- Автоматизация звука С
- Упражнения для автоматизации звука C: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
- 1. Спой «песенку насоса».
- 2. Повтори прямые слоги со звуком С:
- 3. Повтори обратные слоги со звуком С.
- 4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.
- 5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
- 6. Повтори обратные слоги со стечение согласных.
- 7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.
- 8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.
- 9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.
- 10. Повтори слова с двумя звуками С.
- 11. Повтори словосочетания.
- 12. Повтори предложения.
- Повтори за мной аса усу
- Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука С
Упражнения для автоматизации звука C: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука С, начинается с самых легких заданий для малыша.
1. Спой «песенку насоса».
Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…
2. Повтори прямые слоги со звуком С:
3. Повтори обратные слоги со звуком С.
4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.
Аса-асо-асу-асы
уса-усо-усу-усы
оса-осо-осу-осы
ыса-ысо-ысу-ысы
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
Ста-сто-сту-сты
спа-спо-спу-спы
сма-смо-сму-смы
ска-ско-ску-скы
сна-сно-сну-сны
сва-сво-сву-свы
6. Повтори обратные слоги со стечение согласных.
Аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст
аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск
асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп
асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм
асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв
7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.
Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги сауна, сабо, садок, Савва, событие, совёнок, совок, совет, сова, софа.
Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка соты, сонный.
Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.
Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.
Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.
8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.
Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.
Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.
Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.
Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.
Су: несу, пасу, посуда.
Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.
Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.
Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.
Ыс: выступ, выставка.
Ес: место, тесто, тесно, теснота, весна.
Юс: бюст.
Яс: ясный.
9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.
Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.
Ос: нос, покос, поднос, кокос.
Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.
Ыс: мыс, кумыс.
Ис: Денис.
Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.
Ес: навес. Яс: пояс.
10. Повтори слова с двумя звуками С.
Стас, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.
11. Повтори словосочетания.
Вкусный суп
навесной мост
мамины бусы
усатый сом
сосновый сук
мягкий воск
высокая сосна
сухая косынка
высокий утёс
сонная киска
искусный фокусник
сафьяновые сапоги
тенистый сад
пустой автобус
автобусная остановка
12. Повтори предложения.
Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.
Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.
Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стас и Соня идут в сад. У высокой сосны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный обед.
Шесть слов: В субботу Стас идёт в сад. Мама готовит вкусный суп с капустой.
Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фикус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. Денис ставит свой самокат у скамейки.
Семь слов: У Сани в банке сом с усами.
Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.
( по книге Е.Н. Спивак, Автоматизация звука С)
Источник статьи: http://govorynchik.ru/avtom/avtom-c/
Повтори за мной аса усу
Автор: Маслова Наталия Олеговна
Населенный пункт: г. Москва
Цели: постановка и автоматизация звука [С]
Задачи:
- Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за логопедом, самостоятельно;
- Обогащение словаря.
- Формирование навыков слогового анализа;
- Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях;
- Развитие мышления, памяти, внимания;
- Развитие фонетического слуха;
- Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
- Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом;
- Воспитание трудолюбия;
- Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование: игрушка сова, зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой; карточки, в названиях которых есть звук [С].
Ход занятия
Логопед: Здравствуй, Оля (имя ребенка)! Познакомься, это сова Соня! Она будет помогать тебе выполнять упражнения и играть с нами! Давай расскажем ей, чем мы сегодня будет заниматься: мы научимся правильно произносить звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков и языка. Выполним разные задания! А Соня будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя совы? (ребенок отвечает) А твое имя? Молодец.
Логопед: Оля, сейчас мы поиграем в игру!
- Игра «Услышь и хлопни»
Логопед: Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [С].
- Самолет, остров, розы, туча, сушки, берёзы, санки, мост, лошадь, сова, слон
Логопед: Молодец. Сова тоже тебя хвалит. Она хочет быть такой же умной и внимательной как ты.
А теперь сделаем гимнастику!
- Артикуляционная гимнастика
- Массаж
Логопед : Повторяй за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику. Разотри область вокруг губ. - Артикуляционные упражнения:
Ребенок выполняет действия перед зеркалом или повторяя за логопедом
- «Улыбка» Растягиваем губы максимально сильно по сторонам, удерживаем улыбку несколько секунд, затем расслабляем мышцы. Повторяем несколько раз.
- «Лопатка» Улыбаемся, открываем рот, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “пя, пя, пя, пя”.
- «Вкусное варенье» Облизываем губы языком, как будто они вымазаны сладким вареньем.
- «Иголочка» Высовываем острый язычок, вытягиваем его как можно сильнее, а затем прячем обратно.
