- Сказка Синяя борода. Шарль Перро
- Сказка Синяя борода читать
- Краткое содержание сказки
- Анализ сказки Синяя борода
- Мораль сказки Синяя борода
- Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Анализ сказки Синяя борода Перро
- Анализ №2
- Также читают:
- Картинка к сочинению Анализ сказки Синяя борода Перро
- Популярные сегодня темы
- Перро Шарль сказка «Синяя борода»
- Читательский дневник по сказке Шарля Перро «Синяя борода»
- Характеристика главных героев:
- Характеристика второстепенных героев:
- Краткое содержание сказки «Синяя борода»
- План сказки:
- Основная мысль сказки «Синяя борода»
- Чему учит сказка
- Краткий отзыв по произведению «Синяя борода» для читательского дневника
- Пословицы к произведению:
- Отрывок, поразивший меня больше всего:
- Словарь неизвестных слов:
- Ещё читательские дневники по сказкам Шарля Перро:
- masterok
- Мастерок.жж.рф
- Хочу все знать
Сказка Синяя борода. Шарль Перро
Сказка Синяя борода заинтересует детей школьного возраста. Занимательную сказку с роковой интригой будут с удовольствием читать онлайн и взрослые читатели, особенно читательницы.
Скачать сказку Синяя борода: (word) – (pdf)
Сказка Синяя борода читать
Краткое содержание сказки
Вышла замуж девушка за почтенного богатого господина с синей бородой. Нежен, щедр и ласков был муж, пока молодая жена не нарушила его запрет и не узнала его страшную тайну. В подвале, в маленькой комнатке, увидела она мертвые женские тела. Это были убитые извергом его жены. Когда вернулся муж домой, своим поведением жена себя выдала. Ее ждала та же участь. Но благодаря самообладанию и смелости девушке удалось потянуть время. Она знала, что братья ее вот-вот должны появиться в замке. Успели братья, убили деспота и спасли сестру. Став богатой вдовой, очень скоро молодая женщина вышла замуж за достойного человека. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Синяя борода
На одну из самых популярных сказок Шарля Перро существует много противоречивых откликов читателей. Некоторые осуждают чрезмерное женское любопытство. Есть такие, которые оправдывают мужа-убийцу. Дескать, он испытывал девушек, чтобы найти верную жену, а попадались все не те. Некоторых читателей возмущает корысть молодой девушки, которая не хотела замуж за странного человека выходить, но прельстилась роскошью и богатством. Давайте, исходя из общечеловеческих нравственных норм, разберемся, чему учит сказка Синяя борода. Учит она, что девушке к выбору мужа нужно подходить рассудительно. Второе, попав в беду, нужно собрать в кулак всю свою волю, чтобы найти выход. Третье, как и все сказки, сказка учит, что тайное рано или поздно становится явным, а за преступление приходится расплачиваться.
Мораль сказки Синяя борода
Осмотрительность и еще раз осмотрительность! О последствиях своих поступков нужно думать всем и всегда! Может в большей мере главная мысль сказки полезна молоденьким девушкам, которые во что бы то ни стало пытаются получить богатенького мужа. Детям поведение героини покажет, что опрометчивые поступки имеют неприятные последствия.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Сначала думай, а потом делай.
- Рассудительность вреда не принесет.
- Осторожность головной боли не причиняет.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Источник статьи: http://ihappymama.ru/iq/skazki/sinyaya-boroda-sharl-perro/
Анализ сказки Синяя борода Перро
Сказка Синяя борода написана Шарлем Перро в 1697 году.
В центре сюжета сказки — таинственный старик с синей бородой. Он одинок, поэтому хочет жениться на одной из дочерей своей соседки, очень хорошенькой дамы. Девушки его боятся, но старик знает, чем их задобрить. Он устраивает большой и долгий праздник, где веселиться вся местная молодежь. Младшая дочь впечатлилась увиденным, поэтому согласилась на предложение Синей бороды.
Сначала их жизнь была ровной и веселой. Девушке было разрешено веселиться и заходить во все комнаты, кроме одной — тайного чулана, когда старик оставил ей ключи и ушел по делам. Девушка пригласила подруг. Пока они рассматривали замок, молодая жена зашла в каморку. Там она увидела окровавленные тела двух женщин. Девушка испугалась и уронила ключ. Он испачкался кровью, которую так и не удалось смыть. Вернувшийся Синяя борода был в гневе. Он хотел было убить жену, но не успел. Пришли ее братья и закололи старика. Вдова стала богатой наследницей и одарила своих родственников подарками.
Одна из тем этой сказки — добро всегда побеждает зло — прослеживается во многих произведениях.
Но почему Синяя борода убивал своих жен? На самом деле этот мотив был заимствован Шарлем Перро из мифологии и истории.
