Прически Средневековья. Готический период
Слово «готика» происходит от итальянского слова «gottiko» — буквально «готский» , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 — 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.
В искусстве особенно ярко этот стиль проявлялся в архитектуре. Соборы, замки, крепости, построенные в готическом стиле, значительно способствовали украшению городов. Храмы, дворцы представляли высокие вертикальные сооружения с колоннами, стрельчатыми арками, узкими вытянутыми окнами, островерхими крышами.
Феодализм продолжал развиваться и укрепляться, сопровождаемый частыми войнами, развитием и ростом городов, торговли, ремесел.
Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были издан законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивая пластику человеческого тела.
Совершенствуется портновское искусство, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся красочнее и разнообразнее. вторяются и линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты в одежде 13- 14 веков.
Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды — силуэт, напоминающий латинскую букву «S».
Пропорции мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы как бы вытягивали фигуру — она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой.
В конце 14 века чрезмерная роскошь и богатство бургундского двора начинают значительно превосходить блеском и пышностью другие королевские дворы Европы — появляется бургундская (франко-бургундская) мода (1425-1490 г. ). Мода, впрочем, менялась очень часто. Но общими чертами для всех ее видов были : вычурность, богатство тканей и отделки, изысканность линий и силуэта.
Увеличивается число верхних одежд, надеваемых одна на другую одновременно (у знатных горожан и придворных). Костюм становится теперь более приземистым, тяжелым, просторным.
Основной становится испанская мода. Воротнички стоячие, высокие. Их отделывают узким рюшем. Позднее появился круглый плоеный воротник типа фрезы.
Мужчины продолжали носить «пейзанские» прически, молодые знатные вельможи отпускали длинные волосы, завивали в локоны.
Иногда они надевали круглый золотой обруч, вокруг которого обматывали длинные затылочные пряди волос, образуя своеобразный валик.
Крестьяне, горожане стриглись «под скобку» , «в кружок». Борода и усы дополняли прическу. Бороды имели самые разнообразные формы. округлые, крючкообразные, раздвоенные перевитые нитями, штопорообразные.
Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.
Девушки также могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.
Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга — петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа «рыцарские косы» почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая — тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде «улиток», которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.
Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто «улитки» из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками — таким образом, каждая «улитка» имела свой золоченый «домик».
Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.
В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы — бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без. Мужские головные уборы в период 14 — 15 веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами. Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты; судейские чиновники и нотариусы — бобровые шапки; ученые и богословы черные шапочки; врачи — шляпы и шапки с подвязанными наушниками, полями.
Во времена господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле с длинным кё (хвостом). Их носили знатные мужчины, а также почти все придворные.
Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.
Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.
В 13 — 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.
Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия «сахарная голова», «паруса». Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.
В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.
Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов — своеобразных карикатур на готические соборы.
Бургундская мода создает также «рогатый» чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы , которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.
В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей. Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.
Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.
На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной водой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.
Парикмахерское искусство в эпоху возрождения (XIV-XVI вв. )
В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. «О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся», — писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры…
Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.
Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).
Одним из главных признаков женской красоты считались волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени. В Венеции на крыше каждого дома имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок. Мужской стиль — это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.
Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом или накидкой. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в обязательный туалет дамы, выходящей из дома). На ногах мягкие кожаные туфли. В непогоду сверху надевался подбитый мехом плащ. В другое время — легкий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/12_105655_pricheski-srednevekovya-goticheskiy-period.html
Готические прически: элегантная мрачность на разную длину волос
Принадлежность к одному из направлений субкультуры готов обязывает тщательно продумывать свой образ. Важна не только одежда, макияж, но и готическая прическа. Волосы не обязательно укорачивать, выполняя креативную стрижку. Допустимо немного поработать с форматом укладки. Цвет, длина, структура волос, способ упорядочивания, присутствие аксессуаров — важно все. Разобраться в этом вопросе, определиться с подходящим вариантом поможет следующая информация.
Немного истории
Зарождение готического стиля произошло в XII веке во Франции. Постепенно наблюдалось распространение измененного взгляда на искусство. Отголоски готики прослеживаются во всем: архитектуре, живописи, литературе, моде.
