- Что значит «носил шляпу на буче»? Тюремный жаргон
- Происхождение выражения
- Что значит «шляпу на буче носил»? Жаргон воровского мира
- В качестве примера
- Шляпа
- Содержание
- что такое » шляпу на буче носил? «
- История шляпы. Словарь моды
- История шляпы. Словарь моды
- История шляпы
- Эксклюзивные шляпы
- Интересные факты о шляпах
Что значит «носил шляпу на буче»? Тюремный жаргон
Что значит «носил шляпу на буче»? Откуда эта фраза появилась? За последние несколько лет и в интернете, и в обычной жизни все чаще можно встретить такие выражения. Сразу же можно уяснить, что эта фраза не относится к нормальной литературной речи.
Если заглянуть в русский словарь и прочитать различие значений слова «буча», то никакого смысла вы не найдете. Многие люди задаются вопросом, каково же истинное значение фразы «шляпу на буче носил». Что значит это выражение? Давайте же разберемся с этим тюремно-воровским жаргоном. Кто так говорит и почему это стало таким популярным среди простых людей?
Происхождение выражения
Что значит «носил шляпу на буче»? Кто так говорит? Такой специальной терминологией пользуются люди, которые каким-то образом связаны с «блатным» миром, арестантами, тюрьмой, ворами и прочими атрибутами криминальной поднебесной.
Впервые этот термин появился на территории Украины, однако спустя несколько лет он распространился и на другие страны СНГ. Массовая популярность подобных резонансных слов и фраз объясняется тем, что люди так общаются в интернете, где информация распространяется стремительно и быстро. Поэтому такое выражение часто можно услышать не только от воров и блатных, но и от обычных законопослушных граждан, включая детей.
Что значит «шляпу на буче носил»? Жаргон воровского мира
Давайте начнем с того, что разберемся со значением слова «шляпа». Если мы рассматриваем тюремную лексику, то здесь под этим подразумевает мужской половой орган, а никак не головной убор. То есть, мы имеем дело с сексуальной связью, которая весьма актуальна в местах не столь отдаленных.
Осталось понять, что же такое «буча». На самом у этого слова есть множество трактовок. Первая трактовка — это шум, хаос, и т. д. В некоторых словарях можно прочитать следующее: буча — это наиболее глубокое место в водоеме, либо это поцелуй. Все эти объяснения довольно сомнительны в нашем случае.
В тюремном понятии «буча» — это поднятая голова петуха, то есть, гребень. Ни для кого не секрет, что такие слова, как «петух» и «гребень», являются названием пассивного гомосексуалиста в тюрьме. Что значит «носил шляпу на буче»? Вероятно, это выражение, уличающее адресата в сексуальной связи с другим мужчиной.
Также существует и другая версия этого выражения. Порой фраза относится к тому арестанту, который когда-то в прошлом имел авторитет среди зеков (то есть, был главным, например, паханом, смотрящим), но прилюдно опозорился в глазах своих сокамерников. Однако его не считают «обиженным» либо «опущенным», он просто лишен возможности управлять и быть главным среди простых арестантов. Для описании подобной ситуации и используют выражение.
В качестве примера
Что значит «носил шляпу на буче»? Несколько лет назад в сеть попало видео со звучным названием «Мопс заехал в хату», в котором один зек откровенно глумится на другим, задавая ему резонансные вопросы и нелицеприятно высказываясь в его сторону. Оператор часто спрашивал у Мопса (главного героя), носил ли он шляпу на буче.
Из видеоролика понятно, что речь идет, опять же, о гомосексуальных связях. Вопрос остается до конца не решенным по той причине, что «буча» может обозначать «гребень» или же название города, в котором когда-то отбывал наказание главный герой ролика.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/309311/chto-znachit-nosil-shlyapu-na-buche-tyuremnyiy-jargon
Шляпа
Содержание
Шляпа короля или кардинала Это самая лучшая защита против любой непогоды. Обладание властью и процветание могут защитить нас от множества опасностей и неудобств, если мы получили его законными способами. В противном случае, они подобны змее, изнутри разрушающей согласие и радость в нашей душе, несмотря на блестящий внешний вид и величие. [EMSI 54-2,с.333]
Означает власть и силу.
