Детско-родительский педагогический проект «Для чего коту усы?»
Светлана Кудинова
Детско-родительский педагогический проект «Для чего коту усы?»
Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Современные дошкольники получают большой объём информации о животных из телепередач, книг, собственных наблюдений. Однако эти сведения разрозненные. Задача педагогов – направить познавательную активность ребёнка на самосознание, сопровождать ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, поддерживать у детей мотивацию к познанию.
Решить данную задачу поможет популярный и востребованный в настоящее время – проектный метод. Представляем вашему вниманию проект на тему «Для чего коту усы?».
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Проведенная предварительно диагностика показала, что проблемой в общении четырёхлетнего ребенка с домашними животными является незнание правил этого общения.
Вид проекта: познавательно – творческий
Сроки реализации проекта: февраль 2013 — апрель2013
Участники: воспитатель, родители, дети средней группы.
Образовательные области реализации проекта: познание, физкультура, художественное творчество, труд, коммуникация, чтение художественной литературы.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте,я провела анкетирование родителей по теме: «Воспитание любви к животным».Анкета позволила сделать следующие выводы: в большинстве семей нашей группы домашних животных нет (из 24 семьей только в пяти есть домашние животные). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животным вреда ребенку, дети получали отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье — это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Так появилась идея создания проекта «Для чего коты усы?», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным, и расширении знаний о них.
Задачи были поставлены следующие:
1) Формировать знания детей о домашних животных.
2)Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
3)Развивать у детей стремление отражать свои представления и впечатления в продуктивной деятельности, используя различные изобразительные материалы.
Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.
Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Мероприятия по реализации проекта:
1этап. Подготовительный (информационный)
Подбор интересной информации по данной проблеме
Наблюдай –ка: народные приметы с кошками.
Дополняй –ка: Пословицы и поговорки. Прослушивание аудио сказки «Кто сказал мяу?»
Создание коллекции календарей с изображением кошек.
Угадай –ка: Загадки о представителях кошачьих.
Поиграй- ка:Дидактические игры: «Чей малыш?», «Кто как говорит?», «Угадай по описанию»;Подвижные игры: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка»
Цикл познавательных бесед «Любят ли кошки сладкое?», «Для чего коту усы?»Чтение художественных произведений: Ш. Перро «Кот в сапогах», Н. Носов «Живая шляпа», Л. Толстой «Котёнок», А. Барто «Посторонняя кошка», С. Маршак «Усатый полосатый», К. Паустовский «Кот – ворюга», В. Сутеев «Капризная кошка», В. Танасийчук «Для чего коту усы?»
— подбор книг и энциклопедий о диких кошках;
— консультации для родителей «Кошечку хочу!», «Воспитание царапками»;
— разучивание стихотворений: С. Михалкова «Котята», Е. Благина «Котёнок», С. Я. Маршак «Кошкин дом».
2 этап. Основной (Творческий)
Создание мини-музея «Кошкин дом».
Создание фотоальбома «Усатый — полосатый».
Создание мнемотаблиц «Как ухаживать за домашними животными»
Создание альбома «Знаете ли вы, что…»
Создание альбома творческих работ «Наша котовасия»
Тематическая выставка работ, выполненных совместно детьми и родителями «Весёлый кот».
3 этап. Завершающий.
Экскурсия для детей других групп в музей «Кошкин дом»
Викторина с родителями «Всё о кошках»
Презентация проекта «Для чего коту усы?» для родителей и педагогов ДОУ.
Оформление папки – передвижки для родителей «Откуда пришли кошки?»
Уже во время проекта дети стали более отзывчивы и внимательны к питомцам, они стали бережней относиться к окружающей природе, проявлять положительные эмоции по отношению к кошкам и другим животным. С интересом наблюдают за домашними питомцами, охотно о них рассказывают, рисуют, играют в подвижные игры, где любят изображать кошку. Дома, в гостях и на улице соблюдают правила безопасного поведения с кошками. Домашние животные появились еще в восьми семьях. Всё это свидетельствует о положительной результативности проекта.
1. Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 96с.
2. Утробина, К. П. Хвост пушистый и усы нет прекраснее красы…» [Текст] / К. П. Утробина // Обруч. — 1997.- №2.- с. 19-21.
3. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] : Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1998. – 159с.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с родным городом (из опыта работы) Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/detsko-roditelskii-pedagogicheskii-proekt-dlja-chego-kotu-usy.html
Презентация проекта «Для чего коту усы»
Альбина Безрукова
Презентация проекта «Для чего коту усы»
Секция «Друзья природы»
Тема: «Для чего коту усы?»
