Слоги ас ос ус распечатать

Открытый урок по теме «Составление и чтение прямых и открытых слогов са, су, со»
план-конспект урока по теме

Открытый урок по теме «Составление и чтение прямых и открытых слогов са, су, со»

Цели: 1. Учить составлять и читать слоги са, со, су.

2. Развивать артикуляционные возможности, элементарные навыки фонематического восприятия, коммуникативную функцию речи, уточнение произношения имеющихся звуков.

3. Воспитывать речевую активность.

Скачать:

Вложение Размер
2_kl._chtenie.docx 21.62 КБ

Предварительный просмотр:

16. 03 Чтение. Отрытый урок.

Тема: Составление и чтение прямых и открытых слогов са, су, со.

Цели: 1. Учить составлять и читать слоги са, со, су.

2. Развивать артикуляционные возможности, элементарные навыки фонематического восприятия, коммуникативную функцию речи, уточнение произношения имеющихся звуков.

3. Воспитывать речевую активность.

Оборудование: Артикуляционная гимнастика в картинках, предметные картинки: сосна, сова, касса букв и слогов, учебник, тетради.

Литература: К. Л. Крылова «Формирование произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи». – М., «Просвещение», 1993, «100 упражнений для развития речи». – М., «Сова», 2008, Т. Л. Лещинская «Букварик».

— Какой по счёту урок мы начинаем? (второй)

— Как называется наш урок? (чтение)

— Чему мы учимся на уроках чтения? (изучаем буквы, учимся читать слоги, слова; учимся правильно произносить звуки).

  1. Логопедические упражнения.
  1. Упражнение на дыхание «Ветерок».
  • Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
  • Поднять голову вверх, вдох. Опустить сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
  • Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
  • Упр. «Холодный ветерок» подставить ладонь к губам и произнести звук с (ладонь при этом ощущает холодную струйку воздуха).

Есть у дождичка сестричка – с-с-с,

Это быстрая водичка – с-с-с,

С… она свистит, поёт – с-с-с,

И струёй из крана льёт – с-с-с.

ос – ос – ос – у сына нос.

Предметная картинка сова.

— Кто это? (это сова).

— С какого звука начинается это слово? (с).

— Какой буквой обозначаем этот звук? (с).

— Сова на нашем уроке тоже гостья.

— Она для вас придумала игры, задания.

— Если вы будете хорошо работать, она с вами будет играть.

— Дети, сколько букв вы уже знаете?

— Прочитайте эти буквы. (а, у, о, м, с).

(Учитель показывает буквы, дети читают).

— Найдите буквы в кассе букв, покажите и назовите буквы.

(Дети По-очереди выходят к кассе букв, показывают буквы и называют их).

— Дети назовите эту букву (показываю – а), назовите эту букву (показываю – с). Я ставлю эти буквы рядом, какой слог получился? (ас).

На доске: ас Дети по – очереди читают слоги.

— Вы умеете читать эти слоги. На этом уроке мы с вами будем составлять, и читать другие слоги с буквой с.

  1. Работа по теме.
  1. На доске буквы

а) — Назовите буквы .

— Назовите первую букву. (а)

— К этой букве я поставлю букву с.

— Прочитайте слог, который получился. ( СА ). И т.д. су, со.

— Посчитайте, сколько слогов у нас получилось. (три).

-Посмотрите, какая буква повторяется во всех слогах. (с).

— Одинаковые ли буквы после буквы с?

— Какая буква в первом слоге? (а). и т. д. у, о.

б) – Прочитайте первый слог.

— Составьте этот слог. (Один ученик на доске, остальные – за партой).

— Какой слог составил Слава? Ит.д. спрашиваю всех детей.

Та же работа со слогами су, со.

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

в) — Прочитаем слоги которые у нас на доске: са, со, су.

г ) – Прочитайте первый слог. Найдите у меня такой же слог на карточке.

(работа у доски) Слоги: са, су, со.

Чтение слогов хором, цепочкой.

Сова поиграет с вами.

Где живёт сова? (в лесу) Представьте, что вы в лесу.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(Положить ладоши и перебирать пальцами)

Где листок к листку прилип,

(Поднять руки вверх; хлопать в ладошки).

Вырос гриб, гриб, гриб.

(С поворотами кистей (то одна сверху, то другая сверху) руки вверх в «замок»).

