Прически императрицы александры федоровны

Кто одевал последнюю императрицу

Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. Супруга российского императора Николая II и любимая внучка королевы Виктории.

Императрица не была женщиной, слепо гонящейся за модой, не имела страсти к роскоши. Немецкая кровь и строгое, чопорное воспитание при английском дворе сформировали её как сдержанную и цельную личность.

Многие наряды она отвергала, окрестив «бесполезными».

(Детские фото: с семьей, с бабушкой королевой Викторией и сестрами. Фото в юности)

Александра Федоровна обладала прекрасным чувством вкуса и стиля. Любила спокойные, приглушенные оттенки, соответствующие её статусу и в то же время отражающие природную скромность и сдержанность монаршей особы. Голубой, лиловый, фиалковый, розовый, серый, фисташковый – цвета, которым отдавала предпочтение императрица.

Любимой обувью её были туфли с длинным узким носом, а атласу она предпочитала замшу или бархат золотистого или белого цвета.

К своему туалету Александра Федоровна подходила с немецким педантизмом и аккуратностью. Предпочитала формировать гардероб заранее, подбирая наряды на неделю вперед. А платья, выбранные на день, должны были оказываться в гардеробной четко по расписанию.

Императрица меняла наряды несколько раз на дню, как и было заведено в то время. Утром просто и скромно, днем более официально, а вечером наряжалась к ужину в нарядное платье.

Александра Федоровна всегда надевала вечером роскошное платье и драгоценности, даже если ужинала вдвоем с супругом-императором.

( Визитное платье – ателье Ламановой ; вечернее платье – Модный дом «Бризак»)

Кто же шил наряды для императорского дома?

Основным поставщиком русского двора был Модный дом «Бризак». Придворные платья и наряды на выход императрица предпочитала от «Госпожи Ольги», модной мастерской Ольги Бульбенковой. Как повседневные, так и бальные платья для Её Величества выполняла Надежда Ламанова. Также вечерние и бальные туалеты приобретались у широко известного Модного дома Чарльза Ворта.

(траурный костюм, визитное платье и вечернее платье. Модный дом «Бризак»)

Детей императорская чета воспитывала тоже в скромности и строгости, без излишеств и роскоши. Девочки донашивали одежду друг за другом. Старое платье могли лишь подогнать и перешить под новую обладательницу. А на день рождения княжны получали по крупной жемчужине, и со временем у каждой из них было по бусам.

(Александра Федоровна с дочерьми; император Николай II с императрицей и детьми)

Трудно сказать, имела ли Александра Федоровна влияние на модные тенденции, ведь к моде она была довольно равнодушна. И по правде сказать, многие недолюбливали императрицу, воспринимая ее эмоциональную сдержанность и природную скромность как неприветливость и холодность.

«Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят другие люди».

Источник статьи: http://porusski.me/2018/09/28/04-tsarskij-garderob-aleksandry-fedorovny/

Cтиль императрицы Александры Федоровны Романовой… Женский взгляд

Александра Фёдоровна не как императрица, а как женщина. Со своим вкусом, стилем, женскими привычками. Почему меня заинтересовала эта тема?

В Эрмитаж я увидела вот эти платья.

Вот такие красивые, были в том числе и платья императрицы и великих княжон (фото, к сожалению у меня не получились). И вот тогда-то мне и захотелось узнать об их вкусе в одежде.

Александру Федоровну можно охарактеризовать так — классическая красота, величественные манеры и простота в одежде.

Хотя тут бы мне хотелось пояснить. Простота, как и в наше время, она имеет разные грани. Простота – это в данном случае это стильный образ без вычурности, изысканная. Я думаю, что простота императрицы относится именно к такой.

Воспоминания Г. И. Шавельского:

Высокая и стройная, всегда серьезная, с постоянным оттенком глубокой грусти, с выступающими на лице красноватыми пятнами, которые свидетельствовали о ее нервно-повышенном состоянии, с ее красивыми и строгими чертами лица. Впервые видевшие ее восторгались ее величием; ежедневно наблюдавшие ее не могли отказать ей в редкой царственной красоте.

Она приехала в Россию уже со своим стилем, который сформировался при дворе её бабушки – королевы Великобритании. У неё уже были свои правила и привычки.

Аликс рано потеряла мать и её воспитанием занялась англичанка Маргарет Джексон. В 15 лет это уже сформировавшаяся личность. у неё были прекрасные знания в литературе, истории, искусстве.

Хорошо образованная, застенчивая и немного грустная девушка – такую её и увидел Николай.

А теперь о вкусе императрицы, её стиле и предпочтениях.

Её платья я не могу назвать простыми. Они стильные и элегантные. Их нельзя назвать вычурными, гламурными, экстравагантными.

Любимые цвета в одежде были лиловый, сиреневый, голубой, белый, серый и светло-розовый. Это как раз те оттенки, которые подходят женщинам её типа. На мой женский взгляд очень удачный выбор :).