р. п. Сосновское 2017
Глава 1. Для чего коту усы?
1.1 Что такое усы…. 4
1.2 Роль усов в жизни домашних кошек…. 4
Глава 2. Значение усов для кошек
2.1 Экспериментальные исследования…. 5
2.2 Анализ результатов исследования…6 Выводы….7
Библиографический список…. 9
Самое мое любимое домашнее животное – это мой кот Кузя. Я часто играю с ним и с интересом наблюдаю за его поведением. У каждой кошки свои особенности. Кузя – еще молодой котик,ему еще нет года. Главное Кузино отличие – это огромные усы! Как они могут помочь кошке?Проблема: мой друг Кирюша захотел обрезать коту усы. Зачем ему усы он и так красивый. Меня заинтересовал этот вопрос,и я решила провести исследование на тему: Зачем коту усы?
Теоретической основой послужили книги Брюса Фогля, В. Танасийчука и Л. Антоновой, в которых рассматриваются инстинкты, эмоции и поведение кошек.
Цель работы – изучить роль усов для кота.
Объектом исследования стал домашний кот.
Предмет исследования — усы домашнего кота
анализ литературы по инстинктам и поведению кошек;
определение значимости усов для кошек;
изучение роли и функции усов кошек.
Гипотеза – усы необходимы кошкам для полноценного восприятия окружающего мира, то есть для осязания.
анализ литературы по проблеме;
организационные методы – сравнительный метод полученных данных;
эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, анкетирование друзей и родственников. Практическое значение работы – лучше узнать наших любимых питомцев и объяснить их поведение.
Глава 1. Для чего коту усы?
1.1. Что такое усы?
«Усы – это щетинообразные волоски по бокам верхней губы», — считает Ушаков. У кошки есть усы, эти длинные волоски, ей просто необходимы. Ими они распознают предметы «на ощупь». Примерно так же, как мы, люди, пальцами.Усы эти необыкновенно чутки: задели, тронули что-то –животное сразу чувствует: тут ветка, тут дерево, а тут трава. Хотя про кошку мы говорим «усатый», но на самом деле никаких усов у неё нет. Чувствительные волоски только по виду напоминают усы. Ученые называют их вибриссами. Название это произошло от латинского слова «вибрацио» — что означает «дрожание», «колебание». Кстати, растут вибриссы не только возле носа, но и в ушах, и на подбородке, и на теле тоже.
Таким образом, усы – это своего рода чувствительные рецепторы с большой воспринимающей поверхностью. Они могут направляться вперед, когда кошку что-то интересует, или назад, когда она пытается защититься или просто избежать контакта с объектом.
1.2 Роль усов в жизни домашних кошек.
Усы позволяют кошке ориентироваться в темноте. Она может уклоняться от препятствий, даже не касаясь их волосками. Ими животное чувствует мельчайшие изменения воздушных потоков и обследует предметы. Широко расправив усы, она может определить размеры отверстия, через которое собирается пролезть. Ни в коем случае нельзя удалять кошке усы, так как она физически будет лишена своей «системы ориентации и навигации» в пространстве. Было установлено, что чем слабее зрение у кошки, тем длиннее и толще у нее усы.Они также показывают настроение животного: прижатые усы могут одновременно означать и агрессию и спокойствие.
Глава 2. Значение усов для котов.
2.1 Экспериментальные исследования.
Я решила провести несколько экспериментальных исследований.
Эксперимент первый. Сначала измерила, усы у моего кота ом еще молодой ему нет года – 10 см. И измерила усы у взрослого кота, который живет у бабушки -14см. Значит чем старше кот, тем и усы длинней.
Эксперимент второй. Я взяла колбасу и стала дразнить кота. Кузя пытался отобрать у меня колбасу, при этом его усы были направлены вперед. Потом я положила колбасу под стеклянную чашу. Кузя, не видел куда я положила колбасу, потеряв добычу, он расправил усы. Значит, когда Кузя чувствует какой-нибудь запах, в данном случае колбасы то у него усы направлены вперед, а когда не чувствует – то усы у него расправлены.
Эксперимент третий. Я поместила рыбу в банку с водой. Кузя заинтересовался,увидев рыбку в банке. Он стал подходить к банке и рассматривать пытался достать рыбку лапкой, но у него не получилось.. Потерпев неудачу Кузя попытался засунуть голову в банку. Известно, что кошки боятся воды, а об этом им «сообщили» усы. Кстати это я узнала из интернета.В Американском Университете проводили эксперимент с кошками и подтвердили мою догадку: они вообще не любят влагу. Поэтому он отказался от этой затеи, но с интересом наблюдал за происходящим в банке.
