- Загадка прически великого Будды
- Что символизируют волосы в буддизме и других учениях
- Силы природы на страже здоровья великого учителя
- Как возникло первое изображение Будды
- Тема: Прическа Будды
- Прическа Будды
- Ушниша — признак Просветления
- nandzed
- Нешёлковый путь
- Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию
Загадка прически великого Будды
Последователи буддизма по всему мира почитают легендарного основателя этого учения, который был реальной исторической личностью. Аристократ Сиддхартха Гаутама, который жил в 7 — 6 веках до нашей эры, достиг просветления, открыл для себя неизменную истину и стал Буддой. Не богом, но главным посредником между человечеством и миром высших сил.
Интересно, что при жизни внешность Будды никто так и не запечатлел — ни на бумаге, ни в каменном изваянии. И лишь спустя столетия по всей планете появились всевозможные статуи, рисунки, картины, изображающие овеянную мифами и сказаниями личность принца Гаутамы. Интересный факт: почему всякий уважающий учение буддист должен сбривать волосы, а сам великий Будда имеет вполне определенную шевелюру? Если его изображают с волосами, то почему они кажутся завитыми и уложенными в прическу?
Что символизируют волосы в буддизме и других учениях
Солнечно-оранжевые одеяния буддистов и гладкая голова — отличительные признаки любого приверженца этого популярного учения. Избавление от волос имеет первостепенное значение: оно символизирует отречение от всех земных грехов и страстей. Кстати, первым учителем, продемонстрировавшим бритье волос, и стал сам Будда. Когда он проповедовал, то сам побрил голову перед своими учениками.
Предания гласят, что именно поэтому узнать визуально Будду не мог ни один человек. Учитель выглядел точно так же, как и его приверженцы: все носили одинаковые одеяния и были лишены волос. Для представителей многих других религиозных учений бритая голова вообще не допустима, поскольку волосы считаются главным инструментом, связывающим человека и мир божеств. Это своеобразные антенны.
Силы природы на страже здоровья великого учителя
Но если Будда собственноручно лишал себя растительности на голове, откуда появились статуи и фигурки просветленного посредника, на которых он имеет вполне определенную прическу из густых завитков? Они собраны наверх в крупный пучок, который зачастую раскрашивают в черный цвет.
В древних источниках можно найти объяснение этому факту. Голову Будды венчает вовсе не хвост и пучок, а так локон божественного просветления. Он символизирует верхнюю чакру в ауре человека и свидетельствует о том, что личность является существом высшего порядка. Ну а то, что несведущие люди принимают за волосы, на самом деле, множество улиток, которые покрывают голову Будды. Однажды великий учитель решил предаться медитации, сидя под деревом, на природе. Он глубоко и надолго ушел в себя. Солнце поднялось высоко и стало напекать голову Будды. Несмотря на жару, он не прервал медитации. Тогда сама Земля будто решила помочь просветленному человеку: огромное количество улиток стали сползаться к медитирующему человеку. Они облепили его одежды, добрались до головы и остались охранять кожу Будды от полуденного зноя.
Как возникло первое изображение Будды
Есть еще одна красивая легенда, она рассказывает о том, что один из индийских царей задумал впервые изобразить самого Будду. Он приказал явиться ко дворцу всех известных живописцев. Они пытались написать портрет высшего существа, явившись к нему, но все попытки оказались неудачными. Тогда Будда своей магической силой заставил ожить инструменты художников: они воспарили над полотном и сами нарисовали портрет прославленного учителя. С той же прической и в той позе, которая известна буддистам и сегодня.
Источник статьи: http://drimtim.ru/zagadka-pricheski-velikogo-buddy.html
Тема: Прическа Будды
Опции темы
Отображение
Прическа Будды
Вот стало интересно — Будду все вермя изображают с характерной прической, но разве он не брился налысо, как это делают монахи?
Если Вы имеете ввиду характерные шарики на голове — так это улитки, которые, по легенде, забрались на голову Будды чтобы он не прерывал свою медитацию из-за жары.
Класс, не знал. Но я не про шарики, а про само наличие волос.
Это не улитки
Это волосы закрученные вправо.
