Сам с усам
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое «Сам с усам» в других словарях:
Сам с усам — Ирон. сами с усами; сам знаю, что делаю, говорю … Словарь русского арго
Сам с усам — Волг. Шутл. О самостоятельном, независимом человеке. Глухов 1988, 143 … Большой словарь русских поговорок
Ты с бородой, да я и сам с усам. — Ты с бородой, да я и сам с усам. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ Ты вороват, а я узловат. Ты с бородой, да я и сам с усам. См. ОСТОРОЖНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Я сам с усам — Я сам умею, знаю, могу … Словарь народной фразеологии
я и сам с усам — (не мальчик) Ни уса/, ни бороды (молод, неопытен) Дай срок, будем мы и сами с усами. Ты с бородой, да мы и сами с усами. Ср. На соврасовой, брат, тебя не объедешь. Не сразу, не вдруг, шутливо ответил Колышкин. Сами с усами , на своем веку тоже… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Я и сам с усам — Я и самъ съ усамъ (не мальчикъ). Ни уса̀, ни бороды (молодъ, неопытенъ). Дай срокъ, будемъ мы и сами съ усами. Ты съ бородой, да мы и сами съ усами. Ср. На соврасовой, братъ, тебя не объѣдешь. «Не сразу, не вдругъ», шутливо отвѣтилъ Колышкинъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Чорт Ваньку не обманет: Ванька сам про него молитву знает — Чортъ Ваньку не обманетъ: Ванька самъ про него молитву знаетъ (иноск.) не боюсь не поддамся. Ср. Онъ тебя въ смирительный домъ упрячетъ. «Видали мы виды то! Чортъ Ваньку не обманетъ, Ванька самъ слово знаетъ. Островскій. Въ чужомъ пиру похмелье … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
по усам текло, в рот не попало — Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало. Островский. Лес. 4, 1. Ср. Тут. не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень. только что. нам по усам текло, а в рот не попало. Даль. Хлебные дельцы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. — Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Источник статьи: http://phraseology.academic.ru/11095/%D0%A1%D0%B0%D0%BC_%D1%81_%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BC
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
Одна из отличительных черт нашего времени – огромная разница мнений по любой теме. Это касается и детско-родительских отношений. Стеллажи книжных магазинов заполнены десятками изданий по педагогике и психологии с броскими заголовками и кричащими рекламными аннотациями, обещающими разрешение любых проблем с ребенком. Соцсети и родительские форумы кипят в столкновении приверженцев различных модных теорий. Мамы и папы подчас теряются в лавине обрушивающейся на них «актуальной информации».
Мы попросили автора книг по семейной педагогике, публициста и отца шестерых детей Андрея Рогозянского дать общий обзор течений в современной педагогике, охарактеризовать их положительные стороны и недостатки и поделиться своими рекомендациями с нашими читателями. Так родился цикл из четырех статей, первую из которых мы рады предложить вашему вниманию. После публикации цикла автор ответит на насущные читательские вопросы.
Популярная идея: позволять детям всё делать, оценивать и решать самим. Неплохое решение, когда речь о самостоятельном завязывании ребенком шнурков или поддержании им порядка у себя в комнате. И исключительно соблазнительная возможность: родителю – меньше вникать в то, чем интересуется и как проводит время его маленькое, но уже такое неповторимо-отдельное чадо.
Чудо-система, эпохальное открытие! Если ребенка оставить на его собственное усмотрение, а лучше соединить его с другими детьми, то в конечном итоге – кто бы мог подумать – он… вырастет сам! Фантастика, насколько педагогика «сам с усам» облегчает жизнь. Никто не обременяет собой другого. Общее правило жизни – это отсутствие правил.
Поначалу родитель еще добросовестно перекладывает кубики, мерзнет на детской площадке и, зевая, прочитывает стишки на ночь. Но уже брезжит, брезжит заря освобождения! Телевизор, планшет и группа детского сада надежно приучат сына и дочь жить своей отдельной жизнью, а папе и маме предоставят возможность переключиться на свои взрослые темы. Засим станется всего-то подобрать пару-тройку кружков и школу получше. Потом выпуск, поступление в университет и вуаля! Повзрослев, дети не выскажут своего недовольства. Ведь так они выросли и к этому привыкли: к жизни по собственным желаниям и удобствам.
Необычайно хорошая система, недаром зовется гуманистической и личностно-ориентированной. Разве не гуманизм и не забота о личности – не тратить лишние силы и нервы? О, эти родительские обязанности! Беспокойства, вникание в обстоятельства, школьная рутина, тревоги, хлопоты… Они одолевают именно тогда, когда у тебя на работе дедлайн, а по телевизору футбол.
