Ссср мужик с бородой

Легендарные усы Советского Союза: маршал Будённый

Семён Михайлович Будённый — легендарный маршал, красноармеец, командующий Конармией. В культуре и истории его знают не только как талантливого военачальника, но и как обладателя монументальных усов, ставших центром его образа.

Главная деталь образа

Публикация от Серафим Бадиков (@serafim_badikov) 24 Апр 2018 в 11:03 PDT

Усы Будённого со временем стали народным достоянием — о них придумывали анекдоты и забавные частушки, сочиняли легенды.

Такая деталь стала главной во всем образе: люди в первую очередь обращали внимание на пышную растительность над верхней губой, которая в народе прочно ассоциировалась с маршалом, трижды Героем Советского Союза.

Семён Михайлович предпочитал небрежные усы вразлет — это была его изюминка. Они были густыми, длинными, закрывали практически всю верхнюю губу и не имели четких контуров.

Создавался контраст с аккуратным «шевроном» Иосифа Сталина: генералиссимус носил только ухоженную растительность.

По своему виду усы Будённого напоминают венгерские. Это сильно заросшая форма «морж», не имеющая четких границ и формы. Волоски торчат вразлет, их не нужно укладывать специальными средствами или регулярно причесывать.

Семён Михайлович появлялся с усами и на ранних фотографиях, но до Гражданской войны они были не такими густыми, отличались заостренными кончиками и по своей форме напоминали английские. Но с проявлением таланта полководца и недюжинной храбрости становились и гуще усы.

В истории нет точной причины относительно того, зачем Будённый отрастил пышную растительность над губой, но есть народные легенды.

Маршал от природы отличался добрыми глазами и мягким выражением лица — с такой внешностью стать главнокомандующим было бы непросто. Чтобы вызвать уважение со стороны однополчан, мужчина отрастил пышные усы, которые носил исключительно вразлет. Кончики выходили за пределы щек, поэтому образ оказался таким узнаваемым.

Семён Михайлович — личность харизматичная и прямолинейная. Свои идеалы он был готов отстаивать с шашкой наголо: мог яростно спорить с Иосифом Сталиным, за что ему никогда даже выговор не грозил.

В народе бытовало мнение, что усы Будённый отрастил потому, что он был донским казаком, а это было обязательной чертой представителей казачества. Но эта версия остается лишь легендой: Будённый хоть и был родом из Ростовской области, но его семья никогда не причислялась к казакам. Он восходил к иногородним бедным крестьянам.

Также на его предполагаемое родство с казаками указывала и невероятная способность маршала ездить верхом и вести бой. Однако все эти навыки легендарный полководец смог развить непосредственно во время прохождения военной службы.

Несмотря на свое не самое богатое детство, Семён Михайлович смог достичь успехов в русле военного дела. Усы стали его визитной карточкой и самой узнаваемой деталью его образа.

О них ходили легенды

Феномен будёновских усов — интересный момент из истории ХХ века, который за все время жизни маршала и после его смерти оставался героем народных легенд. Эта деталь образа очень полюбилась гражданам — настолько оригинального и харизматичного командира было сложно найти.

Шикарная растительность над верхней губой шла Будённому — становилась неотъемлемой чертой его крутого нрава и отражала решительность не только в бою, но и в жизни.

Будённовский стиль стал героем анекдотов, а его усы — народным достоянием.

  1. Растительность, которую уважал Сталин.

После окончания Великой Отечественной войны усы начали надоедать Будённому — он больше не участвовал в боях, пользоваться уважением среди однополчан ему уже было не нужно. Понимая и осознавая свой авторитет, Семён Михайлович знал, что он и без своих венгерских усищ останется легендой.

Читайте также:  Было каре как изменить прическу

Будённый решается сбрить растительность, но в последний момент отталкивается на решительный запрет Сталина. Иосиф Виссарионович сказал о том, что усы эти больше не принадлежат маршалу, они — народные. Так красный командир и остался со своей визитной карточкой.

