- Европейские прически XVII века
- Безумные причёски XVII века: что было в моде при Петре I в России и на Западе
- Исторические моменты
- Модные тенденции
- Характерные черты укладок
- Кому подходит
- Общие рекомендации
- Современные вариации
- Звездные примеры
- Полезные видео
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Ссылки
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- Прически 17 века..
Европейские прически XVII века
В европейском искусстве конца XVII — середины XVIII века возник новый художественный стиль — барокко.
Прически Франции.В начале XVII века во Франции продолжает ощущаться влияние испанских мод. Мужчины носили прически типа «Анри катр». Бороды и усы являлись дополнением к этим прическам. В 1620 — 1630 годах силуэт меняется. Короткие волосы начинают отращивать, распространяется прическа из завитых длинных и полудлинных волос, спускающихся отдельными локонами на плечи и спину. Популярными были прически с «любовными» локонами. С 1624 года в моду входит пышный завитой парик. Парики приобретают формы естественных причесок и прочно входят в жизнь всех слоев населения. Самой модной бородкой этого времени считается «муш». Эта мода была введена Людовиком XIII и сохранилась до 60-х годов. В XVII веке стали носить усы «шевалье».
В 80-х годах в прическе на парике стали делать пробор между тупеями, которые стали увеличиваться в высоту. С 1700 года пробор стал явственным, разделяя теменную часть на две. Этот парик стал напоминать высокую дамскую прическу, вошедшую в моду, и назывался «де ван а-ля Фонтаж» или «рогатый».
Женщины некоторое время продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики. С 20-х годов с изменением деталей костюма, прическа меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным. В прическах появляется короткая челка из легких, маленьких локончиков — «стружки», или «штопорчики», в виде бахромы. Эта игривая короткая челка получила название «гарсетт». В 80-х годах появляется новая прическа «фонтанж».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/13_25512_evropeyskie-pricheski-XVII-veka.html
Безумные причёски XVII века: что было в моде при Петре I в России и на Западе
XVII век для Франции стал поворотным в сфере развития моды, завоевания мирового влияния в этой области. После этого периода государство не теряет звания законодателя стиля, оставаясь мировой столицей моды до сих пор. Ослепительный Людовик XIV, король того времени, прославился трепетным отношением к роскоши, помпезности внешнего вида, изящности нарядов, обилия украшений. Король любил увеселительные мероприятия, пышные торжества. Это отразилось на формировании облика дам и кавалеров той эпохи. Богатые наряды и прически 17 века вызывают восхищение до сих пор.
Исторические моменты
Несмотря на самостоятельное управление государством, Людовик XIV мало интересовался политикой. Короля больше волновали увеселительные мероприятия: карнавалы, балы, охота. Правитель всецело отдавался различным утехам. Известна склонность Людовика XIV к сладострастию. Король плел любовные интриги, имея многочисленных фавориток.
Предрасположенность Людовика к роскоши видна не только по размаху балов и пышности нарядов. Правитель прославился строительством шикарного дворца Версаля. Король в период своего правления подорвал экономическое положение страны, но вывел Францию на вершины мирового Олимпа в сфере моды и искусства.
Модные тенденции
Главенство стиля барокко определяло тенденции в искусстве и моде на всем протяжении XVII века. Яркие краски, помпезность, богатство — характерные черты стиля. Для одежды того времени типична роскошь: пышные многослойные наряды из дорогой ткани, присутствие обилия кружев, вышивки золотыми нитями. Особое внимание уделяли украшениям. Аксессуаров стало много, использовали необычные, дорогие вещицы.
В моду вошли пышные манжеты, жабо. Одежду кроили по фигуре, утягивая талию у женщин, прочеркивая торс у мужчин. Популярными стали муфты, веера, шляпы. На балах стали использовать маски. В моду вошла парча (ткань с золотыми и серебряными нитями).
Женщины носили корсеты. Талию затягивали так сильно, что дамы с трудом дышали. Это часто становилось причиной обмороков. Поверх корсета крепили юбку. Размах купола впечатлял. Такой пышности еще не видели. Обязательным элементом лифа стал воротник. Использовали деталь с отворотом или подобную вееру. Вырез декольте все больше углублялся.
Сильно заметным внешне стало классовое различие. Наряды людей попроще значительно уступали одежде знати. Благодаря облачению с обилием рюшей и кружева, парикам, чулкам, мужчины приобрели максимальную женоподобность. Одежда знати не располагала к движениям.
Особое внимание привлекал макияж. Равнозначно красились мужчины и женщины. В моде белила, румяна, яркая помада. Лицу придавали ровный неестественно светлый тон, локально нанося румяна. Глаза не подчеркивали. Достоянием становилась крупная родинка или бородавка. Отсутствие элемента компенсировали искусственной «мушкой».
Модные тенденции задавала элита. Знать ровнялась на королевских особ, их фаворитов.
Кстати. Новинки демонстрировали на балах и приемах. Приглашенные иностранцы становились распространителями моды за пределы государства.
Характерные черты укладок
Парики — типичный элемент прически. Мужчины носили пышные локоны длиной до плеч или лопаток. Часто использовали темные оттенки для дневных выходов, светлые — для торжеств и вечера. На территории России мужской парик появился при царствовании Петра 1.
