- Какие муки терпели аристократки в XVIII веке, чтобы не испортить 1,5-метровую прическу
- 1. Немного истории
- 2. Полудрема в кресле
- 3. Подушка из сундука
- 4. Жесткий полголовник
- 5. Сон в шкафу
- 6. Защита от мышей
- 7. Средство «для роста» волос от шарлатанов
- «Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес
- Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля
- Общение
- СКАЧАТЬ!
- ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ
- Наша кнопка
Какие муки терпели аристократки в XVIII веке, чтобы не испортить 1,5-метровую прическу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Немного истории
Глядя на прически девушек XVIII века, хочется сказать: «Больше, выше, богаче!» На головах молодых особ сооружали огромные, сложные конструкции, представлявшие собой корабли, дворцы, сцены охоты. Богатые дамы могли позволить себе возвести на голове невероятные композиции из птиц и даже мини-сады с искусственными деревьями. В это же время появляется и знаменитая A-la Belle Poule – высокая дамская прическа, созданная из своих и искусственных волос, включающая модель знаменитого фрегата. Создание такого шедевра могло занять целый день, и девушка вынуждена была ходить с подобной конструкцией несколько суток, а иногда и неделю. Однако фрегат стал не самым грандиозным сооружением. На голове некой герцогини Лозен крутилась мельница, охотник охотился на уток, а мельник вел ослика. Вот так женская голова стала использоваться в качестве миниатюрного театрального представления.
Существует мнение, что этот тренд обязан своим появлением фаворитке Людовика XV Мари-Жанетте Бекю, графине Дюбарри. Впрочем, молодая дофина Мария-Антуанетта также не стояла в стороне, особенно после того, как стала королевой. Большую часть своего времени она проводила со своим личным парикмахером Леонаром, обсуждая и изобретая новые прически. Благодаря их совместному «творчеству» мир увидел такие шедевры парикмахерского искусства, как «взрыв чувствительности», «тайная страсть», «сладострастная» и прочие.
Высота прически заставляла королеву ехать в карете с откидным верхом либо высунутой в окно головой. Во время таких поездок для Марии-Антуанетты создавали специальный маршрут, чтобы по пути не встречались низкие арки. Видя, как сильно мучается королева, Леонар изобрел специальный механизм, позволяющий прическе складываться и раскладываться.
Интересный факт: Популярность полутораметровых причесок вынудила директора оперы в Париже запретить вход на партер. Такое решение было принято после нескольких трагических случаев, когда от боковых люстр загорались волосы знатных дам.
Учитывая такую популярность оригинальных причесок, совсем неудивительно, что парикмахерское искусство приобрело очень большое значение. Король даже приказал открыть несколько парикмахерских академий, чтобы увеличить число специалистов, которые могли бы делать из волос разнообразные композиции. Однако, чем большую популярность набирали высокие прически, тем сильнее приходилось мучиться дамам.
2. Полудрема в кресле
Учитывая, сколько времени парикмахеры сооружали конструкции из волос и первых попавшихся под руку предметов, знатные дамы не могла позволить, чтобы они распались через несколько часов. Соответственно, привычные кровати с мягкой периной и подушками пришлось променять на кресло или диван. А чтобы голова под огромным весом прически не склонялась на грудь во время сна, основание шеи подпирали специальной подставкой.
3. Подушка из сундука
Если вы думаете, что раньше сундук служил исключительно для хранения красивых и ценных вещей, то спешим вас удивить: ларец также использовали в качестве спального места. Небольшие сундучки обязательно брали с собой в дорогу или применяли вместо подушки на кровати. Один из таких уникальных образцов сохранился и до наших дней – сейчас он представлен в экспозиции Эрмитажа. С одной стороны, подобная «постельная принадлежность» выглядит странно. Но с другой стороны, давайте судить логически – если бы девушки спали на перьевых подушках, на утро от их эксклюзивной прически, на создание которой потратили чуть ли не весь день, ничего бы не осталось. А вот жесткая поверхность сундука не давала прядям выпасть из прически.
Существует мнение, что подобная находка была позаимствована на Востоке: китайцы до определенного времени спали на каменных или фарфоровых подушках, а японцы предпочитали деревянные кимакуру.
4. Жесткий полголовник
Вместо ларца могли использовать деревянные подголовники. Их подкладывали под шею таким образом, чтобы волосы оказывались на весу. Изделия создавали под заказ самым обеспеченным дамам. Чтобы своеобразная подушка была более комфортной, ее обивали бархатом, а иногда даже украшали жемчугом и драгоценными камнями. Декор нужен был для того, чтобы продемонстрировать высокий статус обладательницы.
