Создать сценический образ прически

Сыромятникова И. Грим, прическа и костюм в сценическом образе (из книги «Искусство грима и макияжа»)

Значение прически в спектакле. Прическа, как и грим, является компонентом сценического образа. С ее помощью можно более полно раскрыть характер сценического персонажа.
«Прическа выражает характер человека», – писал французский философ Д. Дидро (1713-1784).
Внешнее оформление спектакля зависит от решения режиссера-постановщика, художника-постановщика. В 40-50-х годах XX века наблюдалось стремление к наиболее достоверному отражению исторической эпохи, в которой происходило действие спектакля. Вспомним оформление таких талантливых художников, как М. Курилко, А. Васильева, В. Рындина, Э. Змойро, А. Левенталя, А. Судакевич, С. Юткевича.
В своих эскизах они скрупулезно передавали формы причесок, костюмов, обстановки соответственно времени сценического действия.
В 60-е годы XX в. в театральном мире наблюдалось течение, которое особенно затронуло внешнее оформление сцены: костюмы, прически, грим были сведены до минимума, декорации были заменены сукном, минимальным оформлением. Наблюдалось небрежное отношение к художественному оформлению не только в театральных, но и в телевизионных постановках, кинофильмах. Художники перестали придавать значение таким составным частям сценического образа, как грим, прическа, не отражая их в своих эскизах, предоставляя это решать работникам гримерного, парикмахерского цехов театра. Бывали случаи, когда спектакли на историческую тему были на первых прогонах и спектаклях «одеты» в соответствующие эпохе парики, головные уборы, но по прошествии времени эти весьма необходимые детали исчезали, их просто отменяли как ненужные, усложняющие спектакль. Исторические прически заменяли современными. Это в значительной мере снижало ценность спектакля, так как, увидев спектакль на тему Древней Руси или Франции XVI в. в прическах наших современников, может возникнуть мнение, что это так было в те времена. Невозможно смотреть спектакли А. Н. Островского с его купеческим бытом, строгими нравами («Гроза», «Горячее сердце», «Бесприданница», «Бешеные деньги», «Без вины виноватые», «Волки и овцы» и др.) в прическах, которые не соответствуют моде того времени.
Прическа и грим должны органично дополнять сценический образ, в исторических спектаклях они должны соответствовать эпохе и стране, в которой происходит действие, а в современных – исполненными по самой последней моде. В силуэте прически должны быть переданы основные черты исторического стиля, характерные для определенного сословия (аристократы, буржуа, ремесленники), и она должна гармонировать с костюмом. Прическа способна отразить не только социальное положение, но и личный вкус, индивидуальные особенности, эстетические взгляды, тенденции эпохи, характеризующие тот или иной персонаж.
Прическа и грим в театральных постановках трансформируются в зависимости от жанра спектакля (драматический или музыкальный), видения режиссера, художника, самого актера-исполнителя. Спектакли разного жанра не могут иметь одинаковые гримы и прически, так как каждый жанр имеет свои специфические особенности.
Например, грим и прическа в музыкальных спектаклях (опере, балете, оперетте, шоу, мюзиклах) должны быть выполнены более ярко, четко, сохраняя общий силуэт. Поскольку сцена отделена от зрительного зала оркестровой ямой, и лица исполнителей не видны так, как в драматическом спектакле.
Особого художественного решения требуют трагедии античных авторов (Сенеки, Овидия, Софокла, Еврипида и др.), В. Шекспира, а также спектакли-сказки.
Бытовая комедия может быть оформлена с учетом характеров, используя современные формы и силуэты причесок. Часто преувеличенные размеры парика, отдельных элементов прически (кос, локонов) подчеркивали комические черты в характере персонажа. Драматические спектакли могут смягчать внешние черты причесок, грима, приближая их к современности, но делается это тонко, осторожно, сохраняя общий силуэт. Так, например, было сделано в спектаклях «Чайка» или «Женитьба Фигаро» (в постановке театра «Ленком»).
Современные режиссеры-постановщики, как и художники, стремятся облегчить внешнее оформление, они не стремятся точно передать исторические черты, считая это бессмысленным, видя в этом натурализм. Но при выполнении причесок для исполнителей должны быть сохранены основные детали, которые невозможно устранить, они помогут созданию общего силуэта. Стиль наиболее ярко в прическе можно передать при помощи силуэта (высокая, средняя, низкая прическа), объема (пышная, завитая или гладкая, прилизанная), цветового решения, при этом может быть учтен модный цвет волос того времени, прошлой эпохи. Так, в XVIII в. в эпоху рококо был моден белый цвет, парики были пудреные, поэтому XVIII век получил название «Пудреный век». Пудреные парики хорошо сочетались с великолепными платьями из атласа на кринолинах.
