Представителям какого слоя российского общества дольше других не разрешалось носить бороду

Публикации

Откуда растут корни бритья, почему безбородые воины имели преимущество в бою, как борода стала считаться признаком оппозиции и должны ли военные и гражданские иметь одинаковые права на ношение усов и бороды — тема брадобрития стала актуальной для российского общества в связи с делом матроса, оказавшегося на скамье подсудимых в 1874 году за отказ сбрить бороду по религиозным соображениям.

Дело о бороде

Вследствие крайней необходимости, в «Уложении о наказаниях», некоторых преступлений, судам гражданского ведомства, при производстве уголовных дел, приходится нередко смягчать наказание до последней степени, иногда даже ходатайствовать перед высочайшей властью об отмене приговора, постановленного по всей строгости законов; присяжные заседатели поставлены бывают иногда в необходимость даже совершенно оправдывать виновных. Подобные случаи снисхождения к виновным должны встречаться и в судах военного ведомства. В этих судах, понятиями о дисциплине и субординации покрываются нередко такие проступки, которые, сами по себе, не представляют особенной важности, но, по общему духу военно-уголовного законодательства, оказываются преступлениями, требующими примерного наказания. В настоящее время, нам кажется чем-то страшным «Воинский Устав» Петра-Великого, в котором почти каждый артикул предписывает «зело лишать живота через аркебузирование»; а между тем, не только у нас, но и во всей Европе, военно-уголовные законы и теперь отличаются известной суровостью в вопросах, касающихся нарушения военной дисциплины . Вполне сознавая, что у военно-уголовных законов нельзя отнять эту отличительную их черту, потому что исполнение воинского долга основано, прежде всего, на безусловном повиновении начальству, следует, однако, сказать, что иные случаи нарушения дисциплины прямо указывают на необходимость изъятий из общих правил, или, по крайней мере, на потребность некоторого компромисса между дисциплиной и случаями ее нарушения.

Матрос Карташев был предан суду за упорное, можно даже сказать, отчаянное сопротивление приказанию своего непосредственного начальника. По смыслу военно-уголовных законов, охраняющих так бдительно и так справедливо воинскую дисциплину, едва ли может представить другое, более важное преступление. Отказываясь исполнить приказание начальника, Карташев грозил даже зарезать того, кто попытается привести это приказание в исполнение. Более наличных фактов для состава преступления, вызывающего суровую кару, по военно-уголовному уставу и не требуется; в военное время Карташев мог бы подлежать за это даже смертной казни, причем судьи, произнесшие смертный приговор, могли бы спокойно перевести ответ за него с своей совести на неумолимый и слишком требовательный закон. В чем же, однако, заключается виновность Карташева по существу? Он отказывался обрить бороду по приказанию экипажного командира, при полной, однако, готовности служить и повиноваться во всем своему начальству.

Таким образом, в настоящее время возник в судах поднятый Петром-Великим и, по-видимому, уже забытый вопрос о праве ношения бороды русским человеком. Говорим, «по-видимому», потому что на самом деле вопрос этот никогда не забывался и в настоящее время разрешается положительно как гражданскими, так и военными узаконениями.

История вопроса о бороде любопытна, и во многих отношениях довольно поучительна. Начало его, как и подобает «историческому!» вопросу, восходит к классической древности. Бритье бород было только модой у греков и у римлян. Как многое классическое, мода брить бороду была заимствована «северными варварами» у южной, классической цивилизации, пережила века, обрила бороды всех народов, приходивших на прямое или косвенное столкновение с древним миром и унаследованной от него цивилизацией и перешла, наконец, в Россию, где стала вскоре, в силу правительственных требований, в разрез с житейским условиями, а отчасти и с религиозными понятиями русского народа. Александр Македонский, предпринимая поход в Индию, узнал, между прочим, что тактика тамошних воинов состоит в том, чтоб, прежде всего, хватать своих противников за бороды. В виду такой опасности, знаменитый полководец приказал греческим воина обрить бороды и, как известно, легко стяжал себе в Индии победные лавры! Еще более, быть может, известно, что великим людям и их сподвижникам любят подражать люди заурядные, и безбородые македонские войны, совершившие чудесные походы, сделались образцом подражания как для греков, так и для римлян, заимствовавших греческую цивилизацию у побежденных ими эллинов. До возрождения классицизма, вся Европа носила бороды, не считая этого ни грехом, ни преступлением. После же пресловутой «Renaissance», когда, вместе с возрождением эллино-римских понятий, воскресло и стремление подражать всему, что носило на себе запах классического мира, чем более усиливалось классическое направление, тем все реже и реже становилось ношение бороды. Ко времени путешествия Петра заграницей Западная Европа стала уже безбородой; подражая ей, Петр решился обезбородить и всю Россию. Так как, в XVIII-м столетии, войска наши приноравливались к внешности «немецких пудренных дружин», и этот дух подражания сохранился и позже, то и ношение бород представлялось неуместным, хотя, конечно, при этом, по давности времени, и упускалось из вида, что безбородые солдаты, прежде всего, напоминают собой славную фалангу Александра Македонского. Во французских войсках ношение бороды то запрещалось, то разрешалось и постоянное на них право сохранили одни только саперы.

