- Прически великой французской революции
- Глава первая. Французские прически первой четверти XIX века
- Общая характеристика
- Основные виды и формы причесок
- Головные уборы, украшения, косметика
- Профессия — парикмахер!
- Личный кабинет
- Мы на facebook
- Календарь
- Статистика
- Популярные новости
- Директория (1795–1799 гг.)
- Мода эпохи Великой французской революции и Директории
Прически великой французской революции
Глава первая. Французские прически первой четверти XIX века
Общая характеристика
В начале XIX века моду продолжает диктовать Франция. На смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир, что в переводе с французского означает «империя». Этот художественный стиль называют также поздним классицизмом. Он появился в первой четверти XIX века во всех странах Европы. Но родиной ампира считается Франция времен Наполеона I, который, воспользовавшись кризисом Директории, в союзе с крупной буржуазией совершил государственный переворот и в 1804 году объявил себя императором. Он считал, что искусство должно способствовать прославлению его личности и воинских подвигов. Наполеон мечтал о возрождении великолепия Римской империи. Поэтому во Франции начинает проявляться бурный интерес к античности. Законодателями мод во время первой империи явились ближайшие друзья императрицы Жозефины, жены Наполеона.
С 1805 по 1814 год моды менялись чрезвычайно часто, и ни один журнал не мог уследить за всеми их изменениями. Влияние античного искусства сказывалось на внешнем облике французов. В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима. Перенимались также линии одежды, в основном женской, украшения.
Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Напыщенного вельможу сменил образованный и отважный, элегантный и деловой мужчина. Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать теперь уже ни в коей мере не могло заменить каких бы то ни было деловых качеств, образованности, ума. В женщинах ценились томность, мечтательность, меланхоличность, «интересная бледность».
Основные виды и формы причесок
Мужские прически со времен Директории изменились мало. Это были все те же коротко остриженные завитые волосы, красиво уложенные. Самыми популярными были прически типа «титус» и «каракалла». Парики с прическами типа «кошелек», «узел», «крысиный хвост» больше не появлялись. Волосы вновь обрели естественный цвет, так как пудра вышла из моды. Разнообразились прически проборами — прямым, боковым, сквозным (рис. 88). Дополнением причесок стали небольшие бакенбарды — «фавориты» (рис. 89). При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко, и то типа «жабо».
Рис. 88
Женские прически стиля ампир в корне отличались от причесок XVIII века. Античные прически, которые появились во времена Великой французской революции 1789 года и Директории, продолжали пользоваться популярностью. Их дополняли «египетские» прически, распространившиеся среди дам высшего общества после египетского похода Наполеона. Они были значительно осовременены. Парикмахеры соблюдали общий силуэт, а в остальном женщины полагались на собственную фантазию. Прославленные красавицы, светские «львицы» этого времени мадам Тальен и мадам Рекамье вводили в моду все новые и новые придуманные ими прически. С 1801 года среди женщин распространяются прически из коротких, завитых в локоны волос, которые походили на мужские прически «титус» и «каракалла». С 1803 года волосы в прическах удлинились. Появилась прическа «а-ля Нинон», при которой волосы на лбу завивались в легкую челку, на висках локоны были более крупные и тугие, на затылке укладывали тугой, плоский шиньон.
Рис. 89
Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов, которые получили названия от своей формы; трубчатые, ленточные, спиралеобразные, типа стружки.
Обязательным элементом «античных» причесок XIX века стал пучок или искусно сделанный шиньон, который прикреплялся при помощи шпилек, гребней или сеток. Иногда подкалывали каркас конусообразной формы. С 1811 года в моду входят букли, которые располагались надо лбом, концентрируясь в небольшие полушария. С 1813 года начинают появляться высокие прически, среди них выделяли «китайскую», по названию модной оперы «Китайский земледелец». Волосы гладко зачесывались вверх и скалывались в продолговатый пучок, наподобие петушиного гребня, у основания пучок перевивался лентой, тонкие, небольшие локоны дополняли прическу.
Все прически начала XIX века наглядно демонстрируют мастерство парикмахеров, их высокий вкус, фантазию. Это время в истории причесок считается периодом блистательного показа профессиональных навыков, техники в области стрижек, завивки и укладки.
