Сбреешь бороду или сброешь

сбрить

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957—1984 .

Смотреть что такое «сбрить» в других словарях:

сбрить — украсть (Даль, сбривать) См … Словарь синонимов

СБРИТЬ — СБРИТЬ, сбрею, сбреешь, совер. (к сбривать), что. 1. Снять, срезать бритвой. Сбрить усы, бороду. 2. перен. Ловко украсть (воров. жарг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СБРИТЬ — СБРИТЬ, сбрею, сбреешь; сбритый; совер., что. Срезать бритвой. С. бороду. | несовер. сбривать, аю, аешь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сбрить — сов. перех. см. сбривать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сбрить — сбрить, сбр ею, сбр еет … Русский орфографический словарь

сбрить — сбрею, сбреешь; св. (что). 1. Срезать бритвой (волосы, бороду, усы). С. бороду, усы. 2. безл. Срезать (пулей, осколком снаряда и т.п.). Траву как сбрило пулями. ◁ Сбривать, аю, аешь; нсв. Сбриваться, ается; страд. Сбривание, я; ср. С. усов,… … Энциклопедический словарь

сбрить — сбрить, сбрею, сбреет (неправильно сброю, сброет) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

сбрить — сбре/ю, сбре/ешь; св. см. тж. сбривать, сбриваться, сбривание что 1) Сре/зать бритвой (волосы, бороду, усы) Сбрить бороду, усы. 2) безл. Срезать … Словарь многих выражений

сбрить — сбрить, сбреу, сбреем, сбреешь, сбреете, сбреет, сбреют, сбрея, сбрил, сбрила, сбрило, сбрили, сбрей, сбрейте, сбривший, сбрившая, сбрившее, сбрившие, сбрившего, сбрившей, сбрившего, сбривших, сбрившему, сбрившей, сбрившему, сбрившим, сбривший,… … Формы слов

сбрить — (I), сбре/ю, сбре/ешь, сбре/ют … Орфографический словарь русского языка

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/61997/%D1%81%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C

СБРИТЬ

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое «СБРИТЬ» в других словарях:

сбрить — украсть (Даль, сбривать) См … Словарь синонимов

СБРИТЬ — СБРИТЬ, сбрею, сбреешь; сбритый; совер., что. Срезать бритвой. С. бороду. | несовер. сбривать, аю, аешь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сбрить — сов. перех. см. сбривать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сбрить — сбрить, сбр ею, сбр еет … Русский орфографический словарь

сбрить — сбрею, сбреешь; св. (что). 1. Срезать бритвой (волосы, бороду, усы). С. бороду, усы. 2. безл. Срезать (пулей, осколком снаряда и т.п.). Траву как сбрило пулями. ◁ Сбривать, аю, аешь; нсв. Сбриваться, ается; страд. Сбривание, я; ср. С. усов,… … Энциклопедический словарь

сбрить — сбрить, сбрею, сбреет (неправильно сброю, сброет) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

сбрить — сбре/ю, сбре/ешь; св. см. тж. сбривать, сбриваться, сбривание что 1) Сре/зать бритвой (волосы, бороду, усы) Сбрить бороду, усы. 2) безл. Срезать … Словарь многих выражений

сбрить — сбрею, сбреешь; сов., перех. (несов. сбривать). Срезать (волосы) бритвой. Вон еще и бороду отпустил сбрей, сбрей, не люблю! И. Гончаров, Обрыв. [Чебутыкин:] Напрасно, Федор Ильич, вы усы себе сбрили. Чехов, Три сестры … Малый академический словарь

сбрить — сбрить, сбреу, сбреем, сбреешь, сбреете, сбреет, сбреют, сбрея, сбрил, сбрила, сбрило, сбрили, сбрей, сбрейте, сбривший, сбрившая, сбрившее, сбрившие, сбрившего, сбрившей, сбрившего, сбривших, сбрившему, сбрившей, сбрившему, сбрившим, сбривший,… … Формы слов

сбрить — (I), сбре/ю, сбре/ешь, сбре/ют … Орфографический словарь русского языка

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1016902

сбрить

1 бритлаш

Кудыш пуро, бритле, шоҥго кугыза гай веле коят-ыс. Н. Лекайн. Иди в летнюю кухню, побрейся, а то похож на старика.

