Старый, с бородой.
В своих рассуждениях о персонажах сказки «Конёк-Горбунок» я не раз уже говорила, что старик-царь, — это, — по всему выходит, — царь Николай Первый. Ну и, — может быть, отчасти, — Александр Первый. Так же, как предположила о царе из «Золотого петушка» А.А. Ахматова, — что в нём объединились именно эти два царя, при царствовании которых Пушкину выпало жить и творить. Но, с другой стороны, ни один из них не был стариком! Александр Павлович умер в 47 лет, а в 1834, когда писались обе сказки, ему было бы всего 56, — но не семьдесят, — как сказочным этим царям. . Правда, про царя в «Золотом Петушка» не сказано, сколько ему лет, сказано только, что он — старый.(«Тут соседи беспокоить стали старого царя. «) Всё же в пятьдесят шесть ещё нельзя было назвать мужчину старым — даже и в пушкинское время. Про Николая же, который был только на три года старше Пушкина, и говорить нечего! Ему в 1834 — 37-38 лет. Мужчина в расцвете сил. И потом, ни у того, ни у другого не было бороды! О царе же в «Коньке-Горбунке» говорится, что он «старый, с бородой», кроме того, он ещё всё время своей бородой клянётся. При этом, в отношениях между дураком-Иваном и стариком-царём явно прослеживается параллель с отношениями между Пушкиным и Николаем Первым. Допрос по поводу Пера Жар-птицы явно коррелирует с их беседой в Чудовом монастыре 08 сентября 1826 года. Если ещё учесть, что «шабалки» — это «виселица», — то есть, виселица упомянута в этом сказочном разговоре, — как и слово «пророк». Пушкин ехал к царю — как известно, — с наброском «Пророка»: «иди, и с вервием на вые, к царю-губителю явись!». Отчаянная смелость дурака Ивана — это отчаянная смелость самого Пушкина. (И какая ещё смелость! Едва сам избавившись от угрозы петли, Пушкин старается избавить от неё Н.И. Тургенева, приговорённого к повешению шестым — заочно, — в Записке о народном просвещении, написанной по заданию нового царя: царя-«вешателя». ) Ну, — и дальше, — царь берёт себе Перо, — так же, как и Николай становится личным цензором Пушкина, — то есть, верховным владельцем его пера. И далее Пушкин посылает царю свои вдохновенные произведения — своих Жар-птиц. Под конец же 1833 года царю и этого стало мало, и он захотел, чтобы Наталья Николаевна, — то есть, — Царь-Девица, — танцевала в его собственном Аничковом дворце. (Конечно, Царь-девица, — это не только Н.Н.;этот образ гораздо более обобщённый, возвышенный. Но и она — тоже, — ведь её поэт называл Мадонной, — куда уж выше!) Итак, царь в сказке «Конёк-Горбунок», — это более всего — Николай Павлович. Но — отчего же он «старый, с бородой»? И что вообще бывает старым и бородатым? Бородатым и старым? С длинной такой бородой — как у Черномора? Анекдот, — не правда ли? Старый, с бородой — это анекдот. И Черномор в «Руслане и Людмиле» — это анекдот и есть. На кого? На Петра Великого. Черномор — это карлик на плечах у гиганта. Это — миф о Петре, которым спекулируют последующие правители России. Кто начал такую спекуляцию? Естественно, Екатерина II! (Ни жене Петра, ни племяннице, ни дочке, ни внукам не нужно было прибегать к подобной спекуляции). При Екатерине было завоёвано для России Чёрное море, и она позиционировала себя как «внуку» Петра Первого, — в готовности следовать петровским курсом. А если учесть, что Пётр Первый — это русский Юпитер-Зевс, а Екатерина начала своё царствие под видом Минервы-Афины, — то она уже становится по отношению к Петру не внучкой, а дочкой! (Напомню вам ,что во время коронации Екатерины в Москве в феврале-марте 1763 года, новая царица подавалась как «Торжествующая Минерва».) Между 1763 и 1834 годами и прошло немногим более семидесяти лет, — столько, сколько царю в сказке «Конёк-Горбунок». Как известно, мысль о сходстве с Петром Первым царю Николаю подал сам Пушкин в том разговоре в Чудовом монастыре, за что — по мысли Ю.