Прически франции 19 века был один

Прически франции 19 века был один

Глава первая. Французские прически первой четверти XIX века

Общая характеристика

В начале XIX века моду продолжает диктовать Франция. На смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир, что в переводе с французского означает «империя». Этот художественный стиль называют также поздним классицизмом. Он появился в первой четверти XIX века во всех странах Европы. Но родиной ампира считается Франция времен Наполеона I, который, воспользовавшись кризисом Директории, в союзе с крупной буржуазией совершил государственный переворот и в 1804 году объявил себя императором. Он считал, что искусство должно способствовать прославлению его личности и воинских подвигов. Наполеон мечтал о возрождении великолепия Римской империи. Поэтому во Франции начинает проявляться бурный интерес к античности. Законодателями мод во время первой империи явились ближайшие друзья императрицы Жозефины, жены Наполеона.

С 1805 по 1814 год моды менялись чрезвычайно часто, и ни один журнал не мог уследить за всеми их изменениями. Влияние античного искусства сказывалось на внешнем облике французов. В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима. Перенимались также линии одежды, в основном женской, украшения.

Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Напыщенного вельможу сменил образованный и отважный, элегантный и деловой мужчина. Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать теперь уже ни в коей мере не могло заменить каких бы то ни было деловых качеств, образованности, ума. В женщинах ценились томность, мечтательность, меланхоличность, «интересная бледность».

Основные виды и формы причесок

Мужские прически со времен Директории изменились мало. Это были все те же коротко остриженные завитые волосы, красиво уложенные. Самыми популярными были прически типа «титус» и «каракалла». Парики с прическами типа «кошелек», «узел», «крысиный хвост» больше не появлялись. Волосы вновь обрели естественный цвет, так как пудра вышла из моды. Разнообразились прически проборами — прямым, боковым, сквозным (рис. 88). Дополнением причесок стали небольшие бакенбарды — «фавориты» (рис. 89). При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко, и то типа «жабо».


Рис. 88

Женские прически стиля ампир в корне отличались от причесок XVIII века. Античные прически, которые появились во времена Великой французской революции 1789 года и Директории, продолжали пользоваться популярностью. Их дополняли «египетские» прически, распространившиеся среди дам высшего общества после египетского похода Наполеона. Они были значительно осовременены. Парикмахеры соблюдали общий силуэт, а в остальном женщины полагались на собственную фантазию. Прославленные красавицы, светские «львицы» этого времени мадам Тальен и мадам Рекамье вводили в моду все новые и новые придуманные ими прически. С 1801 года среди женщин распространяются прически из коротких, завитых в локоны волос, которые походили на мужские прически «титус» и «каракалла». С 1803 года волосы в прическах удлинились. Появилась прическа «а-ля Нинон», при которой волосы на лбу завивались в легкую челку, на висках локоны были более крупные и тугие, на затылке укладывали тугой, плоский шиньон.


Рис. 89

Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов, которые получили названия от своей формы; трубчатые, ленточные, спиралеобразные, типа стружки.

Обязательным элементом «античных» причесок XIX века стал пучок или искусно сделанный шиньон, который прикреплялся при помощи шпилек, гребней или сеток. Иногда подкалывали каркас конусообразной формы. С 1811 года в моду входят букли, которые располагались надо лбом, концентрируясь в небольшие полушария. С 1813 года начинают появляться высокие прически, среди них выделяли «китайскую», по названию модной оперы «Китайский земледелец». Волосы гладко зачесывались вверх и скалывались в продолговатый пучок, наподобие петушиного гребня, у основания пучок перевивался лентой, тонкие, небольшие локоны дополняли прическу.

Читайте также:  Прическа с бритой бровью

Все прически начала XIX века наглядно демонстрируют мастерство парикмахеров, их высокий вкус, фантазию. Это время в истории причесок считается периодом блистательного показа профессиональных навыков, техники в области стрижек, завивки и укладки.

С 1820 года появляется новый силуэт прически, получивший дальнейшее распространение в 30-е годы. Ее характерной деталью был пробор — зигзагообразный, прямой, боковой. Отсутствие челок сделало прически более строгими, дополнением стали пучки локонов, расположенные над ушами, высокий пучок из кос крепился на макушке. Когда естественных волос для прически не хватало, прибегали к использованию шиньонов, которые заранее завивались и укладывались.

Разберем несколько причесок более подробно. «Портрет мадам Рекамье» Франсуа Жерара: красивая женщина предстает перед нами в легком, почти прозрачном одеянии античного образца, полулежа на изящной кушетке. Прическа напоминает по силуэту греческую: волосы забраны вверх в небольшой пучок и сколоты золотой длинной шпилькой. Надо лбом прическа разделена прямым пробором, с каждого бока образуются небольшие «шторки», прикрывающие лоб, типа «греческого лампадиона».

