- Универсальная тугоплавкая
- ТОП-7 лучших альтернатив Солидолу
- Разновидности
- Солидол синтетический
- Солидол жировой
- Графитная смазка УСсА
- Современная оценка
- ТОП-7 лучших альтернатив
- Литол-24
- ЦИАТИМ-201
- ЦИАТИМ-221
- Униол-2
- EFELE MG-211
- Weicon AL-W
- Molykote Multilub
- Советские литол и солидол. В чем их отличие?
- Как квалифицировать литол
Универсальная тугоплавкая
28. Смазка универсальная среднеплавкая УС-2 , ГОСТ 1033—51
29. Смазка универсальная среднеплавкая УС-3 , ГОСТ 1033—51
УС — см. Жировые солидолы.
Антифрикционные смазки. Для приготовления антифрикционных смазок массового назначения используют в основном мыльные загустители. Наибольшее распространение получили солидо-лы — гидратированные кальциевые смазки, модификатором структуры которых является вода . В СССР вырабатывают в основном синтетические солидолы, для приготовления которых в качестве жирового сырья используют фракции СЖК. Это наиболее дешевые мыльные смазки. Готовят синтетический солидол двух марок — пресс-солидол С и солидол С; и жировой — также двух марок — УС-1 и УС-2. Жировые солидолы приготовляют загущением нефтяных индустриальных масел кальциевыми мылами хлопкового масла, саломаса и других технических жиров . Солидолы
Смазка универсальная среднеплавкая УС
Универсальная среднеплавкая смазка УС
Кальциевые смазки. Самыми распространенными мыльными смазками общего назначения являются солидолы — гидратиро-ванные кальциевые смазки. В качестве модификатора структуры этих смазок используют воду . В СССР вырабатывают в основном синтетические солидолы, для приготовления которых применяют фракции синтетических жирных кислот. Готовят две марки синтетического солидола — пресс-солидол С и солидол С, и две марки жирового солидола — пресс-солидол УС-1 и солидол УС-2 . Жировые солидолы готовят загущением нефтяных индустриальных масел кальциевыми мылами хлопкового масла, саломаса и других технических жиров.
27. Смазка универсальная среднеплавкая УС-1 , ГОСТ 1033—51
28. Смазка универсальная среднеплавкая УС-2 , ГОСТ 1033—51
29. Смазка универсальная среднеплавкая УС-3 . ГОСТ 1033—51
СМАЗКА УС — универсальная среднеплавкая смазка,
ЦИАТИМ-201 приготовляется путем загущения вазелинового приборного масла МВП литиевым мылом и содержит стабилизирующую присадку. Диапазон рабочих температур этой смазки от —60 до 140—150° С. Смазка непригодна для узлов трения, где рабочие температуры могут быть выше 160—180° С, а также для узлов трения с очень большими удельными нагрузками. В связи с малой концентрацией загустителя и низкой вязкостью входящего в нее масла смазка ЦИАТИМ-201 в условиях длительного хранения при повышенных температурах склонна к синерези-су. Поэтому ее хранят в прохладном месте в мелкой таре, чтобы масло не выжималось под давлением вышележащих слоев смазки.
Универсальная средне-плавкая УС-3 Универсальная тугоплавкая УТ-1 Кальциевое мыло хлопкового масла, не менее Индустриальные масла вязкостью 27 — 52 ест при t — 50° С 18 Остальное до 100% 18—22 Остальное до 100% Механические примеси, %, не более . Вода, %, не более . . Однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Температура каплепадения, °С, не ниже . 0,4 2 90 150—220 0,2 0,4 3 130 225—275 0,2 0,5 4 » Для смазывания узлов трения индустриальных и других механизмов при температурах до 115°С без непосредственного’ контакта смазки с водой-При температурах ниже — 20°С применять не рекомендуется
32. Смазка универсальная тугоплавкая УТ-1 , ГОСТ 1957—52
33. Смазка универсальная тугоплавкая УТ-2 , ГОСТ 1957-
Антифрикционные смазки закладываются в узлы трения в целях уменьшения износа и снижения трения, а также для герметизации и защиты детали узла трения от пыли, влаги и коррозионных агентов внешней среды. Антифрикционные смазки применяются во всех случаях, когда смазочные масла не обеспечивают жидкостное трение, либо их невозможно подавать в узел трения, а также в тех случаях, где необходима надежная герметизация и наличие смазки в течение весьма длительного времени. Условия, в которых эксплуатируются антифрикционные смазки, очень разнообразны, поэтому нефтяная промышленность вырабатывает довольно большой ассортимент этих смазок. В основной своей массе антифрикционные смазки изготавливаются на мыльной основе и значительно реже с применением углеводородных загустителей. К смазкам этого класса относятся: соли-долы, консталины, смазка ГОИ-54, приборная АФ-70, универсальная тугоплавкая водостойкая , графитная, самолето-моторная , различные индустриальные, приборные, железнодорожные, морские и другие смазки, всего более 50 сортов и марок. Многие из перечисленных смазок обладают не только антифрикционными, но и защитными и уплотнительными свойствами.
