- Красота10 книг об истории и многообразии причесок
- Hair by Guido
- Hair ʼem Scare ʼem
- Black Hair: Art, Style, and Culture
- A Century of Hairstyles
- Hair: Fashion and Fantasy
- Fashions in Hair: The First Five Thousand Years
- Vidal: The Autobiography
- Hairstyles: Ancient to Present
- Manual of Ladies Hairdressing for Students: Over 35 Authentic Victorian Hairstyles With Instruction
- Trunk Volume One: Hair
- ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, подготовке к практическим (семинарским) занятиям
- Просмотр содержимого документа «ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, подготовке к практическим (семинарским) занятиям»
Красота10 книг об истории
и многообразии причесок
Рассуждения о прическах как символах эпохи, а также биографии известных парикмахеров и инструкции
Продолжаем рассказывать о достойных книгах для тех, кто хочет углубить знания о красоте и здоровье. В первом выпуске выбрали десятку работ о макияже и декоративной косметике, сейчас — о парикмахерах, видоизменении причесок в разные исторические периоды и связи их с культурой, модой, искусством, дизайном и социальным статусом.
Hair by Guido
Вторая книга Гвидо Палау едва ли напоминает первую: модели на всех фотографиях совсем не выглядят естественно, но парикмахера это не смущает, наоборот — он рассматривает прическу как платформу для собственного высказывания, а не подходящее отдельному лицу или характеру обрамление. Волосы в последнее время, объясняет Гвидо, выглядят очень просто, поэтому ему вдвойне интересно было посмотреть, какие формы он сможет им придать, — что уж говорить о любопытстве рядового читателя.
Hair ʼem Scare ʼem
Автор и редактор Роберт Клантен пошел еще дальше Палау — волосы в томе с говорящим названием «Hair ʼem Scare ʼem» являются не главным, но единственным объектом внимания. Не можем сказать, что все «прически» мастера выглядят привлекательно — многие, скорее, отталкивающе: очевидно, в планы Клантена не входило собрать коллекцию милых и красивых вариантов. Зато ему удалось представить графический и интерьерный дизайн, фотографию, ювелирное искусство, иллюстрацию и моду через одну не самую очевидную материю. Например, можно увидеть, как он «спустил» вместо тканых гардины из волос.
Black Hair: Art, Style, and Culture
Про особенности строения кудрявых волос мы уже рассказывали; волосы же темнокожих женщин настолько отличны от привычных европейскому наблюдателю, что достойны отдельного, увесистого тома. Книга «Black Hair» богато иллюстрирована и подробно рассматривает не только типичные прически, но и украшения для волос и их социальное назначение — как нетрудно догадаться, они значительно отличаются от тех, что освещаются в остальных, преимущественно «белых» книгах.
A Century of Hairstyles
В XX веке внешность и прически претерпевали интенсивнейшие изменения; эта мысль взята за лейтмотив в «A Century of Hairstyles». В книге собраны все знаковые стрижки и образы, популярные в тот или иной период столетия: от зачинающей викторианской эпохи, через отметочные двадцатые и шестидесятые к миллениуму. В общем, если вам давно хотелось посмотреть и почитать про все основные прически, этот прикладной сборник — самый подходящий выбор.
Hair: Fashion and Fantasy
Если нужно было бы сократить список до одного пункта, пожалуй, мы остановились бы на этой книге стилиста Лорана Филиппона: в ней и текстовая, и визуальная части на уровне, уделяется внимание истории (не только европейской части света, кстати), берутся в расчет поп-культура, мода и мироощущение отдельных заметных людей вроде Дафны Гиннесс и Диты фон Тиз. Идеальный экземпляр, чтобы и попялиться, и поглубже окунуться в предмет.
Fashions in Hair: The First
Five Thousand Years
Самый масштабный по временному параметру труд Ричарда Корсона (на его счету еще три аналогичных исследования про макияж и очки) охватывает промежуток не в век, а в пять тысяч лет. «Fashions in Hair» ни в коем случае не руководство (ради инструкций можно отправиться на тематические сайты или, на худой конец, на Pinterest), но может стать настольной книгой для тех, кто свой досуг нередко отдает энциклопедиям и нон-фикшену, — подача материала в ней соответствующая.
Vidal: The Autobiography
О Видале Сассуне написано несколько книг (и даже снят фильм), но нам кажется, что автобиография не самый частый и потому особенно ценный способ детально разобрать тему. Сассун — самый известный парикмахер прошлого века (60-х — точно), именно он придумал геометричные стрижки, которые хорошо смотрелись без тонны укладочных средств (образ Миа Фэрроу в «Ребенке Розмари» — его рук дело). В 17 лет он присоединился к антифашистской «Группе 43», принимал участие в первой арабо-израильской войне и финансировал Международный центр Видала Сассуна по изучению антисемитизма — эти акценты, естественно, корректируют первоначальное представление о парикмахере.
Hairstyles: Ancient to Present
Большая часть этой книги отдана иллюстрациям (зарисовкам куафюр XVIII века, портретам голливудских актрис и новейшим изысканиям) — всего в ней более 1000 вариантов причесок. Это самый подробный сборник в списке (576 страниц), а фотографии сопровождаются здесь исторической справкой и рассуждениями автора о культурном феномене, социальном статусе и эстетичности той или иной прически.
Manual of Ladies Hairdressing for
Students: Over 35 Authentic Victorian Hairstyles With Instruction
Эту книгу мы выделили, потому что сложно не признать очарования викторианских причесок. Издание интересно тем, что оно в точности повторяет оригинальное руководство 1899 года. Все инструкции, понятное дело, рисованные, — но вместе с тем подробные. Правда, многие техники в ней устарели, но вполне заменимы современными (надеемся, советы вроде глажки волос утюгом читатели легко идентифицируют как непригодные и без внешних сносок).
Trunk Volume One: Hair
Под общим названием «Trunk» (отсылает к допотопному чемодану на чердаке, в котором может найтись куча интересных разностей) издатели планируют выпустить серию книг про тело, причем каждый том будет посвящен отдельной его части и составит полноценное произведение. Над первой антологией о волосах поработали писатели, философы, врачи, кураторы, фотографы — неудивительно, что книга вышла многоаспектной. Да что уж, ее содержание куда лучше опишет слово «взорванная». В числе прочего тут можно прочесть про бразильское бикини, Медузу Горгону и траурные камеи. И поверьте, это далеко не все.
Источник статьи: http://www.wonderzine.com/wonderzine/beauty/otherbeauty/202049-hair-and-hairstyles-books
ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, подготовке к практическим (семинарским) занятиям»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
ОП.10 ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ
по самостоятельной работе студентов,
подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Для студентов очной формы обучения
специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
цикловой комиссией
спецдисциплин
Председатель цикловой
комиссии
___________
«__» _____________ 2020 г.
Заместитель директора
по учебно-методической работе
____________ Л.Н.Фазлетдинова
«___» _____________ 20 г.
