Эволюция причёсок школьниц
В будущем учебном году школа № 92 г. Новосибирска готовится отмечать 30-летний юбилей. С сентября 2016 года коллектив школы вернулся к традиции прошлых лет – ношению единой формы. С одной стороны, обязательными стали: деловой стиль, синий цвет, наличие нашивки с логотипом школы. С другой стороны, ученики не выглядят абсолютно одинаково, что подтвердила акция «Школьник в школе»: в октябре 2016 года все желающие придумали и сфотографировали множество вариантов того, каким может быть образ современного ученика школы 92. По материалам акции видно, что сохранять индивидуальность каждого позволяют рубашки и блузки различных пастельных тонов, аксессуары и, конечно же, причёски.
«У школьника должна быть аккуратная причёска», – говорили педагоги, когда в начале года знакомили учеников с новыми требованиями к учебному виду. Но это понятие размыто. Мальчикам и юношам зачастую достаточно своевременно посещать парикмахера, чтобы их голова выглядела аккуратно.
А какую причёску делать в школу девушкам? Есть ли жёсткие правила, которые нужно соблюдать школьнице при выборе причёски? Если нет сейчас, то можно ли найти их в опыте прошлых лет?
Эти проблемные вопросы актуальны в большей степени для старшеклассниц, ведь все они делают себе причёски самостоятельно, многие ориентированы на ношение длинных ухоженных волос и индивидуальность в их укладке. Мой личный интерес к причёскам вызван обучением в школе эстетического развития «Лаборатория имиджа» по направлению парикмахерского искусства. Для школьного сообщества в целом изучение эволюции причёсок учениц значимо тем, что переход к новой форме предполагает и эстетичность волос, уточнение требований к уходу и укладке как к части единого образа ученика. Кроме этого, проделанная работа отличается новизной, ведь раньше никто в школе № 92 не изучал тему, связанную с причёсками, а богатый материал для этого имеется в музее истории образовательной организации.
С помощью различной литературы удалось выяснить, что причёска – это способ дополнения собственного образа с помощью укладки волос. При создании причёсок стоит брать во внимание характеристики волос (длину, натуральность, структуру, направление роста). При описании причёсок учитываются силуэт и форма, стиль (связанный с предназначением), способ укладки, степень ухоженности волос. Понятие «школьная причёска» в литературе вообще отсутствует.
Интересно, что к причёскам в школе № 92 за 29 лет её работы никогда не выдвигалось строгих требований. Единственное, что внутришкольные правила всегда устанавливали для девушек жёстко – следить за волосами во время некоторых уроков: на физ-ре (собранные волосы позволяют активнее двигаться); на технологии (при работе за швейной машинкой и на кухне волосы убираются под платок); во время некоторых лабораторных работ по химии и физике (при использовании реактивов и отдельного оборудования волосы заплетают, собирают в хвост или хотя бы откидывают назад).
На фотографиях из музейных альбомов можно составить впечатление о типичных причёсках разных лет.
Снимки 1987-1993 годов показывают, что волосы старшеклассниц чаще всего короткие или средней длины. Силуэты полуприлегающие или даже чаще декоративные. Пышные банты – только по праздникам либо у учениц начальной школы. Среди девушек в моде явно начёс. Судя по виду, делался он однотипным способом без учёта формы лица, особенностей волос, наряда. Такой начёс представлял собой большой объём на макушке, иногда дополненный такой же пышной длинной чёлкой. Чтобы достичь подобного эффекта, наверняка широко применялись бигуди. Аксессуары мало использовались или же вообще отсутствовали. Исключение – особые события, такие как начало и завершение учебного года, когда даже на короткие волосы крепили бантики и ленты.
Бигуди и ленты применялись также обладательницами длинных волос, но их на фотографиях почти не найти. Из неформальных бесед со старшеклассницами, чьи мамы тогда как раз учились в нашей школе, можно узнать: ухаживать за длинными волосами было сложно. Они требовали больше времени, специальных средств, которые проблематично достать. В итоге длинные волосы сохраняли лишь те, у кого они были густыми и красивыми от природы. Чаще такие волосы оставляли распущенными, подкручивая снизу на бигуди. Некоторые заплетали простые косы, которые с помощью бантов и лент можно было закрепить в так называемые «баранки».
1993-1999 годы. Постепенно короткие волосы исчезают с фотографий старшеклассниц. Самая распространённая длина – немного ниже плеч. Однотипный начёс выходит из моды. Девушек с длинными волосами по-прежнему мало. Волосы любой длины либо собирали в простой хвост, либо оставляли распущенными (соотношение этих причёсок – примерно 50 на 50). На смену объёмным силуэтам приходит прилегающий. Создаётся ощущение, что большинство девушек не занимались своими причёсками целенаправленно, а просто мыли и высушивали волосы, иногда собирая их обычной резинкой.