5. Сон в шкафу
Когда Петр Великий ездил в Голландию, он обратил внимание, что местные жители спят в шкафу, чтобы защититься от крыс. Ему эта идея понравилась, и он предложил своему подданным поступать так же, как голландцы. Однако русский народ новшество не оценил, предпочитая спать на мягких перинах. Исключением стали только знатные дамы, которые решили, что сон в шкафу не позволит их прическам испортиться за ночь. Впрочем, после езды в каретах, в которых девушкам приходилось стоять на коленях, чтобы сохранить на своей голове шедевр парикмахерского искусства, сон в шкафу казался настоящим блаженством.
6. Защита от мышей
В 70-х годах XVIII века парикмахеры открыли для себя новые средства – муку и крахмал. Их активно использовали для закрепления созданных композиций, чтобы прически не портились под воздействием внешних негативных факторов. Однако, учитывая тот факт, что девушки вынуждены были ходить с такой конструкцией не один день (а иногда даже и не одну неделю), в прически забирались мыши, которых очень привлекала мука. Проснувшись утром, и обнаружив в своих волосах грызуна, дамы падали в обморок либо устраивали истерику.
Убить двух зайцев сразу – и прическу сохранить, и от мышей защититься, помогло создание специального проволочного каркаса-чепца, который назывался кибиткой. Если дамы не могли спать на голове с таким чепцом, его заменяли воротником, который помогал удерживать голову на весу и содержал приманку для мышей. Грызуны, насытившись вкусной едой, отступали, а «вмонтированные» в шевелюру фрегаты и искусственные сады, оставались в целости и сохранности.
7. Средство «для роста» волос от шарлатанов
Вместе с популяризацией парикмахерского искусства увеличивается количество шарлатанов, которые обещают знатным дама роскошные блестящие волосы. Их методы были, мягко говоря, экстремальными. Некоторые «специалисты» советовали своим клиенткам втирать в корни волос пепел сожженных крыс. А во Франции сохранился рецепт, который выписал один из шарлатанов королевской фрейлине. В нем значилось следующее: засушить несколько десятков пчел, растолочь их в ступке, настоять на спирту, после чего делать маски из полученной смеси. Такая настойка должна была остановить выпадение волос, что было очень актуально для знатных леди, которые буквально начинали лысеть из-за ношения тяжелых воздухонепроницаемых конструкций.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://novate.ru/blogs/300620/55109/
«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес
Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля
Общение
Сейчас 244 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
СКАЧАТЬ!
ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ
Наша кнопка
Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:
Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька . Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!
Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его «жёлтым» мусором.
О, достопочтенный Постановщик детских спектаклей,
верный рыцарь сеньоры Мельпомены!
На сайте «Драматешка» ты найдёшь сотни детских пьес, инсценировок, сценариев, сценок, а также множество вспомогательно-постановочного материала для детского театра.
Архив детских пьес сайта является самым крупным в рунете и постоянно пополняется.
Пьесы В. Шекспира очень популярны и имеют большое воспитательное значение, самодеятельные коллективы часто обращаются к их постановкам. Нередко действие пьес переносят в другую эпоху, подчеркивая тем самым современное их звучание. Конечно, нет необходимости играть эти пьесы в одежде времен В. Шекспира. Но если для представления выбирается костюм эпохи королевы Елизаветы, то большая вычурность этой одежды может представлять определенные трудности для постановщиков. XVI век славился разнообразием фасонов и украшений, богатые люди одевались очень пышно. Но костюмы городской бедноты и деревенских жителей мало изменились, все еще популярны были прямые туники, простая одежда и головные уборы. Для костюмов торговцев и горожан можно взять упрощенный вариант модного силуэта, который шьется из более дешевых и прочных тканей.
На табл. XXI показан силуэт костюма с буфами. Для мужских коротких штанов с буфами понадобится пара подходящих по размеру плавок. На них нашивают слои ватной подбивки или тонкие пласты поролона. Чтобы достичь нужного эффекта, плавки следует растянуть, для чего их надевают на актера или на манекен (в последнем случае надо распороть шаговый шов). Когда нужная форма будет получена, подбивку покрывают слоем дешевой хлопчатобумажной трикотажной ткани, которую по желанию можно покрасить из пульверизатора, разрисовать кисточкой, украсить и даже расширить галуном или тесьмой. Лоскутки или полоски материала можно нашить и на основную форму. Для изготовления более длинных штанов воспользуйтесь выкройкой, приведенной на табл. XXVIII.
Камзолы (дублеты) с грудью килеобразной формы выполняются таким же образом: подбивку слой за слоем пришивают к трико или плотно облегающему длинному свитеру, который можно соединить между ног эластичной лентой.