В начале века мужчины предпочитали натуральные волосы, которые завивали в локоны. Делали каскадную стрижку. Спереди выполняли челку. Локоны дополняли тонкой косичкой, украшенной бантом, драгоценностями.
Женские парики также были в ходу. Дамы носили пышные высокие прически. Использование парика отменяло необходимость укладки собственной шевелюры. Натуральные волосы часто дополняли накладными прядями. Это позволяло фантазировать, разнообразить конструкции, привлекая внимание. Характерной чертой укладок выступали локоны.
Среди причесок модницы выделяли следующие:
- Севинье. Волосы завивали в мелкие кудри. Такого эффекта легко достичь с помощью ночной укладки. Пряди накручивают на куски материи или плотной бумаги. Кудряшки собирали в 2 равномерных пучка, располагаемых ближе к макушке чуть выше ушей.
- Фейерверк. Волосы укладывали в объемный пучок на макушке. Теменную область зачесывали плоско. Сзади из конструкции выпускали несколько локонов, имевших штопорообразную форму.
- Мария Манчини и юрлю-берлю. Волосы завивали в кудри. Шевелюру делили вертикальным пробором на равные половинки. Полушария собирали в пышные пучки по бокам ближе к макушке. Из каждой половинки выпускали длинный закрученный локон. Прическа юрлю-берлю аналогична, но локоны укладывали рядами или выполняли волны.
- Фонтанж. Тугие локоны завивали горизонтальными рядами. Кудри укладывали высоко надо лбом. Конструкцию сажали на каркас или укрепляли шпильками. Укладку принято украшать драгоценностями, чепчиком из лент и кружева.
- Смирение. К концу века высота причесок потеряла актуальность. Волосы собирали в пышный пучок на затылке. Теменную часть оставляли гладкой.
Типичной будничной укладкой начала века считался ворох локонов. Кудряшки оставляли свободными, подкалывали, подвязывали лентой. Популярной в середине века считалась корзинка. Косой оборачивали голову, делая подобие короны. Из конструкции обязательно выпускали несколько свободных локонов.
Для выхода в свет делали пышные конструкции из волос. Пряди высоко поднимали на макушке. Сзади, по бокам делали локоны.
Внимание! Прически украшали лентами, цветами, брошками, перьями. Основной формой считался объемный пучок. Для балов часто сооружали безумные прически, поражавшие пышностью.
Кому подходит
Копирование причесок 17 века в наши дни встречается редко. Для выполнения укладки в этом стиле нужен повод. Это может быть торжество: свадьба, тематическая вечеринка, дефиле на красной дорожке. Одежда и прическа обязаны гармонировать.
По форме укладки в духе 17 века подойдут для обладательниц любой внешности. Высокие конструкции идеальны для дам с круглым, овальным лицом. Обладательницам квадратного овала лучше предпочесть пучок на затылке с единичными свободными локонами по бокам или сзади. Женщинам с треугольным лицом подойдут парные конструкции по бокам.
В наши дни редко делают прически идентичные по размаху периоду расцвета барокко. Для точной стилизации в духе эпохи предпочитают использовать парики в виде пышного сооружения из волос с локонами. Готовая укладка — отличный вариант погрузиться в историю даже обладательницам современной короткой стрижки.
Общие рекомендации
Сделать копию прически в духе эпохи барокко без посторонней помощи сложно. Укладки требуют мастерства, кропотливой работы. Для выполнения выбранной вариации понадобятся:
- стайлер;
- объемные вкладки или каркас;
- обилие крепежа (шпильки, заколки);
- украшения (ленты, цветы, заколки с декором).
Для тех, кто не имеет опыта выполнения подобных укладок лучше остановиться на простом варианте. Прическу не обязательно делать чрезмерно высокой, пышной. Красиво уложенные локоны, правильно выполненный декор — залог успеха.
Современные вариации
Простую прическу в духе 17 века, подходящую к современным вечерним платьям, сделать просто. Вариант наиболее удобен обладателям естественных кудряшек. Волосы зачесывают назад. Пряди подкалывают шпильками, образуя подобие пучка. Внутрь рекомендуется подложить парикмахерскую губку для увеличения объема сооружения. Концы прядей не убирают. Волосы закручивают в тугие локоны. Пружинки кудрей оставляют свободными. Результат рекомендуется украсить цветком, гребнем с камнями или кокетливым бантиком.
Высокую прическу с характером Петровских времен соорудить сложнее. Рекомендуется обратиться к парикмахеру, а не пытаться экспериментировать самостоятельно. Волосы предварительно завивают любым удобным способом. Пряди начесывают, поднимают вверх. Волосами прикрывают каркас. Иногда скелетные направляющие оставляют частично открытыми, делая элемент «изюминкой» композиции. В нижней части прически обязательно оставляют несколько прядей, которые закручивают в плотные локоны. Без украшения результата не обойтись.
Звездные примеры
В реальной жизни прически в стиле 17 века у звезд встретить не получится. Знаменитости перевоплощаются только для съемок. Типичный образ дамы столетия показала Натали Портман, Скарлетт Йоханссон. Среди известных людей, щеголяющих по красным ковровым дорожкам, обладательницей укладок в духе эпохи Людовика 14 называют Лену Ленину. Дама любит эпатажные сооружения из волос, которые легко причислить к стилю барокко.
