Общественный контроль в школе. Управляющий совет.
Откуда это?
Управляющие советы являются дальнейшим развитием форм государственно-общественного управления школой. Управляющие советы появились у нас сравнительно недавно, начиная с 2004г., по инициативе минобрнауки РФ сначала в рамках пилотного проекта в 6 регионах. К концу 2006 г. их уже было создано около 200, а на конец 2009 г. в этих регионах они действовали уже в 98,5% школ. Предполагалось, что в 2012 г. управляющие советы должны быть организованы во всех российских школах. Как правило, создание управляющих советов в регионе оформляется на законодательном уровне (закон, постановление) о дальнейшем развитии государственно-общественного управления образованием.
Прообразы нынешних управляющих школьных советов – попечительские советы действовали в России уже в 19 веке и имели весьма широкие полномочия, например, возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. В основу же модели управляющих школьных советов, рекомендованной минобразованием РФ нашим школам, взята модель управляющих школьных советов Великобритании.
Управляющий совет — что это?
Управляющий совет школы (далее УС) — это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, т.е. в управлении участвуют не только представители официальной власти (учредителя, управления образования, местной администрации, администрации школы), но и представители общественности, родители. Полномочия УС определяются Уставом школы.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой и поэтому представляет и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса.
Управляющий совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.
Задача школьных управляющих — коллегиально выработать в ясной и понятной форме цели, ради которых должна работать школа.
Состав УС
В УС в определенном соотношении входят: работники ОУ (не только учителя), родители, ученики и другие представители общественности, директор ОУ, представитель Учредителя. Количество членов УС устанавливается уставом ОУ.
Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации:
Руководство УС: председатель, заместители председателя и секретарь. Представитель Учредителя, обучающиеся, руководитель и работники школы не могут быть избраны председателем.
Заседания УС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца по графику. Председатель может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, Учредителя, директора Учреждения).
Члены УС работают на общественных началах. ОУ вправе компенсировать его членам понесенные расходы, включая затраты рабочего времени, непосредственно связанные с участием в работе УС, исключительно из средств, полученных ОУ за счет уставной приносящей доходы деятельности либо из иных внебюджетных источников. Указанная компенсация должна быть предусмотрена в смете внебюджетных расходов.
Комиссии УС
Для реализации своих функций, подготовки материалов к заседаниям, выработки проектов решений УС могут создаваться постоянные (финансово-экономическая, учебная, правовая, организационная и др.) и временные комиссии. УС определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов УС их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых УС сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии.
Чем занимается УС
Вопросами функционирования ОУ:
- принимает устав ОУ, изменения и дополнения к нему;
- принимает в пределах своей компетенции локальные акты ОУ;
- устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе определяет время начала и окончания занятий, продолжительность учебной недели — пятидневная или шестидневная;
- принимает решение о введении (отмене) школьной формы;
- осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ОУ;
- ежегодно представляет Учредителю и общественности информацию (публичный доклад) о состоянии дел в ОУ;
- рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ;
- ходатайствует о поощрении и награждении работников ОУ;
- принимает решение по предоставлению обучающимся льгот в бесплатном питании, в обеспечении путёвками в оздоровительные лагеря и др.
Вопросами организации образовательного процесса :
- школьный компонент учебного плана образовательного учреждения;
- профили обучения в старшей школе;
- выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
- перечень платных образовательных услуг;
- перечень видов приносящей доход деятельности;
- программу (стратегию) развития ОУ.
Вопросами финансово-хозяйственной деятельности :
- согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
- утверждает систему оплаты труда работников ОУ, в т.ч. систему стимулирующих выплат;
- согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования;
- утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
- содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования;
- согласует сдачу в аренду ОУ закрепленных за ней объектов собственности;
- заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и Учредителю.
