Сам с пядь да борода пядей

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1.

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Библиотека газеты «Юлдаш»

АКАДЕМИЯ НАУК ТАТАРСТАНА

ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

им. ГАЛИМДЖАНА ИБРАГИМОВА

ТАТАРСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

И ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Под редакцией главного редактора

газеты «Юлдаш» Р.Р. ГАЗИЗОВА

УРМАНЧЕЕВ Ф.И. (руюводитель), АХМЕТОВА Ф.В., ЗАКИЕВ М.3., ЗАМАЛЕТДИНОВ Л.Ш., МАХМУТОВ Х.Ш., НАДИРОВ И.Н., САДЕКОВА А.X. (научный редактор), ХАСАНОВ М.X.

Составитель тома, автор вступительной статьи и комментариев Л.Ш. ЗАМАЛЕТДИНОВ

Редактор Ранис Газизов

Художник Нияз Хазиахметов

Технический редактор Нурания Газизова

Набор и вёрстка Марат Урмаячеев

Художественный редактор Фирая Гимадова

Корректор Нурания Газизова

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Источник статьи: http://booksonline.com.ua/view.php?book=157036&page=29

Сам с аршин, голова с кувшин

Хочу вам про меры длины рассказать —
Старинные, малые — ЛОКОТЬ и ПЯДЬ.
«Ни пяди врагу!» — все такое слыхали,
А сколько есть «пядь», кто-то вспомнит едва ли.
Большой с указательным пальцы расставьте —
И пядь вы получите. Сколько? Представьте,
Что руки все разные в жизни бывают —
В размер пяди разные цифры вставляют. ( 19-23 см)

А ЛОКОТЬ двум пядям равнялся. Так вот,
Он меж средним пальцем и локтем живёт. (38-46 см)

Теперь перейдём на другую страницу —
Я с вами про САЖЕНЬ хочу поделиться.
Меж пальцев больших у растянутых рук
Живёт наша сажень -ПРОСТАЯ, как друг. (152 см, 4 локтя, 8 пядей)
А меж средних пальцев — уже не простая.
Названье другое — она МАХОВАЯ. (176 см)
Но больше известна нам САЖЕНЬ КОСАЯ:
Противоположные соединяя
Мы — руку и ногу — получим её.
Кто был так плечист? Великана плечо! (216 см -«кося сажень в плечах»)

Кто ехать собрался, с большим интересом
Представьте «пять вёрст до небес, и всё лесом» —
Забытая шутка. ВЕРСТА МЕЖЕВАЯ (2,16 км)
Была вдвое больше, чем та же ПРОСТАЯ.
В ней тысяча саженей было. Итак,
Попозже МИР МЕР МАЛЫХ выглядел так. (с 16-17 века).

Сама сажень делится нА три аршина,
Четыре в нем ЧЕТВЕРТИ, и вся картина
У нас завершится малюткой ВЕРШКОМ. (4,5 см)
В аршине 16 их, каждый знаком
Как мама шутила с ним в детстве слегка:
-Большой-то какой! От горшка три вершка!
Дюймовочка к нам забежала в стихи —
И ей мы вершка отдаём в женихи. ( дюйм равен 2,5 см)

Читайте также:  Красивые стрижки для длинных волос с круглым лицом

«Семь пядей во лбу», «мерить нА свой аршин»
И «сам (есть) с аршин, голова-то с кувшин»,
А есть выраженья, что канули в Лету (*).
Нам корни бы знать и их помнить при этом.

(*) «Мерить вёрсты», «сам с ноготок, борода с локоток», «семь вёрст киселя хлебать» — «ходить далеко не по важному делу.»

Источник статьи: http://stihi.ru/2019/03/13/2895

Пословицы и поговорки со старинными мерами длины, массы, объема

Это в 21 в. появились умные весы и лазерные линейки, а на Руси все измеряли совсем по-другому. Как именно, рассказывают пословицы в которых упоминаются старинные меры — аршин, вершок, пядь, златник. Эти названия сейчас кажутся непонятными, даже странными, и уже давно не используются, но все же живут в словарях и мудрых народных изречениях, которыми мы хотим с вами поделиться. Читайте и развивайте свою эрудицию!

Пословицы и поговорки, в которых упоминаются старинные меры длины

Локоть (расстояние от кончика среднего пальца руки до локтя, 38-46 см):

Сам с ноготок, а борода — с локоток.

Жили с локоть, а жить с ноготь.

Носе локоток, а ума с горсть.

Нос с локоть, а ума с ноготь.

Скажешь на ноготок, а перескажут с локоток.

Пядь (расстояние от растянутого указательного пальца до большого, около 18 см):

Семь пядей во лбу.

На аршин борода, да ума на пядь.

Не уступишь не пяди.

Уступишь на пядь, потеряешь сажень.

Уступишь на пядень, а потянут на сажень.

Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.

Пяденька за пяденькой, а не стало саженьки.

Жили сажень, а доживать пядень.

Шаг (длина человеческого шага, равнялась 71 см):

Шагнул и царство покорил.

Идти семимильными шагами.

Аршин (равен длине руки, то есть расстояние от кончика среднего пальца до плечевого сустава, около 72 см):

Мерить на свой аршин.

Каждый купец на свой аршин меряет.

Сидит, ходит, словно аршин проглотил.

На аршин борода, да ума на пядь.

На свой аршин не меряй.

Аршин на кафтан, да два на заплатки.

На три аршина в землю видит.

Ты от дела на вершок, а оно от тебя на аршин.