С 1820 года появляется новый силуэт прически, получивший дальнейшее распространение в 30-е годы. Ее характерной деталью был пробор — зигзагообразный, прямой, боковой. Отсутствие челок сделало прически более строгими, дополнением стали пучки локонов, расположенные над ушами, высокий пучок из кос крепился на макушке. Когда естественных волос для прически не хватало, прибегали к использованию шиньонов, которые заранее завивались и укладывались.
Разберем несколько причесок более подробно. «Портрет мадам Рекамье» Франсуа Жерара: красивая женщина предстает перед нами в легком, почти прозрачном одеянии античного образца, полулежа на изящной кушетке. Прическа напоминает по силуэту греческую: волосы забраны вверх в небольшой пучок и сколоты золотой длинной шпилькой. Надо лбом прическа разделена прямым пробором, с каждого бока образуются небольшие «шторки», прикрывающие лоб, типа «греческого лампадиона».
На портрете Луи Давида изображена та же женщина. Но прическа совсем другая. Волосы коротко подстрижены, завиты отдельными мелкими прядями. На лбу черная лента, из-под которой выбиваются тонкие пряди, уложенные в легкую челку типа «титус».
Головные уборы, украшения, косметика
Большие изменения в общественной жизни — промышленный прогресс, развитие науки, техники, искусства — определили направление европейского костюма. Роль моды изменилась. Сфера ее влияния расширилась. Мода начинает воспитывать вкусы большой массы горожан. Развитие промышленности, торговли способствует частой смене ассортимента. Впервые стали распространяться массовые товары, которые создают видимость демократизации моды.
На протяжении всего XIX века моды в области костюма продолжает диктовать Франция. Это происходит потому, что легкая промышленность во Франции была хорошо развита, и потому, что именно здесь зародились и развились эстетические идеалы времени, воспринятые затем всей Европой.
На одежду первых пятнадцати лет XIX века сильно повлияли военные события, слава героев, личность Наполеона Бонапарта.
Возрастает роль «деловых людей». Строгость линий, практичность материалов, темная цветовая гамма приходит на смену пастельным тонам, блеску атласа и шелка костюмов стиля рококо. Понятие элегантности меняется. Раскопки Помпеи вызвали интерес к античности, и, в частности, к одежде; постепенно простота и скромность античных одежд заменяются более тяжеловесными одеяниями из бархата и шелка. Мужчины носят форменные мундиры, на придворные рауты надевают костюмы из дорогих тканей, расшитые золотым шитьем. Наряду с «греческой» модой появляется «турецкая». Одежда императорского двора и аристократии регламентировалась стилем ампир. Новая знать стала носить одежды простого покроя, но в то же время роскошные. Женские костюмы первых десятилетий напоминали античные хитоны и туники. Появившиеся в 1809 году корсеты делали фигуры более стройными и подтянутыми. Силуэт костюма напоминал колонну, детали вносили в костюм разнообразие. Были модны однотонные ткани с вышивкой, особенно белые муслины, батисты, расшитые белой гладью. В вышивках преобладали растительные мотивы- листья, цветы, гирлянды изящно свитых колосьев. Дополнением к легким одеждам, надеваемым, как правило, прямо на тело, были шали. Мода на них была так велика, что возникли романсы, танцы, названные «шаль». Шали привозили из Египта, Сирии, но самыми дорогими считались шали из Индии — одноцветные, с ярким бордюром и кистями или бахромой. Верхняя одежда зависела от сезона, погоды, времени суток.
Головные уборы. Мужские шляпы этого времени имеют цилиндрическую форму, дугообразные поля. Ширина полей увеличивается очень быстро. Материалом для шляп служат фетр, велюр, войлок. Модной становится высокая английская шляпа со средними полями.
В женских головных уборах преобладали мотивы восточной моды: разной формы тюрбаны, чалмы. Делались они из прозрачных, легких муслинов, шифонов, украшались эгретками. Появляются венгерские токи, всевозможной формы чепцы, небольшие соломенные шляпки с бархатными лентами вокруг тульи. Бальными головными уборами были драгоценные диадемы, венцы. Модные журналы предлагают шляпы для торжественных случаев, для повседневной носки- более двадцати фасонов. Форма шляпы менялась с изменением причесок. Так, самым распространенным фасоном становится «кибитка», «капотик». Некоторое время дамы носили изящные сетки, серповидные диадемы.
