Прически Германии (Северное Возрождение)
В XIV-XVI вв. искусство Возрождения расцвело в Италии – работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Однако, не только в Италии художники проявляли интерес к искусству Античности и естественным наукам. Немного позже по времени и чуть севернее Италии средневековое искусство также претерпевало изменения – в Германии, Нидерландах. Данное искусство получило название искусства Северного Возрождения. В отличие от итальянского Возрождения в странах Северного Возрождения искусство в большей степени опиралось не на традиции Античности, а на народные мотивы, плюс было сильно влияние искусства прошлых столетий – готики.
Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», Старая пинакотека, Мюнхен
Самые яркие страны Северного возрождения – Нидерланды (к примеру, художник Иероним Босх), Германия (художник Альбрехт Дюрер).
Так же, как и искусство, в странах Северного Возрождения изменялись и костюм, и прически. Хотя, в отличие от Италии, они многое заимствовали из Средневековья.
Мужские прически Германии периода Северного Возрождения (XV – XVII вв.)
Мужчины в основном носили длинные волосы – длиной до плеч или лопаток. Спереди – ровная челка. Волосы могли как оставаться прямыми, так и завиваться.
Во время охоты или же путешествий мужчины носили прическу с зачесанными назад волосами и открытыми ушами.
Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498
Носили, но гораздо реже, и прическу «колб» — прическу по итальянской моде, эллипсообразную, с волосами длиной чуть выше линии плеч.
Крестьяне и военные носили «пейзанские» прически, которые появились еще в период Средневековья.
С конца XVI века в северную Европу начинает проникать и испанская мода. Появляются короткие стрижки по-испански, которые носят с небольшими бородами остроконечной формы.
Бороды в Германии в то время носили, как и усы. Но существовало одно правило – мужчины отращивали либо бороду, либо усы. Бороды были самой различной формы – остроконечные (по-испански), круглые, клинообразные, раздвоенные.
Мартин Лютер, портрет работы Лукаса Кранаха Старшего
Среди модников встречались бороды с волосами только на одной щеке, другая же щека выбривалась. Однако такие бороды очень быстро стали предметом для шуток и вышли из моды.
Женские прически Германии периода Северного Возрождения (XV – XVII вв.)
Самыми распространенными женскими немецкими прическами стали различные виды плетеных кос. Могли носить и искусственные косы. Но признанные красавицы обязаны были обладать собственными, естественными, длинными и густыми косами.
Фламандская школа «Портрет Маргариты, графини Фламандской, супруги Филиппа Смелого» (фрагмент). XVI век. Музей богадельни Контесс, Лилль
Женские прически, как и головные уборы, Германии того периода имеют много общего с прическами и головными уборами Голландии и Фландрии
Девушки заплетали височные косы. Замужние женщины заплетали волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами вокруг головы или же над висками – типа «короны» (коса обвивалась вокруг головы), типа «баранок», «улиток» (косы укладывались в виде спирали со стороны правого и левого виска).
Мастер Кастелльского Рождества «Портрет дамы» (фрагмент). 1450-е. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Коса вокруг головы
Интересно, что в суде девушки и женщины, давая присягу говорить только правду, клялись собственными косами. Они наматывали косы на левую руку, которая клалась на грудь. Правую же руку клали на жезл судьи, который принимал присягу.
С конца XVI века в немецких княжествах в моду постепенно начинают входить высокие прически по образцу испанских и французских причесок того времени.
Лукас Кранах Старший«Юдифь с головой Олоферна». Государственная галерея Штуттгарта
Мужчины в качестве головного убора в основном носили барреты (четырехугольная шапочка родом из Средневековья). Причем носили данные головные уборы представители всех сословий. В XV веке это были мягкие небольшие по форме головные уборы с отгибающимися полями. В XVI веке их размеры стали больше, а поля огибали всю окружность. Украшали барреты золотыми бляхами, булавками, шнурами. А их форма со временем становилась все более плоской.
Круглая баретта.Пинтуриккьо «Портрет мальчика» (фрагмент). Ок. 1500. Галерея старых мастеров, Дрезден
Высокая баретта.Ганс Мемлинг «Портрет мужчины в красной шляпе». 1470. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
К концу XVI века в мужскую моду войдут фетровые шляпы с узкими полями в форме высокого конуса.
Альбрехт Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, Нюрнберг, Немецкий национальный музей
Женщины в качестве головных уборов носили чепцы самых разнообразных форм, платки, покрывала, свернутые в виде чалмы (мода, пришедшая из Венеции), шляпы из фетра. Очень часто встречались и «старые» средневековые головные уборы – эннен, горж.
