Проект прически древнего египта

Одежда египтян: мода и прически

Древний Египет — это одна из старейших цивилизаций, которая хранит в себе много тайн и секретов. Но не всё утаилось от любопытства человека. Благодаря историческим памяткам мы имеем вполне обширное представление о культуре египтян. Одежда, безусловно, является важной её частью.

Скачать:

Вложение Размер
odezhda_egiptyan_moda_i_pricheski.doc 61.5 КБ
odezhda_egiptyan_yushina_troekurovo.ppt 1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Троекурово

Лебедянского муниципального района Липецкой области

«Одежда Египтян: мода и прически»

Выполнила:
обучающаяся5А класса

МБОУ СОШ с.Троекурово
Юшина Дарья

Руководитель:
учитель истории Ежова Н.В.

1.Введение
Обоснование выбора темы исследования
Цель, задачи исследования
Объект, предмет исследования
Гипотеза исследования
Методы исследования

Древний Египет — это одна из старейших цивилизаций, которая хранит в себе много тайн и секретов. Но не всё утаилось от любопытства человека. Благодаря историческим памяткам мы имеем вполне обширное представление о культуре египтян. Одежда, безусловно, является важной её частью.

С тех пор прошло много времени, а некоторые тенденции в плане одежды не поменялись. Существовало классовое различие между людьми, и потому каждый одевался исходя из своих доходов и вида деятельности. Было место и такому важному, в наше время, понятию как мода. Древние египтяне не были лишены чувства стиля.

Как же одевались жители северной Африки тысячи лет до н.э.?

Этот вопрос возник у меня, когда проходили по истории Древнего мира Египет.
В своей работе я решила ответить на этот вопрос.

Цель исследования
Выяснить, какова была мода жителей древнего Египта

1.Проанализировать научную информацию по теме;
2.Установить, как развивалась мода у египтян, стиль одежды;

3.Провести классный час «Одежда египтян»

4.Создать презентацию «Одежда египтян»

Объект исследования –жители Египта

Предмет исследования – как одевались жители Египта

Гипотеза
-Могу предположить, что за несколько тысяч лет существования древнеегипетской цивилизации одежда египтян почти не видоизменялась.

Анализ литературы, информации в Интернете;
Анализ и сравнение полученных результатов.

История моды и моделирования одежды прослеживается с незапамятных времен. Одной из древнейших цивилизаций на земле является Древний Египет. Естественно, египтяне тоже развивали культуру одежды. Но их модные тенденции радикально отличались от современных. Всё в культуре и моде Древнего Египта было подчинено канону, и мода органично вливалась в египетскую систему культурных ценностей. Египтяне избегали вносить какие-либо новшества в свою культуру. Конечно, это не отрицало возникновения новых идей и приёмов, но они появлялись медленно и воспринимались не столько как принципиально новые веяния, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Египетские женщины, конечно же, хотели выглядеть красивыми и привлекательными, но их дизайнерская фантазия ограничивалась общепринятыми культурными рамками.

Основным признаком в истории одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды и платья, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке костюма. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления.

Мужчины носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего -фараонам, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.
В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета — желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется.

Женское платье «шито по мерке» из тонкого полотна, точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными. Позднее эта одежда стала называться каласирис.

Одежда разделялась на юбку и жилет. Юбка своей длиной и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных только на плечах, оставляя грудь обнаженной.

Вся одежда египтян основана на контрасте как цвета, так и материала. На мягком гладком материале женской одежды выделяются рельефные цветные фаянсовые бусы (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду.

Одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств. Именно египетские ювелиры положили начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Каждому слою общество строго была предписана «своя» прическа.

Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но все прически походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основой прически был парик. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Парики выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода-знак владения землей. Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти. Жрецы брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабам полностью сбривали волосы как знак позора.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий. Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара.

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три пряди которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх волос как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы. Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем. Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову; уши оставались открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа — платки, шапочки с укрепленными на них масками животных. Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции контурно обводили миндалевидные глаза, красили щёки, брови и губы.