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/sofia_piter/ctil-imperatricy-aleksandry-fedorovny-romanovoi-jenskii-vzgliad-5d47101f14f98000addcc55b

Прически императрицы александры федоровны

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Скульптура
  5. Портрет императрицы Александры Федоровны

Портрет императрицы Александры Федоровны

Императрица Александра Федоровна (1872–1918), урожденная принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, жена императора Николая II (с 1894). Воспитывалась в Англии, была любимой внучкой королевы Виктории. Имела в браке четырех дочерей и сына. Занималась благотворительностью, во время Первой мировой войны работала с дочерьми Ольгой и Татьяной в госпитале. По воспоминаниям современников, отличалась религиозностью. Твердость убеждений сочеталась в ее характере с холодностью и нетерпимостью к чужому мнению. Оказывала значительное влияние на императора. Была расстреляна вместе с семьей 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.

Дизайн и разработка – «Музей Плюс»

Контент – «Виртуальный Русский музей»

Старый портал проекта — http://virtualrm.spb.ru
(архив материалов с 2009 г. по 1.04.2016)

Портал создан при поддержке НП «Виртуальный Русский музей»
и БФ «Система»

Источник статьи: http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/18_20/antokolskiy_m._m._portret_imperatrici_aleksandri_fedorovni._1896._pf-77/index.php

ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Последняя российская Императрица Александра Федоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская, родилась 6 июня 1872 года в Дармштадте.

Из дневника цесаревича Николая II известно, что он мечтал о браке с Алисой Гессенской еще в 1890 году. Вот, что он пишет:

«20 августа. Боже! Как мне хочется поехать в Ильинское! Теперь там гостит Виктория с Аликс (принцессой Алисой Гессенской – А. Д.). Иначе если я ее не увижу теперь, то придется ждать целый год, а это тяжело. »

Несмотря на то, что им приходилось подолгу не видеться, чувства будущего Императора не угасали, через 2 года он делает в дневнике запись (1892 г.):

«21 декабря. Вечером у Мама. рассуждали о жизни теперешней молодежи из общества. Этот разговор затронул самую живую струну моей души, затронул ту мечту, ту надежду, которыми я живу изо дня в день. Уже полтора года прошло с тех пор, как я говорил об этом с Папа в Петергофе, а с тех пор ничего не изменилось ни в дурном, ни в хорошем смысле! – Моя мечта – когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 г., когда она зимой провела 6 недель в Петербурге. Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты. Единственное препятствие или пропасть между ею и мною это вопрос религии. Я почти убежден, что наши чувства взаимны!»

В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых.

Горячее желание осуществилось еще через 2 года! Венчание с будущим царем Николаем II состоялось 14 (26) ноября 1894 года, Александре Федоровне тогда было 22 года. Коронация Императора Николая II Александровича и Императрицы Александры Феодоровны состоялась 14 мая 1986 года. Сестра Императора Николая II, Ольга Александровна так вспоминала об этом:

Никогда не забуду, как во время Коронации, Алики опустилась на колени перед Ники. Как бережно он надел корону на ее голову, как нежно поцеловал свою юную Царицу и помог ей подняться. Затем все мы стали подходить к ним… Я сделала реверанс, подняла голову и увидела голубые глаза Ники, которые с такой любовью смотрели на меня, что у меня от радости зашлось сердце. До сих пор помню, с каким пылом я клялась быть верной своей Родине и Государю.

Ольга Александровна оставила нам ценнейшие мемуары. Она достаточно хорошо описала взаимоотношения царствующей и вдовствующей Императриц. После смерти Александра III, его супруга Мария Федоровна почувствовала себя полноправной хозяйкой во всем и своему сыну стремилась давать советы в делах управления Государством.

«Из всех нас, Романовых, Алики наиболее часто была объектом клеветы. С навешенными на нее ярлыками она так и вошла в историю. Я уже не в состоянии читать всю ложь и все гнусные измышления, которые написаны про нее. Даже в нашей семье никто не попытался понять ее. Исключение составляли мы с моей сестрой Ксенией и тетя Ольга.

Мама любила сплетни. Дамы ее двора с самого начала приняли Алики в штыки. Было столько болтовни, особенно, по поводу ревнивого отношения Алики к первенству Мама. Мне-то хорошо известно, что Алики не испытывала никакой зависти к Мама, наоборот, ее вполне устраивало, что главенствующее положение оставалось не за нею. В то время главенствующее положение было за Вдовствующей Императрицей, нежели за Царствующей Императрицей.

— Согласно законодательству Вдовствующая Императрица имела преимущество перед Царствующей Императрицей. Во время официальных приемов Мама выступала первой, опираясь о руку Ники. Алики следовала за ними, в сопровождении старшего из Великих князей… Разве могла Алики быть счастливою? Но я никогда не слышала от нее и слова жалобы. Тот же закон устанавливал, что Вдовствующая Императрица вправе надевать фамильные драгоценности, а также драгоценности, принадлежащие короне. Насколько мне известно, Алики была довольно равнодушна к драгоценным украшениям, за исключением жемчуга, которого у нее было множество, но придворные сплетницы утверждали, будто она возмущена тем, что не имеет возможности носить все рубины, розовые бриллианты, изумруды и сапфиры, которые хранились в шкатулке Мама. Трения возникали и по другим вопросам.

