- Психотип доктора Хауса
- I. Общие сведения
- II. Сведения из раннего периода социализации
- III. Превалирующие эмоции
- IV. Превалирующие когниции
- V. Основные защитные механизмы
- Как стать похожим на доктора Хауса?
- Российские врачи внимательно следили за историей доктора Хауса
- Сериал «Доктор Хаус»: Психологический портрет главного героя
Психотип доктора Хауса
I. Общие сведения
Доктор Грегори Хаус (англ. Gregory House) — главный герой американского телесериала «Доктор Хаус»
Грегори Хаус – гениальный врач, возглавляет диагностическое отделение в клинике Принстон-Плейнсборо (Princeton-Plainsboro).
Хаус занимается медицинскими расследованиями, его интересуют исключительно сложные дела. Хауса раздражает рутинная работа в клинике с чередой банальных простых диагнозов, и только очередное расследование способно развеять его скуку. При этом он патологически не желает встречаться с пациентами (но в каждой серии ему приходится все-таки делать это). Он с изрядной долей цинизма относится к людям, и неустанно поражает пациентов своей эксцентричной и остроумной манерой общения, циничностью и резкостью высказываний, а также полным игнорированием правил хорошего тона. Но, Хаус, казалось бы, практически не обращая внимания на своих подопечных, может удивить кого угодно быстрым и точным диагнозом не только болезни, но и обстоятельств личной жизни.
Хаус, этот бунтарь и мизантроп, доводит до белого каления, не только своих пациентов. Хотя Хаус сам очень замкнут, он любит испытывать людей, ставить их перед сложным выбором и наблюдать за их реакцией. В то же время, его пациенты и коллеги тоже влияют на характер Хауса, работая с ними, он постоянно открывает что-то новое для себя.
Доктор Хаус вынужден ходить с тростью после операции на четырёхглавой мышце правого бедра. Поздно диагностированный инфаркт мышцы бедра привел к серьёзным повреждениям мышечной ткани. Хаус часто оправдывает хроническими болями в ноге свое поведение или плохое настроение, а также свою зависимость от викодина . Кроме того, Хаус употребляет метадон и ЛСД . Между тем, по некоторым признакам можно предположить, что его боли носят психосоматический характер.
До травмы ноги Хаус занимался спортом.
Грегори Хаус – полиглот. Он демонстрирует знание мандаринского диалекта китайского языка , хинди и испанского. Окружающие убеждены, что Хаус может говорить на любом языке.
Является настоящим меломаном: не только хорошо играет на фортепиано, гитаре и губной гармошке, но также очень хорошо разбирается в музыке. У себя дома он хранит настоящие раритеты музыкального искусства. Так же у него есть несколько эксклюзивных гитар и рояль «Sohmer & Co.»
II. Сведения из раннего периода социализации
Отец Хауса служил военным летчиком, а мать была домохозяйкой. Из-за работы отца, связанной с постоянными переездами, Хаус провел детство в Японии и Египте.
У Хауса были ужасные отношения с отцом, которого он просто ненавидит, но на которого похож. Отец всегда был скор на расправу. Из одной серии мы узнаем, что в детстве Хаусу жестоко доставалось от вояки-отца, что тот ко всему относился пристрастно, был «брутально честен» — в точности как сейчас Хаус.
После смерти отца Хаус, проведя тест, выясняет, что тот не являлся его родным отцом, хотя впервые предположил это в 12-летнем возрасте.
Биологический отец Хауса был унитарианским священником.
В 14 лет Хаус привез своего друга в японскую больницу, где встретился с членом касты неприкасаемых, который работал в больнице уборщиком. Несмотря на отвращение, которое испытывали врачи к уборщику, все они прислушивались к его мнению, благодаря его выдающимся знаниям в области медицины. Именно это, по словам самого Хауса, привело к тому, что он решил стать врачом.
Высокие оценки позволили Хаусу поступить в Медицинский колледж имени Джона Хопкинса, однако его исключили оттуда после того, как его сокурсник Филипп Вебер поймал его на обмане. Несмотря на этот случай, Хауса приняли на медицинское отделение Мичиганского университета, где он стал легендой.
III. Превалирующие эмоции
К превалирующим эмоциям исследуемого можно отнести следующие: страх поглощения, вторжения в его личное пространство, гиперсензиивность .