М. Лотмана, — с которым я в этом абсолютно согласна, — и был назван «умнейшим мужем России». Но в том же «коньковом» 1834 году Пушкин пишет в своём дневнике, что в царе слишком много от прапорщика («держателя знамени», или — «держателя пера», поскольку древнеславянское слово «поръпорь» означало и «флаг», и «перо»), и слишком мало от Петра Великого. Но миф, анекдот, ведь сработал на Николая, — и сам Пушкин на него купился и поспособствовал его «бородатости»: «Во всём будь пращуру подобен»! И Муза его служила Николаю прежде всего потому, что за ним стоял Пётр, потому, что Пушкин желал «служить на благо великой России», как служил его прадед Ганнибал. И вера в царя возгоралась в Пушкине два раза под влиянием образа Петра: в первый раз, в 1826, — желая верить в молодого Николая, он — смотря, видимо, взглядом Шекспира, — оправдал для себя казнь декабристов: «Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни»; во второй раз — в 1831 году, — когда царь дал ему задание написать «Историю Петра Великого». То есть, Николай позиционировал себя ещё в 1831 году как продолжателя дела Петра — дела Просвещения России. На деле же оказалось, что Николай Павлович так же лицемерил, как и его бабка. А началось это лицемерие — с 1763 года, с коронации Екатерины, объявившей себя «Торжествующей Минервой», убив петрова внука и попав в «петровы внучки», или, по тогдашней орфографии — «внуки». То есть, прошло семьдесят лет, и анекдот этот оброс уже бородой длиннее, чем была у Черномора. Царь-лицемер всё хитрил и мудрил. Царь-Девица же сразу поняла, в чём дело: «Стань, — говорит, — как прежде, молодец, — Я тотчас же под венец!» «Коль себя — сказала, — не пожалеешь, Ты опять помолодеешь!» То есть, отрезать бороду анекдоту надо, вернуться к первоисточнику. «Все цари начнут смеяться!» — говорит Девица, — правильно, потому что над анекдотом все смеются, —
Дед-то, скажут, внуку взял!»
Вот оно — «внука-Екатерина», — как её называл Г.Р. Державин, — «внука» Петра Великого, — и «ввернулась» в сказку. Только теперь роли поменялись. Царь-девица — это Петрова «Россия молодая», — вечно молодая, — а царь — семидесятилетний анекдот о следовании «петровым курсом». Царю предложено искупаться — искупить вину. (Купать своих подданных для смывания всего наносного любил — как известно, — и сам Пётр, — хотя бы в фонтанах-шутихах Петергофа («Петрова двора»). Но начал эту «процедру» Иоанн Креститель. ) «Вода варёная» в сказке «Конёк-Горбунок» — видимо, вода мёртвая, «вода студёная» — живая, а вот «молоко-кипяток», — что это? Вероятно, это — «чистое божественное молоко», — молоко Слова Божьего; кипит же оно от Божественного жара. И — конечно, — оно соответствует и котлу Млечного Пути. У Зевса, — кроме того, — была и молочная кормилица — коза Амалфея, — из шкуры которой был сделан щит-эгида. Эта же эгида служила и дочери Зевса Афине. Эгида-щит защищала их. По одной из мифологических версий, Млечный Путь, — это разбрызганное молоко той самой божественной козы Амалфеи ( а не жены Зевса Геры, — как в более популярном мифе о Геракле). Кормилица Зевса хранила его самого и рождённую им дочь. У старика-царя подобной защиты не было: он ведь был не настоящий Зевс, а лишь анекдот о Зевсе! Это и выяснилось при первом же испытании — царь в том божественном молоке сварился.
При этом старик-царь сам себя явно позиционирует как Юпитера, поскольку всё время клянётся бородой. Клятва бородой Юпитера — одна из самых известных клятв. Но — увы! — не Юпитер он, и не Пётр Великий, а лишь анекдот семидесятилетней давности — «с бородой» .
Источник статьи: http://proza.ru/2015/10/09/2308
Черномор — колдун из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Поэма А. С Пушкина «Руслан и Людмила» — волшебная сказка, в которой силы зла противостоят силам добра.
