Прически средневековья 5 век

—> —>Меню сайта —>

Каталог статей

«Не только замужние женщины, но и совсем юные девушки вынуждены были прятать волосы под головными уборами, чтобы не вызвать подозрений со стороны стражей морали. Женщинам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы, так как, согласно правилам христианской религии, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным»

Такие утверждения мы слышим в последние годы все чаще и чаще. С удивительной назойливостью доказывается, что женщинам и девушкам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы, полностью скрывающие волосы и никак иначе.

Однако при взгляде на свидетельства той поры (миниатюры, манускрипты и скульптурные изображения) видно, что это не так. Можно даже сделать вывод, что до конца XII века общепринятой прической девиц знатного происхождения в Западной Европе были длинные, волнистые, распущенные по спине волосы. Судя по всему, они служили символом целомудрия и невинности. Конечно, средневековые прически на изобразительных источниках – это отражение развития моды главным образом среди представителей западноевропейской аристократии, и это следует помнить.

Волосам в древности во множестве культур придавалось огромное сакральное и символическое значение, и Европа не была тут исключением: вассал мог преподнести свои срезанные волосы сюзерену в подтверждение клятвы верности, символический постриг делали, становясь монахом. Пряди волос дарились на память возлюбленным (кстати, этот обычай просуществовал необычайно долго – вплоть до конца XIX века); из них плели кольца, цепочки, делали амулеты. Наказанием для неверных жен и заподозренных в колдовстве мужчин и женщин в ряду других служило насильственное обривание волос, осуществляемое по постановлению церковного суда.

У мужчин волосы символизировали силу и свободу, у женщин — плодовитость. Частое расчесывание и уход за волосами имело еще и гигиенические цели, так как считалось способом избавиться от вшей и блох.

Церковь в средние века вмешивалась во многие (если не все) области культуры и ревностно следила за тем, чтобы женщина, состоящая в браке, носила головной убор «в знак покорности, стыда и раскаяния в первородном грехе». Распущенные волосы церковниками рассматривались как «дьявольский хвост» и «сатанинское искушение». Тем не менее в эпоху крестовых походов возник культ «Прекрасной Дамы» (который однозначно во многом шел вразрез с церковной линией), подготовивший почву для создания более светского, изящно-привлекательного женского облика, далеко не такого строгого и замкнутого, как это диктовалось церковью.

Несмотря ни на какие строгие правила, дамы старались прихорашиваться, особенно они лелеяли свои волосы. Каждая мечтала, чтобы её волосы были как можно длинней (чему свидетельство сохранившиеся даже в музейных коллекциях накладные косы и «шиньоны»).

пример из Земельного музея Кемптена,Германия.

Можно проследить некоторые заметные моменты изменения моды на определенные прически у дам.

Девушки франкских племен (500-751 гг.) носили волосы свободными и открытыми. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами.

В V-VIII вв. среди женщин была очень популярна прическа «по-римски» — волосы на затылке собирались в пучок, а сверху одевалось легкое покрывало или же платок.

В конце 8 — первой половине 9 века, во времена возвышения династии Каролингов, среди девушек и женщин появляется мода на косы. Плетение кос было различно: в три, четыре, пять прядей. Такую косу называли многопрядной. Косы заплетали от висков и макушки. Часто их удлиняли за счет вплетения лент, разноцветных шнуров.

В романский период девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем.

У женщин очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка.

Данный головной убор придавал лицу форму правильного овала, которая в то время считалась очень красивой, однако при внимательном взгляде отчетливо видно, что типичные для той поры косы при этом никуда не делись (как на известном скульптурном изображении Утты фон Баленштедт).