1. Страх поглощения. У исследуемого присутствует яркое выражение неприязни и презрения к общепринятым правилам и моральным ценностям, недоверие и презрение к религии и её догматам. Он называет своих пациентов идиотами, лжецами, насмехаясь над ними. Неглаженная рубашка без галстука, джинсы, футболки, кроссовки, пиджак и конечно же трость – открытое пренебрежение нормами того общества, в котором он находится. Одна из возможностей понимания этого очевидного предпочтения эксцентричности и пренебрежения обычаями состоит в том, что Хаус старательно предотвращает возможность быть психологически привязанным к другим людям, как если бы единственным способом сохранения чувства собственной интегрированности было бы разыгрывание фарса над всеми общественными ожиданиями.
2. Гиперсензитивность Мы можем наблюдать, что исследуемый обидчив, раним, внутренне одинок и сам давно привык к этому. Кроме того, поражает его способность воспринимать то, что другие люди не признают или игнорируют. И быть может, именно благодаря его эмоциональным, интуитивным и чувственным возможностям, Хаусу удается разгадывать неординарные симптомы болезни.
IV. Превалирующие когниции
Людям нельзя доверять .
Хаус убежденный мизантроп. Мизантропия — это неприязнь, недоверие к человечеству. Козырной лозунг Хауса – все лгут! Он ненавидит людей, считает их лгунами, не верит ни единому их слову. Он избегает общества людей более того, он считает их скучными идиотами, неспособными поменяться в лучшую сторону. Он ищет дистанции, чтобы сохранить свою безопасность и независимость, но при этом страдает от удаленности и одиночества.
V. Основные защитные механизмы
Как уже отмечалось выше, исследуемый ищет защиту в уходе во внутренний мир, с помощью наркотиков. Живет в своей собственной параллельной реальности и почти никого туда не пускает. Он избегает физического вещественного мира, путем ограничения контактов, создавая огромную дистанцию между собой и окружающими его людьми. В отношении к человеческим ценностям – любовь, верность, вера – у
Хауса можем наблюдать обесценивание. Среди более «зрелых» защит интеллектуализация явно предпочитается объектом нашего исследования.
Также, можно обратить внимание на его боли в ноге, которые вполне могут объясняться психосоматическими симптомами. Что говорит, о вытеснении неразрешенных психологических проблем.
Источник статьи: http://shinkova.livejournal.com/1749.html
Как стать похожим на доктора Хауса?
Грегори Хаус — главный герой популярного американского телешоу House MD. Он блестящий врач, который использует свои детективные способности, чтобы поставить верный диагноз тяжелобольным пациентам. Поклонников Хауса увлекает его сложный характер, привычки и многие желают воплотить его образ в жизнь.
Если вы хотите стать похожим на Грегори Хауса, то независимо от типа вашей раюоты вы должны быть лучшим в своем деле. Вы должны убеждать ваших коллег в своей правоте, полагаться на себя в решении всех жизненных вопросов. Естественно, вам потребуются глубокие знания, чтобы лучше ориентироваться в сфере вашей деятельности, тогда вы сможете полностью на себя рассчитовать.
Будьте необычным человеком. Доктор Хаус никогда не следует правилам, имеет циничное мировозрение, этим он и уникален.
Хаус всегда придерживается принципа «Все лгут» и именно поэтому не всегда доверяет пациентам.
Грегу нравится быть хитрым и губам. Его, как правило, раздражает излишняя чувствительность и щепетильность.
Хаус имеет неккоректные политические взгляды.
Доктор Хаус решает каждый медицинский случай как головоломку. При попытке решить проблему, он использует логику, а не чувства.
У Грега Хауса наплевательское отношение к жизни. Он всегда очень самоуравновешанный и спокойный, независимо от ситуации.
Несмотря на свой характер, Хаус — властный человек, возглавляющий всю медицинскую команду. Он умеют убеждать, именно поэтому он смог добиться признания в коллективе.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cb9c0e2e600aa00b5d73cfe/kak-stat-pohojim-na-doktora-hausa-5cbc04ca5d653c00b37f609d
Российские врачи внимательно следили за историей доктора Хауса
МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Российские врачи, часть которых стала поклонниками выходившего восемь лет сериала «Доктор Хаус», утверждают, что многие эпизоды очень реалистичны с точки зрения медицины и межличностных взаимоотношений, хотя в других очевидны натянутость в установлении диагноза и слишком быстрое выздоровление.
