- Прически женщин при петре
- Глава четвертая. Русские прически XVIII века
- Общая характеристика
- Основные виды и формы причесок
- Головные уборы, украшения, косметика
- Головные уборы, украшения, косметика
- Вопросы и задания
- Дополнительная литература
- История русских причесок
- Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы
- XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
- XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»
- XIX век: античная изящность и изысканность романтизма
Прически женщин при петре
Глава четвертая. Русские прически XVIII века
Общая характеристика
В России, как и в других странах Европы, в XVIII веке происходили изменения в экономике. Правда, процесс преобразования шел значительно медленнее, чем в Европе, в связи с общей отсталостью страны. Постепенно начинают развиваться и расти казенные, а потом частные мануфактуры.
Вместе с развитием отдельных отраслей промышленности начали расти города, в которых сосредоточивались промышленность и ремесла, развивались рыночные отношения, а также торговля с заграницей. В 1762 году был издан царский указ «О вольности дворянства». Народ ответил на это восстаниями. Особенно потрясло страну восстание под руководством Емельяна Пугачева.
Несмотря на засилье иностранцев и в русской науке и в русском искусстве, появляются такие имена, как Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Ползунов, Иван Петрович Кулибин. В 1755 году в Москве был открыт первый русский университет.
Еще в начале XVIII века царь Петр I специальным указом ввел обязательное ношение европейских модных костюмов. Его реформы встречали решительный протест со стороны приверженцев старины.
Новые порядки, установленные Петром I по образцу Европы, постепенно становятся привычными. После первого путешествия царя Петра I за границу боярские длинные кафтаны и бороды подвергались гонению; законодателями мод стали придворные. О сказочном богатстве их нарядов часто писали многие иностранцы. Для воспитания и обучения дворянской молодежи было выпущено специальное руководство. Их костюмы и прически были примером для подражания столичных дворян. Позднее им стали подражать и провинциальные дворяне, разночинцы. Только купечество не восприняло целиком европейской моды. Оно продолжало следовать старинным русским обычаям. Новые правила и нормы поведения стали обязательными для дворян.
Основные виды и формы причесок
Мужчины-придворные в первой половине XVIII века следовали французской моде. Обязательным было ношение громоздких париков типа «гривы», «пуделя». Парики привозились из Европы в большом количестве. В крупных городах были открыты специальные французские или немецкие магазины. Парикмахеры-французы в поисках хорошего заработка потоком хлынули в Россию. Постепенно французские моды уступали место прусским. С 1732 года распространяется прическа «прусская коса», которую делали вначале на своих волосах, а затем — на париках.
Во второй половине XVIII века прически типа «крысиный хвост» носили военные и придворные. Менялась укладка буклей, длина косы, но силуэт оставался тот же. В конце XVIII века стали носить прическу «крылья голубя». В 1796 году распространяется прическа «под скобку» — ее носило купечество и мещане. Парики, распространившиеся в России, ввели моду на бритье лица. В 1705 году был введен специальный «бородной знак», который давал право владельцу, заплатив налог, носить бороду. Исключение составляли духовенство, крестьяне.
Женские прически в начале века следовали французской моде. Это относилось к дамам высшего общества. Прическа «фонтанж» была самой популярной, но при завитых локонах отсутствовала высокая кружевная наколка. В остальном силуэт прически был скопирован полностью.
Носили прическу типа «Мария Манчини» — с завитыми полушариями и спускающимися на шею длинными локонами. Прически в большинстве делались из собственных волос с добавлением шиньонов и локонов.
С распространением моды на высокие каркасные парики во второй половине XVIII века русские женщины (придворные дамы), несмотря на недовольство духовенства, стали подражать ей. Прически типа «фрегат» и «Мария-Антуанетта» можно было видеть не только на париках, но и на собственных волосах, обильно посыпанных пудрой, рисовой мукой. Женщины из средних и низших сословий продолжали носить русские национальные прически — гладко причесанные волосы, заплетенные в косу. В крестьянской среде такие прически сохранились вплоть до XX века.
Головные уборы, украшения, косметика
Мы уже говорили о том, что европейские моды проникали в русское общество с большим трудом. Только реформы Петра I значительно упростили распространение французских и немецких костюмов и причесок. Старинные боярские длиннополые одеяния были заменены более эффектной, европейской одеждой. Скромные и простые по фактуре в начале XVIII века, костюмы постепенно стали более красочными и декоративными. На протяжении всего века костюм продолжал изменяться, следуя европейской моде. Законодателем моды в России был Петербург, в Москве придерживались ее, внося свои индивидуальные поправки. Со сменой правителей России моды объявлялись вне закона. Так, при Павле I начали преследовать французскую моду, заменив ее прусской, но это было кратковременно. Купечество и мещане, ремесленники следовали русским традициям. Парикмахерским делом в России занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Германии, Англии. Среди русских парикмахеры назывались цирюльниками или тупейными художниками от слова «тупей». Талантливые от природы крепостные парикмахеры вносили в прически много вкуса, фантазии, не уступая в исполнении прославленным французским куафёрам.
