Настоящая история Синей Бороды
Синяя Борода — мрачный персонаж сказки Шарля Перро — имел реальный прототип. В целом автор собрал героя из нескольких источников: фольклора, сказаний и истории жизни одного французского маршала.
Настоящий барон Синяя Борода был алхимиком, мучил детей и заключал сделки с демонами. По крайней мере, именно за такие злодеяния его казнили в середине XV века. Но как барон из знатного рыцаря превратился в чернокнижника?
Печальная история Синей Бороды
В октябре 1440 года во Франции состоялся громкий судебный процесс. Судили не просто преступника, а колдуна и детоубийцу. Зрители, которые пришли на заседание, вынуждены были заглядывать в зал из коридора — так много набралось зевак.
Против барона Жиля де Рэ выдвигались ужасающие обвинения, подкреплённые свидетельскими показаниями. Алхимик Франческо Прелати, который работал у Жиля де Рэ в лаборатории, подтвердил, что хозяин заключил сделку с демоном. Более того, он неоднократно приносил в жертву детей. Другой свидетель — телохранитель по имени Жиль де Силле — уверил суд, что сам видел, как хозяин совращал детей.
Народ ликовал, ведь жестокий колдун получил по заслугам. Громкая история о бессердечном чёрном маге вдохновила писателей на написание сказок и книг. Однако на самом деле Жиль де Рэ был виновен лишь в том, что доверился не тому человеку. Как простой барон превратился в самого известного колдуна Франции?
Обманутый рыцарь Синяя Борода
Жиль де Рэ — наследник знатного, но небогатого рода. Воспитывался дедом в лучших традициях рыцарства, что, кстати, не помешало ему получить приличное образование. В молодости Жиль удачно женился, вместе с супругой он получил великолепный замок Тиффож.
Главную роль в судьбе Жиля де Рэ сыграло знакомство с принцем Карлом Валуа. В нём Жиль увидел будущего правителя Франции и в буквальном смысле приложил все силы для того, чтобы Карл занял трон. Все силы и почти все деньги. Благодаря Жилю принц превратился из неизвестного наследника в законного правителя.
Карл не воздал верному соратнику по заслугам. Более того, он обошёлся с Жилем очень жёстко. После воцарения на престоле Карл отказался возвращать деньги, которые Жиль де Рэ потратил из своего кармана.
Жиль де Рэ — колдун и серийный маньяк
В 1433 году рыцаря официально отправили в отставку. И тут Жиль де Рэ совершил роковую ошибку: принял в своём замке нового дофина — Людовика. О том, что коварный интриган вскоре станет новым королём, барон не знал. Не знал он и о, мягко говоря, натянутых отношениях между Карлом и Людовиком.
Будущий король в замке Тиффож прятался от гнева Карла. Жилю де Рэ об этом никто не сказал. Это не помешало Карлу воспринять гостеприимство барона как измену. Для Жиля начались поистине тёмные времена. Во время обыска в его замке обнаружили алхимическую лабораторию. Обедневший барон пытался превратить алюминий в золото, для чего даже пригласил из деревни колдуна. Того самого, который на суде признался, что барон заключил сделку с дьяволом.
Жилю де Рэ отказали в адвокате и приписали чудовищные зверства. Все доказательства преступлений при тщательной проверке тут же бы рассыпались. Однако беснующаяся толпа хотела одного — казни «чёрного колдуна». Барон не выдержал издевательств и унижения и публично признался в «содеянном». Церковь обвинила его в убийстве 150 детей и приговорила к сожжению заживо.
Легенды о Синей Бороде
Не только печальная история барона вдохновила Шарля Перро на создание жуткой сказки. Львиная доля «Синей Бороды» — переработанный фольклор. Например, в XV веке была популярна бретонская легенда о синем дьяволе. В сказании говорится о бароне, который влюбился в замужнюю графиню и поклялся подарить ей душу и тело. Женщина согласилась и мгновенно превратилась в синего дьявола. Демон отметил грешника печатью — синей бородой.
Другая популярная легенда Средневековой Британии — сказание о графе Кономоре. Граф, который прославился тем, что убивал своих беременных жён, влюбился в святую и непорочную девушку Трефинни. Отец девушки был против брака, но Кономор поклялся вести себя достойно. Но как только девушка забеременела, граф, который был в душе язычником, всё-таки убил молодую супругу.