Один из самых успешных телепродуктов начала XXI века выходил на канале Fox с 16 ноября 2004 года. Заключительный эпизод сериала «Доктор Хаус», завоевавшего 80-миллионную зрительскую аудиторию по всему миру, выходит 21 мая 2012 года. Сериал завоевал две премии «Эмми» (из девяти номинаций) и два «Золотых глобуса». Обе награды достались Хью Лори за исполнение главной роли. В России сериал показывали, правда не целиком, на телеканалах «Домашний» и Universal. Увлечение сериалом и образом главного героя, Хауса, привело к тому, что в моду вошли мятые пиджаки, трехдневная щетина и даже трость, а сам герой стал даже предметом научных работ. Только в России вышло уже несколько книг по следам фильма — от гидов по сериалу до исследований философии Хауса.
Равнодушных нет
Заведующий кафедрой факультетской педиатрии московского факультета Российского государственного медицинского университета имени Пирогова, клинический иммунолог профессор Андрей Продеус считает сериал очень реалистичным.
«В целом я считаю, что это очень удачный сериал. В нем и хорошее актерское мастерство, и медицинские консультации были качественные», — сказал он РИА Новости.
Продеус сообщил, что знает достаточно много врачей, которые стали подражать доктору Грегори Хаусу. «Это как раз говорит об успешности сериала», — добавил специалист.
Ведущий научный сотрудник Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова, врач-биохимик Михаил Малахов и доцент кафедры неврологии и гемодиалеза Российской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук, педиатр-нефролог Андрей Малкоч признались, что с удовольствием смотрят сериал уже на протяжении многих лет и стали его поклонниками.
Малахов полагает, что сериал интересен зрителям по самым разным причинам: кому-то с точки зрения медицины, кому-то — межличностных отношений, кому-то — психологии главных героев. Для некоторых людей этот сериал даже стал неким раздражителем, считает Малахов. Он сообщил, что в Российском национальном исследовательском медицинском университете на кафедре биомедицинской этики проводились круглые столы на тему «Доктор Пирогов против доктора Хауса».
«Очень многие этические вопросы, которыми руководствуется Хаус, могут находиться под большим вопросом с точки зрения классической биомедицинской этики», — заметил он.
Сказка или быль
По большому счету этот сериал — сказка, которой не может быть в реалиях, особенно российских, считает Малахов.
«Я ничего не могу сказать про американскую систему здравоохранения, хотя и для американской системы здравоохранения содержание такого диагностического отделения — это очень большие затраты», — сказал врач-биохимик. А в России такое даже представить невозможно, полагает он.
«У нас не существует ни одного лечебного учреждения, где специалисты такого гипотетического отделения могли бы выполнять тот спектр работ, которые выполняют работники Хауса. Там любой из них может встать и сделать операцию, любой может сделать какую-то диагностическую процедуру, любой может провести лабораторный тест-анализ», — сказал он.
В России же все как раз в точности до наоборот, считает Малахов. По его словам, современная российская система здравоохранения направлена на то, что у нас врачей «на все руки мастер» не будет никогда.
«У нас сейчас, к сожалению, идет заточка наших будущих врачей на очень узкую, однонаправленную специализацию. И это беда современного здравоохранения. Потому что чтобы стать высокообразованным, всесторонне развитым врачом, нужно иметь очень хорошее фундаментальное образование: знание химии, физики и биологии», — уверен Малахов.
Диагнозы и выздоровление
Есть некоторые моменты в сериале, которые в медицине в принципе невозможны, считает Малкоч. Он напомнил, что диагноз как правило, ставится к концу серии, а в жизни диагноз ставится по симптомам практически сразу.
«Ситуация, когда в конце серии выявится наличие порока сердца у человека — в жизни такого не бывает. Поскольку при первичном общении с больным, больного слушают и слушают его сердце и, как правило, пороки сердца дают шумы», — заметил Малкоч.
Он пояснил, что любой врач, услышав шумы, даже если он не кардиолог, назначает эхографическое исследование сердца, где пороки будут видны сразу.
«Не будучи практикующим врачом, даже я некоторые диагнозы ставил сходу, поскольку мне помогало мое базовое медицинское образование», — сказал Малахов.
Малкоч также отметил, что как только герои сериала ставят диагноз, больной практически сразу же излечивается. «Чтобы сегодня поставили диагноз, начали лечить, а завтра он бегает по отделению — такого в жизни не бывает», — сказал он.
С другой стороны у доктора Хауса есть возможность провести в один день множество всевозможных исследований. «Теоретически это возможно. По-хорошему так и надо делать, но, к сожалению, в нашей практике существует очередь на необходимые исследования», — добавил Малкоч.
Поклонники и почитатели
Малахов сообщил, что очень много поклонников сериала «Доктор Хаус» среди студентов. «Причем время от времени мы даже разговариваем во время лекций на эту тему», — сказал он. Из 15 студентов два-три наверняка смотрят или являются поклонниками этого сериала, заметил врач-биохимик.
