- Встречаются 4 (четыре) вида курганов «усами»
- Курганы с «усами» урало-казахстанских степей.
- // Челябинск: 2006. С. 232. ISBN: 5-88521-165-5
- Введение. — 9
- Глава I. Комплексы курганов с «усами»: типология и анализ. — 14
- Глава II. Основные архитектурные и культовые особенности. — 92
- Глава III. Вещевой инвентарь курганов с «усами» и вопросы хронологии. — 110
- Глава IV. Археоастрономический аспект исследований курганов с «усами». — 140
- Глава V. Этнокультурная принадлежность курганов с «усами». — 146
- Глава VI. Урало-казахстанские степи в V-VIII вв. (этно-историческая реконструкция). — 162
- Заключение. — 175
- Приложение 1. Список комплексов курганов с «усами», исследованных раскопками и использованных в работе. — 177
- Приложение 2. Описание комплексов курганов с «усами» урало-казахстанских степей. — 179
- Литература. — 219
- Список сокращений. — 229
- Summary. — 230
- История исследований курганов с «усами».
Встречаются 4 (четыре) вида курганов «усами»
Билет №9
Алихан Букейханов — лидер национального демократического движения в начале XX века.
АлиханНурмухамедовичБукейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского национального правительства Алаш-Орда, ученый, талантливый публицист. АлиханБукейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге:Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599). В то же время он активно боролся против русской колонизации Киргизской степи.
Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова — идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда», и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.
В период 1905–1907 годов в России произошла первая русскаяреволюция. В Казахстане не было вооруженного противостояниянаселения с властями. Но были отдельные выступления казахов, рабочих и крестьян. Одним из важных событий этих лет было участие представителей местного населения в Государственной ДумеРоссии.
В этот период началось усиление колониальной политики царского правительства. Оно выразилось в следующем: во-первых,продолжался процесс массового изъятия земель казахов впереселенческий фонд и в пользу казачества. К примеру, по царскому указу 1904 года Сибирскому казачьему войску была передана в «вечную собственность» десятиверстная полоса. Эта идругие меры царизма приводили к массовому обезземеливаниюжителей Степи. В начале XX века в одной только Семипалатинской области было около 147 тысяч безземельных казахов. Последние арендовали земли у сибирского казачества, императорcкие на территории Алтайского горного округа, у крестьян Томской, Тобольской губерний и в Китайской империи. Во-вторых, происходил активный вывоз скотоводческого сырья, минеральных ресурсов из края. Инициативу по вывозу природных ископаемых Казахстана перехватили иностранцы, скупившие за бесценок многие рудники и шахты, заводы и фабрики. В-третьих, существенно усилилась эксплуатация рабочих, в первую очередь,казахских. В-четвертых, царское правительство усилило в крае деятельность православных миссионеров.
2. Охарактеризуйте особенности погребений Тасмолинской культуры.
1. Схема ответа:
В ареал тасмолинской историко-культурной общности раннесакского времени принято относить районы Центрального (тасмолинская культура), Северного Казахстана (улыбай-тасмолинская культура) и Южного Зауралья (бобровско-тасмолинская культура). Согласно недавним исследованиям на Тургае памятники Тасмолы распространены и западнее Казахского мелкосопочника
В целом, Тасмола – это большая общность, которая в раннесакскую эпоху была территориально распространена по всей обширной Сарыарке. Ядром этой общности были племена Центрального Казахстана, где локализуются памятники собственно тасмолинской археологической культуры.
Как показывают современные исследования, тасмолинская общность сложилась в VIII в. до н. э., переживала свой расцвет в VII–VI вв. до н. э.. Культура представлена погребальными, культовыми памятниками, поселениями и памятниками статуарного искусства. Основным источником знаний являются курганы. Некрополи улубай-тасмолинских племен состоят из пяти– семи курганов, вытянутых цепочкой вдоль русла рек. Насыпи сложены из камня. Помимо рядовых курганов имеются и крупные курганы, принадлежавшие знати. Эти насыпи расположены одиночно или сгруппированы по три – пять насыпей на одном могильном поле.
