Прическа с кораблем какая эпоха
Автор: Maks Фев 5, 2018
С древнейших времен люди придавали большое значение своему внешнему виду, который в значительной мере определялся прической. Укладка волос использовалась не только для того, чтобы стать красивее, но и чтобы подчеркнуть свое положение в обществе.
«Прическа — это форма, придаваемая волосам завивкой, стрижкой, укладкой, филировкой (филировка — прореживание прядей. — Прим. авт.)», — говорится в одном из учебников по парикмахерскому искусству. Древнеримский поэт Овидий считал, что «позорен так же точно череп без волос, как куцый скот, без листьев куст, без трав покос». Конечно, это преувеличение: миллионы людей на Земле лишены растительности на голове, но оттого выглядят только значительнее. Хотя и они от пышной шевелюры не отказались бы.
Коварные перья
В исторической науке бытует мнение, что прическа появилась у нашего доисторического предка раньше одежды. Длинные волосы, спадая на лицо, мешали заниматься повседневными делами. Человек вынужден был откинуть волосы назад и перевязать их ремешком из кожи или былинкой. Такая примитивная прическа бытует до сих пор под названием «конский хвост». Но за тысячи лет человек изобрел множество куда более изощренных способов украсить свою голову.
Во Франции на рубеже XVIII-XIX столетий родилась такая поговорка: «Ради того, чтобы стать красивой, можно и пострадать». А какая же женщина не хочет быть красивой? И дамы безропотно страдали.
В XVIII веке процесс сооружения прически занимал у светских дам во Франции, Англии, а потом и в России целые дни. Волосы завивались, укладывались согласно предписаниям журналов мод (первый такой журнал появился в Париже в 1672 году, а в России — в 1779-м), украшались драгоценностями и перьями. Английской герцогине Девонширской в 1775 году подарили два страусовых пера, которые она использовала в своей прическе. Светские дамы немедленно переняли начинание, длинные перья в прическе стали модным аксессуаром. Который, кстати, доставлял немало хлопот придворным художникам: перья на портретах пришлось укорачивать, чтобы они не свешивались за рамки холста.
Изощренной фантазии тупейных художников (не от русского «тупой», а от французского toupet — «взбитый хохол на голове») не было границ. В эпоху рококо (первая половина XVIII века), характерной особенностью которой было широкое распространение пасторальных мотивов в искусстве, модным стало закрепление в волосах бутылочек с водой, в которые вставлялись букеты живых цветов. «Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление», — писала одна из светских львиц того времени. Правда, чтобы напудрить волосы или парик, не испачкав платья, женщинам приходилось совершать эту процедуру в специальном шкафчике с отверстием для головы.
В конце XVIII века популярной стала прическа «фрегат». Сначала она прославляла отвагу французских моряков. Но вскоре модницы в Англии, а потом и во всей Европе, отметили с ее помощью блестящую победу адмирала Нельсона над наполеоновским флотом в Абукирском сражении на Средиземном море (1798 год). Парикмахеры творили на женских головках модели фрегата со всей положенной трехмачтовому паруснику оснасткой. Когда женщина шла, парусник покачивался, как на волнах. Сотворение чуда стоило больших денег и нечеловеческого терпения клиента. А потому прическу носили, не распуская, не одну неделю. Спали дамы в креслах или клали на ночь головы на специальные деревянные, обшитые шелком подставки.
Секрет куртизанки
Нинон де Ланкло привила всему миру моду на причёску, названную её именем
Александр Пушкин 30 октября 1833 года из Болдино писал супруге Наталье Николаевне в Петербург: «Мочи нет, хочется мне увидать тебя причесанную a la Ninon; ты должна быть чудо как мила. Как ты прежде об этой старой потаскухе не подумала и не переняла у ней ее прическу?»
Прическа, так вдохновлявшая поэта, была позаимствована с портрета французской куртизанки Нинон де Ланкло. Пушкин в письме называет ее смачным русским словом из ненормативной лексики, которое из соображений этики пришлось переиначить на «потаскуху». Между тем де Ланкло отличалась не только красотой, но и глубоким умом. За ней волочился даже всесильный кардинал Ришелье, который однажды прислал 50 тысяч франков. Нинон вернула деньги с запиской: «Я отдаюсь, но не продаюсь». До глубокой старости де Ланкло выглядела моложаво, объясняя это тем, что ежедневно протирает лицо лоскутом замши, смоченной кипяченой водой. Ученые и поэты почитали за честь услышать мнение этой неординарной женщины о своих опусах.
