Старинные причёски XIX века: описание и создание в домашних условиях
Роскошные стили барокко и рококо сменяет лаконичный классицизм. В моде правит стиль ампир, идеал красоты упрощается. Тяжёлые конструкции из напудренных париков сменяются нежными, лёгкими локонами. Особенность причёсок XIX века — укладки на разную длину волос. Возможны даже короткие, которые игриво завиваются. Чтобы создать романтический образ сегодня, можно позаимствовать парикмахерские секреты эпохи викторианства.
Мода первой половины XIX века
В начале столетия преобладает стиль ампир. Великая Французская революция, вместе с отрицанием буржуазной культуры рококо, принесла простоту, лаконичность в моду. Главное отличие причёски XVIII века от XIX — приемлема разная длина волос. Становится популярной новаторская для того времени короткая женская стрижка. Она носит название «причёска жертвы», как копирование заключённых, идущих на казнь.
Античные укладки «узел Психеи», «Грек» и подобные им завоёвывают популярность. Очень распространённой становится «а-ля Тит»: мелкие тугие завитушки, как у каменной скульптуры одноимённого императора. По прошествии двух десятков лет они сменяются более сложными конструкциями. Вокруг лица накручиваются локоны, волосы на макушке убираются в разнообразные пучки. В 1830-е годы становится популярным «узел Аполлона». Заплетённые косы на макушке укладываются на проволочный каркас, собираясь в высокую плетёнку.
Благодаря королеве Виктории в конце 1830-х годов сложные аристократические причёски заменяются простыми. Для коронации будущая английская монархиня предпочла лаконичную укладку, которая становится популярной. Две косы укладываются вокруг ушей, остальные волосы остаются гладкими. В середине века настаёт эпоха романтизма. В моде простые косы, симметричные проборы, крупные пучки. Если по предыдущему веянию косички и локоны укладывались в объёмный пучок вертикально на макушке, то в 40-е годы он располагается сзади над шеей, оставляя её обнажённой.
Фактурные локоны обрамляют лицо, закрывая уши. Завитки могут ниспадать до плеч, которые обнажены, в соответствии с модой 1850−60-х годов. Становятся популярными небольшие головные украшения — фероньерки. В романтическую эпоху идеалом женщины считается «домашний ангел» — кроткая, хорошенькая девушка с гладко зачёсанными, тёмными волосами. Светлые волосы, которые считались достоинством европейских женщин, уступают место каштановым локонам. Господствует культ личности английской королевы Виктории. Становятся непопулярными налобные драгоценные украшения. В причёски вплетают живые цветы или жемчужную нить.
Тенденции конца эры
В 1870-х годах мода вновь меняется. Платья в дневное время становятся закрытыми, юбки сужаются, открытые руки и декольте уместны только в вечерних туалетах. Начинается период подражания XVIII веку, становится популярным стиль неорококо. Для сложных, высоких укладок порой использовались искусственные локоны. По бокам и впереди волосы высоко поднимались, что придавало объём, на макушке замысловато укладывались. На затылке пряди убирались в сеточку или завитками свободно падали на спину. В моде чёлки — прямые и кудрявые.
Мода на причёски в конце XIX века вновь упрощается, укладки становятся более лаконичными. Завитые волосы поднимались в причудливый пучок, который не возвышался над головой, а был практически не виден спереди. В конце века американский художник Чарльз Гибсон изобразил идеал красоты, который оказал большое влияние на моду того времени. Образ получил название «девушки Гибсона». Становится популярной укладка «Помпадур». Стрижки выглядят более лёгкими, локоны свободными. Чёлки перестают быть модными. К концу столетия популярен крупный пучок из волнистых волос, собранный наверх. Эта тенденция перешла в первое десятилетие нового столетия.
Женская мода стремительно меняется весь век. Мужская остаётся более стабильной. Достаточно иметь цилиндр, фрак по фигуре, жилетку, облегающие длинные брюки. Допускались броские аксессуары, но доминировали тёмные цвета. Во времена викторианской эпохи были популярны денди — стильные юноши, задающие направление моде. Выбору наряда отводилось много времени. Он был небросок, изящен, со вкусом. Мужские причёски XIX века должны были соответствовать.
