- Зачем православным нужны бороды
- Дышу Православием
- О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
- ПОПУЛЯРНОЕ
- Наши друзья
- Зачем священнику борода и длинные волосы?
- Должен ли священник носить бороду и длинные волосы?
- masterok
- Мастерок.жж.рф
- Хочу все знать
- Posts from This Journal by “Религия” Tag
- Что означает такая «рыбка» на кузове автомобиля?
- Как на Руси религию выбирали
- Что делать если вдруг пристали сектанты?
- Информация об этом журнале
Зачем православным нужны бороды
протоиерей Артемий Владимиров
315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.
— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.
Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.
Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.
Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).
Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.
Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.
Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка “прогрессивного” толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…
Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.
— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?
— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.
И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека “по одежке”, составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.
Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.
— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.
Источник статьи: http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Зачем священнику борода и длинные волосы?
Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.
В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.
С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» [Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898. С. 97]. Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.
Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.
Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.
В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.
Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».
И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.
От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)
Источник статьи: http://dishupravoslaviem.ru/zachem-svyashhenniku-boroda-i-dlinnye-volosy/
Должен ли священник носить бороду и длинные волосы?
Добрый день! Тема интересующая многих, ведь разные бытуют мнения насчет того, должен ли современный православный священник носить бороду и волосы? Отношение сегодня у людей к этому неоднозначное.
Многие люди на 100% уверены, что священник просто обязан отпустить бороду и волосы, а еще как можно длиннее, так будет лучше. Некоторые люди связывают длину бороды с уровнем духовного опыта батюшки, такое тоже бывает иногда. В Ветхом Завете есть описание священнослужителей, имелось указание не трогать края своей бороды.
Но сама традиция находит распространение в первые два века нашей эры. Потому что Иисус Христос был воспитан в назорейской общине, а у назореев была традиция не стричь волосы и бороду. Благодаря этому, первые подвижники старались подражать Христу, не только в подвигах и молитвах, но и во внешности.
А когда князь Владимир крестил Русь, то Церковь переняла вместе с церковным уставом обычай не стричь волосы и бороду, который был предписан монахам. Но затем эта традиция распространилась и на белое священство. Но как мы можем заметить сегодня, то не каждый священник носит бороду и волосы, и не всегда длинные. Конечно, было бы вполне желательно носить бороду, ведь это своего рода миссионерская деятельность среди мирского населения. Быть может это кого-то подтолкнет на высокие духовные мысли, или же задумается и задастся с вопросом к священнику, всякое может быть.
Можно сказать, что если идет человек по улице с бородой, то вполне вероятно он имеет отношение с религией. И многие люди уже распознают священнослужителя в человеке, который носит бороду. Конечно, это не показатель того, что батюшка, не носящий бороды, как-то отодвинулся от традиционных взглядов и является каким-то новшеством в православной среде. Но священнослужитель без бороды смущает некоторых людей, ведь это как стереотип, раз священник — значит с бородой. Что это за священник без бороды, наверное, неправильный какой-то?
В Румынии был один митрополит, который не рукополагал семинариста в диакона, пока тот не отрастит бороды хотя бы на 5-10 сантиметров, для создания соответствующего образа. Сегодня этому моменту уделяется не столь сильное внимание, как например это было несколькими столетиями раньше. Особенно, традиции не стричь волосы и бороду, придерживаются старообрядцы. Они называют бритье бороды грехом «брадобрития», и утверждают, что православный человек самоидентифицируется через ношение бороды.
И в заключение хочется сказать, что православного человека нисколько не должен смущать внешний вид священнослужителя, однозначно он должен быть опрятным. А с бородой или без, это дело каждого, Церковь за это не осуждает. Нигде не предписано указа, что нужно носить бороду и волосы, или, наоборот, запрета. Но все же было бы неплохо!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/pravoslavie_segodnya/doljen-li-sviascennik-nosit-borodu-i-dlinnye-volosy-5e8f8fd01689ed0953533ecd
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Несмотря на то, что католицизм и православие являются ветвями одной религии – христианства, представители этих направлений заметно отличаются даже внешне.
Так, чаще всего католические священники коротко подстрижены и гладко выбриты, а православные зачастую носят бороды.
