Синяя борода почему убивал своих жен

Самая страшная сказка. Зачем Синяя Борода убивал жён?

«Синяя борода» считается одной из самых страшных сказок. Между тем её подо­плёка гораздо интереснее банальной морали, заложенной Шарлем Перро.

Вспомним сюжет этой сказки Шарля Перро , впервые изданной в 1697 г. Жил-был очень богатый господин, но из-за синей бороды, делавшей его гадким и страшным, он никак не мог обрести подругу жизни. Его прель­щали дочки почтенной дамы, жившей по соседству. Он сватался к ним, получил отказ, но проявил настойчивость: устроил в своём замке им и всей респектабельной соседской молодёжи целую неделю развлечений. Акция удалась, и младшенькая дочка сдалась. Сыграли свадьбу, медовый месяц прошёл отлично. Молодая была счастлива, но муж собрался по делам и «по­просил её хорошенько развлекаться в его отсутствие, пригласить своих подруг, поехать с ними в загородный замок, если ей захочется, и всюду делать всё, что ей вздумается». Муж запретил лишь посещать одну комнатку в замке, пригрозив страшными карами. Жена пригласила подруг, и, пока они завидовали её богатству, обходя замок, она устремилась к запретной комнатке. Что она там увидела? «Весь пол покрыт свернувшейся кровью, в которой отражались трупы нескольких женщин, висевшие на стенах».

Садо без мазо

Реальным прообразом Синей Бороды часто считают богатейшего барона и маршала Франции Жиля де Рэ. В 1440 г. его казнили за жуткие преступления. Продав душу дьяволу и став алхимиком и чернокнижником, он проводил чудовищные обряды, в процессе которых пытали и убивали детей. Сам де Рэ принимал в них активное участие, к тому же занимался содомией и некрофилией. Барон сознался примерно в 800 убийствах, но судьи решили, что их было около 150. Более жуткой фигуры в истории Франции не было.

Но одновременно Жиль де Рэ был чуть ли не национальным героем. Звание маршала он заслужил своей отвагой в Столетнюю войну. Более того, он был ближайшим подвижником Жанны д’Арк и сопровождал её почти во всех битвах. Именно ему доверили почётную миссию доставить елей для миропомазания Карла VII во время его коронации в Реймсе в 1429 г. Но в начале 30-х он отходит от доблестных дел, живёт поочерёдно в своих замках, коих у него было больше, чем у Синей Бороды, и пускается во все тяжкие. Окружает себя частной армией, огромной свитой и даже штатом священников. Его образ жизни и выезды похожи на королевские. А в запретных комнатах замков творятся жуткие вещи.

Маршал Франции Жиль де Рэн Фото: www.globallookpress.com

В отличие от сказочной Синей Бороды де Рэ убивал не жён, а детей. А единственную жену отправил в монастырь. Почему же Перро «наградил» героя синей бородой и почему мы отождествляем его с бароном де Рэ? Можно было бы предположить, что синюю бороду для героя великий сказочник придумал точно так же, как красную шапочку для крестьянской девочки и сапоги для кота. В народных сказках, на основании которых они написаны, кот совершает подвиги босиком, а у девочки голова не покрыта. «В памяти людей Рэ остался легендарным монстром. В краю, где он обитал, эта память смешалась с легендой о Синей Бороде», — объясняет эту коллизию Жорж Батай, известнейший философ и автор самой полной книги о Жиле де Рэ. По его мнению, между героем сказки и реальным бароном «нет ничего общего». И это похоже на правду.

Отцы и дети

Гораздо ближе к сказке Перро легенда о Коморе — короле Бретани, правившем в VI веке. Он женился на некой Трифимии, потом ставшей католической святой. Когда она забеременела, ей было видение прежних семи жён короля, убитых им. Они уговорили её бежать. Комор догнал жену и, узнав о беременности, отрубил голову. А отец с помощью святого Гильдаса её воскресил. Поэтому святую часто изображают без головы — она дер­жит её в своих руках. В этой легенде отсутствует только запретная комната, но на сказку она похожа больше истории Жиля де Рэ.

