Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов усов чтобы облегчить уход

егэ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме

ответы к егэ по биологии

Скачать:

Вложение Размер
otvety_chast_3.doc 92 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 3. Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

  1. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет гемолиз, и клетки потеряют тургор;
  2. нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный или отсутствует

  1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
  • постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушение водного и воздушного режима корней) и угнетению растений.
  1. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают?
  • всхожесть определяется для получения высокого урожая растений;
  • для определения всхожести семян определенное их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.
  1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
  • фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
  • по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
  1. Почему при отсутствии сапрофитов бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
  • сапрофитные бактерии это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;
  • отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвет их круговорот.
  1. С какой целью рыхлят почву при выращивании растений?
  • для улучшения дыхания корней;
  • для сохранения влаги в почве.
  1. Какие агрономические мероприятия позволяют защитить растения от болезней, вызываемых бактериями?
  • предпосевная обработка посадочного материала;
  • применение севооборота.
  1. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?
  • обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;
  • развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.
  1. Семена, помещенные в кипяченную воду комнатной температуры, набухают, но не прорастают, а потом загнивают. Объясните почему.
  • прорастание семян сопровождается интенсивным процессом дыхания;
  • в кипяченой воде практически нет кислорода, необходимого для дыхания, поэтому семена загнивают.
  1. Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему.
  • сапрофиты – редуценты, они разлагают органические вещества до минеральных соединений, участвуя в круговороте веществ в биосфере;
  • выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.
  1. Почему на хранение нельзя закладывать влажные семена? Что с ними происходит?
  • во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия;
  • семена начинают прорастать, в результате могут погибнуть.
  1. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.
  • различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);
  • это проявление модификационной изменчивости.
  1. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, правильные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;
  2. корневая система стержневого типа;
  3. плод – боб, а не стручок.

Ответ включает названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2-3 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит грубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный или отсутствует

  1. Какие приспособления имеют растения в засушливых местах?
  • корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
  • у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
  • листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголочки.
  1. В чем сходство и отличие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и Сложноцветные?
  • односеменные сухие невскрывающие плоды;
  • у злаков плод зерновка, а у сложноцветных – семянка;
  • у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.
  1. Почему грибы являются важным компонентом биоценоза?
  • грибы – необходимое звено в цепи питания;
  • шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;
  • плесневые грибы – разрушители органических веществ, мертвых остатков растений и животных до неорганических веществ;
  • грибы-паразиты кнтролируют численность организмов в биоценозе.
  1. Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.
  • корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
  • на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
  • от корневища отходят придаточные корни;
  • внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
  1. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?
  • Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок;
  • сходство: боб и стручок – сухие многосеменные вскрывающиеся плоды;
  • различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
  1. По каким признакам Лилейные и Злаки относят к классу Однодольные?
  • семя с одной семядолей;
  • мочковатая корневая система;
  • простые листья с параллельным или дуговым жилкованием;
  • цветок трехчленного типа с простым околоцветником.
  1. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
  • передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины;
  • передвижение органических веществ происходит по ситовидным трубкам луба;
  • вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды;
  • органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концетрации и давления.
  1. Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее 4-х значений.
  • бактерии – разрушители органических веществ, образуют перегной, минерализуют органические вещества и завершают круговорот веществ в природе;
  • бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых: нефти, каменного угля, торфа, природного газа, серы, фосфора и других элементов;
  • бактерии-хемосинтетики и фотосинтетики участвуют в образовании органического вещества;
  • клубеньковые бактерии улучшают азотное питание растений;
  • бактерии-паразиты вызывают различные заболевания у растений и животных.
  1. Назовите особенности строения и жизнедеятельности лишайников и укажите их роль в природе.
  • лишайники – симбиотические организмы;
  • гетеротрофное питание с помощью гриба, автотрофное питание благодаря водорослям или цианобактериям;
  • роль лишайников в природе: участие в образовании почвы, пионеры заселения неблагоприятных мест обитания, корм для северных оленей.
  1. В чем преимущество семенного размножения перед споровым? Назовите не менее 3-х признаков.
  • спора – одноклеточное образование, семя содержит многоклеточный зародыш с питательными веществами;
  • семя, в отличие от споры, покрыто кожурой, которая защищает зародыш от неблагоприятных условий среды;
  • семена имеют различные приспособления к распространению, что обеспечивает расселение растений.
  1. Объясните, почему вода необходима для прорастания семян и какие процессы она обуславливает. Укажите не менее 3-х обоснований.
  • вода, поступая в клетки, активизирует ферменты и реакции обмена веществ;
  • вода превращает запасенные питательные вещества семени в растворимую форму и обеспечивает их транспорт;
  • вода обеспечивает расщепление органических веществ семени и запасание энергии в виде АТФ, необходимой для прорастания семени.
  1. Среди организмов, населяющих биосферу, широко представлены грибы. Объясните, почему существование и поддержание жизни на Земле невозможно без присутствия этой группы организмов?
  • грибы, являясь редуцентами, разлагают органические вещества отмерших организмов до неорганических;
  • они обеспечивают круговорот веществ природы;
  • грибы – пища многих животных, образуют микоризу с растениями.
  1. В естественных природных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит.
  • в условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников;
  • на лугах происходит постоянный выпас скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.
  1. В чем выражается положительная роль создания в степных районах России полезащитных насаждений? Приведите не менее трех примеров.
  • уменьшение силы ветра, ветровой эрозии, пылевых бурь;
  • усиление снегозадержания и увеличение влажности окружающего воздуха и почвы;
  • проникновение в лесопосадки лесных видов растений и животных, и повышение биоразнообразие среды.
  1. Предположим, что на Земле исчезнут все организмы, за исключением высших растений. Смогут ли они одни существовать на Земле? Ответ поясните. Приведите не менее трех примеров.