М.А. Райдэр, преподаватель спецдисциплин
Разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины
ОП.10 «История прически»
М.А.Райдэр, преподаватель спецдисциплин ГБПОУ УГКТиД
Печатается по решению Издательского совета колледжа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального цикла. Дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении истории, культурологии, основ парикмахерского искусства. Знания и умения, полученные при изучении ОП. 10 История прически, а также освоенные профессиональные компетенции необходимы при изучении следующих профессиональных модулей: ПМ.01 Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг; ПМ.02 Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителя; ПМ.03 Внедрение новых технологий и тенденций моды; ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Парикмахер».
Практические занятия начинаются с ознакомления студентов с правилами техники безопасности и методикой проведения практических занятий. При проведении практических занятий необходимо соблюдать правила, указанные в инструкции по технике безопасности.
Результаты практических занятий фотографируются для оформления собственного портфолио по следующему плану:
а) название исторического периода;
б) фото источника для создания своего образа (ФИО художника и название картины);
в) фото готовой модели в образе выбранного исторического источника;
Перед выполнением практического занятия студент должен хорошо знать теоретическую часть данной работы и уметь ответить на вопросы самопроверки.
Перед выполнением практического занятия студент должен подготовиться к созданию исторического образа следующим образом: привести модель на занятие, принести инструменты и крепления для волос, одежду или ткань для имитации одежды, аксессуары — украшения, декоративную косметику для макияжа, фото выбранного образа, текст с описанием этого образа для защиты.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессиональной дисциплины должен:
иметь практический опыт:
— формирования образа будущей прически потребителя в историческом стиле и определения ее формы с учетом индивидуальных пластических особенностей, пожеланий и типажа потребителя;
— выполнения рабочих эскизов причесок, простых постижерных изделий и украшений;
— выполнения причесок различного назначения в историческом стиле;
— выполнять прически исторических эпох и современные прически различного назначения в историческом стиле с учетом моды;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
— ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
— проводить анализ исторических причесок;
— выполнять исторические прически;
— трансформировать исторические прически, адаптируя к современному направлению моды;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
— основные характерные черты периодов развития парикмахерского искусства;
— современное состояние моды в различных областях парикмахерского искусства;
— временные рамки исторических эпох и стилей.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного представления о истории прически; его элементах (развития эпох) и их соподчинении; о принципах единства целостного возникновения истории прически.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов,
подготовке к практическим (семинарским) занятиям предназначены для студентов очной формы обучения специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство».
Методические рекомендации включают: тематический план учебной дисциплины, планы практических занятий по всему курсу, вопросы для самоконтроля, список рефератов и рекомендуемой литературы.
В результате освоения дисциплины студент должен сформировать и развить общие и профессиональные компетенции:
Разрабатывать форму исторических причесок.
Выполнять исторические прически и современные прически в историческом стиле.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчинены, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнение заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.10 История прически
Содержание учебного материала, семинарские занятия, контрольные работы, самостоятельная работа студентов
Введение. Сущность и влияние моды в парикмахерском искусстве.
Содержание учебного материала:
Цели, задачи дисциплины «История парикмахерского искусства» и её связь с другими учебными дисциплинами. Понятие о стиле и моде.
Развитие прически Египта, Ассирии
(3000 до н.э. — 200 н.э.).
Содержание учебного материала:
Прически Древнего Египта, Ассирии (3000 до н.э. – 200 н.э.). Косметика древнего мира.
Практический семинар №1 по темам:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически Древнего Египта», «Прически Античности». Проведение фотосессии.
Выполнение реферата по выбору на темы: «Прически Древнего Египта». «Косметика древнего мира». Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по темам № 2, 3, 4.
Развитие прически Древней Греции, Древнего Рима.
Содержание учебного материала: Прически Античной Греции. Рима. Понятие гармонии. Идеал красоты. Кокошник. Диадема.
Выполнение реферата по выбору на темы: «Прически Античной Греции», «Прически Древнего Египта».
Развитие прически Средневековья.
Готическая мода. Возрождение (Ренессанс).
Содержание учебного материала: Средневековье. Готическая мода. Головные уборы. S готическое. Возрождение (Ренессанс). Косы, плетение, медный цвет волос. Солана.
Практический семинар №2 по темам:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически в готическом стиле». «Прически эпохи Средневековья», «Прически эпохи Ренессанса».
Выполнение реферата по выбору на темы: «Прическа Возрождения», «Уход за телом в Средневековье». Выполнение зарисовок прически и костюма; копирование образцов. Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 5, 6.
Маньеризм в испанской моде (1550-1618).
Содержание учебного материала:
Маньеризм в испанской моде (1550-1618). Воротники «фреза», «АФ». Зависимость формы прически от формы воротника, силуэта одежды.
Контроль знаний (тестирование).
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 6, 7.
Развитие прически эпохи Барокко, Рококо Раннее.
Содержание учебного материала:
Мода эпохи Людовика XIV (1638-1715). Барокко. Парики алонжевые. Фонтанж. Корсеты. Мушкетеры. Рококо Раннее (1730-1789). Малая пудренная прическа.
Практический семинар №3 по теме:
Выполнение прически и создание полного образа на тему: «Прически испанской моды», «Прически эпохи Барокко», «Прически эпохи Рококо». Проведение фотосессии.
Выполнение реферата по выбору на темы: «Мода эпохи Людовика XIV», «Создание малой пудреной прически периода Раннего Рококо». Проработка конспектов занятий, специальной литературы. Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 7, 8
Развитие прически эпохи Рококо Высокое.
Содержание учебного материала:
Рококо Высокое (1730-1789). Принцесса Ламбаль. Каркасные куафюры. Сюжетные прически. Пудра. Мушки. Контроль знаний (тестирование). Французская революция и директория.
Выполнение реферата по выбору на темы: «Мода эпохи Людовика XVI», «Создание высокой прически «Принцесса Ламбаль»», «Парфюмерия и косметика 18 века», «Мужские прически второй половины 18 века». Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Выполнение зарисовок прически и костюма; сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 8, 9.
Развитие прически в стиле Ампир, Бидермайер
Содержание учебного материала:
Стиль Ампир (1804-1815). Прически стиля Ампир. Темные волосы. Сложные локоны. Диадемы. Отказ от корсета. Стиль Бидермайер. Бидермайер и романтизм (1820-1840). Стоячие петли, локоны «туф». Корсеты. Контроль знаний (тестирование)
Практический семинар №4 по теме:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически эпохи Рококо», «Прически стиля Ампир», «Прически стиля Бидермайер». Проведение фотосессии.
Выполнение реферата по выбору на темы: «Мода стиля Ампир», «Создание высокой прически в стиле Бидермайер», «Парфюмерия и косметика 19 века», «Украшения для женских причесок 19 века». Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Выполнение зарисовок прически и костюма; сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 9, 10.
Тема 9. Развитие причесок в период Эклектики
Повторение периодов моды в прическах от древности до конца 19 века.
Содержание учебного материала:
Эклектика. (1840-1890). Прически периода Эклектики. Турнюр. Шляпка – шантеклерка. Параллели с современными видами и формами причесок.