Читайте также:  Календарь положительных дней для стрижки волос

Мама настаивала на том, что именно она должна подбирать фрейлин и статсдам для своей невестки. Щекотливым был и вопрос, касающийся нарядов. Мама нравились броские, с отделкой платья, причем, определенных цветов. Она никогда не учитывала вкусы самой Алики. Зачастую Мама заказывала платья, но Алики их не носила. Она прекрасно понимала, что ей идут платья строгого покроя.

Кстати, мой собственный гардероб зачастую приводил меня в ярость, хотя я, по существу, была равнодушна к своей одежде. Но, разумеется, я не имела права выбора, о чем бы ни шла речь. До чего я ненавидела всякую отделку! Больше всего мне нравилось льняное платье, которое я надевала, когда рисовала!»

Ольга Александровна, кстати, писала портрет Александры Гастоновны Вяземской, одной из клиенток Надежды Петровны Ламановой.

Чуть больше о вкусах Александры Федоровны в своих мемуарах пишет ее фрейлина, Анна Вырубова:

«Порой я видела Государыню на полу, на коленях, со школьной директрисой, барышней Шнейдер делающих рабочие чертежи к коврам. У Государыни были настолько тонкий вкус и художественное чутье, что даже директор Императорского фарфорового завода часто приносил Государыне на показ и усовершенствование готовые образцы или приходил за получением от Государыни новых идей.

Она не любила ни роскоши, ни блеска, была равнодушна к туалетам настолько, что камеристкам приходилось напоминать ей о заказах новых платьев. Она носила одно и то же платье годами, в военные годы она не заказала себе ни единой принадлежности туалета.

Своих детей она весьма строго воспитывала в нетребовательности. Одежда переходила от старших к младшим, совсем как в бедных буржуазных семьях; в финских шхерах Императорские дети часто носили скромные хлопчатобумажные платья. Если бы им довелось жить после революции, то они хорошо прожили бы в очень простых условиях.

Государыня, которая распоряжалась сравнительно большими средствами на приобретение убранств, не использовала деньги на себя, а раздавала их бедным или жертвовала на благотворительные цели до такой степени, что часто оставалась без денег, когда действительно был нужен новый праздничный наряд».

Со временем у Александры Федоровны сложился круг придворных поставщиков. В списках поставщиков Александры Федоровны было несколько портных, в том числе и Надежда Петровна Ламанова. О том, как состоялось знакомство Александры Федоровны с Ламановой ходят легенды. Самая красивая из них гласит, что Императрица вместе с сестрой, Елизаветой Федоровной, посетили ателье мадам Ламановой, где августейшая особа была поражена созданным для нее нарядом и тотчас же провозгласила, что отныне Надежда Ламанова имеет право называться Поставщиком Двора Ея Императорского Величества. Все же доля правды в легенде есть.

Из прошения Надежды Петровны на право получения этого солидного звания мы узнаем, что поставки ко двору она осуществляла, начиная с 1893 года, когда Александра Федоровна еще не жила в России. Следовательно, совершенно точно, что первой у Ламановой одевалась родная сестра Императрицы – Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Известно, что столицей в то время был Санкт-Петербург, так как же августейшие особы узнали о Ламановой, которая жила и работала в Москве? Все очень просто. Дело в том, что супругом Елизаветы Федоровны был генерал-губернатор города Москвы Великий Князь Сергей Александрович Романов, дядя Николая II. Соответственно Елизавета Федоровна и Сергей Александрович жили в Москве, и их, конечно же, навещала Александра Федоровна.

Александра Федоровна не любила роскошь и русскую великосветскую праздность. Выросшая в одной из самых скупых и консервативных монарших семей Европы, она до последних дней оставалась верна ее жестким правилам. «Во многих отношениях государыня была викторианкой, — писала Лили Ден. – Вместе с бабушкой (королевой Викторией. – О.Х.) она разделяла приверженность закону и порядку, верность семейному долгу, неприязнь ко всему «модерновому». Свойственна была ей и расчетливость Кобургов, которая так раздражала светскую чернь».

Царица предпочитала скромные пастельные тона, прекрасно подходившие тону ее мраморного точеного лица и всей ее статной и собранной фигуре. Излюбленными оттенками были гриперлевый, нежно-голубой, бледно-фисташковый, шафрановый, сиреневый, светло-розовый, а также лиловый, доминировавший в ее гостиной.

Весьма сдержанно она относилась к модным новинкам. Терпеть не могла фривольные шмиз а’la directoire с завышенной линией талии и слишком смелым декольте. Императрица не видела смысла в «хромающих» юбках, придуманных диктатором моды французом Полем Пуаре. Она считала неприемлемым экзотический гаремный стиль, не понимала, как дамы могут носить пестрые платья-халаты в китайском вкусе.

Царица предпочитала строгие и слегка консервативные платья с красиво ниспадающими складками, визуально удлинявшими ее фигуру. В них она выглядела элегантно и даже монументально.

