- 16 Русских народных танцев
- Как сделать русскую народную прическу: традиционные и современные варианты
- Описание стиля
- Характерные черты причесок
- Общие рекомендации по выполнению
- Можно ли сделать укладку самостоятельно
- Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос
- Плюсы и минусы
- Звездные примеры
- Полезное видео
16 Русских народных танцев
За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.
Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.
Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.
Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности.
1. Барыня (танец)
Барыня — русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между «барыней» (помещицей) и «мужиком» (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Во время танца рефреном звучит фраза:
« Барыня-барыня, сударыня барыня! »
2. Берёзка (хоровод)
Берёзка — танец-хоровод, характерный для центральной России и Белоруссии. Темп от медленного до умеренно быстрого.
В некоторых районах исполнялся девушками во время весенних закличек, обязательный атрибут — ветки берёзы, которые исполнительницы держат в руках. Известный также как парный деревенский танец, не связанный с обрядовым действом. Характерные элементы танца — простые шаги по кругу и одновременное приседание всех исполнителей на определенный такт музыки. Танец сопровождается многочисленными и разнообразными припевками. В Минской области танец сопровождал игру «Женитьба Терешки»
3. Бычок (танец)
Бычок — традиционный белорусский и русский танец. Темп умеренный или быстрый. Известен в нескольких хореографических вариантах: наиболее древний близок к хороводам, в которых танцоры имитировали бодания бычков; поздние приближаются к кадрили; встречаются сольные импровизированные варианты. Бычок мог быть составной частью белорусского обряда «Женитьбы Терешки», где выполнялся под частушки; например на Витебщине пели:
Ах, матулечка, бычка, бычка, бычка,
Разгулялася дачка, дачка, дачка,
Ах, матулечка, цялушачка,
Разгулялася дачушачка.
Русские «Бычок» танцуют под звуки балалайки и песню того же названия
4. Голубец (танец)
Голубе́ц (голубиный танец) — старинная русская народная пляска, в которой изображается размолвка и примирение двух влюблённых
Пляска парная. Она начиналась в очень медленном темпе. Каждый плясал в своём характере и по своему отбивая ногами. Девушка стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходил вокруг неё, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично наступать на девушку, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать свою удаль. Девушка всё приветливее относилась к партнёру и уже не старалась от него уйти, а затем шла ему навстречу, покачивая бедрами, плечами, плавно взмахивая руками. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу, еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился вместе с ней. Кончалась пляска имитацией соития. Пляска, как правило, заканчивалась в середине круга обоюдным поклоном
5. Журавль (танец)
Журавль (белор. Журавель) — белорусский, казацкий, русский, украинский танец-игра, где главным персонажем выступал «журавль» Происходит от хоровода и является одним из древнейших славянских танцев[2]. До XIX века представлял собой часть магического обряда на свадьбах, также связан с колядованием.
Несколько девушек танцуют, другие охраняют их от «журавлей» (парней), поют, например:
Пасею я лён, канапель,
Налятае журавель.
Если парни ловили девушек, пели все вместе:
Ішлі хлопцы мяжою,
Пілі смалу дзяжою.
В ином варианте исполнители медленно поднимают то правую, то левую ногу, имитируя шаги журавля. В центре круга ходит парень — «журавль». Если пары кружатся, «журавль» стремится вырвать какую-нибудь девушку из рук кавалера. Девушки поют:
Да ўнадзіўся журавель
Да да нашых канапель.
Когда девушки закричат: «Хапай, журавель!» — он должен схватить девушку за руку и станцевать с ней один круг. «Журавлём» в круге остаётся парень без пары.
Известно и игра «У журавля», в которой действующими лицами выступали «мать», «журавль» и «дети». «Мать» разговаривает с «журавлём», который хочет поймать и съесть «детей». «Журавль» хватает «детей», они ловят вора и клюют его пальцами по макушке. То же делают и с «матерью», если она не уберегла «детей». В танцах и играх про журавля проявляются древние верования в культ птиц (животный тотемизм). По наблюдениям Н. Н. Никольского, на Полесье журавль считался «подателем всякого добра»
6. Казачок
Казачо́к — русский и украинский народный танец. Среди разновидностей казачка выделяют украинскую, русскую, кубанскую и терскую. Общий настрой танца живой, веселый, бодрый и задорный. Танец схож с гопаком, однако содержит меньше акробатических моментов и носит более лирический (а не боевой) характер.