Прическа «а-ля Нинон» выглядела так: слегка завитая челка на лбу, надо лбом — горизонтальный пробор, по вискам до плеч спускаются крупные локоны, на затылке плоский тугой шиньон, в который вставлено страусовое перо. К сожалению, на дошедших до нас портретах Наталья Николаевна Пушкина изображена с прическами, ставшими модными позже.
Верные рецепты
В России многие века женская прическа не претерпевала изменений и с определенностью свидетельствовала о семейном положении ее обладательницы. Незамужние девки заплетали волосы в одну ниспадающую косу в три плетешка с прямым пробором, украшенную на конце разноцветными лентами либо косником — особым лоскутом или подушечкой, шитой бисером, иногда на медной пряжке. Замужние женщины волосы заплетали в две косы, которые укладывались вокруг головы.
Женщина не имела права показываться перед чужими мужчинами с непокрытой головой. Отрезать девке косу или сорвать с женщины головной убор значило нанести глубокое оскорбление. Именно такое надругательство над женской честью совершил у Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» молодой опричник Кирибеевич. За что поплатился жизнью в кулачном бою с удалым купцом.
Великий реформатор Петр I не обошел своим вниманием внешний вид своих подданных. 30 декабря 1701 года он издал указ, предписывавший «женскому полу всех чинов… носить платье, и шапки, и кунтыши, а исподнее бостроги, и юбки, и башмаки немецкие, а русского платья, и черкесских кафтанов, и тулупов, и азямов, и штанов, и сапогов, и башмаков, и шапок отнюдь не носить». Этим же указом вводились парики как для мужчин, так и для женщин.
Хотя и с запозданием, но волны западной моды докатывались из столицы до провинциальной России, видоизменяясь сообразно навыкам крепостных парикмахеров. Чтобы избавить модниц от необходимости прибегать к услугам доморощенных цирюльников, в 1861 году в Петербурге под названием «Домашний парикмахер» было издано «практическое наставление молодой даме или девице научиться самой, без всякой посторонней помощи, причесываться по моде и приобрести надлежащие сведения для правильного обращения с волосами, чтобы сохранять их и придавать им желаемую красоту».
В этом наставлении, между прочим, приведен рецепт состава для ращения волос, «недавно еще, как утверждали авторы, считавшийся секретным изобретением»: «Берут свежего, совсем без соли, сливочного масла, растапливают его, потом дают хорошенько отстояться и, осторожно слив в посудину, оставляют, чтоб остыло. Тогда, отвесив этого масла 1/4 фунта (около 100 г. — Прим. авт.), прибавляют к нему 1/4 фунта медвежьего жиру и 1 /4 фунта льняного масла, стирают составом каждый день те места на голове, где волосы особенно падают. Эта помада вообще чрезвычайно действительна для рощения волос».
Как видите, наши прапрабабушки и прапрадедушки были не меньше, чем мы, озабочены состоянием волосяного покрова головы. Но чем более ускорялся темп жизни, тем более укорачивались и упрощались женские прически. Сегодня можно встретить женщин, обритых наголо. Но многие по-прежнему готовы посвящать заботам о прическе часы драгоценного времени.
волосы, Причёска Рубрика: Люди и вещи 100 раз просмотрели
Источник статьи: http://zagadki-istorii.ru/korabli-na-golove/
Исторические причёски 18 века: корабли на голове
Причёски 18 века вошли в историю парикмахерского искусства как весьма сложные и уникальные в исполнении. На головах знатных дам красовались здания, корабли, цветы и другие причудливые конструкции из искусственных волос, украшенные камнями и золотой пудрой. 19 век ознаменовался интересом к античной культуре. На смену громоздким прическам пришли более простые в исполнении.