Поскольку шляпа покрывает голову, она означает мысль; отсюда сменить шляпу — значит сменить образ мыслей.
Покрытая голова, также как и в случае с шапкой, означает знатность и свободное состояние в противовес непокрытому рабу. Различные шляпы означают различные социальные или иерархические слои. Например, шапка кардинала, митра, берет, шляпа клирика, котелок, шапочка академика, колпак шута.
Поднять шляпу — значит проявить вежливость, заключающуюся в том, что признаешь социальное превосходство человека, которого ты приветствуешь. Снять шляпу, при входе в здание, — означает признать вассальную зависимость.
Шапка. Простым головным убором крестьянина и путника в Древней Греции был petasus (лат. — дорожная шляпа с полями). Он был круглый, неглубокий с небольшими полями, защищающими от солнца. С крылышками это был типичный головной убор МЕРКУРИЯ. Средневековая пилигримская шапочка, в сущности, аналогична petasus, иногда (особенно в Северной Европе), с завернутыми вверх сзади и с боков полями, создает впечатление козырька спереди. На ней может быть изображение РАКОВИНЫ. Если она не надета на голову, то может висеть за плечами или на посохе странника. Так у ИАКОВА СТАРШЕГО, РОХА, ХРИСТА как странника в ПУТЕШЕСТВИИ В ЕММАУС и на УЖИНЕ В ЕММАУСЕ. (См.т.ж. ПИЛИГРИМ.) Фригийская шапочка» — это короткая остроконечная шапочка конической формы, которую первоначально носили персидские воины; ее макушка обычно свисала наперед. Ее можно видеть в ранних изображениях персидского бога Митры, ее носили волхвы (священники этого бога). Культ Митры был распространен в Малой Азии в античную эпоху и в конце концов достиг Рима. Аналогичный стиль — в утрированном виде — возродился в итальянской и французской моде в конце XIV — начале XV столетия. Как и тюрбан, фригийская шапочка иногда использовалась в искусстве, чтобы указать на восточное происхождение изображаемого. Она является в особенности атрибутом ПАРИСА. (См. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ; ЭНЕЙ, 8; ГАНИМЕД; СВОБОДА.)
Знак занимаемого положения, власти, могущества, мудрости. Шапки и шляпы, головные уборы самых разнообразных видов, особенно высокие или конические, часто встречаются в изобразительном искусстве как знаки высокого социального положения. Естественная попытка их владельцев выглядеть как можно выше скорее всего была менее значима, чем сила их солнечного или фаллического символизма власти. Пестрые головные уборы колдунов и волшебников символизировали сверхъестественные силы и мудрость. Эту традицию пародировали шутовские колпаки, украшенные звенящими колокольчиками. Ведьмы также могли изображаться в пестрых головных уборах — намек на сатанинские рога. Шляпа служит символом высокого статуса и в случае с «мортарбордом» — головным убором с квадратным верхом английских и американских студентов и профессоров, и в случае с кепками — членов спортивных команд.
Источник статьи: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A8%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%B0
что такое » шляпу на буче носил? «
Где можно услышать эту фразу?
Таким специальным термином пользуются блатные личности, воры и люди, находящиеся под арестом. Изначально, он появился на Украине. Несколько лет спустя он приобрел массовую популярность и в других, близко расположенных странах. К великому сожалению, в мире сейчас существует свобода слова. Люди пользуются интернетом и узнают массу новой информации. В частности, за развитием детей уже следить сложнее. Они без труда могут сами найти ответ на интересующий их вопрос.
