Православный священник борода волосы

Зачем православным нужны бороды

про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исклю­че­ние для Церкви. Отец Арте­мий объ­яс­няет, почему семи­на­ри­стов сего­дня застав­ляют бриться, и правда ли, что у кон­сер­ва­тив­ных свя­щен­ни­ков бороды длин­нее, чем у либе­раль­ных.

— Почему пра­во­слав­ные носят бороды?

— Вспо­ми­ная этот указ Все­рос­сий­ского Импе­ра­тора, кото­рый, бла­го­даря своим совет­ни­кам, умел попол­нять госу­дар­ствен­ную казну из ничего, мы с вами должны при­знать, что борода явля­ется пре­ро­га­ти­вой не только пра­во­слав­ного мира. Но все народы древ­но­сти, как об этом сви­де­тель­ствуют архео­ло­гия, живо­пись и лите­ра­тура, в бороде видели неотъ­ем­ле­мую часть муже­ского досто­ин­ства, оче­видно, отож­деств­ляя ее с доб­ро­де­те­лями муже­ства, муд­ро­сти, стати, силь­ного муж­ского ума. Сред­ние века и новей­шее время во многом под­чи­нили одежду и внеш­ность людей евро­пей­скому стан­дарту.

Однако в лоне рус­ского Пра­во­сла­вия всегда гос­под­ство­вали кон­сер­ва­тив­ные воз­зре­ния на сей счет. И сего­дня, увидев бороду на улицах сто­лич­ного города, можно сразу дога­даться, что перед нами либо пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, либо пред­ста­ви­тель какой-то иной тра­ди­ци­он­ной миро­вой рели­гии, ведь боро­дами не брез­гуют и иудеи и мусуль­мане.

Но мы с вами, воз­вра­ща­ясь к обы­чаям, при­ня­тым у пра­во­слав­ных хри­стиан, скажем, что не в бороде сча­стье. Отрас­тить длин­ную бороду ума не нужно. И, конечно же, нрав­ствен­ное досто­ин­ство хри­сти­а­нина ни в малой мере не зави­сит от того, как он отно­сится к ноше­нию бороды.

Ого­во­римся, для пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей нали­чие бороды явля­ется неотъ­ем­ле­мым тре­бо­ва­нием к их внеш­нему виду, ибо все в жизни пас­ты­рей должно быть увя­зано не только с двух­ты­ся­че­лет­ней хри­сти­ан­ской тра­ди­цией, но и с несколь­кими тыся­чами лет биб­лей­ского бытия. Еще в вет­хо­за­вет­ных Мои­се­е­вых книгах, в част­но­сти, в книге Левит, мы нахо­дим опи­са­ние внеш­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ука­за­ние не повре­ждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).

Нет, конечно, мы не будем утвер­ждать, что подоб­ные обря­до­вые поста­нов­ле­ния строго обя­за­тельны для совре­мен­ного свя­щен­ника. Но суще­ствуют тонкие, почти неуло­ви­мые нюансы, кото­рые вос­при­ни­ма­ются чутким серд­цем пра­во­слав­ного народа.

Народ наш , кон­сер­ва­тив­ный и тра­ди­ци­он­ный, конечно при­ни­мает любого батюшку. Но про себя все же отме­чает: ах, как жаль, что батюшка обкор­нал свою бороду, оста­вив вместо нее кры­си­ный хво­стик а ля Троц­кий или напо­до­бие куцей бородки, при­над­ле­жав­шей «все­со­юз­ному козлу», как, если я не оши­ба­юсь, назы­вал Кали­нина Иосиф Сталин.

Увидев моло­дого свя­щен­ника с гладко выбри­тыми щеками, его ухо­жен­ную под рево­лю­ци­он­ный манер бородку,внимательные люди отме­чают – а это батюшка “про­грес­сив­ного” толка, не слиш­ком оза­бо­чен­ный вхож­де­нием в тра­ди­цию…

Однако это всего лишь пси­хо­ло­ги­че­ские наблю­де­ния, и прошу чита­те­лей пра­вильно вос­при­нять мои слова. Мы сейчас бесе­дуем более об эсте­тике, чем об этике, и ни в коей мере не бро­саем тень на тех свя­щен­ни­ков, кото­рые тяго­тятся ноше­нием длин­ной бороды.

— Так верно ли гово­рят, что длин­ная борода это при­знак кон­сер­ва­тив­ного свя­щен­ника, а корот­кая – либе­раль­ного?