Ян ван Эйк «Портрет жены донатора» (фрагмент) — «Гентский алтарь» (правая нижняя панель полиптиха в закрытом виде). 1432. Собор Святого Бавона, Гент. Белое покрывало
Ганс Мемлинг «Молящаяся донаторша Катерина Канальи с архангелом Михаилом» (фрагмент) — «Страшный суд» (правая панель триптиха, обратная сторона). 1473. Поморский музей, Гданьск
Ганс Мемлинг «Девушка с гвоздикой» (фрагмент) — «Диптих с аллегорией настоящей любви и лошадьми» (левая панель). 1485—90. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Эннен
Пожилые женщины обязательно покрывали голову светлыми тканями в качестве своеобразного покрывала.
Источник статьи: http://mylitta.ru/2066-history-hairstyles-germany.html
Прически эпохи возрождения германия
Глава вторая. Немецкие прически XV — начала XVI века
Общая характеристика
В XV-XVI веках Германия не была единым государством. Она состояла из больших и малых феодальных княжеств, независимых друг от друга обособленных городов. Знатные князья, богатые бароны были полными властителями в своих землях, чеканили свою монету, имели свое войско. Император был менее влиятельной фигурой в государстве — он не имел ни своего войска, ни казны. Его указы распространялись лишь на некоторые области. В народе даже сложилась поговорка: «Немцы забыли, что у них есть император». Бесконечные распри, кровавые столкновения между феодалами мешали образованию единого централизованного государства, развитию торговли и ремесел, промышленности.
Несмотря на это, в некоторых, расположенных по Рейну и по Верхнему Дунаю городах, отстоявших свою независимость, появились первые мануфактуры в горном и текстильном деле, наладилось производство бумаги, стеклянной посуды. Немецкие города росли и богатели благодаря широкой торговле и ростовщичеству. Многие из них прославились своими изделиями на весь мир. Так, в Кёльне производились высококачественные шелка, шерсть, в Нюрнберге — металлические и ювелирные украшения, математические инструменты. Купцы в погоне за прибылями снаряжали корабли в дальние страны и снабжали Европу товарами. С развитием промышленности в Германии стала зарождаться буржуазия, еще слабая и малочисленная по сравнению с английской и французской. Одновременно с подъемом в промышленности наступает кризис в сельском хозяйстве, так как положение крестьян было крайне тяжелым. В сравнении с крестьянами Англии и Франции, которые добились независимости, крестьяне Германии в XVI веке оставались в полном подчинении у феодалов. Разоряла народ и католическая церковь, владевшая огромными территориями по Рейну. Духовенство имело от плодородных земель большие доходы и отправляло их в Рим. Доведенные до крайней нищеты, народные массы часто восставали.
Настало время, когда все слои населения стали требовать реформации церкви. В этой борьбе принимали участие князья, рыцари, горожане, крестьяне. Отдельные восстания переросли в народную Крестьянскую войну 1525 года, которая закончилась поражением народа и способствовала усилению феодального гнета и многовековой раздробленности страны.
С историческими событиями XV-XVI веков в Германии связаны имена таких выдающихся людей, как Мартин Лютер — профессор Виттенбергского университета, ученый монах, выступавший против католической церкви (по словам Ф. Энгельса, выступление Лютера «было подобно удару молнии в бочку с порохом»); Томас Мюнцер — высокообразованный священник, Эразм Роттердамский — гуманист, Альбрехт Дюрер — художник, математик, гравер, скульптор, архитектор, изобретатель.
Возрождение в Германии началось в XV-XVI веках. Несмотря на разъединенность и тяжелое положение в стране, немецкая городская культура переживает период расцвета. Мыслители-гуманисты, занимавшиеся в основном вопросами политики и религии, возлагали также надежды на культурное объединение Германии. Но по ряду причин в стране долгое время сохранялись средневековые традиции в быту, одежде, костюме, прическах и головных уборах, несмотря на появление новых тенденций в моде, возникших во Франции и Италии. Правда, на портретах этого времени изображают людей в костюмах, мало чем отличающихся от французских и итальянских. Возможно, богатые бюргеры стремились подражать европейским соседям.
Представление о красоте в Германии было иным, чем, скажем, в Италии. На портретах изображались надменные, вялые красавицы, со спокойным, бесстрастным выражением лиц, с опущенными ресницами. В это время считались красивыми большие выпуклые лбы, белокурые волосы, еле заметные брови и ресницы, которые часто выщипывали.
Идеальный мужчина должен был прежде всего быть воином, — крепкая фигура, плотное телосложение, волевое, строгое лицо.