Высшие растения не смогут существовать одни на Земле, так как:

  • резко снизится интенсивность фотосинтеза в связи с уменьшением в атмосфере содержания углекислого газа, основным поставщиком которого являются животные, а также грибы и бактерии;
  • при отсутствии редуцентов (бактерии, грибы) не будет происходить минерализация органических остатков, прекратится биогеохимический круговорот веществ;
  • растения не способны усваивать азот атмосферы, который фиксируют и превращают в доступные соединения азотфиксирующие бактерии, в связи с чем сократится синтез белков и нуклеиновых кислот.
  1. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника?
  • семя в отличие от одноклеточной споры, – многоклеточное образование;
  • семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
  • семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет.
  1. Садовую землянику, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным способом. Какие органы растения обычно при этом используют? Какая корневая система развивается у дочерних растений?
  • садовую землянику размножают надземными побегами (столонами) – усами;
  • на усах развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/26/ege-4

Усы и рожки — способы размножения садовой земляники

Летняя пора щедра на заботы. За короткое время нужно успеть так много – и растениям, и нам, садоводам.


Земляника садовая — молодое растение

Грядка садовой земляники живет и плодоносит в полную силу 3-4 года. Затем урожайность резко снижается, ягоды мельчают, растения начинают чаще болеть серой гнилью, мучнистой росой, пятнистостями. Это надо иметь в виду при планировании посадок, рассчитывая севооборот на своем участке. На том месте, где выращивалась земляника, снова ее можно сажать не ранее, чем через 3-5 лет.

Подготовка грядки

Лучшие предшественники для садовой земляники: люпин, бобовые, фацелия, клевер. Хорошие: чеснок, редька, редис, морковь, сельдерей, горох, фасоль, зелень (петрушка, укроп, шпинат). Нельзя сажать эту ягоду после всех пасленовых (картофель, томат, перец), огурцов, капусты, так как эти культуры имеют одинаковые с ней болезни. В крайнем случае перед высаживанием земляники сеют скороплодные культуры (редис, салат, шпинат) или сидераты.

Я, зная о нематодном вопросе на своем участке, на выделенной грядке обычно выращиваю сначала раннюю редиску и салат, потом засеваю редькой масличной (она хорошо помогает бороться с этим вредителем).


Редька масличная на грядке. Фото автора

Садовая земляника растет на любых типах почв — важно, чтобы они были хорошо удобрены. Подробнее о различных видах грядок для этой ягоды и подготовке почвы можно прочитать в статье Секреты земляничной грядки.

Размножать землянику можно разными способами. Поговорим о разведении воздушными побегами (усами) и делением куста (рожками).

Размножение усами

Как правило, садовая земляника выбрасывает воздушные побеги весь период вегетации. Розеточки на них очень легко укореняются даже без нашего участия, поэтому получить посадочный материал таким способом просто.

Посадочный материал

При серьезном промышленном или селекционном подходе маточные растения выделяют с осени. Колышками отмечают здоровые кусты, дающие самые крупные и соответствующие сорту ягоды. Их возраст должен быть 1-2 года. Весной все цветоносы с них удаляют, а воздушных побегов оставляют 5 штук, выбирая наиболее толстые. На каждом усе выращивают по 3 розетки и их укореняют. То есть с одного материнского растения получают 15 новых кустиков.


Усы земляники садовой с розетками

При любительском выращивании часто поступают проще и прагматичнее. Для размножения присматривают здоровые плодовитые растения и на них оставляют 3-4 воздушных побега для размножения. Я неоднократно пользовалась таким способом, и результат меня вполне устраивал – и ягоды собирала, и кустики для размножения получала.