Для придания нужной формы женской юбке используйте ватные подушечки в форме почек (см. рис. х на табл. XXI), валик (рис. у) или обруч, который будет выполнять роль фижм (рис. 2). Размер этих деталей зависит от фасона и стиля одежды; они могут быть небольшими или, наоборот, гротесково преувеличенными. Ватные подушечки и валики на бедра изготовить совсем несложно. Фижмы сделать труднее. Для облегчения этой задачи возьмите детский обруч, пластмассовый или деревянный, крепкий прут, вымоченный до такой степени, чтобы он сгибался в круг. Обруч должен быть прочным и жестким. Его пришивают к кругу из плотной ткани. Для выкройки используйте сам обруч. Длина требуемого материала должна равняться окружности обруча плюс припуск на швы, ширина — расстояние от а до в плюс припуск на швы. Разложите материал и выкройте четыре клина, как показано на рис. z. Соедините по швам, оставив разрез для застежки. Соберите вершины клиньев и пришейте их к корсажу. Обтачайте внешний край круга, положите обруч, заверните обтачку и прошейте по кругу еще раз. Прикрепите груз (можно маленький мешочек со свинцовой дробью) к обручу спереди так, чтобы фижмы чуть приподнялись сзади и придали юбке требуемый силуэт. При крое юбок с фижмами не забудьте добавить длину.
На табл. XXI показано, как следует делать плоеные воротнички. Для их изготовления используют нейлон, который применяют шляпницы (он бывает различной ширины), или нейлоновую сеть; эти материалы можно легко прополоскать в теплой воде со стиральным порошком, что немаловажно. Соберите края ткани равными промежутками на нитку. Если необходима декоративная окантовка — золотой узор или кружево, — ее пристрачивают на швейной машине по краю до того, как вы приступите к изготовлению воротника. Прикрепите внутреннюю часть плоеного воротника к батистовой ленточке и пришейте к ней маленькие крючочки, петельки и пистоны, как показано на рисунке.
Чтобы получить обувь с тупыми носами, сделайте подбивку у носков парусиновых туфель или возьмите мягкие домашние тапочки и пришейте к ним остатки кожи, фетра, украсьте бантами или розетками.
На табл. XXII и XXIII даны силуэты костюмов и детали, которые можно легко имитировать и приспособить для сцены. Поскольку одежда эпохи королевы Елизаветы чересчур сложна и выполнить ее документально не удастся, то, создав подходящий силуэт, костюм следует довершить хорошо подобранными, но простыми в изготовлении деталями и аксессуарами, которые в некоторых случаях можно просто нарисовать.
На табл. XXIV дан пример использования аксессуаров, дополняющих основной силуэт костюма. Мы видим эполеты из уплотненной ткани или с подбивкой; показано использование галунов, лент, пуговиц, раскрашенных полосок и узоров по трафарету. В этот период большое распространение получили разрезы. В театральном костюме видимость таких разрезов можно создать, вырезав из ткани вставки необходимой формы и приклеив их в нужных местах специальным клеем.
Применение уплотненного суживающегося книзу переда корсажа (для него берут плотный фетр или в несколько слоев простроченный холст) поможет создать нужную форму женского платья. Такое платье можно раскрасить кисточкой или по трафарету, сделать на нем аппликацию и даже вышить.
Очень удобно пользоваться наброшенными на плечи полукруглыми плащами различной длины.
Рейтузы (штаны-чулки) — важная составная часть мужского гардероба эпохи королевы Елизаветы. Мужчинам с тонкими ногами следует надевать несколько пар таких рейтуз, чтобы ноги выглядели более красиво. Плотные нейлоновые колготы легко выкрасить или расписать, но делать это надо обязательно на манекене-ноге, сделанном из папье-маше. Верхнюю часть колгот можно расписать определенным орнаментом, закончить лентой-рюшем, получив таким образом короткие кулоты, или, как показано на табл. XXIV, создать штаны с буфами, использовав толщинку и отделку.
В эпоху королевы Елизаветы одежду шили из роскошных тканей: парчи, бархата, шелка. Это считалось обычным. Но актеры, одетые в костюмы из плотных хлопчатобумажных и холщовых тканей, богато расписанных кистями и из пульверизатора под матовую бронзу и золото, будут выглядеть достаточно эффектно. Нужное впечатление произведут и актеры, одетые в черное, белое и золотое или в костюмы, выкрашенные только в один цвет. Подходя к созданию театральной одежды именно с таких позиций, вы сможете избавить себя от многих проблем и в то же время достичь успеха.
Источник статьи: http://dramateshka.ru/index.php/suits/history/3953-istoricheskiyj-kostyum-shekspir-i-xvi-vek