Выполнение реферата на темы: «Женские прически второй половины 19 в.», «Мужские прически 19 века», «Эпоха романтизма». Выполнение зарисовок прически; сбор материала для выполнения практических занятий по теме № 9, 10.
Развитие прически в стиле Модерн
Содержание учебного материала:
Стиль Модерн. S – образный силуэт. Японские мотивы. Первые короткие стрижки женщин.
Контроль знаний (тестирование).
Практический семинар №5 по темам:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически периода Эклектики», «Прически стиля Модерн». Проведение фотосессии.
Выполнение реферата по выбору на темы: «Женские прически Модерна», «Антология причесок 18 – 19 вв.». Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Выполнение зарисовок исторических причесок. Сбор материала по теме № 10.
Тема 11. Мировая история прически в 1900 — 1919 гг. История парикмахерского искусства в России до 1917 г.
Содержание учебного материала:
История парикмахерского искусства в России до 1917 г. И. А. Андреев. Генрих Брокар. Первая мировая война. Щипцы Марселя. Ондуляция. Изобретение шампуня.
Контроль знаний (тестирование).
Выполнение реферата по выбору на темы: «И. А. Андреев – великий русский куафёр», «Московская парфюмерная фабрика Генриха Брокара», «Присказы российских цирюльников». Выполнение зарисовок прически и костюма. Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 11, 12.
Тема 12. Мировая история прически в 1920 – 1929 гг. Мировая история прически в 1930 – 1939 гг.
Содержание учебного материала:
Мировая история прически в 1920 – 1929 гг., в 1930 – 1939 гг. Стрижки «Боб», «Гарсон». Перманент. Обесцвечивание волос. Первые звёзды кинематографа 30-х годов.
Практический семинар №6 по темам:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически начала 20 века», «Нэп в России», «Звезда немого кинематографа». Проведение фотосессии.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 13, 14.
Тема 13. Мировая история прически в 1940 – 1949 гг.
Содержание учебного материала:
Мировая история прически в 1940 – 1949 гг
Выполнение реферата по выбору на темы: «Женские прически второй половины 20 века», «История перманента». Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 14, 15.
Тема 14. Мировая история прически в 1950 – 1959 гг.
Содержание учебного материала:
Мировая история прически в 1950 – 1959 гг. «Вторая мировая война». «Нью Лук». Кристиан Диор. Элвис Пресли. «Стиляги». Контроль знаний (тестирование).
Практический семинар №7 по темам:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически 1940-х гг.», «Прически 1950-х гг.», «Звезда мирового кино», «Звезда мировой эстрады», «Образ Нью Лук». Проведение фотосессии.
Тема 15. Мировая история прически в 1960 – 1969 гг.
Содержание учебного материала:
Мировая история прически в 1960 — 1969 гг. Видал Сэссун. Твигги. Хиппи. Битломания. Химическая завивка. Звезды кино.
Выполнение реферата по выбору на темы: «Видал Сэссун. История стрижки», «Звезда мировой эстрады», «Звёзды кино 60-х гг.», «Звёзды кино 70-х гг.». Проработка учебной и специальной литературы. Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 16, 17.
Тема 16. Мировая история прически в 1970 – 1979 гг.
Содержание учебного материала: Мировая история прически в 1970 — 1979 гг. Хиппи. Битломания. Панки».
Практический семинар №8 по темам:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически 1960-х гг.», «Прически 1970-х гг.», «Звезда мирового кино», «Звезда шоу-бизнеса». Проведение фотосессии.
Тема 17. Мировая история прически в 1980 – 1989 гг., в 1990 – 1999 гг.
Содержание учебного материала:
Мировая история прически в 1980 — 1989 гг. Мировая история прически в 1990 — 1999 гг. Начес, мелирование. Кок. Креативные техники окрашивания. Звезды модельного бизнеса, кино. История развития в окрашивании, стайлинге и уходе за волосами.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Выполнение зарисовок прически и костюма, сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 18, 19.
Тема 18. Мировая история прически. Начало 21 века.
Содержание учебного материала:
Мировая история прически в 2000 – наше время. Знаменитые люди современного периода парикмахерского искусства. Д. Кондрашова, С. Зверев, Н. Максимовский, В. Анваров
Практический семинар №9 по темам:
Выполнение прически и создание полного образа по выбору на темы: «Прически 1980-х гг.», «Прически 1990-х гг.», «Звезда модельного бизнеса». Проведение фотосессии.
Тема 19. История конкурсных причесок.
Содержание учебного материала:
История конкурсных причесок. История конкурсных причесок России. Фото причесок 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х гг. За основу взяты прически России.
Контроль знаний (тестирование).
Выполнение реферата по выбору на темы: «Женские конкурсные прически», «Мужские конкурсные прически», «Антология стилевых направлений 20 века». Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Сбор материала для дальнейшего выполнения практических занятий по теме № 19, 20.
Тема 20. Национальные прически. История бороды и усов.
Содержание учебного материала:
Национальные прически. Прически России. Европа. Япония. Индия. Африка. Северная Америка. Головные уборы, причёски, украшения, косметика, одежда, обувь.
История бороды и усов. Формы бород и бакенбард, названия. «Эспаньолка». «А ля Муш». «Шевалье».
Практический семинар №10 по темам:
Выполнение прически по выбору на темы: «Конкурсные прически в мужской моде», «Конкурсные прически в женской моде». Проведение фотосессии.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие №1
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически Древнего Египта». «Прически Античности». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №2
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически в готическом стиле». «Прически эпохи Средневековья», «Прически эпохи Ренессанса». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №3
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически испанской моды», «Прически эпохи Барокко», «Прически эпохи Раннего Рококо». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №4
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически эпохи Позднего Рококо», «Прически стиля Ампир», «Прически стиля Бидермейер». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №5
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически периода Эклектики», «Прически стиля Модерн». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №6
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически начала 20 века», «Нэп в России», «Звезда немого кино». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №7
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически 1940-х гг.», «Прически 1950-х гг.», «Звезда мирового кино», «Звезда мировой эстрады», «Образ Нью Лук». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №8
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически 1960-х гг.», «Прически 1970-х гг.», «Звезда мирового кино», «Звезда шоу-бизнеса». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №9
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически 1980-х гг.», «Прически 1990-х гг.», «Звезда модельного бизнеса». Проведение фотосессии.
Практическое занятие №10
Выполнение прически на темы: «Конкурсные прически в мужской моде», «Конкурсные прически в женской моде». Проведение фотосессии.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Общие требования безопасности
Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для студентов, работающих в кабинете.
Пребывание студентов в помещении кабинета разрешается только в присутствии преподавателя.
Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения практических занятий разрешается только с ведома преподавателя.
В кабинете запрещается:
— принимать пищу и напитки;
— загромождать проходы портфелями и сумками;
2. Требования безопасности перед началом работы
Перед началом практических занятий студенты должны:
— изучить по учебнику или пособию порядок выполнения предстоящей работы;
— внимательно выслушать и усвоить все указания преподавателя по безопасному обращению с инструментами и т.д.