Когда-то в моде было авторитарное воспитание. Взрослые предпочитали удобных, послушных детей. Они устанавливали для них строгие правила, следили, как дети их исполняют, а за неисполнение строго взыскивали. Другую крайность являла гиперопека. Старший порой так увлекался заботой о детях, что был готов делать и решать за них буквально всё. Идея растить детей более самостоятельными и относиться к ним более дружественным образом выглядела поэтому вполне здраво. Но Карлу Роджерсу и Абрахаму Маслоу, американским ученым-психологам, авторам концепции воспитания на основе уважения к интересам и индивидуальности ребенка, конечно, не могло присниться, к чему придет дело через несколько десятков лет. Если первоначально полагалось разумным взрослому мягко подсказывать и направлять ребенка, то гуманизм в его нынешнем изводе сводится, главным образом, к невмешательству. Взрослый через силу выкорчевывает первоначальные детские притяжение и доверие, и место детско-родительской общности занимают сторонние влияния и авторитеты. Чтобы хоть как-нибудь оправдать свое равнодушие, он уговаривает себя: «Да какие же это дети?! Они – индивидуальности! Такие же свободные, равноправные, как и мы…»
Чудо-сани, едущие сами, – педагогическая система «сам с усам». Открыто и прямо в стремлении сбежать от детей никакой родитель, разумеется, не признается. Взамен все будут красиво и долго рассуждать о свободе ребенка и решительно отвергать насилие. Отец и мать рады бы уделить внимание, но вот незадача: они боятся навредить – навязать чаду свое родительское мнение. Ведь никому не известно, что для ребенка лучше и хуже. Почем отцу или матери это знать? В «сам с усам» концепции детей не воспитывают из принципа.
Детей не воспитывают из принципа: родителя боятся навредить – навязать чаду свое мнение
«Не воспитывать, а растить. Помогать расти. Но бывает, родители продолжают воспитывать. Такое отношение – это насилие. Мы даем не то, что нужно ребенку», – говорит Юлия Гиппенрейтер.
Не стоит переживать по поводу лени, грубости, плохой успеваемости и дурной компании детей. Со временем всё как-нибудь само устроится! «Подростковая мода подобна ветрянке, – успокаивает автор, – многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад». Родителю рекомендуют перенести внимание на себя и свои интересы. Нет ничего лучше для счастья ребенка, чем счастливая после очередного карьерного повышения, спа-салона, шопинга, парикмахерской и вечернего телефонного общения с подругами мама. У нее даже выкроится минутка погладить по головке свое солнышко и ласковым, в духе безусловного принятия, голосом прошептать: «Спи, моя крошка. Ты у меня – самая лучшая, и всё у тебя получится».
Длительное время малыш нуждается в родителе и тянется к нему. Ему нравится задавать вопросы, предпринимать что-то вместе, подражать. Но мамы и папы отстраняют детей от себя, как бы говоря: «Нет уж, ты будь лучше свободным и равноправным, иначе ты мне жизни не дашь!» Наверняка, многие ловили себя на подобной мысли.
Так может ли концепция личностно-ориентированного воспитания быть чем-то полезна для нас? Да, в некотором смысле, если под таковой подразумевать индивидуальное внимание, интерес к внутреннему миру ребенка и самостоятельность в делах. И теория «сам с усам» наносит вред, когда отвергает детско-взрослую общность, авторитет родителя и провозглашает эгоцентрические личные интересы неприкосновенными и священными.
Из-за недостатка опыта и самоконтроля «принцип удовольствия» в детях преобладает над «принципом реальности». Общая педагогическая цель поэтому состоит в том, чтобы научить ребенка предпочитать легкому, кратковременному удовольствию более сложное, долговременное, возникающее по итогам взросления, образования, получения умений и знаний, духовной практики. Труд и усилие над собой дают нам возможность реализоваться по-настоящему, не увлекаясь ложными целями. Если же поставить во главу угла личные свободу и выбор ребенка, то это гарантирует перевес «принципу удовольствия» в нем.
Да, дети нередко бывают своевольны, но у них нет и не может быть образа полной свободы. Это идея, которой заболевают старшие и переносят ее на детей.
У детей нет образа полной свободы. Этой идеей заболевают взрослые и потом переносят ее на детей
Ребенок, напротив, страдает от отвлеченных, вечно занятых, эмоционально недоступных папы и мамы, от отсутствия границ и недостатка уверенности в своей безопасности, от вседозволенности и ложного убеждения, что все вокруг ему чего-то должны. Он ищет максимально близкого контакта с родителем.
Тем более христианские цели спасения, преемственности и единодушия в вере побуждают нас искать других, более заинтересованных и решительных подходов к воспитанию.
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/125447.html
Сам с усам.
Вот, значит, если бы, ты знал, что по твоим силам, быть самому всем, кем хошь, но тебе, такая правда будет только бременем жестоким. Не каждый вынесет правду то, лучше ложью жить. Радость будет, но нелегкая, неживая. Нагваль Модест
Да, он иногда так изъясняется. Не совсем правильно для нас, но точнее, не скажешь, для него это само собой разумеющееся. Каждый ищет свою истину и говорит тоже свою. И прав тоже каждый. Кто бы что не искал и не говорил.