Знаменитая фраза главного героя сериала «все врут» уже стала крылатой фразой не только в медицине, но и в политике и в других областях нашей жизни, считает Малахов.
«Например, когда он говорит своей подчиненной, что «ты пребываешь в наивной уверенности, что все люди так счастливы в браке, что хотят поубивать друг друга». Вот эта фраза мне очень нравится», — сказал Малкоч.
Кроме того, Малкоч сообщил, что ему нравится наблюдать за взаимоотношениями руководства больницы и подчиненных, в частности в лице доктора Хауса.
«Когда ему главный врач говорит, что «ты закрыто презираешь руководство больницы», он в ответ говорит «и открыто тоже» — эта фраза мне тоже нравится», — добавил врач-нефролог. По его словам, очень часто он использует некоторые фразы доктора Хауса при общении со студентами, поскольку считает их «наиболее емкими».
Источник статьи: http://ria.ru/20120521/654235516.html
Сериал «Доктор Хаус»: Психологический портрет главного героя
Любителям этого сериала полезно задуматься о том, какого персонажа им предлагают в качестве положительного героя.
Лет десять назад «Доктор Хаус» мне очень нравился, я пересматривала все 8 сезонов не один раз. Сейчас для анализа выбрала одну серию — заключительный эпизод последнего сезона (8 сезон, 22 серия, «Все умирают»).
В центре всего сериала и каждой отдельной серии — главный герой доктор Грегори Хаус. Десять лет назад образ главного героя был для меня очень привлекательным: этакий никем непонятый гений, романтический персонаж, обречённый своей гениальностью на страдания одиночества. Каким же Хаус предстал предо мной сейчас?
Во-первых, перед нами наркоман, то есть психологически больной человек. Его психика по определению искажена, не здорова. Обман, лживость, пустые обещания, воровство, моральная и нравственная деградация — это всё проявления личности, больной химической зависимостью. При этом из уст другого персонажа (умирающего пациента, тоже наркомана) звучит практически прямая реклама наркотиков: «Наркотики дают счастье. Благодаря им исчезает вся боль и все страдания. Заплаченная цена — потерянные семья, деньги, работа, здоровье — это мелочь, потому что реальность — дерьмо.» Последнее утверждение повторяется несколько раз. На мой взгляд, это прямая пропаганда наркотиков.
Главный герой (и не только он один) систематически пользуется услугами проституток, регулярно позволяет себе пошлые и циничные высказывания на сексуальную тему. [Пропаганда легальной проституции, пошлости, вульгарности].
Главный герой — асоциален. Перед нами бывший тюремный заключённый, получивший условно-досрочное освобождение, грубо нарушивший его условия и пытающийся всеми правдами и неправдами избежать заслуженного наказания. Мы видим, что Хаус ни капли не раскаивается в содеянном. Его лучший друг Вилсон говорит о нём: «Наверняка загулял. В прошлый раз, прежде чем сесть, он превысил лимит по кредиткам». То есть вместо раскаяния он пытается напоследок по максимуму насладиться жизнью.
Хаус в крайней степени безответственен и беспринципен. При этом он — искусный манипулятор, умело заставляет окружающих действовать согласно его желаниям, в его эгоистических целях. Например, уговаривает своего начальника Формана помочь ему отсрочить (или смягчить) наказание. Позднее Хаус подстрекает Формана уже к лжесвидетельству. Ещё позднее Хаус предлагает своему умирающему лучшему другу взять всю его вину на себя.
При этом всё близкое окружение главного героя по сути потакает его инфантилизму и безответственности. Осуждая его на словах, делами они зачастую боготворят его. В этом плане показательны слова близких на похоронах Хауса: «оказывается, он всем помогал, все его любили, все ему благодарны, он был для всех Учителем!»
Хаус — врач, представитель одной из самых гуманных профессий. Но здесь образ врача (целителя) полностью дискредитируется. Хаусу абсолютно безразличны его пациенты, он их не уважает и не ценит — называет «критинами», «идиотами». Врачебная практика для него — лишь разгадывание загадок, интеллектуальное наслаждение. Этический аспект Хаусу абсолютно не важен. Ради кайфа разгадывания головоломки он готов на любые преступления, этот кайф для него важнее дружбы, свободы, жизни. Кстати, доктор Форман, «ученик» Хауса, тоже позволяет себе называть пациентов «придурками» (этому он у своего наставника точно научился).