Поэтому фразу: «шляпу на буче носил», можно услышать не только от тех, кто недавно прибыл из колонии, но и от обычного человека, который и вовсе никогда в ней не был. Как бы страшно это не звучала, но тюремный жаргон используют в своей речи и ученики старших классов, который применяют её по отношению друг к другу.
Группа заключенных в колонии
Что означает слово «буча»?
Единственное слово, которое может быть непонятным в этой фразе — это «буча». Если заглянуть в словарь, то можно найти три трактовки к нему.
Первое значение — это суматоха или шумных переполох. В некоторых источниках можно увидеть, что это самое глубокое место в воде или поцелуй. Все эти трактовки взяты из украинского словаря. Буча в тюремном жаргоне имеет немного другой смысл, оно означает поднятую голову петуха, то есть гребень. Также таким образом описывают возбужденной состояние мужчины.
Всем известно, что в тюрьмах порой творятся страшные и никому не понятные вещи. Как правило мужские и женские колонии находятся в разных местах и выход из них запрещен. Не удивительно, что люди, отсидевшие несколько лет, начинают испытывать сексуальную потребность. Одним словом, фраза: «шляпу на буче носил» в большей степени относится к тому человеку, который испытал гомосексуальную связь. Также его могут назвать «петухом», «гребнем» или «петушком». Существует и еще одна версия этой фразы, она имеет другое значение. Она относится к тому человеку, который когда-либо имел власть на зоне, после чего опустился в глазах своих «коллег». При этом к нему относятся более уважительно.
Это фраза относится только к представителям мужского пола, к женщинам она не применяется.
http://1-vopros.ru/386-shlyapu-na-buche-nosil.html
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/185090076
История шляпы. Словарь моды
История шляпы. Словарь моды
Шляпа (англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.
История шляпы
• Древний Египет
В Древнем Египте фараон надевал под корону большой платок из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.
• Античность
В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Если не было ветра и дождя, подвешенный на ремне или ленте петасос отбрасывали за спину. В таком головном уборе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.
• XIV — XV век
Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.
Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом.
Этот головной убор носили до XVI века.
В XV-XVI столетиях в Германии и Франции были популярны соломенные шляпы.По словам августинца Готшалка Холлена, головной убор модницы XV века выглядел следующим образом:
«То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит».
В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.
«По недоступным мне причинам
Во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина
По шляпе лишь была видна…»
поэт Кристиан Гентер об эпохе Средневековья
• XVI век
В XVI веке появились широкополые шляпы из фетра, сменив популярные до этого капюшоны с длинными хвостами — шапероны. Предположительно, широкополые шляпы появились вследствие антисанитарии в европейских городах и, в частности, из-за традиции выливать нечистоты из окон практически на головы прохожим. Тогда же в обиход вошел реверанс – поклон со сниманием шляпы и описыванием ею полукруга в воздухе. Дамы также носили шляпы с широкими полями, украшая их плюмажем, мехом, лентами и драгоценностями.
В XVI веке знатные дамы в Европе стали носить персидские тюрбаны. Также популярными стали чепцы, которые прежде использовали как головной убор для купания и сна. Мужчины носили их достаточно короткое время, а в женской моде они продержались до конца XIX века. Во второй половине ХVI века европейскую моду диктовала Испания. Популярными стали берет, ток и жесткая высокая шляпа с цилиндрической тульей – прообраз цилиндра.
• XVII век
Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Украшения крепили не только к тулье, ими обшивали и края полей. Шляпы использовались преимущественно в декоративных целях, так как из-за моды на сложные и пышные парики головные уборы обычно носили подмышкой.
Первая половина. В первой половине XVII века костюмы разных европейских стран развивались по-разному, хотя имели множество общих черт. Начало столетия было ознаменовано несколькими войнами, поэтому мода во многом заимствовала элементы униформы. Мужчины во Франции носили фетровые шляпы с широкими полями и круглым верхом, напоминавшие головные уборы военных. Края полей приподнимали и прикалывали к тулье, украшенной лентами, страусовыми перьями, пряжками из драгоценных металлов и камней. В частности, такие шляпы носили французские мушкетеры.