Читайте также:  У тебя красивые усы

Верста (расстояние чуть больше километра — 1066,8 м):

Коломенская верста (шутливое название очень высокого человека).

Москва верстой далека, а сердцу рядом.

Любовь не верстами меряется.

От слова до дела — целая верста.

Верстой ближе, пятаком дешевле.

Семь верст молодцу не крюк.

На версту отстанешь — на десять догоняешь.

Врёт семь верст до небес, и все лесом.

За семь верст комара искали, а комар — на носу.

Охотник за семь верст ходит киселя хлебать.

Тянись верстой, да не будь простой.

От мысли до мысли пять тысяч верст.

Писать о чужих грехах аршинами, а о своих — строчными буквами.

Его за версту видно.

Вершок (от слова «верх», то есть «верхушка чего-то», изначально соответствовал длине основной фаланги указательного пальца, позднее стал равняться 4 ногтям, или 44,45 мм):

На вершок вперёд – и уж всё темно.

На вершок глубже вспашешь – пять дней засухи перенесёшь.

Борода с вершок, а слов с мешок.

Два вершка (или полвершка) от горшка, а уже указчик.

У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла.

От горшка — три вершка.

Миля (1 миля = 7 верст, что составляет около 7,5 км)

Сажень (213,36 см):

Косая сажень в плечах.

Полено к полену — сажень.

Ты от правды на пядень, а она от тебя на сажень.

Уступишь на пядень, а потянут на сажень.

Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.

Пяденька за пяденькой, а не стало саженьки

Жили сажень, а доживать пядень.

Пословицы о старинных русских мерах массы

Золотник (от слова «златник», так называлась монета весом около 4,3 г., служившая единицей веса драгоценных металлов и камней):

Мал золотник, да дорог.

Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.

Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят.

Беда (горе, несчастье, недоля) приходит пудами, а уходит золотниками.

Пуд (40 фунтам или 16 с небольшим кг):

Зёрнышко пуд бережет.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Сено – на пуды, а золото – на золотники (т. е. каждая вещь имеет свою определенную ценность).

За это можно и пудовую свечку поставить.

Зернышко пуд бережет.

Свой золотник чужого пуда дороже.

Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.

Человека узнаешь, покуда с ним пуд соли съешь.

Пудовое горе с плеч свалишь, а золотниковым подавишься (т. е. не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью).

Фунт (старая русская мера веса, 409,5 г или 96 золотников):

Вот так фунт! (выражение разочарования или удивления).

Читайте также:  Модные стрижки укладка для женщин 40 лет

Это тебе не фунт изюму (шутливо о непростом деле).

Фунт пуду должен уступить (надо уважать старших и более опытных).

Узнать, почём фунт лиха.

Пословицы и поговорки со старинными мерами объема

На Руси существовали такие меры сыпучих тел (хлебные меры), как:

  • цебр;
  • кадка (кадь, оков);
  • куль;
  • полокова;
  • половник;
  • четверть;
  • четь;
  • осьмина;
  • полосьмина;
  • четверик;
  • получетверик;
  • четвёрка;
  • гарнец;
  • малый четверик;
  • полугарнец;
  • стакан.

Также были в ходу меры жидких тел (винные меры):

  • бочка;
  • корчага;
  • ведро;
  • четверть (ведра);
  • гарнец;
  • штоф (кружка);
  • винная бутылка;
  • водочная (пивная) бутылка;
  • бутылка;
  • косушка;
  • стакан;
  • четушка;
  • чарка;
  • шкалик.

В отличие от мер длины и массы, старинные единицы объема в пословицах и поговорках использовались не часто. По крайней мере, до наших дней таких изречений дошло совсем немного:

Чарка вина прибавит ума, а вторая да третья сводят с ума.

Вёдрами ветра не смеряешь, солнца в мешок не поймаешь.

Велик воин за стаканом вина.

Кому чарка, кому две, а фашисту камнем по голове.

Источник статьи: http://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-so-starinnymi-merami-dliny-massy-obema/

«Турай-батыр (Монгольский народный эпос) » — читать интересную книгу автора

Монгольский народный эпос «Турай-батыр»

Перевод Б. Сулимова

Жила, говорят, в далекие времена одна женщина. Три дома имела: один
соседский, другой не построенный, а у третьего и сруб еще не срублен. Вот
она и жила в лачуге. А лачуга была знатная, всем домам дом: облаком крыта,
ветром законопачена. Но хоть и бедно та женщина жила, а все ж не побиралась.
И был у нее, говорят, сын по имени Турай, громадного роста и
богатырской силы джигит. Здоровался — без руки оставлял, верхом садился —
хребет коню переламывал, а уж на майдане никто не мог противостоять. Имя
Турай-батыра с уст людских не сходило.
Но хоть и статью он удался, и на лицо пригож был, а девушки за него не
шли. Пришлет Турай сваху, а они только отмахнутся. Человек, в лачуге
живущий, где невесту примет, где ребенка растить будет?
Ходил Турай один, ходил, а потом и говорит матери:
— А отправлюсь-ка я, мама, странствовать. По чужим краям поброжу, на
белый свет погляжу, авось и повезет мне, богатым вернусь. А может, и девушку
встречу, что мне женой, а тебе невесткой станет.
Отвечает ему мать:
— Воля твоя, сынок, хочешь идти — иди. Да только помни: единственный
ты у меня. Пропадешь — что делать без тебя буду. А случится что с тобой —
как узнаю, жив ли, здоров ли?

Источник статьи: http://bookree.org/reader?file=399594&pg=2

Оцените статью
Adblock
detector