Прически для казахского лица

Статьи

Коса — украшение казахской девушки 06.12.2017 09:49

Вдоль спины заплетенныекосылежат,

И шолпы отвечают движениям в лад.

Взор под шапкой бобровой волнует меня.

Нет, такой красоты не встречал еще взгляд!

Абай. (Перевод Вс. Рождественского)

Коса испокон веков считалась украшением красавицы. Красоту девушки оценивали по ее волосам и стану.

Украшением женщины были колан шаш (густые волосы) и сумбил шаш (шелковые волосы). Волосы, заплетенные в две косы, называли кос бурым, в одну – жалгыз бурым. Длинная коса с вплетенными в нее специальными украшениями для волос (шолпы), подчеркивала красоту девушки и придавала ей таинственность.

Поэты, вдохновленные красотой девушек и звоном этих украшений, слагали стихи, композиторы сочиняли музыку.

Уход за волосами, их отращивание и причесывание требовали большого терпения. «Вышла красна девица из дому со смешинкою в глазах, десять дней расчесывая и пять раз заплетая косы…» — поется в народной песне. Для расчесывания кос пользовались расческами, представляющими порой настоящие ювелирные работы. Мастера изготавливали также роговые расчески. Для блеска волос использовали шаш-май (бальзам для волос), который готовили из смеси сливочного масла и яичного белка. Среди прочих украшений особое место занимали шолпы (прикреплялись к кончику косы). Шолпы не только украшали, но и способствовали росту волос. Красивые шолпы со звоном носили только девушки и молодые женщины.

Разновидностей шолпы было очень много: со звоном, с ремешком, с бусами, с колокольчиками. В зависимости от использованного металла они назывались алтын шолпы — золотой, кумис шолпы – серебряный. Шолпы с камешками делились на маржанды – с кораллом, меруертти – с жемчугом, акыкты – с агатом.

Шолпы в красивых косах сверкали на солнце, невольно притягивая взор, и звенели при каждом движении девушки, подчеркивая ее красоту и стать. Казахи говорили: «Хрустальному звону смеха вторит звон шолпы».

Шолпы из золота и серебра называли шаш-тенге (букв, шаш – волосы, тенге – монета). Жизненный опыт предков свидетельствует о том, что шолпы и шаштенге способствовали быстрому росту волос, предохраняли их от раннего выпадения и головных болей. Девушки и молодые женщины не выходили с шолпы и шаштенге в позднее время, так как звон серебра мог оповестить об их появлении.

Шашбау (шаш – волосы, бау – лента) – лента для кос, придающая им особое изящество, произведение прикладного искусства. В народе сложено немало песен о шашбау, украшенных драгоценными камнями, с бусинками на длинном серебряном шнурке или шнурке из дорогой ткани, вышитых золотыми и серебряными нитями, с прикрепленными на конце серебряными монетами. Такими шашбау очень дорожили. Длинные шашбау вплетались в косы.

Шашкап – чехол для волос, предохраняющий волосы от солнца, пыли во время работы. Шашкап шили по длине косы из бархата, велюра, пан-бархата синего, красного, черного цветов, вышивали узорами, золотыми нитями, бисером.

У казахского народа, всегда ценившего красивые женские волосы, существовали обряды, традиции и запреты, связанные с ними: не бросай волосы в огонь, не распускай волосы, не стриги волосы; проклятием звучало: «Чтоб остригли тебе волосы!» Имела место и такая примета: «Вместе с волосами укорачиваешь свое счастье».

Молодые женщины, заплетая две косы, концы их соединяли, чтобы быть всегда вместе с суженым. Девушки заплетали одну косу. Нарекая девочек именами Алтыншаш (златоволосая), Ка-рашаш (черноволосая), Сулушаш (с красивыми волосами), Шолпы, желали им вырасти красивыми. Женге (жена старшего брата) по традиции называет золовку Шашбаулым («девочка с ленточкой в косе»), Шаштенгелим («девочка с монетками в косе»), Сыргалым («девочка с серьгами»).

Существовали степные законы, по которым того, кто обрезал женщине волосы, наказывали как за нанесенное телесное повреждение. Если женщина совершала преступление, ей обрезали волосы, что было равносильно смерти. За обрезание кончиков волос девушек наказывали.

Волосы считались особым даром Аллаха от Хауаны (праматери) и святой Биби Фатимы. Шолпы, шашбау, шаштенге, шашкап — это и духовное возвеличение женщины, самого нежного и прекрасного творения природы, и эстетический вклад наших предков в самобытную казахскую культуру. К сожалению, в наши дни мало кто знает о сути украшений для волос, а тем более пользуется ими. Да и девушек с длинными косами почти не найдешь.