Именно этим и отличались платья, которые создавала Надежда Петровна Ламанова. Среди сохранившихся нарядов мы как раз видим нежные пастельные тона, безупречный крой и элегантность. Всего в коллекции Государственного Эрмитажа сохранилось шесть платьев Александры Федоровны, выполненных в ателье Надежды Ламановой.

Первое платье — бальное фасона «принцесс» из розового шифона на розовом атласном чехле, декорировано вышивкой пайетками и бисером, по подолу обшито гирляндой из махровых роз и бантов из розового шифона. Драпированный лиф и буфчатые рукава – из розового шифона, спереди приколоты искусственные цветы – махровые розы. В платье сочетаются очень модные в этих сезонах вышивка блестками с отделкой из легких материй, а также фасон «принцесс», столь любимый Императрицей Александрой Федоровной. Этот фасон выгодно подчеркивал все достоинства ее фигуры – линии талии, груди и бедер. Платье бальное Императрицы Александры Федоровны
Шифон, атлас, искусственные цветы, пайетки, бисер; вышивка
Общая длина 180,0
Мастерская Н.П. Ламановой 1896-1897 гг.
Пост. в 1941 из ГМЭ; ранее: в гардеробной Императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-12897

Известен факт, что Императрицу Александру Федоровну, имевшую слабое здоровье, во время примерки заменяла ее камер-фрау Мадлена Занотти, «отличавшаяся, как говорили тем, что ее фигура была абсолютно одинакова с фигурой государыни при таком же росте» (Саблин Н. Указ. соч. С.28) . Однако же, Марией Маркович была найдена разрозненная переписка Надежды Петровны Ламановой с обер-камер-фрау Императрицы Марий Федоровной Гегингер, из которой становится недвусмысленно понятно, что Ламанова имела честь встречаться с Александрой Федоровной лично и производить примерку. Без конфуза не обошлось, в спешке Надежда Петровна что-то недопоняла и соответственно не выполнила заказ, о чем она пишет в своем ответном письме.

Особенное письмо было отправлено Надежде Петровне Марией Герингер 27 июля 1896 года. Из него становится известной сумма, на которую сделала заказы Императрица – 6 170 рублей. Но нам интереснее другое — знаменательные даты.

14 мая 1896 года состоялась коронация Николая II и Александры Федоровны. Ровно через 2 недели, 28 мая 1896 года состоялось не менее значимое для России и всего мира событие – открытие Всероссийской Художественно-Промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород был избран еще Александром III (1845-1894), в память о славном служении нижегородцев России и с учетом торгового значения города. Целью выставки было желание продемонстрировать рост и мощь российской промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также показать достижения науки и культуры. Впрочем после коронационных торжеств Император с Императрицею не поехали в Нижний Новгород, они прожили в Москве более месяца, посещая ближайшее Подмосковье, а 22 июня 1896 года прибыли в Санкт-Петербург.

Побывала ли Александра Федоровна в эти дни у Ламановой? Неизвестно. Николай II в своем дневнике пишет, что они были не вместе 29 мая.

Визит Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны в Нижний Новгород состоялся 17 июля 1896 года. Заметим, что дата 17 июля станет роковой в судьбе последнего Императора, именно в ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья будет расстреляна…

А пока они полные сил прибыли посетить знаменитую выставку, не оставляющую равнодушными и по сей день всех тех, кто знакомится с ее историей и фотоматериалами.

Нижний Новгород стал первым российским городом, куда Николай прибыл не великим князем – наследником престола, а Императором Николаем II. Нижегородский просветитель, педагог и издатель Василий Иванович Виноградов в своем репортаже достоверно отразил последовательность царского визита, подробно описав все четыре дня пребывания Николая II в Нижнем: 17, 18, 19 и 20 июля. Император и Императрица проследовали в Нижний Новгород из Санкт-Петербурга, с остановкой в Москве, где к ним подсели княгиня Голицына и Васильчикова.

17 июля. «В 10 часов утра сигнальный рожок дорожного сторожа известил о приближении Императорского поезда. Все смолкло и замерло в ожидании момента прибытия Их Величеств. В две минуты одиннадцатого царский поезд тихо подошел к платформе пассажирского вокзала. Встречающие обнажили головы. Императорский вагон остановился против палисадника, находящегося между зданием вокзала и Царским павильоном. Первой вышла из вагона Государыня Императрица, сойдя по особой лестнице-сходне, обитой голубым плюшем, затем вышел Государь в мундире лейб-гренадерского Екатеринославского имени Императора Александра III полка. На Ее Величестве было белое шелковое платье и такая же накидка, шитая серебром, и белая шляпка». Сразу с вокзала Императорская чета проследовала в кафедральный Спасо-Преображенский собор в Нижегородский кремле. На фотографии Максима Дмитриева запечатлён выход Императора и Императрицы из собора. Выход царской четы из кафедрального Спасо-Преображенского собора. 17 июля 1896 года.
Фотография Максима Дмитриева. Фонд Русского музея фотографии.