7. Калинка
танец «Калинка», основанный на народных движениях. Иногда «Калинка» становится синонимом импровизационной русской пляски вообще где используются традиционные приемы танца вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых движений по кругу с разводом рук в разные стороны.
8. Камаринская
В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент получил различные обозначение выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки «в боки», затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
9. Матаня (танец)
Матаня (танец) — русская пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, или вне круга или в кругу вместе с поющими. В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение артистичной жестикуляцией. Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к проигрышу, где пляска разворачивается «от души»
10. Метелица (танец)
Метелица — русский, украинский и белорусский народный игровой танец с быстрой сменой фигур и многообразными кружениями, напоминающими метель Метелица — танец зимних гуляний молодёжи, который обычно устраивался на праздник на сельской площади или на замёрзшем пруду.
Танцоры кружатся в стремительном хороводе, изображая метель. Метелицу исполняют вместе с пением или только под музыку. Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу, то восьмеркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в центре.
11. Русская пляска
Русская пляска — вид русского народного танца. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом регионе России существуют свой, местный тип пляски. Раньше это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец.
12. Танок
древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры, Танки близки к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы».
У курян «водить танки» соответствует общерусскому «водить хороводы». Вместе с тем определения «танка» различны. В одном случае танки совпадают с хороводами: «ведутся хороводы с пением старинных песен. Хороводы эти называются танками»; в другом они самостоятельны: «водили танки и хоровод»; а в третьем являются частью хоровода: «водят танки, образовав хоровод», а «кривой танок — уже не просто хоровод, а высшее развитие хоровода». Иногда танки значат то же, что хороводы-игры: «водят танки, то есть хороводы, соединённые с некоторыми движениями, называемыми играми».
13. Трепак
Трепа́к (от «трепать») — старинная русская пляска, распространённая также на Украине. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.
14. Тройка (танец)
Тройка — русский народный танец, где мужчина танцует с двумя женщинами. Русское слово «тройка» означает конную повозку, в которую запряжено три коня. Танцоры имитируют скачущих лошадей, везущих салазки или повозку.
15. хоровод
«хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество
16. Яблочко
Танец «Яблочко» считают «матросским». Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками.
Существует версия, что танец «Яблочко» появился как синтез кельтского хорнпайпа и русских народных плясок. Российские матросы переняли в портовых кабаках от плававших на британских кораблях матросов-ирландцев.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://myhistory.mirtesen.ru/blog/43582943115/16-Russkih-narodnyih-tantsev
Как сделать русскую народную прическу: традиционные и современные варианты
Славянские прически отличались простотой и практичностью. Девушки носили длинные косы, украшая лентами, самобытными головными наборами. Символом красоты считалась длинная густая коса, русские народные прически основывались на трехпрядном плетении. Современные модницы также используют традиционную укладку, придавая нотки индивидуальности.
Описание стиля
Прически древней Руси не отличались оригинальностью. Простой народ и знать носили одинаковые модели, отличались только убранством головные наборы, одежда. Женские укладки регламентировались церковными законами, девушки носили одну косу, а замужние женщины заплетали две. Традиционное трехпрядное плетение символизировало красоту, здоровье, жизненную энергию. Чем толще и длиннее была коса, тем краше считалась девушка.
Вплетенные ленты в колосок означали помолвку и скорое замужество. После вступления в брак женщина не могла появляться на людях с непокрытой головой, а традиционной прической считалось 2 косы. Одна наполняла жизненной энергией хранительницу очага, вторая оберегала ее детей. Волосы имели особое значение, во время болезней их распускали и старательно расчесывали для быстрого выздоровления. Настоящим позором для девушки было обрезание косы, так же, как для замужней женщины появиться на людях без платка или кокошника.
Все изменилось в XVIII веке, крестьяне продолжали носить традиционные плетения. На высший свет влияла французская мода, популярными были громоздкие конструкции париков. Носили как мужчины, так и женщины, предпочитали объемные варианты «Пудель», «Грива». Подобные изделия стоили очень дорого и украшать голову пышными париками могли только представители высшего света. На смену цирюльникам приезжали парикмахеры, которые не только создавали искусственные шиньоны, но и наносили грим. Внешности уделялось большое значение, создавались целые образы, парикмахеры считались людьми близких к искусству.