- Дыхательная гимнастика
- «Надуваем щеки»
Логопед: Давай покажем нашей сове Соне, как рыбы дышат под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щеки. Старайся не выпускать воздух сразу, подержи. Затем надуй по очереди одну щечку, а затем другую.
Логопед: Вытяни губы в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
- Пальчиковая гимнастика
Логопед: А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
- Постановка звука
Губы растянуты в улыбке, разомкнуты, видны зубы.
Расстояние между резцами маленькое.
Кончик языка опущен к нижним резцам и упирается в них. Передняя часть спинки языка высоко поднята и приближена к верхним резцам и альвеолам. По спинке языка, прежде всего по его передней части, проходит желобок, благодаря чему образуется узкая и овальная щель. Средняя, задняя части спинки языка и корень языка опущены. Боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам.
Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость. Выдыхаемая воздушная струя проходит через рот, звук ротовой.
Голосовые складки разомкнуты, расслаблены, не вибрируют. Голоса нет, звук глухой. Воздушная струя косо направлена вниз, холодная и сильная. Возможно продемонстрировать отсутствие вибрации в области груди и гортани.
Логопед: Оля, сложи губы в улыбке, сожми зубки, расслабь язык и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
А теперь давай посвистим! Тяни звук [С] долго-долго, на сколько сможешь! Мы с совушкой будем тебе помогать! Сссссссссссс… Молодец!
- Автоматизация звука
Логопед: Оля, повторяй за мной!
СО – СО – СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
УС – УС – УС – УС – УС
ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС
ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС
ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС
- АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
АСО – УСО – ОСО – ИСО
АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
- СА: сад, сани, сапоги, сарафан, сальто
СО: сок, сон, сом, Соня, сова, солнце
СУ: суп, сумка, судно, сустав, сундук
- Свобода, скула, спутник, стадо, скат
- Коса, оса, маска, мост, хвост, посуда, куст
- Ананас, каркас, нос, мыс, пояс, автобус
Логопед: А теперь давай попробуем составить словосочетания! Перед тобой лежат картинки, в названиях которых есть звук [С].
Логопед раскладывает карточки, на которых нарисованы предметы, птицы и животные, в названия которых есть звук [С] (сумка, солнце, самолёт, оса, мост, ананас и тд).
Логопед: Оля, тебе нужно брать 1 карточку и придумывать какое-то действие или предложение с тем, что нарисовано! (Например, нарисовано Солнце – сегодня Солнце светит ярко; Самолёт – мы с мамой летали на самолёте). Когда называешь слово со звуком [С], старайся тянуть его немного дольше (Сссссолнце).
Логопед: Оля! Сегодня мы с тобой познакомились со звуком [С]! Сделали гимнастику, поиграли в игры! Ты умница, благодарю тебя за занятие! А ты поблагодари сову Соню за помощь! До скорой встречи!
Список используемых источников
1. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. —— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил
Источник статьи: http://www.pedm.ru/categories/5/articles/1859
Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал содержит методические разработки занятий по обучению произношению детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с использованием игровых приемов автоматизации звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальные занятия по формированию звукопроизношения | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией.
В логопедической практике часто встречается состояние детской речи, обозначаемое как «стертая дизартрия». Впервые термин был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкую «псевдобульбарную дизартрию», основной проблематикой которой является трудность преодоления речевого дефекта. По ее мнению, эти дети могут произносить правильно большинство звуков в изолированной позиции, но в речевом потоке у них наблюдается смазанность, нечеткость, размытость артикуляции.
По разным данным в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим нарушением речи – до 35% детей имеют «стертую дизартрию» и нуждаются в систематической логопедической помощи для автоматизации и дифференциации звуков речи.
В исследованиях, посвященных проблемам коррекции речевых нарушений при дизартрии, отмечается стойкость произносительного дефекта и необходимость строгой последовательности автоматизации звука. Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука в сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Необходимым условием является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Однако очень часто процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в словах и фразах. Многократное повторение речевого материала утомляет ребенка и снижает мотивацию к занятиям, что снижает результативность коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала и сочетание коррекции звукопроизношения с разными видами коррекционных задач.
Примеры игровых занятий по автоматизации звуков.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] НА МАТЕРИАЛЕ СЛОГОВ.
- Автоматизировать звук в слогах (прямых и обратных)
- Развивать фонематическое восприятие и навыки фонематического анализа.
- Развивать слуховое внимание, память, речевое дыхание и интонационную выразительность речи.
- Развивать мелкую моторику.