Приступать к практическому выполнению работы без разрешения преподавателя разрешается.
3. Требования безопасности во время работы
Во время работы в кабинете студенты должны быть внимательными, дисциплинированными, поддерживать порядок на рабочем месте.
При выполнении практических работ студенты должны соблюдать правила безопасности при использовании инструментов и приспособлений.
Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность преподавателя. Устранять неисправности самостоятельно запрещается.
Во время работы запрещается:
перебрасывать друг другу какие-либо вещи (книги, тетради и т.д.);
брать инструменты и приспособления с рабочих мест, не занятых студентами;
оставлять кабинет спецдисциплин неубранным.
4. Требования безопасности по окончании работы
1. Уборка рабочих мест производится в соответствии с указаниями преподавателя. Студенты должны привести свое рабочее место в порядок.
Требования к выполнению практического задания:
1. Репродукция или фотография исторического образа в заданном историческом периоде;
2. Одежда или ткань для создания требуемого силуэта одежды;
3. Аксессуары, подходящие к этому историческому периоду;
4. Инструменты и приспособления для создания прически (расчески, шпильки, невидимки);
5. Стайлинг для фиксации прически (лак);
6. Средства для нанесения макияжа (пудра, румяна, тени, помада, тушь);
7. Подготовленный текст с описанием выбранного исторического образа;
8. Фотографии созданного исторического образа и последующее самостоятельное оформление слайда.
Студент заранее выбирает тему образа, который будет создавать на занятии. Для этого он должен найти репродукцию картины выбранного исторического периода, проанализировать форму прически, силуэт одежды, аксессуары, которые прорисованы на картине – образце. Договориться с моделью, которая подходит для этого образа. Продумать, как будет создавать силуэт этой прически, какие украшения будет использовать. Продумать, как будет создавать силуэт одежды, какие материалы будет применять. В случае имитирования костюма необходимо работать с тканью, закалывая её булавками, создавая требуемый исторический образ. Продумать, какой макияж будет делать на модели для более точного копирования оригинала. Можно использовать необычные приспособления, имитирующие детали выбранного образа. Во время работы приветствуются смекалка и остроумное решение имитации. Обязательно как можно более точное копирование образца – оригинала картины выбранного исторического периода.
Текст для презентации должен содержать следующую информацию:
1. Фамилия, имя, группа студента, фамилия, имя модели
2. Временные границы описываемого периода
3. Этапы создания прически (где собран хвост, где начёс, где проработка плойкой)
4. Какими элементами дополнили образ
5. Фото исторического образца для копирования на этом занятии.
На занятии студенту необходимо сделать прическу, максимально похожую на выбранный образец. Дополнить образ макияжем, украшениями, если таковые есть на фото — образце. Одеть модель в одежду, похожую на одежду на образце или заколоть ткань, повторив этот силуэт. Приветствуются смекалка и остроумное решение имитации при более точном копировании картины – оригинала выбранного исторического периода. Во время презентации своего образа оценивается соответствие информации об историческом периоде и созданном образе, четкость речи, поведение студента на подиуме. После презентации получения оценки, студент и модель самостоятельно проводят фотосессию, на которой модель должна как можно более точно воспроизвести образец (поза, поворот головы и т д.). Далее студент самостоятельно оформляет свою работу в программе Word для отчета.
Требования к оформлению фотоотчета:
1. В программе Word на странице (ориентация альбомная) вставить слева образец – оригинал, справа – свою работу. Пропорции изображений должны быть соблюдены и равны друг другу.
Практическая работа № 1
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически Древнего Египта». «Прически Античности». Проведение фотосессии.
Цель работы: Научиться копировать прическу и весь исторический образ по выбранному портрету.
ЕГИПЕТ (3000 гг. до н. э. — 300 гг. до н. э.). Основным видом прически для мужчин и женщин был парик. Парик был атрибутом власти правителей и вельмож. Формы и размеры египетских париков прямо зависели от пола владельца, его социального положения и возраста. Прически париков были геометрической формы — трапеции, шара.
Длина волос в парике могла быть различной (до плеч, до середины груди). Самыми пышными париками обладали фараон и члены его семьи
Парик составлялся из мелких косичек или прядей, завитых мелкими локонами, расположенных плотными рядами. На голову надевали богато украшенный обруч, на лбу носили цветок лотоса, который прикрепляли к этому обручу. Древнеегипетский парикмахер должен был уметь чисто и аккуратно заплетать косички и виртуозно владеть иглой, сшивая парики, а также окрашивать их. Темно-коричневый и черный цвета волос считались модными. Их изготавливали из растительных волокон, овечьей шерсти, человеческих волос или шелковых нитей.
Древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами. Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы. Из сурьмы (минерал) изготавливался черный порошок для глаз, называвшийся «кохл» или «кохол». Этим порошком подводили глаза (в виде рыбки), усиливая их блеск и увеличивая. Малахитовая зелень в качестве краски для век служила лекарством от глазных болезней и как средство, отпугивающее насекомых.
Мужчины брили подбородок. Знатные особы к подбородку привязывали за уши искусственную накладную бороду (в виде продолговатой лопаточки, заплетенной косички, с завитком на конце).
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (6 – 5 вв. до н. э. – 1 в. до н. э.)
ДРЕВНИЙ РИМ (3 век до н. э. — 5 век н. э.)
В Древней Греции были заложены основы нашей современной европейской цивилизации – философии, науки, искусств. Здесь родился стиль, названный классическим. Слово косметика греческого происхождения и означает «искусство украшать».
В период расцвета Афинского государства мужские прически отличались разнообразием и прихотливостью. Косы, заплетенные за ушами, в один или два ряда обвивали голову. Густые вьющиеся волосы и ухоженная борода служила лучшим украшением эллина. При помощи металлических стержней для завивки – «каламисов» — греки создают как бы естественно завитые волосы, т. е. делали горячую завивку. Появились первые профессиональные парикмахеры. Как правило, это были рабы – «каламистры». Каждый из них выполнял только одну операцию – завивку, причесывание, окрашивание.
Основным типом женской прически был так называемый греческий узел: разделенные на прямой пробор, волосы низко опускались на лоб, а на затылке укладывались в пучок. Дамы дополнительно украшали этот узел золотыми заколками. Отдельные пряди были спущены вдоль щек, уши полузакрыты. Считалось, что женский лоб должен быть невысоким.
Названия греческих причесок: «Лампадион» — вытянутый на затылке конусообразный пучок, с завитыми концами волос, напоминающими языки пламени. «Саккос» — от названия плотного мешочка (из шерсти или шелка), в который прятались концы волос. «Митра» — матерчатая повязка, различными способами укреплявшаяся на голове. Всевозможные повязки, диадемы, ленты и сетки позволяли создавать бесконечные варианты этих причесок. Формой и линией причесок стремились создать впечатление более длинной и более гибкой шеи. Употреблялись фальшивые косы.
