Сила бороды при петре 1

Борода — сила мужчины!

Царь-реформатор Пётр Первый приказал всем мужикам бороды рубить — известный факт из истории России. Чем же было обусловлена такая буйственная неприязнь к растительности на лице? Влияние европейской моды или нечто другое?

Царь-реформатор Пётр Первый приказал всем мужикам бороды рубить — известный факт из истории России. Чем же было обусловлена такая буйственная неприязнь к растительности на лице? Влияние европейской моды или нечто другое?

Нововведение стало огромным ударом для каждого бородача тех времен, ведь борода всегда была символом мужчины. Но по решению Петра мужчин лишили этой привилегии либо добровольно, либо принудительно, либо облагали неостриженную бороду налогом. Что тут говорить, если знатные купцы и бояре завещали положить с собой в гроб не нажитые драгоценности, а отрубленную бороду. Как говорили, «Без бороды в Рай не пустят».

По сей день нет однозначного ответа, почему Пётр сделал этот жестокий шаг по отношению к русскому народу, но есть несколько гипотез.

  • Примитивная версия:
    бороды не носили в Европе, поэтому и Россию причесали под евростандарт. Мода берет свое.
  • Потешная версия:
    у Петра не росла борода, поэтому и у других её быть не должно.
  • Конспирологическая версия:
    борода является источником некой силы, которая мешала Петру проводить реформы русской действительности.

Здесь мы подошли к ключевому моменту, а именно понятию того, что у бороды есть некий сокрытый смысл и предназначение. В чем же заключается особенность бороды, что ей клялись, её оберегали и ей гордились?

Борода у староверов

Как говорят староверы: «После смерти Бог вытягивает на небо мужика за бороду, а девку за косу». Отсюда попробую сделать вывод, борода у мужчины и коса у женщины — инструмент или средство связи с богом. Таким образом, она сразу наделяется особенным отношением, так как является ниточкой, ведущей к Богу.

Если спросить у среднестатистического человека, как выглядят староверы, то наверняка он опишет мужчину с бородой в рубахе и женщину с косой в длинном платье. Не так ли?

Староверы бороды носили и носят. Это почетно. Это важно.

Борода у христиан

В христианской вере считается, что Поп или Священник — мирская икона Христа, который носил бороду. Значит и служителям церкви полагается быть бородатыми. Кроме того в Библии прямо говорится о том, нельзя стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27).

Борода в ведической культуре

Согласно древним Ведам волосы служат для накопления жизненной силы и энергетического обмена с окружающим пространством. Борода мужчины усиливает энергетический поток, а поглаживание бороды и пощипывание усов считаются неосознанными попытками оградить внутренний мир владельца от чужого воздействия.

В ведах приведен список качеств, делающих мужчину Совершенным. Одним из них является “умение пользоваться своими космами и бородой”.

Борода у славян

У славян мужчинам следовало беречь бороду, так как она есть символом зрелости, мужественности, образным подтверждением принадлежности к Роду. Борода – это «бо – рода», то есть «богатство рода», а это значит, чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

Известны некоторые неписанные правила, пришедшие к нам с давних времен:

  • старайтесь не заключать договоров с безбородым мужчиной, так как у них «женоликая» внешность, а значит и образ мышления подобен женскому;
  • бритье расценивается как добровольная кастрация;
  • мужчина без бороды неспособен к продолжению рода;
  • борода даёт храбрость, поэтому в воины не стоит брать безбородых;
  • тронуть или навредить чужой бороде — воспринимается как оскорбление;

Прикладная роль бороды

Возможно, подзаголовок не совсем точный и стоило бы написать «исследованная и установленная роль бороды», но сути это не меняет. Борода играет роль терморегулятора в организме мужчины. В ней задерживается воздух, тем самым создается защитная температурная прослойка. Из-за этого в холодную погоду бородачу намного проще не мерзнуть. В жару такой же эффект, что в результате защищает от перегрева и солнечных ударов.

Итоги

С какой стороны не посмотришь на бороду, то видишь одни плюсы. Это и некая сила, и уважение, и храбрость, и сила, и много чего еще. Обертка, в зависимости от локации, расы и других факторов, может быть разная, но смысл один — борода не просто атрибут мужчины или какой-то атавизм. Борода — источник духовной силы мужчины. Борода — способ связи с некими силами, которые дают мужчине энергию и защиту.

Читайте также:  Не могу вырастить бороду

Друзья, бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

Источник статьи: http://donnoval.ru/p034/

Как Пётр выводил русских на «правильную дорогу»

320 лет назад, 5 сентября 1698 года, царь Пётр Алексеевич установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в Западной Европе.