Многие замужние женщины носили так называемые «рыцарские косы», не покрывавшиеся головным убором. Эта прическа как считается, появилась во Франции, «завоевала» Англию и в меньшей степени — Германию, и представляла собой одну или две туго заплетенные косы, в которые вплетались ленты из шелка, тонкой кожи или ткани. Известно несколько вариантов данной средневековой прически. Косы могли заплетаться по бокам либо на затылке. Спадающие по бокам, они дополнительно связывались между собой лентами.Порой в них вплетали искусственные пряди, удлиняя таким образом косы почти до пола. Существовала еще одна похожая прическа. В этом случае волосы не заплетали, а просто обвивали ленту вокруг прядей, спускавшихся вдоль тела с двух боков.

Кроме того, средневековые дамы укладывали косы вокруг головы или на затылке в виде валика.

Замужние женщины и вдовы чаще скрывали волосы под головным убором, и порой встречаются очень закрытые варианты,

но и из этого «правила» имелись исключения. Обычно таким убором служили различные покрывала и платки. Однако часто ткань их была полупрозрачной и тонкой, и в большинстве случаев покрывали они голову таким образом, что часть волос обязательно оставалась на виду.

В то же время распущенные волосы продолжали быть популярными (не только у девиц, но и у замужних дам!)

Рис 1. Элизабет Померанская, четвертая жена императора Карла IV. Рис 2. Жанна Баварская, жена Вацлава IV.

В 15 веке большое значение приобрели головные уборы, в частности, чепцы, а прическа – наоборот: отступила на второй план. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали. Был введен в моду головной убор «эннен». Считалось, что эннен африканского происхождения. Он имел форму конуса. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов – считая их своеобразной карикатурой на готические соборы. Однако никакого существенного влияния эти возмущения не имели. Вообще трудно найти область светской культуры, по поводу которой церковники не возмущались и не грозили бы адским огнем всем, кто сейчас же не пойдет в монастырь. Женщины стали заплетать и укладывать волосы множествам способов. Женская прическа во многом определялась местными традициями и модой. Появилась и новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения (также сохранившиеся в музейных коллекциях).

Конец 15-го и 16-й век (эпоха Возрождения, или Ренессанс), были важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства.

В моду снова входят сложные и изысканные женские прически. Происходит своего рода возврат к наследию античности, особенно на юге Европы. Именно в этот период в моду вновь входят «греческие» прически с яркими украшениями и сложными укладками.

В то время у женщин Европы особенно красивыми считались золотые волосы и высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Судить об этом мы можем, например, по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей в его время была Симонетта Веспуччи, не раз его вдохновлявшая (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).

В Венеции на крыше многих домов имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, в ожидании, когда под лучами солнца они приобретут модный золотистый цвет. Однако часто по-прежнему носили и распущенные волосы, либо, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб по-прежнему считались признаками красоты.

Читайте также:  Какая прическа лучше для больших ушей

Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины прикрывали головы платком, чепцом или накидкой.

Вывод, который можно сделать из всего сказанного: несмотря на запреты и безусловно большое количество существовавших головных уборов, одним из главных признаков женской красоты всегда считались сами волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени.

Нероччо де Ланди «Женский портрет». Ок. 1485.

Источник статьи: http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/1-1-0-51

III. Европейские прически средневековья

Глава первая. Прически народов Западной Европы V-XV веков

Общая характеристика

В конце V века под ударами варваров пала Западная Римская империя (476 г.). Перестало существовать многовековое рабство, которое являлось тормозом на пути дальнейшего развития общества. С падением Рима завершился последний период истории древнего мира, началась история средних веков.

С этого времени в западной и центральной части Европы, которую теперь занимают Франция, Италия, Германия, Англия, Нидерланды, начинают расселяться германские племена — вандалы, вестготы, остготы, франки, англы и саксы. Греки и римляне, считавшие всех их дикарями, дали им общее название — варвары.