2 нӱжалташ

Пинчакын лӱмжӧ веле кодын, бархатше чыла нӱжалтын. Н. Лекайн. От пиджака осталось одно название, бархат весь стёрся.

Пондаш-ӧрышыжӧ токасе гай шуэ шондаш семын ок шого, парикмахерскиеш нӱжалтын. Я. Ялкайн. Борода, усы его, как раньше, не торчат, словно редкая щетина, сбриты в парикмахерской.

Иван Фомич, кеч изишак пондашетым нӱжалте, шокшо вӱд уло. В. Косоротов. Иван Фомич, хоть чуточку сбрей свою бороду, есть горячая вода.

3 нӱжаш

Имне садак ок тарване. Оза ындыжым моткочак шыдеште, шудо кугу тоям нале да туп воктенже нӱжеш. Н. Лекайн. Лошадь всё не трогается с места. Хозяин теперь совсем разозлился, взял большую палку и хлещет по спине лошади.

Давай, давай, бригадир чӱчӱ, нӱж нуным! Лупшо! Г. Чемеков. Давай-давай, дядя бригадир, лупи их! Хлестай!

Рвезе-влак шоякланат, илыш гыч тӱрлӧ оҥайым нӱжыт. Г. Чемеков. Парни чешут языком, рассказывают всякие небылицы из жизни.

Поч пӱтыркалаш йӧратыше-влак манеш-манешым нӱжаш тӱҥалыт. М. Шкетан. Любители вертеть хвостом начинают рассказывать сплетни.

Читайте также:  Как сделать короткую челку без стрижки

Шӱрашым нӱжеш усердно сеет крупу;

пулемёт нӱжеш строчит из пулемёта;

гармоньым нӱжеш наяривает на гармошке.

Тропим Яким докладым нӱжеш. М. Шкетан. Тропим Яким усердно читает доклад.

Эртет, тӧр вӱдым кудыртен. Кӱнчат, нӱжыт, пролат кӱ серым. В. Иванов. Проплываешь, взвихривая гладь воды. Копают, шлифуют, сверлят каменистые берега.

(Тоя) яклака лийже манын, (Петю) ӱмбалжым яндау падыраш дене нӱжаш пиже. «Ончыко» Чтобы палка стала гладкой, Петя начал шлифовать её поверхность кусочком стекла.

Адакат лавырам нумал ситареныт – косорым нал да уэш нӱжӧ веле. В. Юксерн. Опять натаскали грязи – хоть возьми косарь и скобли.

– Ӧрышдам нӱжыда гын, кодам, – воштылеш Тоня. В. Иванов. – Если сбреете усы, останусь, – смеётся Тоня.

Савам таптет гын веле, шуко чыта вет. Нӱжен, пеш вошке пыта. Д. Орай. Коса долго будет служить, если её ковать. Когда точишь, быстро износится.

4 нӱжен кодаш

Составной глагол. Основное слово:

5 нӱжен кудалташ

Вич минутышто вуйлатышын ӱпшым нӱжен кудалтышым. М. Шкетан. За пять минут я сбрил волосы заведующего.

Составной глагол. Основное слово:

6 нӱжен кышкаш

Вуйым тӱрлын тӱредыт, пондашым, ӧрышым нӱжен кышкат. А. Ягельдин. Делают разные стрижки, сбривают бороды, усы.

Составной глагол. Основное слово:

7 нӱжен шуаш

Авый, мый ӧрышем нӱжен шуышым, сай веле чучеш. «Ончыко» Мама, я сбрил усы, стало совсем хорошо.

