Одежда монголо-татар
Одежда монголо-татар отчасти напоминала скифскую.
Мужской костюм
Простые люди носили рубаху с узкими рукавами, удлиненный распашной кафтан с поясом и широкими, ниже локтя рукавами и холщовые штаны. Надевали иногда шелковые или домотканые халаты.
Знатные люди одевались в длинные распашные кафтаны с длинными рукавами и воротником, которые до талии застегивались большими круглыми пуговицами.
Женский костюм
Женщины, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны. Рубаха украшалась вышивкой или аппликацией и стягивалась на талии поясом. Монголки носили шелковые халаты с рукавами и накидки.
Одежда монголо-татарских воинов
Костюм монголо-татарского воина состоял из подбитого и простеганного кафтана, панциря, доходящего до колен и украшенного металлическими бляхами. Верхнюю часть рук защищали наплечники, прикрепленные к панцирю, а кисти рук — железные перчатки. Под панцирь воины надевали кожаную куртку с узкими рукавами, на которых от локтя до кисти крепились металлические обручи. Сапоги покрывали металлическими пластинками и снабжали наколенной бляхой с острым шипом. Голову защищал круглый шлем с наносником, а затылок и щеки — кольчужная сетка. Шлем украшался двумя пучками волос. Основным оружием монголо-татарских воинов были кривые сабли, луки, копья и кинжалы. На поясе у них крепились меч и колчан со стрелами.
Прически и головные уборы
Мужчины либо полностью сбривали волосы, либо оставляли отдельные пряди, которые висели свободно или заплетались в косы.
Простолюдины носили шапки в виде войлочной ермолки, на которых были ремешки, обрамляющие лицо. Знать надевала высокие меховые шапки, остроконечные или круглые с плоским верхом.
Налобные повязки женщин имели твердую переднюю часть, украшенную вышивкой и бисером. Кроме того, у них были летние и зимние шапки цилиндрической формы, сверху которых накидывали платки или шали, а для праздников — нарядные колпаки.
Обувь
Монголо-татары обувались в мягкие кожаные сапоги и кожаные башмаки.
Украшения
Женщины носили браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки вплетали в косы связки монет.
Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян
Источник статьи: http://mir-kostuma.com/mongolo-tatary
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Украшения хана Батыя
В последнее время российского зрителя радуют неплохими отечественными фильмами, в том числе и историческими. Об одном из них, вышедшем на экраны в декабре 2017 года, мы и поговорим.
Итак, батальное полотнище, достойное пера летописца – фильм «Легенда о Коловрате». Сами создатели указывают, что это «исторический кинофильм с элементами фэнтези». В СМИ также неоднократно писали, что авторы фильма решили отказаться от воссоздания исторических событий тринадцатого века и предпочли создать сказочный мир.
Однако кое-что от мира реального в киноленте есть. Например, известно, что костюмеры, создавая одеяния для актеров, основывались не на различных фэнтезийных образах, а на костюмах выдающихся исторических личностей. Правда, не только XIII века.
Рассмотрим костюмы самого интересного персонажа – хана Батыя.
Бату, Бат хан, или по-русски Батый, — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против русских княжеств, половцев, Волжской Булгарии, Польши, Венгрии и Далмации.
Теперь немного об одежде монгольских полководцев. В войске монголов было несколько видов воинов: легко вооруженные, тяжело вооруженные, конные, пешие, лучники и пр. Полководцы могли позволить себе тяжелую броню.
Вот как костюм тяжеловооруженного воина описывается в издании «Новый солдат» №50: «На всаднике стеганый халат с косым запахом и узкими длинными рукавами, стеганые штаны и сапоги. Нередко всадники одевали панцирь хатангу деель, представлявший собой длинный кафтан с фигурными листовидными оплечьями, шившийся из слоеной кожи, войлока и прочной ткани и часто простеганный металлическими пластинками».
Похоже, как раз вариацию хатангу деель мы видим у Батыя в фильме. Для красоты костюмеры выложили панцирь узорами из накладок под металл.