Подобное описание германских племен оставил в своих «Записках о Галльской войне» прославленный римский полководец Кай Юлий Цезарь. Будучи наблюдательным, он подробно описал не только военные действия, но и быт и нравы противника. Ведя войну за территорию Галлии (нынешней Франции) со своими очередными противниками — свевами, Цезарь оттеснил их за Рейн и на завоеванных землях основал новую римскую провинцию, которая получила наименование Германия. Во времена Цезаря земли по Рейну и Дунаю представляли собой дикое, малонаселенное пространство. В дремучих лесах местные жители охотились на зубров, а по опушкам и лесным просекам пасли скот, сеяли ячмень, просо, овес. Это были в основном охотники и скотоводы, в меньшинстве — земледельцы. За леса, пастбища и луга велась непрерывная война.

Римский ученый-историк Тацит спустя сто пятьдесят лет после Цезаря в своем труде «Германцы» описал жизнь этих племен, которая к тому времени значительно изменилась. Тацит отмечал отвагу, воинственность, здоровую простоту, умеренность в потребностях варваров, близких к природе, а также активность в управлении общиной.

По описанию Тацита, одеждой для всех служили короткие плащи или звериные шкуры, которые закалывались пряжками или просто колючками. Более состоятельные носили холщовые рубахи и штаны. Племена, жившие по берегам моря или океана, носили одежды из меха оленей, медведей, морских животных. Женская одежда была так же проста, как и мужская. Дополнением ее были холщовые, пурпурного цвета покрывала. Тацит укорял римских матрон в излишней роскоши, ставил им в пример германских женщин. Во времена Тацита варвары стали жить оседло. В большинстве случаев они строили хижины, обмазывая их глиной и окрашивая в голубой и белый цвета. Земля, как и раньше, считалась общим достоянием. Но постепенно происходит расслоение. Появляется сильная и богатая верхушка, которая уже не участвовала в общем труде. Возникавшие во времена Цезаря дружины становятся обычным явлением во времена Тацита. Опытный воин набирал себе юношей, которые хотели сражаться под его руководством. Легенды германцев напоминали древнегреческие мифы. Когда варвары-германцы завоевали Западную Римскую империю, они расселились и смешались с местным населением. Так как Римское государство стояло на более высокой ступени развития, то постепенно завоеватели стали забывать свои обычаи и даже свой язык.

Продолжительное время на землях теперешней Европы делались попытки объединить земельные общины в единое государство. Но все они завершались неудачами. И только к концу V века в результате завоевания франками Галлии возникло первое феодальное государство франков. Во многом этому содействовал выдвинувшийся среди франкских вождей хитрый и жестокий Хлодвиг, а затем энергичный правитель и искусный полководец король Карл, прозванный Великим. Но единое Франкское королевство просуществовало недолго. В 843 году оно распалось на три ставших самостоятельными государства — Италию, Францию и Германию.

К этому времени в странах Западной Европы складываются новые социально-экономические отношения — феодальные, основанные на христианской религии, на обогащении крупных землевладельцев и полном подчинении крестьян. Во главе нового общества становятся крупные землевладельцы -феодалы, получившие такое название от слова «феод», которое означало земельный надел с крестьянами. Для того чтобы получить такой надел, нужно было состоять на военной службе у короля. Знатному феодалу принадлежали целые области с десятками и даже сотнями деревень. Отношения между различными слоями феодального общества напоминали лестницу. Верхнюю ступень занимал король — обладатель обширных земель и богатств страны. Ступенькой ниже стояла богатая родовая знать. Крупным феодалом была церковь, опора королевской власти, определявшая мировоззрение людей, влиявшая на все сферы жизни общества и в сильнейшей степени — на искусство, которое должно было укреплять ее. Следующие ступени распределялись в зависимости от знатности рода и богатства.

История культуры феодального общества делится на три периода: дороманский (VI-X вв.) — раннее средневековье, романский (X-XIII вв.) — зрелое средневековье и готический (XIII-XIV вв.) — позднее средневековье.

В архитектуре и изобразительном искусстве второй период получил название романского стиля. Этот стиль олицетворял всю суровость, мрачность, аскетизм средневековья. Искусство прочно удерживалось в тисках строжайших церковных догм. Вместо жизнеутверждающего начала античности появились навязанные религией суровость, массивность, однообразие. В живописи и скульптуре преобладают мотивы, прославляющие Христа.

