Прическа казачки для девочки
Длинные, красивые волосы издревле считались главным украшением русской женщины.
От природы они были светлые: цвета пепла, льна или меда. Сначала носили распущенные волосы, а чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем из луба или бересты; для украшения перевязывали лентой.
Косы появились намного позже. Может показаться, что коса является самой простой и неприхотливой прической. На самом деле, согласно преданиям, волосы имели мистически важное символическое значение. Наши далекие предки верили, что в волосах обитает душа, через них происходит связь с высшим миром, и с помощью кос обращались за помощью к богам, отгоняли злых духов. Во времена печенегов и половцев, муж мог взять девическую косу жены, как оберег от несчастий и сглаза, с собой в сражение. В свою очередь, враги славянских поселений, помимо грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.
Существует множество поверий, связанных с волосами: открытые волосы вели к неурожаю, падежу скота, могли принести несчастье мужу. Ходить с непокрытой головой считалось грехом и позором. Обрезанные и вычесанные волосысокровенно хранили, чтобы потом зашить вподушку для погребения.
Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы сжечь. Даже если ими не воспользуются со злым умыслом, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы. Ложась спать, волосы расчёсывали и заплетали, чтобы ими не играл домовой. Волосы было принято обстригать на растущей луне. Нельзя было стричь ребенка до года и стричься беременным женщинам.
В православии при крещении, а также при посвящении в монашество, есть обряд пострижения. Эта религиозная церемония сопоставляет отказ от волос с отказом от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. Коса считалась символом благополучия и бесконечности рода. Крылатая фраза «коса — девичья краса» отражает буквальный смысл: девушка, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. Девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.
На Дону существовал обычай, праздновать «первый шаг» девочки. Гости дарили гребешок «на косочку», ленточки «на первый бантик», платочек — ходить в церковь. С детства приучали правильно ухаживать за волосами, обязательно пользоваться костяным или деревянным гребешком. Коса была главным способом держать волосы в порядке, как для девочек, так и для женщин, и для старух. Ходить с распущенными волосами и лохматой головой считалось зазорным. По состоянию волос судили о трудолюбии и воспитании девушки. Мыли донские казачки головы щелоком, применяли различные отвары, настои на целебных травах, делали мази и мыли волосы яичным желтком, кислым молоком и сывороткой. Чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется «косица», мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза. Любили казачки ополаскивать волосы чистой дождевой водой! От нее волосы становились шелковистыми и легкими при расчесывании. Как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей.
Наши предки считали, что косичка наполняет женщину силой, поэтому ее плели строго вниз по направлению позвоночника. С помощью кос показывали семейный и социальный статус казачки. Если девушка носила одну косу, это означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Для остальных ухажеров это был сигнал, что девушка уже занята. Да и косу девице оставалось носить совсем недолго.
Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической, как с символом беззаботного девичества, которое оплакивалось в обрядовых песнях. До наших дней дошли свадебные попевки станицы Старочеркасской , в которых есть такие слова: «Не хочу я у маменьки жить, жить В одну косу носить, Хочу ее раздвоити, Подружечек взвеселити» Донской фольклор богат и пословицами на данную тему, например:
- Не успеет стриженая девка косы заплести.
- Как ни заплетай косу, девка, не миновать, что расплетать.
- Подруги косу плетут на часок, а сваха навек.
- За косу выкуп, а смотрины даром (свадебн. обычай).
- Расплетайся, трубчата коса, рассыпайтесь, русы волосы!
- Не расплетайте косы до вечерней росы: суженый придет, сам расплетет.