До IX века христианская церковь была единой, пока между папством и константинопольской патриархией не произошел раскол. Конфликт продолжался в период 863-867 годов. В это время пост папы римского занимал Николай I, а Константинопольскую патриархию возглавлял патриарх Фотий. Причин зарождения раскола было несколько. В частности, ставилось под сомнение избрание Фотия, личные неурядицы между иерархами, а также стремление папы расширить границы своего влияния. Раскол продолжался в течение дальнейших сотен лет.
В результате образовалось два направления христианства, существующие по сегодняшний день: православие и католицизм с центром в Риме. На протяжении всей истории разделения отношения между церквями то налаживались вплоть до сотрудничества, то снова накалялись.
Примечательно, что в 1965 году состоялась встреча между папой Римским Павлом VI и Вселенским патриархом Афинагором. Результатом ее стало подписание совместной декларации в качестве жеста взаимного прощения и справедливости. Однако это событие носило только символический характер. Непосредственно в тексте декларации указано, что между церквями остается множество богословских разногласий, как древних, так и относительно недавних.
Некоторые различия между католицизмом и православием:
— Католики исповедуются в специальном закрытом помещении, православные – на виду у всех прихожан.
— Православные крестятся справа налево, католики – наоборот.
— Пост на Рождество длится разное количество времени. Великий пост у католиков начинается в пепельную среду, а у православных – в чистый четверг.
Отношение к внешнему виду священнослужителей
Наличие (отсутствие) волос на лице у священнослужителей является не строгим официальным правилом, а соблюдением традиций. Католические священники преимущественно не носят бороды и усы, поскольку для них гладко выбритое лицо служит символом святости. Ангелы на иконах изображаются без волос на лице, поэтому данная традиция – не что иное, как подражание им, а также символ победы над плотью. Есть у традиции и исторические корни, которые объясняют ее на другой лад.
В ходе распространения христианства на территории Европы католики придерживались древнеримских взглядов. Римляне преимущественно гладко брились, так как борода для них считалась атрибутом чужестранцев – варваров. Несмотря на распространенность этой традиции, даже многие папы носили бороду. Среди них, например, Юлий II, Пий IV, Павел III и др. Что касается православных священнослужителей, то большинство из них носят бороды, тоже опираясь на традиции и обычаи. Непосредственного запрета на бритье для них нет.
Однако в писаниях Ветхого Завета, а именно в Книге Левит говорится:
«И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей…» (Лев. 21:1–5).
Этот фрагмент можно объяснить тем, что во времена Моисея, еврейского пророка, борода являлась элементом траурного обряда язычников. Они могли носить разве что усы, подражая своим богам, которые изображались без бороды. Чтобы не быть похожими на язычников, христиане решили не бриться. Кроме того, Иисус Христос на всех иконах изображен с длинными волосами и бородой. Поэтому священники являются носителями образа Христа.
Также положительное отношение к бороде выражается в книге «Апостольские постановления». Это апокриф, авторство которого приписывается римскому апостолу Клименту. В книге говорится о том, что истинный христианин не должен менять свой внешний вид вопреки природе.
В наше время для священников нет строгих правил относительно наличия бороды. То, что большинство католиков гладко выбриты, а православные христиане носят длинные бороды – дань традициям и обычаям. В прошлом католики не хотели быть похожими на бородатых варваров, а православные – на выбритых язычников.
Posts from This Journal by “Религия” Tag
Что означает такая «рыбка» на кузове автомобиля?
Иногда на дорогах самых разных стран можно встретить весьма странные автомобили, на кузов которых помещен скромный и утонченный символ,…
Как на Руси религию выбирали
Одним из наиболее значимых культурно-политических событий на Руси стало Крещение. Киевский князь Владимир Святославович в 10 веке принял решение…
Что делать если вдруг пристали сектанты?
Ага, помню раньше эти Иеговы ну на каждом шагу у нас были. Дверь в квартире хоть не открывай — по нескольку раз в день брошюры предлагали. А до…
Информация об этом журнале
- Цена размещения 300 жетонов
- Социальный капитал36 538
- В друзьях у 2 500+
- Длительность 5 часов
- Минимальная ставка 300 жетонов
- Правила
- Посмотреть все предложения по Промо
Пришествие Бориса Моисеева
снимает завесу с козлов и свиней.