На этом же кадре виден головной убор Батыя. Эта «золотая» чаша китайского происхождения. Что тоже исторически допустимо, так как империя Чингисхана включала в себя и Китай (улус Великого хана, государство Юань).
В общем и целом, на китайское происхождение костюма Батыя в фильме «Легенда о Коловрате» указывает и использование драконов для украшения верхней одежды. Драконами украшали торжественные ритуальные костюмы китайских императоров – именно в тот период, который историки называют так же — «Юань». Драконы символизировали способность правителей гибко действовать в переменчивых условиях.
Теперь перейдем к украшениям Батыя, представленным в фильме. Могут ли кладоискатели нашей страны найти что-то подобное с металлоискателями на местах сражений с татаро-монгольскими войсками?
Во-первых, накладки на руки, или наручи.
Да, действительно, у монголов был такой элемент воинской экипировки, но, в отличие от фильма, украшением они не являлись. Вот, например, монгольский наруч, найденный на территории Республики Молдова. Происходит из могилы представителей Золотой Орды, датируется концом XIII — началом XIV века (период противостояния Руси и Золотой Орды). Сохранился кусок пластины, закрывающей локоть, и кусок с застежкой на нем.
Так что найти монгольские наручи реально. А уж будут они украшены или нет – тут как повезет с сохраном.
Во-вторых, монгольские украшения на косы.
Действительно, были и такие. В том же издании «Новый солдат» №50 пишут: «Длинные волосы монголы заплетали за ушами в две, реже в четыре и даже шесть кос. Косы обязательно сворачивались в кольца и завязывались бантиками, а у знати — и нитками жемчуга».
И не только жемчуга, в косы вплетались и иные украшения. Этим обычаем монголо-татары напоминали скифов. В книге Анны Блейз «История в костюмах» написано, что в волосы монгольские воины вплетали даже связки монет.
Поэтому – да, такие украшения, во том числе и монеты, найти в земле можно.
Ну и в-третьих, нельзя не заметить, что Батый в фильме носит некие височные украшения, которые начинаются от внешнего уголка глаза, проходят через брови и виски и заканчиваются в волосах. А вот это украшение монгольского полководца уже, как нам видится, является чисто фэнтезийным. В реальности височные украшения использовали в своей прическе женщины. Но не монгольские, а славянские. Разнообразие височных украшений было очень велико, вопросу их изучения посвящены научные работы и исследования русских археологов.
Некоторые из височных украшений славянского женского костюма
Кроме того, были височные украшения и в женском костюме Китая XIII-XVI века. Правда, они крепились не к волосам, а к диадеме. Однако более реальной представляется отсылка в фильме к индийским украшениям. Индийское украшение, называемое джумар, как раз и крепилось в той области, где оно примерно располагается у Батыя в фильме «Легенда о Коловрате».
Традиционный джумар (история украшения насчитывает более тысячи лет).
Такое украшение, если вы захотите его найти, придется ехать искать в Индию. Там приборный поиск не то что бы запрещен, просто все древние находки сразу надо сдавать государству.
Вот такие интересные параллели можно отыскать в фильме «Легенда о Коловрате», рассмотрев только украшения хана Батыя. Но думается, что и археологи, и увлеченные своим делом копатели (конечно, сотрудничающие с музеями!), будут рады любым находкам периода Золотой Орды.
Источник статьи: http://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/28-rasskazi-kladoiskatelstvo/4477-ukrasheniya-khana-batyya.html
Прически у татаро монгол
СТРИЖКИ МОНГОЛЬСКИХ ВОИНОВ (1200-1300 гг.) И ПОЧЕМУ КОРПОРАТИВНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ХАНА И ЕГО ГВАРДИИ ВЫРАЖАЛАСЬ В ПРИЧЕСКАХ, ТОГДА КАК В ОСТАЛЬНОМ В ИМПЕРИИ ЦАРИЛ ПРИНЦИП ИЕРАРХИЧЕСКОГО СОПОДЧИНЕНИЯ ЧАСТЬ I.