— С неко­то­рой натяж­кой можно это пред­по­ло­жить, но не будем нашим наблю­де­ниям при­да­вать силу пра­вила. Глав­ное, без­условно, в каче­стве твоих помыс­лов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущ­ность дела в осо­бен­но­стях внеш­него вида, конечно, содер­жится. Вы помните изре­че­ние отца Павла Фло­рен­ского, кото­рый гово­рил, что одежда, а стало быть, и внеш­ность, есть про­дол­же­ние лич­но­сти чело­века, — и поэтому самые малые мало­сти нашего туа­лета, оде­я­ние, внеш­ность, гово­рят об опре­де­лен­ном устро­е­нии души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть чело­век пси­хо­ло­гич­ный и наблю­да­тель­ный, то, без­условно, встре­чая чело­века “по одежке”, состав­ля­ете о нем некое пер­вич­ное впе­чат­ле­ние. Тем паче, имеет внут­рен­нее право на свое суж­де­ние свя­щен­ник, кото­рый отли­ча­ется опыт­но­стью, всегда нахо­дясь в центре вни­ма­ния, под пере­кре­стьем десят­ков, а может и сотен взгля­дов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, при­стра­стия и при­вычки, име­ю­щие отно­ше­ние к внеш­нему облику, всегда могут стать пищей для напря­жен­ного раз­мыш­ле­ния. Осо­бенно это спра­вед­ливо в отно­ше­нии свя­щен­ни­ков, кото­рые появ­ля­ются в теле­ви­зи­он­ном окошке.

— А почему семи­на­ри­стов застав­ляют свои бороды брить?

— Для того, чтобы отли­чить это сосло­вие от тех, кто уже принял свя­щен­ный сан. Едва лишь только семи­на­ри­ста руко­по­ло­жат в диа­коны, как он начи­нает и внеш­ним видом отли­чаться от своих собра­тьев. Впро­чем, исклю­че­ние, как мне пом­нится (я пре­по­да­вал в Мос­ков­ских духов­ных школах более 10 лет), дела­лось для семи­на­ри­стов из ста­ро­об­ряд­че­ских согла­сий. Уважая их кон­сер­ва­тизм и не желая ника­ких драм, имев­ших место при Петре Вели­ком, им доз­во­ля­лось ходить в черных семи­нар­ских ките­лях и при этом носить свои окла­ди­стые бороды.

Источник статьи: http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Зачем священнику борода и длинные волосы?

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

Читайте также:  Нарисовать прическу шаг за шагом

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.

С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» [Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898. С. 97]. Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)

Источник статьи: http://dishupravoslaviem.ru/zachem-svyashhenniku-boroda-i-dlinnye-volosy/

Должен ли священник носить бороду и длинные волосы?

Добрый день! Тема интересующая многих, ведь разные бытуют мнения насчет того, должен ли современный православный священник носить бороду и волосы? Отношение сегодня у людей к этому неоднозначное.

Многие люди на 100% уверены, что священник просто обязан отпустить бороду и волосы, а еще как можно длиннее, так будет лучше. Некоторые люди связывают длину бороды с уровнем духовного опыта батюшки, такое тоже бывает иногда. В Ветхом Завете есть описание священнослужителей, имелось указание не трогать края своей бороды.

Но сама традиция находит распространение в первые два века нашей эры. Потому что Иисус Христос был воспитан в назорейской общине, а у назореев была традиция не стричь волосы и бороду. Благодаря этому, первые подвижники старались подражать Христу, не только в подвигах и молитвах, но и во внешности.

А когда князь Владимир крестил Русь, то Церковь переняла вместе с церковным уставом обычай не стричь волосы и бороду, который был предписан монахам. Но затем эта традиция распространилась и на белое священство. Но как мы можем заметить сегодня, то не каждый священник носит бороду и волосы, и не всегда длинные. Конечно, было бы вполне желательно носить бороду, ведь это своего рода миссионерская деятельность среди мирского населения. Быть может это кого-то подтолкнет на высокие духовные мысли, или же задумается и задастся с вопросом к священнику, всякое может быть.

Читайте также:  Как сделать прическу для ребенка 9 лет

Можно сказать, что если идет человек по улице с бородой, то вполне вероятно он имеет отношение с религией. И многие люди уже распознают священнослужителя в человеке, который носит бороду. Конечно, это не показатель того, что батюшка, не носящий бороды, как-то отодвинулся от традиционных взглядов и является каким-то новшеством в православной среде. Но священнослужитель без бороды смущает некоторых людей, ведь это как стереотип, раз священник — значит с бородой. Что это за священник без бороды, наверное, неправильный какой-то?

В Румынии был один митрополит, который не рукополагал семинариста в диакона, пока тот не отрастит бороды хотя бы на 5-10 сантиметров, для создания соответствующего образа. Сегодня этому моменту уделяется не столь сильное внимание, как например это было несколькими столетиями раньше. Особенно, традиции не стричь волосы и бороду, придерживаются старообрядцы. Они называют бритье бороды грехом «брадобрития», и утверждают, что православный человек самоидентифицируется через ношение бороды.