Древнегреческому богу Кроносу было предсказано, что его погубит собственный сын. Из-за этого он убивал своих детей после рождения. Но однажды, мать подсунула ему камень, завернутый в полотно, которого он принял за ребенка и проглотил. Этим малышом оказался Зевс. Предсказание сбылось. Зевс по той же причине съел свою супругу. Ее беременность перешла Зевсу, который породил Афину.
Пример из истории. Комор, король Бретани, женился на Трифимии. Когда девушка забеременела, ей приснился страшный сон. Она убежала от своего мужа, но он догнал ее и обезглавил. Умершая была воскрешена, но на полотнах ее часто изображают с отрубленной головой.
Похожие мотивы не раз встречались в традициях и верованиях многих народов. Где-то и сейчас сохранились подобные ритуалы.
Таким образом, сказка Шарля Перро имеет серьезное историческое, мифологическое, культурное, традиционное обоснование.
Анализ №2
Замечательнейшая сказка под названием «Синяя борода», написанная известным во всем мире сказочником Шарлем Перро, вызвала неподдельный интерес и фурор со стороны читателей с момента написания и первой публикации, и не теряет свою уникальность и интерес к себе и в настоящее время. Краткие анализ данного литературного произведения представлено в этой статье
Перед читателем предстает образ необычного зрелого мужчины, который имеет синюю бороду, поэтому его таки и называют. У него было много жен, но со всеми ими он не был счастлив, поэтому теперь подыскивает для себя новую пассию. Его внимание привлекает молодая симпатичная девушка. А на этого человека – Синюю Бороду – все, когда смотрели, он им нравился. Девушка выходит за него замуж. Он дает ей в распоряжение весь дом, ключи от него, но запрещает входить в одну из комнат. Молодая жена ослушивается мужа из-за своего любопытства и, входит комнату, а зря. Она узнает страшнейшую тайну этого мужчины, чем самым обрекает себя на погибель, настигшую бывших жен своего супруга. К счастью, девушке удается спастись: приходят ее братья заступиться за сестрицу и убивают мужа-тирана.
Синяя Борода – это не один единственный в своем роде экземпляр мужчины, который убивает жен. Этот герой является в данной сказке представителем целого типа мужчина, которые плохо относятся к своим женам. Женщины не могут чувствовать себя в безопасности с такими жестокими тварями. Они избивают представительниц слабого пола, угрожают, не дают им спокойно жить. А все потому, что они их не любят по-настоящему. И находятся они рядом с женщиной ради своих каких-то выгод и улучшения собственной жизни. Про таких говорят: «эгоисты».
Ведь если бы Синяя Борода любил бы свою жену и всех предыдущих жен, то он бы даже не говорил ей про комнату, в которую нельзя заходить и не оставлял ей тем более ключ. Значит он специально подтолкнуть ее к этому, чтобы потом был якобы «весомый предлог» ее наказать и избить. Неужели мужчина не знал о таком качестве каждой женщины, как любопытство. Нет, безусловно, он знал и именно этим воспользовался.
Главный герой был жестоким и, возможно, ненормальным, сумасшедшим человеком, который в целях удовлетворения своих садистских наклонностей извращался и убивал прекрасных женщин, манипулируя их любопытством.
Вот так в каждой сказке может быть заложен глубокий психологический посыл.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Синяя борода Перро
Популярные сегодня темы
Каждое время года по-своему уникально, неповторимо и прекрасно. Зима — это особенная, волшебная, сказочно красивая пора, наслаждаться которой нужно еще уметь.
В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк», написанном в 1848 году, описывается порядок действий, которые как нельзя лучше раскрывают характер героев. Здесь в большей степени акцентируется внимание на чувствах героев
Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь
Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.
Произведения Михаила Лермонтова отличаются психологизмом и философской направленностью. Это относится и к романтической поэме «Мцыри». В данном произведении писатель дает своим читателям возможность
Источник статьи: http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-sinyaya-boroda-perro
Перро Шарль сказка «Синяя борода»
Читательский дневник по сказке Шарля Перро «Синяя борода»
Автор: Шарля Перро
Название произведения: «Синяя борода»
Число страниц: 4
Главные герои: Синяя Борода, Его жена.
Второстепенные герои: Братья, Анна.
Характеристика главных героев:
Синяя Борода — Богатый, образованный, аристократ.
Жестокий и безжалостный.
Его жена — Корыстолюбивая, любопытная, хитрая.
Характеристика второстепенных героев:
Братья жены — Смелые, храбрые, жадные.
Анна, сестра жены — Просто оказалась в замке вовремя.