2000-2005 годы – период моды на индивидуальность. Всё больше становится девушек с волосами чуть ниже средней длины. Волосы в этот период не хаотично высушивали, а старались сделать гладкими, с эффектом «ветра в волосах». Завивка перестала быть повседневной, кудри – только для праздничных дней. Проборы стали более аккуратными, продуманными, связанными с чертами лица и структурой волос. По стилю чаще всего встречалась классика. При анализе фотографий бросается в глаза, что значительно лучше выглядят кончики волос. Они смотрятся более плотными, здоровыми. Возможно, на это повлияло то, что повысилась доступность ухаживающих средств. И вышли из широкого обращения советские бигуди, которые серьёзно портили волосы. На фотографиях с уроков, где нужна подвижность или соблюдение правил безопасности, можно встретить хвосты на волосах средней и значительной длины. Их старались делать разнообразно: с несколькими резинками, перехватами. Отрастающие чёлки нередко закрепляли заколками без каких-либо украшений.
В 2006-2011 годах произошло некоторое возвращение к началу жизни школы. В моде спортивные причёски полуприлегающих силуэтов (на волосах средней длины) либо фантазийные причёски декоративного силуэта на длинных волосах. Только объём достигается уже не за счёт грубого начёса. Школьная мода снова обращается к завивке. Мелкие мягкие кудри, крупные локоны – всё это подчеркивает нежность, юность, хрупкость девушек. Челка была очень популярна с волосами любой длины. Короткие волосы встречаются редко, точно подобраны к типажу их обладательниц. Впервые большое внимание уделено аксессуарам: ободкам и заколкам с цветами, бусинами, камнями. Можно встретить даже современную вариацию начёса. Только теперь он сделан аккуратно, сдержано, подчёркивает округлую форму головы и не слишком выделается. Волосы сохраняют ухоженность и здоровый вид.
Ближе к настоящему времени всё большую популярность приобретают косы. И это уже не трёхпрядное плетение, а сложные и разнообразные варианты оформления причёски. Например, французская выворотная коса (с сильно выпущенными прядями).
Работа с архивными фотографиями в музее истории школы в определённый момент привела к затруднению. Поэтому отношение к причёскам современных старшеклассниц было выявлено с помощью опроса. Оказалось, что девушки с длинными волосами, которых в 8-11 классах 50%, предпочитают распускать волосы, не забывая при этом про кудри. Так же они готовы любят приходить в школу с хвостами или косами (преимущественного двойного плетения). У девушек с волосами средней длины схожие предпочтения, при этом они тяготеют к французским мотивам (в оформлении кос и кудрей). У девушек с короткими волосами лидирует укладка феном.
Узнавая о результатах опроса, школьницы проявляли интерес к тому, есть ли среди типичных причёсок прошлого такие, которые были бы уместны с наши дни. Решено было воспроизвести на волосах современных старшеклассниц начёс и вышедшие из моды способы завивки; косы-баранки и многоуровневые хвосты. Для сравнения этим же школьницам-моделям было предложено попробовать современные способы завивки, подходящие их волосам; волосы, собранные с помощью элементов плетения (альтернатива хвостикам), а также сложные варианты кос.
Из бесед со старшеклассницами (и наблюдателями) во время создания перечисленных причёсок можно сделать вывод, что современные девушки вряд ли стали бы делать ежедневный начёс, ведь это скрывает их природную красоту и портит волосы. Многоуровневые хвосты из прошлых десятилетий уступают элементам плетения (они часто требуют дополнительного объёма в виде начёса, искажают форму головы), зато удачный способ завивки можно подобрать к самым разным волосам (как по длине, так и по структуре); наиболее удобна для этого конусная плойка. Девушкам хотелось бы чаще делать косы разного вида, но мало кто умеет заплетать сам себя. Так возникла идея проведения тематических мастер-классов с взаимным обучением школьниц тому, как быть неповторимой и прекрасной в школьные будни и праздничные события.
Источник статьи: http://timix.nios.ru/evolyuciya-prichyosok-shkolnic
Детские прически в стиле “Ретро” времен СССР
Из статьи журнала “Семья и школа” о детских прическах, 1957 год
Волосы — естественное украшение лица человека. Подобно тому как люди отличаются друг от друга своей внешностью — «лица необщим выражением», так и причёски их естественно могут и должны иметь свои известные отличия.