А какая разница то? Может на монахов в древности часто нападали и в драке хватали за волосы, вот и завелась такая традия — брить голову налысо.
а разве в Индии до Будды и буддизма были монастыри с уставным порядком брить голову? По моему там были типа общины у разных учителей и просто отшельники, но не монастыри в современном понимании. Монастыри — это именно буддийское новаторство.
+ практично! по себе знаю
Когда Будда начал проповедовать, он побрился налысо.
Видимо, эти изображения Будды до начала его подвижничества.
А я читал, что такая традиция завелась потому, чтоб монахи не сильно заботились о своей внешности.
Да, для гигиены и для того, что бы не занимать время ненужными операциями типа мыться, умащения, расчёсывания и укладывания волос.
А при чём здесь Хана Нидал?
Ни она ни лама Оле не монахи.
Мне вот тоже интересно, брил ли Будда голову? Вообще, как и когда возникла традиция изображать Будду?
Мирянам- практикам тантры (нагпам) как раз предписывается не стричь волосы. Считается, что в их волосах концентрируется благословение дакини. Кроме того, у тибетцев просто считается, что длинные волосы — это по-любому красиво. И добровольно их человек нипочем не отстрижет. Монахи-дети в Индии часто вешают у себя портреты своих «кумиров» — Дениса Родмана, например. Будучи уверены, что это такой крутой монах — еще и в баскетюол играет.
Впервые Будду начали изображать в Гандхаре, под воздействием эллинистической культуры.
Традиции брить голову до Будды не существовало. Ее ввел сам Будда в Винайя-питаке, которая содержит тексты, призванные урегулировать жизнь сангхи, дабы монахи как можно меньше отвлекались от своей основной цели.
The physical characteristics of the Buddha are described in one of the central texts of the traditional Pali canon, the Digha Nikaya, in the «Discourse of the Marks» (Pali: Lakkhana Sutta) (D.32), and are also enumerated in the Brahmayu Sutta of the Majjhima Nikaya (MN 91)(http://en.wikipedia.org/wiki/Thirty-. _of_the_Buddha).
(14) Далее, монахи, у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анджаны, волосы завиваются в направлении слева направо. То, что у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анжаны, а волосы завиваются в направлении слева направо, – это, монахи, есть признак великого человека.
Последний раз редактировалось Tenzin Chophel; 01.08.2008 в 16:19 .
Вообще у джайнов есть традиция вырывать волосы на голове. Правда, она могла возникнуть и позже.
Источник статьи: http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=11507
Ушниша — признак Просветления
Е сли мы посмотрим на тибетские тханки Будды Шакьямуни, на ведические изображения божеств, например, Шивы — то обязательно обратим внимание на ушнишу, — своеобразную выпуклость на макушке головы, покрытую волосами. Ушниша является обязательным иконографическим признаком Будд.
В Тибете и Таиланде ушниша изображается наподобие наконечника от копья, расположенного на макушке, что, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень известен буддистам всего мира как «чинтамани», или камень, исполняющий все желания. К этой же парадигме относятся и изображения языка пламени, на макушке. Все это разнообразные варианты изображения ушнишы.
В литературных источниках мы можем также найти множество упоминаний. В «Ушниша Виджая Дхарани Сутре» читаем: «Внезапно ушниша Татхагаты испустила многочисленные лучи света, осветившие миры всех десяти направлений; затем свет вернулся, трижды описал вокруг Будды круги и исчез у него во рту. — Царь Небес, есть дхарани известное как «Ушниша Виджая»». То есть эта дхарани была передана не только словесно, но и с помощью света. Такие примеры есть и в других сутрах. В «Сутре об основных обетах бодхисаттвы Кшитигарбхи» также описывается подобный феномен: «Тогда Почитаемый В Мирах испустил из отверстия на ушнише сотни, тысячи, десятки тысяч коти великих лучей. Он сказал великому собранию, божествам, драконам и прочим существам, принадлежащим к восьми видам сверхъестественных существ, а также людям и нелюдям: «Слушайте, как ныне я, находясь во дворце на небе Траястримша, восхваляю деяния бодхисаттвы Кшитигарбхи». То есть основное содержание сутры также было передано не только словесно, но и посредством разнообразных световых лучей, исходящих из ушнишы.