Впервые на памятники раннего железного века Центрального Казахстана обратил научное внимание выдающийся казахский ученый Алькей (Аликей) ХакановичМаргулан во второй половине 1940-х гг., что было связано с организацией первой академической экспедиции Казахстана – Центрально-Казахстанской.
2. Особенности:
А) Курганы с «усами» — маркер тасмолинской культуры. Как показывают новейшие подсчеты, на территории Карагандинской области зафиксировано около 400 курганов с «усами», и это еще не полные данные. Основной курган; С восточной стороны –малый курган-спутник, от которого на восток отходят каменный гряды – «усы». Маргулан называл «солнечные» курганы. В кургане-спутнике только жертвенные предметы, кости животных. Погребение человека – в основном, большом кургане. «Усы» — ритуальные, поминальные сооружения.
Встречаются 4 (четыре) вида курганов «усами».
К первому относятся малые курган выложенные с восточной стороны большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы».
При втором виде два кургана строились с юга на севере в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги — «усы».
Третий вид — это когда сначала строил один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «усы».
Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построение друг на друге. По мнению некоторых ученых курганы «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка.
Б) Тасмолинцы практиковали единовременные, одинарные захоронения под курганами. Согласно исследованиям последних лет, новым элементом обряда оказалось наличие в раннесакских курганах Центрального Казахстана дромосных могил – коридор вырытый в земле, перекрытый поверх плитами или деревом, идет от погребальной камеры. Выявленные в могильниках Кособа, Акбеит, «37 воинов» [Бейсенов, 2015а], Бакыбулак, Нуркен-2, Карашокы, Талды-2, Серекты-1, Шерубай, Назар-2, а также в целом ряде других памятников дромосы устроены в восточном, юго-восточном направлении. По-видимому, дромосные могилы демонстрируют общую черту погребального обряда раннесакского населения востока степной Евразии, уходящую корнями в эпоху поздней бронзы.
В) Одной особенностью, появившейся уже на раннем этапе Тасмолы, являются многочисленные околокурганные жертвенники, находимые на территории могильников Центрального Казахстана. Они имеют несколько типов в своем исполнении, среди которых наиболее известными являются округло-овальные восьмикаменники и ограды. Находимые в них предметы узды связаны с символическим жертвоприношением коня.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1028 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник статьи: http://studopedia.net/3_2308_vstrechayutsya—chetire-vida-kurganov-usami.html
Курганы с «усами» урало-казахстанских степей.
// Челябинск: 2006. С. 232. ISBN: 5-88521-165-5
Введение. — 9
Глава I. Комплексы курганов с «усами»: типология и анализ. — 14
Глава II. Основные архитектурные и культовые особенности. — 92
Глава III. Вещевой инвентарь курганов с «усами» и вопросы хронологии. — 110
Глава IV. Археоастрономический аспект исследований курганов с «усами». — 140
Глава V. Этнокультурная принадлежность курганов с «усами». — 146
Глава VI. Урало-казахстанские степи в V-VIII вв. (этно-историческая реконструкция). — 162
Заключение. — 175
Приложение 1. Список комплексов курганов с «усами», исследованных раскопками и использованных в работе. — 177
Приложение 2. Описание комплексов курганов с «усами» урало-казахстанских степей. — 179
Литература. — 219
Список сокращений. — 229
Summary. — 230
Курганы с «усами» урало-казахстанских степей представляют собой удивительные архитектурные сооружения степного населения Евразии. Думается, что информация о них, полученная на сегодняшний день и систематизированная на страницах этой книги, является далеко не полной. Возможно, совершенствование методики исследования таких комплексов позволит коллегам-археологам, историкам, архитекторам и астрономам постичь несравненно большие тайны этих удивительных объектов древней истории. Авторами предпринята не первая, но, хочется думать, оправданная попытка взглянуть на этот тип памятников в системе взглядов и фактов, накопившихся на сегодняшний день.
58 исследованных курганов с «усами», данные которых были доступны для анализа, типологически разделяются на три основных типа.