Греки очень любили пользоваться ароматическими маслами. В прическу прятали крошечные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина. В особо торжественных случаях прически осыпались золотом. Отсюда пошло название — «златокудрые греки».
Вместе с Грецией Древний Рим причисляют к античному типу культуры. В течение долгого времени там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный, который был ещё богаче, чем в Греции.
Мужские прически характерны короткими стрижками, с густой челкой, закрывающей весь лоб до середины. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась
Женские прически Древнего Рима делали рабы – «тонсорес». Характерны прически из плотно прилегающих друг к другу и расположенных рядами завитков в виде колечек в теменной части головы, поднимающиеся в виде кокошника на основе – каркасе в виде веера. Т.к. прически увеличивались в высоту, стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос. Сзади волосы заплетались в косу и собирались в сложный пучок.
Вывод: должен соответствовать цели работы; должен содержать научную информацию; не должен быть повторным описанием действий и наблюдений.
Вопросы для самопроверки
Что было основным видом прически для мужчин и женщин в древнем Египте?
Из чего изготавливали парики?
Из чего изготавливался черный порошок для глаз, как он назывался?
Как назывались металлические стержни для завивки волос в древней Греции?
Перечислить названия греческих причесок.
Описать форму прически древнего Рима.
Практическая работа № 2
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически в готическом стиле». «Прически эпохи Средневековья», «Прически эпохи Ренессанса». Проведение фотосессии.
Цель работы: Научиться копировать прическу и весь исторический образ по выбранному портрету.
От падения Римской империи (середина 5 в.) — до 15 в.
Понятие «Средневековье» охватывает несколько стилей — Византия, Романский, Готика. Византийская империя закрепила в обществе христианскую религию. Специфическим головным убором является корона.
Мужчины знатного происхождения носили полудлинные волосы, подражая изображениям Христа. Разновидностью мужской прически была «пейзанская» стрижка: волосы аккуратно подстригались вокруг головы, завивались крупными прядями. Густая ческа закрывала весь лоб. Но большинство мужчин стриглись коротко (вокруг головы до мочек ушей, а спереди – челка). Мужчины отращивали бороды разных форм: овальные, остроконечные, раздвоенные или лопаткой.
После того, как христианство стало официальной религией в Византии, среди духовенства появляется новая прическа – тонзура. Она характерна тем, что теменная часть головы выбривалась в виде небольшого круга. Размер выбритой зоны означал статус священника.
В средневековой Европе головной убор стал неотъемлемой частью туалета замужней женщины. С непокрытой головой могли ходить только девушки, а вдовам и замужним женщинам это запрещалось.
Возник во Франции в середине XII в. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки — босы. Одежды узкие, сковывающие движения, с глубоким вырезом. Высшая фаза развития готики — бургундская мода. Прическа теряет свое значение. Самые выразительные элементы бургундской моды — головные уборы. Лоб, виски и затылок максимально открывали, женщины подбривали волосы на голове, а брови выщипывали.
В 1395 году Елизаветой Баварской (фр. королева), был введен в моду головной убор «Эннен» или «Геннин» — высокий конусообразный головной убор (у принцесс высотой до 1м.) на картонной или проволочной основе. Эннен обтягивали дорогими тканями, прикрепляли легкие вуали.
В Италии – 14 – 16 вв., в других странах Европы – сер. 15 – 16 вв.
Эпоху, сменившую Средние века, называют эпохой Возрождения, или Ренессансом. Возрождение подразделяется на Раннее и Позднее (Высокое). Культура Возрождения ввела понятие «гуманизм».
Культурным центром эпохи Ренессанса считают Флоренцию. Женские прически объединяло одно – их перестали скрывать под головным уборами, и они были собраны легкими, изящными линиями наподобие греческих узлов. Главным требованием Ренессанса был неестественно высокий лоб. Важнейшим условием красоты были белокурые волосы. Увлечение светлыми волосами привело к тому, что в Венеции стали обесцвечивать волосы естественным путем — при помощи солнца. Женщины для более равномерного обесцвечивания волосы, смоченные различными составами, раскладывали на широкие поля соломенных шляп без донышка – «солари» или «солана».
Женские прически можно было объединить в два основных типа.
Первый — волосы забирались на затылке в серебряную сетку, расшитую жемчужинами (эскафьон).
Второй – прически с косами всевозможного плетения, уложенными петлями на затылке, висячие, в виде ракушек (спиралями) над ушами. Косы переплетали тонкими нитями жемчуга. Распущенную длинную прядь, крестообразно перевитую лентами, называли «Флорентийская коса». Важным элементом прически были длинные локоны, свисающие по обеим сторонам лица. Популярна была лента с драгоценным камнем посередине, повязанная на лбу (ферроньер). Возник во Франции в середине XII в. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Золотистый цвет Ренессанса увековечен на полотнах Тициана, великого художника эпохи Возрождения. Этот цвет так и называется – «тицианов цвет».
Вывод — должен соответствовать цели работы; должен содержать научную информацию; не должен быть повторным описанием действий и наблюдений.
Вопросы для самопроверки
В Средневековье появляется новая прическа среди духовенства, её особенности.
В средневековой Европе какой предмет стал неотъемлемой частью туалета замужней женщины.
В XV веке в период готики какой силуэт фигуры появился в моде?
Что означает выражение «Тицианов цвет»?
Практическая работа № 3
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически испанской моды», «Прически эпохи Барокко», «Прически эпохи Раннего Рококо». Проведение фотосессии.
Цель работы: Научиться копировать прическу и весь исторический образ по выбранному портрету.
МАНЬЕРИЗМ В ИСПАНСКОЙ МОДЕ (1550-1618 гг.)
Маньеризм — художественное течение в европейском искусстве 16 века, возникшее в конце Ренессанса (т. е. Поздний Ренессанс). Отличительные черты маньеризма — манерность, надуманность, вычурность образов. В XVI в. законодательницей европейской моды становится Испания, превратившаяся в крупнейшую колониальную державу. В Европе стали повторять моду Испании, ведь она была самой богатой страной 16 века.
В моду входит одежда на каркасах, которые искажали формы тела. Мужская одежда похожа на сужающийся к плечам конус, словно «надетый» на ноги.
Женское платье — корсет с треугольной вставкой спереди (острый угол корсета заканчивался ниже линии талии). Юбки носили на каркасах из обручей. Их называли райфрок, «вертюгали». Грудь плоская, украшена жемчугом, золотыми цепями. В моде большой, круглый, из белой гофрированной, накрахмаленной ткани воротник-фреза. Туго облегая шею, он заставлял держать голову прямо, придавая надменный вид аристократам. Со временем воротник превратился в большой стоячий – «мельничный жернов». Позже он стал состоять из двух полукружий на каркасе — воротник английский. Поэтому в начале 16 века мужские прически становятся короче. Волосы подстригали «лесенкой», а на лбу завивали в мелкие локоны. В мужском образе яркая деталь – аккуратная заострённая бородка «эспаньолка» и усики.
