Памятка «работа над ошибками»
Склонение имен прилагательных
единственного числа женского рода
Ц е л ь: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского рода, обогащать речь учащихся прилагательными.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
Желтый, черный, багровый, коричневый, коралловый, фиолетовый, кумачовый.
II. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны фразеологизмы (их значение прикрыто листом бумаги).
Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.
На блюдечке с золотой каемочкой – получить желаемое без особых усилий.
Учитель просит объяснить значения этих устойчивых выражений. Затем открывает часть, объясняющую значение фразеологизмов. Учащиеся читают в них прилагательные, рассказывают о прилагательном все, что известно.
– Как определили морфологические признаки?
III. Формирование новых знаний.
– Сегодня на уроке вы будете учиться склонять имена прилагательные женского рода.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 1, с. 3 (учебник, ч. 2).
По заданию учителя учащиеся делят слова на две группы – с твердой и мягкой основой, затем сопоставляют окончания, накапливая знания для вывода.
далее упражнение выполняется по заданию учебника.
Учащиеся приходят к выводу самостоятельно.
В ы в о д: у имен прилагательных женского рода с мягкой основой окончание -яя , с твердой основой – -ая .
2. У п р а ж н е н и е в склонении прилагательных.
Учащимся предлагается просклонять 2 прилагательных из упр. 1 (по выбору).
3. Р а б о т а с таблицей на с. 4.
Учитель организует анализ таблицы по плану:
1) Сравнение падежных вопросов.
2) Вывод, полученный в результате сравнения падежных вопросов и прилагательных.
3) Проверка вывода на с. 5.
4) Составление блок-схемы по правилу.
5) Подтверждение блок-схемы своими примерами.
4. В ы п о л н е н и е упражнения 2 на с. 4.
Учащиеся читают сведения о языке на с. 5, согласуют с ним или оппонируют ему, подтверждают примерами.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника, с комментированием.
2. О т р а б о т к а навыка склонения прилагательных и правописания их окончаний.
Н а д о с к е записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Учащиеся вставляют окончания в прилагательные и определяют падеж.
Удивительн.. красоту, свеж.. зеленью, в ненастн.. осень, могуч.. силой, радостн.. жизнью, в соседн.. рощу.
3. Расставьте падежи к данным вопросам:
– Что нового узнали на уроке?
д омашнее задание: упражнение 4, с. 6.
Падежные окончания имен прилагательных
женского рода единственного числа
Ц е л ь: формировать умения различать окончания имен прилагательных женского рода, правильно писать их.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях.
Наводнение, поварешка, погрузка, аллея, родник, ночлег, долина, утренний, зацепился, заскрипел.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Актуализация опорных знаний.
1. С л о в а р н ы й д и к т а н т.
Сладкая морковь, теплое молоко, известная фамилия, русская речь, верный товарищ, вкусный помидор, синий карандаш.
– Докажите правописание окончаний имен прилагательных.
2. П р о в е р к а домашнего упражнения.
– Как определили окончания прилагательных?
– Какие трудности испытывали?
– Заполните таблицу на с. 7.
III. Формирование новых знаний.
1. У п р а ж н е н и е в склонении имен прилагательных.
– Просклоняйте прилагательные: домашняя (I в.), дружная (II в.).
– Выделите основу и окончание. Что заметили?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 7 на с. 7.
– Какая особенность в написании падежных окончаний с твердой основой на ж и ш ?
3. Первичное з а к р е п л е н и е.
В ы п о л н е н и е упражнения 8 самостоятельно с взаимопроверкой.
4. Н а б л ю д е н и е за склонением и окончаниями прилагательных с основой на ч и щ .
В ы п о л н е н и е упражнения 9 по заданию учебника.
В ы в о д: окончания прилагательных с основой на ч и щ одинаковы.
IV. Творческая работа.
– Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы (слова, противоположные по смыслу).