Наиболее простую конструкцию (от большого кургана отходят «усы», часто начинающиеся и заканчивающиеся небольшими вымостками) имели 30 курганов типа 1 (по А.З. Бейсенову; тип III и IV по М.К. Кадырбаеву). Двадцать из них не имели грунтовых погребений, а все сопутствующие следы культового ритуала и вещевой инвентарь располагались на подкурганной площадке. Десять имели разновременные погребения в пределах подкурганной площадки или рядом с ней.
Тип 2 (по А.З. Бейсенову; тип I по М.К. Кадырбаеву), центральную часть которого составляют два кургана: большой и пристроенный к нему с востока малый курган, или вымостка, от которой, собственно, и отходят каменные «усы». Этот тип курганов более всего известен в центрально-казахстанской группе комплексов данного типа из 16 доступных для исследования памятников. Шесть — не имели погребения. В десяти — располагались разновременные погребения, как правило, в западном большом кургане. В подавляющем своём большинстве курганы этого типа демонстрируют двойную планиграфию, когда большой курган более древний, а малый и сами «усы» пристраивались позднее.
Тип 3 (по А.З. Бейсенову, тип II по М.К. Кадырбаеву) образуют комплексы, имеющие два или более курганов, расположенных по линии С-Ю. Исследовано 12 комплексов этой группы, 7 из которых не имели погребения и 5 содержали погребения в одном из курганов.
Особый тип образуют 14 комплексов селенташского типа, которые содержат основные характеристики погребально-поминального ритуала и категории вещевого инвентаря, что и курганы с «усами», однако при этом не имеют «усов». Одиннадцать из них не имели погребений. В трёх случаях зафиксированы погребения и их остатки.
Из всех известных и исследованных на сегодняшний день комплексов курганов с «усами» и курганов селенташского типа 32 содержат датирующий материал, находившийся в разных частях комплексов и в различных условиях залегания. Хронологически он распределился следующим образом:
3 — эпоха бронзы;
6 — ранний железный век (из них 6 содержали материалы тасмолинской культуры и 4 — сарматской культуры);
34 — ранне средневековье (из них 15 содержит хорошо датируемые материалы V-VIII вв., а 19 — лишь керамику);
4 — развитое средневековье ( памятники селенташского типа VIII-IX вв.).
Раннесредневековые материалы, как правило, были обнаружены в «чистых» комплексах, не содержащих двойной планиграфии или стратиграфии. При этом следует отметить, что керамический комплекс, полученный в результате исследования курганов с «усами» и селенташских памятников, который составляют до шестидесяти целых, реконструированных сосудов и фрагментов от них, образует 7 основных типологических групп, которые демонстрируют в целом типологическое и культурно-хронологическое единство в месте керамических комплексов степной Евразии V-VIII вв. Притом, что в собственно тасмолинских погребальных комплексах на сегодняшний день керамика не обнаружена. Таким образом, проведённый анализ позволяет утверждать, что комплексы курганов с «усами» не связаны с тасмолинской культурой Центрального Казахстана, равно как и с бронзовым и раннежелезным веком урало-казахстанских степей. Наиболее правомерным будет отнести эти памятники к раннему средневековью и определить основное время их сооружения эпохой переселения народов в пределах V-VIII вв. Вопросы их историко-культурной реконструкции невероятно сложны, что требует дальнейшего рассмотрения.
В частности, по вопросу этнокультурной принадлежности курганов с «усами» разошлись не только точки зрения авторов данной работы, но и исследователей, занимающихся проблемами истории кочевых обществ степной Евразии эпохи раннего средневековья. Таким образом, данное исследование лишь подводит предварительный итог изучения феномена курганов с «усами».
Источник статьи: http://kronk.spb.ru/library/2006-chel-kuuks.htm
История исследований курганов с «усами».
Интересными по конструкции в астрономическом плане являются курганы с «усами», находящиеся в степях Южного Урала и Казахстана, предположительно используемые для календарного счета дней в течение года, традиционно перенесенные на Южный Урал, возможно, потомками тасмолинской культуры — саками или гуннами, из степей Казахстана в эпоху Великого переселения народов.
Особенностью курганов с «усами» являются длинные каменные или земляные «усы», вытянутые, в основном, с запада на восток от Центрального кургана или Центральной группы курганов. Причем, как, правило, в них нет человеческих погребений, встречаются погребения лошадей или конской сбруи с колчанами стрел. То есть, погребения являлись символическими, указывая на ритуальный характер курганов таких памятников.
