- Прически и головные уборы Московской Руси
- Прически русских женщин и девушек
- Головные уборы русских девушек и женщин
- Прически к платьям разных фасонов: повседневные и праздничные варианты, идеи для различных цветов и моделей
- Прически для платьев с V-образным вырезом
- Прически к платью с вырезом лодочка
- Прически для платья с круглым вырезом
- Прически для платья — футляр
- Прически к платью с открытыми плечами
- Прически для закрытых платьев
- Укладка для платья с вырезом «замочная скважина»
- Прически для платья фасона рыбка с открытой спиной
- Прически под платья различных цветов
- История русских причесок
- Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы
- XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
- XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»
- XIX век: античная изящность и изысканность романтизма
Прически и головные уборы Московской Руси
Прически и головные уборы Московского княжества мало изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.
Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные уборы царя и царицы.
Итак, мужские прически практически не изменялись со времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок». Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».
Парсуна Ивана Грозного.
Остроконечная борода с усами и стрижка «под скобку».
Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так, князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.
Бороды были самой различной формы — борода-«лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части. К примеру, царь Иван Грозный носил небольшую остроконечную бороду с усами и стрижку «под скобку».
Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства, которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины). Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре взошла династия Романовых.
Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка.
(Вид изображает город Астрахань в начале XVII столетия).
При первых Романовых европейские одежды (или как их называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.
Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ, запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».
А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз.
В руках у бояр горлатные шапки.
Большое значение придавалось и головным уборам. Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:
1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.
2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.
3. Тафья — нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем или бисером.
4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.
5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.
6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.
И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» — своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.
Прически русских женщин и девушек
Женские прически не отличались разнообразием. Как и во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.
Девушки носили косы. Коса считалось символом девичьей красоты. Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.
Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор — кокошник.
Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.
Головные уборы русских девушек и женщин
Женские головные уборы были разнообразны. Носили кокошники – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.
К слову, в те времена многие украшения делались из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг привозили с Востока.
Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.
Помимо кокошников носили кику — нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.
Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.
Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.
Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В повойниках.
Носили убрус — тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.
В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.
Головным убором царицы был венец с одним или несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.
Источник статьи: http://mylitta.ru/1709-russian-hairstyles.html
Прически к платьям разных фасонов: повседневные и праздничные варианты, идеи для различных цветов и моделей
Выбор прически по большей части зависит от выбранного девушкой образа и стиля одежды. Для того чтоб образ выглядел утончено и сбалансировано, необходимо также учитывать формы и линии. Для каждого фасона платья есть своя прекрасно подходящая прическа, с которой девушка будет выглядеть неотразимо.
Прически для платьев с V-образным вырезом
Платья с таким вырезом выглядят очень грациозно и привлекательно. За счет треугольного выреза в зоне декольте можно визуально вытянуть верхнюю часть фигуры, удлинить шею и сузить лицо. Такое платье значительно корректирует фигуру и стройнит силуэт. Горловина платья располагается очень близко к голове, поэтому при выборе укладки в первую очередь нужно обращать внимание на форму выреза. Наиболее подходящей прической к данному фасону будут крупные локоны, поскольку такая укладка придаст образу роскошь и обаяние. Если крупные локоны пришлись не по вкусу, то альтернативным решением будут прямые волосы, откинутые назад, только тогда пробор должен быть сбоку. Еще один прекрасный вариант — низкий объемный хвост, уложенный на одну сторону.
Прически к платью с вырезом лодочка
Платье с утонченным вырезом лодочка смотрится очень кокетливо, романтично и изящно. Обнаженная горловина визуально делает плечи шире, поэтому рекомендуется для девушек с типом фигуры груша или треугольник. Наиболее подходящими прическами для данного платья считаются укладки в стиле ретро. Очень женственно и нежно смотрится роскошная коса вокруг головы. Для скромных и застенчивых девушек стилисты предлагают выполнить низкий пучок с объемным начесом на теменной части головы.
Прически для платья с круглым вырезом
Круглый вырез нарядных платьев выглядит обворожительно, а в некоторых случаях способен даже увеличить объем бюста. Для данного платья наиболее подходящей прической станет аккуратная укладка с ровными и объемными прядками. Если хочется вызывающего и взбалмошного эффекта, тогда сделайте взъерошенную мокрую укладку. Так образ будет необычным и утонченным. Если девушка предпочитает собранные прически, то лучшим вариантом станет элегантный пучок со свободными локонами впереди.