Во время боёв на Крымском полуострове маршалу Конармии необходимо было проверить трофейные патроны. Он поднес папиросу к одному из них, порох вспыхнул и опалил кончик усов. Из-за этого он навсегда остался седым. Чтобы скрыть этот недостаток, маршал регулярно их подкрашивал.

  1. Самостоятельно побрил брата.

В разгар Гражданской войны в Первой Конной армии под руководством Семёна Будённого служил его родной брат. Он тоже решил отрастить шикарную растительность, как и у маршала, что тому страшно не понравилось. Семён собственноручно обрезал концы усов спящему брату — Будённый должен быть только один, никаких двойников.

  1. Спорил с художником-портретистом.

Николаю Мешкову, известному художнику, выпала почетная миссия нарисовать портрет Будённого. Но в процессе у него с маршалом случились разногласия из-за того, что ему не удавалось изобразить усы такими, какими их видел красный командир. После долгих споров Мешкову все же удалось нарисовать их так, чтобы они устраивали Семёна Михайловича.

Усы Будённого нашли своё место и в музее Первой Конной Армии. Там до сих пор хранится наусник, который маршал лично подарил им в 1979 году.

Семён Михайлович Будённый — легендарная историческая личность, влияние которой на отечественную историю сложно переоценить. Его венгерские усы — визитная карточка, которая стала важной деталью мужественного образа и, по словам Сталина, народным достоянием.

Источник статьи: http://beardy.blog/stil/legendarnye-usy-sovetskogo-sojuza-semjon-budjonnyj/

Борода (2). «Обритие бороды Карла Маркса» в СССР

Итак, в предыдущей статье по данной теме мы выяснили интересный факт: Российскую империю строили гладко выбритые люди, начиная с Петра I, а как только их потомки отрастили себе бороды, то она рухнула. Конечно, рost hoc non ergo propter hoc, но. Ведь внешнее отрицание было вовсе не случайным. За 200 лет «элита» шаг за шагом освободилась от ограничений, наложенных на неё царём-плотником, внешним символом чего и стали вольные бороды, отпущенные последними двумя представителями романовской династии. Не прошло и 40 лет правления бородачей, этих отступников от завета Петра. и государство пало.
А теперь рассмотрим с этой же точки зрения – то есть ношения бород и брадобрития – советскую историю, и посмотрим, к чему это нас приведёт. 🙂
Как это ни забавно, но примерно одновременно с победой «бородачей» в российском дворянстве борода победила и среди русских революционеров – достаточно взглянуть на портреты деятелей их старшего поколения.
Вообще, длинная, густая, пышная борода и усы – достаточно характерный атрибут облика не только сказочного колдуна и волшебника вроде старика Хоттабыча, Деда Мороза или дядьки Черномора, но и революционера. Борода у героев сказок обычно скрывает в себе магические свойства – способность изменять мир. Как известно, джинн Гасан Абдурахман ибн-Хоттаб из сказки советского писателя Л. Лагина творил волшебство, выдёргивая из своей бороды волосок и разрывая его на части. «Старик тяжело вздохнул, вырвал из своей бороды один волос, другой, третий, затем в сердцах выдернул из неё сразу целый клок и стал с ожесточением рвать их на мелкие части, что-то сосредоточенно приговаривая…» Ясно, что чем борода длиннее и гуще, тем больше её сила и могущество. А разве у революционеров дело обстоит иначе.
Вот красноречивая выдержка из книги Герберта Уэллса «Россия во мгле», широко публиковавшейся в СССР в 1958 и 1970 годах. Английский писатель с нескрываемым раздражением писал о слишком громадной, по его мнению, бороде Карла Маркса: «Куда бы мы ни приходили, повсюду нам бросались в глаза портреты, бюсты и статуи Маркса. Около двух третей лица Маркса покрывает борода, широкая, торжественная, густая, скучная борода, которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной жизни. Такая борода не вырастает сама собой; её холят, лелеют и патриархально возносят над миром. Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на «Капитал»; и то человеческое, что остаётся от лица, смотрит поверх неё совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатление эта растительность производит на мир. Вездесущее изображение этой бороды раздражало меня всё больше и больше. Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против «Капитала» бритвой и ножницами и напишу «Обритие бороды Карла Маркса»». Что ж, раздражение писателя-реформиста, члена Фабианского общества, убеждённого противника революции и большевизма, вполне понятно.
Для тех, кто не знает или забыл, напомним облик основоположника марксизма:

Читайте также:  Прическа как у габи солис

Любопытно проследить, как постепенно исчезали эти «сказочные», а точнее, революционные атрибуты (бороды, усы) из облика советских руководителей. Уже Ленин, Троцкий и их соратники «укоротили» завещанную им чересчур обширную бороду Маркса: они оставили себе только скромные испанские бородки клинышком. Хотя были времена, когда В. И. Ульянов носил бороду, больше напоминавшую об облике основоположников марксизма. Большевик Григорий Шкловский вспоминал о 1903 годе: «Ильич. на свою внешность обращал столько же внимания, сколько любой русский студент-«нигилист». Борода его росла тогда во все стороны, и о стрижке её он не заботился и это, между прочим, шло к нему гораздо лучше, чем когда он, по отношению к ней, применял методы европейской цивилизации. «

Вообще же борода и усы Ленина были важнейшей частью его художественного образа в советском искусстве. На живописных полотнах Владимира Ильича обыкновенно изображали бородатым – даже в те моменты, когда в реальности он бороды и усов не носил. Например, на картинах, где Ленин провозглашал Советскую власть, его непременно изображали с бородой и усами. Хотя в действительности в этот день он был чисто выбрит – с целью маскировки.
Картина Владимира Серова «Ленин провозглашает Советскую власть» (один из вариантов):

На более позднем варианте, после развенчания «культа личности», Сталин с картины бесследно исчез, но борода и усы Ленина остались в неизменности:

Хотя на самом деле в те дни Владимир Ильич выглядел так:

Но обрить его на картине казалось немыслимым.
Затем, как известно, в 20-е годы, в Кремле разгорелась война между «бородатыми» и «безбородыми». Случайно ли то, что первые хотели мировых перемен, а вторые предлагали ограничиться одной страной? Победили последние, сбрившие революционные бороды и оставившие на своих лицах только аккуратно подстриженные усы.
Вот уже сталинское Политбюро 1934 года. Это, если не считать «всесоюзного старосту» Калинина и Петровского, безбородое Политбюро.

В 30-е годы борода уже воспринималась как вызов новой эпохе, символ прошлого, знак оппозиции. Лазарь Каганович в беседах с писателем Феликсом Чуевым вспоминал поразительный эпизод: «Я бороду носил до тридцать третьего года. Сталин говорит:
– Зачем тебе борода?
Я говорю:
– Давно ношу.
Сталин:
– Надя, дай ножницы, я ему сейчас срежу бороду!
Я говорю:
– Хорошо, я бороду сниму сам. «
Лазарь Каганович – с бородой и без неё:

Но впереди, спустя два десятка лет, безбородых победителей ждала новая война – на этот раз против «безусых». И они потерпели в ней полное поражение. В начале 60-х годов уже усы стали новым символом оппозиционности и «ретроградства». На карикатурах в советской печати 60-х годов «наследников Сталина» неизменно изображали с усиками. В том числе на самой известной из этих карикатур, где «наследник» стоит на коленях перед портретом И. В.:

Читайте также:  Золотой ус настойка лечение желудка

Полувековой юбилей революции застал всех высших руководителей страны безбородыми и безусыми. Вот брежневское Политбюро. Никто в нём не носил усов, если не считать секретаря ЦК Бориса Пономарёва, который – что характерно! – занимался в ЦК тем, что осталось от Коминтерна, от идей мировой революции.