Женские и мужские прически 18 века
Аристократия в 18 веке отказывалась от естественных волос в пользу париков. Моду на них ввёл Генрих III, пытаясь скрыть свою ужасную лысину. С практической точки зрения парики были удобны и дамам, и кавалерам: прическу требовалось лишь время от времени немного поправлять, а не создавать каждый раз заново.
Корабли для прекрасных дам
В начале 18 века аристократки предпочитали фонтанж. Прическа возникла благодаря случаю: фаворитка Людовика XIV подвязала растрепавшиеся волосы куском кружева. Получился аналог современного высокого хвоста. Королю прическа очень понравилась и он попросил любовницу ходить так всегда. Глядя на нее, фонтанжи начали носить и другие придворные дамы.
Со временем парикмахеры начали делать хвосты все выше и выше. Фонтаж стал париком на каркасе, который тщательно маскировали волосами, в том числе и чужими, а также украшали драгоценностями. На головах женщины могли носить настоящие корабли и здания, что явно было не очень удобно. Фонтанжем назвали и чепец, отделанный многочисленными рядами кружева и пришитыми женскими волосами.
Мода на фонтанжи продержалась недолго. Ей на смену пришла гладкая прическа с локонами.
Чтобы сделать высокую причёску 18 века своими руками для самодеятельного театра нужно:
- Смастерить бамбуковый каркас. В 18 веке использовались железные прутья, современные материалы позволяют сделать более легкую конструкцию.
- Взять обычную бечёвку и обвить ею основу будущей причёски.
- Закрыть каркас канекалоном — искусственным материалом, имитирующим волосы.
- Декорировать конструкцию цветами, брошками или другой бижутерией добавляли интересный элемент: корабль, букет из цветками, драгоценности.
- К каркасу прикрепить две ленточки. «Прическу» одеть на голову, как шапочку, и завязать ленты под подбородком. Другой вариант — закрепить на голове шпильками.
Парики и натуральные волосы для кавалеров
Мода на мужские причёски 18 века также предполагала парики, причем довольно вычурные. Вслед за Людовиком XIV аристократия начала носить белые парики с крутыми локонами, которые укладывались горизонтально.
Однако со временем парики отходят на второй план. Мужчины начинают предпочитать естественность, однако свои волосы, по моде того времени, обильно пудрят, чтобы осветлить.
Популярной причёской того столетия историки считают: «а-ля Катогэн». Она очень лёгкая в исполнении и поэтому была столь распространённой.
Её носили моряки, короли и военные. А в домашних условиях нашего столетия такую укладку сделать совсем нетрудно, если у мужчины волосы достаточной длины:
- Гладко зачесать волосы назад.
- Завязать тугой хвостик.
- Закрепить черной лентой. По моде настоящих аристократов хвостик прятался в бархатный мешочек и украшался бантом.
История моды в России
Россия жила по своим законам моды до Петра I. Именно он начал активно европеизировать свою страну, переодевать придворных и буквально диктовать, как одеваться и причесываться женщинам и мужчинам.
В начале 18 столетия русские следовали французской моде, дамы активно носили фонтанжи, мужчины наряжались в белые парики .
Однако ПетрI приглашал в Россию не только французов, но и пруссаков. Результатом стало распространение прусской моды и «прусской косы».
Стрижки 19 века
Французская революция повлияла и на моду в том числе. Высокие парики отправились на растопку каминов, аристократки смело коротко стриглись. Одними из самых распространённых вариантов модной прически являлись «а-ля Тит» и «прическа жертвы»:
- «А-ля Тит» была распространена как среди женщин, так и среди мужчин. Волосы достаточно коротко стриглись и завивались в кудри.
- «Прическа жертвы” подражанием приговорённым в гильотине. Женщины выбривали волосы на большей части затылка.
Однако стрижки долго не продержались. Сложные прически на длинные волосы вернулись достаточно быстро.
Аккуратные локоны на затылке собирали в красивые и пышные пучки. «Узел Аполлона» добавлял женственности представительницам прекрасного пола и был очень распространён в то время. Её делали из косы, возвышенной над большим пучком (коронке). Над висками волосы завивали в тугие локоны.
Викторианская Эпоха диктует совсем другие правила. Светлые волнистые волосы стали демоническим символом. Головные уборы, украшенные драгоценными камнями начали исчезать. Вместо камней добавляли живые цветы. Уже под конец столетия волосы укладывали в обычный пучок.