В комплексном археологическом исследовании «Курганы с «усами» урало-казахстанских степей», написанном челябинскими историками, д.и.н. С.Г. Боталовым, д.и.н. А.Д. Таировым, к.и.н. И.Э. Любчанским в 2006 г., дана историческая справка об исследовании подобных памятников: «Памятники этого типа встречаются на огромной территории Евразийской степи от Восточного Туркестана до Поднепровья. Однако наибольшее количество курганов с «усами» сосредоточено в четырех компактных группах: 1-я – сары-аркинская, включающая большую часть Центрального Казахстана и Поиртышья; 2-я – улутаутская; 3-я – мугоджарская и примыкающая к ней 4-я – зауральская… Впервые мысль о датировке курганов с «усами» эпохой раннего железа была высказана… П.С. Рыковым, который… включил их в группу памятников, условно относимых к «скифо-сарматским (Рыков, 1935. С.43). В дальнейшем эту мысль поддержал М.П. Грязнов, отмечавший, что «если не все, то часть этих курганов относится к ранне-скифскому времени» … По вопросу культурной и хронологической принадлежности курганов с «усами» в археологической науке возобладала точка зрения П.С. Рыкова и М.П. Грязнова. Предложенная ими датировка была в дальнейшем поддержана и уточнена М.К. Кадырбаевым в его кандидатской диссертации. Он включил курганы с «усами» в выделенную им тасмолинскую культуру и раздвинул хронологические рамки существования таких комплексов VIII в. до н.э. — середина I тыс. н.э. … Первые раскопки кургана с «усами» на Южном Урале были проведены Н.А. Мажитовым в 1971 году на могильнике у села Нижне-Давлетово (Зауральская Башкирия), где, помимо фрагментов от горшка был найден железный втульчатый наконечник копья ланцетовидной формы. Исследователь отнес данный памятник к середине I тыс. н.э. В 1980-е годы отрядами Урало-Казахстанской археологической экспедиции были начаты исследования комплексов селенташского типа и курганов с «усами» (Селенташ, курганы 4 и 5; Елантау, курган 4; Крутой овраг, Каинсай, курган 14; курганоы с «усами» (Крутая Гора). В эти же года Э.Р. Усмановой на могильнике Кызыл-Жар близ города Лисаковска исследуется курган селенташского типа (курган 1) и С.Г. Боталовым (курган 2, 3, 4, сооружение 8) [Боталов, 1996. С. 152-154]… Однако, невыразительность материалов, получаемых при раскопках этих памятников не позволяла точно установить их культурно-хронологическую позицию. Данная ситуация сохранялась до 1993 года, когда отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции под руководством А.Д. Таирова в Восточном Оренбуржье был исследован комплекс кургана с «усами» Солончанка I, материалы которого позволили получить относительно точную датировку памятника и отнести его к эпохе» Великого переселения народов»…[Курган с «усами», 1999]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 9-13].
Относительно современной научной точки зрения о культурной принадлежности курганов с «усами» М.К. Хабдулина пишет: «В настоящее время южноуральские археологи, исходя из материалов трех курганов Южного Урала (Солончанка I, Султантимировский I, Городищенский IX), датированных 1 тыс. н.э., и синхронных комплексов Казахстана (наиболее яркие из них — Канаттас, к. 19, Коктал, Зевакино, к. 1,2, Беркутты) относят курганы с усами к раннему средневековью (V-VIII вв.). Этнокультурную принадлежность определяют как гуннскую [Любчанский, 1998], или тюркскую [Боталов, 2000, с. 289]. Более доказательной кажется точка зрения о самостоятельности коргантасского этапа как нового культурного образования, отличного от тасмолы [Таиров, 2006; Пересветов, 2006]» [Хабдулина, 2007. с. 8].