По мере развития и укрепления феодального строя росло могущество церкви и ее влияние на все сферы жизни средневекового общества.

Вырабатывается новый принцип эстетики — превосходство духовного начала в человеке, отказавшемся от земных благ и радостей. Отрешение от земных радостей, предпочтение им аскетической жизни, страдания — вот чего требует церковь, и это находит отражение не только в произведениях искусства и литературы, но и в повседневной жизни.

Идеалом мужской красоты становится рыцарь — бесстрашный и мужественный воин. Таких людей изображают в витражах, делают скульптуры для соборов, их воспевают трубадуры, о них рассказывают в эпических произведениях, таких, как «Тристан и Изольда», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах».

Основные виды и формы причесок

Общие силуэты причесок средневековья не отличались особым разнообразием как у мужчин, так и у женщин. Феодальная знать носила те же прически, что и простой народ. Разницу составляли лишь головные уборы, украшения.

Мужчины знатного происхождения носили полудлинные волосы, подражая изображениям Христа. Особенно эта прическа распространилась после крестовых походов. Другой разновидностью причесок была «пейзанская» стрижка: волосы аккуратно подстригались вокруг головы, завивались крупными прядями. Густая челка закрывала весь лоб. Волосы крестоносцев по длине напоминали женские, так как рыцари давали обет не стричься во время походов.

Все мужчины, достигшие зрелого возраста, отращивали бороды. Их форма часто изменялась под воздействием моды. Бороды носили прямые или округлые, крючкообразные или раздвоенные. Завивке бороды уделялось большое внимание. Пряди завивались штопорообразно, а на концах свертывались в кольцо.

Рыцари обязательно отращивали бороды. Их разделяли на две или несколько отдельных прядок. Каждая из них могла быть перевита золотой нитью или шнуром, сплетенным из тонких золотых нитей.

Католические священники и монахи выстригали на теменной части волосы в виде небольшого круга (называлось это тонзурой) и прикрывали выстриженную часть маленькой шапочкой.

Женщины независимо от сословия были обязаны покрывать голову, как того требовала церковь. До замужества девушкам разрешалось носить распущенные по спине волосы, символизирующие чистоту и непорочность. Знатные дамы заплетали волосы в височные косы, перевивая их широкими лентами. Иногда косы были очень длинные благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина кос достигала размера ладони за счет многопрядного плетения. Условно эти косы назывались «рыцарскими» (рис. 33).

Читайте также:  Расческа с натуральной щетиной описание


Рис. 33

Мужские прически варварских племен не отличались сложностью. Покорив народы разных национальностей, они охотно перенимали их прически. Носили полудлинные волосы, свободно падающие на плечи. Они могли быть прямыми или слегка волнистыми. Среди» германских племен были распространены только длинные волосы-как признак свободы и воинственности (рис. 34). При этом около висков заплетали по тонкой косичке. На портретах, изображающих варваров, встречаются мужчины с прическами, которые силуэтом напоминают прическу «конский хвост» (рис. 34а). При этой прическе все волосы со всех сторон зачесывались вверх и туго завязывались на макушке жгутом. При возвышении династии Меровингов (VII в.) мужские прически делались из коротких волос, часто при таких прическах подбривали затылок. Молодые люди предпочитали носить длинные волосы. Со временем длина волос перестала служить знаком различия между свободными гражданами и рабами. Самой распространенной прической были свободно распущенные волосы, доходившие до середины шеи. С IX века эта прическа укоренилась среди всех слоев населения. И только преступников в наказание коротко стригли. В IX веке носили прическу, которая напоминала украинский оселедец. Все волосы кроме небольшого хохолка на макушке постоянно сбривали.