1) … дело лучше … безделья.
… сторона – мать, … мачеха.
У мудрого человека … уши и … язык.
– Что интересного узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 10, с. 9.
Падежные окончания имен прилагательных
женского рода единственного числа
Ц е л ь: отработать навык определения окончаний имен прилагательных женского рода.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Лесные цветочки, посветлело в лесу, золотая осень, курлычут журавли, моя слеза, ворсистым ковром, осенние листья, земная красота, до весны хранит, кричат грачи, сидит сова.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места.
II. Актуализация опорных знаний.
– Как определить окончание прилагательного?
– Вставьте окончания прилагательных.
В последн.. электричке, перед дальн.. дорогой, для рабоч.. лошади, из горюч. смеси, с тягуч.. ириской, на зелен.. траве, в дружн.. семье, у рыж.. лисицы.
В ы п о л н е н и е упражнения 12 по заданию учебника.
III. Формирование новых знаний.
– Безударные окончания каких прилагательных можно проверить окончаниями вопросов? Определите тип основы.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 11 на с. 10 устно, по таблице.
2. Примените эти знания при выполнении упражнения 13 на с. 11.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 14 по заданию учебника, самостоятельно.
П р о в е р к а по «цепочке».
В ы п о л н е н и е заданий по вариантам:
в а р и а н т I – упражнение 16, с. 13;
в а р и а н т II – упражнение 17, с. 13.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Проверочная работа.
Карточки готовятся для каждого ученика. Время выполнения – 3–5 минут.
В а р и а н т I
Об абсолютн.. слух.. .
С автоматическ.. ружь.. .
В акварельн.. краску.
Об аленьк.. цветочк.. .
Для алмазн.. браслета.
К алфавитн.. указателю.
Над апрельск.. солнц..м.
На ароматн.. цветок.
При багрян.. закате.
В а р и а н т II
На богатырск.. коне.
К беззаботн.. сверчку.
Под барбарисов.. кустом.
О древн.. истории.
Вокруг безлюдн.. места.
Вокруг белоснежн.. замка.
Через березов.. рощу.
О бородат.. мужчин.. .
– Какие «открытия» сделали на уроке?
– Помогут ли они вам при написании окончаний имен прилагательных?
Домашнее задание: упражнение 15, с. 13.
Правописание падежных окончаний
имен прилагательных женского рода
Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
За мышкой дорожка, узкие глазки, на шубке пуговка, ошибка в тетрадке, тяжкий груз, морковка на грядке, легкий бег, взгляд лошадки, низкий порог.
– На какое правило, в основном, были представлены слова? Выделите эту орфограмму.
II. Актуализация опорных знаний.
– Исправьте ошибки в тексте.
Зимнии каникулы я провел у дяди Сережи. Однажды вы шли мы из лесной сторожке. Ночю занисло лес пушыстым снегам. Надо расчистить тропинку к сторожки. Весило работать вместе. А потом налыжах сколзить по глаткой дорожки. Наднами синие небо. С него гледят лучи сонца. Красивы деревья в зимний одежки. Задень ветку – и политит тебе влицо мяхкий снежок.
– Определите род, число, падеж имен прилагательных.
III. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 18 на с. 13 по заданию учебника, с комментированием.
– Прочтите текст. Разделите его на предложения. Выполните письменное задание.
– Выделите окончания прилагательных, надпишите падеж.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 15. Работа по обобщению знаний о прилагательном.
– Прочтите каждый пункт. Докажите его примерами.
3. Используйте эти знания при выполнении упражнения 20 (по заданию учебника, на доске).
– Все то, что вы сейчас делали, называется морфологическим разбором.
4. Попробуйте составить план морфологического разбора имени прилагательного. (Учитель записывает на доске.)
морфологического разбора имени прилагательного
2. Начальная форма (ед. ч., м. р., И. п.).
4. Род (только в ед. ч.).
6. Член предложения.