Необычность внешнего вида монголов для европейца усугублялась традиционными прическами степняков. Монах Вильгельм Рубрук писал, что монголы выбривают квадратом волосы на голове. Этот обычай подтверждал и Карпини, который сравнивал прическу монголов с монашеской тонзурой. От передних углов квадрата, говорит Вильгельм, монголы выбривали полосы к вискам, и их также брили, как и затылок; в результате образовывалось разорванное кольцо, обрамляющее голову. Чуб спереди не стригли, и он спускался до бровей. Остававшиеся на голове длинные волосы сплетали в две косицы, концы которых за ушами связывались вместе. Карпини описывает монгольскую прическу похожим образом. Он также отмечает, что монголы отпускают длинные волосы сзади. Описание прически монголов, похожей на конский хвост, оставленное Винсентом де Бовэ, также совпадает с этими источниками. Все они относятся примерно к 1245 г. У мужчин, начиная с первой стрижки волос, проводившейся в трех- или пятилетием возрасте, выбривали макушку и затылок, но оставляли челку, свисавшую на лоб, и волосы на обоих висках (их заплетали в две небольшие косички). У мальчиков они торчали короткими хвостиками в разные стороны, мужчины их укладывали локонами за ушами. Длинные волосы сзади заплетали за ушами в две, реже в четыре и даже шесть кос. Косы обязательно сворачивались в кольца и завязывались бантиками, а у знати — и нитками жемчуга. На средневековых каменных изваяниях, найденных в степях Восточной Монголии и, вероятно, изображавших представителей «золотого рода» Чингизидов, в ряде случаев прослеживается именно такой тип прически. К XX в. эта прическа естественно вышла из употребления, но ее детский вариант с двумя торчащими косичками изредка встречается и в наши дни в отдаленных районах Монголии.
Мужчины Монгольской империи обязаны были носить сложный тип прически. Требование одинаковой укладки волос на голове распространялось на всех мужчин, находящихся на службе, независимо от их этнического происхождения и социального статуса. Прическа Чингис-хана не отличалась от прически рядового воина в его армии. Это обстоятельство требует объяснения, особенно с учетом того факта, что в империи царил принцип строгого иерархического соподчинения, который предполагает существенные различия во внешнем облике.
Так, например, костюм старших по званию имел важные отличительные детали; в первую очередь это касается золотых поясов. Корпоративная солидарность великого хана и его гвардии нашла отражение в геральдических символах: седло и конские ремни Чингис-хана и кешиктенов (дневной и ночной стражи в ставке хана) украшались фигурами свернувшихся драконов. Различались по материалу и надписям пайцзы, правом пользования «зонтом» обладало лишь ограниченное число высших военных чинов и члены императорской фамилии, а мужская прическа была одинакова для всех. Удивление вызывает как раз однообразность формы прически. В семиотическом плане эту прическу можно рассматривать как знак, который всегда «находится» при мужчине. Очевидная функция этого знака заключалась в идентификации «своих» на фоне «чужих». Наша задача — выяснить ролевое поле этого знака. В известном смысле можно утверждать, что все военнообязанное мужское население Монгольской империи представляло консолидированную группу, внешним признаком которой и выступала прическа.
В той же исторической энциклопедии Винцентия из Бовэ (1265 г.), который использовал донесения дипломатических миссий к монголам и другие документы из архива римской курии, после описания монгольской прически сказано, что точно так же бреют макушку и носят косы за ушами все, кто живет вместе с ними: команы, саррацены и другие, но лица этих людей не похожи на лица тартар. Таким образом, вопрос о неизменном постоянстве способа укладки волос выходит далеко за пределы этнографической проблематики и, видимо, должен рассматриваться в другой системе координат. Речь идет об имперской культуре. Так, например, уже упоминавшиеся воинские пояса с геральдическими изображениями драконов появляются в монгольской среде как бы в одночасье. И связано это было с резко изменившимся уровнем государственного строительства после реформ 1206 г., когда при оформлении новых элит потребовались новые объединительные символы. В строго иерархической вертикали империи правая мужская сторона «уравновешивалась» левой женской. Женским эквивалентом сложной мужской прически выступала бокка. И подобно тому, как форма прически была одинаковой для всех мужчин от императора до рядового воина, так и форма бокка была одинаковой для всех женщин в империи. Разумеется, что речь идет о женах, чьи мужья состояли на военной или административной службе у великого хана.
