Самостоятельная работа как ус

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
статья по теме

примеры различных видов самостоятельных работ и способы их проведения .

Скачать:

Вложение Размер
vidy_samostoyatelnyh_rabot_i_sposoby_ih_provedeniya.docx_matematika.docx 130.29 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Большую роль в развитии навыка самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа. Организация и построение письменных самостоятельных работ ставят много проблем, какие формы должна иметь письменная самостоятельная работа, какого типа задания можно включать в самостоятельную работу и многое другое.

Письменные самостоятельные работы по своему основное дидактическому назначению можно разделить на два вида: обучающие и контролирующие. Обучающие работы в свою очередь разделить на две группы: работы по формированию знаний и работы по формированию навыков. Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными понятиями. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, то есть сразу после объяснения нового материала.

Чтобы новые знания стали достоянием ученика, чтобы он мог ими оперировать в жизни, они должны быть не только поняты, но и прочно закреплены в сознании и памяти.

Из особенностей первичного закрепления знаний вытекают некоторые особенности обучающих работ, проводимых на данном этапе отработки знаний и навыков.

Знания учащихся ещё непрочны, есть некоторая неясность мысли, нечёткость и неточность в их воспроизведении. Поэтому работы необходимо строить так, чтобы в процессе их выполнения ученик узнавал новое понятие среди множества уже известных понятий, воспроизводил определения, доказывал теоремы, применял новые методы задач и т.д. На этом этапе закрепления знаний можно разрешать учащимся пользоваться учебником, записями в тетради, таблицами, справочниками, плакатами и т.д.

При выполнении этих работ деятельность ученика элементарна, протекает в форме простого воспроизведения изученного. Однако эти работы способствуют накоплению опорных фактов, так необходимых в дальнейшем изучении математики.

Задания в работах по формированию знаний, как правило, должны быть репродуктивного характера. Однако возможно включение заданий вариативного характера, например, по составлению задач. Это обогатит работу и даст возможность ученику проявить свои математические способности. Но необходимо помнить, что такого рода задания являются нелёгкими.

Поскольку самостоятельная работа по формированию знаний проводятся сразу после объяснения нового материала, то их проверка своевременно даёт учителю картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.

Приведу примеры обучающей самостоятельной работы, работа с использованием дидактических материалов.

Дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся. Работ, по формированию навыка, контроля за знаниями и умениями при обучении. Как правило, самостоятельные работы, проводимые по дидактическому материалу, содержат задания разного уровня сложности. Содержание работ даёт широкие возможности для организации дифференцированной работы на уроке. Задания позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. (Приложение 1)

После того как материал хорошо усвоен, и учащиеся свободно справляются с работами по формированию знаний и навыков, необходимо проверить и оценить приобретённые ими знания. Контролирующие самостоятельные работы дают возможность проверить степень усвоения материала учащимися в каждом из циклов.

Письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного, что даст возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контролирующие работы. Их можно разделить на следующие виды: проверочные, контрольные, обзорные и итоговые. Рассмотрим некоторые способы проведения работ.

Тестовые задания , по существу являются типом контрольных работ, в которых, как и в обычной контрольной, не теряется необходимый уровень сложности и благодаря вариантам ответов корректируются действия ученика в ходе решения задачи. Такой подход, собственно, и позволяет увеличить количество упражнений и в конечном итоге дает возможность учителю проверить широкий спектр умений и навыков школьника. (Приложение 2)

Математический тренажер предназначен для закрепления навыков

счета и усвоения основных алгебраических формул. Задания распределены по разделам. Раздел состоит из несколько вариантов, в каждом из которых ряд задач, записанных в столбик. (Приложение3)

При тренировке учащийся берёт лист бумаги и кладёт её справа от столбца, по которому собирается работать. Вычисляя, ученик записывает только ответы, не переписывая самого задания. Если встретилось задание, которое ученик пока не в состоянии выполнить, он пропускает его и решает следующее. За определённое время ученик должен записать как можно больше правильных ответов. По истечении заданного времени он может сверить свои решения с ответами — ответы желательно поместить на оборотной стороне листа и разрешить ребятам переворачивать эти листы лишь после того, как прошло контрольное время. Самое выгодное — это работа с тренажером в начале урока, когда по сигналу учителя класс работает строго определенное время (1-5 мин). По команде стоп каждый подсчитывает количество правильных ответов n, полученных за время t, и скорость счёта V (У=n/t).