Жизнь крепостных мастеров была тяжелой, они подвергались унижениям, телесным наказаниям за малейшую провинность. Несмотря на виртуозность исполнения причесок, в России модным считалось только то, что шло из Европы, в частности из Франции. Поэтому работы русских парикмахеров не ценились. Русская знать, пользуясь услугами крепостных умельцев, переименовывала их на европейский лад: так Иван превращался в Жана, Василий — в Базиля, Андрей — в Андрэ. Для простого народа в столичных и уездных городах были открыты цирюльни. На вывесках этих заведений было написано, что здесь не только причесывают, стригут и бреют, но и ставят пиявки и пускают кровь.
Головные уборы, украшения, косметика
Головные уборы носили во время прогулок, путешествий. Модные европейские новинки быстро распространились по всем городам России. Специально создавали салоны, мастерские; модистки повторяли французские модели, внося некоторые изменения согласно своему вкусу. Придворные пользовались услугами иностранных мастеров, чей труд оплачивался значительно дороже, чем отечественных умельцев. Русские национальные головные уборы сохранились в среде купечества, горожан, сельского населения.
На придворных праздниках даже иногда обязывали являться в русских сарафанах и кокошниках. Такие празднества устраивала императрица Екатерина II. Украшения знатных дворян поражали великолепием, изяществом исполнения. Голову украшали диадемами, обручами с драгоценными камнями посередине типа фероньерки, лентами.
В записках иностранцев, побывавших при дворе русских царей, в домах влиятельных царедворцев, много места уделено внешнему виду русских вельмож. В частности, упоминалось, что косметика была распространена среди женщин. Они сильно румянили щеки, белили шею и руки, любили ароматические притирания. Мода на косметику, так же как и на прически, шла от европейских дворов, но применялась несколько меньше. Так, в период увлечения мушками их налепляли на лицо по одной-две.
Вопросы и задания
1. Расскажите о стиле рококо XVIII века. Каков был эстетический идеал этого периода?
2. Опишите прически этого периода; как влиял на них стиль рококо. Зарисуйте их.
3. Как развивалось парикмахерское дело в XVIII веке.
4. Назовите известных французских художников и скульпторов, их произведения. Зарисуйте прически, которые можно увидеть на картинах и скульптурах в Музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина.
5. Назовите произведения драматургии, которые могут быть оформлены прическами XVIII века.
6. Что было общего в английских, французских и немецких прическах?
7. Какую роль играли украшения в женских прическах?
8. Какие головные уборы, прически считались модными в период французской буржуазной революции 1789 года? Зарисуйте их.
9. Опишите формы причесок периода Директории. Разберите одну из них (моделирование). Зарисуйте ее.
Дополнительная литература
Изергина А. Н. Немецкая живопись XVII века. Л.- М., «Искусство», 1960.
Либман М. Я. Искусство Германии XV-XVI вв. М., «Искусство». 1964.
Фабрикант М. Старые мастера немецкого реализма. Л., Изогиз, 1936.
Мандер К.- В. Книга о художниках. М.- Л., «Искусство», 1940.
Кроль А. Е. Английская живопись XVI-XIX вв. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1961.
Искусство Англии XVII-XIX вв. М., «Искусство», 1955.
Виппер Б. Р. Английское искусство. М., изд. Гос. музея ИЗО им. А. С. Пушкина, 1945.
Английская живопись XVIII-XIX вв. М., Изогиз, 1961. (Репродукции.)
Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII в. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1964. Древнерусское искусство XVII в. М., «Наука», 1964.
Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII — начала XVIII в. М., «Искусство», 1969.
Лебедева Ю. М. Древнерусское искусство X-XVII вв. Живопись, архитектура. М., Учпедгиз, 1962.
Лихачев Д. С. Культура русского народа X-XVII вв. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1961.
Мнева Н. Е. Искусство Московской Руси, вторая половина XV-XVII вв. М., «Искусство», 1965.
Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. XI-XVII вв. М., «Искусство», 1964.
Коваленская Я. Н. История русского искусства XVIII в. М.- Л., «Искусство», 1940.
Лапшина Н. П. Русское искусство XVIII в. М., изд-во Акад. художеств СССР, 1963.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st030.shtml
История русских причесок
К ороткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.
Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы
Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.
На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.
В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.
На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.
XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.
Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.
Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.
Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.
XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»
Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.
До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).
Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.
Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.
XIX век: античная изящность и изысканность романтизма
В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
В начале века Россию захватила античная тема.
Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».
Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.
Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.
Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.
В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.
На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.
Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/253388/istoriya-russkikh-prichesok