Но почему Комор убивает жён, узнав об их беременности? Этот мотив встречается очень широко в мифологии. Древнегреческому богу Кроносу предсказали, что его свергнет сын. Дабы избежать этого, он проглатывал только что родившихся детей. Но вместо одного из них мать подсунула ему камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос проглотил его, ребёнок спасся и потом действительно сверг отца и стал главным богом на Олимпе. Это был Зевс. Но и он получил пророчество, что будет свергнут сыном. Чтобы сохранить власть, Зевс съел супругу, когда она забеременела. В результате он унаследовал от неё… беременность. Но родилась девочка, правда, муже­подобная. Это была Афина. Она появилась из расколотой головы Зевса сразу в боевом снаряжении — в шлеме, со щитом и копьём.

Кронос, детей пожирающий. Public Domain.

А вот среди сказок точного прообраза «Синей Бороды» нет. Есть сказки с запретными комнатами, в которых убивают, расчленяют, а потом воскрешают. Но в отличие от Перро делают это не только мужья, но ещё и животные, разбойники или какие-нибудь нелюди и посланцы из иного мира. Главным в них специалисты считают не образ мужа, а тот беспредел, который происходит в запретной комнате. Вот что видит героиня сказки братьев Гримм «Диковинная птица», которая была обезглавлена, а потом спасена: «Посреди комнаты стоял огромный таз, полный крови, и в нём лежали тела людей, разрубленных на части, а рядом с тазом поставлен был обрубок дерева и около него положен блестящий топор».

Читайте также:  Мужская стрижка для волос с залысинами по бокам

Подобных картин много в сказках разных народов, в том числе и у нас. Владимир Пропп , самый влиятельный специалист по сказкам в мире, видел в этом феномен так называемой временной смерти. Его проводили во время посвящения: человека убивали, разрубали на части, потом собирали и воскрешали. Понятно, это делали понарошку, но под действием галлюциногенов или других психотехник посвящаемый воспринимал это буквально. Для большей уверенности, что с ним совершали экзекуции, ему могли отрезать палец, нанести несколько шрамов, оставить другие знаки насилия. В результате посвящаемый возрождался новым, другим человеком. Такие серьёзные ритуалы с расчленёнкой и сдвигом сознания обычно проводились при по­священии в шаманы. Проходили они часто в запретной комнате — как в сказке. В особых мужских домах, где этим занимались, такие помещения часто были. Это наблюдали у архаичных народов, практиковавших такие обряды даже в XIX-XX вв. В незапамятные времена этим занимались и предки т. н. цивилизованных народов. Осколки воспоминаний об этом остались в сказках.

Конечно, всё это чтение не слишком подходит детям в наше жёсткое время. Но помнить об этом нужно, ведь социальные психологи утверждают: то, что было однажды, может повториться. И сегодня уже возрождаются дикие обычаи. В Сирии террористы едят сердца убитых врагов, а в Дании публично убивают и вскрывают животных на глазах у детей. В детских книжках уже вовсю рассказывают об эвтаназии, насилии, гомосексуализме, наркозависимости. В Швеции писатели гордятся, что научились изображать детей злыми и неприятными. Стоит ли нам идти по этому пути или открыть другие книжки?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://knigi.mirtesen.ru/blog/43293027861/Samaya-strashnaya-skazka.-Zachem-Sinyaya-Boroda-ubival-zhyon

За что на Синюю Бороду свалили чужие издевательства над жёнами

Более трех столетий назад сказочник Шарль Перро написал триллер про, как сейчас бы выразились, серийного маньяка Синюю Бороду, безжалостно убивавшего своих жен. Его прототипом считают барона Жиля де Рэ (Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д’Ингран и де Шанту) – рыцаря без страха и упрека, соратника и телохранителя Жанны д’Арк, маршала Франции, которого казнили то ли на дыбе, то ли умертвили гароттой (удавкой) в 1440 году.

Человека из знатного рода обвинили в чудовищных преступлениях: убийствах более чем сотни детей, в запретных алхимических опытах и дьяволопоклонничестве. В памяти большинства он остается серийным убийцей, и мало кто знает, что в конце XX века барона посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Так кто же и почему заклеймил несмываемым пятном позора совершенного невиновного человека?

Верой и правдой, мечом и деньгами

Прежде чем «превратиться» в самого омерзительного преступника, Жиль прославился своими военными подвигами. Мальчик был в родстве с прославленным полководцем Бертраном Дюгескленом. Его отец – Ги II де Лаваль – погиб то ли на войне, то ли на дуэли. Мать, Мари де Краон, вышла замуж и отдала Жиля вместе с его братом Рене на попечение деда – Жана де Краона. Известно, что будущий вояка отлично фехтовал, увлекался соколиной охотой, знал несколько языков и уже в юношеском возрасте собрал приличную библиотеку.