В XIX на смену громоздким парикам пришли античные прически. Мужчины уже не носили сложные конструкции, а коротко стригли волосы. Для красавиц предлагались модели на среднюю длину, пряди завивали в разнообразные локоны, которые укладывали на макушке, темени, у висков. В моду вошли симметричные укладки, которые украшали кружевом, бисером, лентами.
В ХХ веке под влиянием исторических событий появились практичные стрижки, андрогенные формы. Новое время отразилось и на парикмахерском искусстве, модницы выбирали паж, каре, боб, «Гарсон», «Сессон», «Пикси». Длинные волосы уже не ассоциировались с женственностью и красотой, традиционные косички заплетали только школьницы. В XXI веке в моду вернулись длинные волосы, благодаря влиянию многих культур появились новые вариации плетения. Неизменной осталась лишь русская коса, на основе которой сегодня создаются сложные, современные укладки.
Характеристики русского стиля:
- основные черты прически — симметрия, заплетенные волосы, аккуратно уложенные в тугую косу, челка редко использовалась в народных прическах, что позволяло сделать акцент на чертах лица;
- макияж отличался яркими красками, девушки выделяли глаза, брови черными угольками, для губ и щек использовали свекольный сок, чем румяней красавица, тем краше она считалась;
- в одежде ценилось качество ткани, вышивка, роспись, красочные, цветочные рисунки, национальный костюм включал белую рубашку и сарафан в пол на тонких бретелях, обязательным атрибутом был головной убор — кокошник или платок.
Характерные черты причесок
Славянские традиции позволяли отрастить длинные косы, ухаживали на Руси за локонами не менее тщательно, чем сегодня. Девушки могли часами расчесывать пряди деревянными гребнями, заговаривая волосы на прибавления красоты. Первыми ополаскивателями были настои трав, а чтобы коса не пушилась, сохраняла аккуратную форму, копну смачивали соленой водой.
Отличительные черты причесок в русском стиле:
- волосы не обрезаются, ценится максимальная длина;
- локоны не окрашиваются, природный блеск и сияние достигается благодаря тщательному уходу;
- отличаются симметрией, выполняются преимущественно без челки, возможны варианты с прямой челкой;
- основная прическа — трехпрядная коса, также носили колоски вокруг головы, собирали волосы в пучок;
- волосы туго завязывались, неудачной считалась прическа с выбившимися прядями или торчащими «петухами»;
- часто использовались головные уборы, разноцветные ленты.
Кому подходят прически в русском стиле:
- украсит прическа не только обладательниц славянской внешности, подойдет барышням контрастных типажей с выразительными чертами лица, кудрявыми и вьющимися локонами;
- рекомендуется молодым девушкам, традиционное плетение подчеркнет нежность, красоту юности;
- зрелым женщинам стоит выбирать прически со свойствами коррекции, объемной макушкой, обрамляющими лицо прядками;
- старинные прически подчеркивают изящный силуэт, собранные волосы подходят стройным высоким и миниатюрным барышням.
Важный момент! Традиционные укладки стоит комбинировать с современными стилистическими направлениями бохо, гранж, кэжуал, романтичным, пижамным стилем.
Общие рекомендации по выполнению
Выполнять прически в русском стиле можно на любой длине. Этно образ создается не только благодаря особой укладке. Стоит уделить внимание деталям, аксессуарам. Для многих коса станет отличным вариантом на каждый день. Рекомендуется выбирать для торжественного события, дополняя соответствующим нарядом:
- собранные модели лучше создавать на второй день после мытья волос или использовать стайлинговые продукты, чтобы прядки не выбивались из общей копны;
- для придания объема редкой косе рекомендуется накрутить основную часть волос, также можно использовать накладные трессы для увеличения длины, материал подбирается под цвет локонов;
- отсутствуют начесы, пряди у лица, допускается челка прямой формы, прическа достаточно простая, нотки самобытности создаются с помощью деталей;
- симметрии укладкам придает вертикальный центральный пробор и трехпрядное плетение, также можно собирать локоны в колосок, пучок, гладко зачесывая локоны назад.
Для создания прически в русском стиле, нужно подобрать подходящие аксессуары. Платки, ленты, кокошники будут выглядеть стильно, современно, сочетаются не только с нарядами а-ля барыня, но и с актуальным кэжуал, гранж, гламурным шиком.