На торжественные мероприятия мужчины надевали низкую шляпу, свалянную из меха бобра, обвитую длинным пером. Ее называли «Шляпа Людовика XIII», т.к. французский король особенно любил этот фасон.
Французские женщины в домашней обстановке носили чепцы. Для выхода на улицу дамы надевали широкополые шляпы, украшенные драгоценностями и плюмажем.
В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом (фетр, сукно, замша, кожа, велюр, шерсть и пр.). В первой половине XVII века англичане выбирали желтые, коричневые, белые и черные шляпы.Женщины в Англии носили чепцы, капюшоны, капоры, платки, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих шапочек дамы надевали крупные «пуританские» шляпы. С 1630-х годов началась история шляп в России.
Вторая половина. Во второй половине XVII века мода резко поменялась. Благодаря королю Людовику XIV Франция стала законодательницей моды, а все европейские государства попали под так называемый «версальский диктат». В то время во Франции были популярны мягкие широкополые шляпы из фетра с пером или лисьим хвостом наверху. Из-за неудобства использования во время военных действий и охоты головных уборов, ограничивающих обзор, их поля стали подкалывать – сначала с правой стороны, а позднее так, чтобы образовалось три угла. Эта манера ношения видоизменилась в новый вид шляп – треуголки. В эпоху правления Людовика XIV они стали элементом военной формы, а затем распространились по всей Европе.
• XVIII век
Первая половина. В XVIII веке шляпы считались второстепенным дополнением популярных в то время париков, которые определяли манеру ношения головных уборов. Шляпы надевали прямо, либо под углом или с сильным наклоном вперед. В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж – чепец из кружева. Из моды он вышел в 1713 году также благодаря Людовику. На церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Французскому королю ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.
Аристократки стали сочетать аккуратные прически и простые чепцы, небольшие кружевные заколки, круглые шляпки-токи. Под влиянием изящной эпохи рококо европейский костюм снова стал меняться. Количество популярных женских головных уборов увеличивалось: летом дамы носили соломенные шляпы, а осенью и весной – фетровые. Классическими соломенными моделями стали флорентийская шляпа, панама и канотье. На торжественные приемы надевались сетки из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Чепцы остались в качестве домашнего или ночного элемента одежды. Все головные уборы того времени отличались простотой исполнения и минимальным декором. Мужчины в эпоху рококо, наряду с треуголками, стали носить фетровые шляпы и маленькие шапочки «жокей».
Вторая половина. В 1770-х годах фасоны головных уборов резко поменялись. Моду того времени задавала французская королева Мария Антуанетта. Женские прически стали высокими и сложными: для их создания использовали накладные волосы и специальные валики. Дамские шляпки также выросли в размерах. Некоторые модели того времени достигали метра в диаметре. Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В шляпки даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На головных уборах размещались модели парусников, многобашенных замков, блюд с фруктами, лебедей, мельниц, мостов и пр. Дамы носили на шляпах живые цветы, помещенные в вазочки с водой, а также целые композиции, например, «изгнание Адама и Евы из рая».
В 1789 году во Франции началась революция. В качестве головных уборов стали использоваться фригийский колпак или лента с цветами национального флага. В XVIII и XIX веке мужчины носили касторовую шляпу из высококачественного сукна очень тонкой выработки. Для изготовления этого головного убора применялся бобровый или козий пух.
• XIX век
Первая половина. В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.
В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.
С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.
Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и аграфами с драгоценными камнями. В первой половине XIX века в моду вошла шуте (schute) — женская соломенная шляпа, подобная чепцу, с широкими полями, обрамляющими лицо. Массовую популярность она приобрела благодаря театру, где стала появляться в качестве реквизита примерно с 1800 года.