Время от времени для объективности есть смысл проводить контрольный счет, где проверку ответов осуществляет либо сосед по парте, либо учитель.

Время работы определяется в зависимости от уровня подготовки класса, но в любом случае ясно, что вначале стоит давать больше, затем меньше времени на одну и ту же таблицу.

Практически во всех тренажерах задания сложнее расположены в конце. Каждый ученик может работать с тренажером самостоятельно. Рост скорости счета — это показатель работы ученика.

Кросснамбер (в переводе с английского — кресточислица) — один из видов числовых ребусов. Он может служить одной из форм дидактической игры. (Приложение 4)

В кросснамберах предметом отгадывания являются математические задачи. Сложность таких задач зависит от поставленной цели. Разгадывание кросснамберов целесообразно предлагать учащимся для проверки усвоения ими знаний по определенной теме, разнообразив, тем самым, виды контроля.

Разгадывание кросснамберов предпочтительнее других видов контроля тем, что в них присутствуют элементы игры, а это снимает психологическое напряжение, которым, как правило, сопровождается любая проверочная работа.

Правильность решения задач проверяется в основном тут же самими учащимися: в случае верных ответов цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Все решения ребята должны выполнять в тетради, с тем, чтобы учитель имел возможность полноценно контролировать их работу.

При составлении кросснамберов применяется тот же принцип, что и в кроссвордах: в каждую клетку вписывается один знак, работающий на горизонталь и вертикаль.

Поскольку кросснамберы — задачи с числами, то в каждую клетку вписывается по одной цифре. А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначают буквами. Числа, подлежащие отгадыванию, — только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля (т.е. число 42 нельзя записать как 042).

Если перед скобкой стоит плюс или не стоит никакой знак, то можно убрать скобки, сохраняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок.

Если перед скобкой стоит минус, то можно убрать скобки; меняя знаки всех слагаемых, стоящих — внутри скобок.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/12/13/vidy-samostoyatelnykh-rabot-i-sposoby

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности
методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_shkolnikov_docx.docx 59.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности.

1.1. Понятие самостоятельной работы. Анализ различных подходов…. 4

1.2. Дидактические принципы организации самостоятельной работы. 9

1.3. Значение самостоятельной работы для развития познавательных способностей учащихся…………………………..…………………………13

2. Классификация видов и форм самостоятельных работ……..………….14

2.1. Домашняя учебная работа учащихся………..……………………..16

2.2.1. Традиционные формы работы с книгой………………………19

2.3. Упражнения – как самостоятельный вид учебной деятельности….27

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Целью данной квалификационной работы является изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации.

Для рассмотрения данной цели мы выдвинули следующие задачи:

-проанализировать различные направления в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении,

-ознакомиться с множеством определений и выяснить, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности,

-апробировать некоторые виды самостоятельных работ на практике.

Гипотеза: Применение различных видов самостоятельной работы на уроке информатики формирует умения учащихся самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.

Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника. Предметом – условия ее реализации.

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности.

  1. Понятие самостоятельной работы. Анализ различных подходов.

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что существует несколько определений понятию самостоятельной работы. П.И. Пидкасистый дает такое определение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.

По определению А.И. Зимней самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

На мой взгляд, это определение является наиболее расширенным и затрагивает как деятельность ученика, так и учителя.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Таким образом, самостоятельной работе можно дать следующее определение: самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности — путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

1)содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

2)оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

3)результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

1)содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

2)процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

3)мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

1.2. Дидактические принципы организации самостоятельной работы.

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований П.И. Пидкасистый выдвинул следующие:

1.Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2.Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3.Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

4.Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. К.Д.Ушинский выделил следующие особенности применения этих принципов к руководству самостоятельной работой:

1.Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3.На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4.Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5.В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

6.Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7.Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

8.При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

9.При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

1.3. Значение самостоятельной работы для развития познавательных способностей учащихся.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1.Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2.Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3.При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

4.С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

2. Классификация видов и форм самостоятельных работ.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

И. А. Зимняя все виды самостоятельной работы по дидактической цели разделила на пять групп:

1)Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

2)Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3)Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

4)Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Далее в работе дается характеристика основных видов самостоятельных работ, используемых в постоянной практике.