Рис. 34

Мужчины племени галлов носили большие бороды. Но под влиянием римской культуры появился обычай брить бороду, оставляя, однако, большие усы. Часто оставляли на щеках небольшие клочки волос — подусники. С IV века стали сбривать и усы. Диодор Сицилийский (III в.) оставил описание галлов: «Галлы белы телом, волосы имеют рыжие, а если у кого они другого цвета, то их моют известковой водой и они становятся рыжими. Некоторые из них бреются, другие имеют длинные усы. Они носят браслеты из золота и золотые ожерелья торкис на шее, а также и кольца». Однако излишней роскоши галлы избегали.


Рис. 34а

Женские прически в V-VIII веках были просты. Волосы свободно распускали слегка завитыми прядями по плечам и спине. Во время пиров и турниров голову повязывали лентами, надевали венки из цветов и листьев, украшали тонкими металлическими шнурами или обручами. Некоторые женщины закалывали волосяные пряди на затылке в свободный пучок — «по-римски», при этом надевали сверху легкое покрывало или платок. В конце VIII — первой половине IX века, во времена возвышения династии Каролингов, среди девушек и женщин появляется мода на косы. Плетение кос было различно: в три, четыре, пять плетешков — прядей. Такую косу называли многопрядной. Косы заплетали от висков и от самой макушки, они свободно лежали на спине. Часто их удлиняли за счет вплетения шелковых лент, разноцветных шнуров, образуя своего рода футляр.

Мужская одежда состояла из рубах и штанов, сделанных из кожи или грубой шерсти. Дополнением служили плащи на меху. Женская одежда мало чем отличалась от мужской. Это были длинные рубахи и плащи из грубых тканей. Мужскими головными уборами в основном являлись шапки, капюшоны или шлемы. Вожди носили обручи, короны. Женщины набрасывали на голову вуали, платки, надевали повязки. Украшениями в основном были браслеты и кольца.

С изменением эстетического идеала мужской и женской красоты изменились и формы одежды. В период раннего средневековья (VI-XII вв.) костюмы мужчин состояли из коротких туник, которые подпоясывались на талии, довольно коротких штанов и чулок. Сверху накидывали короткий шерстяной плащ. Постепенно одежды усложнялись. Вместо одной туники носили две, надевая их одна на другую. Ткани для них выбирали более дорогие. Стали носить длинные узкие штаны, широкие плащи.

С утверждением романского стиля в искусстве мужской костюм в значительной мере испытывает влияние костюмов феодалов-рыцарей. Одежда плотно облегает тело, становится значительно короче. С появлением у феодалов гербов меняется и цветовая гамма костюма.

Примитивность силуэтов причесок скрашивалась разнообразием головных уборов. Фантазия в изобретении новых фасонов не знала, границ. Но несмотря на излишество деталей, все они были практичны. Делались они из велюра, войлока, фетра, плотных тканей. Исходным силуэтом в таком многообразии мужских головных уборов был колпак, который со временем видоизменялся, превращаясь то в высокую трубу с отогнутыми кверху полями или удлиненным мысом, нависавшим надо лбом, то в низкую плоскую шляпу, напоминавшую тарелку. Многие носили капюшон куаф, который переходил в пелерину, матерчатые чепцы — бегуины, поверх них надевали шляпы. Часто знатные люди носили одновременно две шляпы.

Женские головные уборы в большинстве состояли из легких повязок, платков. Одной из любимых повязок была так называемая «романская». Она состояла из двух частей: одна плотно облегала голову, другая, из легкой ткани, спускалась на подбородок, закрывая часть щек. При помощи повязки можно было придать лицу правильный овал. Верхняя часть убора придерживалась обручем или широкой лентой. Знатные дамы надевали поверх легких покрывал короны^ венцы с зубцами.

Модно было носить венки из листьев и цветов. Невесты надевали высокие, нарядные головные уборы, напоминавшие корону. Основным материалом была серебряная проволока, цветные камни, стеклянные бусы разной формы, золотые блестки.

Наиболее богатые и знатные невесты могли украсить свадебную корону павлиньими перьями и драгоценными камнями.

Девушки из небогатых семей надевали изящные металлические обручи, украшенные цветными бусинками.