Хаус инфантилен. По-детски игнорирует скорую смерть лучшего друга, пытается убежать от страшной для него реальности. На этом фоне вполне логично появляется тема смерти как спасения (забвения): «Смерть как награда. Вы достаточно настрадались. Вы имеете полное право сдаться. Примите этот дар. Отрешитесь от всего, просто усните. Уход из жизни лучше боли». Уравниваются понятия «счастливый» и «мёртвый». И хотя герой вроде как не пошёл на поводу у этого голоса, сам по себе призыв звучит более чем убедительно. Как по мне, так это прямая пропаганда самоубийства как способа решения всех жизненных проблем.
В какой-то момент начинает звучать тема взросления главного героя: «Вилсон играл роль твоей совести, поэтому твоя собственная осталась в зачаточном состоянии.» И кажется, что вот, наконец-то, в 177-й, последней серии герой, находясь перед лицом смерти, начнёт взрослеть. Но увы. В финале Хаус остаётся всё таким же грубым («заткнись, идиот», сказанное лучшему другу), чёрствым («рак — это скучно» вместо того, чтобы выслушать друга), БЕЗНАКАЗАННЫМ (ему снова как всегда всё сошло с рук!), самодовольным и самонадеянным.
Также на протяжении всего сериала продвигается чуть ли не лозунг главного героя: «Все врут.» И здесь происходит явная подмена понятий. На самом деле все люди склонны ошибаться и потому как следствие вводить других людей в заблуждение (просто потому, что человек — несовершенное живое существо, то есть не Бог). Но ложь — это сознательное искажение истины, высказанное с целью введения кого-либо в заблуждение (Википедия). Согласитесь, мир, в котором все могут ошибаться, и мир, в котором все злонамеренно лгут, — это два совершенно разных мира.
При всех этих крайне отрицательных чертах личности (наркомания, воровство, лживость, эгоизм, безнравственность, циничность, грубость, инфантилизм, безответственность, самонадеянность, асоциальность) Хаус предстаёт перед зрителем очень привлекательным персонажем, который всегда оказывается на высоте, умнее всех, из любой ситуации выходит победителем, суперуспешен в работе (развлекается в своё удовольствие и при этом незаменимый сверхценный сотрудник), практически всегда избегает наказания за все свои многочисленные безответственные выходки, несмотря ни на что сохраняет симпатию, привязанность и лояльность своего ближнего круга (коллег и друзей).
Также, на мой взгляд, принципиально важной (если не ключевой) в сериале является пропаганда очень узкого, ограниченного взгляда на здоровье и соответственно на лечение человека. Методы современной медицины с ключевой позицией в ней фармакотерапии представляются в сериале практически единственным возможным вариантом лечения. В данной серии мы видим доктора Вилсона (друга Хауса), который всю свою врачебную практику занимался лечением раковых больных и теперь узнал, что у него самого рак. И между болью (современное лечение рака с химиотерапией и другими «прелестями») и смертью (которая ожидает его через пять месяцев, если ничего не предпринимать для её отсрочки), Вилсон выбирает последнюю. И отправляется напоследок в путешествие как следует понаслаждаться жизнью.
То есть врач, всю жизнь уговаривавший своих пациентов на очень болезненное лечение, сам от этого лечения отказывается. И на мой взгляд, это очень показательный пример того, как значительная часть современных врачей являются бездумными исполнителями чужой воли, они лишь добросовестно делают то, чему их научили и что прописано в их инструкциях, они не ищут по-настоящему эффективных методик лечения и оздоровления организма, не ищут истину, снимают с себя ответственность за свой выбор перед пациентом. Но этот выбор (между болью и смертью) — ложный, так как замалчиваются другие варианты: поиск альтернативного лечения (древние традиционные медицинские системы, целительство, голодание и т.д.), осознание ошибок, жизненного урока, переосмысление жизни, подготовка к смерти (то есть к переходу в качественно иное состояние бытия). И таким образом зритель тоже программируется либо к потреблению продуктов и услуг современной медицины, либо к потреблению «наслаждений», его видение сильно ограничивается, жизнь по сути лишается смысла. Единственным смыслом жизни провозглашается наслаждение, гедонизм в чистом виде.
Подводя итог, можно сказать, что сериал «Доктор Хаус» пропагандирует наркотики, зависимый тип личности, цинизм, проституцию, безответственность, инфантильность, эгоцентризм, асоциальное поведение, современную ограниченную аллопатическую медицину, гедонизм. Пропагандирует образ несовершенного общества, где все лгут и всё бессмысленно. Создаёт картину мира, где смерть и забвение зачастую привлекательнее жизни.
Источник статьи: http://aftershock.news/?q=node/953198