Главные герои произведения, положительные персонажи, сумели справиться с противниками, наделенными волшебной силой. Самым опасным врагом Людмилы и Руслана является коварный Черномор.
Описание карлы
Внешний вид Черномора вызывает неприятное ощущение у читателя. Всемогущий злодей уродлив и смешон. Это человек маленького роста, тщедушного телосложения. Дополняют облик карлы короткие ножки, лысая голова, фантастически длинная борода. Именно она является гордостью Черномора, так как заключает в себе волшебную силу. Лишившись бороды, Черномор становится жалким слабым карликом.
Темное прошлое
Историю жизни колдуна мы узнаем из уст говорящей Головы. Оказывается, Черномор являлся старшим братом живой Головы. Будучи ребенком, Черномор завидовал своему брату, который обладал огромным ростом, сильным телом, ловкостью, красотой. Повзрослевший Черномор задумал подлый поступок: решил погубить родного брата. Он хотел стать хозяином волшебного меча, единственного оружия, способного лишить его волшебной силы. Карла уговорил брата добыть меч, потом отсек ему голову. Жизненные силы брата – богатыря колдун сосредоточил в отрубленной голове. Черномор решил сделать Голову вечным хранилищем заветного меча. Родного человека он безжалостно обрек на незаслуженные мучения.
Настоящее
Учинив расправу, надежно спрятав заветный меч, Черномор успокоился. Он поселился в огромном роскошном дворце, зажил счастливой беззаботной жизнью. Его окружение — покорные слуги. Его соратница — злая колдунья Наина. Уродливый старец похищает красивых девиц, развлекается, творит злые дела. Очередной жертвой уродливого старца становится прекрасная Людмила. Очарованный ее красотой, чувствуя безнаказанность, карла похищает девушку. Он поселяет ее в богатые покои, пытается подкупить дорогими подарками, но не может добиться расположения красавицы. Льстивые речи, хитрые уловки, угрозы не помогли Черномору заставить Людмилу быть покорной. Колдун вынужден использовать колдовскую силу, погрузив девушку в волшебный сон.
Расплата
Всесильный Черномор побежден богатырем Русланом. Добро всегда побеждает зло. Отрублена волшебная борода — злой колдун становится жалким карликом. Любовь, преданность, благородство оказываются сильнее колдовских чар.
Источник статьи: http://fandea.ru/1063-chernomor-koldun-iz-poemy-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila.html
Старик с длинной бородой из сказки пушкина
Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: «старик с длинной бородой из сказки пушкина» с полным описанием и рекомендациями.
Страница 7 из 10
Ax, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Еще милее тем она.
Всечасно прелестию новой
Умеет нас она пленить;
Скажите: можно ли сравнить
Ее с Дельфирою суровой?
Одной – судьба послала дар
Обворожать сердца и взоры;
Ее улыбка, разговоры
Во мне любви рождают жар.
А та – под юбкою гусар,
Лишь дайте ей усы да шпоры!
Блажен, кого под вечерок
В уединенный уголок
Моя Людмила поджидает
И другом сердца назовет;
Но, верьте мне, блажен и тот,
Кто от Дельфиры убегает
И даже с нею незнаком.
Да, впрочем, дело не о том!
Но кто трубил? Кто чародея
На сечу грозну вызывал?
Кто колдуна перепугал?
Руслан. Он, местью пламенея,
Достиг обители злодея.
Уж витязь под горой стоит,
Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мочным роет.
Князь карлу ждет. Внезапно он
По шлему крепкому стальному
Рукой незримой поражен;
Удар упал подобно грому;
Руслан подъемлет смутный взор
И видит – прямо над главою –
С подъятой, страшной булавою
Летает карла Черномор.
Щитом покрывшись, он нагнулся,
Мечом потряс и замахнулся;
Но тот взвился под облака;
На миг исчез – и свысока
Шумя летит на князя снова.
Проворный витязь отлетел,
И в снег с размаха рокового
Колдун упал – да там и сел;
Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает…
Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.
Меж тем, на воздухе слабея
И силе русской изумясь,
Волшебник гордому Руслану
Коварно молвит: “слушай, князь!
Тебе вредить я перестану;
Младое мужество любя,
Забуду всё, прощу тебя,
Спущусь – но только с уговором…”
“Молчи, коварный чародей! –
Прервал наш витязь: – с Черномором,
С мучителем жены своей,
Руслан не знает договора!