В 16 лет дед ему нашел невесту – кузину Катрин де Туар. В то время браки между двоюродными братьями и сестрами не поощрялись. Жилю пришлось вначале выкрасть невесту, тайком с ней обвенчаться, а потом уже выпросить разрешение на официальный брак у церкви.

У них родилась дочь Мария, но семье отец и муж уделял не так уж много времени – шла Столетняя война. Молодой барон выступил на стороне дофина Карла – будущего короля Карла VII, которому Жиль постоянно ссужал деньги. А потом в его жизнь ворвалась Орлеанская дева – Жанна д’Арк.

Уже опытный полководец встал под ее знамена: охранял Святую Жанну, помогал ей во время военных действий, оплачивал ее армию и был с ней почти до самого конца. После ее гибели, когда Франция оставила освободительницу во вражеском плену, он отказался служить королю, предавшему свою героиню, и осел в замке Тиффож.

Невиноватый он!

В своих владениях он жил на широкую ногу: имел 200 охранников-рыцарей, около 50 придворных (музыкантов, пажей, поваров), 20 прелатов и личную церковь. Жиль де Рэ баснословные деньги тратил на роскошные пиры, театральные постановки и другие развлечения. К нему в замок как мухи на мед слетались все, кто хотел урвать свой жирный кусочек. Деньги утекали сквозь пальцы, и сеньор начал продавать свои другие владения.

Замок Тиффож в наши дни. Wikipedia

Но тут воспротивился его брат Рене, не желающий терять наследство, а Карл VII наложил запрет на продажу. Тогда Жиль де Рэ начинает заниматься алхимией, чтобы добыть золото. К магическим опытам привлекает профессионалов, которые никак ему не могут помочь, а потом появляется как черт из табакерки некромант (маг, взаимодействующий с миром мертвых – прим. ред.) Франческо Прелати.

Читайте также:  Как понять идет мне борода или нет

Якобы он науськивал очарованного им Жиля де Рэ вызвать самого дьявола, чтобы ускорить процесс получения золота. И сдал в руки инквизиции, которая запрещала проведение алхимических опытов и занятия чернокнижием. Но барона обвиняли не только в этом.

Среди почти 50 пунктов был и такой, где говорилось: Жиль де Рэ экспериментировал над бедными детишками, мучая, насилуя и убивая преимущественно малолетних мальчиков. Их тела он приносил в жертву дьяволу. В материалах следствия подробно и тщательно были описаны все эти мерзости. Крестьяне давали показания, что их дети, отправляясь в замок за милостыней, пропадали бесследно. Вначале говорилось, что барона не пытали и он сам во всем признался.

Позже появилась информация, что его растягивали на так называемой «лестнице», ломая кости. И под чудовищными пытками барон согласился со всем, что ему вменяли. При этом не было найдено ни одного доказательства того, что он мучил и убивал детей.

Однако его все равно казнили. Карл VII забыл все заслуги своего бывшего друга еще и по той причине, что не хотел ему отдавать большой долг. А Франческо Прелати удалось избежать наказания. В 1992 году французские ученые подняли все документы о деле Синей Бороды и, тщательно изучив все допросы и показания, посмертно оправдали Жиля де Рэ.

Претенденты на роль

Так почему же ни в чем неповинный барон стал прообразом Синей Бороды? Исследователи сказок и историки пришли к тому, что сюжет с казнью Жиля де Рэ наложился на уже бытовавшие литературные сюжеты. Например, ходила история о графе Кономоре Проклятом, который во время дьявольских ритуалов убивал беременных жен. Одна воскресла, и убийца был наказан.

Можно предположить, что необъяснимым образом замученные жены переплелись с детьми, якобы убитыми сеньором де Монморанси-Лавалем. Могли припомнить Жилю де Рэ и нескольких невест, по каким-то причинам умерших еще до свадьбы с ним.