Термином gotico называли все непривычное, варварское, противоречащее христианскому мировоззрению. Новый стиль соответствовал атмосфере Средневековья. Устрашающе мрачное величие, опутанное тайной и ужасом, присутствовало в каждой детали.
В XVI веке «липкие объятия» готики постепенно отступили. Верх одержали более радужные стороны жизни. Отголоски господства темных сил проявились в 80-х гг. XX века. Готика смешалась с роком, металлом. Субкультурой заинтересовалась молодежь, создавая различные течения на основе классических суждений.
Описание стиля
Завораживающий шарм, величественность, смешанные с темнотой и мрачностью прекрасно характеризует концепцию готического стиля. Многие называют тенденции направления депрессивным аристократизмом.
Везде главенствуют темные тона. В одежде прослеживается изящество и грациозность. Внешность продумана до мелочей. Все детали готической внешности перекликаются между собой.
Образ гота холодный. Внешность всегда яркая, бросается в глаза на фоне пестрой массы. Мрачность натуры вселяет ужас, недоверие. При этом неординарный образ нельзя назвать безвкусным.
Характерные черты укладок
Волосам в образе гота уделяется не меньше внимания, чем одежде или макияжу. Черный — традиционный цвет шевелюры. Часто мрачность прически разбавляют тонкими прядками в других красках. Популярны также альтернативные оттенки темных тонов: шоколад, красное дерево, рыжий, серый пепел. Истинные блондинки среди приверженцев культуры встречаются редко. Хотя правильная прическа и макияж способны обыграть в нужном свете даже светлые тона волос.
Классической конструкцией на голове для гота считается длинная шевелюра. Небрежно растрепанные волосы создадут вожделенный образ средневековой ведьмы. Прямыми пряди оставляют редко. Популярно использование кудрей. Рекомендуется присутствие не тугих завитков, а легких волн и колец разного размера.
Волосы готу не обязательно оставлять распущенными. Допустимо собрать пряди в пучок, заплести в свободную косу, завязать высокий конский хвост. Присутствие пышного плетения на темени создает особый шарм. Классикой среди причесок также считают «баранки» по бокам. Новым веянием стиля называют имитацию рожек.
Короткие волосы готам не свойственны. Хотя новые течения позволяют использовать «фишки» панк, рок, других близких культур. Коротковолосым готам достаточно создать на голове демонический беспорядок. Прямые волосы взъерошивают, закрепляя результат стайлингом. Допустимо использовать при создании прически начес.
Внимание! Популярно использование различных аксессуаров. Подойдут гребни, ленты, цветы. Украшения усиливают ужас темной натуры. Внешность гота становится привлекательно манящей, но добавляет зловещего холодка.
Кому подходит
Готические прически универсальны. Распущенные волосы, конструкции из кос, жгутов, пучки подходят всем. Достаточно подобрать для себя подходящую вариацию, учитывая объем, расположение конструкции. Для этого обращают внимание на внешние параметры: форму лица, черты и их выраженность, комплекцию. Немаловажным фактором станет предполагаемый макияж. Учитывают следующие рекомендации:
- Миниатюрным дамам лучше полностью или частично оставить волосы распущенными. Подойдет некрупная коса на темени, водопад с красной или синей лентой, пучки по бокам.
- Обладательницам круглого овала желательно соорудить объемное «гнездо» на макушке. Несколько прядей на висках и темени обязательно выпустить на лицо.
- Женщинам с квадратным типажом лица лучше сделать объемную гульку сзади. Собирать тугую конструкцию не надо. Лучше беспорядочно накрутить пряди, выпуская отдельные локоны наружу.
- Девушкам с треугольным, узким лицом прекрасно подойдут крупные баранки по бокам.
- Прически, как и сам образ готической дамы, не связан возрастом. Девушкам больше подойдет романтический стиль свежей вампирши. Женщинам постарше бледность, впалость щек, морщины помогут превратиться в классическую роковую ведьму.
Выполнение прически в готическом стиле не диктует полное поддержание мрачного образа. Укладки вполне удачно сочетаются с любым классическим или современным стилем одежды. Получится спокойно пойти на работу в офис в деловом костюме, а вечером в неформальной обстановке перевоплотиться в истинно готическую повелительницу зла.