Сей грозный меч накажет вора.
Лети хоть до ночной звезды,
А быть тебе без бороды!”
Боязнь объемлет Черномора;
В досаде, в горести немой,
Напрасно длинной бородой
Усталый карла потрясает:
Руслан ее не выпускает
И щиплет волосы порой.
Два дни колдун героя носит,
На третий он пощады просит:
“О рыцарь, сжалься надо мной;
Едва дышу; нет мочи боле;
Оставь мне жизнь, в твоей я воле;
Скажи – спущусь, куда велишь…”
“Теперь ты наш: ага, дрожишь!
Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле”.
Смиренно внемлет Черномор;
Домой он с витязем пустился;
Летит – и мигом очутился
Среди своих ужасных гор.
Тогда Руслан одной рукою
Взял меч сраженной головы
И, бороду схватив другою,
Отсек ее, как горсть травы.
“Знай наших! – молвил он жестоко, –
Что, хищник, где твоя краса?
Где сила?” и на шлем высокой
Седые вяжет волоса;
Свистя зовет коня лихого;
Веселый конь летит и ржет;
Наш витязь карлу чуть живого
В котомку за седло кладет,
А сам, боясь мгновенья траты,
Спешит на верх горы крутой,
Достиг, и с радостной душой
Летит в волшебные палаты.
Вдали завидя шлем брадатый,
Залог победы роковой,
Пред ним арапов чудный рой,
Толпы невольниц боязливых,
Как призраки, со всех сторон
Бегут – и скрылись. Ходит он
Один средь храмин горделивых,
Супругу милую зовет –
Лишь эхо сводов молчаливых
Руслану голос подает;
В волненьи чувств нетерпеливых
Он отворяет двери в сад –
Идет, идет – и не находит;
Кругом смущенный взор обводит –
Всё мертво: рощицы молчат,
Беседки пусты; на стремнинах,
Вдоль берегов ручья, в долинах,
Нигде Людмилы следу нет,
И ухо ничего не внемлет.
Внезапный князя хлад объемлет,
В очах его темнеет свет,
В уме возникли мрачны думы…
“Быть может, горесть… плен угрюмый…
Минута… волны…” В сих мечтах
Он погружен. С немой тоскою
Поникнул витязь головою;
Его томит невольный страх;
Недвижим он, как мертвый камень;
Мрачится разум; дикий пламень
И яд отчаянной любви
Уже текут в его крови.
Казалось – тень княжны прекрасной
Коснулась трепетным устам…
И вдруг, неистовый, ужасный,
Стремится витязь по садам;
Людмилу с воплем призывает,
С холмов утесы отрывает,
Всё рушит, всё крушит мечом –
Беседки, рощи упадают,
Древа, мосты в волнах ныряют,
Степь обнажается кругом!
Далеко гулы повторяют
И рев, и треск, и шум, и гром;
Повсюду меч звенит и свищет,
Прелестный край опустошен –
Безумный витязь жертвы ищет,
С размаха вправо, влево он
Пустынный воздух рассекает…
И вдруг – нечаянный удар
С княжны невидимой сбивает
Прощальный Черномора дар…
Волшебства вмиг исчезла сила:
В сетях открылася Людмила!
Не веря сам своим очам,
Нежданным счастьем упоенный,
Наш витязь падает к ногам
Подруги верной, незабвенной,
Целует руки, сети рвет,
Любви, восторга слезы льет,
Зовет ее – но дева дремлет,
Сомкнуты очи и уста,
И сладострастная мечта
Младую грудь ее подъемлет.
Руслан с нее не сводит глаз,
Его терзает вновь кручина. ..
Но вдруг знакомый слышит глас
Глас добродетельного Финна:
“Мужайся, князь! В обратный путь
Ступай со спящею Людмилой;
Наполни сердце новой силой,
Любви и чести верен будь.
Небесный гром на злобу грянет,
И воцарится тишина –
И в светлом Киеве княжна
Перед Владимиром восстанет
От очарованного сна”.
Руслан, сим гласом оживленный,
Берет в объятия жену,
И тихо с ношей драгоценной
Он оставляет вышину
И сходит в дол уединенный.