Составной глагол. Основное слово:

8 нӱжен шындаш

Составной глагол. Основное слово:

См. также в других словарях:

сбрить — украсть (Даль, сбривать) См … Словарь синонимов

СБРИТЬ — СБРИТЬ, сбрею, сбреешь, совер. (к сбривать), что. 1. Снять, срезать бритвой. Сбрить усы, бороду. 2. перен. Ловко украсть (воров. жарг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СБРИТЬ — СБРИТЬ, сбрею, сбреешь; сбритый; совер., что. Срезать бритвой. С. бороду. | несовер. сбривать, аю, аешь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сбрить — сов. перех. см. сбривать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сбрить — сбрить, сбр ею, сбр еет … Русский орфографический словарь

сбрить — сбрею, сбреешь; св. (что). 1. Срезать бритвой (волосы, бороду, усы). С. бороду, усы. 2. безл. Срезать (пулей, осколком снаряда и т.п.). Траву как сбрило пулями. ◁ Сбривать, аю, аешь; нсв. Сбриваться, ается; страд. Сбривание, я; ср. С. усов,… … Энциклопедический словарь

сбрить — сбрить, сбрею, сбреет (неправильно сброю, сброет) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

сбрить — сбре/ю, сбре/ешь; св. см. тж. сбривать, сбриваться, сбривание что 1) Сре/зать бритвой (волосы, бороду, усы) Сбрить бороду, усы. 2) безл. Срезать … Словарь многих выражений

сбрить — сбрею, сбреешь; сов., перех. (несов. сбривать). Срезать (волосы) бритвой. Вон еще и бороду отпустил сбрей, сбрей, не люблю! И. Гончаров, Обрыв. [Чебутыкин:] Напрасно, Федор Ильич, вы усы себе сбрили. Чехов, Три сестры … Малый академический словарь

сбрить — сбрить, сбреу, сбреем, сбреешь, сбреете, сбреет, сбреют, сбрея, сбрил, сбрила, сбрило, сбрили, сбрей, сбрейте, сбривший, сбрившая, сбрившее, сбрившие, сбрившего, сбрившей, сбрившего, сбривших, сбрившему, сбрившей, сбрившему, сбрившим, сбривший,… … Формы слов

сбрить — (I), сбре/ю, сбре/ешь, сбре/ют … Орфографический словарь русского языка

Источник статьи: http://translate.academic.ru/%D1%81%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C/ru/ru/

Сброю или сбрею

Примеры употребления слова сбрить в литературе.

Все как-то внезапно помолодели, а наш доктор Степан Петрович Бузун по случаю Победы даже сбрил свою старомодную бородку и ко всеобщему удивлению оказался совсем еще не старым мужчиной.

Единственным способом обосновать версию об отравлении — помимо вскрытия гроба с телом императора, на что было бы абсурдно рассчитывать, — мог стать анализ волос, сбритых с головы Наполеона на следующий день после его кончины.

Правда, он сбрил бакенбарды и ходил в фланелевых брюках, но все же это был тот самый врач, который лечил Анну-Веронику от кори и вытащил из горла проглоченную ею рыбную кость.

И я позволю себе думать, что вслед за решением сего вопроса должна прекратиться и неутральность бороды букиниста, а именно: если решение склонится в пользу бороды, то букинист отпустит ее вполне, в противном же случае сбреет ее также вполне.

И хотя ненавистную бороду я сбрил и обличье свое не менял, проехал никем не узнанный и не замеченный и под вечер ясным октябрьским днем прибыл в Галаву.

Даже если бы Русси не сбрил бороду, инопланетянин вряд ли сообразил бы, кто перед ним.

В Мирном смеялись: Белов поклялся сбрить полбороды, если в течение недели не доставит первую пятерку Семенова на Восток.

Подрясники на них пооборвались, сапоги побились, лица у всех были загорелые, носы облупились от солнца, многие сбрили бороды, а Варсонофий отпустил усы.