5. В ы п о л н е н и е упражнения 19 на с. 35 по заданию учебника.
– Сделайте морфологический разбор нескольких прилагательных.
О б р а з е ц: ранней (весной).
1. Имя прилагательное.
– Чем занимались на уроке? Для чего это нужно?
Домашнее задание: упражнение 22, с. 16.
Цель : проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. (77 слов.)
По Г. Скребицкому
з а д а н и е. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, определите род, падеж.
Работа над ошибками
Ц е л ь: закрепить навык работы над ошибками.
Х о д у р о к а
I. Работа над ошибками.
Проводится по памятке (см. Приложение).
Выберите верное утверждение:
1. а) Имена прилагательные относятся к одному из родов.
б) Имена прилагательные изменяются по родам.
2. а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом.
3. а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания — ого , — его .
б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания — ому , — ему .
4. а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос «какой?» , имеют окончания только -ой .
б) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос «какой?», имеют окончания — ой , — ый , — ий .
5. Укажите, в каких словах пишется окончание — ей :
в) вечерн.. погодой ;
6. Сделайте морфологический разбор всех имен прилагательных в предложении.
н а высокой сосне висит крупная шишка .
К л ю ч: 1б, 2а, 3б, 4б, 5б, в.
На высокой (сосне). Крупная (шишка).
2. Высокий. 2. Крупный.
6. Опред. 6. Опред.
III. Словарный диктант.
Агроном, адрес, вокзал, воскресенье, инженер, килограмм, коллектив, директор, здравствуйте, до свидания.
С а м о п р о в е р к а по словарю, с. 171.
– Что дал вам этот урок?
– Чем он был полезен?
Склонение и правописание окончаний
имен прилагательных ВО множественном числЕ
Ц е л ь: познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Прическа, праздник, суббота, ужасный, аллея, завязка, прекрасный, пассажир, робкий, вкусный, честный, шоссе.
– На какие четыре группы можно разделить эти слова?
– Докажите правописание этих слов. (Устно.)
II. Актуализация опорных знаний.
– Напишите только словосочетания и поставьте их в Т. п. и П. п.
1) Начинает свежеть, свежий огурец, свежесть утра .
2) Белизна потолков, белеет снег, белые снежинки .
3) Желтое солнце, желтизна ромашек, листья желтеют .
4) Синеют васильки, синева небес, синяя краска .
– Со склонением прилагательных вы столкнулись впервые? (В форме мн. ч.)
III. Формирование новых знаний.
– Приведите примеры имен прилагательных в форме множественного числа. Изменяются ли они по родам?
– Сегодня вы будете учиться склонять прилагательные в форме множественного числа.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 23 на с. 17 устно, по заданию учебника.
– Какие окончания у имен прилагательных во множественном числе в И. п.?
2. Р а б о т а с таблицами на с. 18–19.
– Влияет ли тип основы на написание окончаний прилагательных множественного числа?
– Проанализируйте падежные окончания прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными.
– Сравните вопросы и окончания. Сделайте вывод.
Так что вывод очень прост.
Проще правила тут нет:
Ставьте правильный вопрос –
Будет правильный ответ.
3. Первичное з а к р е п л е н и е.
В ы п о л н е н и е упражнения 24 на с. 17 по вариантам, на доске.
– Почему поставили именно эти вопросы к прилагательным в В. п.?
4. Комментированное письмо.
В ы п о л н е н и е упражнения 26 по заданию учебника.
IV. Отработка навыка правописания окончаний прилагательных в форме множественного числа.
в соседн.. подъезды;
около соседн.. веток;
в живуч.. организмах;
на бескрайн.. равнинах;
о настоящ.. друзьях;
с блестящ.. капельками.
V. Письмо под диктовку.
Высокие стройные сосны стоят в безмолвной тишине.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.
Источник статьи: http://textarchive.ru/c-2751188-p4.html