Парик и высокая дамская прическа «куафюра», как и кринолин, стали олицетворением королевской власти во Франции, всего XVIII века.
В оперетте «Прекрасная Елена» действие происходит во времена Троянской войны в Древней Греции. В это время прически были из завитых волос, уложенные наподобие «греческого узла», самой распространенной прически античных времен. Поэтому женщинам-актрисам можно сделать прическу «греческий узел»; самым модным цветом бы «золотой», «светлый пепельный», поэтому прически из собственных волос или парики должны быть (у женщин) светлого цвета. В произведениях античных авторов упоминается о мужских прическах, которые были «гиацинтово-красными», «медными». Исходя из этого, мужские прически можно сделать на париках цветными. «Златокудрые», белокурые волосы в Древней Греции считались признаком красоты, так как сама богиня любви и красоты Афродита воспевалась поэтами античного мира именно с такими волосами.
Украшения для головы, головные уборы также входят в понятие прически, поэтому к ним надо относиться внимательно. Во все времена прическа внешними чертами характеризовала социальное положение, религиозную принадлежность, семейное положение, личный вкус человека.
Прическа неразрывно связана с костюмом. Для того чтобы лучше проследить эту взаимосвязь, надо ознакомиться с понятиями «одежда», «костюм», «прическа». На первый взгляд понятия «костюм» и «одежда» кажутся идентичными, но это не так. Под «костюмом» подразумеваются специальным образом подготовленная одежда, головной убор, обувь, различные аксессуары: сумки, веера, зонты, а также прическа и косметика. Костюм может выражать социальную сущность человека, его достаток, положение в обществе, а также индивидуальные черты характера. Цветовое сочетание в костюме, украшения наглядно свидетельствуют о художественном вкусе его обладателя. С течением времени форма костюма меняется. На него влияют мода, вкус, понятие о красоте, а также социальные перемены в обществе. Костюм – это произведение искусства. В нем наглядно отражается дух времени и его идеалы, поэтому костюм нельзя рассматривать в отрыве от политической, социальной и культурной жизни населения данной страны.
Под понятием «одежда» принято понимать все то, что предохраняет человеческое тело от влияний климата, форма одежды остается без существенных изменений продолжительное время. Одежда включает в себя различные виды изделий: платье, брюки, пиджаки, белье, чулочно-носочные изделия. Костюм тесно связан с прической.
Даже изменение отдельных деталей в костюме в некоторых случаях способствует рождению новых форм прически. Так, с появлением высоких воротников (типа «жернова») женские прически стали высокими (типа «башня»), С модой на мягкие отложные воротники волосы, и мужские и женские, стали завивать в длинные локоны. Часто форма головных уборов, украшений также влияла на изменение причесок.
Взаимосвязь грима и костюма особенно заметна в спектаклях на исторические темы. Художники-гримеры учитывают цветовую гамму костюма при гримировании лица актера: чем ярче по краскам исторический костюм, тем ярче следует делать грим, тон румян, краску губ, глаз, бровей.
Костюм и грим должны иметь определенное «равновесие», гармонию, в противном случае будет нарушено целостное восприятие образа. Особенно внимательно гримеры подходят к портретному гриму, так как костюм помогает создать знакомый всем по иллюстрациям, портретам облик, например, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.
Достаточно надеть костюм, головной убор, парик, и актер начинает внешне походить на историческое лицо, возникает портретное сходство, которое благодаря гриму доводят до совершенства.
Связь грима и костюма прослеживается не только в портретном гриме, она заметна и в любом сценическом образе.
Каждая деталь костюма, головной убор, аксессуары совместно с гримом лица актера помогают более глубоко и многогранно раскрыть сценический образ.
Современные художники по костюму серьезно относятся к гриму, прическам сценических персонажей, учитывая форму и силуэт прически.
Случайно подобранные костюмы для сценического персонажа могут не дополнить грим, а наоборот – его «испортить», разрушив общее впечатление. Грим выполняют с учетом жанра костюма (балетный, исторический, цирковой, эстрадный, для драмы).
Грим может быть оригинальной формы, как и костюмы, если режиссер задумал показать на сцене что-то необыкновенное (например спектакль «Служанки» режиссера Романа Виктюка). Поэтому гримерам надо работать в тесном содружестве с художником-постановщиком, художником по костюмам, и успех спектакля будет обеспечен.