Натриевые и натриево-кальциевые смазки. По объему производства эти смазки занимают пока второе место после гидра-тированных кальциевых. Распространенными натриевыми смазками являются консталины. В отличие от солидолов консталины работоспособны при температурах до 115°С и при повышенных температурах хорошо удерживаются в тяжелонагруженных узлах трения. Однако натриевые и натриево-кальциевые смазки растворимы в воде, т. е. они легко смываются с металлических поверхностей. Консталины готовят на природных жирах — жировые консталины УТ-1, УТ-2 . Получают их загущением нефтяных масел натриевыми мылами касторового масла. Натриевые смазки содержат, как правило, значительное количество загустителя, и при низких температурах применять их не рекомендуется. В отечественном ассортименте насчитывается около 10 наименований натриевых смазок, преимущественно железнодорожных.
30. Смазка универсальная тугоплавкая синтетическая УТс-1 , ГОСТ 5703—51
31. Смазка универсальная тугоплавкая синтетическая УТс-2 , ГОСТ 5703—51
32. Смазка универсальная тугоплавкая УТ-1 , ГОСТ 1957—52
33. Смазка универсальная тугоплавкая УТ-2 , ГОСТ 1957—52
KB — смазка. Выпускалась по ГОСТ 2931-51. Универсальная тугоплавкая морозостойкая кон-сист. смазка, представляющая собой легкое минеральное масло, загущенное натриевыми солями высших жирных к-т . Т-ра капле-пад. не ниже 120°. Пенетрация при 25° 275—325, при —10° 130. Назначение: смазывание шариковых и роликовых подшипников, кожаных манжет ж.-д. тормозов и другого оборудования, работающего при низких т-рах.
Источник статьи: http://www.neftelib.ru/neft-slovar-list/y/447/index.shtml
ТОП-7 лучших альтернатив Солидолу
Солидол – это водостойкая смазка общего назначения, которая производится путем загущения индустриальных масел кальциевым мылом. По рабочим характеристикам продукт сильно уступает современным смазкам и считается устаревшим. Тем не менее, применяется во многих областях промышленности для обработки узлов трения, скольжения и качения, работающих под большими нагрузками при низких и нормальных температурах. Наиболее часто его используют в северных областях в условиях холода и сырости для мощных механизмов спецтехники.
Разновидности
Солидол выпускают согласно трем стандартам, формируя определенные технологические качества с незначительными различиями по характеристикам.
Солидол синтетический
Выпускается по ГОСТу 4366-76. Предназначен для обработки разборных механизмов. Работает в температурном диапазоне -20…+65 °С. В основе применяются минеральные и синтетические масла, загущенные кальциевым мылом высших жирных кислот.
Солидол жировой
Регламентируется ГОСТом 1033-79. Изготавливается из выщелоченных индустриальных масел 20В, И-20А или смеси И-20А и И-40А, загущенных гидратированными кальциевыми мылами жирных кислот растительных жиров. В свою очередь, жировой делится по технологии смазывания:
- солидол Ж – для заправки разборных узлов при -50…+65 °С;
- пресс-солидол Ж – для заправки при помощи ручных нагнетателей не ниже -20 °С.