В косметике египтяне также были признанными специалистами. У них существовали всевозможные краски, румяна, притирания, фальшивые волосы, парики и т. п.
До нас дошел туалетный ящичек одной египетской царицы, который, очевидно, был одним из первых, потому что пролежал в земле почти 4000 лет. У египтянок был очень распространен обычай подкрашивать брови и кончики век. Судя по раскопкам, они долгое время пользовались для этой цели зеленой краской и лишь позднее стали употреблять черную. Чтобы увеличить блеск глаз и придать бровям кокетливый изгиб, они подводили и то и другое, при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Кроме того египтянки употребляли румяна для щек и губ, белила для лица и голубую краску для того, чтобы ярче оттенять жилки. Ногти на руках окрашивались в красный цвет.

Родиной парфюмерии является не Франция, как многие думают, а Древний Египет. Хотя духов, в привычном нам понимании, тогда не существовало. Ароматы использовались в двух сферах: для окуривания помещений и в качестве благовоний для тела. Духов с использованием спирта тогда не знали, вместо этого использовали разнообразные мази и бальзамы.
Древнеегипетский способ окуривания помещений иногда используется и сейчас, например, в саунах или в аромалампах.

Женщины использовали мази и парфюмированные масла для своих туалетов или для омоложения. Мази и бальзамы применялись не только для ароматизации, но и в лечебных и косметических целях: ими лечили ожоги, раны, смягчали и очищали кожу. В качестве основы для мазей использовали растительные масла и животный жир. В бальзамы и мази часто добавляли красители, чтобы придать им более эстетичный вид. Хранились они в вазах или керамических флакончиках в виде животных. Позднее флаконы стали делать из стекла.
Самыми распространенными компонентами благовоний были мирра, мастиковое дерево, можжевельник, семена пажитника, фисташки. В моде были сладкие, тяжеловатые запахи. Цветы в парфюмерии не использовались, поэтому частый компонент современных духов – египетский жасмин – нельзя считать характерным ингредиентом древнеегипетских духов.

Древние египтяне верили: красота — дар богов, которым они отмечают лишь избранных. Божественное надо хранить, как высшую ценность, — поэтому косметика изначально имела на земле фараонов более высокое предназначение, чем в наше время. В настоящее время, несомненно, одно: та растворившаяся в веках красота была более одухотворенной, чем современная. А значит более красивой. После изучения литературы я провела классный час для одноклассников, где рассказала об одежде египтян.

Д. Чизхолм, Э. Миллард. « Ранние цивилизации» М; «РОСМЭН», 1996г.

Материалы сайта Египет — история, Боги, пирамиды, мистика, фараоны, жрецы.

Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/11/odezhda-i-moda-drevnego-egipta

5 способов украсить себя в Древнем Египте: причёски, парики и многое другое

Как правило, в разговоре о Древнем Египте, вспоминаются пирамиды и фараоны. Однако египтяне прославились не только этим, так как кроме монументальных сооружений и научных открытий создавали ещё и причёски, и парики, и множество других предметов, украшающих человека. И даже при всей незамысловатости одежды Древнего Египта, всему, что касается головы и волосам, уделялось огромное внимание. Так, например, чтобы скрыть седые волосы египтяне пользовались птичьими яйцами, кровью чёрных быков и змеиным жиром.

Прическа в Египте имела большое значение

Прически в Египте

Для создания причёсок в Древнем Египте использовали как собственные волосы, так и искусственные материалы — получая, соответственно, парики. Благодаря этому при взгляде на голову египтянина можно было сразу определить его социальное положение. Простую причёску носили бедные граждане и молодёжь. Тогда как члены семьи фараона, а также жрецы и знатные чиновники должны были надевать парик.

Ребёнка любого пола из богатой египетской семьи с детства стригли особым образом — полностью сбривали все волосы, оставляя несколько локонов в районе левого виска. Обычно прядь заплетали в косу, иногда дополняя накладками из кожаных полосок и раскрашенных нитей. А уже, когда богатый египтянин становился взрослым, его ждал собственный парик и даже целая коллекция этих изделий.