Можно ли сделать укладку самостоятельно
Старинные прически легко создавать своими руками. Для выполнения причесок на основе русской косы можно ознакомиться с видео Лилит Мун, пошаговая техника обеспечит желаемый результат. Различное расположение кос позволит подобрать прическу для разных типажей внешности.
Инструменты для выполнения укладки в русском стиле:
- щетка для расчесывания всей копны, выбирать в зависимости от типа волос, чтобы локоны хорошо разделялись и не пушились;
- плоский гребень потребуется для выполнения пробора, создание гладкой укладки, попрядного расчесывания плетения;
- гель, воск, лак или помадка используются для создания аккуратной укладки;
- невидимки, шпильки, резинки позволят зафиксировать косу, сохранив форму максимально долго;
- аксессуары для волос — кокошник, платок, обруч, ленты, кружево.
Причёски с косами на каждый день быстро и легко.
Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос
Укладки для народных танцев отличаются не сложностью выполнения, а роскошными головными уборами. Выполняются на длинных локонах, толстая, густая коса является обязательным элементом прически. Локоны зачесываются назад, акцентируя внимание на лице. Подходит молодым девушкам с правильными, выразительными чертами, вытянутой, треугольной формы овала.
Коса вокруг головы выполняется на средней и длине ниже плеч. Подходит барышням с точеными чертами лица, правильной формой овала. Вариант удобной, практичной укладки, также используется и для особых случаев. Для придания характерных этноноток можно вплетать ленты, или сочетать с нарядом в русском стиле.
Для длинных локонов рекомендуется выбирать модели с одной или двумя косами. Простая укладка подчеркивает девичью красоту, нежность. Подходит барышням, предпочитающих естественную красоту. Симметричные прически акцентируют внимание на лице, длинные косы подчеркивают стройный, хрупкий силуэт. Удобная прическа на каждый день позволяет сохранить аккуратную форму, предупредить спутывание длинных прядок. С помощью аксессуаров лент, венков, ободков, легко создать праздничный образ.
Прически с кокошниками выглядят стильно и современно. Сочетаются с плетениями на средних и длинных локонах, но можно выполнить и на коротких прядках. Головной убор акцентирует все внимание на себе, скроет отсутствие роскошной копны. Подбирать аксессуар рекомендуется под основной наряд, можно создавать образ не только для фотосессий, но и для торжественных мероприятий. Подходит стройным, высоким девушкам, миниатюрным барышням нужно выбирать аккуратные, небольшие модели русского убора.
Собранные прически с платком используют современные барышни, создавая неповторимые образы. Подходят для холодного периода года, выбирают девушки модельного типажа внешности. Благодаря головному убору создать русский стиль можно в современной интерпретации. Прически с платком рекомендуется выбирать барышням с безупречными внешними данными.
Плюсы и минусы
Многие модницы отказываются от старинных укладок, но трехпрядная коса является основой многих современных моделей. Учитывая преимущества и недостатки плетения, легко создать яркий, самобытный образ.
Плюсы:
- сохраняет аккуратную форму на протяжении дня;
- простая технология плетения не вызывает сложности выполнения даже у новичков;
- возможно сочетать с современными стилистическими направлениями;
- русская коса соответствует актуальным парикмахерским тенденциям;
- выполняется на прямых, кудрявых, вьющихся локонах;
- оригинальные аксессуары позволяют создавать индивидуальные образы.
Минусы:
- не подходит зрелым, а также полным женщинам;
- прическа не обладает омолаживающими, корректирующими свойствами, акцентирует внимание на недостатках;
- не получится выполнить на коротких прядках.
Звездные примеры
Ксения Собчак выбирает традиционные косы для светских мероприятий.
Ульяна Сергеенко не только разрабатывает успешные коллекции, вдохновляясь традициями древней Руси. Дизайнер и сама использует стильные образы с собранными локонами для светских раутов.
Джиджи Хадид сочетает длинную косу до пояса с красным костюмом и широким чокером.
Наталья Водянова часто появляется с собранными укладками, подчеркивающими уникальную внешность супермодели.
Полезное видео
Плетение русской косы.
Источник статьи: http://expertpovolosam.com/pricheski/podobrat/stili/russkie-narodnye-pricheski