Костюм должен был скрывать линии тела своими складками оставляя открытыми только лицо и руки. Красивым считался высокий лоб, который пересекали глубокие морщины. Для того чтобы лоб казался выше, волосы надо лбом подбривали. Почти полностью выщипывали брови и ресницы. Вместо бровей рисовали черные дугообразные линии. Волосы женщины скрывали под головным убором. С распущенными волосами изображались в то время только ведьмы и русалки. Дамы должны были казаться утонченными, хрупкими, бледнолицыми, с маленькими, ухоженными руками. Женственность и нежность, изящество и утонченность становятся предметом прославления и воспевания поэтами и художниками. Особенно злоупотребляли молодые щеголи: их костюмы с яркими сочетаниями красок были полной противоположностью одеждам респектабельных горожан, придерживавшихся спокойных, неброских тонов.

Женские одежды, так же как и мужские, претерпели изменения.. Как и мужчины, женщины начинают надевать одну тунику на другую. С X-XII веков появляются облегающие одежды, подчеркивающие формы тела. Дополнением к ним являлись плащи с капюшоном.

Косметику употребляли сравнительно немного.

Позднее средневековье внесло разнообразие в одежду, головные уборы и украшения.

В Европе в середине XIII века на смену романскому стилю в искусстве приходит готический. Слово «готика» происходит от итальянского слова «qottiko» — буквально «готский», по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина XII-XIV вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики. В искусстве особенно ярко этот стиль проявлялся в архитектуре. Соборы, замки, крепости, построенные в готическом стиле, значительно способствовали украшению городов. Храмы, дворцы представляли высокие вертикальные сооружения с колоннами, стрельчатыми арками, узкими, вытянутыми окнами, островерхими крышами. Проемы окон часто украшались цветными стеклами или витражами. Феодализм продолжает развиваться и укрепляться, сопровождаемый ожесточенной классовой войной, развитием и ростом городов, торговли, ремесел.

Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были изданы законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивали пластику человеческого тела. Совершенствуется техника портновского искусства, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся разнообразнее и красочнее. Повторяются линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты одежды XIII-XIV веков.

Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды — силуэт, напоминающий латинскую букву «S» (эс-образный контур). Пропорции мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы как бы «вытягивали» фигуру, она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой.

Читайте также:  Пабг что такое ус

В конце XIV века чрезмерная роскошь и богатства бургундского двора * начинают значительно превосходить блеском и пышностью другие королевские дворы Европы — появляется бургундская мода. Мода менялась очень часто. Но общими чертами для всех видов была вычурность, богатство тканей и отделки, изысканность линий и силуэта.

* ( Бургундия — богатейшая часть Франции. В нее входили города Гент и Льеж, большая часть земель теперешних Бельгии и Голландии.)

Увеличивается число верхних одежд, надеваемых одна на другую одновременно, у знатных горожан и придворных. Одежды шили из тонкого шелка, полотна в сочетании с тяжелыми тканями — бархатом, парчой. Костюм бургундской моды несколько утяжеляется, становится приземистым, более тяжеловесным, просторным; декорирован он значительно богаче, чем раньше.

В первой половине XVI века в обиходе были еще средневековые костюмы, но некоторые щеголи вносили в них новшества — элементы итальянских костюмов. Возрождение наступило в Италии раньше, чем в других странах Западной Европы. Особенной роскошью славился королевский двор Франциска I. Торжественные выезды, охоты требуют от костюма более живописного, декоративного решения. Обилие украшений, вышивок, отделок органически сливается с яркими красками костюма. Нижние и верхние одежды придворных делались из дорогих тканей. Бархат считался одним из самых модных материалов.

Испанские моды становятся основными, появляется большое разнообразие видов и частей одежды. Воротники становятся стоячими, высокими. Их отделывают узким рюшем. Позднее появился круглый плоеный воротник типа фрезы.