При выборе причёски необходимо учитывать; форму головы, свойства волос (тонкие, толстые, волнистые, густые или редкие, в каком направлении растут), а также тип лица. Мальчику с крупными чертами лица больше идёт гладко зачёсанная, коротко стриженная причёска (короткая английская или короткая под польку). Наоборот, к лицу с мелкими или тонкими чертами подходит более пышная причёска (так называемая полная полька).
Сама форма стрижки может быть различной. Можно оставить челку, что лучше всего подходит мальчикам дошкольного возраста и младшим школьникам (см. фото на вкладке второй ряд в середине). Вспомните, с каким восхищением говорит о чубчике Ваня Солнцев из повести В. Катаева «Сын полка». «Ваня погладил себя холодной ладонью по горячей голове, отчего и ладони и голове стало щекотно. Чубчик! — восхищённо прошептал мальчик и тронул пальцем шелковистые волосики».
Фото: образцы детских причесок СССР
Прически для мальчиков
Мальчику можно сделать причёску и с косым пробором, и с зачёсом волос вверх, и т. п. Для мальчиков младших классов рекомендуются стрижки — английская короткая (фото в третьем ряду слева), короткая под польку (третий ряд, фото справа) и полька с пробором (первый ряд, фото справа). Для школьников старших классов рекомендуется так называемая полная полька с пробором или же с зачёсом вверх (первый ряд, фото слева).
Школьники как младших, так и старших классов должны носить строгую, аккуратную причёску, которая была бы им к лицу.
Неприятное впечатление производят те старшеклассники, которые в погоне за мнимой «модой» носят так называемую «стильную» причёску, не учитывая даже того, идёт ли она им к лицу или нет.
Так, некоторые молодые люди отпускают чрезмерно длинные волосы, да ещё завивают их, думая, что это оригинально, и не замечают, что такая причёска придаёт им слащавый, кукольный вид, делает их просто смешными. Другие молодые люди носят причёску с огромным чубом, торчащим из-под фуражки или кепи и нависающим на глаза.
Все такие кричащие, с претензией на оригинальность причёски надо решительно устранять, воспитывая у юношей простой, строгий вкус и чувство изящного.
Прически для девочек
И у девочек могут быть разнообразные виды причёсок, которые также следует выбирать в зависимости от формы головы, качества волос и типа лица. Если у дезочки волнистые или пышные волосы, а лицо с более тонкими чертами, её лучше подстричь. Младших девочек украшают короткие кудри, завязанные бантом из лент.
Подстригать девочек тоже можно по-разному — подлиннее и покороче, в зависимости от того, что больше идёт к лицу. Для девочек с короткими воло-сами могут быть рекомендованы причёски: французская стрижка под мальчика из волнистых и гладких волос с чёлкой и без чёлки (второй ряд, фото справа и третий ряд, фото в середине).
Если у девочки волосы прямые, то лучше всего отпустить косы. И для длинных волос существует ряд красивых, аккуратных причёсок, отвечающих тому или иному типу лица девочки. Ложно рекомендовать причёску с одной или двумя свободно падающими косами в том случае, когда волосы более толстые, тяжёлые, что чаще бывает у людей с тёмными волосами. Волосы более тонкие можно заплести в две и четыре косы и уложить их «корзиночкой» или же короной вокруг головы.
При удлинённой форме лица девочкам рекомендуется пышнее причёсывать волосы, укладывать их в виде кос над ушами, что делает лицо полнее (первый ряд, фото в середине). В косы, свободно падающие, вплетают на концах ленты (второй ряд, фото слева). Банты завязывают и наверху, если косы уложены над ушами. Ленты рекомендуется подбирать для учебных дней тёмных цветов — в тон школьной формы, а для праздничных — хороши светлые ленты, особенно белые, которые очень гармонируют с белым школьным передником.
Погоня за «модой» в причёсках увлекает и некоторых девочек-старшеклассниц. Это особенно касается так называемой причёски «венчик». Помимо того, что эта причёска придаёт голове не совсем опрятный вид, она мало подходит к лицу девочки.
Недопустимы всякие горячие завивки, особенно широко распространённая завивка «перманент». Они вредны для волос, так как делают их сухими, ломкими, волосы теряют свою эластичность и блеск. Систематическая завивка в течение длительного времени приводит К тому, что пострадавшие волосы начинают выпадать. Если прекратить такую завивку, испорченные волосы с течением времени восстанавливают своё качество.
Аккуратная и красивая причёска украшает и девочку, и мальчика. При этом она требует, чтобы волосы содержались всегда в порядке и чистоте, чтобы за ними был обеспечен правильный гигиенический уход . Это важно и для сохранения самих волос.
Источник статьи: http://mamotvet.ru/detskie-pricheski-v-stile-retro-iz-sssr/