Краткое содержание сказки «Синяя борода»
Синяя Борода долго ухаживал за двумя сёстрами, пока младшая не польстилась на его богатство и не вышла за него замуж.
Он уехал по делам и наказал жене не открывать маленькую каморку.
Жена открыла каморку и нашла убитых жён Синей Бороды.
Синяя Борода хотел убить и эту жену, но она успела послать за братьями.
Братья приехали и убили Синюю Бороду.
План сказки:
2. Богатство жениха.
4. Наказ супруге.
Основная мысль сказки «Синяя борода»
Главная мысль сказки в том, что любопытство и жадность погубят всякого.
Основная идея сказки в том, что не надо лезть в чужие тайны.
Чему учит сказка
Сказка учит не гнаться за чужим богатством, не вступать в неравный брак, довольствоваться тем, что имеешь.
Учит не доверять женщинам.
Учит быть не любопытными, но предусмотрительными.
Краткий отзыв по произведению «Синяя борода» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что очень часто простое любопытство становится причиной трагедии.
Что оно погубило не одну семью.
Герой этой сказки был конечно, злодеем.
В его кладовке хранились тела убитых женщин.
Но своей новой жене он не сделал ничего плохого.
И, может быть, если она не полезла в кладовку, они спокойно прожили бы всю жизнь.
Но женщина вышла замуж по расчёту, её интересовали сокровища мужа, вот она и полезла в каморку.
И узнала страшную тайну.
Это интересная и поучительная сказка, в которой героям сложно сочувствовать.
Автору удалось показать нелицеприятные моменты жизни Средневековья, но многие из того, о чём он писал, остаётся справедливым и для нашего времени.
Мне не понравился ни один герой этой истории.
Все они кажутся мне отрицательными.
Садист и убийца Борода, жадная и корыстная его жена.
Братья и Анна, которые тоже радовались возможности разбогатеть.
Никому из них не доверяешь.
Тем не менее я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что личное пространство человека должно быть свято для посторонних.
У каждого есть свои тайны, которые он не хочет раскрывать.
Судить человека нужно не по его прошлому, а по-настоящему.
Пословицы к произведению:
Доверяй, но проверяй.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Муж и жена — одна сатана.
Меньше знаешь — крепче спишь.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Сперва она ничего не увидела, потому что ставни были закрыты.
Через несколько мгновений она стала замечать, что пол весь покрыт запёкшейся кровью и что в этой крови отражаются тела нескольких мёртвых женщин, висевших на стенах: всё это были жёны Синей Бороды, который вступал с ними в брак, а потом убивал.
Она подумала, что умрёт со страху, и выронила ключ, который вынула из замка.
Словарь неизвестных слов:
Потешаться — веселиться, развлекаться.
Драгун — военный, всадник.
Ещё читательские дневники по сказкам Шарля Перро:
Библиотека произведений автора пополняется.
Источник статьи: http://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/perro-sharl-skazka-siniaia-boroda
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Кто не слышал о злодее, увековеченном Шарлем Перро под именем Синей Бороды? С тех пор как история была напечатана в 1697 году в сборнике «Сказки моей матушки Гусыни…». Синебородый рыцарь одну за другой убивал своих жен-красавиц, как только те осмеливались нарушить строжайший запрет мужа: не пользоваться ключом от некой таинственной комнаты. Очередная хозяйка замка, естественно, не могла справиться с любопытством. Она открывала заветную дверь и… взору красавицы представала страшная картина: в холодном полумраке на окровавленном полу лежали бездыханные тела прежних недолгих спутниц жизни ее супруга. Ошеломленная открытием девушка, наконец, осознавала смысл мрачного предупреждения странного супруга, однако — слишком поздно. Застигнутая врасплох несчастная присоединялась к чудовищной коллекции в подземелье. Для тех, кто менее начитан, «Синяя Борода» — просто синоним то ли многоженца, то ли женоубийцы…
Эту сказку читали все дети Европы, а вот откуда она появилась, известно не каждому взрослому. Считается, что прообразом Синей Бороды послужил Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, маршал Франции, герой Столетней войны, современник и соратник знаменитой Жанны д’Арк. Вот только справедливо ли достались ему «лавры» убийцы и колдуна?