Официальная безбрадость имеет у нас и теперь большое значение. Не только все состоящие в регулярных войсках обязаны брить бороду, но и вышедшие в отставку нижние воинские чины обязаны не носить ее, о чем и прописывается в выдаваемых им увольнительных видах, а полиция, с своей стороны, должна наблюдать за исполнением этого правила. Точно также и чиновники гражданского ведомства не имеют права носить бород. Из всего этого очевидно, что, вопреки мнению защитника Карташева, требование со стороны командира 8-го флотского экипажа, чтоб Карташев обрил бороду, было не только вполне законно, но и исторически правильно. Подобного рода требование, по указанным выше причинам, было бы вполне законно даже и в таком случае, если б, например, кто-нибудь из государственных людей, увидя своего товарища с бородой и сославшись на «Устав о службе гражданской», т. е. на «Свод Законов», предложил ему обрить не только бороду, но кстати и усы, предоставив довольствоваться лишь бакенбардами, неподлежащими преследованию со стороны закона. Если от матроса требуется соблюдение правил, предписанных в законе, то, для точного охранения силы закона и при равенстве перед ним всех и каждого, должно требовать, чтоб не только военные, но и все гражданские чины не носили бород, как украшения, не принадлежащего их званию, хотя и данного им от природы.

Читайте также:  Самая красивая прическа колосок

Существующие у нас взгляды на ношение бороды, как на внешнее выражение каких-то особых убеждений, представляются вообще ошибочными. Бороды считаются у нас как бы особой принадлежностью раскола. Это несправедливо. Царь Алексей Михайлович, начавший уже борьбу с расколом, весьма заботливо охранял бороды и в изданном им, 6-го августа 1675 года, именном указе грозил опалой даже тем, которые «подстригут у себя волосы на голове»; а опала хотя и такого кроткого государя, каким был Алексей Михайлович, дело вовсе не шуточное, так как она намекала не только на батоги, но, при случае, и на кнут.

Считать бороды признаком какого-то либерального направления тоже неверно и, к тому же, как-то странно: бороды составляют у нас неотъемлемую принадлежность наиболее консервативных классов – духовенства и крестьянства, а также и той части нашего купечества, которая, как известно, нимало не интересуется западноевропейской модой, тем менее новейшими политическими теориями…

Некоторые гражданские начальства, как известно, недолюбливают бород у своих подчиненных, считая брадоносцев либералами. С точки зрения закона, они совершенно правы, так как ношение бород чиновниками составляет явное нарушение закона и потому, в сущности, каждый из брадатых чиновников виновен нисколько не менее, чем матрос Карташев. Разница только в том, что Карташеву не мог оказать никакого послабления его ближайший начальник, который сам был бы за это в ответе. Делая эти сравнения, мы тем более склоняемся на сторону Карташева, что он отстаивал свою бороду не ради франтовства, но из-за своих религиозных убеждений, к которым должно относиться и в данном случае, и всегда с особенной снисходительностью.

Карташев безусловно готов был исполнять все приказания своего начальника, за исключением только того, которое относилось к бритью бороды. «Если я достоин казни – сказал Карташев – казните меня, а своего закона я изменить не могу».

Из отзывов экспертизы, бывшей по делу Карташева, видно, что поморская раскольничья секта, к которой принадлежит обвиненный, как признающая брак и творящая молитву за Царя, считается менее вредной, чем другие беспоповщинские секты и что брадобритие признается всеми раскольниками не только грехом, но даже ересью.

На судебном следствии, подсудимый заявил, что, по закону, не подобает брить бороду христианам, а кто бреет, тот называется еретиком, и когда он умрет, то по нем не поют и не читают. Вследствие этого, подсудимый и не мог дозволить обрить себе бороду.

