Самая длинная борода деда мороза

Тайна бороды Деда Мороза

Какая роскошная борода у Деда Мороза, обитающего в своей резиденции под Великим Устюгом!

КСТАТИ

Нынешний Дед Мороз — дитя советской поры. Он впервые появился перед детворой на елке в Колонном зале Дома Союзов 1 января 1937 года. Да не один, а со своей внучкой Снегурочкой. Она тоже в первый раз предстала перед ребятишками им на радость — доставала из дедушкиного мешка конфеты и раздавала юным гостям праздника.

Длинная, пушистая, белоснежная с серебряным отливом! Брови, усы, волосы под боярской шапкой тоже серебрятся. Верится: «Тряхнет головой — от волос иней сыплется», как написал еще в 1842 году в сказке «Мороз Иванович» Владимир Одоевский.

Борода искрится, будто январский снег. Невольно вспомнился новогодний стих из советского детства:

Здравствуй, Дедушка Мороз,

Ты подарки нам принес?

Очень ждут ребята!

Но у зимнего сказочного волшебника, поселившегося в своей резиденции на вологодской земле 25 декабря 1999 года, и борода, и волосы, и ресницы с усами вовсе не из синтетической ваты.

— Натуральные живые волосы, — случайно услышал от сотрудницы администрации города Долгопрудного Московской области. — Не из ваты, а из чего — это тайна за семью печатями. Открыть ее могут только люди, кто по праву ею владеет, — мастера из ООО «Карнавал».

Собеседница рассказала о родословной этого «Карнавала». Была в России фабрика театральных принадлежностей. Открылась в 1965 году рядом с Дмитровским шоссе в поселке Хлебниково как предприятие Всероссийского театрального общества. Выпускала в год по 8400 костюмов — для 50 профессиональных театров СССР, тысяч самодеятельных коллективов, ДК, школ и детсадов. Обувала артистов балета, причем пуанты и туфли изготовлялись только вручную (по 500 тысяч такой обуви отправляла ежегодно во все уголки страны и за рубеж). В одном из цехов рождались герои русских народных сказок, ростовые куклы. Был и цех постижерский — в нем делали парики.

А в начале 90-х годов прошлого века фабрика закрылась, просторное здание было приватизировано. Молодежь в поисках работы ринулась в Москву, а часть мастеров, объединившись, создала ООО. Арендовали в центре города небольшое помещение и с 1994-го шьют платья прошлых веков, карнавальные костюмы для взрослых и детей, изготавливают ростовые куклы и парики. Вот в цеху выстроились в ряд деды-морозы в красных и синих шубах. Мастера сумели сохранить и опыт, и творческий дух знаменитого коллектива.

Дед-мороз в цеху «Карнавала»

Заведующая производством «Карнавала» Марина Кузнецова на мой вопрос о бороде Деда Мороза сначала отказалась отвечать, напомнив французскую поговорку: «Пикантность там, где тайна». И все же после долгих уговоров открыла ее читателям газеты «Мир новостей»:

— Используем необычайно легкий, прямо-таки воздушный волос монгольского сарлыка. Это крупное домашнее животное, помесь яка с коровой. Бороду, волосы, брови с усами — словом, все обличье творим по заявке главного Деда Мороза страны для каждого Нового года. Потому что детки любят подергать за окладистую бороду, потрогать длинные усы, густые брови, погладить седую шевелюру старика, и волосы выпадают. Недавно отправили в Великий Устюг новые реквизиты для Деда Мороза — 2021.

Сарлык — крупное животное с косматой шерстью и густым пухом. Чаще всего черного цвета, есть и белого, бордового. Родина этой разновидности яка — Монголия, но водится он и в России: в высокогорных районах Республики Тыва, в Бурятии и на Алтае.

Монгольский сарлык, из пуха которого изготавливается борода.

Пух яков не стригут, а вычесывают. Очень дорого ценится в мире. Из него вяжут одежду, арканы и шнуры, делают парики для артистов. И для русских Дедов Морозов. Они ведь региональные — живут не только в Великом Устюге, но и в Мурманске, Карелии, Кирове, Якутии, на Байкале. Многие из волшебников, что приходят на Новый год в дома по заказу родителей, тоже надевают белоснежные парики из Долгопруд­ного.

Юрий Махрин.

Фото: К. Зыков/агентство «Москва»,

Источник статьи: http://mirnov.ru/rubriki-novostey/yeto-interesno/taina-borody-deda-moroza.html

Борода Деда Мороза

Борода Деда Мороза – большой волосяной покров в нижней части лица волшебника-дарителя. Она является важной и отличительной чертой его внешности. Существуют строгие требования к бороде кудесника. Она должна быть по цвету — седой, по размеру — длинной, до пояса, по форме – пышной и окладистой. Также к бороде необходимы пышные усы. Главный волшебник обязательно должен носить бороду как символ мужского достоинства и мудрости. Волшебными свойствами, как у Старика Хоттабыча, она у Деда Мороза не обладает. Следует никогда не путать бороду Деда Мороза и Санта Клауса. У Санты она значительно короче.