Практически каждая традиционная казачья свадьба сопровождалась интересным обрядом расплетания невесте девичьей косы. Обряд этот имеет символическое значение перехода девушки в статус замужней женщины. В разных регионах именовали его по-своему и проводили по-особенному, но во всех случаях заключался он в распускании девичьей косы и одевании женского головного убора. Последний раз девичью косу невесте в донских станицах заплетали в день венчания после благословления родителей. Невесте — сироте косу наоборот расплетали, и к венцу она шла простоволосой. После венчания в доме жениха свашки закрывали новобрачных большим платком от глаз присутствующих, и также скрывшись за ним, распускали невесте девичью косу. Волосы разделяли надвое и каждую прядь заплетали в три косички «навынторот» (то есть наоборот, после венца плести «наверх» нельзя). В каждую косичку вплетали «коснички» и укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но жизнь новобрачной становилась после свадьбы лишь труднее: она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.
Этот обряд в станицах и хуторах Дона немного видоизменялся, приобретал какие-то дополнения, но суть его оставалась неизменна. Старожилки станицы Старочеркасской вспоминают, что их мамы и бабушки рассказывали о том, как иногда этот обряд совершался в соборе, сразу после венчания. Свашки переплетали девичью косу надвое, укладывали и покрывали повойником. Поверх надевали опять фату, если такова была, и свадебный венок. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна. Обряд этот назывался «повивание».
Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу — существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. А может быть просто припугивали молодых девушек этой приметой. Потому что не все девушки желали менять прическу и терять свою свободу. Платок на голове женщины укрывал ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и нравственности. Сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.
Сегодня прическа не отражает чей либо социальный статус — каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.
Современная действительность и ритм жизни диктуют свои правила: все чаще встречаются женщины с короткими стрижками. Короткие волосы не мешают в работе и за ними легко ухаживать. Но стоит увидеть девушку с роскошной косой, невольно провожаешь ее долгим очарованным взглядом.
Источник статьи: http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/traditsii-chaepitiya-na-donu/kosa-kazachya-krasa
Прическа казачки для девочки
(Найдено) Подскажите, пожалуйста, как называется эта женская одежда (наряд) на голове? (Шлычка)
Головные уборы и прически
Описывая головной убор казачек в ХVIII ст., А. И. Ригельман говорит: «По большей части старшинские и богатых казаков жены носят с черкесского обычая собольи и круглые шапки с унизанным каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым, или из какой парчи, материи или барката, плоским верхом; вдовы же носят их без всякого украшения, только чёрные».
«На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «У простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей».
Женский головной убор XVIII — первой половине IXX веках отличался вариативностью. В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; шапки; платки («таркич», «колотовочка», «знуздалка»); позже появились шлычка, колпаки, «наколки и токи», файшонки (от немецкого слова «файн» — прекрасный).
Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Без головного убора появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Головной убор носился в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы без него на людях.
Девушки до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку.
Девичий головной убор: чаще всего лента (челоух), украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Челоух сходен со скуфьею и делался обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуха, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты. Его часто покрывали обыкновенным шёлковым, а иногда бумажным платком —таркичем.
В праздники носили собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом, вышитые жемчугом, алмазами и яхонтами. шапки, как и в старину, свешивались чикилики.
Замужние женщины носили на голове повойники, бывшие на вате, из дорогой парчи и около семи вершков вышиною. К верху они постепенно суживались и утверждались на голове особенным платком, к коему прикалывались цветы или страусовые перья.
Повойник — головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг.
Повойник
Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения. Были кички и в форме небольшой круглой шапочки.
Профессор М. А. Миллер рассказывал, что простой рогатый головной убор казачки делали, положив поперек темени дощечку и повязав ее сверху платком. Рисунки многих головных уборов казачек приведены в книгах А. И. Ригельмана «История или повествование о Донских Казаках» и «Летописное повествование о Малой России».
По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами. Ходили в кичках все поголовно. У богатых кички украшались жемчугом и даже бриллиантами, вышивались золотом или шелками, бисером. К 60-м годам в зажиточных кругах кички вытесняются модными шляпками, чепчиками, платками. Исчезновение кички объясняется ее дороговизной. В 70-х годах прошлого столетия уже М. И. Волосатова наводила справки, не сохранилось ли у кого кички? После долгих поисков она обнаружила кичку у жены атамана станицы Слащевской. По ее описанию кичка представляла небольшую круглую шапочку с невысоким околышем и плоским верхом. Надета была кичка прямо, волосы тщательно зачесывались под нее, но виднелись спереди и сзади. Кичка, не покрывала всей головы. Сделана была из зеленого бархата и вышита золотом.
Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали — «бумажные» или шерстяные.
На улице голову и плечи казачки покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были дву-сторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блес¬тящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью. Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках умели не все. И работа мастериц — коклюшниц пользовалась большим спросом.
«Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово — посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским». Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. «Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Мерное полотно под названием «кашемировое» не замедлило привлечь внимание зарубежных деловых людей. Так, мерное полотно помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижнедевицкого уезда турки покупали и увозили в Турцию, разрезали его на куски, пришивали к нему свою бахрому и продавали даже в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир».
На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.
Колотовочка, или казимирка — платок с мелким рисунком, небольшой, красный, четырехугольный (завязанный наподобие банданы и прикрывающий лоб). Один из углов колотовочки загибался, платок накладывался на лоб, два боковых конца затягивались сзади узлом, под который пропускался третий угол. Т. е. колотовочка закрывала до половины лоб, виски и уши. На колотовочку повязывалась шаль (или верхний платок), с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали «уголком», что считалось модой. Описанный головной убор носился летом. В холодное время года поверх накинутой на голову шали под подбородок, прикрывая уши, повязывался платочек, концы его связывались на макушке – это знуздалка. Знуздалка была обычно цвета. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.
Таркич — головной платок незамужних девушек; описывая наряд донских девушек А. И. Ригельман в XVIII в. говорит: «также повязываются лентами и платками, называемыми таркич, с висящим через всю, укрывая голову, одним углом назади».
Таркичем повязывали голову так, что один конец или угол его покрывал или обвертывал значительную часть косы (чтобы по центру спины располагался его угол), которая заплеталась сзади головы, спускаясь по спине во всю свою длину и оканчивалась косником из ленты. Длинный конец платка складывается в более узкое полотнище и обводится под подбородком, затем по затылку вокруг головы и конец подтыкается сбоку. Другой край платка красиво ниспадает впереди.
В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка — головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос так, чтобы спереди они были немного видны. Носили ее кубанские и донские казачки. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или прикалывалась блестящей шпилькой. Сшитая из дорогой яркой ткани, украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Она была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка. Вот как рисует облик Аксиньи М. А. Шолохов в романе «Тихий Дон». «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка …».
Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину.
Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.
Наколка — головной убор замужних молодых женщин, представлявший собой шапочку овальной формы из шелка на твердом каркасе из картона или проклеенного холста с ситцевой подкладкой. Шелк шапочки обычно закладывался в складочки. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом.
В XIX веке на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак. Это праздничный головной убор замужних женщин. Его вязали из шелковых или бумажных ниток в форме чулка с махрами на макушке, иногда украшали бисером и вышивкой. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки. Привлекает колпак расцветкой. Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона — черный, зеленый, реже бежевый. В рисунке присутствует разнообразное сочетание ярких, сочных оттенков зеленого, синего, красного цвета. Проф. М. Д. Миллер встречал в станицах только черные с вышитыми по ним красными цветочками и зелеными листиками. Нечто подобное, но в светлых тонах, изображено на одной из зарисовок Ригельмана на голове у девушки, в его книге «История или повествование о Донских Казаках».
Колпак в основном носили в комплексе с кубельком. Предполагается, что он был заимствован у татар. Действительно, по форме и видоизмененному названию он очень напоминает татарский калфак. Но если татарский калфак является девичьим головным убором, то казачий колпак женским. Расплетение косы, укладка волос и надевание колпака входили в казачий свадебный обряд.
Не скорохватства (головоломства) для, а просвещенья ради.
Источник статьи: http://tunnel.ru/post-najjdeno-podskazhite-pozhalujjsta-kak-nazyvaetsya-ehta-zhenskaya