и бородачей положенных денег учреждена Раскольническая контора.
После Елизаветы Петровны указов о бородах больше не издавали. С ними просто перестали бороться. В XIX веке, начиная с Николая I, все российские государи были либо с усами, либо с бородой и усами, как Александр III и Николай II. От поданных цари уже не требовали брадобрития.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6634) от 28.02.2020 под заголовком «Пожалуйте бриться!».
Источник статьи: http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/pozhaluyte-britsya-kak-petr-i-vvel-nalog-na-borodu/