1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев.
- Растирание ладоней, «готовим ручки к занятию».
- Катаем большую еловую шишку между ладонями вперед-назад
- Берем со стола маленькую ольховую шишечку двумя пальцами и катаем по очереди большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д.
2. Уточняем артикуляторную позу звука [С].
- Губы растянуты в улыбке.
- Зубы – заборчик со щелкой.
- Кончик языка ощущаем у нижних зубов (с закрытыми глазами)
- Воздушная струя холодная, направленная вниз.
- Голос не включается (ощущаем рукой, положенной на горло).
3. Изолированное произношение звука.
- Упражнение «Дорожка»: «Помоги снежинкам долететь до Снегурочки.
Проводи пальчиком по дорожке и произноси С______».
4. Автоматизация звука [С] в слогах (отраженная речь).
- Упражнение «Песенка сороки»: «Сорока учит всех в лесу правильно «свистеть». Повтори «песенки сороки» за мной».
Са са-са-са са-са-со со-са-со-са
Со со-со-со со-сы-со сы-сы-со-со
Сы сы-сы-сы сы-су-су су-са-су-са
Су су-су-су су-са-са са-со-сы-сэ
Сэ сэ-сэ-сэ сэ-сэ-сы сы-са-су-сы
Ас ас-ас-ас ас-ос-ас ас-ус-ис-ис
Ос ос-ос-ос ус-ас-ус ес-ис-юс-яс
Ис ис-ис-ис ос-ис-ос ас-яс-ос-ес
Эс эс-эс-эс ис-ас-ус
Ус ус-ус-ус ус-ис-ис
- Произнесение прямых слогов с ударением в разных позициях:
са-СА-са, са-са-СА, СА-са-са.
Динамическая пауза . Игра с пальчиками «Сорока-белобока»:
Сорока-белобока (Водим указательным пальчиком
Кашу варила, деток кормила. по ладошке).
Этому дала, этому дала, (Загибать пальцы без помощи другой руки,
Этому дала, этому дала, начиная с большого).
А этому не дала: (Водим мизинцем вправо-влево).
Дров не рубил, воду не носил.
5.Автоматизация звука [С] в слогах (самостоятельная речь):
На опушке притаилась хитрая ли… (са).
Я за хвост поймаю хитрую ли… (су).
Длинный и пушистый хвост у ли…(сы).
А ещё у лисы черный н… (ос) и т.п.
Договаривание слов (с опорой на картинки).
6.Выделение звука [С] на фоне слова.
- Игра с сигналом: «Подними синий квадрат, если услышишь С__ в слове, подними красный квадрат, если в слове С__ нет».
- Закрасить картинки, в названии которых есть [С].
7.Итог занятия, оценка деятельности ребенка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВ (БЕЗ СТЕЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ).
- Автоматизировать звук [С] в начале и конце слов и интервокальной позиции.
- Готовить артикуляторный аппарат к постановке звука [Ш].
- Развивать фонематического восприятия и общих речевых навыков.
- Развивать мелкую моторику.
1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев.
- Растирание ладоней, сжимание/разжимание кулаков в разном темпе.
- Поглаживание массажного коврика:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
2. Артикуляторные упражнения:
- «Язычок загорает» — укладывание широкого края языка на нижней губе и удерживание положения.
- «Вкусное варенье» — поднимание широкого края языка вверх.
- «Чашечка».
- «Лошадка», «Грибок» — щелканье языком, растягивание подъязычной связки.
3. Автоматизация звука [С] .Отраженное проговаривание слогов и коротких слов.
Са-са-са – сад ас-ас-ас – квас аса-аса – коса ису-ису – несу
Со-со-со – сок ос-ос-ос – нос осы-осы – носы исы-исы – весы
Су-су-су – суп ус-ус-ус – вкус усы-усы – трусы асо-асо – носок
Сы-сы-сы – сын ис-ис-ис – вниз иса-иса – лиса иса-иса – киса
4. Автоматизация звука [С] в словах. Работа с карточкой «Лабиринт»:
- Называние картинок в порядке указанном стрелками.
- Упражнение «Эхо». Логопед называет несколько картинок в произвольном порядке. Ребенок должен запомнить и повторить, выделяя звук [С].
- Игра «Подбери слово». Логопед называет слово-действие, а ребенок подбирает соответствующие слова предметы (опора на картинки):
Идет … (собака, лиса).
Летит … (сова, сорока, самолет).
Лежит … (собака, сапог, сумка, самокат)
Едет … (самокат, санки).
Стоит … (сарай, собака, сахарница, сапог).
