Прически голландии 17 века

Прически голландии 17 века

Глава вторая. Прически Англии и Голландии

Прически Англии

Общая характеристика

В Англии начало XVII века ознаменовано быстрыми темпами развития многих отраслей промышленности, особенно суконной. В этом производстве Англия занимала первое место в Европе. Сукноделие процветало и давало стране большие прибыли. Стремительное развитие мануфактур приводит к росту городского населения. Но феодальные порядки, королевская власть тормозили развитие торговли, промышленности, сельского хозяйства. Введение новых налогов затрудняло деятельность капиталистов-собственников. В XVII веке в Англии шла ожесточенная война между дворянством и буржуазией — «кавалерами» и «круглоголовыми», сторонниками короля и парламента. Эта война носила также и религиозный характер. Сторонники короля в большинстве принадлежали к англиканской церкви, возникшей в XVI веке, после реформации церкви в Англии, и возвысившейся при короле Карле I. Сторонники парламента — пуритане (от латинского слова «пурус» — «чистый») были ярыми противниками пышных обрядов, богатых служб католической и англиканской церкви — они выступали за упрощение, «очищение» церкви. Междоусобицы, военные действия раскололи страну на два враждующих лагеря и приняли характер гражданской войны, в исходе которой армия «круглоголовых» под предводительством дворянина Оливера Кромвеля разбила армию короля.

Основные виды и формы причесок

Междоусобицы между дворянством и буржуазией, религиозные разногласия сказались на внешнем облике населения, в частности на прическах. Пуритане, представлявшие средние слои населения, требовали исправления нравов, отмены увеселений, запрещения театральных представлений, которые они считали греховными. Отсюда пошло гонение на пышные костюмы и прически, головные уборы аристократии. В Англии XVII века господствовали французские моды. Возможно, это произошло из-за сближения английского и французского королевских дворов. Родственные связи сделали путь моды короче. Все подражали королям и королевам. Двор щеголял в изящных прическах, а позднее — париках, которые были предметом роскоши, признаком аристократизма.

Завивка в Англии, несмотря на борьбу против нее пуритан, оказалась живучей. Кавалеры носили сильно завитые полудлинные волосы — длина их достигала воротников (рис. 66). Король Карл I ввел в моду прическу с длинными локонами, взбитыми с правой стороны в виде полушария, а с левой — спадающей длинной, прямой, слегка завитой прядью. Возможно, это был английский вариант французской прически «а-ля Каденетт». С появлением отложных воротников прически приобрели свободу и естественность. Многие аристократы носили красиво подстриженные «лестничками» и завитые в локоны прически, касающиеся воротника, по бокам волосы взбивались; в таких прическах были челки, которые мелкими завитками обрамляли лоб, достигая его середины. Моден был каштановый цвет. Низшие слои населения носили короткие прически, пуритане также носили короткие стрижки. Принято было носить небольшие бородки остроконечной формы и тонкие, с торчащими в разные стороны стрелками усы. Некоторые носили бородки-мушки (см. рис. 66) по французской моде, другие — по немецкой — «круглые» бородки «а-ля Валленштейн». Усы и бороды красили, завивали, на ночь укладывали в специальные футляры из кожи или ткани.


Рис. 66

Женские прически находились под влиянием французских мод, что объясняется сближением королевских дворов после женитьбы английского короля Карла I на сестре французского короля Людовика XIII Генриетте-Марии. Многие придворные дамы носили прическу типа «мадам Севинье», с горизонтальным пробором, небольшой челкой и пучками завитых локонов над ушами. Сзади волосы убирались в пучки. На всех формах причесок лежала печать кокетства и французского изящества. Многие годы прически не менялись. Разнообразие составляли локоны, которые завивались различно — то кольцеобразно, то в трубочки или штопорами.

Для всех причесок этого времени характерно одно: приподнятые, собранные вверх волосы, наличие маленькой челки из мелких колечек, боковые локоны и пучок на макушке. Эта прическа была настолько популярна, что продолжала существовать и во второй половине XVII века. Позднее она несколько удлинилась и вновь вошла в историю европейских причесок в 40-е годы XIX века под названием «английской».


Рис. 67

Читайте также:  Какие стрижки подходят для продолговатого лица

Пуритане вели активную борьбу против роскоши и в области причесок; возможно, поэтому каркасные, конусообразные прически на париках времен королевы Елизаветы были заменены на более простые, на женственные и изящные. Во второй половине XVII века начинают носить прическу типа «фонтанж», а также «Мария Манчини». Обе прически были так же нарядны и изящны, как и французские. Элементы, из которых они выполнялись с большим мастерством, обильно украшались нитями жемчуга, наколками из кружев.