2.1. Домашняя учебная работа учащихся.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

Домашняя учебная работа имеет важное значение для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Указывая на ее необходимость, Н.К. Крупская писала: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками». Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

Современные дидакты В. Оконь и И.П. Подласый дают следующее определение домашней работы. Сущность домашней учебной работы учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах; е) проведение наблюдений; ж) выполнение практических и лабораторных работ; з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Эти задания рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий с тем, чтобы предупредить перегрузку учащихся.

Качество и культура учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого – педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности. Вот важнейшие из этих правил.

1. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.

2. Домашние задания следует выполнять в день их получения.

3. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Для этого нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания.

4. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д.

5. Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе и содействует самостоятельному выполнению письменных заданий.

6. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-12 минут для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности.

7. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу.

8. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.

9. После подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20-30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя таким образом рассредоточенное усвоение знаний.

10. Полезно, чтобы учащиеся перед сном уделяли 8-10 минут беглому просмотру изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать.

Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следует знать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.

2.2. Работа с книгой.

Это один из основных видов самостоятельного учебного труда учащихся.

Опыт показывает, что учащиеся порой испытывают большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении.

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги, кому адресовано издание, определиться в содержании. Изучение оглавления – это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.

Для того, чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рефератов, рецензий.

2.2.1. Традиционные формы работы с книгой.

Составление плана информационного текста.

План текста – это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Умение составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и последовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план помогает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконтроля.

Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

Типы планов : вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема.

Последовательность действий при составлении плана:

1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.

2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. места, где кончается одна мысль и начинается другая.

3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.

4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.

Формулирование пунктов плана. При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называет какой-либо отрывок текста. Поэтому наиболее приемлемы формулировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать. В случае необходимости можно воспользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста.

Следует помнить, что работа над составлением плана не самоцель, а средство проникновения в содержание текста.

Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным.

Различают четыре типа конспектов:

Плановый – составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический — составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

Текстуальный – состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный – включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

1. Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

2. Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

3. Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

4. Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

5. Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

6. Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

7. Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

8. Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сверстников, выводы и дополнения преподавателя.

9. Объем текста не должен превышать одну треть исходного текста.

Конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.

Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.

По цели рефераты можно разделить на библиографические; для научно-популярных журналов; учебные.

Библиографические рефераты по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные .

Информативные (рефераты-конспекты) содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения.

Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текст реферата состоит из набора ключевых слов и словосочетаний.

Рефераты подразделяют также на монографические, составленные по одному произведению, и обзорные , составленные по нескольким изданиям на одну тему.

По назначению рефераты подразделяют на общие , излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные , в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты.

Реферат состоит из библиографического описания документа, ключевых слов, собственно реферативной части, адреса и фамилии автора реферата.

Научно-популярные рефераты пишутся по научным статьям для научно-популярных журналов. Их цель – познакомить читателей с научными открытиями. Сложный, серьезный материал излагается в доступной, популярной форме.

Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал.

Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над учебным рефератом:

  1. Выбор темы.
  2. Подбор и изучение основных источников по теме.
  3. Составление библиографии.
  4. Обработка и систематизация информации.
  5. Разработка плана реферата.
  6. Написание реферата.

Примерная структура учебного реферата:

Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.

Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.

Заключение . Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.

Список литературы . Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников.

Критерии оценки учебного реферата:

  1. Соответствие содержания теме реферата.
  2. Глубина проработки материала.
  3. Правильность и полнота использования источников.
  4. Соответствие оформления реферата стандартам.

2.2.2. Нетрадиционные формы.

В настоящее время все более интенсивно происходит переход от традиционных форм обучения к нетрадиционным. Таким образом, школьная рутина превращается в увлекательный процесс. Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приемы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.

Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока как в содержательном, так и в технологическом плане, С.-И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская предлагают некоторые рекомендации по работе с различными видами текстов.

На уроках работают с двумя основными типами текстов: информационными и художественными. Приемы технологии в основном одинаково работают на обоих типах текстов.

Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном – определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Итак, в технологии развития критического мышления урок строится по схеме «вызов – осмысление содержания — рефлексия». Технология предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Предлагаю описание основных, наиболее часто используемых в школьной практике приемов данной технологии и проиллюстрирую их применение на представляемых уроках.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблица «З-Х-У» разработана Донной Огл.

Форма таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал»:

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали или что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/12/08/samostoyatelnaya-rabota-kak-vid

Читайте также:  Все виды причесок для женщин
Оцените статью
Adblock
detector