Так и родилась страшная легенда о Синей Бороде. Шарль Перро по-своему переосмыслил и написал жуткую сказку. А почему именно о синей, объясняет еще одна бретонская легенда, в которой рассказывается уже о бароне Жиле де Рэ, укравшем чужую жену. Он клялся ей в любви, обещая отдать свою душу и тело. Как только она дала согласие, тут же превратилась в дьявола синего цвета. Сатана рассмеялся и окрасил бороду барона в синий цвет, таким образом поставив ему «печать нечистой силы».

Гравюра Густава Доре к сказке Шарля Перро «Синяя Борода» (1862). Wikipedia

Кроме Жиля де Рэ на роль Синей Бороды претендуют основатель династии Тюдоров, король Англии – Генрих VIII, избавившийся от шести жен. Римский аристократ Франческо Ченчи, который растлил свою дочь Беатриче, устраивал оргии с ней и с ее мачехой. В итоге был убит дочерью. Претендентом является даже наш Иван Грозный, который менял любовниц и по очереди так или иначе извел каждую из восьми жен.

Источник статьи: http://www.eg.ru/culture/484559/

Самая страшная сказка. Зачем Синяя Борода убивал жён?

Вспомним сюжет этой сказки Шарля Перро, впервые изданной в 1697 г. Жил-был очень богатый господин, но из-за синей бороды, делавшей его гадким и страшным, он никак не мог обрести подругу жизни. Его прель­щали дочки почтенной дамы, жившей по соседству. Он сватался к ним, получил отказ, но проявил настойчивость: устроил в своём замке им и всей респектабельной соседской молодёжи целую неделю развлечений. Акция удалась, и младшенькая дочка сдалась. Сыграли свадьбу, медовый месяц прошёл отлично. Молодая была счастлива, но муж собрался по делам и «по­просил её хорошенько развлекаться в его отсутствие, пригласить своих подруг, поехать с ними в загородный замок, если ей захочется, и всюду делать всё, что ей вздумается».

Муж запретил лишь посещать одну комнатку в замке, пригрозив страшными карами. Жена пригласила подруг, и, пока они завидовали её богатству, обходя замок, она устремилась к запретной комнатке. Что она там увидела? «Весь пол покрыт свернувшейся кровью, в которой отражались трупы нескольких женщин, висевшие на стенах». Это были прежние жёны Синей Бороды, убитые им. От страха она уронила ключ, запачкав его кровью. Смыть её, как ни старалась, не смогла. Внезапно вернувшийся муж, увидев ключ, всё понял и предложил супруге быстрее готовиться к смерти. К счастью, подоспели её братья и всё закончилось удачно — они убили злодея, а жена, унаследовав его несметные богатства, удачно вышла замуж снова да ещё и спонсировала сестру и братьев.

Садо без мазо

Реальным прообразом Синей Бороды часто считают богатейшего барона и маршала Франции Жиля де Рэ. В 1440 г. его казнили за жуткие преступления. Продав душу дьяволу и став алхимиком и чернокнижником, он проводил чудовищные обряды, в процессе которых пытали и убивали детей. Сам де Рэ принимал в них активное участие, к тому же занимался содомией и некрофилией. Барон сознался примерно в 800 убийствах, но судьи решили, что их было около 150. Более жуткой фигуры в истории Франции не было.

Но одновременно Жиль де Рэ был чуть ли не национальным героем. Звание маршала он заслужил своей отвагой в Столетнюю войну. Более того, он был ближайшим подвижником Жанны д’Арк и сопровождал её почти во всех битвах. Именно ему доверили почётную миссию доставить елей для миропомазания Карла VII во время его коронации в Реймсе в 1429 г. Но в начале 30-х он отходит от доблестных дел, живёт поочерёдно в своих замках, коих у него было больше, чем у Синей Бороды, и пускается во все тяжкие. Окружает себя частной армией, огромной свитой и даже штатом священников. Его образ жизни и выезды похожи на королевские. А в запретных комнатах замков творятся жуткие вещи.

Читайте также:  Мужчины с густой щетиной

В отличие от сказочной Синей Бороды де Рэ убивал не жён, а детей. А единственную жену отправил в монастырь. Почему же Перро «наградил» героя синей бородой и почему мы отождествляем его с бароном де Рэ? Можно было бы предположить, что синюю бороду для героя великий сказочник придумал точно так же, как красную шапочку для крестьянской девочки и сапоги для кота. В народных сказках, на основании которых они написаны, кот совершает подвиги босиком, а у девочки голова не покрыта. «В памяти людей Рэ остался легендарным монстром. В краю, где он обитал, эта память смешалась с легендой о Синей Бороде», — объясняет эту коллизию Жорж Батай, известнейший философ и автор самой полной книги о Жиле де Рэ. По его мнению, между героем сказки и реальным бароном «нет ничего общего». И это похоже на правду.