Кто нашёл его друзья?

(Руки вниз и на пояс)

(Повороты туловища вправо – влево).

— Составьте слог СА. На доске один ученик, остальные за партой.

  1. Чтение ранее изученных слогов слов.

Чтение хором, по-очереди.

Дети читают слово на карточке, объясняют его, ставят к соответствующей картинке.

Показываю картинки: сосна, сова.

-Что это? (это сосна).

— С какого звука начинается это слово? (с).

— Кто это? (это сова).

— С какого звука начинается это слово? (с).

— Что тут?(Тут сосна).

— Кто на сосне? (на сосне сова)

— Что делает сова?(Сова спит).

Читаю ещё раз текст полностью.

Тут сосна. На сосне сова. Она спит.

— Кто на сосне? (на сосне сова).

— Что делает сова? (сова спит).

VI. Итог. – Чему учились на уроке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка комбинированного урока в 3 классе по УМК STARLIGHT 3 . Раздел «Story land». Урок проводится с использованием интерактивной доски.

(Опыт сравнительного анализа «Скупого рыцаря» А.С Пушкина и «Гобсека» Бальзака»Метод: проблемный урок. .

В данном материале описано проведение открытого урока по математике для учеников 6 класса. Обобщающий материал на тему: «Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние».

Конспект открытого урока.

открытый урок в 6 классе по теме «Координатная прямая» . урок открытия новых знаний, сруктура урока соответствует фгос.

открытый урок в 6 классе по теме «Координатная прямая» . урок открытия новых знаний, сруктура урока соответствует фгос.

Методическая разработка открытого урока по теме: «Построение чертежа прямой юбки&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/01/31/otkrytyy-urok-po-teme-sostavlenie-i-chtenie

Домашние задания по автоматизации звука [С]

Предлагаю вам материал по автоматизации звука [С] в слогах. Данные упражнения предназначены в качестве домашнего задания (используются как вклейка в тетрадь ученика) по автоматизации звука [С] во всех слоговых позициях. Логопед из списка слов на отработку звука выбирает только те слова, которые состоят из звуков не нарушенных в произношении у ребенка.

Родителям и ребенку удобно пользоваться данной вклейкой, так как звук отрабатывается, начиная от слогов и заканчивая предложением.

В качестве дополнительного и самостоятельного задания ребенку предлагается раскрасить и назвать (подписать) картинки на данную слоговую позицию звука [С].

Слог СА

Произносить (читать) слоги:

са — со — су — сы
сы — су — со — са
са — сы — со — су
су — са — сы — со
со — су — са — сы
со — су — са — сы

Произносить слова, предложения:

Сабля, сад, садик, сайка, сайра, сальто, сало, сам,сани, санки, Саня, сахар, коса, колбаса, кусать, леса, лиса, оса, писать, полоса, роса, сады, садовник, салат, салон, салют, салфетка, самокат, самолет, сандалии, санитар, сапог, сарай, сарафан, касса, масса, колеса, плакса.

Саня идет в сад. В саду оса. У самого носа оса. Оса полосатая. Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете. Самолет идет на посадку. Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами. У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях. Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги. Садовник посадил сад.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СО

Произнеси слова, предложения:

Соболь, совы, сода, сокол, соль, Соня, сом, сон, босой, висок, волосок, высокий, колесо, кусок, носок, песок, фасоль, собака, совет, соловей, солома, мясо.

Бориса покусала собака. Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает. На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса. Дайте Сани сок и ананаса кусок. Песок в совке. Соль в солонке. Сонный сом на дне. Соня спала на соломе. Соня, купи маме соды.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СУ

Произнеси слова, предложения:

Суд, суп, сук, сумка, сумма, сутки, сухо, барсук, несу, пасу, посуда, рисунок, суббота, сугроб, сундук, сухой, вынесу.

Суп стынет. У мамы новая сумка. В лесу сухо. Барсук готовится к зиме. Несу сумку. На столе стоит посуда. Соня нарисовала рисунок. В сундуке лежит посуда. За сутки намело сугроб.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СЫ

СА-со-су-сы
Со-са-сы-су
Сы-су-са-со
Су-сы-су-са

Произнеси слова, предложения:

Сыр, сыпь, сыреть, сырник, сыро, сырой, сырок, сырость, сырьё, сыворотка, сыграть, сын, сыпать, сытый, Волосы, косы, носы, усы, рельсы, посылка, косынка, курносый,

Волосы заплели в косы. Посылка была сырой. От сыра у Сани соскочила сыпь. Сырники очень сытные. У мамы сын курносый. Из сыворотки делают сыр. На улице сыро.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог АС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка.