Утром 26 октября 1440 года площадь перед нантским кафедральным собором была запружена огромной толпой. Всем хотелось поглядеть на казнь знатного сеньора, обвиненного в чудовищных преступлениях. В соборе маршал Жиль де Рэ каялся и просил прощения. У церкви — за вероотступничество, ересь, богохульство и колдовство. У своего сеньора, герцога Жана Бретонского, — за многочисленные убийства малолетних детей. Церемония не была долгой — уже в десятом часу с площади к месту казни тронулась процессия повозок: на первой — сам маршал, за ним — двое его ближайших слуг-телохранителей и, по их собственным показаниям, помощников в нечестивых делах — Анри Гриар и Этьен Корийо. Эти двое, люди незнатные, полчаса спустя будут заживо сожжены на костре. Их господина палач задушит гарротой, «символически» подожжет хворост под мертвым телом, тут же вытащит труп, который и передадут родственникам. Те, впрочем, остерегутся хоронить «изверга» в фамильном склепе — он найдет вечное упокоение под безымянной плитой в кармелитском монастыре на окраине Нанта…
Eloi Firmin Fron. Gilles de Laval, sire de Rais. Портрет из галереи маршалов Франции в Версале.
Пытались также идентифицировать Синюю Бороду с бретонским королем 6 века по имени Кунмар или Коморр, который женился на святой Трифиме, дочери герцога Ваннского.
Фрески в церкви Морбихана рассказывают всю эту историю, но так как они принадлежат 17 веку и были нарисованы на 6 лет после появления сказки Перро, вряд ли автор взял за образец ту историю. В остальном же легенда о Коморре очень стара. В «Больших Хрониках» 1531 года Алэн Бушар пишет: «Коморр уже убил нескольких своих жен. Герох, граф Ваннский, на захотел отдать ему в жены свою дочь Трифиму, но потом согласился, при условии, что святой Гильд воскресит ее, если понадобится. Новая королева однажды зашла в часовню, где были похоронены жены Коморра, и ей явились их тени, предупредившие королеву, что король убивает свою жену, как только та забеременеет. Так как Трифима были именно в этом положении, она испугалась. Тени дают ей разные предметы, чтобы помочь ее бегству, и Трифима убегает. Коморр преследует ее, настигает и отрубает голову. Граф Герох просит святого Гильда выполнить свое обещание, тот идет к трупу, приставляет голову к телу, и слезами и молитвами упрашивает Бога воскресить королеву». Эта история тоже легендарна. Коморр убивает своих жен, так как, вроде Эдипа, его сын должен убить его.
В других случаях страшный герой ест трупы. Но это не так важно для главной темы сказки: испытание жены, обычно запрещение входить в комнату, от которой ей дают ключ.
Есть еще такая необычная версия, что прототипом «синей бороды» стал ни кто иной как Генрих Vlll, король Англии, отец незабвенной Елизаветы. Именно он проявил верх изобретательности в делах семейных несмотря на приверженность протестантизму, со своими шестью женами обращался скажем так, жестко.
Почему борода именно синего цвета?
Эта история – самая мистическая! Настоящая легенда с сюрреалистическим развитием событий, где даже появляется властелин преисподней!
«Мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!»
Но мы с вами все таки подробнее рассмотрим основную версию …
Наперсник дофина
«Жил-был человек, у которого были красивые дома и в городе, и в деревне, посуда, золотая и серебряная, мебель вся в вышивках и кареты, сверху донизу позолоченные. Но, к несчастью, у этого человека была синяя борода, и она делала его таким гадким и таким страшным, что не было ни одной женщины или девушки, которая не убежала бы, увидев его». Уже в самом начале сказки, похоже, содержится первый навет на героя нашей истории, носившего, судя по портретам, аккуратно подстриженную темную бородку.
Жиль де Рэ, рожденный в 1404 году в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу, — отпрыск старинного и знатного рода, давшего Франции двенадцать маршалов и шесть коннетаблей (носитель этой должности соединял обязанности главнокомандующего и военного министра).
О его детстве источники ничего не говорят, что обычно для той смутной эпохи. Известны лишь самые общие сведения. В 1415-м одиннадцатилетний Жиль и его младший брат Рене лишились обоих родителей: отец Ги де Лаваль, барон де Рэ, погиб то ли на войне, то ли на дуэли, матушка скончалась чуть раньше, а дети оказались под опекой своего деда Жана де Краона. Тот, видимо, приложил немало сил, чтобы привить Жилю любовь к чтению и наукам — занятиям, вообще-то, не слишком популярным у довольно грубого в те времена рыцарства. Во всяком случае, в зрелом возрасте его воспитанник страстно собирал древности и проявлял крайнюю пытливость ума. Проведя большую часть жизни в седле и на поле брани, он тем не менее умудрился составить богатую библиотеку и никогда не жалел денег на ее пополнение.
Памятник Бертрану дю Гесклену, знаменитому полководцу, предку Жиля де Рэ.
Еще в юном возрасте этот блестящий рыцарь выгодно (но, заметьте, в первый и единственный раз!) женился на девице Катрин, внучке виконта де Туара, и получил вдобавок к и без того немалому состоянию два миллиона ливров приданого и обширные земли в Пуату (в том числе замок Тиффож, которому суждено будет сыграть немалую роль в его дальнейшей судьбе). Женой он интересовался мало и почти не уделял ей внимания. Достаточно сказать, что родилась у них — в 1429 году — только одна дочь, Мари де Лаваль.