Натали Портман и Скарлетт Йоханссон
Лена Ленина
Прически 17 века в современной реальности не пользуются популярностью. Дамы нашего времени предпочитают более умеренные укладки. Хотя для торжественного случая пышный замысловатый вариант станет правильным выбором.
Мечтаете о длинных локонах? Узнайте больше о наращивании волос:
Полезные видео
35 крутых причесок за 5 минут.
Как сделать историческую прическу.
Источник статьи: http://expertpovolosam.com/pricheski/istoricheskie/pricheski-17-veka
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- акварели, рисунки, гравюра, скульптура (237)
- *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура (43)
- *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /2 (44)
- *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /3 (50)
- *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /4 (49)
- *** акварель, рисунок, гравюра, скульптура /5 (47)
- антиквариат, резьба, фаберже, лалик (103)
- *** антиквариат, резьба, фаберже, лалик (50)
- *** антиквариат, резьба, фаберже, лалик/2 (44)
- архитектура, замки и дворцы, мосты,мечети (374)
- *** архитектура, дворцы, замки, мосты (50)
- *** архитектура, дворцы, замки, мосты/2 (50)
- *** архитектура, дворцы, замки, мосты/3 (50)
- *** архитектура, дворцы, замки, мосты/4 (50)
- *** архитектура, дворцы, замки, мосты/5 (50)
- *** архитектура, дворцы, замки, мосты/6 (125)
- афоризмы, цитаты, юмор (50)
- блюда из овощей (223)
- *** блюда из овощей (50)
- *** блюда из овощей / 2 (52)
- *** блюда из овощей / 3 (121)
- блюда из птицы (170)
- *** блюда из птицы (50)
- *** блюда из птицы / 2 (50)
- *** блюда из птицы / 3 (70)
- блюда из рыбы (117)
- *** блюда из рыбы (50)
- *** блюда из рыбы / 2 (67)
- великие романы (42)
- *** великие романы (41)
- выпечка (786)
- *** рецепты хорошего теста, лепешки (40)
- *** блины, оладьи, лепешки (70)
- *** лазанья, пицца, хачапури (54)
- *** пироги, пирожки (50)
- *** пироги, пирожки / 2 (50)
- *** пироги, пирожки / 3 (51)
- *** пироги, пирожки / 4 (191)
- *** торты, бисквиты, пирожные (50)
- *** торты, бисквиты, пирожные / 2 (208)
- вязание крючком и спицами (714)
- вязание крючок схемы (219)
- вязание спицами (495)
- дачный участок,плодовые деревья и цветы (586)
- *** дачный участок (50)
- *** дачный участок / 2 (50)
- *** дачный участок / 3 (50)
- *** дачный участок / 4 (38)
- *** огородные секреты (49)
- *** огородные секреты / 2 (50)
- *** огородные секреты / 3 (50)
- *** огородные секреты / 4 (44)
- *** цветы на даче (50)
- *** цветы на даче / 2 (49)
- *** цветы на даче / 3 (50)
- *** цветы на даче / 4 (58)
- дети фото, дети в живописи (141)
- диеты, советы как похудеть (147)
- *** диеты (50)
- *** диеты / 2 (96)
- дизайн интерьера,ремонт (147)
- женские образы, жанровая живопись (430)
- живопись старых мастеров (467)
- живопись 15-17 вв (83)
- живопись 18-19 вв (169)
- живопись 20-21 вв (230)
- живопись Япония, Китай,Корея (128)
- животные фото и в живописи (388)
- здоровье (697)
- *** здоровье (50)
- *** здоровье / 2 (50)
- *** здоровье / 3 (50)
- *** здоровье / 4 (50)
- *** здоровье / 5 (50)
- *** здоровье / 6 (50)
- *** здоровье / 7 (394)
- знаменитости, художники, балет (118)
- *** знаменитости, художники, балет (50)
- *** знаменитости, художники, балет/ 2 (50)
- *** знаменитости, художники, балет/ 3 (16)
- знаменитые женщины (111)
- *** знаменитые женщины (50)
- *** знаменитые женщины / 2 (50)
- *** знаменитые женщины / 3 (11)
- иллюстрации, открытки, пин-ап (207)
- *** иллюстрации, открытки, пин-ап (50)
- *** иллюстрации, открытки, пин-ап / 2 (50)
- *** иллюстрации, открытки, пин-ап / 3 (50)
- *** иллюстрации, открытки, пин-ап / 4 (54)
- импрессионисты (129)
- история, русское дворянство, короли и династии (177)
- картины живопись (385)
- кино (86)
- кошки фото и в живописи (274)
- куклы, игрушки, рамки (36)
- кулинария (1108)
- *** консервирование (50)
- *** блюда из мяса (50)
- *** блюда из мяса / 2 (49)
- *** блюда из мяса / 3 (48)
- *** блюда из мяса / 4 (48)
- *** блюда из мяса, салаты, закуски / 5 (248)
- *** десерты (50)
- *** десерты / 2 (50)
- *** компоты, напитки, коктейли, десерты (97)
- *** консервирование / 2 (84)
- *** кулинария, закуски (50)
- *** салаты (50)
- *** салаты / 2 (50)
- *** соусы, маринады, подливы (47)
- *** супы (50)
- *** супы/ 2 (49)
- любимые актеры (448)
- *** звезды Голливуда (50)
- *** звезды Голливуда / 2 (40)
- *** звезды итальянского кино (22)
- *** звезды французского кино (48)
- *** легенды Голливуда (50)
- *** легенды Голливуда / 2 (50)