Женщины из буржуазного сословия, горожанки носили более скромные прически, но форма пучков наподобие голландских повторялась (рис. 67, 67а и 67б). Носили локоны над ушами в виде небольших пучков и челки, пучки из кос.

Головные уборы, украшения, косметика. В английском обществе в начале XVII века ощущается интерес к античности. Это проявляется в архитектуре, прикладном искусстве, костюме. Появляются разные ткани, новые отделки. И если в начале XVII века линии костюмов почти не изменились по сравнению с XVI веком, сохранив вычурность форм, возникших в конце столетия, в период царствования королевы Елизаветы, то с 20-х годов начинает ощущаться французская мода. Тонкий вкус, утонченность, изящество, противопоставление изысканности простоте, живописность характерны для костюмов этого времени. Модным становится белый цвет. Но новшества были встречены не всеми одинаково приветливо. В своей книге «Правда нашего времени» Генри Пичам писал: «. почему именно англичане так жаждут нового в моде и почему они сами ничего не могут выдумать? Этому и обязаны своим появлением резаный камзол, длинные, сужающиеся к колену штаны, усыпанные драгоценными камнями подвязки, свисающие до самых башмаков, раздушенные парики в качестве доказательства того, что отсутствие собственных волос может быть возмещено за деньги; все это и подобные им безумства были несвойственны нашим предкам» * .

* ( Цит. по кн.: Мерцалова М. Н. История костюма. М., «Искусство», 1972, с. 101.)

Головные уборы были разнообразными — каждый мужчина стремился носить шляпу оригинального фасона. Но отличие было в большинстве случаев только в величине полей и высоте тульи. Цвета шляп были разнообразны: носили черные, белые, коричневые, желтые шляпы, украшенные перьями, пряжками. Молодежь, следуя иностранной моде, украшала шляпы цветами. Часто размеры так увеличивались, что шляпа вполне могла заменить зонт. Шляпы делались из мягких и жестких материалов — фетра, сукна, шерсти, кожи, замши, велюра. Мелкие буржуа, ремесленники, крестьяне носили шапки и шляпы из более грубых, низкосортных материалов, скромно украшенные лентой или жгутом. Пуритане носили строгие, чопорные шляпы с высокой тульей.


Рис. 67а

Женские головные уборы по сравнению с XVI веком изменились мало. Носили чепцы и головные уборы гейбл, хоутс, капюшоны, маленькие бархатные плоские шапочки, расшитые шнурами, капоры, платки.

На улицу надевали поверх маленьких головных уборов шляпу больших размеров, получившую название «пуританской». Аристократки носили большие фетровые мягкие шляпы со страусовыми перьями, чепцы из кружев наподобие популярного головного убора «а-ля Фонтанж».


Рис. 67б

Женские головные уборы разделялись на праздничные и будничные. Так, шляпу с большими полями и со спускающимися страусовыми перьями носили только при наличии костюмов для прогулок, верховой езды, появляются шляпы-«амазонки». Само название говорит о ее характере: это небольшая шляпа с отогнутыми маленькими полями, с лентой вокруг тульи и длинной вуалью. На ночь на прически надевали чепцы.

Украшения. Косметика. В начале XVII века украшений носили мало, но в конце правления лорда-протектора Оливера Кромвеля (1657-1659) распространяется мода на украшение причесок и шляп дорогими камнями. Появляются нити из серого и розового жемчуга, подвески из опала.

Французская мода на мушки пришла в 20-е годы и в Англию. Несмотря на все протесты блюстителей нравов, модницы накрепляли их на лицо в большом количестве. В высшем обществе было принято употреблять белила и румяна, ароматические масла и духи, пудру и помады.

Обычаи того времени требовали от женщин прикрывать лицо при выходе на улицу, поэтому стали носить бархатные или шелковые черные маски. Формы масок были различны. Некоторые крепились при помощи крючков за ушами, другие напоминали веера — придерживались при помощи ручки. Маска защищала от солнца, ветра, дождя.

Прически Голландии

Общая характеристика

Расцвет абсолютизма в XVII веке не смог затормозить развитие нового класса — буржуазии, зародившегося в феодальном обществе. Победившая буржуазная революция в Северных Нидерландах привела к образованию из мелких разрозненных провинций единого государства, названного Голландией по наименованию наиболее крупной провинции. Ранее европейские страны не знали такого вида управления. Крупная буржуазия, возглавив массы народа, сумела захватить власть в свои руки и свергнуть господство испанского абсолютизма и мучительное угнетение католической церкви. Страна, освобожденная от иноземного рабства, стала быстро развиваться и вскоре стала «. образцовой капиталистической страной XVII столетия» * . Быстро развивавшиеся судостроение, текстильная промышленность приносили буржуазии большие доходы. Но они не шли ни в какое сравнение с барышами, которые давала посредническая торговля. Несмотря на внешнее благополучие, классовая борьба продолжала обостряться; крестьяне, мелкие ремесленники разорялись. Но она еще не проявилась так сильно благодаря общности национальных интересов, победе освободительного движения в борьбе против испанских захватчиков. Голландская культура, освободившись от плена католицизма, создает шедевры реалистического искусства.