Женские прически тоже изменились из-за формы воротников — стали высокими – пучки на макушке, валики надо лбом. В основном все прически состояли из завитых волос (мелкие локоны, трубчатые или букли). Волосы подкалывали на макушке длинными золотыми шпильками, убирали в расшитые жемчугом сетки – прическа «башня». Прически и парики посыпались цветными порошками (фиолетовой, золотой, серебряной пудрой).
В Англии в царствование королевы Елизаветы (1558-1603 гг.) стали носить парики рыжих цветов (королева любила рыжий цвет волос). На портретах она с прической типа «башня». Прически украшались золотыми шпильками с алмазными навершиями, серебряными сетками, перьями.
БАРОККО. Стиль барокко зародился в 17 – нач. 18 века. (1600 – нач. 1700 гг.) Характерные черты стиля – парадность, театральность, пышность.
Моду стала диктовать Франция и король Людовик 13. Его прическа «а – ля Кадене»: волосы подстрижены «лесенкой», обрамляют лицо с двух сторон. Среди пышных кудрей выделяли один (любовный) локон и его перевязывали бантом того цвета, который любила дама сердца кавалера.
В это время появилось понятие «галантность», «галантный кавалер». Облик мушкетера: благородного человека — вояки, изящного и экстравагант-ного. С 1624 года входит в моду пышный завитой парик. Завивка осуществлялась горячим способом, т. е. паром.
В мужском образе яркая деталь — борода, а ля Муш, муш а ля Руаяль (королевская мушка) — маленький треугольничек волос на подбородке под нижней губой.
Во второй половине 17 века стали господствовать вкусы короля Франции Людовика 14-го (1643-1715 гг.). Именно он провозгласил: «Государство – это я!». Людовик 14 ввёл в моду парики. Мода на парики в период барокко способствовала появлению профессии “постижер “. Первоначально постижер – это мастер по изготовлению париков.
Парик «инфолио»: локоны каштанового парика в виде тугих горизонтальных валиков укладывались симметрично. Парик «алонжевый» (удлиненный) вошел в моду при стареющем Короле – Солнце. Это грандиозный парик пирамидальной формы, изготовленный из светлых или каштановых волос, длинными «лапами» спадавший на грудь и спину. Мужская голова становится похожей на голову льва, обрамленную гривой. Парики стали делить на ранги: «докторские», «адвокатские», «судейские».
Косметику применяли сверх меры, особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь. Лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст.
Женские прически часто менялись, ведь моду диктовали многочисленные фаворитки любвеобильного Луи 14.
Прическа «гарсет» (фр. «девчонка») – волосы расчесывали на прямой пробор, укороченные пряди у щек завивали, а заплетенную сзади косу укладывали короной. Боковые локоны взбивались в пышные локоны «туф».
Прическа «а-ля Манчини» — волосы гладко расчесывались на темени и взбивались на висках в круглое возвышение, которое закрывало уши и от которого отделялось несколько тонких локонов, доходивших до плеч.
Прическа «юрлю-берлю» — во времена маркизы де Монтеспан (ок. 1670 гг.) прихотливое сооружение из круто завитых буклей, придававшее лицу кукольность.
Прическа «а – ля Фонтанж» — туго завитые локоны, уложенные на голове горизонтальными рядами поэтажно высоко надо лбом, на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. Прическа «а ля Фонтанж» вошла в моду на 30 лет.
РОКОКО. 18 век. (1730 – 1789 гг.) Рококо (фр. рокайль) — название декоративного мотива, похожего на завиток раковины. Барокко налагал на всё печать помпезности, а стиль рококо принёс изящество, хрупкость и изнеженность. В прическах период рококо делится на Раннее и Позднее. И мужчины, и женщины напоминают кукол, разодетых в шелка. Косметикой пользовались неумеренно, дамы и кавалеры стремились под пудрой скрыть свой возраст. Как и в 17 веке, в моде были мушки для подчеркивания белизны кожи. Сильно красили губы и дамы, и кавалеры. В этот период модный силуэт женского платья с затянутым торсом и широкой юбкой напоминал перевёрнутый бокал, а обилие отделки делало его похожим на букет цветов.
В период Раннего рококо мужские парики уменьшились в объёме. С 1730 года появилась новая прическа «а–ля катоган» (узел) или «кё» — височные пряди завивались горизонтальными локонами, волосы зачесывались назад, завязывались на затылке в хвост.
Женские прически во Франции в первой половине 18 века: «Фонтанж коммод» (удобная,) «а–ля кульбит», «а–ля мутон» («головка барашка»). С 1725 года входят в моду маленькие прически, которые сильно пудрили: «малая пудренная», легкие завитки волос укладывались широким венком вокруг головы, оставляя затылок гладким.
Вывод — должен соответствовать цели работы; должен содержать научную информацию; не должен быть повторным описанием действий и наблюдений.
Вопросы для самопроверки
Что означает термин «Мельничный жернов»?
Как изменились женские прически из-за формы воротников в период влияния Испании на моду?
Что Людовик 14 ввёл в моду?
Какая профессия появилась благодаря моде на парики в период барокко?
Как изменились мужские парики в период Раннего рококо?
Практическая работа № 4
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически эпохи Позднего Рококо», «Прически стиля Ампир», «Прически стиля Бидермейер». Проведение фотосессии.
Цель работы: Научиться копировать прическу и весь исторический образ по выбранному портрету.
РОКОКО.18 век. (1730 – 1789 гг.)
Рококо (фр. рокайль) — название декоративного мотива, похожего на завиток раковины. Барокко налагал на всё печать помпезности, а стиль рококо принёс изящество, хрупкость и изнеженность. В прическах период рококо делится на Раннее и Позднее. И мужчины, и женщины напоминают кукол, разодетых в шелка. Косметикой пользовались неумеренно, дамы и кавалеры стремились под пудрой скрыть свой возраст. Как и в 17 веке, в моде были мушки для подчеркивания белизны кожи. Сильно красили губы и дамы, и кавалеры. В этот период модный силуэт женского платья с затянутым торсом и широкой юбкой напоминал перевёрнутый бокал, а обилие отделки делало его похожим на букет цветов. Во второй половине 18 в. парикмахерское дело быстро развивается. В Париже готовили специальных куафёров в Академии парикмахерского искусства, созданного куафёром короля Людовика 15 – мэтром Легро.
В период Позднего рококо в мужской моде появилась прическа «Вержет» — волосы взбивались высоко надо лбом в высокий тупей (кок), височные пряди завивались в одну или две горизонтальные букли. Затылок оставался гладким.
Женские прически во второй половине 18 века становятся выше. Появились каркасные парики. Прически стали делать сюжетно, т. е. они прямо выражали замысел. Прически украшались лентами, бутафорскими изделиями (чучела животных, фигурки людей, цветы, плоды). На ночь надевали специальный проволочный чепец для защиты прически от мышей.