- *** легенды Голливуда / 3 (33)
- *** советские актеры (50)
- *** советские актеры / 2 (61)
- макрофотографии, бабочки, насекомые (91)
- маски, уход за волосами, лицом и телом (420)
- *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 2 (50)
- *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 3 (50)
- *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 4 (50)
- *** маски, уход за волосами, глазами, телом / 5 (61)
- *** маски, уход за лицом, волосами, телом (50)
- *** маски, уход за лицом, волосами, телом / 6 (82)
- ***маски, уход за волосами,глазами, телом/ 7 (77)
- моды, имидж красоты (193)
- монастыри, храмы, соборы (193)
- *** монастыри, храмы, соборы (50)
- *** монастыри, храмы, соборы / 2 (66)
- Москва в живописи (17)
- натюрморт живопись (265)
- натюрморты с фруктами (84)
- натюрморты с цветами (188)
- натюрморты с цветами (3)
- натюрморты с цветами /2 (7)
- натюрморт фото (83)
- острова (54)
- *** острова (54)
- парки мира (127)
- *** парки Азии (22)
- *** парки Африки, Австралии (8)
- *** парки Европы (26)
- *** парки России (5)
- *** парки Северной Америки (47)
- *** парки Южной Америки (3)
- *** парки Японии (16)
- певцы, композиторы, музыка (91)
- *** певцы, композиторы, музыка (48)
- *** певцы, композиторы, музыка / 2 (43)
- пейзажи живопись (390)
- *** пейзажи живопись / 1 (45)
- *** пейзажи живопись / 2 (49)
- *** пейзажи живопись / 3 (48)
- *** пейзажи живопись / 4 (51)
- пейзажи разные живопись (193)
- Петербург в живописи (14)
- полезные советы, компьютерная помощь (401)
- *** полезные советы / 1 (50)
- *** полезные советы / 2 (50)
- *** полезные советы / 3 (50)
- *** полезные советы / 4 (251)
- портрет (591)
- природа (688)
- *** подводный мир / 2 (23)
- *** природа: вулканы, ледники, кратеры (47)
- *** природа: Горы, пещеры, скалы, каньоны (50)
- *** природа: Горы, пещеры, скалы, каньоны/2 (50)
- *** природа: Горы, пещеры, скалы,озера, каньоны/3 (59)
- *** природа: Леса, поля, деревья (50)
- *** природа: леса, поля, деревья / 2 (49)
- *** природа: леса, поля, деревья, озера /3 (46)
- *** природа: небо, облака, закаты, рассветы (51)
- *** природа: небо, облака, закаты, рассветы/2 (24)
- *** природа: Подводный мир (50)
- *** природа: Пустыни (25)
- *** природа: Реки, озера, водопады, моря (50)
- *** природа: Реки, озера, водопады, моря/ 3 (60)
- *** природа: Реки, озера, водопады, моря/2 (48)
- птицы фото и в живописи (147)
- путешествия (887)
- *** великобритания — королевская жизнь (28)
- *** путешествия по Австралии, Азии (73)
- *** путешествия по Азии (50)
- *** путешествия по Азии / 2 (50)
- *** путешествия по Азии / 3 (50)
- *** путешествия по Америке (50)
- *** путешествия по Америке / 2 (43)
- *** путешествия по Африке (14)
- *** путешествия по Европе (50)
- *** путешествия по Европе / 2 (50)
- *** путешествия по Европе / 3 (50)
- *** путешествия по Европе / 4 (50)
- *** путешествия по Европе / 5 (50)
- *** путешествия по Европе / 6 (108)
- *** путешествия по России (50)
- *** путешествия по России / 2 (50)
- *** путешествия по России / 3 (87)
- разное (430)
- *** разные истории, самое интересное в мире (50)
- *** разные истории, самое интересное в мире/ 2 (50)
- *** разные истории, самое интересное в мире/ 3 (50)
- *** разные истории, самое интересное в мире/ 4 (50)
- *** разные истории, самое интересное в мире/ 5 (51)
- *** разные истории, самое интересное в мире/ 6 (175)
- реклама (403)
- рукоделие,вышивка,поделки из бумаги, батик,декупа (219)
- рукоделие,вышивка, поделки из бумаги (34)
- сад на подоконнике (373)
- *** сад на подоконнике (50)
- *** сад на подоконнике / 2 (50)
- *** сад на подоконнике / 3 (50)
- *** сад на подоконнике / 4 (50)
- *** сад на подоконнике / 5 (173)
- сады мира (150)
- *** сады Австралии (2)
- *** сады Азии (31)
- *** сады Африки (4)
- *** сады Европы (45)
- *** сады России (23)
- *** сады США, Канады (18)
- *** сады Франции (7)
- *** сады Японии (20)
- ссср (87)
- стихи, поэты,писатели (99)
- *** стихи, поэты, писатели (49)
- *** стихи, поэты, писатели / 2 (50)
- украшения,драгоценности (126)
- *** украшения, драгоценности (50)
- *** украшения, драгоценности / 2 (51)
- *** украшения, драгоценности / 3 (26)
- фарфор, хрусталь, стекло (109)
- фитнес, йога (255)
- *** фитнес, йога (50)
- *** фитнес, йога / 2 (50)
- *** фитнес, йога / 3 (50)
- *** фитнес, йога / 4 (105)
- фото (431)
- франция (367)
- *** Париж (26)
- Париж (84)
- Париж в живописи (134)
- цветы в живописи (409)
- цветы фото (360)
—Цитатник
Узор спицами «Ажурные бокалы» В копилк.