В историческом исследовании С.Г. Боталова, А.Д. Таирова, И.Э. Любчанского дается справка о первых научных предположениях астрономического назначения использования курганов с «усами»: «…различными авторами предпринимались попытки астрономической трактовки пространственной ориентации комплексов курганов с «усами». Начало их изучения методами астрономии было положено П.И. Мариковским, который при исследовании курганов с грядами долины реки Или (Малайсары и Толагай) предложил рассматривать эти комплексы как некую пространственную модель, ось которой проходит от центрального кургана на восток, на ориентирную точку, обозначенной каменной вымосткой или отдельным камнем, находящимся на срединной линии между окончанием «усов». В этом случае данная ось будет указывать на восход солнца в день весеннего (21 марта) и осеннего (21 сентября) равноденствия. А линии, идущие от окончания «усов» на контрольную точку, укажут восход солнца в день летнего (21 июня) и зимнего (22 декабря) солнцестояния [Мариковский, 1977. С. 57]. Позднее он предложил разделить все курганы с «усами» на две группы – ориентированные на солнце и ориентированные на другие небесные тела (Плеяды, Орион, Сириус и др.) [Мариковский, 1983. С. 27-29]. В каком-то смысле методика П.И. Мариковского получила развитие в работах, проводимых Н.М. Бекбасаровым на курганах с «усами» Центрального Казахстана. Принципиальное отличие его исследований от предшествующих заключалось в том, что Н.М. Бекбасаров произведя сложнейшие расчеты, выявил астрономическими методами широту места и направление истинного меридиана, установил географические азимуты направлений (в отличие от направлений П.И. Мариковского, который ограничился магнитными), вычислил склонения Солнца и Луны в момент их восхода и захода. В результате Н.М. Бекбасаровым были построены видимые пути восходов и заходов Солнца и Луны при крайних значениях склонения для средней эпохи предполагаемых наблюдений и было проведено сравнение совпадений визируемых направлений с действительными положениями этих астрономических объектов на горизонте [Бекбасаров, 1993. С. 207-231; 1996. С. 12-14; 1997. С. 11-13; 1998. С. 163-170]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 140-141].
Далее в историческом исследовании С.Г. Боталова, А.Д. Таирова, И.Э. Любчанского указываются сомнения некоторых авторов в закономерности астрономических расчетов Н.М. Бекбасарова, изложенные, например, А.З. Бейсеновым, в частности, в том, что «имея в своей основе одно смысловое содержание, эти памятники не всегда одинаково выглядят во внешнем исполнении, т.е. в отношении планиграфии [Бейсенов, 1998. С. 172]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 141].
Автор данной статьи считает, что в отношении такого высказывания есть смысл, все-таки, поддержать выводы Н.М. Бекбасарова, не смотря на разную планиграфию памятников, на той реалистической основе, что в сочетании с различной линией горизонта, наблюдатель получит несколько отличающиеся друг от друга азимуты направлений на разных памятниках, при том, что смысловое содержание этих памятников останется одним и тем же, а именно, направлениями на точки восхода Солнца в равноденствие, солнцестояние, срединное время года и точки восхода Луны или в рассматриваемые даты, или в крайних положениях высокой и низкой Луны. Также, за некоторые объекты на горизонте принимаются старые курганы бронзового века, что тоже нельзя исключать из предполагаемых направлений на памятниках данного типа.
На Южном Урале археологами изучены такие курганы с «усами» как: Городищенский IX, Черкасинский, Рымникский, Кондуровский (Новокондуровский), Амурский, Каменный Амбар VII, Новоактюбинский, Солончанка I, Солончанка IX [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 40, Табл. 2; Боталов и др., 2006, с. 374-408]. Из них, в археоастрономическом плане, исследовались в Оренбургской области — Солончанка IX [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 45-47, Табл. 4], Солончанка I [Полякова, 2006, с. 18-20; 2007, с. 108-119], в Челябинской области — Каменный амбар VII [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 47-48] и Кондуровский курган с «усами» [Зданович, Кириллов, 2002, с. 43-45, Табл. 3; Мацына, Полякова, 2005, с. 95; 2006, с. 16-18; Полякова, 2007, с. 120-128], а также, этот же курган, с названием Новокондуровский курган с «усами» [Kirillov, Kirillova, 2009, p. 14-17; 2016, p. 95-100 ].
Источник статьи: http://infopedia.su/20xa3e0.html