Астра распустилась. Что одеть каску или маску? Масло попало в квас. Ласточка вьет гнездо. Погас красный фонарь. Колбаса из пасты.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ОС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

Нос на морозе красный. На острове растут абрикосы. Барбос побежал со мной на покос. Хочу полететь в космос. Острая полоска бумаги. Мост над рекой. У меня высокий рост.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог УС – ЮС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Ус, вкус, куст, пуск, густо, пусто, вкусно, капуста, грустный, тру, укус, плюс, пустыня, минус, парус, глобус, фокус, кактус, автобус, куски, уснул, устал.

В огороде густо выросла капуста. Семь плюс пять. Нажали кнопку пуск. Плывет парус. Саня устал и уснул. На окне кактус. В автобусе едет трус.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ЫС-ИС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения.

выслать, выставка, лис, диск, лист, писк, киска, миска, денис, баянист, искра, кислый.

Нужно быстро выслать лист. На выставке были денис и борис. В миске рис. Под ногами хоккеиста искры.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слоги со стечением согласных:

СВА-СВО-СВУ-СВЫ
СКА-СКО-СКУ-СКЫ
СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ
СМА-СМО-СМУ-СМЫ
СНА-СНО-СНУ-СНЫ
СПА-СПО-СПУ-СПЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ

Произнеси слова, предложения:

Скамейка, скакать, скакун; скобка, скомкать, скука,скупой маска, миска, киска, каска.

Слава встал и стал смотреть на сосну. Света, собери сор совком. Бокс — спорт смелых. Толстый сурок застрял в норе. Из костра вылетела искра. Смола проступила сквозь кору сливы. Поставь стул на свое место! Уснул лес под сказку сна.

Василовская Зинаида Викторовна,
учитель-логопед,
Ачинская коррекционная школа-интернат VIII вида

Источник статьи: http://logoportal.ru/9921.html

Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях.
консультация (подготовительная группа) по теме

Автоматизация звука С.

Скачать:

Вложение Размер
avtomatizatsiya_zv_s.docx 30.78 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

1. ПРОЗНОСИТЬ ЗВУК С:

Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя. Звук С глухой, согласный.

Упражнение «Насос», бежит вода из крана: С, С, С

2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ПРЯМЫЕ):

(Четко выделяем артикуляцию гласного звука после произнесения звука С: А — рот широко открыт, О — губы овалом, У — губы вытянуты вперед трубочкой, Ы — рот полуоткрыт, мышцы нижней челюсти испытывают напряжение).

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ОБРАТНЫЕ):

4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

САНЯ, САНИ, САДЫ, САД., САМ, САЙКА, САПОГ, САТИН, САЛЮТ, САМОЛЕТ, САМОЛЕТЫ, САМОКАТЫ, СОВЫ, СОТЫ, СОНЯ, СОДА, СОФА, СОИ, СОК, СОМ, СОЛЬ, СУП, СЫН, САНКИ, САЙКА, САБЛЯ, СОЙКА, СОПКА, СОБАКА, САПОГИ, СОТНЯ, СОЙКА, СУХО, СУДНО, СУМКА, СУМЕТЬ, СУНДУК, СЫПАТЬ, СЫНОК, СВАЯ, СКАКАТЬ, СВОЙ, СВОДКА, СКАМЕЙКА, СМЫТЬ, СНОВА, СНЫ, СПАТЬ, СПОКОЙНО, СПУТНИК, СПУТАТЬ, СПУТНИКИ, СТАЯ, СТАВИТЬ, СТАВНИ, СТАКАН, СТО, СТОЙКА, СТОЛБИКИ, СТУК, СТУПКА, СТУПЕНЬКИ,