В 1785 г. появляется прическа «принцесса Ламбаль». Эта прическа также на основе каркаса, верхняя его часть асимметрична – правая сторона гораздо выше левой. Высота всего каркаса примерно 30 см. Обязателен висячий локон с левой стороны и два роликовых локона справа, а также ленточные украшения. В 80-е годы белые парики уступили место каштановым, рыжым.
Другие названия женских причесок: «а–ля мадам Дю Бари», «тайна», «сентиментальная», «грустная», «чувственная», «неженка», «бабочка», «сети любви». После победы в морской битве Французского флота над англичанами появилась прическа «фрегат».
АМПИР (1804 – 1815 гг.)
В этот пертиод Франции формируется стиль ампир (фр. empire – империя).
Мужские прически. Парики исчезли из употребления. Создавалось общее впечатление естественности и простоты: натуральный цвет волос, короткие стрижки с пробором и легкой завивкой, красиво уложенной («титус», «каракалла»). Разнообразились прически проборами – прямым, боковым.
Дополнением причесок стали небольшие бакенбарды (они являлись как бы продолжением прически, неширокой полосой спускаясь вдоль щёк). При них иногда носили небольшие усы. Офицеры носили усы и бакенбарды разных форм и размеров. Бакенбарды – это часть волос на лице, которые растут вертикально по обеим сторонам головы.
Появляется новый идеал – буржуа и денди. Буржуа — целеустремленный, деловой горожанин (не аристократ по крови). Буржуазный костюм и прическа должны были символизировать идею неутомимой деятельности. Дневной костюм дополнялся цилиндром, к выходному костюму полагалась шляпа — двууголка. «Денди» — истинно элегантный мужчина. «Владей собой, и ты будешь управлять миром» — кредо дендизма. Основатель модного течения английский щеголь — Джордж Браммел (1778 — 1840 гг).
Женский модный силуэт: декольте, очень высокая талия (под самой грудью), ниспадающая юбка, отсутствие корсетов. Стиль ампир копирует греческий стиль. Характерная форма рукава – фонарик. Поскольку рукава были короткими, носили длинные, до плеч, лайковые перчатки. Обувь также несёт отпечаток античности: атласные туфельки плоские, без каблука, сандалии с переплетением из ремешков.
Женские прически. Парики исчезли из употребления. Эпоха ампира вернула женским прическам каскады локонов — спиральных, круглых и плоских. Цвет волос – тёмный, каштановый. Дамские прически богато декорировались. Часто украшение состояло из широкого или узкого обруча – диадемы из драгоценного металла. На бал дамы украшали голову цветами, как естественными, так и искусственными — из шелка.
Прическа «а-ля Каракалла» — волосы забраны вверх в небольшой пучок и сколоты золотой длинной шпилькой. Надо лбом прическа разделена прямым пробором, с каждого бока образуются набольшие «шторки», прикрывающие лоб, типа «греческого лампадиона». Прическа «а-ля Титулус» — волосы коротко подстрижены, завиты отдельными мелкими прядями. На лбу лента, из-под которой выбиваются тонкие завитые пряди, уложенные в легкую челку. Прическа «а-ля Клеопатра» — гладко причесанные волосы разделялись посередине пробором, укладывались в сеточку или заплетались в косы, собирались в «греческий узел» на затылке. В первые годы 19 века косметикой пользовались умеренно (по сравнению с 17 и 18 веками).
С разгромом Наполеона вошла в моду борода «а-ля рюсс» (в 1814 г. в Париж вошли бородатые русские солдаты армии Суворова). Тогда же и закончилась модное направление — ампир.
БИДЕРМЕЙЕР (1815 – 1830, 1848 гг.)
После отречения Наполеона увлечение античностью проходит. Париж теряет своё право первенства в области моды. Тон задаёт Вена. Мода на костюмы и прически определяется литературой, театром. Появляется новое направление — бидермейер (по имени героя книги Людвига Эйхродта «Бидермейер Людерлюст», австрийского учителя, превратившегося в умелого дельца). Модное направление «бидермейер» в истории искусства также называется «романтизм».
Ухоженные волосы становятся одним из важнейших эталонов красоты. Появляются лосьоны для волос («римская вода») и душистые отруби для очищения волос. Если в 18 веке было допустимо наличие насекомых в огромных женских куафюрах, то 19 век принес культ чистого тела. Главным требованием косметики стала постоянная гигиена – ванны, умывания.
Мужские прически сохраняются прежними. Продолжают носить короткие прически «а-ля Титус», «а-ля Каракалла». Волосы взбивались коком надо лбом или по бокам пробора в виде хохолка («кок» фр. – «петух»), с висков зачесывались вперёд. Прически мужчин выглядели так, словно их растрепал буйный ветер внешних и внутренних бурь. Мужчины носили шляпы – цилиндры с небольшими загнутыми полями. Мода на бакенбарды сохранилась. Их носили с короткими стрижками. С 30-х годов бакенбарды увеличиваются.
В женской моде для подчеркивания талии снова требуются корсеты. Изменился весь силуэт: лиф притален, линия талии заняла своё естественное положение. Чтобы оптическое впечатление тонкой талии было еще большим, расширились рукава. Открытая шея позволяет «выделить» голову, и опять стали применять сложные прически.
Вошли в моду прически с большими височными пучками и стоячими петлями на макушке, для которых использовали искусственные локоны. Прическа поднялась вверх в виде петель и бантов из волос, оставляя открытым затылок. Пучки на макушке должны были подниматься как можно выше. Поэтому в их конструкции использовали каркасы. Пучок на макушке представляет собой большие воздушные петли из кос, торсад (торсадо – жгут, сплетённый из двух прядей), гладких прядей в виде волосяных бантов. Характерная деталь прически бидермейер– пробор на теменной зоне в виде треугольника, расходящийся из одной точки от центра краевой линии на лбу. Обилие деталей требовало большого количества волос, поэтому постижерные изделия вновь становятся необходимы.
Прическу украшали цветами, (живыми и искусственными). Волосы украшали шелковыми лентами, серебряной тесьмой, кружевами и сетками. Бальные прически украшались венками из роз, перьями марабу.
В 40-х годах появляется мода на длинные локоны на висках – «англэзы» (в Англии просуществовали почти до 50-х годов). Английские локоны уже не лежат пышным облаком, а свисают вниз трубочками, и, закрывая уши, достигают плеч. Пучок на макушке стал плоской формы. В России прическа получила название «плакучая ива».
Также с середины 40-х гг. появляется новая прическа. Характерна гладкая форма и полное отсутствие волосяных петель на макушке и локонов на висках. Волосы, разделённые прямым пробором, гладко зачесывались на уши в виде полукругов, затем отводились назад. Концы прятались в пучке на затылке. Прическа становится гораздо строже.
Вывод — должен соответствовать цели работы; должен содержать научную информацию; не должен быть повторным описанием действий и наблюдений.
Вопросы для самопроверки
Что означает термин «Денди»?
Что принёс в моду стиль Рококо?
Описать форму и элементы прически «принцесса Ламбаль».
Какой цвет волос вернула эпоха Ампира?