На портрете Луи Давида изображена та же женщина. Но прическа совсем другая. Волосы коротко подстрижены, завиты отдельными мелкими прядями. На лбу черная лента, из-под которой выбиваются тонкие пряди, уложенные в легкую челку типа «титус».

Головные уборы, украшения, косметика

Большие изменения в общественной жизни — промышленный прогресс, развитие науки, техники, искусства — определили направление европейского костюма. Роль моды изменилась. Сфера ее влияния расширилась. Мода начинает воспитывать вкусы большой массы горожан. Развитие промышленности, торговли способствует частой смене ассортимента. Впервые стали распространяться массовые товары, которые создают видимость демократизации моды.

На протяжении всего XIX века моды в области костюма продолжает диктовать Франция. Это происходит потому, что легкая промышленность во Франции была хорошо развита, и потому, что именно здесь зародились и развились эстетические идеалы времени, воспринятые затем всей Европой.

На одежду первых пятнадцати лет XIX века сильно повлияли военные события, слава героев, личность Наполеона Бонапарта.

Возрастает роль «деловых людей». Строгость линий, практичность материалов, темная цветовая гамма приходит на смену пастельным тонам, блеску атласа и шелка костюмов стиля рококо. Понятие элегантности меняется. Раскопки Помпеи вызвали интерес к античности, и, в частности, к одежде; постепенно простота и скромность античных одежд заменяются более тяжеловесными одеяниями из бархата и шелка. Мужчины носят форменные мундиры, на придворные рауты надевают костюмы из дорогих тканей, расшитые золотым шитьем. Наряду с «греческой» модой появляется «турецкая». Одежда императорского двора и аристократии регламентировалась стилем ампир. Новая знать стала носить одежды простого покроя, но в то же время роскошные. Женские костюмы первых десятилетий напоминали античные хитоны и туники. Появившиеся в 1809 году корсеты делали фигуры более стройными и подтянутыми. Силуэт костюма напоминал колонну, детали вносили в костюм разнообразие. Были модны однотонные ткани с вышивкой, особенно белые муслины, батисты, расшитые белой гладью. В вышивках преобладали растительные мотивы- листья, цветы, гирлянды изящно свитых колосьев. Дополнением к легким одеждам, надеваемым, как правило, прямо на тело, были шали. Мода на них была так велика, что возникли романсы, танцы, названные «шаль». Шали привозили из Египта, Сирии, но самыми дорогими считались шали из Индии — одноцветные, с ярким бордюром и кистями или бахромой. Верхняя одежда зависела от сезона, погоды, времени суток.

Читайте также:  Как рисовать прически женские поэтапно

Головные уборы. Мужские шляпы этого времени имеют цилиндрическую форму, дугообразные поля. Ширина полей увеличивается очень быстро. Материалом для шляп служат фетр, велюр, войлок. Модной становится высокая английская шляпа со средними полями.

В женских головных уборах преобладали мотивы восточной моды: разной формы тюрбаны, чалмы. Делались они из прозрачных, легких муслинов, шифонов, украшались эгретками. Появляются венгерские токи, всевозможной формы чепцы, небольшие соломенные шляпки с бархатными лентами вокруг тульи. Бальными головными уборами были драгоценные диадемы, венцы. Модные журналы предлагают шляпы для торжественных случаев, для повседневной носки- более двадцати фасонов. Форма шляпы менялась с изменением причесок. Так, самым распространенным фасоном становится «кибитка», «капотик». Некоторое время дамы носили изящные сетки, серповидные диадемы.

Украшения. Дамские прически стиля ампир богато декорировались всевозможными украшениями. Это были высокие гребни, которые служили не только украшением, но и своеобразной подставкой для пучков и локонов, длинные золотые шпильки с круглыми навершиями на концах, заколки. Часто украшение состояло из широкого или узкого обруча из драгоценного металла с пучком перьев или одним пером в центре. Отправляясь на бал, дамы украшали головы цветами, как естественными, так и искусственными — из шелка. Цветы сплетали в небольшие венки или гирлянды и укладывали вокруг пучков и локонов. Драгоценные камни, нити жемчуга придавали прическе более нарядный и торжественный вид, демонстрировали богатство хозяйки.

Косметика. В первые годы XIX века косметикой по сравнению с XVIII веком пользовались умеренно. Но дамы не отказались от духов и помад, красили волосы, придавая им модный каштановый оттенок.

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st032.shtml

Прически в стиле ампир

Красивая женщина нравится глазам,
а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью,
а другая сокровищем.
Наполеон Бонапарт

Стиль ампир – это стиль первой половины XIX века. Ампир или же имперский стиль зарождается во Франции совместно со становлением французской Империи времен Наполеона Бонапарта. И совместно с гибелью Империи и поражением Наполеона стиль ампир исчезает.

Имперский стиль – так он был назван неслучайно. Стиль ампир – это подражание, опора на искусство Древнего Рима периода Империи. Именно во времена Наполеона во Франции, в Париже, была сооружена Триумфальная арка – в честь побед его армии. Такие же арки сооружались в Древнем Риме — в честь побед императоров. Но не только в архитектуре и живописи, но и в костюме, и в прическах период правления Наполеона был временем господства стиля ампир.