Графитная смазка УСсА
Производится по ГОСТу 3333-80 на основе солидола с добавлением 10% графита грубого помола. Применяется для тяжелонагруженных механизмов – открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов и др. Для рессор допускается использовать при отрицательных температурах до -50 °С.
Современная оценка
С ростом технологий солидол был вытеснен из большинства технологических процессов более современными смазочными веществами, которые способны работать при более высоких температурах и лучше сохранять стабильность. При этом там, где можно применять солидол, его востребованность невозможно переоценить из-за низкой стоимости и достаточно высокого качества, особенно по водостойкости. Причинами, по которым промышленность прибегает к применению новых смазочных материалов, стало увеличение скоростных и температурных режимов, использование новых технологий ресурсного смазывания, требующего от смазки высокой стабильности и продолжительности действия.
ТОП-7 лучших альтернатив
Сегодня практически не существует пластичных смазок, которые не смогли бы заменить солидол там, где он применяется. Любой смазочный материал универсального назначения с усредненными характеристиками превосходит его практически по всем показателям. Проблемой замены остается лишь стоимость, которая у большинства, даже максимально приближенных аналогов, выше. Исходя из технологических потребностей, которые требуют незначительных расширений диапазона характеристик, можно выделить лишь несколько смазочных материалов, приближенных не только по характеристикам, но и по цене.
Литол-24
Это первая замена солидолу. К тому же Литол-24 стал первой отечественной литиевой смазкой, в которой в качестве загустителя применялось литиевое мыло. Продукт превосходит солидол по устойчивости к высоким температурам и не уступает по морозостойкости (-40 до +120°С). Приблизительно соответствует по несущей способности и превосходит по адгезии.
Отличается повышенной коллоидной стабильностью, способен к восстановлению после температурного расплавления. Литол-24 впервые стали применять для ресурсной заправки подшипников и сейчас широко используют в отечественном автопроме. Единственное, в чем Литол-24 уступает – это в водостойкости, хотя и незначительно.
ЦИАТИМ-201
Литиевая морозостойкая смазка для обработки малонагруженных узлов трения, качения и скольжения. По характеристикам и стоимости наиболее приближена к солидолу. Имеет более расширенный температурный режим использования (-60…+90 °С). При этом уступает по водостойкости и может стать заменой лишь для закрытых (защищенных от воды) механизмов. На сегодняшний день применяется редко, так как имеет более востребованный аналог ЦИАТИМ-221.
ЦИАТИМ-221
Это уже более современная смазочный продукт, в котором в качестве загустителя используется комплекс кальциевых мыл синтетических жирных кислот и уксусной кислоты. По эксплуатационным характеристикам ЦИАТИМ-221 резко отличается от солидолов, прежде всего термостойкостью, работая в диапазоне (-60…+150 °С). Как и все кальциевые смазки, продукт отличается повышенной водостойкостью и обеспечивает отличную защиту от коррозии. На замену ЦИАТИМ-221 применяется только, если того требуют температурные условия и влажная среда эксплуатации, так как стоимость продукта в 2-3 раза выше.
Униол-2
Недорогой пластичный смазочный материал, который изготавливается на основе дизельного масла и кальциевого комплексного загустителя. Продукт уступает солидолу по морозостойкости, но значительно превосходит по термостойкости. Температурный диапазон применения составляет -10…+160 °С. Недостатком Униола стала склонность к термическому упрочнению, что ограничивает применение продукта в качестве ресурсной смазки. В основном Униол-2 применяется в централизованных смазочных системах металлургического оборудования.
EFELE MG-211
Литиевая пластичная смазка на основе минерального масла и литиевого мыла без присадок. Продукт от передового российского производителя компании «Эффективный элемент» является современной заменой солидола во всех областях эксплуатации. Смазка в 5 раз превосходит его по несущей способности и в 2 раза по термостойкости. По морозостойкости и устойчивости к вымыванию водой в принципе аналогична.
По сравнению со многими аналогами, свойства EFELE MG-211 достигнуты исключительно за счет качеств исходных компонентов и не требуют усиления присадками. Это делает смазку долговечной и более надежной. Кроме того, занимая линейку самых современных смазочных материалов данный продукт остается доступным по стоимости для широкого спектра потребления.