А вот богатством своим барон де Рэ пользовался, по крайней мере, любовно, внимательно и рачительно. В краткий срок оно помогло расположить к себе наследника, принца Карла Валуа, и получить место в его свите. Молодой дофин, почти ровесник Жиля, в отличие от своего нового придворного вечно жил у края финансовой пропасти, в силу чего его шансы на французскую корону приближались к нулю. Да и корона-то была призрачной: половину страны уже давно прочно занимали англичане и их союзники бургундцы, а во многих провинциях хозяйничали местные феодалы. Бедному во всех отношениях принцу с трудом удавалось удерживать только города в долине Луары, и при этом он и носа не высовывал из своей резиденции в Шинонском замке.
Бушующая кругом Столетняя война и определила поприще нашего героя. Он решился сделать ставку на дофина Карла, в те годы правильность этого выбора была совсем не очевидна. Однако барон не изменил ему и не просчитался.
Порни, Замок «Синей Бороды», Сегодня мы видим постройку 19 века. Французская революция сровняла крепость с землей — из-за славы Жиля де Рэ, или просто по стечению обстоятельств. Она была восстановлена только в 19 веке.
Национальный герой
В Жиле де Рэ текла кровь прославленного коннетабля Бертрана Дюгесклена — знаменитейшего из полководцев страны, погибшего в 1380 году. Конечно, внучатому племяннику «грозы англичан» не давали покоя лавры знаменитого предка. И ему удалось достичь столь же громкой славы. Преодолевая вялость и апатию своего сюзерена и друга Карла, барон де Рэ не жалел сил и средств. Он за свой собственный счет формировал крупные отряды и совершал — с 1422 по 1429 год — весьма удачные рейды по землям, занятым врагом, штурмом взял несколько замков и, наконец, покрыл себя общенациональной славой, сражаясь рука об руку с Жанной д’Арк под Орлеаном и при Жаржо. За эти подвиги Монморанси-Лаваль уже в 25 лет стал маршалом Франции — случай беспрецедентный! Злые языки утверждали, что случилось это благодаря тому, что барон де Рэ на свои деньги содержал не только войско, но и Карла со всем его двором, оплачивая всевозможные пиры, охоты и прочие увеселения, которые так обожал дофин. Впрочем, и действительные военные подвиги маршала никто не ставил под сомнение.
После памятной Орлеанской победы в мае 1429 года война покатилась к успешному для Карла концу. 17 июля того же года он короновался в Реймсе — месте, где традиционно с 498 года венчались на царство французские короли. Победа Валуа уже вызывала так мало сомнений, что Жиль де Рэ счел уместным осторожно дать понять новоиспеченному государю, что теперь, когда все идет хорошо, пора начать расплачиваться по займам. И, как нередко бывает в подобных случаях, маршал не только не получил обратно потраченные средства, но вдобавок еще впал в немилость и был удален от двора. Ведь хорошо известно: маленький долг рождает должника, большой — врага.
Гравюры XVI столетия иногда еще изображают Жиля де Рэ благородным воином (фото слева: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS). Но лубочные листки XIX века по большей части живописуют «достоверные» сцены обнаружения чудовищных «улик» (фото: AKG/EAST NEWS)
Ошибка Жиля де Рэ
С 1433 года наш герой — официально в отставке. Он тихонько живет себе в замке Тиффож в глухой Бретани и от скуки зачитывается книгами по алхимии. В конце концов, в ней была и насущная нужда — его финансовые дела шли все так же скверно, а надежда поправить их возвратом королевского долга улетучилась.
Видимо, в поисках выхода из денежных затруднений Жиль де Рэ совершает и главную стратегическую ошибку в жизни. В 1436 году он радушно принимает у себя нового дофина — Людовика. Принимает как сына своего старого боевого друга и короля. Барон не мог не знать, что дофин, будущий король Людовик XI, хитрейший из монархов Европы, уже сейчас интригует против отца и в поместьях маршала, собственно, укрывается от монаршего гнева. Хорошо зная Карла, как же мог он сомневаться, что тень вражды отца и сына ляжет на него самым непосредственным образом (пусть даже формально визит Людовика был представлен ему как «инспекторская» проверка).
Наказание последовало незамедлительно. Чтобы добыть хоть какую-то наличность, маршалу приходилось закладывать недвижимость — то один замок, то другой… Операции эти были абсолютно законны и выгодны, но от короля последовал указ: барона Жиля де Рэ в коммерческих операциях с его владениями ограничить. Для опального маршала это стало немалым ударом — тем с большим усердием он принялся искать способ превращения свинца в золото. Он приказал своему алхимику Жилю де Силле сконцентрироваться только на этой задаче.