Французская диагональ. Какая красота из нее получается &.
Секрет приготовления хачапури Секрет приготовления хачапури – это хороши.
Новый салат «Графский», достойный графа и графини) .
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Прически 17 века..
Прически 17 века.
Мода, как известно, редко придерживается календаря. Семнадцатый век наступил, а во Франции Генриха Четвертого все еще царствовала пышная испанская мода на высоко взбитые прически, обильно украшавшиеся драгоценностями, перьями и лентами (головные уборы тоже были, но их мы не рассматриваем, хотя в ту пору они считались неотъемлемой частью дамской куафюры).
Франс Порбус, портрет Марии Медичи, 1605 г.
Рубенс, портрет Шарлотты де Монморанси, 1610 г.
Однако во Франции наставала эра великих перемен в парикмахерском искусстве, и на смену прежней моде шли новые прически. Женщины еще долго продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики, но с 20-х годов с изменением деталей костюма, в частности форм воротников, прическа радикально меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным.
В прическах, носимых ранее, оставался открытым лоб; теперь появляется короткая челка из легких, маленьких локончиков – «стружки», или «штопорчики», в виде бахромы. Эта игривая короткая челка получила название «гарсетт» («девчонка»). Боковые средней длины пряди завивались в пышные локоны («туф»). Впрочем, другие источники называют туфом пышный пучок, в который собирались волосы на затылке.
Появление этой прически приписывают королеве Марии Медичи, любившей носить подобные челки, однако автор не отыскала ни одного портрета королевы Марии с легкомысленной челочкой, зато ее невестка Анна Австрийская и другие дамы той поры охотно стригли локоны на лбу.
«Широкие» прически быстро распространились по всей Европе. Боковые пряди туго завивали и при помощи каркаса плотно закрепляли около шеи. В такиех прическах затылочные пряди убирали в разнообразные пучки из кос, жгутов, имевших плоскую форму. Одновременно распространяются и прически с поперечным пробором, которые разделяли волосы на две части: лобная выстригалась короче, завивалась при помощи пара, наподобие примитивной «шестимесячной» завивки; другая, теменная, укладывалась в небольшой конусообразный пучок, украшенный у основания лентами или нитями жемчуга. С боков свисали локоны (серпенто). В конце правления Людовика XIV женщины стали носить компактные прически «ан буффон». Тугие локоны плотной массой обрамляли лицо, игривая челка из мелких, легких завитков закрывала большую часть лба. Волосы на затылке заплетались в косу и укладывались в плоский плотный пучок в виде улитки или раковины. «Буффоны» (смешные локоны) носили с шиньонами плоской формы в прическе «кульбит».
Прически с челкой «гарсетт» (слева так называемый «буффон» — сильно взбитые локоны)
Еще одна прическа, модная в Европе в эпоху Людовика XIII — «тортье» (волнистая). Большую часть волос дамы укладывали на затылке в пучок, а длинные волосы по бокам завивали от корней в небрежные локоны или волны. Челка отсутствовала.
Ван Дейк, портрет Марии-Луизы де Тассис, 1634 г.
Ван Дейк, портрет леди Поликсены, ок. 1630 г.
«Детский период» короля Людовика XIV отразился на женских прическах так же, как и на мужских. Невзхирая на возраст, все дамы «помолодели». Они стали носить простые детские прически из завитых локончиков по всей голове, а также распущенные по плечам локоны, подвязанные лентой вокруг головы, называемые «аль анфан» («по-детски»). «Гарсетты» и «туф» перестают пользоваться успехом у дам. С распространением мужской прически типа «а-ля Каденетт» в дамских прическах тоже появляются отдельные «любовные» локоны. Эта пушистая завитая прядь получила название «мусташ» — «ус». Конец ее завязывался бантом.
С середины века (1650-1660) форма причесок меняется. Они отличаются изяществом и легкостью. В моду входит прическа маркизы Севинье, получившая впоследствии ее имя. Они представляла собой завитые длинные локоны, связанные пучками над ушами на разной высоте. Лоб обрамляла еле заметная, легкая челка. Волосы затылка покрывалась небольшой шапочкой, или чепчиком («бонне»), или шляпкой с пером наподобие испанского тока, или кружевной наколкой из легкого гофрированного газа, шелка или бархата. Завивка в прическах была различной, но в прическе типа «мадам Севинье» предпочитали «английские» романтические локоны.
Прическа «севинье», как и все прически той эпохи, имела разные вариации и модификации, изобретавшиеся камеристками знатных дам.
Себастьян Бурдон, портрет графини Эббы Спарры, 1652-53 гг.
Джон Райт, портрет Сюзанны Гамильтон, 1662 г.