ОСА, КОСА, КОСЫ, БУСЫ, НЕСУ, ПАСУ, НЕСУТ, ПАСУТ, КУСАТЬ, ГУСАК, ВИСОК, МЯСО, БОСОЙ, КУСОК, НОСОК, ПЕСОК, ПОЯСОК ДОСАДА,

ОСОКА, УСАТЫЙ, ПОСАДКА, ВЫСОКИЙ, ПОСУДА, УСЫ, ОСЫ, ВЕСЫ, НОСЫ, БОСЫЕ, КОСЫНКА, АНАНАСЫ,

БАСНЯ, КАСКА, МАСКА, ПАСТА, ОПАСНО, НОС, ВОСК, МОСТ, ПОСТ, ПУСК, ХВОСТ, ОСПА, КИОСК, КОСМОС, КУСТ, ГУСТО, ПУСТО, ВКУСНО, КАПУСТА, ПОСАДКА, ОПАСНО, КОСЫНКА, КОЛЯСКА, КАКТУСЫ,

ВКУСНЫЙ, ВЫСТАВКА, ДОСТАВКА, НАСТОЙКА, ТАНКИСТЫ, ЯСНЫЙ, ПЛЯСКА, ХЛЯСТИК, МЕСТО, ТЕСТО, ДИСК, ПИСК, КИСКА, ДОСКА, МИСКА, ПОВИС, ТАНКИСТ, КУСКИ, КУСТЫ, ГУСТОЙ, ПУСТОЙ, ПУСТЯК,

ПУСКАТЬ, ТИСКИ, ИСКАТЬ, ПЕНИСТЫЙ, НЕБОСВОД, ИСПУГАТЬ, ПОКОС, УС, НЕС, ПЕС, ОВЕС, УНЕС, БАС, ВАС, ВЕС, НАС, КВАС, ВКУС, ФОКУС, УКУС, КОКОС, НАВЕС, МИНУС, АВТОБУС, ПЛЮС, КЕКС, ПЛИНТУС.

5. ПРОГОВАРИВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК.

У СОНИ ДЛИННАЯ КОСА.

СО — СО — СО, СО — СО — СО

ПЕТЯ КАТИТ КОЛЕСО

СУ — СУ-СУ, СУ-СУ-СУ

Я БЕГУ К АВТОБУСУ.

СЫ — СЫ — СЫ, СЫ — СЫ — СЫ

ДВА ЛИСЕНКА У ЛИСЫ.

СТОК — СТОК — СТОК

У СИМЫ СИНИЙ ЛЕПЕСТОК.

АС — АС — АС, АС — АС — АС

СОК — СОК — СОК, СОК — СОК — СОК

В ДЕТСКИЙ САД ВЕЗУТ ПЕСОК.

СНЫ — СНЫ — СНЫ, СНЫ — СНЫ — СНЫ

В САДУ СТОЯТ ДВЕ СОСНЫ.

АСКА — АСКА — АСКА

6. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

САНЯ ИДЕТ ПО МОСТУ.

АЛИСА ГУЛЯЕТ ПО ЛЕСУ.

НА СУКУ СИДИТ СОВА .

СОБАКА СВОИХ НЕ КУСАЕТ.

СОБАКА ВИДИТ НА СУКУ СОЙКУ.

САМОЛЕТ ЛЕТИТ ВЫСОКО.

НА СТОЛЕ СТОИТ СТАКАН.

ПОД КУСТОМ СТОИТ СКАМЕЙКА.

СОБАКА СПИТ ПОД СКАМЕЙКОЙ.

В СУМКЕ МЯСО, ФАСОЛЬ, САЙКА.

В МИСКЕ КАПУСТА.

У ВАС ВКУСНЫЙ КВАС.

АВТОБУС СТОИТ У МОСТА.

У МОСТА ВЫСОКИЕ СОСНЫ.

В САДУ ПОД СОСНОЙ СКАМЕЙКА.

СОНЯ ПОЕТ ПЕСНЮ.

ПАСТУХ ПАС ТЕЛЯТ.

С ПОЛЯ ГОНЯТ СКОТ.

ДАЙ КОСТЬ СОБАКЕ.

СЫПЬ ПЕСОК, НАСТЯ.

Автоматизация звука «С»

а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
«Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
«Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
«Самомассаж» языка:

  • «Замешиваем тесто» – высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • «Раскатываем тесто скалкой» – проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (движение вперед-назад).
  • «Испекли блинчики» – покусываем кончик языка.
  • «Съели блинчики» – жуем язык, как жвачку (боковые края языка).
  • «Помыли посуду» – шлепаем по языку, говоря при этом пя-пя-пя.