Эксперимент третий. Три надувных шара, я приклеила на листы, чтобы они не разлетались. На них положила колбасу. Кузя брал колбасу, не касаясь шаров даже усами. Все шары практически не шевелились. Исходя из этого, я поняла, что Кузя пользуется усами и всеми вибриссами для ориентировки в пространстве.
Интересно, а все ли мои друзья знают для чего кошке усы? Я составила вместе с мамой анкету из 5 вопросов и решила провести анкетирование у себя в группе. Оказалось,что из 22 человек: 8 – считают, что они нужны для обоняния,10 –для осязания,и 4 -для красоты.
2.2 Анализ результатов исследования.
Из ситуаций, которые я наблюдала и из результатов эксперимента, можно сделать предположение о том, что усы жизненно необходимы кошкам. Они меняют положение. Когда кошка интересуется чем-то усы — направляются вперёд, при агрессии прижаты к щекам. Кошка прикасается к предметам, только когда это ей нужно. Благодаря своим усам она всегда знает, на каком расстоянии от неё находится предмет и даже его размер. У них много положений, так как они служат для ориентации и навигации в пространстве.
Выводы Я поняла, что усы коту нужны. Это подтверждают мои эксперименты. Анкетирование ребят доказывает, что большинство из них подтверждает моё предположение. Они позволяют коту ориентироваться в пространстве. Благодаря усам она может уклоняться от препятствий, даже не касаясь их. Через них кошка воспринимает окружающий мир.
Я наблюдала и провела исследование, смотрела новости и читала вместе с мамой книги. У меня появилось предположение – возможно усы коту нужны для ориентации. Для подтверждения этой гипотезы,я провела наблюдения и экспериментальные исследования: со стеклянным колпаком, рыбки в банке и с воздушными шарами. В результате было выявлено, что Кузя на самом деле пользуется усами для осязания. Кузя воспринимает весь окружающий мир через усы. Они ему необходимы. Исходя из этого я считаю, что моя гипотеза — усы необходимы кошкам для полноценного восприятия окружающего мира, то есть для осязания — подтвердилась. Мне эта работа очень помогла лучше узнать моего любимого питомца.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-proekta-dlja-chego-kotu-usy.html
Проект «Зачем кошке усы?»
Выбранный для просмотра документ Аристова Соня шаг в науку.docx
ШКОЛЬНАЯ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Направление окружающий мир
ЗАЧЕМ КОШКЕ УСЫ?
Выполнена обучающейся 3 класса
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»,
МО «Котлас», Архангельской области
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»,
МО «Котлас», Архангельской области
Сакула Татьяна Петровна
пос. Вычегодский, 2017 г.
1. Ознакомление с информацией ……………………………………. 4
4. Изготовление книжки-самоделки…………………………. 6
Для чего коту усы ?
Разве только для красы?
А быть может, для того,
Чтоб не делать ничего?
Мол, состарился — и вот
Отстранили от работ.
Это правда? Шутка? Да?
Ну, конечно, ерунда!
Ведь кошачьи-то усы
Здесь совсем не для красы.
Осязает ими кот
Всех, кто рядом с ним живёт —
Кто сидит и кто бежит,
В норку спрятаться спешит,
Что съедобно, а что нет,
Что готовят на обед…
Те усы – антенны, вот!
Ими мир кот познаёт. Т. Маршалова
Актуальность и проблема: я и мои сверстники не знают о назначении усов у кошек.
Цель: изучение назначения усов кошки.
изучить материал по теме в интернете, в книгах, журналах;
понаблюдать за кошками, их поведением с целью изучения роли усов в жизни кошки;
провести эксперимент с домашней кошкой;
провести опрос среди обучающихся и педагогов;
подготовить материал, составить презентацию, показать результаты в наглядном пособии.
Объект исследования: домашние животные — кошки
Предмет: усы кошки
Гипотеза: усы необходимы кошкам для полноценного восприятия окружающего мира, то есть для осязания.
поиск и отбор необходимой информации из научно-популярной литературы, информации из Интернета;
Выбор темы проекта.
Сбор материала. Изучение литературы по теме работы.
Подготовка к защите, оформление книжки-самоделки, презентации.