Научная точка зрения объясняет наличие у Будды пучка волос на макушке тем, что в придворных кругах, где вращался юный Сиддхартха, мужская мода предполагала ношение длинных волос, которые часто укладывали на макушке в подобную прическу. Укладывать волосы в пучок было совершенно необходимо при ношении тюрбана. В старейшей ведической индуистской культуре действительно существовал особый род тюрбана, который наматывался вокруг пучка волос, который именовался ушнишей.
Однако в буддийской культуре это совсем не прическа. Волосы всего лишь закрывают выпуклое образование на черепе, появление которого говорит об обретении высшего всеведения.
Ушниша — это один из «тридцати двух признаков» высшего существа: «Далее, монахи, у великого человека на макушке головы имеется ушниша. То, что у великого человека на макушке головы имеется ушниша, — это, монахи, есть признак великого человека («Тридцать два телесных признака Великого Человека»).
С точки зрения физиологии, ушниша формируется у просветленных существ в том месте черепа, где при рождении находился родничок, то есть шовное соединение, обеспечивающее движение костей черепа в момент прохождения ребенком родовых путей матери. Первоначально оно хрящевое, с возрастом же ткань замещается и превращается в костную. Существует точка зрения, согласно которой именно через родничок, незаросшее костное сочленение, и получает еще не окрепший младенец космическую, божественную энергию. Через него он включен в мировое единство. С возрастом эта связь обрывается, а череп «закрывается» полностью. Однако духовные практики могут менять собственную физиологию, у активно практикующих это соединение снова становится менее плотным, а на уровне высших ступеней развития — череп деформируется, формируя ушнишу.
В проекции на энергетическое тело ушниша соответствует сахасрара-чакре и совпадает с местом выхода основного энергетического канала человека — сушумны, его центрального энергетического столба, и связана с областью изначально чистых пран. Ушниша находится, по сути, за пределами доступных человеческому сознанию измерений, она не имеет размера, пронизывает все пространство и уходит в космос. Человек может взаимодействовать с окружающей реальностью с позиций различных чакр. Взаимодействуя «из ушнишы» он уже сливается с пространством, превращается в единое с ним целое.
Ушниша — это своеобразный «орган», позволяющий общаться с окружающими на тонком плане, так, согласно писаниям, некоторые учения Будда передавал не с помощью слов, а посредством света, исходящего из ушниши.
Источник статьи: http://www.oum.ru/literature/buddizm/ushnisha-priznak-prosvetleniya/
nandzed
Нешёлковый путь
Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию
Некоторым практикующим, интересующимся анатомическими подробностями тела Будды, наличие ушниши, выпуклого образования на макушке головы, кажется несуразицей или попросту символическим, но отнюдь не телесным (по-настоящему) знаком. Я не буду сильно углубляться. Просто сделаю несколько штрихов. Как говорят в Азии, чувствительному сердцу не обязательно пускать стрелу прямо в цель — иногда важнее положить её рядом, и этого уже достаточно, чтобы известие было понято. Прямолинейность вызывает излишнее потрясение в сердце и затмевает тонкость понимания посланного известия.
Буддисты говорят, что ушниша Будды как один из 32 признаков Его тела — это проявление реализованной парамиты терпения. Кстати, мне также говорили, что терпение — это основное качество, гарантирующее рождение человеком, так что его практика в течение жизни тоже есть щит от рождения в нижних мирах.
Но есть и другие мысли относительно ушниши. Именно там, сразу над поверхностью головы находится центр, в котором по одному из методов медитируют на присутствие гуру, посвящающего божества, ишта-дэвата, Защитника. Это положение созерцания линии передачи. У Ваджрайогини там расположено лазуритовое полое яйцо, прямо названное как «тайное вместилище Будд». Кто обращал внимание, чаще думают, что это украшение, но смысл его неясен. Но мало кто знает, что это не украшение, а нечто прямо функциональное. Гухья — это не только символ.