Шляпа Наполеона. Знаменитая шляпа Наполеона не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личной разработкой императора. Похожий головной убор носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы в конце XVIII века. Модель головного убора Наполеона с годами практически не изменялась, только становилась выше и уже. Шляпа изготавливалась из черного фетра и украшалась только трехцветной кокардой, закрепленной на галуне из черного шелка.
Император впервые изображен в ней на портрете художника Изабе 1802 года. Шляпником Наполеона в период империи был господин Пупар. Он поставлял императору головные уборы по цене 48 франков за штуку. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами (например, в 1813 году во время встречи с австрийским посланником Меттернихом). За период с марта по декабрь 1807 года у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новыми, а 4 — отремонтированными старыми.Во время кампаний или на маршах Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.
В 1812 году Наполеон был в своей знаменитой «маленькой шляпе» по пути из Парижа в Москву. По настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея шляпа императора была утеплена изнутри шерстяной тканью. Головной убор в настоящее время находится в личной коллекции канадского историка Бена Вейдера. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступил в российскую столицу и в ней же покинул Москву 19 октября 1812 года. Художник Шарль де Стёйбен отобразил всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Первые три шляпы сверху символизируют две итальянcкиe и египетскую кампании. Три шляпы в среднем ряду — рождение, рассвет и закат империи. Две последние — Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.
Вторая половина. Ко второй половине столетия женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп сменялись стремительно. Журналы мод предлагали до 30 моделей ежесезонно. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.
Существовали шляпки «Ромео» и «Франсиск».
«…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень».
В. И. Даль, определение шляпы
Головные уборы украшали атласными и газовыми лентами, цветами из шелка, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой, гирляндами листьев из той же ткани, что и головной убор. Модные издания регулярно публиковали рекомендации по изготовлению цветов на шляпку для женщин среднего класса. Появилась профессия «флеристка» — модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов. Отделка шляпок того времени включала мантоньерки — ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку — пришитую изнутри оборку над затылком. В середине ХIХ века баволетки имели значительные размеры:
«Баволетки делаются так же, как и прежде — огромных размеров и падают на шею в виде фишю».
(«Мода», 1856).
В театре дамы, сидящие в ложах, могли носить головные уборы с перьями любой величины, в отличие от женщин в партере. Шляпка стала символом того, что дама образована и знает правила светского этикета. В то время установились правила, позволяющие женщине не снимать головной убор в помещении, потому что некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.
В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны. С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. Во время загородных прогулок их допускалось использовать в качестве корзинки для цветов. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.
Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями. В издании «Мода» от 1856 года сообщалось:
«К этому можно прибавить, что фасон Памела опять считается самым модным».
В 60-е годы популярными стали женские треуголки, украшенные перьями. В 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», которой прочили недолгую жизнь из-за того, что она не защищала лицо от солнца:
«Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров».
(«Модный магазин», 1863).
С середины XIX столетия дамы также начали осваивать мужской гардероб: появились женские шелковые цилиндры, соломенные канотье, ковбойские шляпы.
Во второй половине XIX века были популярны женские шляпки фасона «кибитка» с круглыми полями. Изнутри и по нижним краям тульи они декорировались цветами из ткани, перьями, лентами, оборками из кружева, воздушных тканей, тесьмы. Несколько лет было модно украшать свои шляпки чучелами земноводных. Дамский журнал «Ревю де ла мод» писал:
«Украшением летних дамских шляп в Париже служат теперь лягушки, особенно эффектные на белом фоне».
Затем в качестве украшения шляпок стали использовать птиц. Тогда же шляпки декорировались вуалями.
• ХХ век
«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк
1900 – 1910. В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.
Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, эгретки и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.
В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.
К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа. Знаменитая Габриэль Шанель начала свою карьеру кутюрье в 1909 году с открытия ателье по изготовлению шляпок.
В то время важной деталью была шляпная булавка — заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.
«…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте».
«Дамский журнал», 1912
В начале XX века шляпные булавки изготавливали из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках.