Нюансы причесок Древнего Египта

К древнейшим египетским причёскам относят небольшие короткие парики трапецеидальной формы, которые закрывали уши и напоминали сегодняшнее «каре». Не исключено, что именно египтяне стали основателями этой стрижки. Однако среди их заслуг есть и гораздо более важное изобретение — химическая завивка. Она не слишком походила на современные способы, но принцип был тот же:

Парики

Основной задачей, возлагаемой на парик, было украшение его владельца. Дополнительной — показатель статуса египтянина. Длинными и сложными конструкциями париков обладали только самые состоятельные и знатные граждане, представители жреческого сословия. Достаточно большой и неповторимой была также прическа фараона.

Самые дорогие разновидности париков изготавливались из настоящих волос. Варианты подешевле могли состоять из ниток, верёвок, растительных волокон и шерсти. Традиционно все парики делались тёмными. Однако несколько последних столетий существования древнеегипетского государства отмечены расширением гаммы цветов. И на голове состоятельного гражданина можно было увидеть и оранжевый, и голубой, и жёлтый парик. У парика простого ремесленника или земледельца состав был проще — шерсть овцы или верёвки. Женщины из небогатых семей и вообще обходились своими волосами.

Египетские парики изготавливались далеко не только в виде трапеции — главное в этом предмете было сохранение геометрически правильной формы. Женский вариант мог быть каплевидным, шарообразным или трёхчастным (когда волосы лежат на спине и на груди). Ещё одна популярная разновидность — плоский верх причёски и разделённая на 2 части оставшаяся часть с ровно подстриженными кончиками волос.

Жрец мог носить парик огромного размера, дополняемый такой же крупногабаритной маской священного животного. А в эпоху Срединного царства (около 4 тыс. лет назад) в моде были массивные на вид парики в честь богини Гатор. Они назывались «гаторическими» и представляли собой конструкции, спереди спадавшие на грудь, а сзади разделявшиеся на 2 завитых спиралью конца. Пряди волос перехватывались золотыми (бронзовыми для не слишком богатых людей) обручами и лентами.

Жаркий климат Египта приводил к тому, что ношение парика поверх своей причёски было невозможно, и голову начисто брили — причём, и мужчины, и женщины. А для защиты от солнечных ударов под первый парик мог надеваться второй — между ними образовывалась прослойка, защищающая и от солнца, и от жары.

Из-за недоверия жителей Древнего Египта к любым переменам мода здесь существовала не несколько лет или месяцев, как сейчас, а века и даже тысячелетия. В результате чего ни прически древнеегипетских фараонов, ни парики населения страны не изменялись, а, скорее, модифицировались и дополнялись новыми элементами. Со временем женщины стали носить гладкие причёски, без вышедших из моды мелких косичек. Но уже в XIV веке до н.э. появляется парик гигантского размера, делящийся на три части — первой его стала носить царица Нефертити, а за ней — остальные знатные египтянки.

В это же время появились изделия следующей формы:

Эпоха Нового царства принесла ещё один модный вариант причёски — парик украшался небольшим головным убором, представляющим собой конусообразную башню, внутри которой находилось ароматическое масло.

Через миниатюрные отверстия в конусе аромат просачивался наружу и окружал женщину стойким и приятным запахом.

Борода

Несмотря на то, что прически страны фараонов были разнообразными, бороду носить было не принято. Каждый египтянин мужского пола гладко брился, пользуясь серповидным приспособлением, каменным или бронзовым. Настоящей бороды не было ни у кого — только фараону следовало носить искусственную, причём, независимо от пола. Так что единственному в истории фараону женского пола Хатшепсут тоже приходилось носить бороду, являвшуюся признаком хозяина всех египетских земель. А правившая намного позже Клеопатра считалась всего лишь царицей и была избавлена от такого ношения.

Бороду для фараона, напоминавшую козлиную, завивали полностью или только на самом конце. В этом элементе могла присутствовать змейка из золота — так называемый «урей», тоже считавшийся признаком власти фараона.