Читайте также:  Прически для средних волос тренды

Сыромятникова И. Взаимосвязь грима, прически и костюма в создании сценического образа. Искусство грима и макияжа. М.: РИПОЛ классик, 2005. С. 139-143.

Источник статьи: http://vneshnii-oblik.ru/raznoe/teatr/siromyatnikova-grim.html

Моделирование причесок — творческий процесс создания нового образа

Огромную роль в облике успешного современного человека играет обычная прическа. Повседневная и праздничная, выгодно подчеркивающая индивидуальность и правильно скрывающая все недостатки, рождающая уверенность в своей привлекательности. Именно поэтому при создании образа клиента мастер принимает участие не только как профессионал-парикмахер, но и в качестве консультанта, а нередко, и как психолог.

Главной задачей парикмахера является определение потребностей и характеристики волос клиента для воплощения выбранной модели с учетом создания гармоничного образа, опираясь на ступенчатое моделирование причесок.

Факторы, определяющие будущую прическу:

  • пожелания клиента;
  • модные тенденции и национальные традиции;
  • назначение прически;
  • внешние индивидуальные особенности клиента (черты лица);
  • особенности фигуры;
  • тип и цвет волос;
  • статус и возраст клиента;
  • профессия, общий стиль.

Учитывая особенности клиента, мастер выбирает форму стрижки, ее силуэт. Стрижка является основой прически.

Опираясь на вышеперечисленные факторы, можно увидеть, что основы моделирования прически сводятся к выполнению модели, основываясь на более глубокие критерии, нежели желание клиентов сделать прическу «как в журнале». Важно помнить, то, что хорошо смотрится у одного человека, может выглядеть неуместно у другого.

Этапы моделирования прически

При моделировании выбранной модели необходимо определить характер и основные направления линий, отметить в них первостепенные и второстепенные. Существуют некоторые правила, приемы и законы создания композиции. Композиция означает в переводе с латинского языка «сопоставление» и «соединение частей», разрозненных элементов в единое целое в задуманном порядке, составляющие вместе определенную форму.

Моделирование причесок при начальном построении композиции нуждается в определении композиционного центра, другими словами показ модной детали, выгодно выделенной среди других. В сложных прическах возможно применение нескольких композиционных гармоничных центров.

Читайте также:  Стрижка волос по дням недели значение

Основными характеристиками при создании композиции будет форма, силуэт, особые детали и декоративные элементы задуманного образа.

Форма прически — это четкое выражение определенного контура и направленность линий.

Грамотное моделирование формы прически — это не просто создание ее формы! Прежде чем приступить к работе, нужно определить тип волос их пластичность.

Характеристики формы:

  • геометрический вид общей формы;
  • величина формы;
  • масса формы;
  • фактура и цвет.

Термин геометрический вид формы прически — это треугольник сбоку, круг или овал в фас.

Величина формы — с мелкой прической лицо выглядит крупнее, большой объем зрительно его уменьшает.

Масса формы — это зрительный вес волос. Массивные прически предполагают большое количество и объем волос, что дополнительно утяжеляет образ, особенно если в прическе читается квадрат.

Цвет и фактура — характер строения волос (их толщина, цвет, эластичность и податливость).

Самый структурно толстый волос — рыжий.

Угольно-черные волосы можно причесать в полу гладком стиле, т.е. классическом. Чаще используются холодные волны и более объемные детали.

Светлые волосы более требовательны, необходима тщательность в работе, создание мелких деталей и непринужденной воздушности.

Силуэт прически

Силуэт — плоскостное зрительное восприятие форм, ограниченных контуром.

Технология моделирования прически учитывает расположение и гармоничность линий модели.

Контуры причесок следует рассматривать как линии, делящиеся на конструктивные и декоративные.

Четкая линия в прическе обладает способностью вести взгляд по контурам объемной формы, создавая динамику или, напротив, задерживая взгляд.

Для успешной работы парикмахеру нужно освоить определенные правила и требования, направленные на создание композиции модели.

  1. Прическа должна отвечать основной идее композиции.
  2. Элементы прически должны быть взаимосвязаны.
  3. Наличие композиционного центра — изюминки прически.
  4. Сочетание различных средств решения — сочетание объема, четкость линий, гармония цвета, контрастов и т.д.
  5. Использование асимметрии или симметрии.

Моделирование причесок довольно увлекательный и созидательный процесс, способный включать в себя применение всех навыков и умений парикмахера. Моделируя прически можно ощутить себя немного художником, истинным творцом прекрасного. Не бойтесь подходить к работе творчески, и полученный результат поднимет вас, как специалиста на новые профессиональные высоты.