Weicon AL-W
Пластичная жировая смазка от популярного немецкого бренда на основе минерального масла и кальциевого мыла растительного происхождения. Разработана специально для подводного применения. Взирая на высокую стоимость нельзя сказать, что продукт является широкой альтернативой солидола. При этом в условиях прямого контакта с водой, в том числе и с морской, такой вариант станет наиболее оптимальной заменой. По характеристикам Weicon AL-W близка к солидолу только по морозостойкости. По термостойкости превосходит его в 2 раза, а по прочности − в 6 раз.
Molykote Multilub
Литиевая минеральная смазка с ингибитором коррозии и противозадирной присадки. Представлена известным брендом от крупнейшей химической корпорации Dow Corning. Продукт характеризуется повышенной адгезией и долговременным сроком эксплуатации. Позиционируется как смазочное вещество для высокоскоростных узлов трения, работающих во влажной среде при температурах -25…+120 °С. На замену солидолу Molykote Multilub пришла в основном с применением импортного оборудования, где ее стоимость окупается производительностью технологического процесса.
Источник статьи: http://smazki.guru/119_top_7_luchshih_alternativ_solidolu.html
Советские литол и солидол. В чем их отличие?
Эти два смазочных материала существуют уже очень давно, можно сказать, что от момента «развитого социализма», когда наша промышленность старалась догнать и перегнать, с чем боле – менее успешно справлялась. И литол и солидол имеют в своей основе нефтяные масла, но они различаются по наличию других компонентов, а следовательно и по эксплуатационным характеристикам, таким, как температура эксплуатации, влажность. Кроме того, эти составы имеют и по несколько модификаций.
Как квалифицировать литол
Смазка Литол, это такая смесь, которая имеет в своем составе нефтяное масло в основе, из — за которого она достаточно устойчивая к влаге и присадки. Процесс загустения масла происходит с использованием мыла лития стеариновой кислоты. Этот элемент придает литолу возможность эксплуатировать смазку при больших перепадах температуры и дает хорошее сцепление с поверхностью, то есть вязкость. Цвет смазки от светло бежевого до шоколадного, выпускается в четырёх видах:
ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 применяют в тех узлах, которые имеют небольшую нагрузку, при этом отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования. Наиболее используются эти смазки в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Эти марки смазок обладают высочайшей морозостойкостью. Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С. Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.
Если взять ЦИАТИМ-203, эта смазка в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. Но в этом составе в этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств. Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Защита от износа деталей механизма также улучшена.
Литол-24, кроме того, что вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов, за счет особых присадок предотвращает окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках. Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.
Как квалифицируется солидол
Солидол, как литолы имеет в своей основе нефтяные масла, но загустителем в этом материале выступает кальциевые мыла на основе высших кислот. Температура функциональной пригодности солидола ограничивается -30 °С… +75 °С. В зависимости от кислот, применяемых для загущения, различают два типа солидолов:
В жирных солидолах применяются жирные кислоты природного происхождения. Солидолы синтетические имеют в составе синтетические кислоты. Они дешевле жировых аналогов и примерно сравнимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. При эксплуатации разрешается смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.
Плюсом солидола считается то, что в процессе эксплуатации нанесённый солидол практически не вымывется. Из-за очень высокой жирности и невысокой рабочей температуры солидолы применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях на ненагреваемых участках (тихоходные редукторы, агротехника). К отрицательным свойствам данного смазочного материала относят низкая механическая стабильность и вязкость, Причем чем выше температура эксплуатации, тем хуже вязкость.
Сравниваем солидол и литол
Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику. Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола. Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.
Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом , то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.
При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе. Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях. Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.
Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды. Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде. Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.
Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже — порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.
По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во — первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал. В завершении хотелось бы подытожить все пункты, по которым различаются масляные смазки солидол и литол:
- Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
- Вязкость смазочного материала . Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
- Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
- Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
- Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
- Агрессивность литола к алюминию , особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
- Стоимость покупки смазки . Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
- Срок хранения . При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
- Доступность . И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/ideika/sovetskie-litol-i-solidol-v-chem-ih-otlichie-5f7373a3a4b55f1a915453b2