Украшения. Дамские прически стиля ампир богато декорировались всевозможными украшениями. Это были высокие гребни, которые служили не только украшением, но и своеобразной подставкой для пучков и локонов, длинные золотые шпильки с круглыми навершиями на концах, заколки. Часто украшение состояло из широкого или узкого обруча из драгоценного металла с пучком перьев или одним пером в центре. Отправляясь на бал, дамы украшали головы цветами, как естественными, так и искусственными — из шелка. Цветы сплетали в небольшие венки или гирлянды и укладывали вокруг пучков и локонов. Драгоценные камни, нити жемчуга придавали прическе более нарядный и торжественный вид, демонстрировали богатство хозяйки.
Косметика. В первые годы XIX века косметикой по сравнению с XVIII веком пользовались умеренно. Но дамы не отказались от духов и помад, красили волосы, придавая им модный каштановый оттенок.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st032.shtml
Профессия — парикмахер!
Личный кабинет
Мы на facebook
Календарь
Статистика
Статистика Хиты За сегодня: 78
За неделю: 1918
За месяц: 4306 Посетители Сейчас на сайте: 3
— Гостей: 3
— Пользователей: 0
Популярные новости
- Просмотров: 958
- Автор: Iren
- Дата: 7-07-2014, 21:21
Директория (1795–1799 гг.)
В период Директории в моду входят женские прически, когда волосы ниспадают на плечи или закалываются произвольно. Для этого пользовались различными заколками для волос.
Появляются утрированные и экстравагантные прически, в которых волосы были как бы в беспорядке, создавая впечатление непричесанности. Возникают прически «Невероятная», «Немыслимая».
Это течение, названное классицизмом, с конца XVIII века стало оказывать свое влияние на весь уклад жизни и во Франции. Мода предпочитала греческий стиль, что привело к простоте и естественности причесок. Волосы ниспадали свободно, непринужденно и зачастую закалывались только одной шпилькой, брошью или просто связывались узлом.
Наряду с этим носили и укороченные волосы с разнообразными локонами, к тому же еще с украшениями в виде страусовых перьев, султанчиков, лент и звезд из блестящих камней. Все это свидетельствует об отсутствии единства стиля в те годы.
Прически времен Великой французской революции отличаются пестротой, в них нет однообразия. Прическа перестала быть сословным отличием. В период диктатуры якобинцев тон в области моды задавали городская беднота, народные массы. Моды создавались чуть ли не ежедневно как реакция на происходящие события и так же быстро исчезали. Парики «грива», «узел», «кошелек», «хвост» были объявлены вне закона. Прически горожан представляли собой свободно ниспадающие на плечи волосы. Длина их то увеличивалась, то сокращалась. Иногда на лбу выстригалась челка, а на затылке завязывался хвост. Впоследствии эта прическа стала более аккуратной и среди буржуа получила название «поросячий хвостик», так как волосы скрепляли в виде небольшого хвостика. Цвет волос в прическах был естественным. Буржуа надевали небольшие парики орехового или каштанового цвета; члены Конвента ввели в моду прическу «патриот-элегант» и «ёж», а также прически граждан Древнего Рима.
Появляются также экстравагантные, карикатурные прически, состоящие из массы завитых волос, с затылка зачесанных наперед, а с боков, на висках, заплеталось по одной тонкой косичке, которые сзади соединялись и перевязывались. Такие прически носили щеголи, так называемые мюскадены и инкруаябль.
Во времена Директории размеры головных уборов значительно уменьшились. Нередко женский головной убор состоял из одной ленты, которая сочетала в себе цвета национального флага. Носили шляпы с острым верхом и трехцветными лентами, кокардой или шнуром. Треугольные шляпы носили военные – со временем они претерпели изменения: в конце века появилась шляпа «сахарная голова», обвитая трехцветными лентами; несколько лет спустя ее сменила низкая шляпа с прямыми полями. Носили колпаки, получившие наименование «фригийских», появились цилиндры. Крестьяне ходили в широкополых войлочных шляпах. Женщины подражали мужчинам: носили мужские фетровые шляпы с большими полями «а-ля Генрих IV».