Источник статьи: http://hairgood.ru/pricheski/modelirovanie-pritchesok-v-tvortcheskiy-protsess-sozdaniya-novogo-obraza.html

Прическа. Создаем нужный образ

Наверно, у каждого, кто занимается фотографией, хоть на профессиональном, хоть на любительском уровне, всегда возникал вопрос: «Что нужно сделать, чтобы люди на ваших фотографиях выглядели бы так же, как на обложках глянцевых журналов?». Почему-то бытует ошибочное мнение, что такого качества фотографий простому смертному никогда не достичь, что ухоженность и особый шарм внутренне присущи звездам, политикам или моделям. На самом деле это далеко не так. Любому человеку, который решил сделать для себя или своих близких качественную фотосессию, это доступно. Для этого нужно только желание и, конечно, некоторые финансовые возможности. Обладая всем этим, любой справится с поставленной задачей.

Читайте также:  Крутая прическа для ребенка 5 лет

Первое и, наверно, самое главное условие заключается в том, что не нужно бояться фотографа, камеры, да и самого процесса съемки. Запомните: если вы будете работать с профессионалом высокого уровня, вы сами ощутите себя фотомоделью. Учтите, что надо сделать не один снимок, а провести целую фотосессию, чтобы точно и правильно отразить ваши достоинства и, по возможности, скрыть имеющиеся недостатки.

Перед тем как начать работу над будущей фотосъемкой, стоит создать для себя ее сценарий. Продумать, как вы будете стоять или двигаться. Обдумать до малейших деталей образ, который вы хотите запечатлеть на фотоснимке. Подумайте, в какой одежде вы будете сниматься. Учтите, что ваш образ должен быть законченным, гармоничным. Вы должны выглядеть на фото, почти как в жизни. Особое внимание обратите на свою прическу. Стоит перед началом работы посетить парикмахерский салон, даже если вы не собираетесь кардинально менять свой облик и образ. Лучше всего, если вы придете к мастеру уже с готовым вариантом своей будущей прически. Вам будет легче найти общий язык, и вы можете в итоге получить именно то, что задумали. Полистайте модные журналы, поищите в Интернете подходящий для себя вариант.

Я постараюсь дать вам несколько простых рекомендаций по выбору прически:

Людям с овальным типом лица подойдут практически любые прически, разные по форме, в том числе асимметричные. Еще бы – овальная форма считается самым совершенным типом лица. Эти счастливчики могут часто менять прическу, совершенно не боясь показаться некрасивыми. Все же, выбор для них несколько ограничен особенностями собственных волос и лица, однако сама форма дает широкий простор для экспериментов.

Треугольный тип лица тяготеет к прическам с пышной и длинной челкой, возможно слегка прикрывающей один глаз. Высокие прически зрительно сделают лицо более овальным. А зачесав волосы за уши, вы значительно повысите выразительность глаз.

Прически для «прямоугольного лица» характеризуются длинной объемной челкой, или прямым пробором, или короткими висками. Как правило этот тип лица выглядит вытянутым, так что зрительное расширение при помощи прически практически необходимо.

Проблемы обладателей квадратного типа лица схожи с круглым типом. “Квадратным лицам” рекомендуются асимметричные стрижки, с косым пробором или косой челкой. Стоит выбрать прическу с длинными волосами. Зачесанные волосы назад или асимметричная прическа не для вас!

Главная цель людей с круглым типом лица – визуально “удлиннить” его, приблизив к овальной форме. И тут есть поле для маневра:

— Асимметричная прическа с косой челкой или косым пробором, а также стрижка каскадом или ступенями.

— Высокая, пышная прическа, увеличивающая визуально высоту лица.

— Вьющиеся длинные волосы, прикрывающие скулы.

Надо сказать, что именно прическа сделает ваше лицо на фотографии незабываемым. Придаст ему шарм и добавит изюминку.

Обязательно перед тем, как идти к парикмахеру, посоветуйтесь с фотографом и стилистом, которые будут проводить вашу фотосессию. С их помощью вы сможете подобрать именно ту стрижку, которая отразит ваш внутренний мир и вашу индивидуальность.

Попутно замечу, что на фотоснимках лучше всего получаются распущенные волосы, конечно, если они ухоженные. Кстати говоря, и тема предстоящей сессии тоже повлияет на выбор будущей прически. Так как обычно фотосъемку проводят в студии, то внешние аксессуары не нужны, можно обойтись только прической для создания нужного образа. Например, если вы хотите сделать романтичный или загадочный образ, то лучше всего для этого подойдет прическа с длинными волосами. А там, где нужно веселье и озорство, сделайте прическу из мелких кудряшек, и вы увидите, как заиграют веселыми искорками ваши фотографии.

Не бойтесь экспериментировать, создавайте свой образ с помощью прически, одежды, движений, мимики, тематики фотографий. Успехов и удачи вам в этом трудном и таком увлекательном деле.

Источник статьи: http://solovev.photo/pricheska_sozdaem_nuzhnyj_obraz.html

Оцените статью
Adblock
detector