Королева Анна Австрийская ввела в моду прическу, получившую название «фейерверк»; в ней королева изображена на многих портретах. Волосы спереди укладывались плоско; сзади, завитые в локоны, собирались высоко на затылке в массивный пучок. На плечи спускались змеевидные, штопорообразные локоны. Именно эта прическа фигурирует на большинстве парадных портретов 1650-1660 годов.
Шарль Бобрен, портрет Клер-Клеманс де Майе-Брезе, 1656 г.
Неизвестный художник, портрет Мари Жанны Батисты Савойской, ок. 1660 г.
В 1660 году в моду входит новая прическа – «Манчини». В российских источниках ее принято называть «прической Марии Манчини», поскольку это единственная из сестер Манчини, более или менее известная массам благодаря романам Дюма, французскому кино и мюзиклу «Король-Солнце». На самом деле Мария Манчини не играла особой роли при дворе даже во время своего недолгого взлета, а в 1660 году, по случаю женитьбы Людовика XIV на испанской инфанте и вовсе была персоной «нон-грата», которую быстро спровадили в Италию. Прическа вошла в моду благодаря ее старшей сестре Олимпии, графине де Суассон, обер-гофмейстерине королевы Марии-Терезии, принцессе Савойского дома и просто блистальной светской даме, близкой подруге короля. Прическа «Манчини» заключалась в том, что ее волосы над ушами завивались в мелкие локончики, взбивались и укладывались двумя огромными полушариями наподобие розеток, прикрывавшими уши. Здесь был прямой пробор, а также один или два змеевидных локона, свободно спадавших на спину или плечи. Эти локоны, со временем сделавшиеся более длинными и толстыми, чем их предшественники «серпенто» (фр. «змейки»), получили название «ля драгонн» («драконесса»).
Прическа «манчини» неоднократно видоизменялась, зачастую теряя локоны вовсе. Надо сказать, что она была успешно экспортирована Марией и Гортензией Манчини в Рим, где пользовалась куда большим успехом, чем во Франции. Отыскать ее на портретах знатных итальянок легче, чем у французских портретистов
Миниатюрный портрет Гортензии Манчини, выполненный в XIX веке
Якоб Фердинанд Фут, портрет Марии Ортенсии Биска дель Драго, 1670-1680 гг.
И вот, наконец, мы добрались и до семидесятых годов, когда в истории моды произошло поворотное событие, навсегда изменившее мир женских причесок. Появилась стрижка haute couture. Сделаю маленькое отступление: до шестидесятых годов семнадцатого века во Франции (да и нигде в Европе) не было профессиональных парикмахеров. Дам и кавалеров причесывали их слуги и служанки. Только в шестидесятых годах король Людовик XIV выдает первые патенты на оказание куаферных услуг (Франция всегда была чудовищно бюрократической страной, да и традиции цехов и гильдий были в то время еще весьма сильны, так что без королевского патента заниматься профессиональной деятельностью в Париже в ту пору было сложновато). Так что сцена знакомства главной героини с герцогиней де Монтеспан из романа «Анжелика» (любезная Анжелика предлагает герцогине услуги своей служанки, иначе Великой Мадемуазель грозит участь явиться на королевскую свадьбу нечесанной — коварный маркиз де Вард успел первым захватить единственного парикмахера в маленьком провинциальном городке) явно притянута за уши и опережает время как минимум на добрый десяток лет.
Первый куафер, некто Шампань, быстро сумел превратить свое дело в престижное, а себя — в капризную звезду а-ля-Зверев. Вслед за ним в Париже стали появляться и другие модные парикмахеры мужского и женского пола, хотя дам преимущественно причесывали женщины. Открываются первые «салоны красоты», где красиво причесаться могут не только (и не столько) светские дамы, к которым парикмахеры, все же, чаще приходили на дом, но и состоятельные горожанки, преданно копирующие модные прически двора. Первоначально моду на укладки и прически диктуют фаворитки короля, но в 1671 году происходит настоящая революция: мадемуазель Мартен, владелица модного парикмахерского салона в Марэ, умудряется в считанные дни сделать модной собственноручно придуманную ею прическу. Более того, она полностью отказывается от всяких головных уборов, лент, вуалей и прочих аксессуаров, составлявших досель понятие «куафюры», и заставляет своих клиенток появиться в свете с непокрытой головой, украшенной только собственными волосами.
Мадам де Севинье в своих письмах к дочери оставила весьма красочное описание этой маленькой, но воистину эпохальной революции:
18 марта 1671 г.
Госпожа герцогиня де Невер появилась с совершенно смехотворной прической, хотя, ты же знаешь, как правило,мне нравятся необычные фасоны причесок. Мартен решила создать новую куафюру и — остригла ей волосы накоротко! Она обкорнала герцогиню и накрутила ей волосы на бумажные папильотки, так что ей пришлось страдать и мучиться целую ночь. Ее голова похожа на маленький круглый кочан капусты — совершенно ничего по бокам. Мой бог, это самое смешное зрелище, какое только можно представить.
1 апреля 1671 г.Эти растрепанные (heuluberlu) головы чрезвычайно меня забавляют.