1910-е. В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:
«Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный».
Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.
В 1913 году платье нового силуэта – узкое по всей длине — теперь завершали чалма, ток или шотландский беретик. Тогда были актуальны токи из бархата, фетра или кожи, украшенные пером или бантом. Зимой дамы надевали маленькие круглые меховые или фетровые токи с вуалью или без нее. Вуаль к середине десятилетия уже начала выходить из моды.
В 1913 году «Журнал для хозяек» в статье о хорошем вкусе предлагал сочетать ток с утренним прогулочным туалетом, а вечером автор предлагал надевать «большую шляпу с блестящей гарнитурой». В следующем году, с началом войны, появились дамские шляпки-каски и шляпки-пилотки по мотивам войсковых головных уборов. Женские модели шляпок теперь украшались только скромными лентами и перышками.
В середине 1910-х годов летом дамы продолжали носить соломенные канотье. Вечерние головные уборы часто имели экстравагантный дизайн, актуальны были эгретки и эспри. Шляпу Матильды Кшесинской журналы описывали так:
«На голове – венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикреплённым сзади пучком белых перьев «паради».
Моде на отдельные модели шляп способствовал стремительно развивающийся в то время кинематограф. В 1912 году Мэри Пикфорд снялась в мелодраме «Нью-Йоркская шляпка» («The New York Hat») о бедной девушке, мечтающей о широкополой шляпе, украшенной перьями и бантами, выставленной в недоступной витрине. Пирл Уайт (Pearl White), снимаясь в динамичных приключенческих фильмах, часто носила шляпы мужского покроя. В подражание Франческе Бертини (Francesca Bertini), многие дамы носили простые широкие шляпы без декора. Иногда героини фильмов были одеты в фантастические наряды и шляпы, не имеющие никакого отношения к действительности.
В 1910-е годы по-прежнему были актуальны тюрбаны из шелка, атласа или тафты с эгретками. Но это была «мода не для всех». Князь Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал:
«однажды, собираясь в Ковент–Гарден, кузины по совету моему обмотали волосы, как чалмой, тюлевой лентой, закрепив её узлом на затылке. Тюль дивно оттенял лицо. Весь театр смотрел на них».
1920-е. Мировая война и революция в России повлекли изменения в обществе, в том числе и в моде. Женщины теперь были более самостоятельны: многие продолжали работать и после окончания войны, девушки учились в университетах наряду с мужчинами, а также получили право голосовать. В то время популярностью пользовались занятия спортом. Красивой стала считаться подтянутая женская фигура. Короткие стрижки, которые начали появляться в предыдущее десятилетие, теперь закрепились в моде. В то время актуальной считалась шляпка-клош с узкими полями, которая отлично подходила под стрижку. Ее сначала носили эмансипированные девушки-флэпперы, а затем она стала популярна среди всех женщин.
1930-е. Развитие общественного транспорта и финансовый кризис 30-х окончательно вывели из дамского гардероба громоздкие головные уборы. При массовой безработице наиболее доступными деталями гардероба стали аксессуары, составляющие ансамбль: обувь, перчатки, сумочки и головные уборы можно было носить с любым нарядом. Первая половина десятилетия стала расцветом моды на шляпки-токи. Их носили с вуалетками, украшали аксессуарами из бисера, небольшими искусственными цветами, цветными перышками. В 1933 году итальянский дизайнер надел на женскую голову шерстяной носок, после чего в моду вошли вязаные и плетеные шляпки. Особенно модными были головные уборы из конского волоса. Также популярными вновь стали женские канотье, но слегка измененной формы. Из украшений для головных уборов использовались помпоны, вуали, шнурки.
С середины 30-х годов женщины постепенно вновь стали отращивать волосы. В моду вошли тирольские шляпы. Грета Гарбо надела шляпку-таблетку, после чего этот головной убор также стал актуален среди дам. Таблетки закрепляли на голове булавками или сажали на резинку. Появилась плоская шляпка – «десертная тарелка».