Да, шалунишки были варвары. =))
Гиркин-антиСтрелков: к смуте патриоты сил не наберут, но она всё равно шанс России
Гиркин-антиСтрелков (1.45):
«Если события, которые нас могут захлестнуть, застанут всех пупкиных, ивановых и стрелковых в их нынешнем состоянии. то пока они будут собираться, всё придёт в состояние полного развала. Надо было начинать готовиться вчера и позавчера. Я понимаю, что я фигура отыгранная, потому что я нахожусь под лупой и буду находиться, пока сам не отправлюсь в лучшие места или лупа не разобьётся. Тогда будет что-то делать поздно. Те, кто сейчас не находятся под лупой, начинайте потихоньку готовиться. Я всегда скептически усмехаюсь, когда говорят о силовиках. я насмотрелся за время своей службы. До ванек-взводных тоже уже докатилось. — они пойдут грабить винные магазины»
https://www.youtube.com/watch?v=vwe14GhQn0A
1. Гиркин-антиСтрелков наконец-то додумался до того, о чём я говорю постоянно — что патриоты в решающий момент быстро набрать силы не успеют. А до решающего момента им этого не даст сделать никто — ни обе башни Кремля, ни олигархи и т.д.:
https://evolution-march.livejournal.com/1859295.html
Виной тому — их тупиковая тактика противостояния с властью. А также — нацеленность на насильственное взятие власти. Для того, чтобы покрасоваться, это хорошая тактика, а для спасения страны — абсолютно провальная.
2. Но Гиркин-антиСтрелков решил немного изменить мой тезис — якобы только известным патриотам никто не даст собрать силы. А неизвестные могут «начать потихоньку готовиться». Но это опять блеф:
а) Они всё равно так или иначе будут тяготеть к известным патриотам (а те лишь формально дистанцироваться от них) — поскольку русский народ не умеет самоорганизовываться без лидеров.
б) В информационную эпоху большевистское подполье в принципе уже невозможно — в серьёзных масштабах. Всё под колпаком спецслужб — и Гиркин-антиСтрелков не может об этом не знать. Тут он просто тупо вторит Квачкову-Засулич, помешанному на идее «организации мелких партизанских ячеек»:
https://evolution-march.livejournal.com/1929238.html
3. При этом Гиркин-антиСтрелков в очередной раз подтвердил мою правоту в том, что нельзя рассчитывать на «здоровую часть силовиков» во время обвала системы — они действительно прогнили до уровня взводных. Нужно ставить на их шкурный интерес сейчас, а не иллюзорный «патриотизм» потом:
https://evolution-march.livejournal.com/1917127.html
4. В итоге:
а) Сил патриоты к решающем моменту и во время него собрать не смогут.
б) На силовиков надежды нет.
в) Нынешние либералы — не интеллигентишки из Временного правительства-1917, а хищники из 90-х (октябрь-1993 это доказал). Поэтому даже если бы патриоты и собрали силы — то без большой кровавой драки за власть не обойдётся. А с учётом западнизма огромной части населения — и до гражданской войны недалеко:
https://evolution-march.livejournal.com/1754024.html
5. То есть — это смута, в которой стране уже не выжить. Сам же Гиркин-антиСтрелков признаёт это, говоря, что наступит голод и холод покруче, чем после октября-1917:
https://evolution-march.livejournal.com/1822269.html
Но при этом он прямо называет смуту «единственным шансом России»:
https://evolution-march.livejournal.com/1596618.html
И тем самым становится врагом России — одним из бесов смуты как главного врага русского народа во все времена:
https://evolution-march.livejournal.com/1827115.html
6. Гиркин-антиСтрелков, чтобы оправдать свою концепцию «перехвата власти» врёт о том, что эволюция уже невозможна — так же, как и Квачков-Засулич:
https://evolution-march.livejournal.com/1963348.html
Хотя знает о тактике Эволюционного Марша как предотвращении смуты методом принуждения Путина к смене курса — частичной на первом этапе, на что Путин вполне способен:
http://evolution-march.livejournal.com/1650280.html
Знает, но отвергает — потому что антипутинские понты не дают ему пойти на компромиссы с Путиным. Позёрство для таких важнее Родины:
https://evolution-march.livejournal.com/1859052.html
Засадный полк по-итальянски
(По аналогии с известным мультфильмом «Ограбление по-итальянски»)
Мы — наследники Боброка!
Мы — встаём в засадный полк,
Чтобы, не спалясь до срока,
Свой потом исполнить долг!
На конях на белых лихо
В Кремль однажды вдруг влетим,
Источник статьи: http://masterok.livejournal.com/6662623.html