4 апреля 1671 года.Недавно я писала тебе о новой прическе мадам де Невер, а теперь Мартен активно распространяет эту моду. Вчера я видела герцогиню де Сюлли и графиню де Гиш, и должна признать, что головки их выглядят очаровательно. Эта прическа просто создана для тебя, ты будешь выглядеть настоящим ангелом. К тому же, ее так легко укладывать. Теперь представь себе: волосы изящно разделяются пробором буквально в паре дюймов от пучка, волосы по обе стороны пробора подстригаются ступеньками и закручиваются свободными локончиками, которые заканчиваются всего на дюйм ниже уха. И все это выглядит так молодо и прелестно — будто два букета локонов с каждой стороны. Но не стриги волосы слишком коротко, потому что для кудрей требуется много волос. Некоторые дамы уже столкнулись с этой проблемой в назидание другим. Прическа украшается лентами обычным способом, и сзади оставляется длинный локон, иногда спускающийся на шею. Не знаю, хорошо ли я все объяснила. Надо будет велеть изготовить куклу с этой прической и послать тебе.
Чувствуете, как меняется тон писем буквально в считанные дни? Та самая мадам де Севинье, которая уверяла, что король при виде новой прически буквально «согнулся пополам от смеха», которая окрестила новую стрижку «художественным беспорядком» и считала, что дамы, пожертвовавшие ради новой моды своими волосами, выглядят, как уличные сорванцы, буквально через месяц советует дочери не отставать от модной тенденции. Правда, она еще будет обсуждать юрлю-берлю со своей подругой, графиней де Лафайет, и придет к выводу, что столь «моложавый» стиль не годится для серьезных, элегантных и, увы, немолодых дам вроде нее (да-да, в семнадцатом веке старость начиналась с 35 лет). Но в конце концов сдастся и даже позволит запечатлеть себя на парадных портретах с короткой стрижкой.
Необычная, воздушная и легкомысленная стрижка, с легкой руки мадам де Севинье названная «растрепой», бысто завоевала Францию и сопредельные страны. Быть может, потому, что ее рекламировали такие популярные дамы, как герцогиня де Лавальер и маркиза де Монтеспан? Великолепная Атенаис сразу оценила прелесть пушистых кудряшек, весело прыгающих вокруг ее прекрасного лица. Так или иначе, новая прическа буквально за сутки стала сенсацией, и дамы, по словам все той же Севинье, не говорили ни о чем другом. В 1677 г. она отослала дочери детальное описание королевской фаворитки мадам де Монтеспан, появившейся на большом приеме в Версале «с непокрытой головой и тысячью кудряшек», заметив, что «блистательная краса Атенаис вскружила голову всем послам».
Школа Пьера Миньяра, портрет мадам де Маонтеспан, 1670-1680 гг.
Жан Нокре, портрет Луизы де Лавальер,
Карло Череса, портрет Анны Чечилии Висконти, 1672 г.
Себастьяно Бомбелли, портрет графини Джустины Колонна Риккати, 1674 г.
Французская школа, портрет женщины с черным пажом, ок. 1673 г.
Школа Миньяра, портрет маркизы Франсуазы-Маргариты де Севинье, 1670-1680 гг.
Портрет мадам де Севинье, выполненный уже после ее смерти, возможно, с неизвестного оригинала.
На портрете — более поздняя модификация юрлю-берлю с двумя локонами, ниспадающими на плечи
Якоб Гюйсманс, портрет придворной дамы королевы Екатерины Браганца
Анри Гаскар, портрет Барбары Вильерс, герцогини Кливлендской
Студия Питера Лели, портрет Марии Моденской, герцогини Йоркской, 1673 г.
Ну вот, теперь, когда загадочная «юрлю-берлю» перестала быть тайной, осталось напомнить о двух последних «крупных» прическах семнадцатого века, оставивших свой след в истории. Обе они названы в честь королевских фавориток.
В 80-х годах появляется новая прическа, которая пользуется популярностью в течение последующих тридцати лет. Возникновение ее предшествовала чистая случайность и экстравагантный характер восенадцатилетней мадемуазель Анжелики да Фонтанж. У нее во время королевской охоты ветер растрепал прическу. Находчивая красавица оторвала подвязку, украшенную драгоценностями, и завязала ею свои прекрасные белокурые волосы в пучок на макушке. Король похвалил импровизированную прическу, и все придворные дамы последовали примеру фаворитки. Но всеобщее признание прическа «фонтанж» получила после смерти ее изобретательницы. Появилось множество вариантов этой прически, на различный манер. Прическа типа «фонтанж» представляла нагроможденные высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами и поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков-штопоров, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. Герцог Сен-Симон в своих мемуарах высмеял очередное увлечение дам как безумие, охватившее все слои женского населения. Он характеризовал прическу, как высокое, многоэтажное каркасное сооружение из волос, проволоки, массы лент и кружев. Своей высотой прическа нарушала пропорции фигуры, увеличивая рост – лицо было как бы в середине.
Пьер Миньяр, портрет Марии-Терезии де Бурбон, принцессы Конти, 1680-е годы
Франсуа де Труа, портрет Франсуазы-Мари де Бурбон, мадемуазель де Блуа, 1692 г..»
Со временем размеры этой прически уменьшились. Она стала ниже и компактнее, получив название «удобная». Так как локоны не могли удержаться на определенной высоте, то применяли проволочные каркасы или украшения. Прическа распространилась по всей Европе и даже в России.