Источник статьи: http://hair.mylik.ru/12/112-direktoriya-17951799-gg.html
Мода эпохи Великой французской революции и Директории
В период французской революции (1789-1794 гг.) мода подверглась коренным изменениям. Все слои населения оказались втянуты в политическую борьбу, и, в зависимости от своих политических взглядов, стали носить костюмы, подчеркивавшие их принадлежность к определенной партии.
Сторонники короля одевались в светлые роскошные одежды, носили короткие панталоны-кюлоты и пудрили прически из завитых волос.
Республиканцы носили синий фрак с острыми фалдами.
Костюм самой революционной части населения — якобинцев — состоял из длинных панталон, заимствованных из матросской одежды (отсюда название: «санкюлоты», т.е. люди, носящие штаны не до колен, а гораздо ниже), короткой куртки («карманьолы») и красного «фригийского» колпака, считавшегося символом свободы (в прошлом — отличительный знак рабов на галерах). Все это должно было сближать с простым народом.
В период французской революции мода сменялась чуть ли не ежедневно. Исчезли парики, косы, пудра, банты. По государственному заказу французский художник Жак-Луи Давид, член революционного конвента, в 1793 г. создал ряд проектов костюма революционной Франции. Пытаясь выразить идею равенства, он обратился к эстетическим идеалам античного мира. Эти выдержанные в античных традициях костюмы имели театральный вид. В мужской моде они не получили особого признания, но женской были приняты безоговорочно.
В период Директории (1795-1800 гг.) в модном французском костюме прослеживалось стремление к простым и естественным формам, к классическому стилю. Парижские модники обоего пола, желая выразить свои республиканские убеждения, одевались в античные костюмы, подражая древним грекам и римлянам.
Мужчины надели короткие, до колен, подпоясанные туники, плащи и сандалии, прикрепленные к ногам лентами. На самом деле, в этой одежде было гораздо больше гротескного, чем античного.
Женщины сбросили с себя все каркасы и подкладки, все старые одежды, вплоть до нижней, и надели трико телесного цвета (наподобие современного балетного), а поверх него — струящиеся прозрачные муслиновые туники с широкими складками и разрезами на боках, перехваченные под грудью поясом. Эти одежды были исключительно белого цвета. Подражая античным образцам, модницы обувались в сандалии, завязанные вокруг икр длинными лентами. Прически также представляли собой античные копии. Модной была прическа «а-ля-Титус» — короткая, гладкая или слегка завитая. Лицо, шею, грудь, спину, руки обильно пудрили.
В высшем обществе появились молодые щеголи, называвшие себя «инкруаябль» — «невероятными», и молодые — «мервейзы» — «дивные, великолепные».
«Инкруаябли» носили длинные, неровно остриженные волосы, спускавшиеся на щеки и плечи — так называемые «собачьи уши» и двууголку с огромными полями, которую надевали поперек или носили подмышкой (прообраз будущей наполеоновской шляпы). Их костюм был верхом эксцентричности: рубашка с крахмальным воротником, наполовину закрывавшим щеки; короткий прямой жилет; темного цвета сюртук или фрак, плохо сидевший, с огромными лацканами; светлые широкие панталоны, собранные в складки и доходившие почти до груди. Они заправлялись в гусарские сапоги с отворотами. Шею и подбородок закрывал широченный белый галстук, похожий на салфетку. С шеи свисал на ленте лорнет со стеклами величиной с блюдце, и, в довершение всего, эту ходячую карикатуру дополняла толстая суковатая палка.
Спутницы «инкруаяблей» — «мервейзы» — носили тонкое муслиновое укороченное платье рубашечного покроя, без рукавов, с глубоким вырезом, опоясанное под грудью, со шлейфом поверх корсажа. У них были огромные шляпы, туфли без каблуков типа сандалий и чулки со вставками другого цвета.
В эти годы мода по-прежнему очень быстро изменялась. Становились модными тюрбаны из легкой кисеи с массой перьев, яркие турецкие шарфы, кашмирские шали. Шарфы и шали были обязательной принадлежностью гардероба каждой модницы.
К началу XIX в., в период Консульства и Империи, экстравагантный стиль постепенно уступил место английской моде, и костюмы стали строже.
Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян
Источник статьи: http://mir-kostuma.com/18-vek/item/51-french-revolution