Иван С Усами
«Куда ты завёл нас,проклятый старик?»
«Идите вы на фиг,я сам заблудился»
(народный фольклор)
По небритым щекам его
слёзы катились рекой.
Всё бы даром отдал,
чтобы только вернуться домой.
Трудно вспомнить дорогу —
мешает проклятый склероз.
Не иначе, сам чёрт его
в дебри лесные занёс.
Сидя в жиже болотной,
недобро косятся враги.
«Обещал нам помочь —
не обманывай, а помоги».
Он и рад бы помочь,
да бывает такое — забыл.
И он долго врагов
по болоту кругами водил.
«Там берёза корявая,
и от неё, аккурат,
На восход сто шагов,
и тропинка родная назад»,-
Так упорно бубнил
на допросах упрямый Иван,
И опять по зубам
получал от врагов за обман.
Наконец, обступили,
готовы его растерзать.
Убедительно просят
дорогу домой указать:
К горлу меч приставляют,
и жгут ему пятки огнём,
И, наверное, мы
Никогда б не узнали о нём.
Но воспрянул Иван,
и утёр свои слёзы рукой,
И слова от души
полились бесконечной рекой.
Переводчик в подробности речи
вдаваться не стал:
«Мы козлы, и вдобавок,
он с мамами нашими спал».
Изумились враги
на такие чудные слова:
«Видно, этому деду
совсем не нужна голова!»
Мы не знаем, как долго
ещё их Иван проклинал,
Наконец, просто кукиш
сложил им и показал.
А неделею позже
сороки размножили весть:
В двух верстах от деревни
поляна поганая есть,
На корявой берёзе
мужик, мол, усатый висит.
Иноземное войско
у ног его в прахе лежит.
25.04.99.
Источник статьи: http://stihi.ru/2012/02/29/3316
ИВАН С УСАМИ
Взгляды инвесторов на тенденции в мировой экономике в июне резко поменялись — оптимизм сменился опасениями глобальной стагнации. Тех, кто ждет уверенного роста мировой экономики, не осталось, показывает опрос Bank of America Merrill Lynch, проведенный в июне среди 260 бизнесменов во всем мире, управляющих активами на общую сумму $689 млрд. К инвесторам вернулась все их страх: по поводу «жесткой посадки» китайской экономики, в отношении падения развивающихся рынков и стабильности на рынках сырья. Ситуация в Европе вызывает у них ужас. Со своей стороны добавим — самое время для выхода России к лидерству! Нет ничего лучше, чем подниматься на падающих рынках – верхние уровни престижа движутся навстречу!
Российская экономика восстановилась после кризиса 2008-2009 годов, и сейчас функционирует на уровне, превышающем свой потенциал, полагает глава миссии Международного валютного фонда в РФ Антонио Спилимберго. Согласно мнению международных экспертов, мировая экономика стоит на пороге второй волны кризиса. Российские финансовые власти неоднократно заявляли, что в бюджет 2013 года будут заложены антикризисные механизмы. Минэкономразвития снизил прогноз по росту российской экономики в 2012 году с 3,7%, до 3,4% ВВП (в 2011 году экономика РФ выросла на 4,3% ВВП).
«Мы совершенно четко можем сказать, что российская экономика восстановилась полностью после кризиса 2008-2009 годов и сейчас функционирует в рамках своего потенциала и возможно даже несколько сверх потенциала», — сказал Спилимберго.
Он отметил, что высокие цены на нефть, динамичный рост заработной платы и активное потребление подкрепляют внутренний спрос в РФ. Так, безработица снизилась до уровня ниже 6%, а загрузка мощностей в промышленности выросла до пикового предкризисного уровня.
Спилимберго напомнил, что в условиях сохранения неизменной экономической политики МВФ прогнозирует рост российской экономики на уровне около 4% в 2012-2013 годах. (Согласно докладу МВФ, опубликованному в апреле этого года, рост ВВП в 2012 году составит 4%, в 2013 — 3,9%). Представитель МВФ подчеркнул, что анализ ситуации в российской экономике свидетельствует, что на данный момент незадействованные возможности роста невелики.