Читайте также:  Мужские стрижки с плавным переходом висок

Топор грянул об пол так близко от выдра, что сбрил ему волосы на хвосте.

Она гребнем вычесала большую часть его волос, сбрила остальные и приладила на него парик.

И о теплых, вещах для этих бедолаг ринов, которыми они могли бы перебиться, пока не отрастет сбритый дезинфекторами мех.

Я хочу сказать — я, конечно, не знаю его настоящего имени, но он называл себя Дракула, носил огромный кок, до того как сбрил его.

Нам сбрили волосы на всем теле и каждое утро смазывали самые чувствительные места лизолом — средством против блох и вшей.

Пришлось еще раз умыться горячей водой, намазаться кремом и сбрить остатки щетины.

Кейдж расчесал бороду, гордясь, что не поддался новомодной дури и не сбрил бакенбарды.

Задание 1. Сравните схемы фонетического разбора слова, предложенные авторами различных школьных учебников. Какие аспекты анализа в них представлены более ярко, а какие упущены? Почему?

1. Разбить слово на слоги.

2. Записать слово в транскрипции.

3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных).

4. Охарактеризовать гласные звуки.

5. Охарактеризовать согласные звуки.

Установить соответствие количества букв количеству звуков.

1.Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.

2.Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.

3.Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой; мягкий или твердый.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать почему

1. Выделить слоги. Отметить возможность переноса.

2. Показать место ударения.

3. Охарактеризовать все звуки по порядку.

4. Для гласных указать, какие они – ударные или безударные, какими буквами обозначены.

5. Для согласных указать, какие они – звонкие или глухие, твердые или мягкие, какими буквами обозначены.

6. Указать количество звуков и букв.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С.36.

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 251.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – С. 236.

Задание 2. О каких фонетических процессах дается информация в следующих заданиях, представленных в различных школьных учебниках?

Материал для анализа.

«Используя данные тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков. Приведите примеры на каждый тезис.

1. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо, хорошо различаются.

2. В безударном положении не все гласные различаются. Звуки , , – различаются; звуки , , произносятся ослабленно, неотчетливо.

3. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются.

4. Глухие согласные перед звонкими озвончаются.

5. Согласные перед е в словах иноязычного происхождения в одних случаях произносятся мягко, в других – твердо, а нередко и твердо, и мягко». (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 10).

«Прочитайте правильно слова.

Готов – готовь, мел – мель, стал – сталь, пруты – пруды, укатил – угодил.

Какими звуками различаются слова каждой пары? Выполните фонетический разбор первой пары слов. Определите, какой частью речи является каждое из слов. Составьте предложения со словами второй и третьей пары». (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003. – С.9).

«В одной и той же морфеме звуки могут заменять друг друга.

Значение слова сбрить

Такая замена, ли мена, называется чередованием звуков. Различаются исторические и позиционные чередования.

Исторические чередования – результат фонетических процессов, протекающих в историческом развитии русского языка. Исторические чередования звуков нельзя объяснить фактами современного языка.

Позиционные (фонетические) чередования звуков речи – живые чередования, вызванные аналитическими процессами, и могут быть объяснены фактами современного языка. Например, чередование глухого и звонкого согласных // в корневой морфеме ( — ): перед гласными звук сохраняется, т.к. такая позиция является для него сильной, а оказавшись в слабой позиции (абсолютный конец слова), изменяет свое качество, и на его месте произносится звук . Позиционным изменениям подвергаются как согласные, так и гласные звуки.

В отличие от исторических чередований, чередования фонетические на письме не отражаются».

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С. 36).

Задание 3. Проанализируйте отраженные в различных школьных учебниках термины и понятия, относящиеся к фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. Выявите и объясните закономерности в подаче материала, характерные для разных учебников.

Читайте также:  Стрижка как ивана урганта

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003.

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1996.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Основные принципы русской орфографии.