Как не попасть впросак, выбирая бороду Деда Мороза? Цены в магазинах

Борода и колпак Санта Клауса. Не попадайтесь на удочку горе-продавцов!

Посмотрите на фото «деда мороза». Его борода не выдерживает никакой критики и сразу выдает неумеху, дилетанта. Чтобы выбрать правильную бороду, необходимо, во-первых, «не гоняться за дешевизной», а во-вторых, приобрести бороду родного Дедушки Мороза, а не заграничного Санта Клауса. Дело в том, что товары в основном поставляются из Китая. Местные производители не понимают, скорее, даже не знают, что внешности нашего волшебника и близорукого символа Кока-Колы сильно отличаются.

Все бы ничего, но такими же незнайками часто являются и продавцы новогодней атрибутики в отечественных магазинах. Для них что Дед Мороз, что Санта Клаус – все равно. Например, встречаются такие странные названия товара «Колпак Деда Мороза с бородой»… Бррр. Где эти горе-продавцы видели главного волшебника страны в колпаке? Он же не клоун в театре Карабаса Барабаса.

Цены на бороды варьируются от 400 до 3 500 рублей. Понятно, что товар за 400 не очень-то похож на настоящий. Примерно за полторы тысячи можно подобрать нормальную бороду, с которой не стыдно будет показаться на людях..

Требования к бороде помощников Деда Мороза

В новогодние праздники на улицах наших городов появляется множество Дедов Морозов, правильнее сказать, их помощников. Дед Мороз (всем известно) у нас один, и проживает он в Великом Устюге. Часто среди этой веселой братии встречаются люди, которых из-за безобразной бороды за версту нельзя подпускать не только к детям, но и к взрослым.

Мужчине, претендующему на роль помощника Деда Мороза, необходимо исключительно ответственно подойти к формированию образа, в котором нет второстепенных деталей. Все должно быть настоящим: и шапка, и шуба, и рукавицы, и кушак, и сапоги, и, конечно, борода. Необходимы и внешние данные, и элементы сценического мастерства. Быть помощником великоустюгского волшебника – важная и ответственная профессиональная работа.

Допускаются некоторые послабления для мужчин, которые становятся волшебниками для собственных маленьких детей по формуле «Папа – Дед Мороз». В этих случаях для оформления лица бородой можно пользоваться подручными средствами.

Для тех же, кто берет за работу зимним волшебником-дарителем деньги, требования к костюму и гриму очень высокие. Как не раз нам рассказывали в Ассоциации Дедов Морозов и Снегурочек, существует простой визуальный способ проверить «качество» грима: борода и усы никогда не должны закрывать рот. Если рот закрыт, то Дед Мороз не настоящий. Это дилетант, а не профессионал.

Поэтому если вы обращаетесь в специализированное агентство, чтобы пригласить, например, домой волшебника, обязательно уточняйте информацию и настаивайте на прибытии настоящего зимнего чародея с правильной бородой.

Посмотрите на фото «деда мороза». Его борода не выдерживает никакой критики. Недорогая ватная борода сразу выдает неумеху, дилетанта.

Бороды коллег Деда Мороза по профессии

Безбородый Паккайне из Карелии с подругой Луминайне

Пример Деда Мороза, поселившегося в Великом Устюге, оказался заразителен. В городах и весях нашей страны сегодня проживают около двух десятков волшебников-дарителей. Большинство из них считают себя младшими братьями великоустюгского кудесника.

В целом почти все они носят солидные бороды, соответствующие статусу серьезных зимних волшебников. Но встречаются и исключения. Видимо, не у всех национальных волшебников растет в нижней части лица густая растительность, что связано с генетикой и традициями конкретного народа.

Поэтому некоторые представители морозного сообщества не могут вырастить большую окладистую бороду и довольствуются тем, что есть. Например, бурятский дедушка Сагаан Убген или Соок Ирей из Тувы.

Особняком стоит Карельский Морозец Паккайне. Он вечно молод, постареть ему не суждено, поэтому и борода ему не нужна.

Как Дед Мороз ухаживает за бородой

В апреле 2020 года великоустюгский волшебник проводил онлайн эфир на своей странице в Инстаграм и ответил на вопрос о том, как он ухаживает за своей бородой.

Выяснилось, что для поддержания морозной бороды в отличном состоянии необходимо париться в бане по-черному, а саму бороду натирать отварами, настоянными на хвое. Ежедневно волшебник без посторонней помощи расчесывает бороду гребешком, вырезанным из карельской березы местными умельцами на вотчине.

Читайте также:  Как украсить детскую прическу

За образом Деда Мороза внимательно следят стилисты его собственного Дома моды, который находится в самом Великом Устюге. Именно они придают бороде правильную форму и являются законодателями моды в морозном сказочном сообществе.