К маю 1966 года среди членов Политбюро не уцелело ни одного обладателя усов, не говоря уж о бороде. Можно сказать, что в этом безусом и безбородом Политбюро брови Леонида Ильича оставались последними клочками из роскошной, сказочной бороды Карла Маркса.
Любопытно, что тогдашний антисоветский фольклор почувствовал это родство и с виртуозной лёгкостью восстанавливал его – брови неожиданно роднили Леонида Ильича с его предшественниками – Сталиным и даже Лениным:
«Что такое брови Брежнева? Это усы Сталина, но на более высоком уровне».
«– Пашутылы, ы хватыт! – сказал Брежнев, переклеивая брови себе под нос».
«– Какая у Брежнева партийная кличка?
– Бровеносец в потёмках».
«– Где то бревно, которое Ленин нёс на субботнике?
– Проросло бровями и правит нами».
А среди молодежи возникла новая мода на бороды и длинные волосы. Они вновь, как и столетием ранее, сделались своеобразным символом вольнодумства, независимого образа мыслей и поведения. Сатирики 50-х годов называли юных бородачей «дикообросами» (нечто вроде дикообразов). Один из юмористических рисунков 1962 года изображал «Молодёжное кафе». Все посетители кафе – молодые люди с большими бородами.

Журналист и зять Хрущёва Алексей Аджубей вспоминал: «Бороды воспринимались как вызов общественному мнению, и если их насильственно не состригали по примеру Петра, то всё же они сильно портили репутацию. Ссылки на внешность Маркса, Энгельса и Ленина объявлялись кощунством».
Карикатура на бородачей из советской печати начала 60-х годов (одновременно она высмеивает увлечение молодёжи повестью Хэмингуэя «Старик и море»):

Отношение к бородам несколько смягчилось в 60-е годы, после победы на Кубе революционеров-«барбудос» (то есть опять-таки «бородачей»). В фильме «Шантаж» (1972 год) из популярного телесериала «Следствие ведут Знатоки» одна из отрицательных героинь говорит: «Три месяца тому назад зачастил один юноша с окладистой бородой в тёмных очках. Такая странная пошла мода среди нынешней молодёжи, простите, вы не находите, – борода? Я говорю: Петра Первого на вас нет, он бы вас живо всех обрил!». Вкладывая такие слова в уста заведомо отрицательного персонажа, авторы фильма тем самым явно «брали под свою защиту» бородатых от необоснованных нападок.
А возвращаясь к бровям Леонида Ильича, которые стали символом «первого лица» страны с октября 1964 года, мы сейчас можем видеть, что брежневская эпоха действительно была последней остановкой революции и Советской страны перед их крушением и переходом к эпохе открытой контрреволюции.
В общем, наверное, есть истина в известном изречении Конфуция о том, что «миром правят знаки и символы, а не слово и закон». Как только «обритие бороды Карла Маркса», о котором так безнадёжно мечтал Уэллс в 1920 году, было полностью завершено, наступила эпоха Реставрации. Мировая реальность с 1917 года до 1991-го неузнаваемо изменилась, но революционная борода Карла Маркса оказалась растрачена его наследниками до последнего волоска.
В общем, как это ни поразительно, но СССР в этом смысле зеркально повторил историю Российской империи: его основали бородачи, а когда их наследники полностью избавились от бород и усов, то и Союза не стало.

P. S. Для комментаторов, страдающих звериной серьёзностью, повторяю: эта статья, как и предыдущая на ту же тему (о судьбах бороды в Российской империи), представляют собой шутки юмора. 🙂 Хотя в любой шутке есть только доля шутки.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b8c00d0a2313f00ab0a982b/boroda-2-obritie-borody-karla-marksa-v-sssr-5b8c0b15163eff00ab6b1f09

Оцените статью
Adblock
detector