Читайте также:  Прически с новыми заколками

19 июля 1896 года Николай II и Александра Федоровна весь день провели на выставке. Одним из последних в программе пребывания царя на выставке стал Воздухоплавательный павильон, где на открытой площадке был приготовлен к полету воздушный шар. «В корзину шара сели два офицера воздухоплавательного парка, поручики Борсенков и Нат. По команде начальника парка капитана Кованько, шар поднимался на привязи, затем был спущен на землю, и через несколько минут был сделан этими же аэронавтами в присутствии Высочайших Посетителей свободный воздушный полет. Шар поднялся почти прямо над выставкой на огромную высоту и далее плавно понесся через Оку…». Воздухоплавательный павильон. Шар готов к запуску. Высокие гости в ожидании полета.

На следующей фотографии крупным планом сняты Высокие Гости выставки. Здесь мы можем ближе рассмотреть платье Александры Федоровны. 19 июля 1896 года. Фотография Максима Дмитриева. Фонд Русского музея фотографии.

Императорская чета отбыла в Санкт-Петербург через Москву 20 июля и уже 21 июля вечером они были дома. Заметим, что через несколько дней, 27 июля, Мария Федоровна Герингер отправила письмо Ламановой Надежде Петровне, в котором она послала «настоящую мерку Ея Величества» и просила сделать платье «совсем как серое» к приезду Александры Федоровны 15 августа 1896 года в Москву. Действительно Император с Императрицей выехали на поезде из Петергофа 13 августа и 15 уже были в Вене. В Москве они были лишь проездом.

Второе платье из коллекции Эрмитажа, выполненное в мастерской Н.П. Ламановой, своим кроем похоже на то, что изображено на фотографии выше. Это визитное платье выполнено из бежевого сукна фасона «принцесс», закрытое, с рукавами жиго. Воротник-стойка сшит из бархата в тон платья. Юбка расклешена, с треном и двойной складкой сзади. Платье декорировано вышивкой в стиле Людовика XVI в виде двойных вертикальных полос из блесток и выполненных тамбурным швом цветочных гирлянд. Платье визитное Императрицы Александры Федоровны
сукно, бархат, шелковая нить, блестки
Общая длина 184,0
Мастерская Н.П. Ламановой 1895-1896 гг.
Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-9404

Отметим, что платья подобного силуэта преобладали в гардеробе Императрицы Александры Федоровны. На фотографии ниже Александра Федоровна позирует в платье точно такого же фасона.

Следующие 4 платья похожи своим силуэтом и относятся к временному периоду начала XX века. Все они приталены, с большим декольте, коротким рукавом и с небольшим треном.

Третье вечернее платье из коллекции Эрмитажа выполнено из бархата шифона шафранового цвета – одного из любимых цветов Императрицы. Лиф открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, со шнипом, на поясе из желтого атласа, с напуском спереди. Рукав короткий, с двойным воланом из шифона. Юбка расклешена, с мягкой встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией белого машинного кружева, имитирующего филейную вышивку, аппликацией из бархата и вышивкой синелью в виде цветущих веток гортензии. Платье вечернее Императрицы Александры Федоровны
бархат, шифон, атлас, кружево, синель
дл. лифа 30 см, дл. юбки 154 см
Мастерская Н.П. Ламановой Начало XX в.
Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-8644

Четвертое бальное платье Императрицы создано из белого тюля с мушками, на белом атласном чехле. Лиф декольте, с короткими рукавами, декорирован брюссельским кружевом и вышивкой блестками и битью в виде цветков мака; декольте и низ рукавов декорированы накладным шитьем в виде листьев, расшитых блестками. Пояс из заложенной складками серебряной парчи. Юбка также декорирована вышивкой блестками и накладным шитьем в виде листьев и цветов мака. Платье бальное Императрицы Александры Федоровны
тюль, атлас, брюссельское кружево, серебряная парча, накладное шитье, блестки, бить
длина лифа: 38,0 см, длина юбки:184,0 см
Мастерская Н.П. Ламановой 1902-1903 гг.
Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-8619

В сети часто встречается это платье с неверной цветопередачей – как будто платье имеет желтый оттенок, на самом же деле оно белое.

Пятое платье из-за его бледно-фисташкового оттенка часто путают с платьем работы Модного дома Бризак – любимого кутюрье Императрицы. С платьем связана еще одна путаница, в одном из каталогов была неверная цветопередача – оно в нем мутно-желтого цвета. Об этом мы писали в разделе «Казусы и мифы».

Лиф платья притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками из шифона и кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка бисером, блестками и стразами. Платье вечернее Императрицы Александры Федоровны
бархат, шифон, машинное кружево малин, стразы
длина лифа: 34,0 см; длина юбки: 183,0 см
Мастерская Н.П. Ламановой 1902-1903 гг.
Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-9463

При ближайшем рассмотрении становится понятно, что кроме цвета и фасона ничего общего у платья от Бризак и платья от Ламановой нет. Рассмотрим лифы:

Ниже платье от Бризак в полный рост. Платье вечернее (лиф и юбка) из белого шелкового кружева типа «малин» с мелким узором, на белом шифоновом и шелковом чехле цвета морской волны. Лиф открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, со шнипом. Рукав короткий. Вырез декольте и низ рукавов декорированы кружевом типа «алансон». Юбка расклешена, со складкой по центру спинки, со шлейфом. По всей поверхности платья вышивка серебряными блестками и фигурными пластинками орнамента из вьющихся лент, бантов, лавровых венков и побегов. Платье бальное Императрицы Александры Федоровны
тюлевое кружево, шелк, кружево, блестки
длина лифа: 38,0 см; длина юбки: 173,0 см
Мастерская А. Бризака 1900-1901 гг.
Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-12909

Шестое платье – уникально. Во-первых, оно поразительно похоже на платье фисташкового цвета выше. Во-вторых, в этом платье редкое сочетание работ двух ведущих мастерских – Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого времени был выполнен второй лиф. Платье бальное Императрицы Александры Федоровны
тюль, шелк, шифон, блестки
длина лифа: 39,0 см; длина юбки: 88,0 см
Мастерская А. Бризака 1904-1905 гг.
Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-8618

Сравним два лифа выполненные в мастерской Н. Ламановой и А. Бризак к одной и той же юбке.

Вот так выглядит платье, исполненное в содружестве двух мастерских: Платье бальное Императрицы Александры Федоровны
тюль, шелк, шифон, блестки
Лиф — мастерская Н. Ламановой 1904-1905 гг.; Юбка — мастерская А. Бризака
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-8618

Мы уже знаем, что Александра Федоровна заказывала платья похожие друг на друга, изменения касались лишь отделки и цвета. Вот, к примеру, еще одно платье от Бризак схожего фасона. Платье вечернее Императрицы Александры Федоровны
тюль, атлас, шифон, гипюр, галун, серебряная парча, серебряная нить, блестки, синель
Мастерская А. Бризака 1900-1901 гг.
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-8623

Интересен тот факт, что Поставщиками Двора Ея Императорского Величества Надежда Петровна Ламанова и Модный дом Бризак стали одновременно – с 1904 года. Первой «своей» петербургской портнихой Александры Федоровны стала в 1902 г. некая Морэн-Блосье. Примечательно, что у двух Императриц некоторые портные «пересекались», например, Илья Леонтьевич Крылов, имевший звание с 1878 года. Звание Поставщика впоследствии «автоматически» унаследовал его ученик, потомственный почетный гражданин Павел Иванович Китаев, который в 1903 году одновременно вошел в Списки обеих Императриц. Из иностранных портных в списках с 1895 года значится прославленный английский дом моды Redfern (Лондон), клиентами которого были королева Виктория, принцесса Уэльская, королева Дании и королева Португалии. В списках заказчиц Дома можно найти королеву эллинов Ольгу Константиновну и Великую Княгиню Марию Павловну, супругу Владимира Александровича. В 1907 г. дамский портной Михайлов пополнил личный Список Императрицы. Страница из Списка Высочайших поставщиков 1902 г. Марии Федоровны и Александры Федоровны

Весьма вероятно, что Ламанова была бы любимым модельером Императрицы, живи она не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Все же это было не совсем удобно, заказывать платья, посылая все время мерки в письмах. А потому в гардеробе Императрицы преобладают платья именно марки Бризак. Следует отметить, что не только Альбер Бризак выполнял обязанности главного дизайнера-модельера фирмы. Судя по воспоминаниям А.А. Вырубовой, в семейной фирме активно работала и его жена. Более того, А.А. Вырубова прямо упомянула, что у женской половины семьи Николая II портнихой была именно m-me Brizaak. Талантливая женщина-модельер создавала такие фасоны, которые позже дали основания мемуаристам упомянуть, что женская половина семьи Николая II одевалась просто, но со вкусом. Рене Бризак также упоминал, что «Императрица очень любила мою мать, она относилась к ней с большим доверием и часто советовалась с ней относительно своих детей».

Надо признать, что мадам Бризак прекрасно учитывала особенности психологии своих заказчиц, эксплуатируя их тщеславие. Поскольку хорошо было известно, что она одевает всех дам фамилии Романовых, то она откровенно «задирала» цены.

Кроме Императриц в Модном Доме Бризак обшивалась значительная часть состоятельных дам Петербурга, принадлежащих ко двору. Так, в 1907 г., когда Лили Ден, будущая подруга Императрицы Александры Федоровны, первый раз ей представлялась, то на Лили было «простое белое платье от Брессак и шляпка, украшенная розами». Императрице наряд молодой девушки пришелся по вкусу.

Читайте также:  Выполнение женской стрижки каскад технология выполнения

Лили Ден оставила нам воспоминания Великой Княгини Ольги Александровны о мадам Бризак:

«Это была высокая смуглая женщина. Всякий раз, как она появлялась, чтобы проследить за примеркой, я указывала ей на дороговизну ее услуг. Бриссак сначала смотрела на меня с обиженным выражением лица, затем с заговорщицким видом шептала: «Прошу Ваше Императорское Высочество не кому не говорить об этом в Царском Селе, но для вас я сделаю скидку». Позднее Алики рассказывала мне о том, как она посетовала на чересчур высокие цены, на что мадам Бриссак ответила: «Прошу Вас, Ваше Императорское Величество, никому об этом не сообщать, но я всегда делаю скидку для Вашего Величества». Мы с Алики от души расхохотались! Вот старая пройдоха! Она так хорошо на нас заработала, что могла жить на широкую ногу в собственном особняке в Петербурге».