В глазах средневекового европейца острижение волос ассоциировалось с жизнью в обществе по определенным правилам поведения. Внешний вид и прическа жителей той или иной страны могли выступать в качестве одной из важных характеристик. Например, доминиканцы, отправившиеся на поиски «прародины венгров» в 1234 г., достигли Зихии. В отчете доминиканцев отмечается, что все мужчины в Зихии наголо бреют голову и тщательно растят бороды, и только знатные, демонстрируя свою знатность, оставляют над левым виском немного волос, выбривая всю остальную часть головы. Самим францисканцам предписывалось уставом быть гладко выбритыми и носить тонзуру на голове. Выбритая макушка францисканцев поразительным образом напоминала выбритый круг на голове у монголов. Это случайное совпадение было отмечено самими францисканцами. Особый интерес ситуации придает и то обстоятельство, что китайские дипломаты этого времени тщательным образом описывали устройство монгольской прически.
К середине XIII в. этноним монгол превратился в общеимперский политоним. Рашид ад-Дин отмечает, что в его время, т. е. в XIV в., тюркские племена именуют себя монголами, «хотя в древности они не признавали этого имени». Причина этого стремления — величие и могущество монголов. «Ныне дошло до того, что монголами называют народы Хитая и Джурджэ, нангясов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признает полезным называть себя монголами». Империя была открытой системой, ориентированной на включение и адаптацию новых групп. «Монголами» были все, кто обрел свое место в новой иерархии власти. Можно не сомневаться, что кидань Елюй Чу-цай, советник Чингис-хана по управлению Китаем, и венецианец Марко Поло, служивший гонцом при Хубилае, носили халаты и прически на монгольский манер. В этой перспективе требование однообразия мужской прически, наряду со способом запахивания полы одежды и женским головным убором бокка, следует рассматривать как интегрирующие факторы в жизни «Великого монгольского государства». Перечисленные внешние формы выступали как признак включенности в новую социальную среду и подчинения императивам «Великого монгольского государства». Приведу два примера. Первый, типологического характера: в 1207 г. правитель Сычуани У Си объявил о неподчинении Южной Сун и обратился за покровительством к империи Цзинь. Он даже ввел «варварский» способ запахивания полы одежды на левую сторону, что было символом полного подчинения чжурчжэньским правителям.
Известно, что средневековые общества были обществами высокой знаковости. Знаковая сущность явлений и вещей доминировала над их реальной сущностью. И одновременно мир высокой знаковости воспринимался как социально организованный. Это положение и иллюстрируют вышеприведенные описания, выполненные представителями других культур. В частности, донесения францисканцев призваны были, в противовес невероятным слухам о диких обитателях степей, представить мир кочевников как высоко организованный социум. Внешним наблюдателям бросалась в глаза не странная форма прически или головного убора, но их однообразие. Францисканцы, описывая форму мужской прически, на самом деле описывают имперскую униформу. Сам факт подробного описания монгольской мужской прически в отчетах европейских и южнокитайских дипломатических миссий свидетельствует о значимости этой внешней детали как имперского символа. Интересно отметить, что в Корее одно время монголы требовали от правителя и его подданных наличия кос как знака покорности. А после взятия Самарканда монголы вывели население и гарнизон в степь, отделили тюрков от таджиков и всех распределили на десятки и сотни. «По монгольскому обычаю тюркам они [приказали] собрать и закрутить волосы [дословно: тюркам соорудили на монгольский манер нугулэ и какул. Какул — особый вид прически, при которой волосы собирались на голове пучком и закручивались]» Согласие тюрков изменить прическу гарантировало им сохранение жизни. Известны и обратные примеры, но в таких случаях изменение монгольской прически на прическу противника относилось уже к разряду боевых хитростей. Иллюстрацией к словам брата Иоанна о том, что монголы «самые хитрые [из всех] в военном деле» может служить история с переодеванием войска Хулагу-хана. При осаде одного из городов в окрестностях Мосула, сообщает Рашид ад-Дин, монголы переоделись в одежду сирийцев, «выпустив по курдскому обычаю волосы». «Жители города, полагая, что это сирийцы, которые идут [им] на помощь, вышли [из города] навстречу и торжествовали. Монгольское войско окружило их со [всех] сторон и не одного не оставило в живых».