Отцы и дети

Гораздо ближе к сказке Перро легенда о Коморе — короле Бретани, правившем в VI веке. Он женился на некой Трифимии, потом ставшей католической святой. Когда она забеременела, ей было видение прежних семи жён короля, убитых им. Они уговорили её бежать. Комор догнал жену и, узнав о беременности, отрубил голову. А отец с помощью святого Гильдаса её воскресил. Поэтому святую часто изображают без головы — она дер­жит её в своих руках. В этой легенде отсутствует только запретная комната, но на сказку она похожа больше истории Жиля де Рэ.

Но почему Комор убивает жён, узнав об их беременности? Этот мотив встречается очень широко в мифологии. Древнегреческому богу Кроносу предсказали, что его свергнет сын. Дабы избежать этого, он проглатывал только что родившихся детей. Но вместо одного из них мать подсунула ему камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос проглотил его, ребёнок спасся и потом действительно сверг отца и стал главным богом на Олимпе. Это был Зевс. Но и он получил пророчество, что будет свергнут сыном. Чтобы сохранить власть, Зевс съел супругу, когда она забеременела. В результате он унаследовал от неё… беременность. Но родилась девочка, правда, муже­подобная. Это была Афина. Она появилась из расколотой головы Зевса сразу в боевом снаряжении — в шлеме, со щитом и копьём.

А вот среди сказок точного прообраза «Синей Бороды» нет. Есть сказки с запретными комнатами, в которых убивают, расчленяют, а потом воскрешают. Но в отличие от Перро делают это не только мужья, но ещё и животные, разбойники или какие-нибудь нелюди и посланцы из иного мира. Главным в них специалисты считают не образ мужа, а тот беспредел, который происходит в запретной комнате. Вот что видит героиня сказки братьев Гримм «Диковинная птица», которая была обезглавлена, а потом спасена: «Посреди комнаты стоял огромный таз, полный крови, и в нём лежали тела людей, разрубленных на части, а рядом с тазом поставлен был обрубок дерева и около него положен блестящий топор».

Подобных картин много в сказках разных народов, в том числе и у нас. Владимир Пропп, самый влиятельный специалист по сказкам в мире, видел в этом феномен так называемой временной смерти. Его проводили во время посвящения: человека убивали, разрубали на части, потом собирали и воскрешали. Понятно, это делали понарошку, но под действием галлюциногенов или других психотехник посвящаемый воспринимал это буквально. Для большей уверенности, что с ним совершали экзекуции, ему могли отрезать палец, нанести несколько шрамов, оставить другие знаки насилия. В результате посвящаемый возрождался новым, другим человеком. Такие серьёзные ритуалы с расчленёнкой и сдвигом сознания обычно проводились при по­священии в шаманы. Проходили они часто в запретной комнате — как в сказке. В особых мужских домах, где этим занимались, такие помещения часто были. Это наблюдали у архаичных народов, практиковавших такие обряды даже в XIX-XX вв. В незапамятные времена этим занимались и предки т. н. цивилизованных народов. Осколки воспоминаний об этом остались в сказках.

Конечно, всё это чтение не слишком подходит детям в наше жёсткое время. Но помнить об этом нужно, ведь социальные психологи утверждают: то, что было однажды, может повториться. И сегодня уже возрождаются дикие обычаи. В Сирии террористы едят сердца убитых врагов, а в Дании публично убивают и вскрывают животных на глазах у детей. В детских книжках уже вовсю рассказывают об эвтаназии, насилии, гомосексуализме, наркозависимости. В Швеции писатели гордятся, что научились изображать детей злыми и неприятными. Стоит ли нам идти по этому пути или открыть другие книжки?

В ближайших номерах читайте о том, на каких сказках надо воспитывать детей.

Источник статьи: http://aif.by/timefree/samaya_strashnaya_skazka_zachem_sinyaya_boroda_ubival_zhen_

Оцените статью
Adblock
detector