Но что касается мировой экономики, то её резервы роста, напротив, исчерпаны. Еще в прошлом месяце 15% опрошенных управляющих активами считали, что мировая экономика будет уверенно расти. Теперь же таких почти не осталось. Совокупный индикатор риска и ликвидности (Risk & Liquidity Composite Indicator) упал до 30 пунктов по сравнению со средним значением в 40 пунктов. Последний раз столь пессимистичные настроения отмечались в декабре 2011 года, а столь резкой перемены настроений не регистрировалось с июля-августа 2011 года, периода, когда стал очевидным тяжелый кризис суверенного долга в Европе и упал рейтинг США.
К привычным уже опасениям в отношении китайского рынка недвижимости и возможным дефолтам в США на муниципальном уровне, добавились риски падения цен на сырье и то, что США могут резко изменить свою бюджетную политику (автоматически снизить расходы и увеличить налоги, если демократы и республиканцы не сумеют договориться). Участники опроса разделились поровну в вопросе о том, будут ли темпы роста китайской экономики снижаться и дальше. В прошлом месяце число оптимистов превышало число пессимистов на 10%. Мало того, теперь уже 16% респондентов — по сравнению с 9% месяцем ранее — считают, что китайскую экономику ждет резкое замедление темпов роста, так называемая «жесткая посадка».
Сырье также теряет свою привлекательность. «Недовес» по этому классу активов отмечен в 8% портфелей, что является наиболее низким значением с февраля 2009 года. Выбрав безрисковый режим работы, инвесторы вновь активно перекладывались в контрцикличные активы. С мая в портфелях возросла доля компаний фармацевтического и телекоммуникационного секторов, а также производителей продуктов и товаров первой необходимости. Наибольшее снижение было отмечено по таким секторам, как сырье первой стадии переработки, энергетика и тяжелая промышленность. Высокотехнологичный сектор остается наиболее привлекательным.
«Инвесторы жестко избавляются от рисковых активов, но до полной капитуляции дело пока еще не дошло. Падение интереса к Европе отражает ожидания, что связанные с еврозоной риски будут расти», — считает Гэри Бейкер, руководитель европейского отдела стратегических корпоративных инвестиций BofA Merrill Lynch Research.
Все больше инвесторов считают, что пришло время для действий на государственном и межгосударственном уровне. Большая часть опрошенных назвала глобальную фискальную политику «излишне сдержанной». Доля придерживающихся такого мнения превысила число сторонников консервативной политики на 6% — это самый высокий показатель с декабря 2008 года. В мае наблюдалась обратная картина — 15% в пользу считающих фискальную политику властей «излишне мягкой».
«Рынки не скрывают своего желания видеть активное вмешательство в ситуацию политиков уже в этом месяце», — заявил Майкл Хартнетт, глава отдела глобальных стратегических инвестиций BofA Merrill Lynch Global Research.
Между тем, для России возник очевидный шанс рывка. Глава миссии МВФ в России отметил, что продолжающиеся потрясения на международных рынках воздействуют в первую очередь через цены на нефть. Зависимость от экспорта нефти делает Россию уязвимой к снижению цен на нефть, особенно если оно сопровождается значительным оттоком капитала.
Кроме того, неспокойное положение на финансовых рынках может негативно сказываться на стабильности банковской системы России, однако это влияние не настолько велико. «Этот второй канал гораздо менее релевантен для России, но, тем не менее, также значим», — подчеркнул представитель МВФ.
МВФ считает важным для России не только действия в сфере бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, но также проведение ряда структурных реформ, которые бы способствовали дальнейшему экономическому росту. Приоритетными, по мнению МФВ, для России являются дополнительные шаги по снижению уровня коррупции, усилению верховенства закона и сокращению участия государства в экономике, в том числе посредством прозрачной и решительной приватизации госпредприятий.