Жак Луи Давид. Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри. (1812)

До ампира был классицизм. Классицизм в большей степени подражал и опирался на искусство Древней Греции. Классицизм был весьма простым, по сравнению с рококо, стилем. Стилем спокойным, строгим, без излишних украшательств. Классицизм во Франции приходит на смену рококо после Великой французской революции. Революции, которая похоронила не только королевскую власть, но и саму роскошь французского двора. В прошлое канули пышные юбки и кринолины, высокие прически и дорогие парики. К слову, само слово «парик» после французской революции стало нарицательным – так называли консерваторов. После революции изменилась и сама мода – впервые мода начала идти снизу, из масс. Так, в послереволюционные годы в моде была прическа «дикарка» — растрепанные волосы, без всяких украшений.

Но когда к власти приходит Наполеон Бонапарт и провозглашает себя императором, мода Империи уже не может быть простой, она усложняется и в моде начинает задавать тон стиль ампир – имперский.

Читайте также:  Прически для детей с средними волосами поэтапно

Доминик Энгр. Бонапарт — первый консул.
Мужская прическа – короткая стрижка.

Мужские прически того периода, первая четверть XIX века, были достаточно просты. Это были короткие стрижки с завитыми волосами. Мода на такие стрижки приходит еще в период классицизма. Мужские прически подобны прическам Античности (Древняя Греции, Древний Рим), а соответственно носят и названия в честь римских императоров – прически «а-ля Каракалла», «а-ля Титус». В прическах делаются различные проборы – прямой, боковой, сквозной.

Мужчины носят усы и бакенбарды. Бороды носят редко, а если и носят, то небольшие бороды-«эспаньолки».

Жак Луи Давид. Автопортрет (1794)
Мужская прическа

Женские прически более сложные и имеют ряд вариантов. Так, женщины также носят прически на подобии античных – прически с легкой завивкой. А еще в моду входят и египетские прически (после египетского похода Наполеона), к примеру, прическа «а-ля Клеопатра».

Фирмин Массо. Императрица Жозефина. (ок. 1812)
Женская прическа стиля ампир

Моду на прически, и не только, среди дам задают светские львицы. Мадам Тереза Тальен, одним из многочисленных мужей которой был Жан-Ламбер Тальен, участник переворота против Робеспьера (деятеля французской революции). На участие в перевороте Тальена побудило знаменитое письмо Терезы, которое она ему написала из заключения — «Я умираю оттого, что принадлежу трусу».

Тереза Тальен одевалась по античному образцу – она носила платье, собранное складками и застегнутое на плече камеей. Тканью для ее платьев был индийский муслин. В прическах Тереза также подражала Античности – свои черные бархатные волосы она коротко стригла и завивала на концах.

Давид. Портрет Терезы Тальен.

Мадам Рекамье (Жюли Рекамье) как и Тереза Тальен была хозяйкой литературно-политического салона. В таких салонах собиралась французская интеллигенция того времени. Салоны служили местом для разговоров о высоком и в то же время для приятного времяпрепровождения. В отличие от мадам Тальен, подруги Жозефины Богарне, жены Наполеона, мадам Рекамье была противницей политики Наполеона Бонапарта, из-за чего и была выслана из Парижа и много путешествовала по Италии.

Давид. Портрет мадам Рекамье (1800)

Мадемуазель Ланж – актриса, работающая моделью для многих художников. И, конечно же, Жозефина Богарне – первая жена Наполеона. К слову, Наполеон был моложе своей супруги на шесть лет. У Жозефины он был вторым мужем. Познакомила Жозефину тогда еще не с императором, а с молодым генералом ее подруга – мадам Тальен.

Франсуа Жерар. Портрет мадам Рекамье. (1802)

Если изначально женские прически начала XIX века были короткими, то со временем они начинают делаться на более длинных волосах. Так, к примеру, появляется прическа «а-ля Нинон». Прическа была скопирована с портрета куртизанки XVIII века Нинон де Ланкло. Прическа состояла из волос на лбу, завитых в легкую челку, надо лбом горизонтальный пробор, на висках крупные локоны до плеч, на затылке тугой и плоский шиньон, украшенный страусиным пером.

В 1810-е году в моду входят прически пирамидальной формы. Обязательными элементами причесок становятся пучки или же искусственные шиньоны.

Пьер-Поль Прюдон. Жозефина.

В 1820-е годы модной становится прическа без челки, с высоким пучком из кос на макушке, с пучками из локонов над ушами и с прямым или же зигзагообразным пробором. Таким образом, мода на прически в духе Античности сходит на нет, как и сам стиль ампир.

Источник статьи: http://mylitta.ru/1692-empire-hairstyles.html

Оцените статью
Adblock
detector