Основные виды и формы причесок
Дух Возрождения коснулся и прически. Рыцарские и городские моды на прически быстро менялись. Мужчины в начале XVI века носили волосы, достигавшие плеч или лопаток. Спереди выстригали ровную челку, а височные и затылочные пряди подстригали полукругом или эллипсо- образно. Прически делали как из прямых, так и сильно завитых волос. Некоторые мужчины носили легко подвитые волосы, длина их еле закрывала мочку уха. Завивка постепенно переместилась с темени на концы прядей волос. Длина их значительно укорачивается. Распространилась и прическа «колба», модная в ту пору в Италии, — пробор в такой прическе отсутствовал, волосы зачесывались от макушки в разные стороны. От виска до виска через лоб шла ровная горизонтальная линия обреза волос, сзади они подстригались по кругу, при этом концы их подвивались и подгибались внутрь. Появляются прически с волосами, уложенными назад, — их носили во время охоты, путешествий. Распространились и прически «по-испански»- с короткими стрижками, хотя некоторые продолжали носить длинные завитые кудри. Крестьяне и ремесленники по-прежнему носили «пейзанские» прически.
С изменением длины причесок, их укорачиванием возникает мода на бороды и усы. В большинстве случаев их носили короли, рыцари, князья, феодалы, часть горожан и крестьян. Формы бород были различны: клинообразные, круглые, раздвоенные, типа «жабо», крючкообразные. Длина бород была различной. Встречались бороды с волосами только на одной щеке, тогда как другая гладко выбривалась. Конечно, такое новшество стало мишенью для карикатур и насмешек. При бородах отпускали усы, которые завивали. Прически наемных военных — ландскнехтов были живописны, так же как и их костюмы. Встречались «пейзанские» прически с густыми завитыми челками, носили и очень короткую стрижку. Бороды завивали, подстригали в кружок, придавали им квадратную форму. Некоторые брили бороду, но отпускали усы и бакенбарды, густой массой закрывавшие большую часть щеки, усы воинственно торчали вбок.
Как пример рассмотрим мужскую прическу на автопортрете Альбрехта Дюрера (1498). На полотне изображено красивое, молодое, несколько удлиненное лицо. Густые волосы завиты в локоны мелкими прядями, покрывающими плечи. На лбу — челка, доходящая до бровей, уложенная наискось. Прическу дополняет нарядный головной убор. Борода небольшая. Она оставляет открытой верхнюю часть подбородка, выбрита ровным полукругом. Усы густые, концы их опускаются вниз, открывая красивые губы.
Лукас Кранах Старший. «Портрет герцога Саксонского Генриха Благочестивого» (1514). Лицо мужественное, прическа из полудлинных волос, которые закрывают мочку уха. На голове — широкий берет. Выражение лица суровое.
Альбрехт Дюрер. «Прогулка» (1495). На полотне изображены мужчина и женщина. Женщина — в головном уборе, напоминающем кокон. От головного убора до глаз спускается прозрачная вуаль. Прическа мужчины состоит из завитых волос, закрывающих ухо.
В женских прическах особенных изменений не произошло. По-прежнему самым распространенным видом женских причесок оставались плетеные косы. Естественные густые, длинные косы считались наиболее красивыми в отличие от искусственных, которые тоже носили. Девушки носили слегка подвитые волосы, распущенные по спине, или плели височные косы, спуская их на грудь. Голову при этом не покрывали. Замужние женщины заплетали волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами. Наиболее распространенной была укладка типа «короны» вокруг головы или типа «баранок» и «улиток», пряди, скрученные по спирали. На Нижнем Рейне женщины носили шиньоны, прикрывая их разукрашенными футлярами из дорогой материи, сетками из золотых или серебряных нитей (рис. 46). Незаплетенные волосы также помещали в сетки, так что с обеих сторон лица образовались большие висячие мешки. В моде были также высокие прически. При этом волосы зачесывали вверх в виде конического возвышения и окружали широкой белой повязкой, богато расшитой драгоценными камнями, длинными шнурами с кисточками. Пожилые женщины покрывали головы светлыми тканями.
Иногда волосы целиком скрывали под головным убором, при этом выпускали несколько мелких локонов или тонкую кисточку на лбу или щеках. В начале XVI века распущенные волосы стали носить только невесты, убирая их живыми цветами. Молодые женщины носили прически, в которых волосы разделялись на две части, перевивались шнурами и подвязывались или закреплялись на затылке. Иногда часть волос собирали в пучок над ухом и закрепляли волосяной сеткой или золотой проволокой, иногда мешком, который обшивался блестками. Часто повязывали украшенную жемчугом или драгоценными камнями толстую повязку. Она накладывалась на голову таким образом, что два ее конца образовывали венец.
Волосам в Германии придавали особое значение. Женщины, которым приходилось давать на суде присягу, клялись своими косами. До присяги судьи узнавали, не фальшивы ли косы, ибо женщины того времени часто возмещали недостаток своих волос чужими. Судебный процесс предусматривал, что во время присяги женщина наматывала косы на левую руку и клала ее на грудь, а правую руку- на жезл судьи, принимавшего присягу.