Источник статьи: http://www.factroom.ru/mir/nastoyashchaya-istoriya-sinej-borody
Психология семейных отношений — Синдром Синей Бороды
Иваницкий Анвин Витальевич — Синяя Борода
Иваницкий Анвин Витальевич — молодой современный российский художник. О нём известно только, что он родился и вырос в калининградской области на территории национального парка «Куршская коса». Участник и победитель многочисленных выставок за рубежом и в России.
Песня Синей Бороды и его жены из кинофильма «Сказки старого волшебника» (1984)
Григорий Гладков на слова Александра Тимофеевского
Синяя Борода — Александр Шаврин
Жена Синей Бороды — Евгения Симонова
Кто не знает сказку о Синей Бороде — этот настоящий средневековый триллер, поведанный нам в детстве французом Шарлем Перро. Конечно, Перро не сам придумал этот сюжет, а взял за основу легенду, главным героем которой был Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д’Ингран и де Шанту (1405-1440), известный как Жиль де Рэ — французский барон из рода Монморанси-Лавалей, маршал Франции и алхимик, участник Столетней войны и, по совместительству, сподвижник Жанны д’Арк.
Маршал де Рэ не только воевал вместе с Жанной, но и был её телохранителем и ментором, военным руководителем ополчения. Он пытался освободить Жанну из плена, а после её гибели тратил большие средства на прославление её имени: заказал «Орлеанскую мистерию» и в течение десяти лет оплачивал постановку этой мистерии в театре.
Маршал занимался алхимией и магией, а это безжалостно преследовалось церковью. Жиль де Рэ был обвинён в похищении и убийстве более сотни детей, под пытками сознался во всех грехах и был казнён. Хотя никаких останков ни в замке, в котором жил де Рэ, ни в поместье обнаружено не было. Нужно сказать, что в те времена во Франции ежегодно исчезали не менее 20 000 детей. Куда они девались? Не мог же всех их извести один кровожадный маршал. А вы говорите: Европа, Европа. При таких-то нравах становится понятным, почему именно там впоследствии была придумана ювенальная юстиция.
Суд над маршалом де Рэ был весьма тенденциозным: судьями были назначены люди, враждовавшие с ним. И, тем не менее, доказанными на суде были только занятия алхимией.
Немалое имущество маршала де Рэ разошлось по «хорошим рукам», в том числе церковным. Некоторые историки сравнивают процесс по делу Жиля де Рэ с судом над тамплиерами: и там и тут вымышленные обвинения, сфабрикованные, чтобы создать предлог для захвата имущества осуждённых. Ну, а что прикажете делать, если Налоговой инспекции, Противопожарной службы, Наркоконтроля и Санэпидемнадзора тогда не существовало, а были только суд, костёр и палач. Опять же не были ещё разработаны схемы рейдерских захватов да и миноритарных акционеров, которые могли бы стать таранами в деле захвата чужого имущества, не было. И всё же, несмотря на все эти неудобства, надо же было серьёзным людям как-то решать вопросы передачи собственности из рук неправильных в правильные.
Портрет Маршала де Рэ
Элуа Фирмин-Ферон (1802-1876)
На основании всех вышеперечисленных «неоспоримых» доказательств убиенный маршал и стал в простонародье прототипом любимого всеми нами Синей Бороды. Были у этой самой Бороды и другие косвенные прототипы, одним из которых стал король Англии Генрих VIII, но это столь колоритный персонаж, что он заслуживает отдельного рассказа.
Иллюстрации Гюстава Доре к сказке Шарля Перро «Синяя Борода»
Шарль Перро — Синяя Борода — аудиосказка
Бела Барток — опера «Замок герцога Синяя Борода» (1968)
Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР
Дирижёр — Геннадий Рождественский
Опера венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945) выдержана в мрачных музыкальных тонах. Вполне в духе сказки.
«Замок герцога Синяя Борода» — опера в одном действии, либретто которой было написано писателем и сценаристом Белой Балажем (1884-1949) по его сценической балладе, с использованием мотивов пьесы-сказки Мориса Метерлинка (1862-1949) «Ариана и Синяя Борода».
Первая постановка оперы состоялась в Будапеште 24 мая 1918-го года.
Рафал Ольбиньски — постер к опере Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода»
Это предание о многих страданиях.