Часто путают прическу «фонтанж» с чепчиком того же названия. В прическе волосы завивались в мелкие локоны и укладывались на туго накрахмаленные кружева или плотно поэтажно. Фантазия модисток в расположении рюшей, полосок газа, кружев и изобретательность парикмахеров в прикреплении к остову прически завитых локонов способствовали появлению более сотни вариантов прически «фонтанж», со всевозможными курьезными названиями, которые в большинстве случаев абсолютно не соответствовали ни форме, ни названию. Волосы украшались цветами и пудрились. В 1680 году самой модной считалась прическа типа «палисадник». Скорее, это был головной убор из массы постижей и лент.
Для более длительного сохранения причесок парикмахеры использовали растопленный баранний жир, яичные белки, всевозможные ароматические помады и масла. Постепенно все прически, перегруженные украшениями, превратились в головные уборы. Это дало возможность иногда использовать искусственные пряди, заранее пришиваемые к чепцам, наколкам, токам. Кроме перечисленных причесок носили самые разнообразные их варианты, но силуэт оставался неизменным – локоны в виде завитой бахромы над ушами, остальные волосы собраны в тугие пучки наподобие «баранок» или «корзинок».
В последние годы царствования короля Людовика XIV стали носить строгие, гладкие прически, расчесанные на прямой пробор, с пучками на затылке. Эту прическу ввела в моду мадам Ментенон, славившаяся своей набожностью. Прическа получила название «смирение». Иногда аристократки располагали короткие пряди надо лбом, завивая их в крохотные «рожки», укладывая кокетливо с каждой стороны лба, над бровями. Женщины низших сословий носили прически из завитых волос, повторяя силуэты причесок аристократок, только менее декоративные, выполненные менее затейливо. Наиболее распространенными были силуэты причесок «смирение» и «фонтанж».
Неизвестный художник, портрет маркизы де Ментенон (по мотивам портрета Пьера Миньяра)
Тереза Кунигунда Собесская, супруга электора Баварского
Ну и напоследок осталось только заметить, что многие из причесок семнадцатого века пережили внезапное возрождение в веке девятнадцатом. Прическа «севинье» была безумно популярна во всех ее разновидностях. Юрлю-берлю тоже иногда встречается на портретах, но много реже.
Ф.Х. Винтерхалер, портрет Виктории-Августы Антуанетты Сакс-Кобургской, герцогини де Немур, 1840 г., прическа «севинье»
Винтерхалер, великая герцогиня Александра Иосифовна, 1859 г., прическа «ментенон»
Кристина Робертсон, портрет будущей царицы Марии Александровны, 1850 г. — прическа «манчини»
Жозеф Форюне Лейро, портрет Марии Пии ди Савойя, королевы Португалии — прическа «юрлю-берлю»
Ну, во Франции эта прическа называлась «кометой», если с одной стороны головы оставлялся более длинный локон. А «локонов любви» могло быть и два, главное, чтобы на концах был бантик нужного цвета. Насчет елизаветинских времен даже и не знаю — если только речь не идет о самом последнем этапе царствования Елизаветы в начале 17 века, ведь мода на длинные мужские волосы появилась уже позже, при Елизавете в Англии и Генрихе Четвертом во Франции мужчины еще ходили с «круглыми» головами.
«В начале XVII века продолжает ощущаться влияние испанских мод. Мужчины носили короткие стрижки в подражание Генриху IV. Бороды и усы являлись дополнением к этим прическам. В 1620-1630 годах силуэт меняется. Короткие волосы начинают отращивать, распространяется прическа из завитых длинных и полудлинных волос, спускающихся отдельными локонами на плечи и спину. На удлинение причесок повлияло также изменение формы воротников. Отложные воротники позволили распустить длинные локоны по плечам. С этого времени аристократы и придворные носят только длинные волосы, короткая стрижка забыта. Прическа придворного щеголя герцога Лотарингского Каднетта представляла собой пряди естественных волос, подстриженных «лестницей». Раздленные на две равные части, они обрамляли лицо с двух сторон. На лбу выстригалась небольшая ровная челка. С левой стороны пряди заплетались в тонкую косичку, на конце она украшалась бантом и драгоценностями. Прическа «а-ля Каденетт» стала самой популярной среди придворных и дворянства, а также в армии, где просуществовала до XVIII века и вызвала волну подражаний. Одним из вариантов ее была прическа «комета», получившая такое название, возможно, потому, что прядь волос с одной стороны была длиннее остальных и напоминала хвост кометы. Повились прически с «любовными» локонами – одним или двумя, завязанными на конце лентами непременно того цвета, который любила дама сердца. При этих прическах носили в левом ухе серьгу с большой жемчужиной в виде капли.»
Оноре д»Альбре, маршал Каденет, позже ставшего первым герцогом де Шон (Cholnes). Ассиметричная длинная прядь просматривается очень хорошо. Не хватает бантика. ))
Луи XIII — 1622 год
Герцог Данвиль, граф де Брион
Франсуа де Монморанси, граф де Бутвиль
Принц Пфальцбургский
Шарль де Креки
Король на охоте в Марли, 1625 г.
Источник статьи: http://aelita544.ru/post315925989/