При заказе каждого нового платья Александра Федоровна действительно всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со времен небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории.

Счета, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве, свидетельствуют о том, что мадам Бризак ежемесячно получала от Императрицы приличные суммы – примерно по 6-9 тысяч рублей. Если посчитать, то только в 1914 г. по счетам «V. Brisac» уплатили 19 423 руб. По тем временам это огромные деньги, вполне сопоставимые с ювелирными счетами. Хоть Императрица и считала каждую копейку, любила экономить даже на собственном гардеробе, все же она пользовалась услугами самых дорогих именитых закройщиц. Подробнее о Модном доме Бризак и его судьбе после Революции можно прочитать в разделе «Предшественники и конкуренты».

Помимо роскошных платьев в гардеробе Императрицы хранились формы тех полков, шефом которых она была. Мундиры ей, бесспорно, шли. Императрица Александра Федоровна в форме полковника лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка

В домашней обстановке царица носила удобные, красивые, но недорогие вещи, чрезвычайно простое, скромное белье из тонкого полотна с незатейливыми, но искусными вышивками. Императрица старалась обходиться без помощи слуг. По утрам самостоятельно принимала ванну, прибирала волосы, сидя перед зеркалом, убирала комнату, штопала и вязала как профессиональная мастерица. В дневных нарядах также ощущалось влияние сдержанного расчетливого викторианства. Царица предпочитала белые хлопковые или шерстяные платья, ансамбли из строгой блузы и юбки, а также чайные платья для традиционного «файф-о-клок». Лили Ден оставила описание одного из подобных нарядов:

«Государыня была одета в белое. Шляпка была драпирована белой вуалеткой. У нее было белое нежное лицо, но, когда она волновалась, щеки ее покрывались бледно-розовым румянцем. Рыжевато-золотистые волосы, синие глаза, наполненные печалью. Гибкий, тонкий, как тростинка стан. На шее великолепное жемчужное ожерелье. При каждом движении головы в бриллиантах ее серег вспыхивали разноцветные искры. На руке простой перстенек с эмблемой свастики — излюбленным ее символом возрождения, — с которой впоследствии было связано множество всяких домыслов и предположений, будто Императрица была склонна к оккультизму. Эти неумные люди просто не понимали, что на самом деле значила для нее эта эмблема».

В холодное время Александра Федоровна надевала шерстяные и бархатные платья с небольшим количеством ювелирных украшений. «Императрица тогда была в ожидании наследника (имеется ввиду февраль 1904 г.), — писала А.Вырубова. — Помню ее высокую фигуру в темном бархатном платье, опушенным мехом, скрадывающем ее полноту, и длинном жемчужном ожерелье.»

Во время высочайших выходов Александра Федоровна надевала парадные, но не слишком роскошные и броские наряды. В особо торжественные дни она облачалась в традиционное придворное «русское» платье, прозванное «Императорскими доспехами» за тяжесть и неудобство. В нем она присутствовала по случаю 300-летия дома Романовых. Фрейлина Анна Вырубова сообщала: «Несмотря на усталость, Государыня была поразительно красива в своем голубом бархатном русском платье, с высоким кокошником и фатой, осыпанном жемчугами и бриллиантами; на ней была голубая Андреевская лента».

Придворные платья или как еще их называли – шлейфы, изготавливались в мастерской Ольги Николаевны Бульбенковой, носившей название Г-жа Ольга́. Почти все придворные шлейфы были изготовлены в ее мастерской и ныне хранятся в музеях: Государственном Эрмитаже, ГИМ’е, музее Метрополитен (Нью-Йорк). Платье придворное парадное Императрицы Александры Федоровны
бархат, атлас, металлическая нить, бить
длина лифа: 38,0 см; длина юбки: 132,0 см; длина шлейфа: 354,0 см
Мастерская О.Н. Бульбенковой Конец XIX — начало XX в.
Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-13133

Одним из самых ярких эпизодов во время царствования последних представителей рода Романовых стал роскошный бал 1903 года в Зимнем дворце. Туалеты для этого немыслимо дорогого события шились в Модной мастерской И.И. Каффи, Модном доме А. Бризак и в мастерской Надежды Петровны Ламановой, но это уже история, заслуживающая отдельного рассказа, прочесть который предлагаем в разделе «Бал 1903 года».

Гардероб Ея Величества кроме платьев был очень интересен и богат. Императрица весьма внимательно подходила и к выбору тканей. В 1902 г. ее верным поставщиком стал купец Василий Иванович Костинский. Его магазин (Б.Конюшенная д.13) предлагал лучший выбор шелковых и шерстяных тканей, а также высококачественную хлопковую пряжу. Купчиха Алиса Александровна Гиссер (Галантерейная торговля И.Труфанова на ул. Гоголя дома с 1 по 9), снабжала Императрицу лучшим бельем, английским и французским, а также драгоценными кружевами, шитыми и плетеными. Меха поставлял купец I гильдии Павел Иванович Лелянов. Шляпки самых разнообразных фасонов, а также искусственные цветы изысканных форм и оттенков приобретали в магазине Матрены Платоновны Поповой на Караванной улице.