Рис. 46
В конце XV века распространяется всеобщая мода на испанские и французские прически. Они стали высокими. Для этого прибегали к искусственным элементам — каркасам, волосяным валикам, шиньонам. Валикообразные прически обрамляли лицо. Количество валиков было различно. Форхма причесок изменялась за счет проволочных сооружений из каркасов. Прически обильно украшались драгоценностями. Горожанки, подражая знатным дамам, тоже носили высокие прически, но более скромные и меньших размеров, украшая их гребнями.
Головные уборы, украшения, косметика
Мужская одежда в это время становится более короткой; она состояла из множества разнообразных деталей, которые лишали ее целостного восприятия. Мужчины подражали французским и итальянским модам. Самой популярной одеждой была шаубе-нечто вроде шубы без рукавов. Но если форма одежды была для всех одинакова, то цвет и отделка строго регламентировались по сословиям. Так, одежду лилового и красного цветов имели право носить дворяне, рыцари. При этом одежда подбивалась мехом, который служил и отделкой. Одежду коричневого и черного цветов носили состоятельные горожане, бюргеры. Здесь на отделку можно было использовать темный мех.
Внутрь под шаубе надевали вамс — рубашку. Костюм дополняли штаны и тканые чулки. Характерной чертой одежды богатых сословий были различных форм разрезы. Они выглядели особенно красочно, так как под ними была ткань разных цветов. Отсутствовала строгость, симметрия деталей. В костюме преобладало многоцветие. Весь костюм выглядел богато, а со временем он стал еще роскошнее.
Постепенно в костюме происходят изменения — появляются более легкие верхние одежды. Влияние испанской моды в Германии проявилось значительно позднее, чем в Англии и Франции. Выделялся костюм ландскнехтов, который отразил типично немецкий вкус. Костюм был необыкновенно ярок, живописен и своеобразен. Ландскнехты придумали способ обновлять свою одежду путем накладывания заплаток из цветной материи. Делали они и ставшие модными прорези. Все эти новшества с некоторыми добавлениями подхватили щеголи.
Женский костюм остается под влиянием средневековых традиций. В нем преобладают линии позднего средневековья. Одежды сковывали движения и вынуждали держаться прямо. Во второй половине XVI века в костюме проявляются черты испанской моды, но она не переносится целиком, а получает национальный колорит. Рисунки и гравюры Дюрера конца XV века дают представление о костюмах того времени.
Костюмы ремесленников и крестьян были тех же форм, но лишены украшений, дорогих отделок, в большинстве темного цвета.
Самым распространенным мужским головным убором были бареты. Их носили все слои населения, как бюргеры, так и ремесленники. С изменением костюма меняются и размеры баретов. Если в конце XV века он имел мягкую небольшую головку, поля сзади отгибались, то в начале XVI века их размер стал больше. Поля огибают всю окружность головки. Барет украшали золотыми бляхами, булавками, в разрезы продевали золотые и разноцветные шнуры. С увеличением размера барета форма его становится плоской. На торжественных турнирах, празднествах мужчины украшали головы цветными и вышитыми лентами, пестрыми шнурами, как женщины. На лоб надевали обручи с пряжками или бляхами, к которым прикрепляли перья. Носили венки, сплетенные из цветов и листьев.
В конце XVI века барет исчезает, на смену ему приходит фетровая, с узкими полями шляпа, формой напоминавшая высокий конус. Шляпу украшали пряжками, продергивали в прорези шнуры, прикалывали перья. Шляпы простого народа были более низкие. Бюргеры и богатые купцы носили разноцветные шапки с широкими полями, а также невысокие меховые, суконные, фетровые, матерчатые колпаки.
Женские головные уборы были самых разнообразных форм. В этом сказывался национальный и местный колорит. Их придумывали сами женщины. Носили разнообразные чепцы, платки, покрывала, свернутые наподобие чалмы, а также шляпки из фетра и материи. Сохранились еще высокие эннены и горж — головные уборы средневековья. Распространены были меховые шапки и косынки до плеч.
Высокие головные уборы украшались бантами и широкими, шелковыми петлями, часто вокруг них укладывалась вуаль. Модны были тюрбаны, круглые шапочки с сетками. Они надевались на лоб, нависая и закрывая половину его. Делались из высших сортов сукна и шелка. Украшались эти шапочки брошами или пряжками.
Косметика использовалась знатными дамами без всякой меры. Они белились, румянили щеки. Когда прошла мода подбривать брови и выщипывать ресницы, стали подводить глаза и брови. Душились пахучими эссенциями. Простое население косметику почти не употребляло.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st019.shtml