Другие особенности моды времен фараона

Причёски и парики были в Древнем Египте не единственными способами украсить себя и показать индивидуальность. Люди носили довольно интересные и сложные головные уборы, пользовались косметикой и украшениями из разных металлов. Для знатной египтянки выйти на улицу без макияжа и драгоценностей было практически неприемлемо.

Египетские головные уборы

Корона, которую носил фараон, называлась «пшент», и напоминала своей формой кольцо с бутылкой. Две её части символизировали такое же количество Египетских царств. Цветов у короны тоже было два — белый и красный, она надевалась поверх чепца или шапочки. Кроме традиционного головного убора у правитель страны имел второй вариант — атеф, сделанный из тростника. Также применялись в египетской истории и короны с изображениями двух животных, символизировавших те же царства — коршуна (Нижний Египет) и кобры (Верхний).

Среди египтян были популярны такие головные уборы как клафт, представляющий собой трёхконечный платок — один из концов лежал на спине, остальные на груди. Женщины редко покрывали голову, предпочитая свои волосы или парики. Единственной представительницей прекрасного пола в Древнем Египте, которой предписывалось ношение головного убора, была царица. Она надевала сделанную из золота и украшенную камнями корону в виде расправившего крылья сокола. Лишь Нефертити носила другой вариант головного убора, имеющего форму цилиндра.

Украшения

Известно, что египтяне предпочитали надевать множество украшений, среди которых были и браслеты, и кольца, и диадемы. Вся эта роскошь служила показателем статуса владельца и его привилегий. В то же время для большинства жителей того времени ювелирное изделие имело ещё и особую ценность, защищая от злой магии, физической усталости и даже от огорчений. Поэтому на него наносили иероглифы и изображения, имевшие различное значение — самым популярным был скарабей (бессмертие) и крылья Исиды (защита).

По форме ювелирные изделия Древнего Египта тоже представляли собой магические символы. Чаще всего они изготавливались в виде жука-скарабея, быстро бегающего по песку и символизировавшему в то время и бессмертную жизнь, и подвижность.

В качестве материалов для украшения использовали:

Железные изделия ценились в эпоху Бронзового века, были редкими и дорогими, превышая по цене даже золото. Из этого же металла делались и гребни, и шпильки, и другие украшения для прически Древнего Египта. Хотя они могли быть и вообще не металлическими — изделия из слоновой кости, украшенные камнями и цветными рисунками, ценились дороже золотых. Больше золота ценили египтяне и серебряные украшения — металл считался связанным с Исидой, а, значит, и с магией. Поэтому серебряным изделиям приписывали мистические свойства и силу.

В Древнем Египте украшения носили везде — на лодыжке, плечах, запястье и шее. Наплечные и запястные браслеты украшались символом Ока Гора, что делало их сильными амулетами. А ожерелья могли включать в качестве одного из элементов всё того же священного жука.

Макияж и парфюмерия

Для знатной египтянки было важно украшение своих бровей и ресниц, для чего использовался порошок кохль, состоящий из толчёной сурьмы и малахит (для рисования кругов вокруг глаз). Известно о сильном пристрастии к косметике последней египетской царицы Клеопатры, которая даже написала о ней книгу и владела своей парфюмерной фабрикой.

Особенностью повседневного макияжа жительницы Древнего Египта были яркие цвета

При нанесении грима было важно придать глазам визуальной удлинённости. Такой стиль быль не только модным, но и защищал от песка и солнечного света веки.

Парфюмерная промышленность в то время не существовала, и приходилось принимать меры самостоятельно. Для этого люди натирали тело мазями из ладана, скипидара и неизвестного пока компонента. А для улучшения запаха в помещении пользовались прообразом современных аромаламп — помещали на источник тепла пахучее вещество (смолу, пряность или специальную древесину) и ждали его распространения по воздуху. В эпоху Нового Царства парфюмерию стали изготавливать массово и хранить в специальных сосудах.

Источник статьи: http://bellehair.info/2585-5-sposobov-ukrasit-sebya-v-drevnem-egipte-prichyoski-pariki-i-mnogoe-drugoe/

Читайте также:  Как сделать классную прическу для подростка
Оцените статью
Adblock
detector