В Европе, в частности, в Англии и Франции, налог на бороду ввели в XVI столетии. Пётр проводил политику вестернизации России, особенно это касалось дворянства. По его мнению, русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение государя Петра в Москву из первого путешествия по Европе. В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, но протестовать не смели. Позже Петр несколько раз повторил эту операцию.

Новые порядки приживались с трудом. Русское общество было консервативным и с трудом принимало новое. Царя осуждали, его новшество не принимали. Бывало, люди, расставшись с бородой, кончали жизнь самоубийством. По всей Руси роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях царя усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В результате Петр решил законодательно закрепить свою инициативу. 5 сентября 1698 года государь установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода знак об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. А согласно указу 1705 года всё мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян (в целом это было большинство населения, которое не стало «европейцами»), было обязано брить бороды и усы.

Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения человека. Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина была лишь в 1772 году. Кроме того, в декабре 1713 года был принят указ которым было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца).

Новый налог имел два основных значения. Во-первых, при Петре резко возросло налогообложение. Реформирование и модернизация страны на европейский лад, война и резкий рост бюрократического аппарата требовали больших денег. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Затем стал придумывать и вводить новые налоги. Появилась даже категория лиц, на которых была возложена задача нахождения новых источников поступления средств в казну. В самом начале царствования Петра этим занимались его личные друзья. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». В их обязанности входило придумывать новые объекты обложения.

Так, первый известный государевый прибыльщик А. Курбатов предложил использование «орленой» (гербовой) бумаги (указ от 23 январе 1699 года). В дальнейшем государевы прибыльщики были подчинены Семеновской приказной палате, затем — Ижорской канцелярии. Наиболее известными прибыльщиками были Ершов, Нестеров, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и др. В результате начиная с 1704 года один за другим вводились самые разнообразные налоги: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный — от клеймения хомутов, шапок и сапог; с извозчиков — десятая доля найма, посаженный, покосовщиный, пчельный, банный, кожный — с конных и яловочных кож, мельничный — с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный — с печей, привальный и отвальный — с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов и орехов, а также многие другие мелочные сборы. Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе. То есть часто прибыльщики назначались руководителями канцелярий, создаваемых в результате внедрения их проектов — Медовой, Банной, Рыбной, Постоялой и т. д.

Читайте также:  Прическа для девочки если каре

Во-вторых, Пётр проводил политику жесткой вестернизации России. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом, одеждой должны напоминать жителей Западной Европы.

Пётр не был первым западником на русском троне. Поворот к Западу начался ещё при Борисе Годунове, в Смуту, оформился при Романовых. Предшественник Петра, царевна Софья и её фаворит князь Василий Голицын также были западниками. Но именно при Петре вестернизация стала необратимой, что ив итоге и привело Россию Романовых к катастрофе 1917 года.

Пётр сознательно расколол народ на дворян-«европейцев», господ и остальной народ, который в целом сохранил русскую культуру. Пётр и государство пыталось «цивилизовать» русских на западный манер, изменить, перекодировать их «матрицу» на европейский лад. По мнению западников, Русь – это часть европейской цивилизации, её периферия, которая была оторвана от Европы нашествие Батыя и длительным «рабством» в составе Золотой Орды. Пётр пытался произвести не просто модернизацию в военном деле, государственном аппарате, экономике и т. д. Он целенаправленно вторгся в святая святых нашего народа, русской цивилизации – в её код-матрицу, культуру, основанную на русской вере.

Именно в культурной революции и кроется суть и тайна петровских преобразований. Пётр не бороды брил и запрещал носить русскую одежду (это всё видимые знаки коренного слома прежней культуры), стремился железным кулаком, огнем и мечом (трагедия стрельцов) насадить новую, европейскую культуру. Он буквально вбивал в русский народ западную культуру. Даже сына своего не пожалел. С этой целью Пётр добил русскую церковь, лишив её самоуправления и низведя до положения одной из частей госаппарата. Пётр пытался вывести Россию, русских на «правильную дорогу», сделать Русь частью Европы.

На определенном историческом отрезке Пётр преуспел. Россия стала великой империей, одной из ведущих сил в Европе и мире, добилась блистательных успехов в ряде войн, расширении территории, науке и искусстве. Но ценой стал раскол народа на господ-дворян, для которых родным языком был немецкий, французский или английский, и остальной народ. И постепенно Россия, отказавшись от своих истоков, стала отставать от Запада, становясь его культурным придатком, сырьевой колонией и поставщиком «пушечного мяса». Итог – страшная катастрофа 1917 гг. Проект Романовых погиб и убил при своём крушении многие миллионы людей, едва не погубил всю русскую цивилизацию и народ.

Источник статьи: http://topwar.ru/146531-kak-petr-vyvodil-russkih-na-pravilnuju-dorogu.html

Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Читайте также:  Модели стрижки косых челок

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831

Оцените статью
Adblock
detector