Под алхимическую лабораторию переоборудовали чуть ли не весь первый этаж замка Тиффож. Хозяин не скупился на расходы. Его агенты скупали в промышленных масштабах нужные для опытов компоненты, некоторые из которых — например, акульи зубы, ртуть и мышьяк — стоили по тем временам очень дорого.
Но, как нетрудно догадаться, это не помогло — получить золото никак не удавалось. В сердцах маршал распрощался с более или менее трезвомыслящим де Силле и в 1439 году пригласил на место главного алхимика Франческо Прелати, который, по всей видимости, убедил барона в своей исключительности. Возможно, его привлек тот факт, что итальянец прямо заявлял, что он — колдун и держит в услужении личного демона, через чье посредство общается с миром мертвых (и это в то время, как прежние «ученые мужи» барона были в основном священниками).
К сожалению, очень скоро Франческо Прелати получил огромную власть над своим хозяином, человеком сколь эрудированным, столь и нестандартно мыслящим. Последнее качество заставляло его все время желать общения с людьми необыкновенными, явно ломающими рамки современных ему представлений о науке. Однако на сей раз наш герой не распознал явного шарлатана.
Со временем об их колдовских упражнениях прослышала вся Бретань и ужаснулась до такой степени, что вмешаться пришлось самому герцогу Бретонскому, вассалом которого был барон де Рэ. Вскоре герцог во главе двухсот вооруженных солдат стучал в ворота Тиффожа. Тучи над головой маршала сгустились, но он сам еще не знал, насколько они грозны.
Древний старец Синяя Борода на иллюстрациях Гюстава Доре к сказке Шарля Перро не имеет уже совершенно никакого сходства с реальным Жилем де Рэ. Фото: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS
Еще один злодей…
Большинство филологов — исследователей волшебных сказок, а также историков сходятся на мысли, что в истории Синей Бороды реальный сюжет с казнью Жиля де Рэ наложился причудливым образом на мифологический, литературный, а не наоборот, как это бывает обычно. С самого раннего Средневековья в Бретани (а также в кельтских областях Великобритании — Корнуолле и Уэльсе) был популярен сюжет о графе Кономоре, который женился на некоей Трефинии, впоследствии святой. Он просил руки девушки у ее отца, графа Героха, но тот отказал «по причине чрезвычайной жестокости и варварства, с которыми тот обращался с другими своими женами, которых, как только они становились беременными, приказывал убивать самым бесчеловечным образом». Так, во всяком случае, сообщает «Жизнеописание святых Бретани». Затем при посредничестве одного праведного аббата свадьба — при торжественных клятвах Кономора вести себя достойно — все же состоялась. Но едва Трефиния забеременела, граф — язычник в душе — все же убил ее, очевидно, исполняя какой-то дьявольский ритуал. Далее, как гласит легенда, последовали воскрешение святой и кара убийце. Не правда ли, контуры будущей «страшилки» о Синей Бороде вполне просматриваются? Учитывая, что в XV веке, когда жил Жиль де Рэ, рассказы такого рода составляли основной массив местного фольклора, неудивительно, что судьба маршала соединилась с ними. И неудивительно, что дети, «замученные» сеньором де Монморанси-Лавалем, слились в народной памяти с женами из легенд о Кономоре и уже в таком виде попали к Шарлю Перро. Обычное дело в истории литературы…
Пробный удар
В конце августа 1440 года монсеньор Жан де Малеструэ, епископ Нантский, главный советник и «правая рука» герцога Бретонского, выступил в кафедральном соборе с сенсационной проповедью перед толпой прихожан. Его преосвященству якобы стало известно о гнусных преступлениях одного из знатнейших дворян Бретани, маршала Жиля де Рэ, «против малолетних детей и подростков обоего пола». Епископ потребовал, чтобы «люди всякого звания», располагающие хоть какими-то сведениями об этих «леденящих душу деяниях», доносили ему о них.
Речь епископа, исполненная многозначительных недомолвок, произвела в слушателях впечатление, будто следствие располагает серьезными уликами. На самом же деле Малеструэ было тогда известно об одном-единственном исчезновении ребенка, которое хоть как-то удавалось связать с Жилем де Рэ, и произошло оно за месяц до судьбоносной проповеди. О прямых доказательствах не шло и речи — очевидно, что правящие верхи Бретонского герцогства просто решили использовать удобный случай, чтобы расправиться с опальным маршалом.