Читайте также:  Модные молодежные мужские стрижки для коротких волос

Источник статьи: http://kazah.org/stati/article_post/kosa-ukrasheniye-kazakhskoy-devushki

Топ-7 казахстанских звезд, которым лучше с короткой стрижкой

Внешность знаменитостей — это их «визитная карточка», а имидж, как известно — дело тонкое. В силу своей профессии звезды шоу-бизнеса нередко экспериментируют с внешним видом, часто меняя цвет и длину волос. NUR.KZ собрал подборку медийных личностей, которые расстались с длинной шевелюрой во имя укороченной стрижки.

Макпал Исабекова. Фото: gakku.kz: UGC

1. Долгие годы «визитной карточкой» Баян Алагузовой были ее длинные, гладкие как шелк черные волосы, однако после их окрашивания для роли в фильме «Сиситай», продюсеру пришлось отстричь роскошную шевелюру.

К слову, женщина быстро вошла во вкус, и не так давно решила сделать прическу еще короче. Теперь вместо прямых длинных волос казахстанского продюсера украшает короткая, часто волнистая прическа с косой челкой.

Баян Алагузова. Фото: Instagram: UGC

2. Королева по смене причесок Макпал Исабекова не перестает экспериментировать с имиджем. Одно из последних удачных преображений певицы — модное удлиненное каре светлого оттенка.

Макпал Исабекова. Фото: Instagram: UGC

3. Вслед за своей звездной мамой Айсауле Бакытбек также решила попробовать удлиненное каре. Стоит отметить, новая прическа освежила девушку и придала ее образу элегантности.

Айсауле Бакытбек. Фото: Instagram: UGC

4. Одно из самых неожиданных преображений случилось с телеведущей Ашей Матай. Звезда опубликовала в соцсетях свои фотографии с короткой асимметричной стрижкой, чем немало раздосадовала своих поклонников.

Аша Матай. Фото: Instagram: UGC

5. Казахстанская актриса Айсулу Азимбаева — любительница разнообразия во всем, включая смелых экспериментов во внешности. При этом ее стиль никогда не теряет своей уникальности и лаконичности.

Айсулу Азимбаева. Фото: Instagram: UGC

6. Эталон стиля и элегантности Лидо всегда выглядит роскошно. Любые изменения во внешности певице только к лицу.

Лидо. Фото: gakku.kz: UGC

Так звезда уже успела побывать и платиновой блондинкой, брюнеткой, рыжей, с длинными волосами и с полюбившейся поклонникам — ультракороткой стрижкой.

Лидо. Скриншот: Comode.kz/Instagram: UGC

7. Не так давно Дильназ Ахмадиева укоротила стрижку и перекрасилась в светлый оттенок. Впрочем, неувядающая красота знаменитости от подобных преображений только выигрывает.

Дильназ Ахмадиева. Фото: gakku.kz: UGC

Напомним, новый образ Аши Матай ужаснул поклонников.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник статьи: http://www.nur.kz/1744985-top-7-kazahstanskih-zvezd-kotorym-lucse-s-korotkoj-strizkoj.html

Детские и женские прически Центральной Азии

В современном мире нет четкого деления между взрослой и детской стрижкой.

Kaktakto выяснил, как раньше в Центральной Азии стриглись дети и женщины.

Первой ритуальной стрижкой волос была стрижка утробных волос, которая чаще всего делалась на втором году жизни, но не позже пятого года. Причем для мальчиков этот обряд проводился в нечетные годы жизни, для девочек — в четные.

Первая прическа ребенка была универсальной: мальчиков и девочек стригли одинаково. Это можно объяснить тем, что в традиционной культуре народов Центральной Азии пол у детей младшей возрастной группы обычно не подчеркивался ни в одежде, ни в головных уборах. И девочку, и мальчика называли бала — «ребенок».

Фото: altyn-orda.kz

Наиболее распространенный вариант детской прически представлял собой один-два пучка на каждом виске и пучок на темени или затылке.

Если прическа различалась по полу, то варианты могли быть следующие: для девочек оставляли пучки на висках и темени, мальчикам — только на темени.

У девочек дополнительное значение могло придаваться челке, особенно если девочка была долгожданным или любимым ребенком. Любопытно, что в Самарканде девичью челку подстригали скобочкой, что соответствует форме челки у средневековых монголов, если верить описаниям францисканца брата Иоанна.

Пряди на висках, а также челка обычно назывались кокул. Этимология этого слова не вполне ясна, общее значение, даваемое словарями, — «локон», «завиток», «коса». О древности слова «кокул» свидетельствует и тот факт, что у казахов и кыргызов аналогично назывались оставленные после стрижки пряди гривы или челки жертвенного коня.