Мужчины продолжали носить «пейзанские» прически, молодые знатные вельможи отпускали длинные волосы, завивали в локоны, распуская по спине. Иногда они надевали круглый золотой обруч, вокруг которого обматывали длинные затылочные пряди волос, образуя своеобразный валик. Крестьяне, горожане стриглись «под скобку», «в кружок». Бороды и усы дополняли прическу. Бороды имели разнообразные формы: округлые, крючкообразные, раздвоенные, перевитые нитями, штопорообразные.

Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы. Девушки могли ходить с распущенными по спине волосами, украшенными венками, лентой.

Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга — петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа «рыцарские косы» почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая — тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде «улиток», которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.


Рис. 35

Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто «улитки» из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками, — таким образом, каждая улитка имела свой золоченый «домик». Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами, при этом шея была открыта (рис. 35, 35а и 356).


Рис. 35а

Головные уборы, украшения, косметика. В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы-бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без полей. Мужские головные уборы в период XIV-XV веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами. Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты * ; судейские чиновники и нотариусы — бобровые шапки; ученые и богословы — черные шапочки; врачи — шляпы и шапки с подвязанными наушниками, с полями.

* ( Бареты, в отличии от беретов, которые были круглыми, имели четырехугольную форму.)

Во время господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле, с длинным кё (хвостом). Их носили знатные и богатые мужчины, а также почти все придворные. На полотнах художника Яна ван Эйка «Герцог Людовик Савойский», а также «Герцог Жан Брабантский» они дополняют богатые, роскошные костюмы вельмож второй половины XV века (бургундские моды).


Рис. 35б

Женские головные уборы, все еще полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.

Самым популярным убором была косынка, под названием барбет. Сверху нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки или покрывала.

Носили платки из ткани, омюз, напоминавший капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.

В XIII-XIV веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представлявший собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.

Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В XV веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия «сахарная голова», «паруса». Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэт готических крыш. Считалось, что колпаки эннены (см. рис. 35б) африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной или проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора были длинные прозрачные вуали. Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов — своеобразных карикатур на готические соборы.

Эннены публично подвергались проклятию и сжигались на кострах при большом стечении народа. А на другой день эннены появлялись на головах вновь — еще больших размеров, высота увеличивалась в зависимости от знатности хозяйки. Бургундская мода создает также «рогатый чепец» с боковыми золочеными сетками на ушах, высокие чепцы разной формы — в зависимости от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили венцы, разнообразные сетки.

Украшения. В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей.

Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.

Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.

Косметика. На портретах Яна ван Эйка, Луки Кранаха, витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными ресницами и бровями. Дамы пользовались пудрами, помадами, розовой туалетной водой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.

В ранние периоды средних веков в Западной Европе почти не было городов, так как большинство населения занималось сельским хозяйством — обработкой земли и разведением скота. В XI веке начинают появляться и быстро растут города. Скученность городского населения приводила к частым эпидемиям, уносившим огромное количество жизней. В это время посещение бань стало обязательным. Здесь можно было не только вымыться, но и побриться и подстричься. Работу эту выполняли банщики — первые представители парикмахерского искусства в средневековых городах. Банщики занимались и удалением зубов, кровопусканием. В продолжение всей истории средних веков банщики постоянно враждовали с профессиональными врачами, которые считали их шарлатанами. Банщики имели свой профессиональный знак — небольшой круглый тазик. В XII веке появляется родственная профессия — брадобрей. Они выполняли самые примитивные стрижки, делали прически, брили бороды. Но вскоре брадобреи начинают присваивать права медиков и банщиков.

Частые крестовые походы, рыцарские междоусобицы привели к тому, что из профессии банщиков и брадобреев появилась совершенно новая профессия — фельдшеры. «Полевой парикмахер» (это название произошло от двух немецких слов: «feld» — «поле» и «scheren» — «стричь») был необходим на войне, но кроме своих обязанностей они продолжали оказывать врачебные услуги.

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st013.shtml

Оцените статью
Adblock
detector