Их смысл и значение понять вы должны.
Видите замок? Он вам не знаком?
Знайте же — тайна скрывается в нём.
Бела Барток — опера «Замок Герцога Синяя Борода» 15.03.2016 Эрмитажный Театр, МСО Таврический
Bela Bartok — A Kekszakallu Herceg Vara
Бела Барток — Замок Герцога Синяя Борода
Международный симфонический оркестр «Таврический»
Дирижёр — Михаил Голиков
Юдит — Наталья Боева
Синяя Борода — Антон Андреев
Сказитель — Александр Лабырич
Бывшие жёны Герцога: Виолетта Жигалина, Анастасия Чава, Мария Гуляева
Сказка Перро «Синяя Борода» издавалась и в дореволюционной России, и в СССР. Так издание 1914-го года было проиллюстрировано замечательной во вех отношениях художницей Рене Рудольфовной О’Коннелль. Первым мужем Рене Рудольфовны был Иван Яковлевич Билибин — его творческое влияние очень заметно в иллюстрациях, приведенных ниже.
Рене О’Коннелль — иллюстрации к сказке Шарля Перро «Синяя Борода»,
изданной в 1914-ом году в издательстве Иосифа Николаевича Кнебеля (1854-1926), (Россия)
О`Коннель-Михайловская Рене Рудольфовна, родилась в 1891-ом году в Париже, — русская и советская художница, керамист, график, театральный художник.
Рене Рудольфовна родилась в Париже, а около 1910-го года приехала в Россию.
Училась в мастерской Егорова, чуть позже — у Билибина в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, после окончания которой стала её преподавателем.
Много работала в области живописи и графики, а также изучала искусство в Италии, Франции, Германии и Венгрии.
В 1912-ом году вышла замуж за Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), но в 1917-ом году их брак распался.
В период Первой мировой войны на волне патриотических настроений возрастает интерес к национальным истокам искусства. Рене Рудольфовна увлекается русским костюмом и создает ряд эскизов к театральным постановкам, а также становится одной из создателей моды, основанной на русских национальных традициях.
Портрет Рене О’Коннелль-Михайловской (1928)
М.В.Лебедева
На даче в Крыму, она знакомится с топографом, сыном писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906), Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), после 1917-го года ставшим ее вторым мужем.
В 1922-1932-ом годах Рене Рудольфовна работала на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова.
В середине 1930-х годов была сослана в ссылку, как и многие иностранцы, а её дети — сын и дочь от второго брака остались в Ленинграде. Они оба погибли во время блокады Ленинграда.
В ссылке Рене Рудольфовна в третий раз вышла замуж и после войны вернулась в Ленинград.
В 1950-х годах она работала на Дулевском фарфоровом заводе.
Умерла художница в Ленинграде в 1981-ом году.
Жак Оффенбах — оперетта «Синяя Борода» в постановке берлинской Комической оперы (Komischen Oper — Берлин, ГДР), (1973)
В главных ролях:
Синяя Борода — Ханс Нокер
Булотта — крестьянка, а потом жена Синей Бороды — Анни Шлемм
Флоретта — цветочница, а потом принцесса Германия — Ингрид Черны
Дафнис — пастушок, а потом принц Сапфир — Манфред Хопп
Французский композитор Жак Оффенбах (1819-1880) в 1866-ом году написал оперетту «Синяя Борода». И вроде бы, написал на сюжет Шарля Перро, только уж больно весёлой получилась у него эта история. Помимо основной сюжетной линии, здесь присутствует любовная линия потерянной, а потом найденной родителями принцессы-цветочницы и её возлюбленного пастушка-принца.
Сюжетная коллизия оперетты заключается в том, что рыцарь Синяя Борода оказывается обманут своим алхимиком, которому было поручено травить рыцарских жён, а он вместо яда — каков мерзавец! — давал им снотворное. В результате все жёны вернулись из небытия к нормальной семейной жизни, но отнюдь не с Синей Бородой. Согласно правилам сказочного жанра, порок наказан: Синей Бороде досталась в жёны такая гангрена, что, пожалуй, он сам на себя наложит руки от полученного «счастья». В конце, как и положено в оперетте, все пляшут и поют. И всё это под прекрасную музыку Жака Оффенбаха.