И в заключение хочется сказать, что православного человека нисколько не должен смущать внешний вид священнослужителя, однозначно он должен быть опрятным. А с бородой или без, это дело каждого, Церковь за это не осуждает. Нигде не предписано указа, что нужно носить бороду и волосы, или, наоборот, запрета. Но все же было бы неплохо!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/pravoslavie_segodnya/doljen-li-sviascennik-nosit-borodu-i-dlinnye-volosy-5e8f8fd01689ed0953533ecd

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Несмотря на то, что католицизм и православие являются ветвями одной религии – христианства, представители этих направлений заметно отличаются даже внешне.

Так, чаще всего католические священники коротко подстрижены и гладко выбриты, а православные зачастую носят бороды.

До IX века христианская церковь была единой, пока между папством и константинопольской патриархией не произошел раскол. Конфликт продолжался в период 863-867 годов. В это время пост папы римского занимал Николай I, а Константинопольскую патриархию возглавлял патриарх Фотий. Причин зарождения раскола было несколько. В частности, ставилось под сомнение избрание Фотия, личные неурядицы между иерархами, а также стремление папы расширить границы своего влияния. Раскол продолжался в течение дальнейших сотен лет.

В результате образовалось два направления христианства, существующие по сегодняшний день: православие и католицизм с центром в Риме. На протяжении всей истории разделения отношения между церквями то налаживались вплоть до сотрудничества, то снова накалялись.

Примечательно, что в 1965 году состоялась встреча между папой Римским Павлом VI и Вселенским патриархом Афинагором. Результатом ее стало подписание совместной декларации в качестве жеста взаимного прощения и справедливости. Однако это событие носило только символический характер. Непосредственно в тексте декларации указано, что между церквями остается множество богословских разногласий, как древних, так и относительно недавних.

Некоторые различия между католицизмом и православием:

— Католики исповедуются в специальном закрытом помещении, православные – на виду у всех прихожан.
— Православные крестятся справа налево, католики – наоборот.
— Пост на Рождество длится разное количество времени. Великий пост у католиков начинается в пепельную среду, а у православных – в чистый четверг.

Отношение к внешнему виду священнослужителей

Наличие (отсутствие) волос на лице у священнослужителей является не строгим официальным правилом, а соблюдением традиций. Католические священники преимущественно не носят бороды и усы, поскольку для них гладко выбритое лицо служит символом святости. Ангелы на иконах изображаются без волос на лице, поэтому данная традиция – не что иное, как подражание им, а также символ победы над плотью. Есть у традиции и исторические корни, которые объясняют ее на другой лад.

В ходе распространения христианства на территории Европы католики придерживались древнеримских взглядов. Римляне преимущественно гладко брились, так как борода для них считалась атрибутом чужестранцев – варваров. Несмотря на распространенность этой традиции, даже многие папы носили бороду. Среди них, например, Юлий II, Пий IV, Павел III и др. Что касается православных священнослужителей, то большинство из них носят бороды, тоже опираясь на традиции и обычаи. Непосредственного запрета на бритье для них нет.

Однако в писаниях Ветхого Завета, а именно в Книге Левит говорится:

«И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей…» (Лев. 21:1–5).

Этот фрагмент можно объяснить тем, что во времена Моисея, еврейского пророка, борода являлась элементом траурного обряда язычников. Они могли носить разве что усы, подражая своим богам, которые изображались без бороды. Чтобы не быть похожими на язычников, христиане решили не бриться. Кроме того, Иисус Христос на всех иконах изображен с длинными волосами и бородой. Поэтому священники являются носителями образа Христа.

Также положительное отношение к бороде выражается в книге «Апостольские постановления». Это апокриф, авторство которого приписывается римскому апостолу Клименту. В книге говорится о том, что истинный христианин не должен менять свой внешний вид вопреки природе.

Читайте также:  Курица с бородой какая порода

В наше время для священников нет строгих правил относительно наличия бороды. То, что большинство католиков гладко выбриты, а православные христиане носят длинные бороды – дань традициям и обычаям. В прошлом католики не хотели быть похожими на бородатых варваров, а православные – на выбритых язычников.

Posts from This Journal by “Религия” Tag

Что означает такая «рыбка» на кузове автомобиля?

Иногда на дорогах самых разных стран можно встретить весьма странные автомобили, на кузов которых помещен скромный и утонченный символ,…

Как на Руси религию выбирали

Одним из наиболее значимых культурно-политических событий на Руси стало Крещение. Киевский князь Владимир Святославович в 10 веке принял решение…

Что делать если вдруг пристали сектанты?

Ага, помню раньше эти Иеговы ну на каждом шагу у нас были. Дверь в квартире хоть не открывай — по нескольку раз в день брошюры предлагали. А до…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 300 жетонов
  • Социальный капитал36 538
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 5 часов
  • Минимальная ставка 300 жетонов
  • Правила
  • Посмотреть все предложения по Промо

Пришествие Бориса Моисеева
снимает завесу с козлов и свиней.