Прически для платья — футляр
Платье-футляр — это прекрасный способ скрыть все недостатки женской фигуры и подчеркнуть ее главные достоинства. Под данный образ можно подобрать множество прекрасных причесок. Если у девушки длинные волосы, то лучше всего сделать боковой пробор и зачесать их на бок. Так шевелюра будет выглядеть объемней, а общий образ гармоничней. С платьем — футляр достаточно скромно и восхитительно смотрится боковой пучок или уложенная стрижка каре. Для игривого и шокирующего образа выполните начес на теменной зоне, а остальные волосы уложите назад.
Прически к платью с открытыми плечами
Платья без бретелей с открытыми плечами чаще всего имеют вырез в форме сердечка. Такие наряды очень любят выпускницы и невесты. Если девушка любит высокие роскошные прически, то одним из подходящих вариантов будет ракушка. Укладку можно украсть заколками со стразами, живыми ил искусственными цветами. При выполнении прически следует обязательно оставить несколько вьющихся свободных прядей спереди. Для легкого и чарующего образа подойдет прическа мальвина, украшенная дополнительными аксессуарами. Сдержанный и скромный образ получится при сочетании платья с открытыми плечами и прически рыбий хвост. Данную укладку лучше всего выполнять с начесом, чтоб придать дополнительный объем.
Прически для закрытых платьев
Закрытые платья смотрятся очень изящно и сдержанно. Их чаще всего используют при создании строгого и делового образа. Чтоб образ был завершенным, очень важно правильно подобрать прическу. Такой наряд весьма удачно смотрится с распущенными кудрями различной ширины. По желанию можно украсить укладку заколкой или любым другим аксессуаром. К такому платью отлично подойдет прическа ракушка или французский хвост. Для повседневных образов с платьем с закрытыми печами подойдет прическа со жгутами или хвост с косой.
Укладка для платья с вырезом «замочная скважина»
Такие платья станут палочкой-выручалочкой для девушек с маленьким бюстом, ведь сам по себе наряд визуально сделает его пышнее. На девушках с большой грудью платье будет выглядеть излишне вызывающе. Девушкам с короткими волосами рекомендуется сделать небрежную укладку с накрученными прядками. Для повседневных образов к платью с вырезом «замочная скважина» очень часто используют укладку мокрый эффект. Длинную косую челку вплести в косу вдоль лба или уложить жгутиком. Также в данный образ хорошо впишется прическа хан с пучком на затылке.
Прически для платья фасона рыбка с открытой спиной
Если верхняя часть платья сделана в виде корсета, то обратите внимание на прически с распущенными волосами, пышными кудрями, начесами и завитыми локонами. Для платья рыбка с бретельками гармонично выглядит высокий пучок. Можно добавить в укладку жгутов из волос или элементы плетения.
Прически под платья различных цветов
Цвет имеет большое влияние на выбор укладки. Давайте же рассмотрим основные характеристики укладок для самых популярных цветов платья:
- Красное платье — мягкие, легкие и естественные прически, чтоб образ был не слишком вызывающим.
- Черное платье — легкомысленные, небрежные укладки или элегантные прически в зависимости от стиля и типа мероприятия.
- Синее платье — грациозные, изящные и роскошные прически с завитками и начесами.
- Розовое платье — кокетливые, нежные и скромные укладки без излишней громоздкости, чтоб не утяжелять образ.
Правильно выбранная укладка способна украсить наряд девушки лучше драгоценностей и различных элементов декора. Самое главное отнестись к выбору прически со всей ответственностью и серьезностью. Тогда чрезмерное внимание и восхищенные взгляды обеспечены. Ведь каждая деталь имеет большое значение в создании прекрасного лука.
Источник статьи: http://pix-feed.com/pricheska-k-platju/
История русских причесок
К ороткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.
Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы
Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.
На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.
В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.
На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.
XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.
Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.
Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.
Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.
XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»
Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.
До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).
Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.
Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.
XIX век: античная изящность и изысканность романтизма
В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
В начале века Россию захватила античная тема.
Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».
Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.
Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.
Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.
В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.
На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.
Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/253388/istoriya-russkikh-prichesok