Это связано не только с тем, что ушниша по факту самое священное «место» в человеке, но и с тем, что это область изначально чистых пран, уже объединённых с пространством. То есть оттуда йогин может распространять обширное влияние. Это так же ясно, как и то, что даже для начинающих есть этот способ саморазвития и помощи живым существам, когда в уме ставят этих существ себе на макушку, тем самым признавая священность любой жизни, пусть даже сами существа омрачены и не способны к такому отношению-восприятию.
Традиция отношения к этой области над головой вовсе не является специфически буддийской. Именно на голове располагали «лотосные стопы» своих Учителей и в древней Индии, и в этом есть сугубо практический, можно сказать, «технический» смысл для возможности получения шактипат. Кстати, в традиции методов бодхисаттв рекомендуется мысленно помещать своего врага у себя над головой — именно в этой области. Это говорит об области, где вмещение противоположностей практически возможно и где конкретность переживания преодолевается легко и непринуждённо. То есть понимание о терпении и ушнише — это внешнее выражение более глубокого внутреннего смысла и действия.
В буддийской философии ушниша имеет совершенно иное значение: рельефная выпуклость на макушке Будды никак не связана с веяниями моды, а говорит об обретении высшего всеведения и является одним из 32-х отличительных признаков высшего существа. По словам досточтимого ламы Калмыкии Геше Тензин Дугды, ушниша — это признак просветленного существа. Писатель Майкл Джордан в своей книге «Будда. Его жизнь в образах» отмечает способность ушнишы Будды видоизменяться. Она имеет свойство превращаться в слегка накрененную спираль, напоминающую раковину улитки, а иногда язык пламени.
Эти видоизменения могли развиваться по различным соображениям среди различных буддийских культур. В южной части Индии, Шри-Ланке и Индонезии они, возможно, восходят к представлениям о сакральном жертвенном пламени индуистского огненного бога Агни. Огонь над головой Будды, как символ просветления, рассеивает тьму невежества и является символом абсолютного всеведения. Поэтому буддисты данных регионов изображают ушнишу Будды в виде языка пламени.
В других частях буддийского мира, включая Тибет и Тайланд, превращение пучка волос в вытянутую вертикаль, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень, известен буддистам всего мира как «чинтамани» или камень, исполняющий все желания.
Прочёл это нынче, как-то сложилось в голове многое и более ясно. Обычно Учителя говорят, что появление ушниши — знак того, что собирание качеств для достижения состояния Будды закончено. Это знак плода. Но мне ещё были интересны различные явления божеств именно из ушниши. Обычно это описывается в крия-тантрах семейства Татхагата. Все такого рода божества обладают необычайно обширным ваджрным действием. В частности, речь о Дугкармо — Ситатапатре Апараджите и также о Махачунди-дэви. А в хвале Дугкармо за авторством Чже Цонкапы я нашёл вот такое упоминание о Белом Демчоге: «Ты, богиня Дуккар, родившаяся из короны на голове Сугаты, повергающая в прах сонмы демонов и злых духов. Сделай так, чтобы мы получили благословение от Демчога Дугкара, родившегося из ушниши Милосердного Сугаты, который уничтожает всех, кто препятствует распространению благого Закона, приносящего счастливые плоды”.
И вот нынче наткнулся на это радикальное замечание, совершенно прямо объясняющее обширность действия божеств ушниши:»Когда незапятнанные качества, то есть главные и второстепенные знаки Будды, доведены до совершенства, абсолютным проявлением заслуги является ушниша. У чакравартинов тоже есть своего рода ушниша, но это не та ушниша, которой обладают Будды. Ушниша Будды распространяется в небо таким образом, что она за пределами любых измерений. Даже Маудгальяпутра, несмотря на все свои магические силы, не был способен увидеть, где она заканчивается. Причина этого в том, что ушниша Будды не имеет размера, она пронизывает всё пространство. Когда ветер-ум растворяется в ушниша-чакре, достигается состояние Будды. В учениях великого совершенства описывается, что тигле поднимаются вверх, скапливаясь вертикально над головой. И когда ветер-ум растворяется в ушниша чакре, достигается «исчерпание» явлений в таковости (chos nyid zad sa), состояние Будды».
Источник статьи: http://nandzed.livejournal.com/7211747.html