Динамическая пауза. Речь с движением:
Мы подуем высоко: С____ (встали на носочки).
Мы подуем низко: С____ (присели).
Мы подуем далеко: С____ (руки вперед).
Мы подуем близко: С___ (руки ко рту).
5. Развитие фонематического восприятия:
- Игра «Звуковой поезд». Раскладывание картинок со звуком [С] в начале слова в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в третий.
6. Развитие моторики. Работа со шнуровкой «Сапожок».
7. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ РАЗНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ.
- Автоматизировать звук [С] в словах со слогами разных типов (прямые слоги, интервокальные, закрытые со стечением согласных в слове).
- Готовить артикуляторного аппарата к постановке звука [Ш].
- Развивать фонематического восприятия и навыков фонематического анализа.
- Развивать внимание, память и мелкую моторику.
- Массаж кистей рук и кончиков пальцев.
- Растирание ладоней, растирание круговыми движениями по и против часовой стрелки.
- Массаж круговыми движениями подушечек пальцев обеих рук.
- Кусочек полиэтилена собираем комочком в ладонь, начиная с угла. Сначала одной рукой, затем другой.
- Артикуляторные упражнения:
- «Язычок загорает»,«Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок».
- Автоматизация звука [С] в слогах и словах в ударном и безударном положении (отраженная речь) с одновременным нанизыванием прищепок разного цвета на шнурки соответствующих цветов:
- «Повтори»:
Са-са-самолет ас-ас-компас аса-колбаса исы-кипарисы
Со-со-соты ос-ос-Барбос усы-глобусы осы-матросы
Су-су- сундук ус-ус-автобус асы-косынка ысы-крысы
Сы-сы-сынок ис-ис-карниз ису-рисую эсо-колесо
Ас-ка – мас-ка ос-ка – тос-ка ис-ка – мис-ка ус-ки – кус-ки
Ус-то – пус-то ас-ло – мас-ло ас-ны — красный ус-ку – мус-кул
- Автоматизация звука [С] в словах.
- Работа с карточкой «Лабиринт»:
— называние слов в порядке, указанном стрелками;
— Игра «Чего не стало?» — «Я закрою одну картинку карточкой с вопросом, а ты вспомни, что там было нарисовано» (Вариант с усложнением: закрывание 2х и более картинок).
Динамическая пауза : Речь с движением.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем на бочок.
Левую верх, правую вверх,
В стороны, накрест,
Тук-тук-тук (стучим кулачками)
Сделаем большой круг (руки над головой).
- Развитие навыков фонематического анализа.
- Игра «Звуковой поезд» — разложить слова со звуком [С] в начале слова – в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в третий.
- Определить хлопками слогов в каждом слове.
Материал: сом, санки, самовар, бусы, весы, колбаса, кокос, пылесос, глобус.
Найти в каждом ряду «лишнюю» картинку:
Стол, стул, поднос , скамья
Собака , лиса, барсук, горностай.
Индюк, сова , курица, петух.
- Автоматизация звука [С] в словах на фоне предложения.
- Игра «Договори словечко».
Сели дети на салазки, Разогнались, понеслись,
Как блестят весельем … (глазки). Покатились санки … (вниз).
Босой Сысой сено косит … (косой) Мышка села в уголок,
Лег сугробом белый … (снег). Съела бублика … (кусок)
- Моторика и зрительное внимание, профилактика дисграфии: среди букв С разного размера и шрифта найти правильно написанные и обвести.
- Итог занятия, оценка деятельности ребенка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ.
- Автоматизировать звук [С] в словах со стечением согласных, вводить звук в речь.
- Готовить артикуляторный аппарат к постановке звука [Ш], развивать речевое дыхание.
- Формировать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев:
- Растирание ладоней.
- Упражнение «Шарик – домик» — поочередно составляем из пальцев фигуры. Повторяем несколько раз.
- Разбираем фасоль – темную в синее блюдце, светлую – в красную, приговаривая: «Раз – фасоль, два – фасоль».
2. Артикуляторные упражнения:
- «Вкусное варенье».
- «Чашечка».
- «Лошадка», «Грибок».
- «Дуем не чашечку» — «В чашечку налили горячий чай. Подуй, так, чтобы чай остыл» (контролируем рукой широкий теплый выдох).
3. Автоматизация звука [С] в слогах и словах со стечением согласных (отраженная речь):
- «Кочки» (выполнение движения с игрушкой — лягушка прыгает с кочки на кочку).
Ска-ско-ску – скакать, сказать, скала, маска, миска, киска.