В молчаньи, с карлой за седлом,
Поехал он своим путем;
В его руках лежит Людмила
Свежа, как вешняя заря,
И на плечо богатыря
Лицо спокойное склонила.
Власами, свитыми в кольцо,
Пустынный ветерок играет;
Как часто грудь ее вздыхает!
Как часто тихое лицо
Мгновенной розою пылает!
Любовь и тайная мечта
Русланов образ ей приносят,
И с томным шопотом уста
Супруга имя произносят…
В забвеньи сладком ловит oн
Ее волшебное дыханье,
Улыбку, слезы, нежный стон
И сонных персей волнованье…
Меж тем, по долам, по горам,
И в белый день, и по ночам,
Наш витязь едет непрестанно.
Еще далек предел желанный,
А дева спит. Но юный князь,
Бесплодным пламенем томясь,
Ужель, страдалец постоянный,
Супругу только сторожил
И в целомудренном мечтанье,
Смирив нескромное желанье,
Свое блаженство находил?
Монах, который сохранил
Потомству верное преданье
О славном витязе моем,
Нас уверяет смело в том:
И верю я! Без разделенья
Унылы, грубы наслажденья:
Мы прямо счастливы вдвоем.
Пастушки, сон княжны прелестной
Не походил на ваши сны,
Порой томительной весны,
На мураве, в тени древесной.
Я помню маленький лужок
Среди березовой дубравы,
Я помню темный вечерок,
Я помню Лиды сон лукавый…
Ах, первый поцелуй любви,
Дрожащий, легкий, торопливый,
Не разогнал, друзья мои,
Ее дремоты терпеливой…
Но полно, я болтаю вздор!
К чему любви воспоминанье?
Ее утеха и страданье
Забыты мною с давних пор;
Теперь влекут мое вниманье
Княжна, Руслан и Черномор.
Пред ними стелется равнина,
Где ели изредка взошли;
И грозного холма вдали
Чернеет круглая вершина
Небес на яркой синеве.
Руслан глядит – и догадался,
Что подъезжает к голове;
Быстрее борзый конь помчался
Уж видно чудо из чудес;
Она глядит недвижным оком;
Власы ее как черный лес,
Поросший на челе высоком;
Ланиты жизни лишены,
Свинцовой бледностью покрыты;
Уста огромные открыты,
Огромны зубы стеснены ..
Над полумертвой головою
Последний день уж тяготел.
К ней храбрый витязь прилетел
С Людмилой, с карлой за спинок
Он крикнул: “здравствуй, голова!
Я здесь! наказан твой изменник!
Гляди: вот он, злодей наш пленник!”
И князя гордые слова
Ее внезапно оживили,
На миг в ней чувство разбудили,
Очнулась будто ото сна,
Взглянула, страшно застонала…
Узнала витязя она
И брата с ужасом узнала.
Надулись ноздри; на щеках
Багровый огнь еще родился,
И в умирающих глазах
Последний гнев изобразился.
В смятеньи, в бешенстве немом
Она зубами скрежетала
И брату хладным языком
Укор невнятный лепетала…
Уже ее в тот самый час
Кончалось долгое страданье:
Чела мгновенный пламень гас,
Слабело тяжкое дыханье,
Огромный закатился взор,
И вскоре князь и Черномор
Узрели смерти содроганье…
Она почила вечным сном.
В молчаньи витязь удалился;
Дрожащий карлик за седлом
Не смел дышать, не шевелился
И чернокнижным языком
Усердно демонам молился.
Что означает сказка Руслан и Людмила Пушкина. Правдозорershowg12 апреля, 2017
Руслан – символ России, от слов рус – русский, ланд – земля.
Людмила – люд милый, т. е. народы России, невеста и муза Руслана.
Черномор из страны полночных гор похитил Людмилу, он символ идеологии и сил Запада всех времён. Именно западная идеология перед каждой смутой уносит наш люд милый мыслями на Запад, что приводит всю нашу землю русскую в упадок. Изображён Черномор в виде старого еврея карлика с длинной бородой. Сначала Черномор прельщал Людмилу роскошью дворца, а потом усыпил в сетях.