В конце 30-х годов бывшая манекенщица Полин Адам стала лидером в производстве дамских шляп и задавала тон вплоть до 1960-х. Моду 30-х годов формировали также Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Основываясь на идеях Сальвадора Дали, Эльза создала эпатажные шляпки «Стоптанная туфелька», «Наседка в гнезде» и «Осьминог».
В 30-х годах по-прежнему было неприлично появляться на людях без головного убора. В 1939 году на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке была заложена капсула времени, которая в числе других предметов содержала и женскую шляпку.
1940-е. В 40-е и 50-е годы XX века дизайнеры восполняли нехватку материалов для производства шляп собственной изобретательностью. Маленькие шляпки с вуалетками и без них сооружали из портьер, соломки, обрезков тканей, бумаги. В военные годы в зимнее время женщины носили маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, сверху повязанные платком или шарфом, либо глубокие шляпы из мягкого фетра с опущенными полями. Был популярен «лохматый» фетр с длинным ворсом.
Появившийся в конце 40-х годов стиль New Look принес моду на головные уборы с широкими полями, в частности на шляпы-колесо.
В 1942 году в Англии мужские шляпы разрешали продавать только лысым клиентам, так как из-за войны поставки головных уборов в страну сильно сократились. В конце 1940 — начале 1950-х годов модным был ток под названием «тамбурин».
Обладателем большой коллекции шляп был Уинстон Черчилль. Помимо классических котелков, в ней было представлено множество смелых и оригинальных моделей.
1950-е. Характерной чертой моды 50-х годов стало отсутствие гротескных, вычурных форм. Дамы носили соломенные шляпки, которые с помощью современных технологий теперь окрашивались в различные цвета. Представительницы прекрасного пола, уставшие от сухих нарядов военных лет, стремились к женственности. Популярными были миниатюрные шляпки, которые носили во все сезоны. Среди мужчин наиболее актуальными были шляпы-федоры.
1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.
1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.
1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, бархата, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана.
1990-е. В последнее десятилетие ХХ века знаменитыми стали оригинальные дизайнерские шляпки Филипа Трейси, который позднее трижды был отмечен премией Британского совета моды как лучший дизайнер аксессуаров.
«Дело не в том, чтобы полностью изменить вашу внешность, шляпы должны помочь вам стать привлекательнее».
Филип Трейси
• XXI век
Осень-зима 2011-2012. В этом сезоне трендом стали разные модели классических головных уборов английских джентльменов: трилби, федоры, хомбурги. Комплекты одежды в коллекциях Lanvin и Dior Homme были дополнены широкополыми шляпами. Доминико Дольче и Стефано Габбана предложили новую модель котелка. Также шляпы были представлены в коллекциях Etro, Dsquared2, Burberry, Gucci, Givenchy, Hermes, Rochas, Giorgio Armani, John Galliano. Самыми популярными расцветками стали черные, белые, коричневые, а также модели, выполненные в технике color blocking.
Осень-зима 2012-2013. Бренд Giorgio Armani представил асимметричные бархатные шляпы простого дизайна с широкими и узкими полями. Марка Louis Vuitton предложила эксцентричные объемные шляпы, украшенные мехом и перьями. У Marc Jacobs в коллекции появились огромные широкополые модели из меха. Ralph Lauren предложил традиционные лаконичные котелки и цилиндры. Alexandre Herchcovitch также представил английские котелки, но уже в ярких расцветках. Douglas Hannant предложил широкополые шляпы, скрывающие половину лица. Rachel Zoe включила в свою коллекцию несколько фасонов: федоры, хомбурги, широкополые шляпы, канотье. Victoria Beckham украсила моделей шляпками-клош. Norisol Ferrari предложил шляпы, напоминающие ковбойские, но с опущенными полями. Модель гаучо появилась у Zoe Jordan и Carlos Miele. У Zoe Jordan разноцветные шляпы гаучо сочетались с пончо и одеждой с капюшоном.