Общие рекомендации
Особое внимание при формировании прически гота рекомендуется обратить на цвет шевелюры. Наиболее подходят образу холодные оттенки. Хотя целенаправленно красить волосы совсем необязательно. Русые косы всегда можно дополнить платком, лентами, частичным нестойким окрашиванием.
В почете у готов легкие кудри. Добиться нужного эффекта получится не только с помощью плойки. Средние по длине пряди реально обработать диффузором. Длинные волосы лучше заплести на ночь в несколько кос или накрутить на куски материи.
Присутствие классической бижутерии с камнями, бисером, подвесками станет настоящим венцом образа. Рекомендуется тщательно подойти к выбору украшений для готической конструкции из прядей волос. Хорошая идея: покопаться в бабушкином сундуке или посетить барахолку. Удачей станет найти старинный гребень с камнями.
Важно регулярно уделять внимание здоровью шевелюры. Окрашивание, начес, завивка способны ухудшить качество прядей. Недостатки на иссиня черном фоне готической прически становятся более заметными.
Самостоятельное выполнение
Сделать готическую прическу самостоятельно совсем несложно. Достаточно выбрать подходящий к образу и внешности вариант, разобраться в технологии выполнения укладки, подготовить инструменты. Нужны:
- расчески (тонкая и щетка);
- плойка, бигуди или аналоги;
- резинки, заколки;
- стайлинговые продукты.
В случае выполнения кос, сложных конструкций рекомендуется привлечь помощника. Добавлять штрихи в виде украшений также рекомендуется с учетом стороннего мнения.
Вариации прически на разную длину волос
Для соответствия стилю готов короткие волосы не придется подвергать сложной укладке. Шевелюру моют, отжимают влагу, обрабатывают пенкой или гелем. Пряди руками приподнимают вверх, формируя рваную текстуру. Хорошо, если стрижка сделана перьями или в технике неровного края. В центральной части прически допустимо сформировать волны в стиле 30-х, а концы взъерошить в беспорядке. Каре допустимо оставить в классическом варианте.
Волосы средней длины у гота удачнее смотрятся в пучке. Конструкцию не стараются пригладить. Больше соответствует стилю пышность. Из пучка рекомендуется выбрать несколько прядок, которые с помощью пальцев и стайлинга направляют в разные стороны. Возможно формирование легких завитков. Не менее привлекательно для гота выглядят распущенные или собранные пряди, перекинутые на 1 бок.
Открывают простор фантазии длинные волосы. Пряди допустимо просто растрепать. Можно собрать простую конструкцию в виде пышного хвоста на макушке. Пряди удачно выглядят начесанными. Обворожительна конструкция из кос, жгутов, локонов. Типичным вариантом для готов станут баранки или объемные гульки по бокам.
Плюсы и минусы
Прически в готическом стиле универсальны: могут использоваться всеми, сочетаться с разными образами. Над укладкой не придется долго трудиться. Большинство вариантов просты, не требуют мастерства.
Укладки классического содержания с атрибутикой, окрашиванием впишутся только в готический образ. Сложные конструкции с начесом, имитацией рожек требуют высокого качества шевелюры, фантазии и опыта.
Звездные примеры
Классический пример экстравагантного, но изящного образа в стиле готики показывает Дита фон Тис. Неформальный стиль часто примеряет Келли Осборн.
Дита фон Тис и Келли Осборн
Интересный лук воплотили актрисе Анджелине Джоли при съемках «Малифисенты». Элегантный образ в готическом стиле демонстрировали Кира Найтли, Кристен Стюарт. Вообще, в канун Хэллоуина многие знаменитости блистают, стилизованными под элегантных вампирш.
Анджелина Джоли и Кира Найтли
Готические прически простые, но вкупе с другими элементами образа помогающие добиться эффекта экстравагантности. Вариант необычен, используется в разных ситуациях.
Полезные видео
Легкий пучок на средние волосы.
Как сделать локоны утюжком за 10 минут.
Источник статьи: http://expertpovolosam.com/pricheski/podobrat/stili/goticheskie-pricheski