5. Описать характерную деталь прически стиля Бидермейер
Практическая работа № 5
Выполнение прически и создание полного образа на темы: «Прически периода Эклектики», «Прически стиля Модерн». Проведение фотосессии.
Цель работы: Научиться копировать прическу и весь исторический образ по выбранному портрету.
ЭКЛЕКТИКА. Вторая половина 19 века (1848 г – до конца 19 века)
Девятнадцатый век считается веком научных открытий. Паровой двигатель, электричество, телеграф, воздухоплавание, железные дороги, фотография, кинематограф. С изменением общественной жизни меняется и быт людей. Женщины получают возможность заниматься наукой, искусством наравне с мужчиной. Требование эмансипации в женском сознании проявится в полной мере только самом конце века.
Во второй половине 19 века наблюдается быстрая смена силуэтов причесок и костюмов. У женщин в моду входят кринолины, а затем турнюры. Они искажали естественные формы тела. Немыслимо тонкую талию такой красавицы подчеркивала широкая юбка платья (кринолин), а очень низкое декольте обнажало даже верхнюю часть руки. Но более всего поражали рукава: безмерно вздутые в верхней части, они резко сужались к кисти.
Характерной чертой этого времени был полный отказ от париков среди мужчин и женщин. Использовались только готовые постижерные изделия из волос – постижи.
Мужские прически не сильно изменились. Продолжают носить короткие стрижки, при этом височные волосы завиты и зачесаны на виски; а также прически с коками.
С 1876-го года мужчины носят прическу «а-ля Капуль». Она представляла собой короткую стрижку сзади, спереди волосы разделялись прямым пробором и укладывались по бокам двумя ровными небольшими полукружиями. Эту прическу ввёл в моду знаменитый в то время актер и певец Капуль.
Однотипные мужские прически разнообразились бородой и усами. Бородки имели форму «эспаньолки», «клинышка», «лопаточки», «жабо». Носили большие бороды, разделённые на две части («ласточкин хвост»). Носили узкие стрельчатые усы, торчащие в стороны («а-ля Вильгельм»); небольшие усы с завитыми вверх концами. Концы усов фабрили, завивали щипцами, на ночь надевали специальные наусники для сохранения формы. Мода на бороду и усы потребовала от парикмахеров новых принадлежностей и инструментов, косметических средств: помад, фиксатуаров, лосьонов.
При короткой стрижке отпускали бакенбарды вдоль щеки в виде небольшой полоски, в виде «сапога», «квадрата». Большую роль в форме бакенбарда имела стрижка и завивка. Именно они делали бакенбарды непохожими друг на друга.
Новый идеал красоты в женской моде — стало модно носить низкие пучки из кос торсад (торсадо – жгут, сплетенный из двух прядей волос), укладывали волосы в сетку из толстых бархатных нитей. Этот период называют второе рококо». Прически невысоки, компактны. Для создания причесок пользовались как горячей, так и холодной завивкой. В 60-х годах волосы надо лбом укладывали в объёмные валики, волосы на затылке – в сетку из нитей. Некоторые локоны на затылке оставались висеть свободно. Такая прическа называлась «а-ля курон» («корона»). Прически этого времени делились на дневные и вечерние.
Прическа «каскад» — с челкой, височные локоны подняты на затылок, на макушке уложены букли, от макушки по затылку спускаются локоны, несколько локонов лежат на спине. Эту прическу носили с турнюром в 1880 гг. (турнюр – подушечка, которую подкладывали под платье сзади ниже талии для придания фигуре характерного изгиба и пышности).
Женские шляпы изменялись в зависимости от формы причесок (фасоны шляпок – «кибитка», «фаэтон»). В 60-е гг. украшали голову чепцами, кружевными наколками, небольшими шелковыми шляпками. Летом носили соломенные шляпки. Иногда маленькие шляпки украшали фазаньими перышками. Прозрачная вуаль прикреплялась к полям шляпы и закрывала лицо, придавая дамам загадочную таинственность. Зимой надевали меховые капюшоны, капоры, отороченные мехом.
В 19 веке стали разделять украшения на парадные и повседневные. Повседневную прическу украшали гребнями, шпильками. Бальную – колье, головными обручами, заколками, выполненными с большим изяществом. Эспри и эгретки (украшение из одного или нескольких перьев), веночки из мелких шелковых или живых цветов. Прически украшали повязками, расшитыми драгоценными камнями, стеклярусом, гребнями.
МОДЕРН (1890-1914 гг.) Belle Epoque (прекрасная эпоха).
Характерными чертами являются обтекаемые, плавные линии, асимметрия, влюбленность в японское искусство. Япония с 1860 года открыла свои морские порты для судоходства и начала торговать с Европой. Впервые люди стали восхищаться асимметричной композицией, до этого европейское искусство воспитывалось на симметрии. Изогнутый стебель лилии – главный символ стиля модерн. Отныне женщина должна походить на изящный цветок или мотылька. Хризантемы указывали на то, как должна выглядеть женщина.
Женской фигуре с помощью особого корсета с двойной шнуровкой и косточками придавался S – образный силуэт. Всё тело приобретало прихотливый «растительный» изгиб. Верхняя часть фигуры слегка наклонена вперёд – «голубиная грудь», живот втянут, а низ корпуса немного «отстаёт» от верха. Женская фигура получает форму слегка изогнутого стебля, как бы увенчанного пышным тяжелым цветком. Сходство с цветком подчеркивается пышными прическами, неимоверными размерами шляп, украшенных страусиными перьями. На голове шляпы крепились при помощи длинных шпилек. Дама носила с собой зонтик от солнца, а также веер, позволяющий не упасть в обморок. Талию утягивали до объема — 42-47см.
Тело и кожа женщины были беломраморными. Пудра использовалась не бежевая, а серо-пепельная, нежно-сиреневая, блекло-зеленая. Томного взгляда добивались, используя вместо туши для ресниц толченый уголь. Тени и помада не приветствуются (пользуются разве что блеском для губ).
Прически, в силу влияния Японии, походили на прически гейш — высокие, с подкладными валиками. Для объёма под локоны подкладывали валики из конского волоса. Прически для вечера и бала, кроме гребней, украшали эгретами (Эгрет — украшение для дамской прически в виде пучка длинных перьев, фр. aigrette — хохолок у птиц). В 1905 — 1908 годах носят прически типа «тюрбан», «крыло орлёнка» «эглон». Волосы укладывали при помощи горячей завивки щипцами Марселя.
События мировой истории — Первая мировая война 1914 – 1918 годов, в России в 1917 г произошла революция. Эпоха модерна закончилась.
Вывод — должен соответствовать цели работы; должен содержать научную информацию; не должен быть повторным описанием действий и наблюдений.
Вопросы для самопроверки
Что означает термин «торсадо»?
Какими деталями разнообразились однотипные мужские прически?
Как украшали повседневную и бальную прическу в девятнадцатом веке?
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/istoriia-pricheski-metodicheskie-rekomendatsii-po.html