Что касается ухода за собой и тут Императрица была довольно скромна. В ее списке значатся два парикмахера — Павел Петрович Пинассо и Генри Генрихович Делькроа. Впрочем, к их услугам Александра Федоровна прибегала в особых случаях, в домашней же обстановке предпочитала укладывать волосы самостоятельно. Лили Ден свидетельствовала:

«Ее рыжевато-золотистых волос никогда не касались щипцы для завивки, прическу она предпочитала самую простую и лишь для праздников и важных приемов изменяла своей привычке и позволяла себе более замысловатую».

Возвращаясь все к тому же письму Марии Федоровны Герингер к Ламановой, отметим, что парикмахер Генри Генрихович Делькроа мог путешествовать вместе с царской семьей в другие города и страны, вероятно, чтобы делать прически Императрице для важных приёмов.

Императрицу сложно было уличить в чрезмерном внимании к себе. На прически и макияж она тратила минимум времени, не полировала ногтей — маникюр не любили ни она, ни ее муж. Однако Александра Федоровна прекрасно разбиралась в парфюмерии предпочитала тонкие, цветочные ароматы, в том числе запах сирени и ландыша, прекрасно подходившим ее сдержанным, элегантным нарядам. «Ее Величество любила всякие цветы, — вспоминала Лили Ден, — но в особенности лилии, магнолии, глицинии, фрезии и фиалки. Любовь к цветам сродни любви к духам., и Ее Величество не была исключением. Из духов она предпочитала «Белую Розу» парфюмерной фирмы «Аткинсон». Они, по ее словам, были прозрачными, без всякой примеси, и бесконечно ароматными. В качестве туалетной воды она использовала «Вербену»».

Подобно Александре Федоровне, ее дочери предпочитали легкие цветочные ароматы фирмы «Coty». Ольга обожала парфюм «Rose Thé», Татьяна – «Jasmin de Corse», Мария в своих ароматических пристрастиях копировала мать, пользуясь парфюмом «Lilas», Анастасия использовала «Violette». Именно эти ароматы от «Coty» вслед за царской семьей начали употреблять великосветские девушки, аристократки и горожанки. В сущности, мода начала XX века на цветочные запахи пришла в Россию благодаря Императрице и ее благоухающим сиренью и фиалками дочкам. Кто знает, возможно, что и Надежда Петровна любила духи именно марки «Coty» благодаря Императрице. Точного ответа на этот вопрос пока нет, так как нашлись воспоминания сына Веры Мухиной, где он указывает иную марку духов от модного дома «Chanel».

Из драгоценностей Александра Федоровна более всего любила жемчуг, кото­рый украшал ее ожерелья, кольца, броши, серьги. Одним из самых известных ювелиров конца XIX — начала XX века считался «поставщик Его Императорско­го двора» Карл Фаберже». Изысканные безделушки, рамки для фотографий, сто­ловая посуда, уникальные ювелирные изделия изготовлялись в его мастерской, чтобы стать украшением европейских королевских дворцов, засверкать на ве­чернем туалете светских львиц, сделаться предметом гордости состоятельных людей. Сама Александра Федоровна любила драгоценности. Она умела их носить, знала, что когда, надлежит надеть, а когда украшать себя драгоценностями не следует. Обладать подобными вещами она стала лишь в России! В детстве и девичестве, кроме скромных колец и брошей, в ее распоряжении ничего не имелось. Однако она никогда не хвасталась стоимостью самих драгоценностей, хотя Ей принадлежали и уникальные ювелирные предметы.

Вот такой был наша последняя царица — красивой, утонченной, скромной, с изысканным вкусом и чувством прекрасного. Хочется верить, что когда-нибудь в ее адрес перестанут звучать нелестные эпитеты, распространявшиеся при Дворе ее завистниками и недоброжелателями.

«Глазами очевидца. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года», Татьяна Виноградова, г. Нижний Новгород, Издательство «Кварц», 2016 г.
Каталог выставки Эрмитажа «Русский модельер Надежда Ламанова 1861-1941» Автор-составитель Т.Т. Коршунова. 2002 г.
Каталог выставки из фондов Государственного Эрмитажа «Костюм серебряного века в России 1890-1914, АО «Славия» — Интербук», Санкт-Петербург, 1993
Костюм и мода Российской империи: Эпоха Николая II. Хорошилова О.А. – М., Этерна, 2012, — 464 с.
Каталог выставки «Петербургский модерн. 1890-1910-е годы. Стиль и светская мода», АО «Славия», Санкт-Петербург, 2016 Автор текста и куратор выставки – Юлия Валерьевна Плотникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
ГАРФ. Фонд 102, опись 2, ед. хр. 57. Лл. 8–15 об.

Источник статьи: http://lamanova.com/17_aleksandra-fedorovna.html

Оцените статью
Adblock
detector