Может показаться, что МВФ, отметив очевидность «русского шанса» на прорыв и возвышение в условиях распада старого экономического уклада в мире играет роль Ивана Сусанина, уводит Россию в сторону от успеха . В самом деле, если «сокращение участия государства в экономике, в том числе посредством прозрачной и решительной приватизации госпредприятий», начатой ещё Тэтчер и Рейганом, привели к современному мировому экономическому кризису, то каким образом они могут способствовать реализации шанса на рост в России? Зачем нам такие Иваны Сусанины? Мы и сами с усами…
Ведь именно эта политика, как мы отмечали выше по тексту, вызвала у «большей части опрошенных» банком Merrill Lynch негативную оценку «излишней сдержанности государства.
Ещё более странным кажется сочетание «дополнительных шагов по снижению уровня коррупции, усилению верховенства закона и сокращению участия государства в экономике». По сути, это предложение «усилить бдительность в комнате, из которой вышел». Очевидно же, что выйдя из экономики, государство ничего там сделать уже не сможет.
Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 15 июня 2012
Источник статьи: http://economicsandwe.com/128C6990CB468D00/
«ИВАН С УСАМИ» И ДРУГИЕ
Нам никуда не спрятаться от современной ритмичной музыки. По радио и телевидению, в магазинах и маршрутках, даже в сотовых телефонах – всюду бьют ударники. А между тем знающие люди предупреждают: ничего хорошего в этой музыке нет.
-Почему? – спрашиваю священника и писателя Ярослава ШИПОВА.
-Сначала договоримся о терминах, – предлагает он в ответ. – В толковом словаре Даля говорится, что музыка – это искусство стройного и согласного (то есть благого!) сочетание звуков: последовательного – мелодия и совместного – гармония.
Совершенно правильно, что о ритме ничего не говорится. Это дело примитивное. Любое живое существо ещё до рождения знакомо с ритмом: дыхания, сердцебиения…
-Или движения.
-Мелодия действует на душу, затрагивает эмоции, чувства. А ритм касается тела, физиологии. Зайца можно научить ритмично бить в барабан, медведя – танцевать.
В академической музыке ритм практически никогда не отбивают: он и так ощутим, звучит у каждого внутри. И барабанщик отбивает ритм разве что в «Болеро» Равеля, основанном на народном танце, где надо одновременно хлопать в ладоши, притопывать. На Руси барабана испокон века не было, он появился довольно поздно – в армии, для маршировки
-Но в академическом оркестре есть барабаны.
-Правильно, и музыканты играют на них по нотам: в нужный момент дают громоподобный раскатистый звук определённой высоты. Если внимательно присмотреться, можно заметить, как барабанщик потом перестраивает инструмент на другую ноту, которая нужна в следующей части произведения.
-Выходит, ударники, настойчиво отбивающие ритм, – это недавнее изобретение?
-На сцене – да. А в африканских джунглях – древнее.
-Далеко же нас отбросило от культуры! Знаете, люди порой признаются, что им скучно слушать классическую музыку. Значит ли это, что тут нужно воспитание?
-Желательно. У нас в семье не было музыкантов. Отец – военный журналист – ни на каком инструменте не играл, но очень любил музыку. Он водил меня в Большой театр на «Руслана и Людмилу». Было интересно: на сцене стоит большая голова. Под это впечатление открывались створки детской души – и туда вливалась прекрасная музыка.
В раннем возрасте мне не очень-то был понятен «Иван Сусанин». Я воспринимал его как «Ивана с усами».
-Забавно.
-Маленькому трудно разобраться, что такое Смутное время. Ясно было одно, что Иван Сусанин – хороший. Но в конце, когда пели «Славься. », на сцене декорации изображали Красную площадь – и из Спасской башни на настоящих конях выезжали всадники. Конь на сцене Большого театра! Это же потрясение для маленького человека.
-Ещё какое!
-В 50-60-х годах во всех домах на стене висело радио – черная бумажная тарелка. Поздно вечером часто передавали либо оперу, либо запись концерта из Консерватории, Зала имени Чайковского. И я слушал.