«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленой воздушной струи.
«Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами.
«Сердитая кошечка за забором» – «кошка» прячется за забор, но продолжает злиться.
«Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…

б) задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.

Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений

а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:

в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»

Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы

4. Развитие фонематического слуха

а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:

Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.

Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» и положи фишку обратно в коробку.

б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»:

Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со

в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук «С» в середине слова

Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.

Игра «Скажи ласково» с мячом

Игра «Один – много» с мячом

Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусная сосиска….

Задание: повтори предложения сначала перед зеркалом, а затем без него.

Алиса входит в класс
Соня посадит кактус
Денис кусает кокос
Стоит высокая статуя
Слава спит спокойно
Света идёт по ступенькам
Стул стоит у стола
Соня пьёт сок
Соня пьёт вкусный сок
Соня пьёт вкусный ананасовый сок

Выполнение движений по тексту.

Вот носы, носы, носы
Вот усы, усы, усы
Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот и сами коты

Задание: замени первый звук в слове на звук «С»

Мода – …(сода), ноль – …(соль), Тоня – …(Соня), халат – …(салат), дам – …(сам), бок – …(сок), дом – …(сом), кон – …(сон), лук – …(сук), мало – …(сало).

Задание: доскажи словечко

Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный… (суп)

Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый… (сок)

Мчатся с горки сами
Новенькие… (сани)

Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим… (соли)

ас – ас – ас – покупаем ананас
ас – ас – ас – какой вкусный ананас
ас – ас – ас – съедят осы ананас
ус – ус – ус – у ананаса дивный вкус
ис – ис – ис – ананасы ест Денис

Сани, сани едут сами
Едут в степи и леса
Едут сани в небеса.

Автоматизация звука [с] в слогах и словах

со-со-со-сом, сок, Соня, песок, носок

су-су-су-сук, суп, сумка, сундук, несу

ста-ста-ста-стадо, стакан, капуста, невеста

сто-сто-сто-место, тесто, пусто, густо

сту-сту-сту-стук, ступка, ступеньки

сты-сты-сты-кусты, мосты, хвосты, аисты

Автоматизация звука [с] в словах

Цель : добиваться правильного произношения звука [с] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук.

Автоматизация в словах:

а) со звуком [с] в начале:

Сад, сам, сани, Саня, сало, сайка, сахар, сабля; салат, сапог, салют, сарай, самокат, самолёт, самовар, сарафан;

сом, сон, соя, сор, сода, Соня, соль, совы, соты, сойка, сопка, соус, сокол, соболь, сорок, ссора, сохнуть; сосед, сорока, солонка, собака, соловей;

сук, суп, сухо, сухарь, сумма, сумка, сутки; судак, сучок, сурок, судья, сукно, сундук, сугроб, сухарь;

сыт, сыпь, сыпать, сытый, сырник; сырок, сынишка, сыроежка; свая, свора, свалка, смута, смуглый, смыть, смысл,

спор, спорт, спуск, спутник, стан, сто, стол, стон, столяр,

стул, ступа, стужа, стык, стыть, скатерть, скука, скумбрия;

сварить, свобода, смола, смутить, смычок,

спасибо, спаниель, спускать, стакан, стадион, старик, студент, стыдить, стыковка, скамейка, скакать, скользить, скорпион, скулить, сковорода;

б) со звуком [с] в конце:

Бас, нас, квас, палас, баркас,

нос, босс, трос, насос, кокос, покос, кросс, вопрос, поднос, матрос, Барбос, абрикос,

ус, вкус, трус, укус, индус,

бис, кис-кис, лис, рис, ирис, редис, Борис, Денис, кумыс, кипарис, барбарис,

вес, лес, нёс, утёс, овёс, пляс;

голос, колос, лотос, космос, термос, компас, ананас, уксус, ярус, минус, парус, палтус, фикус, фокус, кактус, глобус, автобус, троллейбус;

в) со звуком [с] в середине:

Оса, коса, лиса, роса, масса, трасса, гусак, полоса, посадка, колбаса;

песок, кусок, висок, лесок, брусок, осока, фасоль, поясок, колосок, волосок, голосок;

усы, осы, носы, весы, бусы, косы, кассы, трусы, рельсы, посылка, индусы, тунгусы, матросы, вопросы, автобусы,

барсук, рисунок; астра, асфальт, Астрахань, хруст, небосвод, спускать.