Как и когда размножать

В средней полосе России начинать укоренение усов садовой земляники можно, начиная с середины июня. Дочерние розетки прикапываются на грядке рядом с маточным растением, не перерезая «пуповины» — воздушного побега. Даже не столько прикапываются, сколько прижимаются к влажной почве – тут важно не засыпать сердечко. Хорошо «работают» в этом случае проволочные скобки, которыми можно пришпилить побег плотно к земле.

Я поступаю чуть иначе. Рядом с материнским растением прикапываю небольшой (100-150 мл) стаканчик с дренажными отверстиями, наполняю его землей и пришпиливаю розетку в этой емкости. Продолжение уса отрезаю.


Приращивание розетки садовой земляники. Фото автора

Учитывая, что все кусты у меня плодоносящие, беру по 3-4 побега с каждого и приращиваю на них по 1 (первой) розетке.

Получается дополнительная грядочка из молодых растений. Специального ухода они не требуют, не нужен и добавочный полив – все происходит в обычном режиме. В таком положении горшочки остаются 4-6 недель. За это время корневая система успевает хорошо развиться.


Развитая корневая система молодого куста земляники садовой. Фото автора

После укоренения горшочки (или пришпиленные растения, если вы горшочки не использовали) выкапываются и пересаживаются на новую грядку. Качественная, хорошо развитая рассада оказывается готовой к концу июля. А чем раньше посадить ее на постоянное место, тем лучше она приживется, окрепнет, заложит цветочные почки и нарастит зеленую массу.

Это особенно важно в северных районах, где лето коротко. Такая молодая грядка уйдет в зиму хорошо облиственной, что послужит дополнительным утеплением. На нашем канале есть видеоролик, где подробно показаны все этапы выращивания рассады из усов и организации новой грядки земляники садовой.

Если самостоятельно вырастить посадочный материал не получается, то вы можете купить саженцы земляники садовой у надёжного поставщика. Загляните в наш маркет, раздел Саженцы земляники садовой.

Размножение рожками

Делением куста обычно размножают безусые, ремонтантные или образующие очень небольшое количество воздушных побегов сорта. Но применять этот способ можно на любых типах садовой земляники.

Посадочный материал

Что такое рожок? Это часть куста земляники, способная жить и развиваться самостоятельно. По большому счету, для размножения рожки даже предпочтительнее усов.

Рожок земляники садовой. Фото автора

Для деления подходят взрослые здоровые растения возрастом от 1 до 3 лет. Количество рожков сильно зависит от сорта и возраста растения. Например, у известного сорта земляники ‘Фестивальная’ может образовываться до 30 рожков, но в среднем можно получить 12-18 деленок с куста.

Как и когда размножать

Делят землянику весной, как только растения окончательно «проснулись», или в конце вегетации. В любом случае на выбранном кусте удаляют все цветоносы.

Растение выкапывают, очищают от подсохших листьев и лишней земли. Чтобы облегчить дальнейший процесс, разумно замочить всю корневую систему в большом тазу — так корешки полностью очищаются и расправляются.


Выкопанный куст земляники садовой замочен в воде. Фото автора

Очищенный куст разбирают руками или с помощью ножа, отделяя участки с хотя бы одной розеткой и небольшим количеством корней. С помощью секатора или ножниц в обязательном порядке подрезают нижнюю часть корешков. Получают самостоятельные растения.

Если размножение происходит весной, то деленки можно сразу высадить на рассадочную грядку под парничок или в небольшие (100-150 мл) горшочки на 1,5-2 месяца. Перед этим у них убирают практически все листья, оставляя 1-3 шт. в самом центре рожка, к тому же обрезав их наполовину. К концу июня молодые кустики наращивают неплохие корни и готовы к пересаживанию на постоянное место.


Рожки земляники садовой высажены в горшочки. Фото автора

При делении осенью рожки закладывают на хранение в холодильник. Сначала их промывают, обрезают всю нижнюю часть корневища, оставляя прирост текущего года. Он будет более светлого оттенка, и именно на нем вы увидите молодые корешки бледно желтого или коричневатого цвета.

Таким же образом, как и в весеннем варианте, убирают лишние листья, а оставшиеся обрезают наполовину. Затем подготовленные рожки собирают в связки и размещают в холодильнике, где они должны храниться при температуре от 0°С до -2°С до весны. На следующий год готовую рассаду можно высаживать в подготовленную грядку сразу, как только вы увидите, что перезимовавшие в открытом грунте кусты садовой земляники пошли в рост.

Определить, какой способ размножения подходит именно вам, можно только пробуя. Поделитесь с нами своими секретами выращивания земляники!

Источник статьи: http://7dach.ru/Eleko/usy-i-rozhki—sposoby-razmnozheniya-sadovoy-zemlyaniki-74205.html

Читайте также:  Схема прически для каре
Оцените статью
Adblock
detector