-Почему вы засиживались так долго?
-Ждал отца. Он работал в «Красной звезде» и возвращался домой после запуска газеты в печать – к полуночи. Потом отец выиграл по облигации какие-то деньги и купил пианино. И меня лет в пять сразу за него усадили. Первые преподаватели были откровенными халтурщиками, но потом нашлась очень сильная учительница. И началась серьёзная работа.
А ещё появились долгоиграющие пластинки – и у нас собралась большая фонотека. Отец слушал музыку – и я с ним.
-Отличная компания.
-В 1958 году проходил первый конкурс имени Чайковского. Мне было одиннадцать лет. И я с утра до вечера сидел в Консерватории. У пианистов по десять раз в день слушал первый концерт Чайковского, а у скрипачей – Меланхолическую серенаду. Это были обязательные произведения, их исполняли все.
В Консерватории нас с отцом знали билетёрши, вахтёрши, гардеробщицы. А я узнавал некоторых постоянных посетителей Большого зала. Среди них были очень достойные, известные люди. С некоторыми мне потом довелось познакомиться.
Когда мне было лет четырнадцать, отец ушёл в другую семью. Я получил свободу – и сразу бросил музыкальную школу. Дети всегда стараются избавиться от нагрузок, просочиться, как песок сквозь пальцы. Потом моя преподавательница меня разыскала, но я уже от музыки отошёл.
-Жалеете?
-Жалею. Тогда речь шла о том, чтобы заниматься профессионально…
-Но навык слушать остался?
-Слушаю радиостанцию «Орфей». Там круглые сутки передают классическую музыку.
-Теперь практически во всех семьях есть компьютер и Интернет. На You Tube, например, легко найдёшь любую музыку. Назовите, пожалуйста, имена композиторов, которых можно слушать взрослым и детям.
-Прежде всего – Чайковский. У него прекрасные мелодии, основанные на русской традиции. Их бесчисленное множество.
У меня внуку четыре года, а внучке – два. Они по ноутбуку смотрят мультфильм «Щелкунчик». Он построен на музыке Чайковского – и дети её уже знают, она им нравится. Когда слышат у меня в наушниках музыку, младшая спрашивает: «Это что за песенка?» А старший говорит: «Это «Щелкунчик!»
-Авторитетно звучит!
-Хотя пока внимания у них хватает всего на несколько минут. Лет с семи можно смотреть фильм-оперу «Евгений Онегин». И «Пиковую даму» тоже.
Очень мелодичны произведения Бетховена, Шопена, Рахманинова, Глинки, Дворжака, Баха, Моцарта, Шуберта, Грига, Вивальди… Можно перечислять десятки имен.
-Вот и перечисляйте, пожалуйста!
-А итальянская опера? Россини, Доницетти, Пуччини… «Травиата» Верди вся построена на прекрасных мелодиях. «Каста дива» Беллини – творение фантастической красоты. А французы? Гуно, Бизе… У Сен-Санса – опера «Самсон и Далила», замечательный фортепианный концерт, у Мендельсона – скрипичный концерт… Блистательных произведений – великое множество!
Мелодия и гармония присущи не только академической музыке. Они есть и в песне. Скажем, советская песня до 70-х годов очень мелодична. А фронтовые песни – это вообще потрясающие произведения: мелодичные и с хорошей поэзией.
-Как-то один человек сказал мне с грустью, что он находит в музыке душевность, но не находит духовности. А нужна духовность?
-Вообще начало академической музыке было положено в XVIII веке композиторами, которые, в частности, писали и для Богослужений: Бахом, Моцартом и еще целым рядом менее знаменитых авторов…
-Чайковский тоже писал для церковной службы.
-Да, Всенощное бдение и Литургию. И Рахманинов. Но это не для обихода. Чайковский, к слову, использовал церковные песнопения в увертюре «1812 год».