Вскоре у епископа появился повод проинформировать обо всем главу инквизиционного трибунала Бретани — отца Жана Блуэна. В общем, следствие с этих пор развернулось по всем направлениям. Уже через несколько дней на свет появился обвинительный акт. На современников он произвел сильное впечатление. Чего здесь только не было: и человеческие жертвоприношения домашнему демону, и колдовство «с применением специальных технических средств», и убийства детей с расчленением и сжиганием их тел, и сексуальные извращения…
Обвинительное заключение из 47 пунктов было отправлено герцогу Бретонскому и генеральному инквизитору Франции Гийому Меричи. Маршала официально поставили о них в известность 13 сентября 1440 года и предложили ему явиться в епископальный суд для объяснений.
Инквизиционный процесс в Нанте мало напоминал современный состязательный суд. Фото: ALAMY/PHOTAS
Обвинение в колдовстве
Заседание трибунала было назначено на 19 сентября, и Жиль де Рэ наверняка понимал: у него есть более чем веские основания уклониться от явки. Если обвинения в пропаже детей он еще мог счесть «неопасными», то колдовские манипуляции, подробно описанные в обвинительном акте, могли стать причиной больших неприятностей. Церковь преследовала их весьма свирепо. Кроме того, герцог Бретонский санкционировал еще и светское разбирательство, и оно тоже дало кое-какие результаты…
В принципе оставалась возможность бежать в Париж и пасть к ногам Карла VII, но, видимо, надежды на помощь старого друга было очень мало, раз обвиняемый не захотел воспользоваться этим средством. Он остался в Тиффоже и объявил, что непременно явится в суд. Тут его положение еще ухудшили собственные приближенные, чьи нервы оказались не так крепки. Друг Жиля, Роже де Бриквилль, и бывший доверенный алхимик Жиль де Силле на всякий случай пустились в бега. В ответ прокурор Бретани Гийом Шапейон объявил их розыск, что дало ему законную возможность явиться со стражниками в баронский замок и схватить там других подозреваемых: колдуна-итальянца и телохранителей барона — Гриара и Корийо. Все эти люди последние годы провели бок о бок с хозяином и, конечно, могли много порассказать о его занятиях. Что они, собственно, и сделали на суде, заседавшем в октябре 1440 года в городской ратуше Нанта. Власти постарались придать процессу как можно большую гласность: о нем было объявлено на площадях всех городов Бретани, и на него приглашали всех, кто мог иметь хоть какое-то, истинное или мнимое, отношение к делу (при этом требование обвиняемого об адвокате отвергли!). Зрители допускались свободно, и наплыв их оказался столь велик, что многим пришлось торчать за дверьми. В адрес Жиля де Рэ неслись оскорбления, женщины бросались на охранников, чтобы прорваться поближе и суметь плюнуть «проклятому злодею» в лицо.
Ну а что касается показаний… Достаточно сказать, что они оправдали ожидания толпы.
Алхимик Франческо Прелати под присягой заявил, что барон де Рэ сочинил и кровью написал соглашение с демоном Барроном, в котором обязался приносить последнему кровавые жертвы за три дара: всеведения, богатства и власти. Свидетелю неизвестно, получил ли обвиняемый эти дары, но жертвы он приносил: сначала пробовал откупиться курицей, но по требованию Баррона перешел на детей.
Жиль де Силле подробно рассказал о сексуальном поведении своего бывшего патрона — чудовищных надругательствах над несовершеннолетними обоего пола. Кроме того, подтвердил, что барон участвовал в алхимических экспериментах, отдавая себе отчет в их греховности, и, таким образом, впал в ересь.
О пропавших детишках свидетельствовали их родители. Кое-кто из них заявлял, что последний раз видел своих детей, когда отправлял их во владения барона де Рэ — просить милостыню. Наконец, Гриар и Корийо дали самые жуткие показания, будто маршал коллекционировал человеческие головы, которые хранились в особой темнице замка, а также о том, что, почувствовав опасность ареста, маршал лично приказал им эти головы уничтожить (показание особенно важное, ввиду того что при многочисленных обысках во владениях маршала ничего подозрительного найдено не было).
Печать Зла
Как же возникла связь между реально существовавшим бароном Жилем де Рэ и литературным персонажем Синей Бородой? И почему «борода» именно «синяя»? Известно, что, собирая бретонские легенды, Шарль Перро, в частности, записал такую: мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!» Вот вам и соединение двух сюжетных линий: в фольклорном сознании якобы замученные дети превратились в жен, а «печатью нечистой силы» стал цвет бороды. Конечно же, обросло предание и топографическими признаками: буквально все разрушенные замки близ Нанта и в долине Луары ко времени Перро приписывались Жилю де Рэ, а в Тиффоже за пару монет показывали комнату, где он резал то ли маленьких ребят, то ли женщин.