Различие между полами в большинстве культур Средней Азии начинало внешне оформляться по достижении детьми 5-7 лет. С этого возраста повсеместно девочкам начинали отращивать волосы на затылке, но виски и темя выстригали по-прежнему. Поэтому прическа этого периода весьма неопределенна, и этим объясняется масса ее локальных вариантов. Где-то волосы не заплетали вовсе, где-то переходили к ношению мелких косичек.

Читайте также:  У петуха борода или как называется

Фото: altyn-orda.kz

Важнейший этап в жизни девочки — достижение половой зрелости — мог быть отмечен семейным торжеством, где происходила и смена головного убора, и смена прически: волосы заплетали в косы, после чего их больше не стригли.

Вариантов девичьих причесок у народов Средней Азии было довольно много. Наиболее распространенным из них — ношение четырех-пяти кос, что нашло отражение и в фольклоре узбеков Ташкента, где девушки назывались бешкокуль — «пятикосная». Косы обычно располагались по две на каждом виске и одна на затылке или темени. При варианте в четыре косы носили только на висках, при варианте в три косы — по одной на висках и одна на темени. Другим распространенным вариантом девичьей прически являлось ношение большого числа кос (более десяти).

В земледельческих оазисах Средней Азии многокосная девичья прическа наибольшее распространение имела в городах.

Фото: pintrest.com

Девичьи косы заплетались высоко, ближе к макушке, женские — низко, ближе к шее, девичьи косы плелись из пяти прядей — женские из трех, причем у девушек пряди при плетении закладывались наверх, а у женщин — под низ. Плетение девичьих кос было более плотным, женских — слабее. Девушки обычно носили косы на груди, а женщины на спине. Тяжелые подвесные накосные украшения предназначались для женщин. У девушек же концы кос закреплялись посредством фитильков из ваты или скромными в отношении декора косоплетками.

Фото: altyn-orda.kz

Тенденцией в изменении девичьей прически по мере приближения к свадьбе являлось увеличение числа кос. На протяжении свадебной церемонии прическа могла изменяться не один раз, отражая изменения в ритуальном статусе новобрачной.

К началу свадебных торжеств невесте делали девичью прическу. После брачной ночи молодой женщине у таджиков во многих областях выстригали локоны, обычно по два на каждом виске, для которых предназначались особые украшения в виде трубочек, куда локоны и помещались. Эти локоны назывались зульф, что по-персидски значит «завиток». Зульф считался элементом прически замужней женщины, который она носила до преклонных лет. Молодуха до рождения ребенка продолжала носить девичью прическу. Интересно, что к девичьей прическе в пять кос возвращалась и молодая бездетная вдова.

фото: tajik-gateway

Наиболее распространенным вариантом женской прически в Средней Азии являлись две косы. Однако зачастую у молодых матерей имел место компромиссный вариант, когда эти две косы дополнялись косами на висках, причем довольно многочисленными. И лишь с возрастом их число постепенно сокращалось.

Фото: vintagestory.ru

К ношению двух кос женщины иногда переходили только после обрезания старшего сына. В прическах пожилых женщин были возможны только две косы. Эти косы либо носились на спине, скрепленные между собой, либо по-девичьи перекидывались на грудь.

Возобновление в прическе пожилых некоторых черт девичьей прически являлось знаком прекращения периода фертильности. Как и девочки, пожилые женщины в Таджикистане заплетали тоненькие косички «пиччи» на лбу по линии роста волос.

Основные косы старухи могли подворачивать, что в символическом смысле можно рассматривать как укорачивание кос в противовес их удлинению женщинами детородного возраста. Также концы кос пожилые таджички завязывали узлом, как бы препятствуя их росту.

В траурных прическах женщин демонстрировалась инверсия по отношению к обычному состоянию. Волосы в зависимости от степени траура полностью или частично расплетают, не расчесывают, рвут, частично или значительно остригают.

Источник статьи: http://kaktakto.com/poznavatelno/detskie-i-zhenskie-pricheski-centralnoj-azii/

Красота по-казахски и по-казакпайски

Наверное, каждый из нас видел, а у каждого второго есть знакомая-эталон подобной красоты (в той или иной мере): крашенные волосы, нарощенные ресницы, татуаж бровей, а иногда и губ и век, и безобразные, излишне длинные, нарощенные ногти. Прибавьте к этому автозагар или тональный крем, вечно распущенные волосы, одежду от Манго, Бершки или Зары и облик современной красавицы готов.

Но я не осуждаю наших красавиц, не являюсь врагом подобной искусственно наведенной красоты (некоторым девушкам такие меры иногда действительно помогают улучшить свой облик). Я как сторонний наблюдатель, тем более неискушенный в вопросах наращивания ногтей, татуажа и покраски волос, попытаюсь просто сравнить. И предлагаю вам сделать это вместе со мной.