В оправдание религиозных убеждений Карташева, приводились доводы догматического свойства. На основании этих доводов, приходится сказать, что виновность подсудимого, по существу, состояла в том, что он следовал «Стоглаву», т. е. такому соборному определению, которое имело целью исправить уклонения в праотеческой нашей церкви. Но и помимо догматических доводов, встречаются еще другие причины, побуждающие православного русского человека относиться к бороде с особенным чувством какого-то почти религиозного уважения. Не забудем, что борода считается у нас, в противоположность внешнему виду католического и лютеранского духовенства, необходимым признаком служителя православной восточной церкви; вспомним, что лики угодников божьих пишутся не только у раскольников, но и у нас, православных, непременно с бородами, а в старинных наших храмах можно видеть изображения этих угодников с бородами, доходящими до земли. Исключение в отношении бороды представляет один только св. Георгий Победоносец, изображаемый и у раскольников безбрадым. Так как, вообще у народа хронологическая последовательность событий находятся в крайнем беспорядке, то не ношение бороды св. Георгием, чествуемым и раскольниками, объясняется менее упорными из них тем, что св. Георгий Победоносец был воин, по простонародному «солдат», и что, поэтому, он не имел права носить бороду. Любопытно было бы знать, употребляли ли в дело этот самый сильный для раскольников аргумент лица, увещевавшие Карташева? Быть может, в виду его, он склонился бы пожертвовать своей бородой; по крайней мере, нам приходилось слышать, что, в силу именно этого соображения, раскольники, у которых, по отзыву профессора Нильского, брадобритие считается не только грехом, но даже ересью – отступают от своих убеждений, так что собственно примером св. Георгия устранялись и устраняются столкновения религиозных верований раскольников с требованиями военно-служебного порядка относительно ношения бороды.

Без всякого сомнения, упорному сохранению бород среди раскольников содействовало всего более гонение, поднятое Петром-Великим против бород. В этом убеждает отчасти и следующий факт. Из письма, писанного убежавшим из России царевичем Алексеем Петровичем, видно, что еще во время Петра-Великого православные священники, как и католические, подбривали темя. Царевич просил своего петербургского духовника, чтоб он отправил к нему заграницу священника, который, чтоб не быть узнанным, обрил бы усы и бороду, «такожде и гуменцо заростил». Так как бритье «гуменца» не возбуждало никаких преследований со стороны правительства, то этот стародавний обычай совершенно вышел сам собой из употребления даже и у раскольников.

По всей вероятности, то же самое было бы и в отношении бород, а потому и преследование их в таком случае, где приверженность к ним основывается на религиозных убеждениях, было бы совершенно бесполезно и даже вызывало бы только сопротивление со всеми прискорбными их последствиями.
Направление, полученное делом Карташева, т.е., обвинение его в неповиновении и предании за это суду, вполне правильно. Нельзя согласиться с мнением, что командир 8-го флотского экипажа должен был дозволить Карташеву носить бороду и что если б борода его стала вводить в соблазн других матросов и служить поводом к отпадению от православия, то командир экипажа, согласно 1-го и 5-го п. высочайше утвержденных правил 21-го июля 1863 года, должен бы был, не прибегая к крутым мерам, войти с ходатайством по начальству об удалении Карташева в другую часть войск – на Кавказ, в Оренбург или Сибирь, где существуют полки, постоянно носящие бороду. Такое предположение не могло быть исполнено. Обвинительная власть указала на 9-й п. тех же правил, в котором, между прочим, сказано, что, в случае нарушения раскольниками требования дисциплины, виновный предается суду и суд приговаривает его к наказанию, не входя в рассмотрение его верований. Если в такие условия поставлен даже суд, то тем менее начальник какой-нибудь военной части имеет право входить в рассмотрение религиозных верований своих подчиненных уже потому, что при этом необходимо было бы входить и в разные догматические соображения. От начальника каждой военной части требуется, чтоб подчиненные ему солдаты были без бороды, и для него этого вполне достаточно, чтоб отдать соответственное этому требованию приказание и настоять на точном его исполнении, а в противном случае предать ослушника суду. Но этот-то именно правильный ход дела и особенно последовавшее сознание самого суда, что произнесенный им над виновным приговор не соответствует существу преступления, показывают всего нагляднее бесполезность всяких полумер в подобных случаях и необходимость точного разъяснения их в общем законодательном порядке.

Читайте также:  Ассиметричные короткие стрижки для женщин с выбритым виском

Само собой разумеется, что исходной при этом точкой должна быть веротерпимость до тех пор, пока она не послужила к ослаблению порядков, которыми ограждается воинская дисциплина. Если же говорить вообще о законности ношения бороды лицами, состоящими в государственной службе, то лишению ее, на основании закона, подлежит не один матрос Карташев, но и все чиновники гражданского ведомства. Необходимо, чтоб существующий общий закон исполнялся всеми; если же закон оказывается пережившим свое время, он должен быть отмене; словом, закон или должен быть исполнен, или перестать быть законом.

(Голос, № 148, 1874 год)

Подготовил Евгений Новиков

*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены

Источник статьи: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20181229/293129109.html

Литературно-исторические заметки юного техника

29 августа 1698 года (323 года назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона — бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни — бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М.В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М.Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т.д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

Источник статьи: http://ptiburdukov.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BB_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0_I_%C2%AB%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83_%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%C2%BB

Оцените статью
Adblock
detector