Представление работы (защита работы).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Я очень люблю кошек. У меня дома живут две кошки. Я часто наблюдаю за их поведением, повадками. Кошка по-разному двигает усами. Однажды я задумалась: «Зачем кошке усы?»(Рис.1)
Усы-вибриссы 1 (ед. ч.: вибри́сса; лат. vibrissae , от лат. vibro — колеблюсь, извиваюсь; в обиходе — усы) — осязательные чувствительные длинные жёсткие волосинки кошек , выступающие над поверхностью шёрстного покрова . Вибриссы, т.е.вибрируют — плотные, длинные шерстинки. Ими они распознают предметы «на ощупь»
1 Большая советская энциклопедия и Словарь русского языка Лопатина
Примерно так же, как мы, люди, пальцами. Усы очень чуткие: задели, тронули что-то – кошка сразу чувствует: тут ветка, тут дерево, а тут трава.
У кошки в среднем 12 подвижных усов с каждой стороны морды. Длина усов у Васи — по 6-7 см, у Милы-8-10 см. С помощью их они получают информацию обо всем, что их окружает: о предметах, ветре, температуре… Я стала наблюдать за своими кошками.(Рис.4)
Когда она собирается приласкаться к вам или лизнуть протянутую вами руку, она сначала вытянет вперед свои усы.
Когда мои кошки в хорошем настроении и довольны, усы у них торчат немного вперед и слегка загнуты.
Кошка трется усами о руки или лицо – это большая любовь.
Кошка шевелит усами – принюхивается. Усы опущены – озабоченный, больной или равнодушный, апатичный кот.
Если она напугана, то усы у нее смотрят назад. Когда Вася и Мила спокойны — усы направлены в стороны.
Усы помогают кошке узнать, пролезет ли она в отверстие. Расстояние между концами усов соответствует ширине кошки в плечах.
Дотронувшись усами до стенок узкого отверстия, кошка определяет, сможет ли она пролезть через него.
Усы могут направляться вперёд, когда кошку что-то интересует, или назад, когда она пытается защититься. Мама-кошка отгрызает своим котятам, чтобы те не ориентировались, никуда от неё не убегали.
После того, как я познакомилась с информацией о назначении усов у кошек, я решила узнать, что думают об этом другие ребята. Я провела анкетирование. При опросе 18 обучающихся 1 – 5 классов. (Прил.1)
На вопрос: «Зачем кошке усы?»
Как орган обоняния –2 ;
Для ориентации в пространстве – 6.
Я сделала вывод, что многие ребята считают, что усы нужны кошке для красоты. Но это не так.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ
Я решила провести опыты с моими кошками, чтобы узнать для чего нужны на самом деле усы.
Мой первый опыт: я дома сделала два домика. В одном домике было узкое отверстие, а во втором широкое. Кот Вася понюхал и залез во второй домик, где было широкое отверстие. Значит, усы ему были нужны для ориентации. (Рис.2)
Мой второй опыт: перед Милой я поставила несколько предметов. Она обнюхала их и потрогала усиками. При этом вибриссы у неё широко были расставлены и направлены вперед, ими она поглаживала поверхности предметов.
Вибриссы позволяют кошке ориентироваться в темноте, а также уклоняться от препятствий, с помощью чувствительных волосков кошка обследует предметы.
Мой третий опыт: я расставила в комнате разные предметы. Выключила свет и в темноте позвала свою любимицу, она прибежала ко мне не задев ни одного предмета, которые я перед ней поставила, как препятствие.
Ученые ставили с кошками такой эксперимент. Они пускали их в сложный тёмный лабиринт. И кошки находили из него выход. Потом у них обрезали усы. Кошки не смогли пройти лабиринт.
4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИЖКИ-САМОДЕЛКИ
Чтобы запомнить информацию я решила сделать своими руками книжку «Роль вибриссов в жизни кошек». Я выполнила рисунки моих кошек. Затем моя мама сделала фотографии. В книге я написала из своих наблюдений о повадках и поведении моих любимцев. Описала опыты, которые провела с ними. Теперь я могу поделиться своими знаниями с ребятами. Думаю продолжить работу по книге и сделать вторую часть про хвост кошки.
Я только начала изучать тему, а уже узнала много интересного. В ходе данного проекта я изучила материал о р оли усов в жизни кошек. Было установлено, что вибриссы бывают разной длины и растут ещё над глазами, на подбородке и передних лапках. Лапами кошка чувствует еле заметные колебания пола, когда неподалеку ползают мыши. Кошкам не нравится, когда у них трогают усы. Если усы повреждены, то животное теряет способность успешно охотиться.
Теперь я знаю, что жизнь кошки без усов становится неполноценной. Она может потерять нюх, будет плохо ориентироваться. Кошке будет трудно жить, так как не сможет отличить еду от других предметов. Я советую всем, кто содержит дома кошку следить за тем, чтобы никто не обрезал у неё усы. Мы в ответе, за тех, кого приручили.
Источник статьи: http://infourok.ru/proekt-zachem-koshke-usi-2950640.html