Вынужденное признание
Какими бы крепкими нервами ни обладал бывалый полководец, наверняка он испытал потрясение. Тем большее уважение вызывает то невозмутимое спокойствие, с которым он продолжал твердить о своей невиновности и требовать адвоката. Видя, что никто и не думает слушать его, он заявил, что лучше пойдет на виселицу, чем будет присутствовать в суде, где все обвинения лживы, а судьи — злодеи. Такого, в свою очередь, не могли стерпеть «злодеи»: епископ Нантский немедленно отлучил обвиняемого от церкви, а 19 октября суд постановил пытать его, дабы «побудить прекратить гнусное запирательство».
Жиля де Монморанси-Лаваля, барона де Рэ, растянули на так называемой лестнице. Этот способ пытки, самый популярный в тогдашней Франции, заключался в том, что жертву, привязав за руки и за ноги, растягивали на горизонтальной решетке, как на дыбе. Под пыткой мужественный маршал быстро раскаялся в былом упорстве и пообещал впредь быть сговорчивее. Для начала он преклонил колени перед епископом, смиренно просил его снять отлучение, а позже начал давать показания и мало-помалу «сознался» во всем. Для полной «капитуляции» перед судом, правда, потребовались новые пытки, 21 октября, но уж после них Жиль де Рэ публично согласился и с тем, что «наслаждался пороком», и подробно описал свои любимые способы убийства и собственные ощущения при этом. Барон сам назвал число замученных им детей — 800 (таким образом, он должен был умерщвлять по одному ребенку в неделю последние 15 лет!). Но суд благоразумно посчитал, что довольно будет и 150.
25 октября епископ Нантский повторно «исторг Жиля де Рэ из лона Церкви Христовой» за «столь тяжкие прегрешения против догматов веры и законов человеческих, что невозможно человеку и вообразить их». В тот же день «грешника», естественно, приговорили к костру — вместе с его «словоохотливыми» сообщниками. В качестве акта особой гуманности (все-таки речь шла о маршале Франции) в случае покаяния и примирения с церковью Жилю де Рэ обещали не сжигать его живьем, а предварительно задушить.
Маршал предпочел примириться с церковью на этих относительно гуманных условиях и был казнен со своими сообщниками на следующий день. Среди друзей-родственников казненного маршала не нашлось ни одного, кто бы рискнул защищать его имя и честь.
Прошло несколько столетий, прежде чем некоторые историки стали указывать на разного рода изъяны и нестыковки обвинений в процессе над героем Столетней войны. Сомнителен уж сам факт совершения инкриминированных ему деяний. Во всяком случае, оговор его специально подготовленными свидетелями представляется весьма вероятным, а признания под пыткой недорогого стоят. Кроме того, подозрения вызывает и такой факт: самые одиозные персонажи процесса, вроде колдуна Франческо Прелати, подверглись всего лишь заключению (из которого он, кстати, скоро и легко бежал). Возможно, оговорили де Рэ по почину короля, испытывавшего сильную неприязнь к своему бывшему другу: он был уверен, что Жиль поддерживает опального дофина Людовика, а главное, Карлу очень не хотелось возвращать маршалу огромный долг.
Имя Жиля де Рэ в качестве маньяка Синей Бороды, убийцы женщин и детей, упоминали разные авторы готического или оккультного жанра: Роберт Блох, Артур Мейчен, Еремей Парнов… А в небольшом рассказе Кира Булычева «Синяя борода» злодеем оказывается начальник лаборатории, который демонтирует недисциплинированных биороботов.
Только в 1992 году по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто состоялся новый судебный процесс полностью реабилитировавший Жиля де Рэ. Извлеченные из архивов инквизиции документы рассказали, что не было ни замученных детей, ни страшных опытов. Исследователи приняли во внимание многое, в том числе свидетельства современников. Например, хронист XV века Монстреле так писал о приговоре, вынесенном Жилю де Рэ: «Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывали в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».
Все оказалось проще пареной репы. Таким образом герцог Бретани Иоанн V решил прибрать к рукам часть замков, принадлежавших барону. Вот он и развернул кампанию, подкупив духовных и административных лиц. Король, которому бывший сподвижник был уже не нужен, дал свое «добро», и состоялось жестокое шоу в средневековом стиле.
Нашлось объяснение и тому, каким образом Жиль де Ре стал Синей Бородой, героем народных легенд, собранных Шарлем Перро. Имя барона было столь популярно, что неоднократно упоминалось в устных сказаниях. И в одной из бретонских баллад оказалось рядом с некой Синей Бородой из другой истории. Случай соединил их, а народная фантазия превратила замученных детей в убитых жен. Вот такая история.
Источник статьи: http://masterok.livejournal.com/920801.html