Весна-лето 2013. В этом сезоне бренды Vivienne Westwood и Vena Cava предложили шляпы порк-пай. Ральф Лорен представил модели гаучо. У Chanel были представлены широкополые шляпы с прозрачными полями. A.F. Vandevorst предложил полупрозрачные головные уборы, сдвинутые набок. Бренд Alexander McQueen украсил широкополые шляпы свисающей с полей крупной жесткой сеткой. Chalayan представил надвинутые низко на глаза широкополые шляпы с полями необычной формы.
Осень-зима 2013-2014. В этом сезоне бренд Issa представил строгие широкополые шляпы с широкими лентами. Бренд Giulietta предложил однотонные модели с мягкими широкими полями. Felder Felder продемонстрировали круглые шляпы, сдвинутые на затылок. У John Rocha были представлены сложные объемные модели черного цвета, украшенные пышным присборенным тюлем. В коллекции KTZ шляпы с прямыми полями были надвинуты низко на глаза. Марка Kate Spade предложила изящные женственные шляпки с округлой тульей. У Lyn Devon наряды были дополнены классическими федорами. Oscar de la Renta представил оригинальные шляпки простого кроя с очень высокой тульей и узкими опущенными полями.
Эксклюзивные шляпы
Французский дизайнер Луи Мариетт, занимающийся изготовлением эксклюзивных головных уборов для знаменитостей, изготовил шляпу из платины, инкрустированную бриллиантами. На ее создание модельера вдохновили колокольчики и плющ, поэтому головной убор имеет извилистые «стебли». Стоимость составила $2,7 млн, но головной убор не предназначен для продажи.
Австралийский дизайнер Энн Мари Виллет в соавторстве с мастерами обработки драгоценных камней Вики и Питером Дрэкеттами создала головной убор «Глубокое голубое море», украшенный яркими павлиньими перьями и 26-ю разноцветными опалами общим весом 1 447 карат, добытыми на знаменитом месторождении Лайтнинг-Ридж. Даниэла Л’Аббат и Кристин Руссель вырезали из опалов изящные микроскульптуры, после чего они были помещены в раствор чистого серебра и 18-каратного золота ювелирным мастером Гердом Герольдом Шульцем. По предварительным оценкам, головной убор стоил от 150 до 200 тысяч долларов.
Шляпы на скачках Royal Ascot
Королевские скачки Royal Ascot являются символом старой Британии, а также считаются главной международной выставкой оригинальных дамских шляпок. В каждый из пяти дней скаковой недели дамам положено надевать новую шляпку. Самая экстравагантная из них должна быть представлена в четверг, в так называемый Ladies’ Day. Средняя стоимость шляпок, которые леди надевают на скачки, составляет 3000 фунтов стерлингов.
Интересные факты о шляпах
Мексика. В Мехико полицейские, патрулирующие исторический центр города, выходят на дежурство в традиционных сомбреро, дополняющих национальные мексиканские костюмы. Представители органов правопорядка передвигаются по городу верхом на лошадях. Нововведение было предложено представителями туристич
еского бизнеса, которые посчитали, что костюмы полицейских привлекут в город новых туристов.
США. В интернете существует американский сайт «Шляпы из мяса». На фотографиях ресурса представлены шляпы из грудинки, говядины, нарезанной ветчины, шапки с завязками из сосисок и пр. Поклонники подобного увлечения устраивают показы и собираются на вечеринки. Создатели сайта утверждают, что мясо носили на голове еще ацтеки.
Великобритания. Английская королева-мать не выходит на люди без шляпы. В Великобритании существует музей, посвященный шляпкам британской королевы. Там каждый экспонат дополнен надписью, где и по какому поводу королева появилась в данном головном уборе, и фотографиями монаршей особы в нем.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://bolivar1958ds.mirtesen.ru/blog/43657675935/Istoriya-shlyapyi.-Slovar-modyi