Аск-оск-иск-уск – воск, пуск, риск, писк.
Спа-спо-спу-спы – спать, спорить, спутать, спутник.
Асп-исп-усп-осп – исправить, оспорить, успокоить.
Ста-сто-сту-сты – стать, стоить, стул, стол.
Аст-ост-уст-ист – астра, устроить, остров, история, танкист.
- Игра «Что изменилось?» — назвать картинки; запомнить порядок, в котором лежат картинки; логопед меняет положение картинок, а ребенок должен восстановить нарушенный порядок (скала, снеговик, аист, стул, маска, остров, стол).
- Игра «Считай до пяти» (скала, стол, маска, снеговик).
Динамическая пауза : речь с движением
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой.
4. Автоматизация звука [С] в простых предложениях:
Составление предложений о Соне и Сане по схемам с опорой на картинки.
- Игра «Исправь предложение» (за правильный ответ – призовые фишки).
Суп ест Соню. На следах остался след.
Сосна сидит на сове. Бусы носят Соню.
Сапоги надели Саню.
5. Развитие зрительного внимания, моторики:
- «Назови, что нарисовано?» (наложенные контурные изображения).
- Обвести разные контуры карандашами разных цветов.
- Назови все предметы одним словом, определи место звука с в словах (стол, кресло, стул, скамейка).
6. Подведение итога занятия. Оценка деятельности ребенка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- Автоматизация звука [С] в словах разной слоговой структуры, введение правильного произношения звука в речь ребенка.
- Постановка звука [Ш] с помощью показа артикуляции.
- Развивать навыки фонематического анализа и лексико-грамматический строй речи.
- Формировать
1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев.
- Растирание ладоней, игра в «ладушки» с уточнением право-левой ориентировки при сопряженном и отраженном восприятии объекта.
- Массаж ладоней и пальцев с помощью ванны с сыпучим наполнителем. Ребенок опускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько ни месим, но сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
2. Работа с артикуляторным аппаратом:
- Упражнения и постановка звука [Ш].
3. Автоматизация звука [С] в словах и словосочетаниях (отраженная речь):
Сестра, сеанс, сосна, сессия, пылесос, сосулька, система, сосиски, соскочить, срез(с), испугалась, искусственный, спасать.
В лесу лиса, опасная оса, сливовый сад, сухая посуда, свиное сало,
Вынес мусор, красный арбуз, кислый квас, растёт редиска,
Соседние колёса, интересный вопрос, искали в лесу, кастрюля с супом.
4. Автоматизация звука [С] в словах на фоне предложений, развитие фонематического восприятия:
- Выделить из предложения слово со звуком [С].
Паша заметил в небе самолет . Мишка спрятал мед в дупле.
Зайка боится лисы. У слона длинный хобот.
У Маши длинные косы. Мальчик потерял компас .
Слава рисовал автобус .
- Определить место звука в слове (начало, середина, конец).
- Разделить каждое слово на слоги.
5. Динамическая пауза: речь с движением
Целый день, целый день, (имитировать круговые движения
Крутится скакалка. скакалки разными руками),
Целый день, целый день, (прыжки на двух ногах),
Скачет наша Галка.
Правой скок, левой – скок, (прыжки на одной ноге),
Сразу обе ножки
То назад, то вперед, (прыжки назад-вперед на двух ногах).
Скачут по дорожке.
6. Автоматизация звука [С] в предложении.
Ребенок бросает кубик с сюжетными картинками на гранях и составляет предложение по картинке на верхней грани, подбирая слова со звуком [С]:
На суку сидит сова. Через речку построили мост.
Соня носит красные бусы. Соня спит в постели.
На столе скатерть. В саду растут сливы.
* Уровни выполнения задания:
— самостоятельное составление предложений;
— с помощью наводящих вопросов;
7. Развитие моторики, мышления:
- Собирание разрезной сюжетной картинки,
- Назвать все слова со звуком [С], изображенные на картинке.
8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии// Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М, 1997.
Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. – Спб: Наука и техника, 2009.
Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки чистой речи.- М., В. Секачев, 2006.
Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – Спб, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос.
Данный материал рассказывает о том, как , использую поэтапное введение звука в речь у детей со стертой дизартрией по методике Е.Ф.Архиповой, сделать занятия разнообразными, интересными и продуктивными.
Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.
Данный опыт работы был представлен для обсуждения на городской конференции МГПУ. Инновации были одобрены и рекомендованы для использования учителям-логопедам дошкольных учреждений.
Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/06/12/avtomatizatsiya-zvukov-u-doshkolnikov-so-stertoy-dizartriey