Симметричный пробор пришёл на смену высоко поднятым чёлкам. Длина волос укорачивается. В 1920−30-х годах растительность на лице сбривалась. Начиная с 40-х, борода и усы вновь возвращаются.
Популярные русские стрижки
Направления русской моды начала века диктовала Франция. Все парикмахерские новинки появлялись из Парижа. В это время правил бал стиль ампир. В цирюльнях, шляпных магазинах устанавливались бюсты античных героев, императоров. В укладках подражали римской, греческой стилистике
Русская аристократия во всём брала пример с французской. В светских разговорах обсуждались парижские веяния моды, модницы заказывали наряды, накладные волосы, мушки из Франции. Наташа Ростова, героиня Л. Толстого, является ярким примером девушки того времени. Готовясь к первому в своей жизни балу, она велит парикмахеру уложить приподнятые букли и надеть на её голову золотой обруч, как тогда носили.
Отказавшись от напудренных париков, мужчины стали коротко стричь, тщательно укладывать волосы. В России стрижка по образу римского властителя «а-ля Тит» была популярна среди сильного пола. К причёскам иногда добавляли небольшие узкие бакенбарды — «фавориты». В эпоху романтизма пришла популярность мужского каре на средней длины волосы. Спросом стрижка пользовалась у представителей творческих профессий: музыкантов, художников. Первым её одобрил известный пианист Ф. Лист.
Волосы русских красавиц также были недлинными, их накручивали различными способами. Локоны были спиральными, плоскими, круглыми, трубчатыми, сходными со стружкой. Большую популярность завоёвывает в начале XIX века причёска «а-ля Нинон». Кудри укладывали надо лбом и висками, на затылке мастерили пучок или крепили шиньон, на макушку водружалось перо. Не воспрещалось пользоваться румянами, белилами, духами, губной помадой, но делать это стоило умеренно.
К середине века входят в моду укладки с ровным пробором, валиками, полушариями из волос по сторонам лица. В пушкинское время причёски вновь усложняются, украшаются накладными косами, шиньонами, перьями, живыми цветами, гребнями с драгоценностями. Первое приспособление для накручивания волос — щипцы Марсель — появляются в Петербурге в 1886 году. Это производит фурор в парикмахерском искусстве, способствует быстрому изменению моды на укладки. Стало возможным разнообразно завивать и укладывать даже самые длинные волосы.
В конце века в России становится популярной мужская причёска — «а-ля Капуль». Название она получила благодаря поклонникам творчества французского тенора В. Капуля. Особенности укладки: короткая чёлка, симметричный пробор, волосы, уложенные полукругом по бокам. Девичьи укладки к завершению столетия упрощаются. Идёт борьба за права женщины, меняется её социальное положение.
Девушки становятся более свободными в выборе занятий, у них больше нет времени на какие-то сложные причёски. В моду входят простота, естественность, удобство.
Старинная причёска своими руками
Укладку XIX века или её элементы можно воспроизвести самостоятельно. Если использовать только детали причёски, то получится вариант на каждый день. Полное подражание причёске викторианской эпохи поможет создать шедевр, подходящий для вечеринки, выпускного бала. В качестве примера можно брать изображения девушек на картинах в стиле ампир, классицизм. Особенно красиво смотрятся укладки с живыми бутонами цветов.
Создать причёску с помощью укладочных средств, щипцов, фена сейчас гораздо проще, чем двести лет назад. Понадобится следующее:
- небольшого диаметра круглая плойка;
- расчёска с частыми зубьями и массажная;
- укладочная пенка, лак для волос.
Несложная укладка, которая подойдёт к праздничному образу. Инструкция по выполнению:
- Волосы должны быть чистыми, сухими, хорошо расчёсанными. Для большей послушности можно использовать кондиционер.
- Частой расчёской делаются симметричные полукруглые проборы со стороны висков. Чтобы пряди не мешали, их можно скреплять зажимами.