Жак Оффенбах — Дуэт цветочницы Флоретты и принца Сафира из оперетты «Синяя Борода»
Свердловский академический театр музыкальной комедии
Поют — Ирина Цыбина и Александр Вахрушев
Конечно же, кинематограф не мог пройти мимо таких сказочно высоких семейных отношений, а потому наснимал фильмов, мама не горюй. Вот только некоторые из них, наиболее интересные, на мой взгляд.
Синяя Борода — художественный фильм производства Франции, ФРГ, Швейцарии (1951)
Режиссёр — Кристиан-Жак
В главных ролях:
Граф Амедей де Сальфер — Пьер Брассёр
Алин — Сесиль Обри
Жиглио — Ганс Альберс
Изящная комедия французского режиссёра Кристиана-Жака (1904-1994) о том, как некий знатный и богатый человек — Граф Амедей де Сальфер, пытался изображать из себя жестокого и кровожадного женоубийцу, дабы соответствовать легенде и слухам, распускаемым о нём.
Синяя Борода — художественный фильм производства Франции, Италии, ФРГ (1972)
Режиссёр — Эдвард Дмитрык
Барон Курт фон Зеппер — Ричард Бёртон
Эльга, первая жена барона — Вирна Лизи
Эрика, вторая жена барона — Натали Делон
Магдалена, третья жена барона — Ракель Уэлч
Фильм интересен хорошим актёрским ансамблем, но весьма политически ангажирован. Причём, как по мне, это отрицательно сказывается на художественной стороне картины. А так, триллер и фильм ужасов — два в одном. Очень бодрит, особенно, на ночь глядя.)))
Очень синяя борода — мультфильм по мотивам сказки Шарля Перро «Синяя Борода» (1979)
Автор сценария — Аркадий Арканов
Композитор — Геннадий Гладков
Автор слов к песням — Юлий Ким (под псевдонимом Михайлов)
Поют: Михаил Боярский, Олег Анофриев, Лариса Долина
Вот привыкли мы видеть в Синей Бороде садиста и убийцу, но ведь можно же посмотреть на это дело и с другой стороны. Тогда вполне может оказаться, что он сам всего лишь жертва нездоровых семейных отношений, затравленная жёнами-садистками.
Здоровые почки, железные нервы, гимнастика, йога, трусца.
Фрагмент мультфильма «Очень синяя борода» (1979)
Последняя жена Синей Бороды — мультфильм производства студии «Борисфен-Лютес» (1996)
Автор сценария, режиссёр и создатель графики — Александр Бубнов
Композитор — Владимир Быстряков
Ещё одна очень грустная история несчастного герцога Синяя Борода. Вообще то, судя по всему, съёмочная группа этого мультфильма знает толк в многожёнстве, чего только стоит семейный опыт известного украинского композитора Владимира Быстрякова, каждая очередная тёща которого становится всё моложе и моложе. Последняя уже годится ему в дочери.
Алексей Рейпольский — иллюстрации к сказке Шарля Перро «Синяя Борода»,
изданной в 1985-ом году издательством «Изобразительное искусство»
Алексей Дмитриевич Рейпольский, родился в 1945-ом году в Ленинграде, — советский и российский художник-иллюстратор.
Алексей Рейпольский окончил художественную школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, затем графический факультет этого института.
Занимался в мастерской книжной графики под руководством профессора М.А.Таранова. Работал художественным редактором в издательствах «Детгиз» и «Художник РСФСР».
Дипломная работа Алексея Рейпольского — серия линогравюр к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Игрок», была удостоена высшей оценки — позднее она приобретена музеем-квартирой писателя в Ленинграде.
Художник проиллюстрировал более семидесяти книг. С середины 1980-х годов работает в технике масляной живописи, участвует в различных выставках.
Работы Алексея Дмитриевича хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Синяя Борода
Исполняет — Группа Pur:Pur
Как много бреда, много рвений в голове
Что претворяются в прекрасное безумье.
Что начинаешь видеть в синей бороде
Такой красивый белый, но холодный иней.
Он виноват лишь в том, что был влюблен
И складывал мгновенья счастья в гроздья.
Что он убил жену не топором,
А медленно вбивал ей в тело гвозди.
А гвозди не хотели заходить.
А он вбивал их ласково вздыхая.
Теперь она не будет уходить.
Теперь она домашняя, родная.
Источник статьи: http://lovers-of-art.livejournal.com/303713.html