Что обозначает и кто автор выражения «борода из ваты»

Автором слов является поэт Александр Оленич-Глененко. В стихотворении 1938 года есть такие строки: «Здравствуй, Дедушка Мороз – борода из ваты! Что ты, дедушка, принес в Новый год ребятам?» Слова ушли в народ, стали крылатыми. А дальше народная фантазия начала переделывать последнее предложение на свой лад. Существует много вариантов: от непристойных до вполне безобидных. Например, «Ты подарочки принес? Очень ждут ребята»

Еще один пример: «Тут определяющие интонации иные: рэп-идиотизмы типа «Я― Дед Мороз, борода из ваты, я уже слегка поддатый» или инфантильное хныканье знаменитого «Алешки» (Чем вас обрадовал и чем огорчил телеэкран на минувшей неделе? — «Труд-7», 04.01.2001.

Выражение обозначает самого волшебника-дарителя. Дед и «борода из ваты — это синонимы.

Стилистическая окраска фразы разная. Она может быть нейтральной, а может быть и сниженной. Иногда слова «борода из ваты» говорят про такого дедушку, который спустя рукава относится к выполнению профессиональных обязанностей волшебника-дарителя. Он совершенно не похож на настоящего зимнего кудесника и у него некрасивый грим. Он плохо развлекает детей и взрослых, опаздывает на мероприятия и даже заявляется на праздник в нетрезвом виде.

Источник статьи: http://wikidedmoroz.ru/boroda-deda-moroza/

Все о Дедушке Морозе!

Доброго времени суток!На бескрайних просторах интернета нашла вот такую замечательную статью-очень содержательную и полную по моему мнению,про моего любимого Деда Мороза и хотела бы поделиться с вами.Я хотя совсем уже не маленькая девочка,но я продолжаю верить в него!А всем кто смеется,я говорю:А вы докажите мне,что его нет. )))))

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.

рис.1. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, «упразднены», и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но «старшой» есть и сейчас.

рис.7. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

рис.3. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

рис.9. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

рис.6. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX — начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

рис.12. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой.

Дед Мороз со Снегурочкой

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

рис.4. Позвизд, Бог ветров

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.

рис.13. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть «дней рождения», ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

рис.2. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля — наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после «Словаря славянских богов».

Дед Мороз и РПЦ

рис.1. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Читайте также:  Прически 2000 года женщина

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться — лишь себя позорить и выявлять свою слабость.

В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.

Такое высказывание православного иерарха порождено полным непониманием сущности явления – нелепо могучему и грозному русскому языческому Богу креститься в верующие позднее пришлой на Русь чужой византийской монотеистической религии. Этак РПЦ в своей нынешней необузданной гордыне пожелает крестить и древнегреческого Зевса, а заодно — Аллаха, Будду и всех прочих богов иных религий, чтобы собирать свои прибыли не только с православных, но и с прочих верующих. Овладение знаменитым новогодним брендом позволило бы РПЦ еще преумножить свои доходы.

Впрочем, именно за грубые нарушения базовых христианских истин и наразборчивую непомерную жадность в стяжании современная РПЦ объявлена в христианском мире Церковью-изгоем. Но руководителей РПЦ, ставших в постсоветское время обладателями личных миллиардов долларов, такое положение не слишком беспокоит. После дальнейшего врастания РПЦ во власть, глядишь, и узрим позорное для РПЦ крещение Деда Мороза и Снегурочки в православие. Тогда РПЦ, нынче уже ставшая богаче Газпрома, получит доступ к еще одному источнику своих и так уже немалых доходов.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где «и летом студено».

Великий Устюг — нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»

рис.1. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других — средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке — Санта-Клаус, а у нас — Дед Мороз.

Кто он такой — наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз — персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

рис.11. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными морозами». Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз — образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В.Я. Брюсова «Царю Северного полюса», карело- финский эпос «Калевала»).

Мороз красный нос

Позвизд — славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

рис.4. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун — злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза — кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой — традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы — единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте — это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы — перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.

Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Читайте также:  Усы кита для платья

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох — хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

И еще некоторые особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. На данный момент допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ-то и «морозил».

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку!

Снегурочка, внучка деда Мороза

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру «Заморожу», и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Дед Мороз со Снегуркой

Снегурочка, внучка Деда Мороза, повсюду сопровождает своего Дедушку. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Из истории Деда Мороза

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороз.

Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) — единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) — вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) — только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей — предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед

Старорежимный елочный дед

С длинной-предлинной такой бородой

Вылитый сказочный «Дед-Мороз»

С ёлкой под мышкой саночки вез,

Санки с ребенком годочков пяти.

Советского тут ничего не найти!

рис.18. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг — рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

Данные с сайта Log-in.ru

Спасибо за внимание!Всех с наступающим Новым 2014 годом!

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/519013-vse-o-dedushke-moroze

Оцените статью
Adblock
detector