г) с ударением на слоге.

Образец: с—ам, с—оп-ка, пе-с—ок.

са сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса полоса, колбаса.

со сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий колесо, фасоль, рассол.

су суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда рисую, несут, плясун.

сы сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, ко сынка, посылка.

д) без ударения на слоге.

Образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.

са сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.

су сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.

сы сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.

е) слова со стечением согласных.

Образец: с—вой, с—патъ, прис—танъ.

сва, свосвая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.

ска, скоскала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.

сла, сло, слуслава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.

смо, сму, смы, сна, сно, снысмог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.

Игра «Добавь слог».

Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет слово «сок» («бусы»).

авто. (бусы) ре. (бусы) гло. (бусы) троллей. (бусы)

пе. (сок) воло. (сок)

ку. (сок) коло. (сок)

но. (сок) голо. (сок)

Задание «Назови второй слог, а потом все слово»

(материал предъявляется на слух).

Игра «Добавь слово» ,

И-го-го! — поёт лошадка.

Спи, мышонок, сладко. (сладко).

Дядя Стёпа в этот раз Утопающего. (спас).

Динь-дон. Динь-дон, В переулке ходит. (слон).

Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты. (спишь)

Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский. (сад).

Почетный диплом получил водолаз. Он в море тонувшего мальчика. (спас).

Ходит рыжий, пьёт из лужи,

Не боится лютой стужи. Х

вост лохматый, чёрный нос.

Кто же это? Рыжий. (пёс).(И. Киуру).

Автоматизация звука [c] в прямом слоге.

Произносить (читать) слоги.
са—со—су—сы сы—cy-co—са;
со—су—са—сы са—сы—со—су;
су—са—сы—со со—су—са—сы.

Произносить (читать) слова.

С ударением на слоге:
сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса;
сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол;
суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун;
сын, сыр, сыт, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посыпка.

Без ударения на слоге:
сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса;
сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу;
сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.

Произносить слоги со стечением согласных:
сва-сво-сву-свы;
ска-ско-ску-скы;
сла-сло-слу-слы;
сма-смо-сму-смы;
сна-сно-сну-сны;
спа-спо-спу-спы;
ста-сто-сту-сты.

Произносить слова со стечением согласных:
свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод;
скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды;
слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай;
смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны;
спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать;
стая, сталь, ставни, ставить, стакан, старик, пристань, приставить, достать;
сто, стол, столько, стойка, постой, настойка;
стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.

Автоматизация звука [с] в обратном слоге.

Произносить (читать) слоги.
ас—ос—ус—ыс-эс;
яс-ёс—юс—ис—ес;
ас—яс—ос—ёс;
ас—ёс—юс—ус;
ыс-ус—ос—ас;
ес—ис—юс—ёс—яс;
ус—юс—ыс—ис;
ес—яс—ис—ос.

Произносить (читать) слова.

С ударением на слоге:
бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка;
нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, оспа, рослый, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска;
ус, вкус, арбуз, карапуз, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный, грустный, русский;
мыс, кумыс, быстро, выступ, выслать, рыскать, выставка;
ясно, ясный, ястреб, тряс, пляска, коляска;
нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла, пёстрый;
лес, леска, кресло, место, тесто, тесно, интерес, интересный;
рис, диск, лист, писк, риск, миска, повис, Борис, артист, танкист, искра, кислый, тенистый, гористый, холмистый.

Без ударения на слоге:
парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, куски, кусты, густой, пустой, пустяк, уснул, устал, успел, пускать;
тиски, листва, искать, испугать, история, Испания, пенистый.

Произносить (читать) предложения.
У нас пёс. Пёс уснул. На клумбе астры. У дятла острый нос. Кислый квас. В миске капуста. Арбуз красный. У вас вкусный квас. Мы ловили пескарей. Артисты надели маски. Редиска растёт быстро. Водитель остановил автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Береги нос в трескучий мороз. Усталый Ваня быстро уснул. Ястреб унёс утёнка. На пустыре вырос кустарник. Кто-то поёт грустную песню. Какой чудесный голос у артиста!

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/18/avtomatizatsiya-zvuka-s-v-slogah-slovah-i

Читайте также:  Прическа как у александра усика
Оцените статью
Adblock
detector