Разыскивая Людмилу Руслан находит в поле огромную голову богатыря. Это символ нашей загнившей элиты, которая когда-то была огромным богатырём, а теперь просто большая загнившая бесполезная голова, которая своей массой закрывает от Руслана меч кладенец – тайные знания. Тайные знания нужны Руслану чтобы победить Черномора и преодолеть тёмные силы его бороды. Борода Черномора – это символ финансовой и идеологической мощи Запада.
С помощью меча кладенца Руслан отрубает бороду Черномору и возвращает Людмилу. Но элитарные кланы, в лице Фарлафа, марионетки колдуньи Наины, убивают Руслана, когда он спит и забирают спящую Людмилу – это расчленение СССР и спящее состояние всех бывших республик.
Старик Финн окропил Руслана мёртвой водой и раны срослись, окропил живой водой и он ожил.
Руслан пошёл в столицу, победил напавших во время сна врагов, разбудил Людмилу и женился на ней.
Пушкин был не только писатель, но и историком исследователем, он исследовал смуту после Ивана Грозного, восстания и отечественную войну 1812 года. В Руслане и Людмиле он образно отразил эти сценарии. Так получилось, что это типичный для России сценарий смут и революция 1917-18 годов и госпереворот 1991-1993 тоже укладываются сюда же.
Что означают все символы повести: старик Финн, Владимир, Черномор, Наина, Фарлаф, Ратмир, Рогдай, Конь и Двенадцать дев, возможно узнать в бесплатной электронной книге “Руслан и Людмила расшифровка второго смыслового ряда” в документах группы “Русская цивилизация”, её легко найти в интернете или купить в бумаге.
Ставьте лайк, подписывайтесь и смотрите новые ролики.
Вступительное слово
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Викторина «Сказки Пушкина» содержит 14 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.
Составитель викторины: Ирис Ревю
1. Какая сказка Пушкина первой появилась в печати?
Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
2. Сколько всего сказок (и каких) написал Пушкин?
Ответ: в общей сложности 7 сказок —
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
3. Какие пословицы и поговорки встречаются в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Ответ: «Не садись не в свои сани», «В корыте много ль корысти?», «У разбитого корыта».
4. Продолжите фразу:
«Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок»
«А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
«Жил старик со своею старухой у …самого синего моря»
«Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил»
5. Из какой сказки Александра Сергеевича Пушкина эти строки?
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: из сказки «О царе Салтане»
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: из «Сказки о рыбаке и рыбке»
«Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…»
Ответ: из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
6. Какой из двух вариантов стал окончательным в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
Вариант 1. «Попадья баба была догадливая,
На всякие хитрости повадливая».
Вариант 2. «Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив».
Правильный ответ: в окончательную версию сказки попал второй вариант.
7. Какими чертами характера наделены положительные персонажи в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе
8. Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: королевич Елисей
9. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: к солнышку, месяцу, ветру
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!»
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»
10. Похожи ли герои сказок Пушкина на героев народных сказок?
Ответ: да, похожи. Например, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» близка по сюжету к народной сказке «Волшебное зеркальце»
11. Кто является автором опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»?
Ответ: композитор Римский-Корсаков
12. К какому событию была приурочена первая постановка оперы-сказки «Сказка о царе Салтане»?
Ответ: Опера-сказка Римского-Корсакова была приурочена к столетнему юбилею Пушкина.
13. История о женихе, оказавшемся разбойником, (сказка «Жених») была своеобразным переходом Пушкина в мир настоящей русской сказки. Какое определение дал сказке автор, когда она увидела свет?
Ответ: Пушкин назвал её «простонародною сказкой»
14. Дайте ответы на вопросы персонажей сказок Пушкина —
Вопрос: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» — молвил он. Ответ: «Вышиб дно и вышел вон».
Вопрос: «Чем вы, гости, торг ведёте, и куда теперь плывете?». Ответ: «Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет. Торговали соболями, Чернобурыми лисами…»».
Вопрос: «Зачем ты, Балда, к нам залез?».
Ответ: «Да вот верёвкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить».
Вопрос: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?».
Ответ: «Ты прекрасна, спору нет; но царевна всех милее»
Источник статьи: http://xn—-7sbckc3dapf3ab.xn--p1ai/starik-s-dlinnoy-borodoy-iz-skazki-pushkina/