Читайте также:  Что было за вырывание бороды по псковской судной грамоте

Красота – дело личного вкуса. Недаром ведь говорят, что «о вкусах не спорят». Восприятие красоты – это вопрос личного субъективного мнения, сложившихся в том или ином обществе стереотипов, национальных особенностей.

Представители разных народностей по разному оценивают красоту женщины. Самой красивой женщиной у перуанских майорун считается та, у которой больше щепок в нижней губе, татуированное и раскрашенное тело, ожерелья из обезьяньих зубов, в волосах, носу и ушах – перья, раковины, палочки… Натчи считают безобразным человека, у которого не деформирован искусственно череп. Филлипинские палавеньо чернят и подпиливают зубы. В Сенегале женщины волоф делают прическу из обилия стоящих торчком косичек. Вьетнамские зярай носят спиралевидные браслеты, удлиняющие шею…
Представления казахов о красоте были более традиционными, описания женской (чаще всего девичьей) красоты можно найти в произведениях устного народного творчества казахов, произведениях казахских писателей.

В лирико-эпических поэмах, не жалея красок, с особенной любовью авторы воспевают красоту девушки, находят ей сравнения и эпитеты из окружающей среды.

Будто белый сокол, она
На перчатке ловчей была.
Несомненной красотой,
Словно утренний снег бела.

Так воспевается красота девушки в поэме «Камбар и Назым».
Широко известно описание облика Тогжан — первой любви великого Абая в книге М. Ауэзова «Путь Абая»:

«Шолпы своим звоном предупреждaло о ее приходе. Мaленькие блестящие серьги в ушaх, бобровaя шaпочкa нa голове, перстни, унизaвшие ее пaльцы, — все кaзaлось Абaю изящным и прекрaсным. У нее нежное личико, прямой прaвильный нос, черные глaзa. Тонкие брови, острые и длинные, кaк крылья лaсточки, рaзлетaются к вискaм. Когдa Тогжaн слушaет, смеется или смущaется, чудесные брови то поднимaются дугой, то успокaивaются в плaвном изгибе. Может быть, это — крылья невидaнной птицы? Вот они рaскрылись для полетa, a потом сновa сомкнулись… Нет, не птицы, — кaкого-то легкого духa, пaрящего в воздухе… Они рвутся ввысь, вдaль, — мaнят зa собой… Абaй не в силaх был оторвaть глaз. Он смотрел нa девушку восторженно — и молчaл, сaм не зaмечaя, что думaет о ней срaвнениями, вычитaнными у поэтов».

А вот как описывается красавица Актокты в романе «Ахан-сери» С. Жунусова:

«…В дверях как молния блеснул чистый девичий лик. Актокты, словно яркая роза, затерявшаяся среди ста степных трав, притягивала взгляд. Большие черные, как смородины, глаза с влажным блеском, длинная белая шея, камзол, облегающий тонкую талию, — все это выделяло девушку лет 17-ти среди сверстниц. …Среди них всех Актокты была как белая лебедица, отливающая голубизной. Подняв длинную шею и гордо откинув голову, она спокойно плывет по синей озерной глади выше всех окрестных зарослей».

Немало поэтических строк, воспевающих красоту возлюбленной Галии, есть и у легендарного Балуана Шолака:

Әппақ қардай етіңнен,

Бір күн ауру, бір күн сау,

Жазылдың ба дертіңнен.

Ешбір жанға тимесін залалыңыз.

Қаршыға төс, қаз мойын Ғалияжан,

Әлдеқалай болады заманымыз.

Как мы можем заметить, во все времена у казахов ценились тонкий стан, изящная походка, горделивая посадка головы, больше даже обаяние, какая-то особая прелесть, чем длина ресниц или густота бровей))

Дальше подборка (как-то собралось за долгое время). Все эти фото можно найти в открытом доступе в каком-нибудь сообществе вроде Шикарные, Самые-самые Казахстана или Роскошные, Красивые и т.д. в социальных сетях. Очень много красивых девушек, но иногда создается впечатление, что это одна и та же в разной одежде с разной формой татуированных бровей))

А теперь те, вмешательства в чью внешность татуажного бога нет или малозаметно:

PS: В этой массе выжженных краской волос, напудренных лиц и резко очерченных бровей, глаз с дикой подводкой и длиннющих ресниц, поневоле начинаешь чувствовать свою ужасающую натуральность. Пойду-ка я волосы осветлю! Да и линия губ какая-то неявная, и нарощенные ногти не помешали бы. Упс! О чем это я.

Источник статьи: http://yvision.kz/post/332799

Оцените статью
Adblock
detector