УС может помочь ОУ
- уточнить цели школы через формирование муниципального задания;
- улучшить условия школьной жизни;
- улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс через гражданскую экспертизу образовательных, воспитательных программ;
- определить пути развития школы и найти ресурсы и средства для этого развития;
- увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.
Права УС
- вносить Учредителю предложения о поощрении работников и директора ОУ;
- вносить администрации ОУ предложения о поощрении его работников;
- при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем ОУ о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа его административного персонала;
- при наличии оснований ходатайствовать перед Учредителем о расторжении трудового договора с руководителем ОУ.
Член УС имеет право :
- принимать участие в обсуждении и принятии решений, выражать в письменной форме свое особое мнение;
- инициировать проведение заседания УС по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; требовать от администрации ОУ предоставления всей необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции УС;
- присутствовать на заседании педагогического совета с правом совещательного голоса;
- представлять ОУ в других организациях в рамках компетенции УС на основании доверенности, выдаваемой УС;
- досрочно выйти из состава УС по письменному уведомлению председателя;
- каждый член УС обладает одним голосом.
Ответственность
УС несет ответственность перед Учредителем и участниками образовательного процесса за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.
Директор ОУ вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения УС в установленные сроки.
Учредитель вправе распустить УС, если он не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ.
В случае возникновения конфликта между УС и директором ОУ, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
Член УС обязан принимать участие в работе УС, действовать при этом исходя из принципов добросовестности и здравомыслия. Член УС, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению УС.
Администрации ОУ обязана оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний УС, осуществлять подготовку бухгалтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям УС.
Как действовать
Если вы член Управляющего совета, то в рамках предоставленных прав и полномочий.
Если вы рядовой родитель школьника, то можете обратиться к председателю, заместителю председателя или любому члену УС по интересующему вас вопросу в устной или письменной форме.
Если данный ответ не устраивает вас, то по цепочке: ассоциация управляющих школьных советов, Учредитель, органы исполнительной, законодательной власти, прокуратура, суд.
Информация к размышлению.
В разных странах созданы различные модели управляющих школьных советов. Например, есть школьные управляющие советы, состоящие как из неоплачиваемых добровольцев, так и с привлечением профессиональных менеджеров, получающих зарплату; координируемые как общественными национальными советами (или ассоциациями управляющих), так и региональными (муниципальными) органами управления образованием (или органами местного управления).
Полномочия советов также сильно разнятся: есть УС с совещательной функцией, помогающие директору школы (Голландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Шотландия, Германия); УС с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы (Греция, Франция, Италия, Дания, Испания, Португалия); УС с полномочиями школьного управления (Ирландия, Швеция, Финляндия, Англия, Уэльс, Северная Ирландия). В английской модели (прототип российских УС) Управляющий совет закреплен законодательно. Он отвечает за качество обучения в школе, выполнение стандартов и результат обучения, имеет полномочия назначать и снимать директора, определяют им зарплату.
У нас, в тех школах, где управляющие советы уже действуют на протяжении нескольких лет, завершился процесс их адаптации и начали появляться первые положительные результаты деятельности. Здесь совместными усилиями были решены важные вопросы с транспортными проблемами, были построены (отремонтированы) бассейны, организованы кружки и секции, укомплектованы компьютерные классы. Управляющие советы смогли оказать влияние на бюджетное финансирование школ, создание более комфортных условий обучения детей и работы преподавателей.
Родители во многих случаях способны предложить очень правильные решения сложных вопросов, ведь они доверяют школе самое ценное, что у них есть, своих детей. В других случаях, когда родители не могут уделять своим детям достаточного внимания, непосредственное участие их в жизни школы позволило им лучше понять детей и проводить с ними больше времени. Каждому ребенку важно то, что родители интересуются его жизнью и им не безразличны его успехи.
При подготовке использованы материалы сайтов минобрнауки РФ, образовательных учреждений, органов управления образованием г.Москвы и др.
Источник статьи: http://eduinspector.ru/2012/12/13/v-zdorovoi-shkole-zdorovye-ucheniki/