Читайте также:  Как с помощью прически скрыть уши

* ( Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 761.)

Отдельные виды искусства, в особенности живопись, достигают небывалого расцвета. Имена Яна Стена, Мейнарда Хоббема, Якоба ван Рейсдаля, Франца Хальса, Рембрандта Харменса ван Рейна, Адриана ван Остаде, Питера Пауля Рубенса известны всему миру. Художники изображали окружающую действительность в реалистической манере.

Портреты Франца Хальса, Герарда Терборха Рубена достаточно полно передают облик современников.

Основные виды и формы причесок

Мужчины-буржуа носили слегка завитые волосы, спускающиеся до плеч. Некоторые предпочитали «пейзанские» прически или короткие стрижки. Прическу дополняли небольшие бородки остроконечной или полукруглой формы и небольшие усы с торчащими концами. Крестьяне носили более длинные прически и большие бороды. Цирюльники пользовались большой любовью населения — ни один город не обходился без их лавочек и бань.

Женщины носили скромные прически с пучками из кос, уложенными на затылке. На висках завивали один или два небольших локона. Прически почти всегда закрывались красивыми, изящными белыми чепцами, форма которых видоизменялась. В прическах не было перегруженности и излишней замысловатости. Женщины всех слоев сохраняли свои старинные национальные прически. На портрете Терборха изображены дамы в прическах из волос, завитых в локоны. Пучки укладывались высоко на макушке, укрепляли их шпильками, гребнями.

Головные уборы, украшения, косметика

В начале XVII века, в 20-30-е годы, мужские костюмы сохранили старые формы. Только позднее они начинают испытывать французское влияние. Простота форм является характерной чертой голландского костюма. Отсутствие изысканных линий, мягкая фактура, преобладание темных тонов отличали костюмы Голландии от английских или французских.

Женские костюмы некоторое время испытывали и влияние чужеземцев, но со второй половины XVII века появляются костюмы, ставшие позднее «классическими», исчезают элементы испанского и французского костюмов. Начинают преобладать упрощенные формы, создающие ощущение единого целого.

Из головных уборов голландцы носили невысокие шляпы с широкими полями — тулью украшали лентой темного цвета, бареты с пряжкой на боку, небольшие войлочные или фетровые колпаки. Буржуа предпочитали шляпы остроконечной формы, с небольшими круглыми полями. Солдаты носили шлемы и головные уборы из кожи, замши.

Женщины надевали всюду небольшие изящные чепцы, которые увековечены на полотнах голландских мастеров живописи. Чепцы органично сочетаются со всем обликом скромной голландской женщины. Иногда дамы надевали маленькие шапочки, поверх которых водружали плоскую шляпу с большими полями. На улицу поверх чепцов из тонкого полотна набрасывали шерстяное покрывало. Носили вуали, шарфы.

Косметика не была распространена. Возможно, она считалась одним из проявлений ненавистного испанского владычества, так как ею увлекались чопорные испанские гранды.

Вопросы и задания

1. Какие события происходили в XVII веке во Франции? Расскажите о прическах населения. Зарисуйте их.

2. Эстетический идеал этого времени. Расскажите о влиянии стиля барокко на прически.

3. Расскажите о прическах на париках.

4. Кто диктовал моды в области костюма и прически; какие черты были общими для английских, французских и голландских причесок?

5. Назовите скульпторов, художников этого периода, их произведения.

6. Какие произведения, пьесы могут быть оформлены прическами, с которыми вы познакомились?

7. Назовите театральные постановки, кинофильмы, которые отражают быт и нравы Франции XVII века.

Читайте также:  Длинные стрижки для круглого лица мужчины

Дополнительная литература

История зарубежного искусства. Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. Учебник для средних худож. учебных заведений. M., «Искусство», 1971.

Мерцалова М. Н. История костюма. М., «Искусство», 1972.

Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. М., «Сов. Россия», 1967.

Киреева Е. В. История костюма. М., «Просвещение», 1976.

Школьников С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены. Минск, «Высшая школа», 1975.

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st025.shtml

Костюм Нидерландов 17 века

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной — длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди — с прямоугольными концами.

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

Источник статьи: http://mir-kostuma.com/17-vek/item/46-netherlands

Оцените статью
Adblock
detector