Но духовность мы ищем в молитве и Богослужении. А в музыке – именно душевность. Когда-то я провёл опрос среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Спрашивал их, нужно ли искусство. Они отвечали: «Нужно! Дорога к духовному идёт через душевное».
-А если душевного нет?
-Тогда человеку трудно. Некоторые люди совсем лишены душевного. Они работают головой и могут сообразить, как, например, должен поступать добрый человек в той или иной ситуации. Сообразят, если подумают, и правильно вычислят. Но вот почувствовать, как правило, не могут. А душевное – иррационально. Так же, как и духовное. Как любовь.
Если не ошибаюсь, святой Алексий Зосимовский лет сто назад в письмах к семинаристу, который впоследствии стал архиереем, наставлял: слушайте сонаты Бетховена и Моцарта. Где мог слышать их этот пустынножитель? Наверное, были уже какие-то граммофоны.
-А как любил музыку святитель Феофан Затворник!
-XIX век дал колоссальный толчок развитию искусств. И прежде всего – в христианской Европе. Интересно, что небывалому развитию искусств в значительной мере поспособствовали некоторые технические достижения. Скажем, придумали тюбики для красок, и художники получили возможность писать на природе, а не только в мастерской, как раньше.
-Что помогло литераторам?
-Достижения полиграфии, помогавшие быстро набирать тексты и тиражировать книги на печатных станках.
-А в музыке?
-К началу XIX века появилось фортепиано в его нынешнем виде. До этого был клавесин – инструмент с более простой механикой, однообразным звучанием и весьма ограниченными техническими возможностями. Механизм фортепиано позволил не только бить молоточками по струнам, извлекая звуки, как в клавесине, но и мгновенно заглушать эти звуки специальными плашечками. В результате инструмент получил практически безграничные возможности для исполнения высокотехничных, виртуозных произведений.
Большинство оркестровых инструментов способно единовременно издавать только один звук. А на рояле играют десятью пальцами и в широчайшем звуковом диапазоне. Обратите внимание: сольные инструментальные произведения исполняются исключительно на фортепиано, а скрипке, виолончели и духовым инструментам обязательно необходима поддержка – и чаще всего в виде того же рояля.
-Заметно, как рушится наш мир.
-И не случайно в ХХ веке произошла деградация искусств. Это свидетельство заболевания, угасания человечества.
Искусство призвано прославлять Творца, Его творения. Живописец изображает красоту и гармонию мира. Литература описывает жизнь.
-И ищет её смысл.
-А вот что такое музыка – непонятно. Композитор не повторяет пения птиц и шума листьев. Мелодию трудно выдумать: дал Бог – и всё.
У Владимира Соколова есть такие стихи:
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать.
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
Правда, где-то в середине прошлого века даже в академической музыке традиция изменилась: появился диссонанс.
-Иначе говоря, дисгармония?
-Да, нарушение гармонии. Для того, чтобы писать, исполнять и слушать такую музыку, надо принять звуковую кривизну.
-Согласиться на разрушение и саморазрушение?
-Именно. Бог создал мир, в котором всё находится в гармонии. Разрушение её – это, безусловно, дело не Божественное. И музыка, разрушающая гармонию, – уже не музыка.
Недавно слышал разговор музыковедов о том, что некоторые композиторы ХХ века, конечно, дисгармоничны, но они эту дисгармонию так утвердили, что она стала восприниматься как гармония.
-А ведь ужасно: разрушение равно созиданию?
-Да, это называют постмодернизмом: когда исчезают представления о добре и зле, о том, что хорошо и плохо. Главное – как мне хочется. Православный христианин старается согласовывать свои желания и устремления с Евангелием, с христианской нравственностью, а постмодернизм отвергает любые нравственные нормы и ставит во главу угла собственные желания человека.
-Значит, слушая подобную какофонию, человек усиливает саморазрушение?
-Вероятность такого развития событий не исключена.
-А если слушает гармоническую музыку?
-Укрепляет в себе гармонию, данную от Бога.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник статьи: http://sp-g.ru/?p=566