- Свободные волосы стягиваются в высокий хвост, который скрепляется шпильками и незаметной резинкой под цвет волос. Локоны спереди остаются свободными.
- На незафиксированные пряди по бокам и в хвосте наносится небольшое количество мусса. Разогретыми щипцами завиваются сначала волосы у висков, затем на затылке.
- Завитки в хвосте следует уложить с помощью шпилек и невидимок в пучок. Кудри впереди не расчёсываются, их нужно равномерно распределить у висков.
- В завершение причёска фиксируется лаком. Для украшения подойдут цветы, декоративные гребни, диадема.
Вот ещё одна простая для выполнения укладка. Последовательность выполнения причёски XIX века своими руками:
- Волосы делятся горизонтально пробором на две части. При помощи бигуди накручивается нижний слой, потом макушечный. Прядки должны быть довольно тонкими. При укладке удобнее пользоваться зажимами, чтобы локоны не мешали.
- Теперь следует подождать фиксации кудрей. Для этого потребуется около часа. После этого папильотки нужно снять. Лёгкую волнистость дадут бигуди, оставленные минут на 15, что также было актуальным в викторианскую эпоху.
- Убирать папильотки нужно осторожно, чтобы не повредить локоны. Причёсывать их не нужно, только слегка уложить мелкой расчёской.
- Затем от висков отделяются две симметричные пряди и на затылке скалываются красивым зажимом.
- Созданная причёска сбрызгивается лаком для фиксации.
Эта укладка подойдёт для любого образа, украсит повседневный и вечерний наряд, хотя детали её заимствованы в прошлом. Удачным дополнением причёски будет маленькая шляпка.
Парикмахерские шедевры XIX века и сейчас выглядят интересно, женственно. Они добавят образу утончённости, оригинальности.
Источник статьи: http://prichesochki.ru/aristokraticheskie-prichjoski-19-veka
Гувернантки 19 века: кто они и откуда
Как вы представляете себе гувернанток 19 века? Для нас это Джейн Эйр из замечательного романа Шарлотты Бронте. У кого-то возникают о них представления как о строгих мрачных женщинах, описанных в классике. Помните как много француженок преподавало русским дворянским отпрыскам первые знания и формировало их представления о мире?
Что это были за женщины? Почему они стремились ехать за границу? Стимулировали ли они культурный обмен между странами? Почему к началу двадцатого века профессия гувернантки пришла к своему упадку? Гувернантки открывали новые горизонты для себя и своих подопечных.
Английский композитор Этель Смит (1858-1944) в своих мемуарах вспоминала: «Весь ход моей будущей жизни был определен одной из гувернанток. Когда мне было 12 лет, приехала новая жертва моих издевательств. Выпускница Лейпцигской консерватории. Впервые от нее я услышала классическую музыку и передо мной открылся новый мир».
На жизнь драматурга Артура Шницлера тоже повлияла его немецкая гувернантка.
В связи с развитием общества, промышленной революцией произошедшей в Англии, а затем во Франции и Германии, количество буржуа, способных дать своим детям домашнее образование, становится все больше.
Согласно переписи 1861 года, в Англии и Уэльсе насчитывалось 24 770 гувернанток. Их количество постоянно росло.
« Дворянская семья 19 века». Август Леопольд Эгг
Гувернантки с одной стороны старались воспитать в девочках женский идеал того времени — эпохи королевы Виктории. С другой стороны, самим фактом своего существования разрушали его: сама профессия ставила под сомнение то, что только мать может быть единственным учителем для своего ребенка. Любовь и воспитание не могут быть компенсированы деньгами.
Очень часто возникали ситуации, когда дети и гувернантки привязывались друг к другу ближе, чем было нужно. Многие профессиональные руководства призывали женщин помнить о своей «подчиненной» роли по отношению к работодателю.
Первые гувернантки в таком напоминании не нуждались. Они и так знали о своем более низком положении по социальной лестнице. Как правило, это были молодые женщины, которые бежали от революционных беспорядков во Франции и принадлежали к обедневшим аристократическим семьям. Но в середине 19 века такие ограничения были уже необходимы. Гувернантки четко отделяли себя от других слуг, подчеркивали, что они из хороших семей.