Для мужского стиля 19 века характерны короткие стрижки, но завивание волос осталось популярным. Были популярны бакенбарды в сочетании с гладко выбритым лицом. Военные часто отращивали небольшие усики.
Источник статьи: http://chebo.pro/krasota/istoricheskie-prichyoski-18-veka-korabli-na-golove.html
Высокие причёски XVIII века: мифы и правда
В популярном представлении XVIII век — это эпоха высоких женских причёсок. Да ещё и с экстравагантными украшениями, например, корабля с парусами. И в современных магазинах маскарадных костюмов к нарядам в стиле галантного века почти обязательно предлагают пышные белые парики.
Но всё не так просто! Начнём с того, что париков женщины в XVIII веке почти не носили. Мужчины — да, а женщины — нет. Разве что необходимо было скрыть какой-нибудь дефект. Ещё дамы иногда подражали мужским причёскам и могли надеть парик к костюму для верховой езды.
А в целом же дамы обходились собственными волосами. И на протяжении почти всего века причёски оставались невысокими. Их украшали лентами, цветами, нитками жемчуга, и укреплёнными сбоку «помпонами» (розетками из кружев, цветов, драгоценностей).
Во второй половине века причёска стала чуть повыше, и для её создания уже могла понадобиться небольшая подкладка-подушечка, на которую волосы начёсывались.
И только во второй половине 1770-х годов настанет царство высоких причёсок. При этом продлится оно недолго, чуть больше пяти лет. Однако именно этим причёски произвели на современников такое впечатление, что и в глазах потомков именно они остались символом XVIII века!
В немалой степени их популярности поспособствовала главная икона стиля той поры, французская королева Мария Антуанетта. Её личный парикмахер Леонар создавал причёски, а модистка королевы, Роза Бертен, помогала с их украшением. Другие дамы стремились подражать королеве, и вскоре эта мода охватила Европу.
На голове у женщины парикмахер создавал сложное сооружение и из собственных волос, и накладных — с помощью проволоки, ткани, конского волоса и прочих материалов. Сверху огромную причёску часто покрывал пышный головной убор, нечто вроде чепчика из нескольких метров ткани, т.н. «пуф». И всё это украшали самым фантастическим образом!
Современники писали: «Мы видим на одном уборе открытие парламента, на другом заключение мира между русскими и турками, на третьем битву при Иври и Генриха IV, или даже английский сад, короче, все события древности и современности». А на голове у герцогини де Шуазель однажды раскинулся «сад, с травой и цветами, журчащим ручьём и крошечной ветряной мельницей, украшенной драгоценными камнями и приводимой в движение часовым механизмом».
Темой для причёски могло послужить что угодно, от театральной премьеры до военной победы. Так, например, в 1778 г. фрегат французского флота «Belle Poule» («прекрасная курочка») смог уцелеть в военном конфликте с англичанами, и это было воспринято французами, как важная победа. Причёска «a-la Belle Poule» немедленно вошла в моду, и, пусть и продержалась в ней всего несколько недель (мода менялась быстро!), навсегда осталась в истории. Хотя она, замечу, была далеко не самой экстравагантной.
Проходить с таки сооружением на голове можно было неделю-другую. Затем его разбирали и делали новое. Спать приходилось в специальных колпаках. Иногда надевали сетку, которая закрывала и причёску, и лицо, и шею. Часть украшений и локонов на ночь можно было открепить. однако наутро снова нужно было приводить это в порядок.
Дам, которые носили такие высокие причёски, критиковали, высмеивали. Тогдашняя пресса была полна карикатур на дам, которые сидят в каретах на полу из боязни испортить высокую причёску.
Были такие сатирические картинки и в России. Хотя, заметим, при российском дворе высоких причёсок не носили! Это было время царствования Екатерины II. И она, женщина практичная, наложила на них запрет.
Но уже в начале 1780-х эти огромные причёски перестали носить — их сменили пышные, но не очень высокие. Что ж, это была краткая, но запомнившаяся на века мода!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/eregwen/vysokie-pricheski-xviii-veka-mify-i-pravda-5c45c6d665092c00adc76121