Чагатаи при Тимуре (конец XIV в.) считали себя вполне мусульманским войском, хотя по своей внешности и по своему военному устройству оставались верны традициям Чингис-хана. Резким внешним отличием Тимура и его воинов от прочих мусульман были сохраненные ими, по монгольскому обычаю, косы, что подтверждается и некоторыми среднеазиатскими иллюстрированными рукописями того времени 38. Головной убор одного из «чагатаев» в описании испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо выглядел следующим образом: сеньор Эрзинджана «на голове носил высокую шапку, отделанную жемчугом и драгоценными камнями. Верх шапки имел золотое навершие, с которого спускались две косы, из красных волос, сплетенные в три пряди, ниспадавших сзади и доходящих до плеч. Эти волосы, так сплетенные, и есть знак отличия [воинов] Тамурбека». Чагатаи (чагатайцы) — названия населения Мавераннахра в период со второй половины XIII века до второй половины XIV века. Связано с именем Чагатая, сына Чингисхана. Известно, что Мавераннахр в начале XIII века вошёл в состав Чагатайского улуса. В этот период (XIII—XIV вв.) термин «Чагатай» сначала означал благородных, которые были в окружении Чагатая, армию и их потомков. В XIV веке формировался новый этнос в результате смешивания оседлых и кочевых тюркских населений, в современном мире этот народ именуется «узбеками». Позже в XV веке тюркское население Мавереннахра и Восточного Туркестана называлось словом «чагатаи». В XV в. термин «чагатаи» приобрёл более широкий смысл. Он начал применяться не только по отношению к тюркским племенам, пришедшим в период монгольского завоевания; так стали именовать все тюркское население Мавераннахра, включая и ранее пришедшие племена. Испанский посол совершенно верно отметил знаковый характер косы в облике чагатаев. Нам остается лишь добавить, что эта коса унаследовала имперскую моду начала XIII в. Когда войско Тимура осаждало Дамаск (1400—1401 гг.), его внук Султан-Хусейн изменил своему деду и перешел на сторону осажденных; ему прежде всего отрезали косу и заставили переменить одежду. Приведенные примеры показывают, что в средневековых государствах кочевников прическа взрослых мужчин определяла в первую очередь социальный статус человека. Может создаться впечатление, что только на Востоке мужская прическа была предметом государственного интереса. В средневековой Европе наблюдалось то же самое явление, но функция контроля принадлежала церкви. Папский легат, епископ Филипп де Фермо, прибыв на собор в Буду (Венгрия) в 1279 г., обвинил венгров, которые, казалось, решили отвергнуть христианство, изменив свои прически и одежды по образцу, заимствованному у команов. Обвинение касалось безобразно распущенных длинных волос и одежды, подобающей женщинам. Епископ призвал венгров вернуться к прежнему виду и католической вере. Тем самым он обозначил влияние команов, обосновавшихся в Венгрии, после того, как те покинули причерноморские степи. Влияние команского имиджа было настолько сильным, что вызвало тревогу у духовенства, обеспокоенного за чистоту веры.
Источник статьи: http://vk.com/wall326084519_1798