Кем человек быть хочет? А кто он есть, разумеет? Чему обучен и какой опыт имеется для жизни? Ложку держать вроде умеет, не по-заморски, но без супа не остается. Вроде, кое-какое направление в жизни правит. Цели, мечты — как у всех. Достаток, покой, блажи разные, влекущие.
Да вот радости от жизни давно не испытывает. Детской, непосредственной, открытой такой, счастливой, будничной, без домыслов и мыслишек праздных. Просто живет, так спокойно и комфортно, что без дела подняться нету сил. Только дела и гонят взашей из условий, мягко стеленных.
Жизнь она разная бывает. На потребу другим или себе. Ничего нового в таком отношении нет. Так все живут. Для себя или для других. До самой смерти такая жизнь проходит одномоментно, сладким сном. Раз и нету человека, похмурились с выражением, и забыли его. Надо дальше жить, припеваючи, в забвении разума сумрачном.
Тот, кто пожил, уже никого не интересует. Каждый себе ищет удовольствий. Да не радуют они, их такое устройство, что миг человек возрадовался и почил в бозе, жизнь прожив зазря. Так и не поняв в ней ничего. Пригрела его жизнь, а он ей своего тепла так и не отдал. Жизнь ему открылась, а он так и не выбросил свой камень из-за пазухи.
А кто правду то знает? Какова она? Живая, настоящая, не обрядами холеная. Голая. Так тут она, ближе к носу, чем к другим частям тела. Невидимая, но ощущаемая. Душа человеческая, знающая и ведающая жизнь. Ведь не раз ей приходилось проживать и переживать века и эпохи разные. Знает, но не допущена она к жизни, спровадили её в казематы каменные.
Правда есть и нету её. Есть, как не достать её, не добраться, не хватает силушки. А нету, как ведать её не хотят, забывать стараются, охочим делам первую долю оставляя. Не до правды, а нет её, и жить с кривой радостью в спору. Да не спорит никто, не до этого. Каждый кривду свою сторожит, сделать правдой для других пытается.
Силушка мало-мальски имеется и рад человек услужить другим или подчинить своей воле. Больше силы — так ведёт других на водопой, меньше сам плетётся в очереди к одру смертному. Вся та разница, овладел силой, а жизнь так и не дала оному испытать её, мимо вся прошла, властью опьяненная.
Знание ищут, да не находят. Ведь знание на виду лежит, а всё глубоко копать пытаются, умом трогаются и на погост отправляются, не домыслив очам видное. Знаниям мороки чтут, простоту душе видную, домысливают многосложностью мыслишками блудливыми.
Каждый сам с усам. Себе и другим жизнью похваляется, да не нарадуется простоте, а бремя новое сотворяет. Ведь бремя это — самое то для пустозвонства и самобреховства. Всех вразумить, поучая и советы наставляя, как познавший правду. Да про правду сказывал я уже.
Ведь как бывает, дети малые стариков учат не взрослея жить, детским взглядом жизнь разглядывать, а старый люд без мудрости проживший, огуняет (обманывает) детишек, примеряя их сразу в стойло, обуздав и подковав, к работам тяжким понукает. Так и маются и те и другие, не своим умом живущие, кривду с ложью поколениям передающие.
Вот и правда она такая, никому сиречь не нравится. На виду лежащая, да не берёт её никто, даже не пытается. Взять легко, унести бременно. Правду не искать надобно, ворох её в памяти завсегда лежит. Вспомнишь — так всегда она при тебе была. Если вспомнишь.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/andrey_pritisk_nagual_modest/sam-s-usam-5fa402623a59d85105f09bdc
Сами с усами
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое «Сами с усами» в других словарях:
сами с усами — нареч, кол во синонимов: 2 • сами не глупее других (2) • сами не хуже других (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Сами с усами — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) … Википедия
сами с усами — Сами не хуже, не глупее других … Словарь многих выражений
Сами с усами — Разг. Шутл. О самостоятельных, уверенных в себе (часто необоснованно) людях. ФСРЯ, 498; БТС, 1404; ФМ 2002, 568; БМС 1998, 587; ДП, 490; Мокиенко 1990, 145, 149 … Большой словарь русских поговорок
Мы и сами с усами. Стара штука. — (шутка). См. ЗАБОТА ОПЫТ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Дай срок: будем мы и сами с усами. — Дай срок: будем мы и сами с усами. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Мы и сами с усами — (из стих. К.Чуковского Тараканище : Можем мы и сами шевелить усами ) об умении делать что л. без посторонней помощи … Живая речь. Словарь разговорных выражений
МЫ И САМИ С УСАМИ — присл. Мы и сами (я и сам) неплохо умеем что то делать, без посторонней помощи … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
Мы и сами с усами. — см. Парень не промах … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Мы и сами с усами — Говорящий считает, что он может сделать дело или решить проблему самостоятельно, без посторонней помощи … Словарь народной фразеологии
Источник статьи: http://phraseology.academic.ru/11094/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D1%81_%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8