Звук речи, артикуляция, звуки и буквы, йотированные буквы, чередования звуков: исторические, позиционные (фонетические). Гласные звуки (ударные / безударные, огубленные / лабиализованные), согласные звуки: по участию шума: сонорные, шумные (звонкие / глухие); по твердости / мягкости.

Фонетика. Классификация звуков русского языка.

Слог. Ударение. Интонация.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. «Аканье», «иканье», оглушение согласных, совпадение в звучании а, е, и в первом предударном слоге после мягкого согласного.

Графические средства и знаки.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Звуки русского языка,

Гласные звуки (ударные / безударные), согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость), слог, особенности ударения, орфоэпические особенности.

Фонетика. Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки (ударные / безударные), согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость).

Орфоэпия. Графика. Алфавит.

Слог. Правила переноса слов.

Ударение. Слог ударный / безударный.

Значения букв я, ю, е, ё. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Гласные после Ц.

Задание 4. Сравните различные задания из раздела «Фонетика», представленные в разных школьных учебниках. Можно ли на их основе судить об особой лингвометодической направленности этих учебников?

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

1) Спишите текст, раскрывая скобки и заменяя фонетическую запись орфографической.

Прочитайте выразительно. О чем этот текст? Какова его основная мысль? Определите тип и стиль речи.

Объясните значение выделенных слов и выражений.

2) Прочитайте текст (фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в авторской редакции) про себя, а затем вслух. Укажите слова, которые сейчас пишется иначе, чем раньше (до 1917 года):

а) в связи с упразднением букв;

б) в связи с изменением правил орфографии.

Перепишите, соблюдая современную орфографию.

3) Используя данные тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков. Приведите примеры на каждый тезис.

1. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо, хорошо различаются.

2. В безударном положении не все гласные различаются. Звуки , , – различаются; звуки , , произносятся ослабленно, неотчетливо.

4) Из предлагаемых вариантов выберите правильный и запишите его, указав ударение. В каком примере возможны два варианта правильного употребления?

Не трогай / не трожь щенка; ложите / ложьте / кладите на пол; сброй / сбрей усы; поздравить с: день рождением / днем рождения / днем рождением; мой / моё день рождения; выдающий / выдающийся художник.

1) Попробуйте классифицировать звуки русского языка, используя заготовку таблицы. Заполните таблицу примерами. Расскажите о классификации звуков русского языка.

2) Познакомьтесь с вопросами. Логична ли их последовательность? Дополните данный перечень своими вопросами.

1. Что называется ударением?

2. Из скольких звуков может состоять слог?

3. На какой слог в слове в русском языке падает ударение?

4. Какой звук обязательно включается в состав слога в русском языке?

3) Прочитайте предложения. Ребята приедут. — Ребята приедут? — Ребята приедут!

Чем отличаются данные предложения? Прочитайте определение интонации. Проиллюстрируйте его своими примерами.

5) Прочитайте отрывок из книги известного языковеда Рубена Ивановича Аванесова «Русское литературное произношение». В чем автор видит назначение орфоэпии? Почему он сравнивает орфографию и орфоэпию? Что общего видит автор в назначении орфографии и орфоэпии? Как вы думаете, почему необходимо обучать русскому литературному произношению?

1) Сделайте фонетический разбор выделенных в приведенном ниже тексте слов. Найдите слова с историческими и позиционными чередованиями.

2) Поставьте ударение в словах и прочитайте эти слова вслух.

3) В современном русском алфавите 21 согласная буква. Сколько букв было бы в алфавите, если твердые и мягкие согласные имели бы разное написание?

4) Какие звуки могут быть переданы буквами б, л, ц, ш? От чего зависит количество звуков, передаваемых буквами?

5) Слова столб и столп различаются буквами б и п. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.

Источник статьи: http://krasferret.ru/sbroju-ili-sbreju/

Оцените статью
Adblock
detector