Степень близости гувернантки с работодателем была разной. Часто они принимали участие в семейных торжествах, совместно посещали оперу и музеи, были представлены друзьям.
Графиня Берта фон Зутнер (1843-1914) в воспоминаниях описывала свою роль в доме как друга учеников. В ее случае близость зашла слишком далеко. Она вышла замуж за младшего сына семьи. Это привело к лишению его наследства. Впрочем, подобное было скорее исключением, чем правилом.
В Великобритании статус профессии был низок. Гувернантку не приглашали за стол. Во многих романах она описывалась как одинокая, тоскующая по дому иностранка. Ее комнаты всегда находились на чердаке.
Отношение к профессии стало меняться в Германии во второй половине 19 века. В гувернантки пошли девушки, которые желали выстроить свою жизнь независимо от родителей, рассматривали эту деятельность как возможность для большего заработка и расширения кругозора. Подобное отношение английская писательница Энн Бронте вложила в уста одной из своих героинь: «Как мило было бы быть гувернанткой! Уйти в мир! Войти в новую жизнь! Действовать для себя, использовать свои неограниченные возможности, испытать себя и заработать на жизнь».
Многие гувернантки были француженками, работали в Германии и Британии. Причем в самой Франции эта профессия была не так развита. Родители предпочитали отдавать детей в школы-интернаты для девочек. В Германии слово «гувернантка» было почти синонимом слова «француженка». Франция была колыбелью женского образования.
Каждая из девушек несла свои национальные отличия. Принято было думать, что англичанки были чопорными, жесткими и старались закалить своих учеников холодными ванными. Француженки любили флиртовать, большое значение уделяли своей внешности. Немки казались сдержанными, дисциплинированными и неизменно музыкальными.
В конце 19 века в Европе стали появляться гувернантки из России. Российская империя была для европейцев как Эльдорадо, однако наши девушки произвели благоприятное впечатление, так как они прекрасно говорили по-французски и играли на фортепиано.
Единственный недостаток, как предупреждали работодателей, был в том, что «барышни» выходили с кораблей с растрепанными волосами и долго переживали культурный шок от встречи с Европой. В России первые гувернантки стали появляться во времена Петра Первого. Первая из них появилась в семье императора.
« Приезд гувернантки в купеческий дом». Василия Перов
Иностранки привносили с собой западные манеры и мышление. Во времена Анны Иоанновны особенным спросом пользовались немцы и итальянцы. Получить в свой дом гувернера-иностранца считалось особым шиком. Немки приучали детей к педантичности. В 18 веке в России появились француженки. Они обладали изысканными манерами, любили детей, были веселы.
Только в 19 веке институты благородных девиц стали готовить русских гувернанток. Их учили языкам, географии, истории, музыке, рислованию и танцам. Жены старались брать в дом гувернанток некрасивых и постарше. Мужья — наоборот.
В Российской империи гувернантку можно было отнести к числу домочадцев. Они не относились к прислуге. Но в то же время она работала за деньги. Часты были конфликты между горничными и гувернантками. Вторым больше платили, и вели они себя независимо. Но всегда должны были помнить о вторых ролях. Им нельзя было выглядеть лучше, чем хозяйка. Украшения были строго запрещены.
« Портрет семьи Беллелли». Эдгар Дега
Одно время в России на роль гувернера или гувернантки брали любого. Знает европейские манеры? Говорит по французски? Подойдет! В страну повалили все — от садовника до белошвейки. У многих гувернеров было сомнительное прошлое. Так продолжадлоось до тех пор, пока Елизавета Первая не заставила их сдавать специальный экзамен в Москвоском университете или Петербургской академии и получать разрешение на работу.
С началом Октябрьской революции нравы общества изменились, профессия исчезла, для того чтобы в России 90-х возродиться вновь.
Источник статьи: http://travelask.ru/blog/posts/17265-guvernantki-19-veka-kto-oni-i-otkuda