Да, шалунишки были варвары. =))

Гиркин-антиСтрелков: к смуте патриоты сил не наберут, но она всё равно шанс России

Гиркин-антиСтрелков (1.45):
«Если события, которые нас могут захлестнуть, застанут всех пупкиных, ивановых и стрелковых в их нынешнем состоянии. то пока они будут собираться, всё придёт в состояние полного развала. Надо было начинать готовиться вчера и позавчера. Я понимаю, что я фигура отыгранная, потому что я нахожусь под лупой и буду находиться, пока сам не отправлюсь в лучшие места или лупа не разобьётся. Тогда будет что-то делать поздно. Те, кто сейчас не находятся под лупой, начинайте потихоньку готовиться. Я всегда скептически усмехаюсь, когда говорят о силовиках. я насмотрелся за время своей службы. До ванек-взводных тоже уже докатилось. — они пойдут грабить винные магазины»
https://www.youtube.com/watch?v=vwe14GhQn0A

1. Гиркин-антиСтрелков наконец-то додумался до того, о чём я говорю постоянно — что патриоты в решающий момент быстро набрать силы не успеют. А до решающего момента им этого не даст сделать никто — ни обе башни Кремля, ни олигархи и т.д.:
https://evolution-march.livejournal.com/1859295.html
Виной тому — их тупиковая тактика противостояния с властью. А также — нацеленность на насильственное взятие власти. Для того, чтобы покрасоваться, это хорошая тактика, а для спасения страны — абсолютно провальная.

2. Но Гиркин-антиСтрелков решил немного изменить мой тезис — якобы только известным патриотам никто не даст собрать силы. А неизвестные могут «начать потихоньку готовиться». Но это опять блеф:
а) Они всё равно так или иначе будут тяготеть к известным патриотам (а те лишь формально дистанцироваться от них) — поскольку русский народ не умеет самоорганизовываться без лидеров.
б) В информационную эпоху большевистское подполье в принципе уже невозможно — в серьёзных масштабах. Всё под колпаком спецслужб — и Гиркин-антиСтрелков не может об этом не знать. Тут он просто тупо вторит Квачкову-Засулич, помешанному на идее «организации мелких партизанских ячеек»:
https://evolution-march.livejournal.com/1929238.html

3. При этом Гиркин-антиСтрелков в очередной раз подтвердил мою правоту в том, что нельзя рассчитывать на «здоровую часть силовиков» во время обвала системы — они действительно прогнили до уровня взводных. Нужно ставить на их шкурный интерес сейчас, а не иллюзорный «патриотизм» потом:
https://evolution-march.livejournal.com/1917127.html

4. В итоге:
а) Сил патриоты к решающем моменту и во время него собрать не смогут.
б) На силовиков надежды нет.
в) Нынешние либералы — не интеллигентишки из Временного правительства-1917, а хищники из 90-х (октябрь-1993 это доказал). Поэтому даже если бы патриоты и собрали силы — то без большой кровавой драки за власть не обойдётся. А с учётом западнизма огромной части населения — и до гражданской войны недалеко:
https://evolution-march.livejournal.com/1754024.html

5. То есть — это смута, в которой стране уже не выжить. Сам же Гиркин-антиСтрелков признаёт это, говоря, что наступит голод и холод покруче, чем после октября-1917:
https://evolution-march.livejournal.com/1822269.html
Но при этом он прямо называет смуту «единственным шансом России»:
https://evolution-march.livejournal.com/1596618.html
И тем самым становится врагом России — одним из бесов смуты как главного врага русского народа во все времена:
https://evolution-march.livejournal.com/1827115.html

6. Гиркин-антиСтрелков, чтобы оправдать свою концепцию «перехвата власти» врёт о том, что эволюция уже невозможна — так же, как и Квачков-Засулич:
https://evolution-march.livejournal.com/1963348.html
Хотя знает о тактике Эволюционного Марша как предотвращении смуты методом принуждения Путина к смене курса — частичной на первом этапе, на что Путин вполне способен:
http://evolution-march.livejournal.com/1650280.html
Знает, но отвергает — потому что антипутинские понты не дают ему пойти на компромиссы с Путиным. Позёрство для таких важнее Родины:
https://evolution-march.livejournal.com/1859052.html

Засадный полк по-итальянски
(По аналогии с известным мультфильмом «Ограбление по-итальянски»)

Мы — наследники Боброка!
Мы — встаём в засадный полк,
Чтобы, не спалясь до срока,
Свой потом исполнить долг!

На конях на белых лихо
В Кремль однажды вдруг влетим,

Источник статьи: http://masterok.livejournal.com/6662623.html

Оцените статью
Adblock
detector